Педсовет речевое развитие дошкольников. Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

ПЕДСОВЕТ № 3

Тема: « Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС »

Форма проведения: деловая игра

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Ход педсовета.

Тихомирова И.В.

Я рада вас приветствовать на очередном заседании Педагогического Совета .

Тема нашего заседания «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

Повестка дня:

    Выполнение решений предыдущего Педагогического Совета

    Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Основные направления и средства речевого развития дошкольников

    Итоги логопедического обследования

    Итоги тематического контроля

    Деловая игра

    Выполнение решений предыдущего Педагогического Совета.

В ходе выполнения решений Педагогического Совета № 2 в детском саду в рамках методической недели Смирнова В.П. провела методический семинар «Технология сотрудничества в непосредственно образовательной деятельности», мастер – класс «Организация совместно – индивидуальной деятельности на занятиях» и «Совместно – последовательная деятельность в обучении детей навыкам сотрудничества». Шипулина А.С. организовала и провела психологический семинар «Техника активного слушания».

Для ознакомления с формами работы воспитателей по формированию навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в апреле будет организован повторный тематический контроль.

2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста:

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Смирнова В.П.

В январе в детском саду проходило логопедическое обследование детей 3-7 лет, целью которого стало определение уровня речевого развития детей.

Итоги логопедического обследования (справка)

Тихомирова И.В.

Итоги, так скажем неутешительные. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Основные задачи развития речи - это воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.

Кроме того, развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду следует осуществлять во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Смирнова В.П.

3.Игра «Умники и умницы»

Сейчас я предлагаю вам игру «Умники и умницы».

Правила игры:

Играют все педагоги

Время для обдумывания одного вопроса не более 10 секунд.

Если воспитатель считает, что знает ответ на вопрос – он поднимает сигнал.

Если ответ неверный, другие педагоги могут дать свой ответ, но тоже по сигналу.

За каждый правильный ответ на вопрос педагог получает медаль

Если педагог набрал 5 медалей происходит обмен на 1 орден

В итоге кто больше наберет орденов, тот и станет «Педагогом премудрым».

Тема нашей игры «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Вопросы:

1.Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников.

1. Развитие словаря.

    Формирование грамматической стороны речи.

    Воспитание звуковой культуры речи.

    Формирование разговорной (диалогической) речи.

    Обучению рассказыванию (монологической речи).

    Ознакомление с художественной литературой.

    Подготовка детей к обучению грамоте.

2.Назовите виды связной речи.

(монологическая и диалогическая речь)

3. Какие формы диалогической речи Вы знаете?

(разговор, беседа)

4. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи

Не запланированные краткие разговоры во время режимных моментов

Специально организованные плановые разговоры: индивидуальные и коллективные

Словесные поручения

Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг

Объединение детей разных возрастов

Организация посещения другой группы

Сюжетно – ролевые игры

Трудовая деятельность

5. Назовите структурные компоненты беседы и опишите содержание каждого

Структурные компоненты:

1.Начало

2.Основная часть

3. Окончание

Начало беседы.

Цель его – оживить в памяти детей полученные впечатления с помощью вопроса – напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фото, предмета. А также необходимо сформулировать тему и цель предстоящей беседы.

Основная часть

Она разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. В процессе каждого этапа педагог заключительной фразой обобщает высказывания детей и делает переход к следующей микротеме.

Конец беседы

Он краток по времени. Эта часть беседы может быть практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.

6. Какой прием считается ведущим при организации беседы?

(вопрос)

7.Какие виды вопросов педагог использует при организации беседы?

Вопросы поискового и проблемного характера (Почему? Зачем? Из – за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?)

Обобщающие вопросы

Репродуктивные вопросы (Что? Где? Сколько?)

    В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?

1.Репродуктивные вопросы

2.Поисковые вопросы

3.Обобщающие вопросы

9. Какие виды монологической речи существуют?

1. Пересказ

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание об игрушке

4. Рассказывание детей из опыта

5.Творческие рассказы

10. Назовите средства развития речи.

