Материал (средняя группа) на тему: Отчёт по самообразованию воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Материал (младшая группа) на тему: План по самообразованию: Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста
Методическое пособие представляет краткие конспекты совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. Каждый конспект содержит наблюдения, трудовую деятельность, дидактические игры, подвижные игры и индивидуальные физические упражнения. В приложениях приводятся два подробных конспекта и сценарий осеннего праздника.
Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, а также будет полезно студентам педагогических образовательных учреждений. Родители детей раннего возраста найдут в книге интересные занятия и игры, которыми можно заполнить прогулки с детьми на свежем воздухе.
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
· Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
· Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
· Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
· Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
Учить более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.
Познакомить детей с новыми растением- комнатным кленом.
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.
Цель: расширять представления об особенностях роста и развития сосны и ели; сходства и различия; показать, какие животные, растения, грибы связаны с сосной и елью; содействовать расширению представления детей о взаимосвязях в природе.
Задачи
Общеразвивающие: закреплять у детей знания о растениях лесотундры; формировать представления о сходстве и различии разных видов деревьев; систематизировать знания о некоторых особенностях строения растений; развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
Речевые: активизировать в словаре детей такие слова, как «лиственные», «хвойные», «вечнозеленые», «спилы».
Перспективный план по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников
В документе представлен помесячный план работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию навыков безопасного поведения.Цель плана – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них. Представлены следующие темы:Ребенок и здоровье, Ребенок и дом, Ребенок в природе и т. д.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей»
Средняя группа № 4 Воспитатель: Федорова А.Г.
Актуальность проекта:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к нашим воспитанникам, так как растет объем знаний, которые им необходимо передать. Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . К.Д. Ушинский. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а так же для определения текущего состояния человека.
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является ИГРА, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, направлены на развитие и памяти и внимания.
Теоретические основы
Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы, такие как мышление, например.
Память бывает:
- Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
- Непроизвольная – не заставляет.
Память подразделяется на слуховую, зрительную, двигательную.
Если молодой парень, который хочет удивить девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память - его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.
Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная.
Внимание – есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с инте-ресами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.
Объем – это количество объектов, воспринимаемых с ясностью и точ-ностью. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква является отдельным объектом.
Устойчивость – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Концентрация – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-то объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
Распределение – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам.
Переключение – это осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, это способность быстро ориентироваться в сложной си-туации.
Виды внимания
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произволь-ным (преднамеренным) . Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
Что может привлекать к себе непроизвольное внимание. Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы.
Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами:
- яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет)
- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус)
- предметы и явления, вызывающие у человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.) , при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильм или телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, интересные факты, интересные занятия и уроки могут привлечь внимание детей.
Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.
Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту - это невольно обратит на себя внимание слушателей.
Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.
Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.
Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников: - осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;
- интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным
- постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания
- словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать
- определенная организация деятельности.
Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроиз-вольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы ученику запомнить какие-либо сведения на уроке природоведения, естествознания, надо постоянно удерживать на них свое внимание. Однако процесс познания становится для школьника столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное) .
Цель проекта:
- развитие памяти и внимания у воспитанников
Повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидак-тических игр на развитие внимания и памяти.
Задачи:
- Убедить родителей в необходимости развития у детей таких психических процессов, как внимание и память.
- Создать картотеку дидактических игр;
- Изготовить дидактические игры;
- Провести дидактические игры с детьми (в течение года) в различных видах деятельности.
- . Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание) .
- Развивать произвольную память, опираясь на средства облегчающие процесс запоминания.
Сроки проведения проекта:
Долгосрочный январь – май 2015 года.
Тип проекта:
Познавательно – исследовательский.
Вид проекта:
Фронтальный.
Предполагаемый результат:
К концу обучения у детей сформировано:
- умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание)
- произвольная память
- активное участие родителей в развитии внимания и памяти у детей.
План реализации проекта
Татьяна Сойко
Цель : Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры . Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи :
Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет ;
Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т . д.
Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
Оформить в группе уголок дидактических игр .
Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему : «Дидактическая игра , как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста »: выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов
Актуальность проблемы :
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия .
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях . Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность , умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников .
Ожидаемые результаты :
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Разработка и внедрение системы работы с детьми по теме . создание педагогических разработок и публикаций на своей странице на сайте МААМ. РУ Обогащение предметно-пространственной среды
Перспективный план работы
по самообразованию на 2016-2017 учебный год
Этапы работы Формы работы Сроки Практический выход
1. Изучение методической литературы по данной теме Методические пособия, интернет – ресурсы, СМИ В течение года Оформление пространственной развивающей среды
2. Работа с детьми. Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность . Прогулки НОД
В течение года Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста »
3. Работа с педагогами Доклад Ноябрь Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"
4 Работа с родителями Консультация для родителей
Папка-передвижка
Статья в уголке для родителей Декабрь
1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста » 2.«Использование дидактических игр в жизни детей »
3.«Дидактическая игра в жизни ребенка » . Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Публикации по теме:
Дидактическая игра - как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного.
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.
«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Составители: Арзамасцева М. Н., Прокопьева.
Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.
Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от.
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.
Юлия Бортникова
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию : «». В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры . Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи :
Составить план работы по данной теме.
Изучить литературу по данной теме
Подготовить картотеку дидактических игр .
Подготовить и провести консультацию для родителей.
Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями .
Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу :
1. Галигузова Л,Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста . - М.: Владос, 2007.
2. Дети раннего возраста в детском саду / С . Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. «Просвещение» , 1985.
4. Сайт http://www..html
5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» .
Изучение темы начала с раздела : «Роль дидактической игры в развитии дошкольника» , в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Галигузова Л,Н., Мещерякова С. Ю. «Педагогика детей раннего возраста » , и сделала краткий конспект.