1. Общение взрослых и детей;

2. Культурная языковая среда, речь воспитателя;

3. Развивающая предметная среда;

4. Обучение родной речи и языку на занятиях;

5.Художественная литература;

6.Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

7. Трудовая деятельность;

8.Детские праздники

11.Назовите основные дидактические принципы организации образовательного процесса, ориентированного на развитие речи.

1. Развитие динамичности восприятия (задания с постепенно нарастающей трудностью, разнообразные типы заданий, смена видов деятельности)

2. Продуктивность обработки информации (организация дозированной поэтапной помощи педагога, обучение переносу предложенного способа обработки информации на выполняемое задание, создание условий для самостоятельной обработки информации)

3. Развитие и коррекция высших психических функций (выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций)

4.Обеспечение мотивации к учению (обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания с помощью разнообразных по форме инструкций, проблемных ситуаций, системы поощрений, призов, развернутую словесную оценку)

12. Какое из средств развития речи является ведущим?

(общение)

13. Какие приемы ориентированы на развитие общения?

1. Сюжетно – ролевая игра

2. Бытовая деятельность

3. Словесное поручение

4. Беседа

5.Собеседование по поводу картин, рисунков, книг.

14.Назовите словесные методы и приемы развития речи.

Методы:

1.Чтение и рассказывание художественных произведений

2.Заучивание наизусть

3. Пересказ

4. Беседа

5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

6. Творческое рассказывание

Приемы:

1.Вопрос

2. Повторение

3. Объяснение

4.Речевой образец

15.Назовите наглядные методы развития речи

Методы:

1.Наблюдения

2.Экскурсии

3.Осмотры помещения

4. Рассматривание натуральных предметов.

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

6.Моделирование

Приемы:

Показ картинки, игрушки, движения или действия

Показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

16. Назовите практические методы развития речи

Дидактическая игра

Игра – драматизация

Трудовая деятельность

17.В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?

(проектирование становления и развития речи детей, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности).

18.Назовите основные задачи по развитию речи детей в возрасте от 1г. 6мес. до 2 лет.

1.Значительно расширять словарь ребенка

2.Учить говорить детей простыми фразами

3. Воспитывать умение отвечать на простые вопросы

19.Назовите основные задачи по развитию речи детей в возрасте от 2 лет до 3 лет.

1. Расширять словарь ребенка

2.Учить пользоваться всеми частями речи

3.Учить говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания

4.Учить чисто произносить слова (правильной артикуляции)

5.Учить ребенка вслушиваться в сложную речь взрослого

20.Назовите основные методические приемы развития речи детей ясельного возраста.

1. Показ с называнием

2. «Перекличка»

3. Просьба «скажи» и «повтори»

4. Подсказывание нужного слова

5. Поручения

6. Вопросы

6. «Живые» картинки

7. «Детское кино»

8. Теневой театр

9.Рассказ взрослого без подкрепления показом (с 2 л. 6 мес. до 3 лет)

21. Что является задачей ознакомления детей с литературными произведениями?

(Формирование способности элементарно анализировать содержание и форму произведения)

22. Какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания произведения?

(беседа)

23. Чего нужно избегать при знакомстве детей с литературным произведением, не разделенным на части?

(показа иллюстраций в процессе чтения произведения)

24. Какие виды занятий по развитию речи могут быть использованы в работе педагога?

(вводные, обобщающие, занятия, посвященные изучению нового материала)

25. Опишите методику обучения детей составления рассказа – описания

Поэтапное обучение:

    Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета)

    Описание предметов по основным признакам (с помощью педагога по вопросам)

Подбираются игрушки с ярко выраженными признаками. Простое описание – 4-5 предложений, включающие его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и его некоторые отличительные свойства. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.

При затруднении используется прием дополнения предложения, начатого педагогом.

    Обучение развернутому описанию предмета (по предварительному плану - схеме). В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов.

    Определить объект описания

    Перечисление признаков предмета в определенной последовательности

    Указание на принадлежность предмета к той или иной группе и на его назначение, приносимую пользу.

При затруднении используются приемы – жестовые указания, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, условные наглядные символы, параллельное описание педагогом и ребенком двух однотипных предметов, коллективное составление плана

Описание может быть непосредственно воспринимаемого предмета, описание предмета по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения), по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

    Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания проходит на игровых занятиях, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, самостоятельное составление детьми рассказа – описания.

    Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. Используются игровые упражнения: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки…), составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин?), выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький), последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой – либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор). Используется прием параллельного описания двух предметов – педагогом и ребенком.

26. Опишите методику обучения детей составления рассказа по картинке

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине. Это рассматривание картины и ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине.

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.

На занятиях применяют загадки, потешки, поговорки, стихи, а также игровые приемы (показать картину любимой игрушке, познакомить с картиной гостя).

Со средней группы начинается непосредственное обучение детей рассказу по картине (рассказывание по вопросу, образцу).

Структура занятия:

    Подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных героев, все виды театров)

    Вопросы к картине воспитателя

    Образец рассказа по картине воспитателя

    Рассказы детей

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года вводится план рассказа, используется прием наглядного моделирования.

В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Структура занятия:

    Подготовка к эмоциональному восприятию картины

    Лексико – грамматические упражнения по теме занятия

    Рассматривание картины в целом

    Вопросы воспитателя по содержанию картины

    Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми

    Рассказ по картине сильного ребенка, как образец

    Рассказы 4-5 детей

    Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя

В подготовительной группе возможно обучение рассказыванию по пейзажной картине.

27. Опишите методику обучения детей составления рассказа по памяти

Обучение рассказам по памяти начинается со старшей группы. В этой возрастной группе детям предлагаются легкие темы из общего, коллективного опыта, оставившие яркий след в сознании и чувствах ребенка. В подготовительной группе предлагаются темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений. Рассказывание по памяти из общего коллективного опыта.

Выделено 2 вида занятий по обучению рассказыванию:

    Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям.

    Составление письма

Рассказывание по памяти из индивидуального (личного) опыта

В старшей группе предлагается рассказать об единичных фактах (описать любимую игрушку и т.п.), далее темы усложняются: описать какое- нибудь событие (как прошел день рождения). В подготовительной группе добавляются темы этического характера. (мой друг и.т.п).

28. Назовите ведущие формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Фронтальные формы:

Занятия

Игра – драматизация

Хороводы

Праздники

Развлечения

Речевая гимнастика

Групповые формы:

Дидактические игры

Шутки – чистоговорки

Методы:

Дидактическая игра

Подвижные и хороводные игры с текстом

Дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей (в ясельных, младших, средних группах рассказ сопровождается показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек).

Пересказ

Заучивание стихотворений

Заучивание и повторение знакомых скороговорок

Игровые упражнения

Приемы:

Образец правильного произношения с кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече – двигательного аппарата

Утрирование (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука

Образное называние звука (в младших группах)

Показ и объяснение артикуляции

Негромкие проговаривания звука, звукосочетаний

Обоснование необходимости выполнить задание педагога

Индивидуальная мотивировка задания

Индивидуальное указание перед ответом ребенка

Совместная речь ребенка и воспитателя

- Отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца)

- Оценка ответа или действия и исправление

- Образная физкультурная пауза

- Показ артикуляционных движений

29. Какой прием развития монологической формы связной речи наиболее часто используется при обучении детей младшего дошкольного возраста?

(составление рассказа по частям с наглядной опорой)

30. Назовите методы и приемы работы, виды упражнений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.

Для упражнений используются картинки двух видов:

    Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие

    Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной структуры.

По картинкам первого вида составляют предложения:

субъект – действие (выраженное непереходным глаголом), например, Мальчик бежит

субъект – действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого), например, Девочка катается на велосипеде.

субъект – действие – объект, например, Девочка читает книгу.