В ноябре я продолжила изучение темы с раздела : «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры », я изучила книгу «Дети раннего возраста в детском саду » С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина, и сделала краткий конспект.
В декабре я составила картотеку дидактических игр для детей 2-3 лет . В картотеку вошли следующие дидактические игры : «Чудесный мешочек» , «Узнай фигуру» , «Найти предмет указанной формы » , «Какая фигура лишняя?» , «Какого цвета предмет?» , «Найди свою игрушку» .
В январе родители участвовали в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
В феврале было проведено анкетирование с родителями на тему : «Как играть с ребенком » .
В марте была создана папка-передвижка для родителей на тему : «Дидактическая игра в жизни ребенка » .
В апреле мною был разработан конспект НОД с дидактическим материалом для группы раннего возраста «Собери грибочки»
В мае подвела результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию .
По окончании изучения темы получила следующие результаты : повышение педагогического мастерства в руководстве дидактическими играми с дошкольниками , усовершенствовала условия для проведения игр в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей (организовала удобную, спокойную обстановку, отвела достаточное время на проведение игр, пополнила дидактический материал ,
Перспективы на следующий год :
1. Продолжить работу по теме : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста » (согласно возрастной группе ) ;
2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр .
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую провести родительское собрание на тему «Чем играют наши дети ?» .
Людмила Бабкина
Самообразование воспитателя «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию тему своего самообразования :
СЛАЙД 1 «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
СЛАЙД 2 ЦЕЛЬ МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ :
Определить роль и значение дидактических игр в развитии и образовании детей дошкольного возраста по всем направлениям, определенным ФГОС ДО, т. е :
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
СЛАЙД 3 АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы в том, что :
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра .
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания , и труда, и общения, и искусства, и спорта.
СЛАЙД 4 Еще Сухомлинский говорил : «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Ребенок живет в игре, учится играя и развивается по средствам игры . Задача педагога – стать тактичным руководителем этой игры, обогатить игровой опыт детей .
СЛАЙД 5 Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры , т. е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей . Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность . Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
СЛАЙД 6 В структуру дидактической игры входит :
Игровой замысел,
Игровое задание,
Игровые действия,
Правила.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей . Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми . Ребенка в этих играх привлекает , прежде всего, игровая ситуация, а играя , он незаметно для себя решает дидактическую задачу .
Дидактические задачи разнообразны и направлены на решение задач всех направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи , (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления, могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т. д.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой , а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою . Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей , а также особенности их опыта.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте ) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться , управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование , выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты : прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку» ; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами : катать, собирать, складывать.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
СЛАЙД 7 Дидактические игры разделяются на виды :
Игры с игрушками и предметами,
Настольно-печатные игры,
Словесные игры
СЛАЙД 8 ИГРЫ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой , качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя , дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм .
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как «Чьи это детки?» , «От какого дерева лист?» , «Собери букет из осенних листьев» , и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе , бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин» , пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок» , о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» .
СЛАЙД 9 НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи , которые решаются при их использовании :
Подбор картинок по парам
Подбор картинок по общему признаку
Запоминание состава, количества и расположения картинок
Составление разрезных картинок и кубиков
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений
В более старших группах решаются задачи посложнее : одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
СЛАЙД 10 СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Словесные игры построены на словах и действиях играющих . В таких играх дети учатся , опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении , так как способствуют подготовке детей к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли , применять знания в соответствии с поставленной задачей.
СЛАЙД 11 Условно можно выделить несколько типов дидактических игр , сгруппированных по виду деятельности воспитанников .
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения.
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги) .
СЛАЙД 12 Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием , чудесами. Игра -путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то , что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры , обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат : решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей , играя с ними , вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать : «Помоги Буратино расставить знаки препинания» , «Проверь домашнее задание у Незнайки» .
СЛАЙД 13 Игры-предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» , «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» . Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент : «Кто быстрее сообразит?» .
СЛАЙД 14 Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения . В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать , делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги) . В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом . Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов : единства слова, действия, мысли и воображения детей . Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей , умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.
СЛАЙД 15 Рассмотрим ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА .
СЛАЙД 16 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .
В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности , важным механизмом социализации.
В игре дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.
Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры , упражнения на развитие эмоциональной сферы , пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использовании коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.
СЛАЙД 17 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательные (дидактические ) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности :
Активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста ;
- развивает способности ; вводит детей в жизненные ситуации;
Учит их действовать по правилам, развивает любознательность ;
Закрепляет знания, умения.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации , а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста . Другой положительной стороной дидактической игры является то , что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию , укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям , решениям проблем.
СЛАЙД 18 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .
Задача воспитателя заключается в том , чтобы вызвать у детей интерес к игре , подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста .
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей , игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит , используя ту или иную игру.
Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.
Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому , что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. В игре можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.
СЛАЙД 19 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности.
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников . Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют , закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том , что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия , художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.
Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия , формированию представлений , усвоение знаний.
СЛАЙД 20 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.
Основное назначение предлагаемых игр - усиление образовательной направленности в обучении детей движениям . Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.
Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.
С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие , различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет .
СЛАЙД 21 Можно сделать ВЫВОД :
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет , а дети, играя , учатся.
Дидактические игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста .
Я хочу продолжить самообразование по выбранной теме , в связи с этим мной определен
СЛАЙД 22 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Продолжить изучение психолого-педагогической литературы и педагогического опыта других педагогов;
Планомерно и систематически совершенствовать методы учебно-воспитательного процесса .
Провести анализ и оценку результатов своей деятельности и деятельности детей ;
На этом мой доклад окончен. СЛАЙД 22-1 Всем спасибо за внимание!