субъект – действие – объект – орудие действия, например, Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида составляют предложения:

- субъект – действие – место действия (орудие, средство действия), например, Ребята играют в песочнице

При обучении детей составлять предложения используется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях.

В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог. Может быть применено

- и совместное составление предложения 2-3 детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают)

- и составление предложений по картинкам с использование фишек.

В старшем дошкольном возрасте осуществляется переход к составлению предложений более сложной структуры:

- предложения с однородными сказуемыми (Дедушка сидит в кресле и читает газету)

- сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи).

Далее от составления предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по 3-4, затем по 2).

31. Опишите методику обучения детей пересказыванию

В младшей группе – подготовка к обучению пересказу.

Методика обучения пересказу детей 3-4 лет:

1.Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых сказок, построенных на повторе действий

2. Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности? Настольного или кукольного театра

3. Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из теста или 1-2 слов из предложения.

Методика обучения пересказу детей 4-6 лет:

1.Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме

2.Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание

3.Беседа по содержанию и форме текста

4.Составление плана пересказа. План бывает устным, картинным, картинно – словесным и символическим. В средней и старшей группах план составляется воспитателем вместе с детьми, в подготовительной группе – детьми.

5.Повторное чтение текста с установкой на запоминание

6.Пересказ текста детьми

7. Оценка детского пересказа В средней и старшей группах дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети.

Короткий текст пересказывается полностью, длинный – по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

- из нескольких текстов дети выбирают один, по желанию

- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии

- драматизация детьми литературного произведения.

32. Назовите приемы словарной работы

- Экскурсии

- Рассматривание и обследование предметов

- Наблюдение

- Называние (или образец произношения) нового или трудного слова

- Называние, сопровождаемое показом объекта

- Называние, сопровождаемое толкованием

- Включение слова в предложение

- Повторение (неоднократное) слова воспитателем, отдельными детьми, хором в течение занятия

- Объяснение происхождения слова (старшие группы)

- Вопрос

- Игровые упражнения в подборе слов

- Дидактические игры

- Словесные игры на классификацию предметов

- Загадки

- Сравнение предметов

33.Назовите методы и приемы обучения детей грамматически правильной речи

- Игровые упражнения

- Дидактические игры

- Словесные упражнения

- Сюжетный дидактический рассказ

- Игровые персонажи при повторении материала

- Образец речи педагога

- Сравнение

- Сопряженная речь

- Исправление

- Подсказывающие вопросы - загадки

(По окончании игры происходит подсчет медалей, обмен их на ордена, определение победителя)

Тихомирова И.В.

Молодцы. Итак, «Педагогом премудрым» стала ………………. Поздравляем! (вручаем грамоту).

Игра показала ваши знания по методике развития речи детей дошкольного возраста. Теорией вы владеете. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела на практике. В нашем детском саду был проведен тематический контроль «Развитие речи в условиях детского сада»

Смирнова В.П.

Итоги тематического контроля (справка).

Тихомирова И.В.

Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема речевого развития является актуальной. Предлагаю обсудить данную проблему и найти пути ее решения.

Смирнова В.П.

Мозговой штурм

Подумайте и скажите, какие проблемы в области формирования речевого развития следует отметить.

(Практическая часть)

(Малоэффективная организация развивающей среды по речевому развитию

Отсутствие методической базы

Не эффективная система работы педагогов детского сада по развитию фонематического восприятия и произношения фонем)

Смирнова В.П.

Я предлагаю объединиться в пары, выбрать одно из направлений и определить пути решения поставленных задач. На работу вам дается 5 минут.

Практическая часть

(составление плана)

Смирнова В.П.

Время подошло к концу. Заканчиваем. И я попрошу вас представить вашу работу.

Презентация плана

Каждая пара педагогов рассказывает присутствующим, какие нашел пути усовершенствования.

Тихомирова И.В.

Наше заседание Педагогического Совета подходит к концу. Сегодня мы с вами вспомнили методику развития речи детей дошкольного возраста, наметили основные пути речевого развития детей нашего детского сада.

В заключении, мне бы хотелось узнать:

- Что вы, лично, измените в своей работе для совершенствования речевого развития детей своей группы?

Запишите ответ. И второй вопрос:

- Какие формы работы необходимо внедрить в систему работы детского сада для эффективного развития речи воспитанников?

Проект решения Педагогического Совета (обсуждается и утверждается).

    Усовершенствование предметно – развивающей среды на группах в соответствии с возрастом детей

А) организация консультации для воспитателей «Создание речевого центра в группе» до 15.04.2016г.

Б) организация смотра – конкурса «Центр речевого развития» до 15.05.2016г.

    Оптимизация методического обеспечения речевого развития воспитанников до января 2017г.

Ответственный: старший воспитатель

А) Пополнение методической литературы

Б) Создание библиотеки детской художественной литературы

В) Подбор дидактических игр по развитию речи

Г) Обновление наглядного материала

    Внедрение в практику работы педагогов программы Е.В.Колесниковой до 01.09.2016г.

Ответственный: Смирнова В.П., Забродина Т.Г.

А) Приобретение комплекта УМК

Б) Изучение методических рекомендаций

    Изучение современных образовательных технологий по развитию речи у воспитанников детского сада.

Ответственный: воспитатели, старший воспитатель

А) Организация серии методических семинаров «Обучение дошкольников составлению рассказа –описания», «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине», «Методика обучения дошкольников работе с серией картинок» до 15.04.2016г.

Б) Организация мастер – класса « Игровые упражнения развития грамматического строя речи дошкольников», « Развитие фонематического восприятия детей», « Активизация словаря детей» до 15.04.2016г.

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

Педагогический совет

"Речевая коммуникация и развитие речевой активности детей

дошкольного возраста"

и Усачева Елена Владимировна

МДОУ "Детский сад № 5 "Олимпия", Волгоград

Вид педсовета: тематический.

Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете)

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.

2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.

Повестка дня:

I . Теоретическая часть

1.1. Вступительное слово заведующего «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Ответственный: заведующий МОУ

1.3 Разминка «Мозговой штурм»

Ответственный: воспитатель группы №5

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ».

Ответственный: логопед

II . Практическая часть

2.1. Задание 1. «Переведи пословицу на русский язык»

Задание 2. «Объясни выражение»

Задание 3. «Угадай название сказки»

Ответственный: воспитатель группы №5

2.2. Домашнее задание: «Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Ответственные: воспитатели всех групп

Ход педагогического совета

I Теоретическая часть

Ведущий: Команда педагогов отправлена в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

Воспитатель группы №5 (пилот) сообщает:

Уважаемые дамы, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Олимпия». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).

Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полете 1 час 50 минут.

Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка», легкий обед «Интеллектуал», за время полета вы сможете ознакомиться со свежей прессой.

Уважаемые дамы, Вас приветствует капитан нашего экипажа (заведующий).

1.1. Вступительное слово руководителя: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Одна из годовых задач, над которыми работает наш коллектив, звучит следующим образом: «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» это одна из годовых задач деятельности МОУ детского сада №5 «Олимпия»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.

Справка по итогам реализации первой годовой задачи «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» детском саду «Олимпия»

1.3. Разминка «Мозговой штурм»

Уважаемые дамы сейчас вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка». Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:

Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (речь).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:

Неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (беседа)

Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (монологическая).

Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).

Компонент № 5. Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»

(1-ая младшая группа)

2. Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»

(2-ая младшая группа)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».

(средняя группа)

  1. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ»

Воспитатель группы №5 сообщает:

Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ.

II . Практическая часть

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Интеллектуал», состоящий из трех блюд: салат, закуска и компот.

Салат. «Переведи пословицу на русский язык»

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). - Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет

Закуска. «Объясни выражение».

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Дело в шляпе (все хорошо);

Плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле);

Как на иголках (состояние крайнего волнения, беспокойства);

Чесать язык (болтать попусту);

Морочить голову (отвлекать от основного дела пустыми разговорами).

Компот. «Угадай название сказки»

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах;

Красные усы – Синяя борода;

Красивый цыпленок – Гадкий утенок;

Серебряная курочка – Золотой петушок;

Черная туфелька – Красная шапочка.

2.2. Домашняя страничка.

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится в городе Ноябрьске, после чего вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо предоставить «Образовательные технологии, используемые при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Домашнее задание:

«Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Воспитатели всех групп представляют коллегам дидактический материал, которые они используют в своей работе при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Подведение итога педсовета.

Воспитатель группы № 5 сообщает:

Ваша командировка прошла успешно. Вы ознакомления с образовательными технологиями, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Компания Аэролиний «Олимпия» предлагает вам в виде бонуса подарки.

Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов».

· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

· Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

2.3. Принятие решения педагогического совета.

А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.

Срок: постоянно

3. Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок: 10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Срок:10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

5. Воспитателям обратить внимание при планировании чтения художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.

Литература:

1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2009 г.

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.

7. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова Е.А., Шапиро Е.И. «Язык. Речь. Коммуникация» – СПб.: КАРО, 2006 г.

ПЕДСОВЕТ № 3 – ДЕЛОВАЯ ИГРА

« Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Старший воспитатель

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

Развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

1.Проведение тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ» цель которого: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами всех возрастных групп, определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

2.Аналитическая справка по результатам методической недели (коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию, презентации проектов).

3. Анализ анкетирования родителей.

4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

1. Выполнение решения педагогического совета №2.

Заведующий

2. «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС». Аналитическая справка по результатам тематического контроля по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка, по результатам методической недели.

Старший воспитатель

3.Деловая игра «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО»

Заместитель заведующего

4. «Педагог глазами детей». анализ анкетирования родителей

Старший воспитатель

5. Решение педсовета.

Заведующий

Ход педсовета.

1.Сообщение заведующего по итогам выполнения педсовета №2.

2.1.Сообщение старшего воспитателя о речевом развитии.

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи - это воспитание орфоэпической культуры речи , словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности , в разных формах, как на специальных речевых НОД, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

2.2.Аналитическая справка по итогам тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ».

Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей в детском саду»,проведенного в период с 25.01по 29.01.2016года.

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.

5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр НОД.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы НОД тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа №1

Подготовительная группа №2

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей недостаточна для

формирования личности ребёнка без овладения им грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает НОД, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово воспитателя: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

2. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги готовы к НОД, регулярно их проводят. Но в утренний промежуток времени педагоги не планируют артикуляционную , пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, не планируют и не проводят тематические развлечения во второй половине дня. Для проявления детьми творчества не систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, не организуются вечера загадок, дидактических игр на развитие воображения.

Анализ планирования в старшей и подготовительных группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день.

В планах по работе с семьями воспитанников не спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей. Исключение группа раннего возраста.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

Но созданная предметно – развивающая среда не всегда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей.Но художественная литература подбирается воспитателями безграмотно , не имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Исключение средняя группа. Во всех группах не в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.

В зонах сюжетно – ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп проведена работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов, которые подразделены по полоролевому воспитанию. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют. Но в зоне сюжетно – ролевых игр несвоевременно создаются соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Нарушен принцип динамичности, обновления.

Не обновляется и не используется воспитателями театральная атрибутика. Ни в одной группе не имеется фланелеграф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

4. Оценка эффективности НОД по развитию речи.

Главная цель посещения НОД по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

Группа раннего возраста. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: сюрпризный момент, дидактическая игра, исполнение песенок-потешек. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Во 2 младшей группе НОД по развитию речи «Рассказывание об игрушках». Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.

НОД методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с рассказом об игрушке. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке.

В средней группе в проведении НОД для поставленных целей воспитатель использовала только игровые методы и приемы. соответствующие возрасту детей. Дети были заинтересованы сменой видов деятельности.

В старшей группе НОД проведена методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту детей, НОД направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ, рассматривание картины, работа над звуковой культурой речи. .

В подготовительной группе №1 воспитатель для обогащения словаря детей, активизацию связной речи использовала следующие приёмы мнемотехники рассказ, пересказ, вопрос-ответ. Дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

В подготовительной группе №2 НОД по обучению грамоте была направлена на совершенствование умений детей звукового анализа слов с использованием схем, выделения ударного звука в слове.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований и требований ФГОС ДО. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо НОД строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, которые овладели методикой игры.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Справку составила: старший воспитатель

Председатель комиссии тематического контроля:

Заведующий МБДОУ «ЦРР - д/с №2 «Светлячок»

Члены комиссии тематического контроля:

Зам. зав. по НМР

Учитель-логопед

Ознакомлены:

2.3Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО

Цель:

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;

Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС;

Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа, систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

После этого педагоги делятся на 2 команды

Деловая игра состоит из пяти частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

Придерживаться регламента.

Ход игры.

Перед началом игры заместитель заведующего предлагает каждому участнику вопрос. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку , если ответ неполный или неверный – красную.

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:

а) предметное развитие;

б) личностное развитие;

6. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками?

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной куль

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10. Восстановите правильную структуру документа:

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

г) организационный.

13. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

14. Что не является направлением коррекционной работы и/или инклюзивного образования?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) квалифицированное медицинское обслуживание;

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг)?

а) индивидуализация образования;

б) итоговая диагностика к школе;

в) оптимизация работы с группой детей.

16. Почему в действующий ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей?

(В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей).

17. К какой образовательной области относится становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (питание, закаливание, формирование полезных привычек)?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

18. К какой образовательной области относится развитие воображения и творческой активности?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

II часть.

«Что, когда и почему?»

Экспресс-опрос «ФГОС ДО»

ВЫВЕСТИ НА СЛАЙДЫ

Вопросы:

1. Назовите номер и дату выхода Приказа Министерства Образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17 октября 2013 г. N 1155 г.)

2. Дети какого возраста (при наличии соответствующих условий) могут посещать дошкольные образовательные организации? (от 2 месяцев - до 8 лет)

3. В чем отличие коррекционной работы от инклюзивного образования?

4. Перечислите 5 образовательных областей – направлений развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)

5. Как в соответствии с ФГОС соотносятся обучение и развитие? (обучение ведет за собой развитие)

6. .ФГОС предполагает деятельностный подход. Назовите структуру любой деятельности, в том числе детской? (мотив – цель – средства - действие-результат-рефлексия)

7. Основные требования к РППС? (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность , доступность и безопасность)

8. В какой форме представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевыми ориентирами)

9. С какой целью проводится оценка индивидуального развития детей? (для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей)..

10.Назовите основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

11.Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

III часть.

Дискуссия с элементами практикума

«Формулировка правил к проведению занятий речевого вида с детьми»

Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой

«Пять правил к проведению НОД с детьми».

Последующие задания:

1) Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.

2) Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. НОД (Занятие)– это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

V часть.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

4.Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций во время проведения непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

2 .Обобщить опыт педагогов средней, старшей, подготовительных групп «Использование мнемотехники в развитии речи»

всем воспитателям постоянно

3. Организовать постоянно действующий обучающий семинар «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО ». старшему.воспитателю с 01.02.2016г.

4. Создать картотеки по чтению художественной литературы.

всем воспитателям к 01.04.2016г.

5. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно.

Карта профессионального мастерства воспитателя

№ п/п

Критерии оценки

Ф. И.О. воспитателя

Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы

Создание ППРС по речевому развитию

Культура речи воспитателя

Планирование, организация и проведение НОД по развитию речи детей.

Уровень заинтересованности детей;

МОТИВАЦИЯ

Уровень владения воспитателем методами и приемами развития связной речи детей

Рефлексия НОД

Соответствие программным требованиям

Воспитатель использует методы и приемы развития связной речи детей

Знание методов и приёмов развития у детей связной монологической речи с использованием наглядного моделирования

Организация и проведение организованной образовательной деятельности по развитию монологической речи детей

Планирование работы с родителями по решению проблем развития связной речи детей

Формы работы с родителями по проблемам развития речи

Применение современных образовательных технологий

ВЫВОД

Литература:

1. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

2. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

3. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

4. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

5. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

6. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Литература:

7. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

8. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

9. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

10. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

11. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

12. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА »

Педсовет в дошкольном структурном подразделении 08.12.2016 г

Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

подготовила старший воспитатель Зрелякова Е.В.

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей

3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Доклады из опыта работы воспитателей.

    Учитель –логопед Богданова Т.И.

    Юмористическое упражнение «Шушаника Минична» - старший воспитатель Зрелякова Е.В.

    « » воспитатель Кузнецова Л.В.

    Игра «Прилагательные ассоциации» -старший воспитатель Зрелякова Е.В.

    «

    Общее сочинение на тему « Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» старший воспитатель; игровое упражнение «Литературное страница»

    Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам

Ход педсовета

Вступление: судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

    Доклад из опыта работы «Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы» учитель –логопед

2. Юмористическое упражнение «Шушаника Минична»

Вступление: «Основная цель работы по развитию речи и обучению детей родному языку – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский)

Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Лариса Ивановна". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно, Лариса Ивановна, с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя Лариса Ивановна. После этого Лариса Ивановна задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

Иракия Довментьевна

Магда Виленовна

Лукерья Инокентьевна

Сафрентия Макуловна

Юфеза Гермогеновна

Таирия Коловратовна

Дросида Саммерсентовна

Инфигения Евлогиевна

Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО » воспитатель

4.Игра «Прилагательные ассоциации» -старший воспитатель Зрелякова Е.В.

вступление -

«Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной и хорошей речью, но и также использовать определения к различным словам»

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Критика -

Кругозор -

Воззвание -

Дефицит -

Действие

Интерес -

Убеждение -

Библиотека

Воспитание -

5.«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель младшей группы Токаревой Ю.В.

6. Общее сочинение на тему « Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» старший воспитатель

Каждый из участвующих пишет фразу на узком листе, почему речь воспитателя (как он считает) должна быть образцом – прикрепить на магнитной доске и зачитать.

Вступление –« Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников»- зачитать сочинения.

Еще Литературная страница:

вступление «Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову» игра 3 – «расшифруй русские народные сказки» В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

кашечрохав («Хаврошечка»)

боклоко («Колобок»)

зоркомо («Морозко»)

очвокамйюд («Дюймовочка»)

дыродйом («Мойдодыр»)

гукароснеч («Снегурочка»)

комерет («Теремок»)

щеинакатар («Тараканище»)

рожахико («Жихорка»)

Выполняется педагогами и выкладывается на магнитной доске.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с задержкой речевого развития у детей. Мы отмечаем, что дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать воспитатель и специалисты – логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и обязательно родители.

7. Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам.

Проект решения педсовета

С целью повышения качества профессионализма педагогов:

    Организовать и провести обучающий семинар «Риторика для воспитателей» срок – март 2017, ответственные учитель- дефектолог Дунаева О.Э, учитель-дефектолог Аббасова Ю.И.

С целью совершенствования совместной, специально-организованной и самостоятельной деятельности детей:

    Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей срок –постоянно, ответственные педагоги СП

    Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности срок- постоянно, ответственные педагоги СП

    Использовать в практике работы модели и схемы пот развитию связной речи дошкольников срок- постоянно, ответственные педагоги СП

С целью совершенствования взаимодействия с семьей:

    В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок - постоянно, ответственные педагоги СП

2. Оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника» срок –

Февраль 2017 , ответственные педагоги СП

В методическую папку воспитателя подготовлены материалы:

    Правила для смелых и упорных педагогов

    Памятка для воспитателей

    Основные правила культуры речи

Правила для смелых и упорных педагогов

    Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

    Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

    Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

    После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

    Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой:

(словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки

Основные правила культуры речи:

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...