Материал (средняя группа) на тему: Отчёт по самообразованию воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Материал (младшая группа) на тему: План по самообразованию: Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста


    Методическое пособие представляет краткие конспекты совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. Каждый конспект содержит наблюдения, трудовую деятельность, дидактические игры, подвижные игры и индивидуальные физические упражнения. В приложениях приводятся два подробных конспекта и сценарий осеннего праздника.
    Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, а также будет полезно студентам педагогических образовательных учреждений. Родители детей раннего возраста найдут в книге интересные занятия и игры, которыми можно заполнить прогулки с детьми на свежем воздухе.


    Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
    · Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
    · Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
    · Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
    · Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.


    Цель: уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
    Учить более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.
    Познакомить детей с новыми растением- комнатным кленом.


    Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.
    Цель: расширять представления об особенностях роста и развития сосны и ели; сходства и различия; показать, какие животные, растения, грибы связаны с сосной и елью; содействовать расширению представления детей о взаимосвязях в природе.
    Задачи
    Общеразвивающие: закреплять у детей знания о растениях лесотундры; формировать представления о сходстве и различии разных видов деревьев; систематизировать знания о некоторых особенностях строения растений; развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
    Речевые: активизировать в словаре детей такие слова, как «лиственные», «хвойные», «вечнозеленые», «спилы».

    Перспективный план по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников
    В документе представлен помесячный план работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию навыков безопасного поведения.Цель плана – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них. Представлены следующие темы:Ребенок и здоровье, Ребенок и дом, Ребенок в природе и т. д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей»

Средняя группа № 4 Воспитатель: Федорова А.Г.

Актуальность проекта:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к нашим воспитанникам, так как растет объем знаний, которые им необходимо передать. Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . К.Д. Ушинский. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а так же для определения текущего состояния человека.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является ИГРА, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, направлены на развитие и памяти и внимания.

Теоретические основы

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы, такие как мышление, например.

Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Память подразделяется на слуховую, зрительную, двигательную.

Если молодой парень, который хочет удивить девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память - его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная.

Внимание – есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с инте-ресами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.

Объем – это количество объектов, воспринимаемых с ясностью и точ-ностью. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква является отдельным объектом.

Устойчивость – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Концентрация – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-то объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Распределение – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам.

Переключение – это осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, это способность быстро ориентироваться в сложной си-туации.

Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произволь-ным (преднамеренным) . Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внимание. Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы.

Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами:

  • яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет)
  • неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус)
  • предметы и явления, вызывающие у человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.) , при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильм или телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, интересные факты, интересные занятия и уроки могут привлечь внимание детей.

Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.

Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту - это невольно обратит на себя внимание слушателей.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников: - осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

  • интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным
  • постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания
  • словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать
  • определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроиз-вольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы ученику запомнить какие-либо сведения на уроке природоведения, естествознания, надо постоянно удерживать на них свое внимание. Однако процесс познания становится для школьника столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное) .

Цель проекта:

  • развитие памяти и внимания у воспитанников

Повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидак-тических игр на развитие внимания и памяти.

Задачи:

  1. Убедить родителей в необходимости развития у детей таких психических процессов, как внимание и память.
  2. Создать картотеку дидактических игр;
  3. Изготовить дидактические игры;
  4. Провести дидактические игры с детьми (в течение года) в различных видах деятельности.
  5. . Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание) .
  6. Развивать произвольную память, опираясь на средства облегчающие процесс запоминания.

Сроки проведения проекта:

Долгосрочный январь – май 2015 года.

Тип проекта:

Познавательно – исследовательский.

Вид проекта:

Фронтальный.

Предполагаемый результат:

К концу обучения у детей сформировано:

  1. умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание)
  2. произвольная память
  3. активное участие родителей в развитии внимания и памяти у детей.

План реализации проекта

Татьяна Сойко

Цель : Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры . Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет ;

Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т . д.

Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

Оформить в группе уголок дидактических игр .

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему : «Дидактическая игра , как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста »: выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов

Актуальность проблемы :

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия .

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях . Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность , умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников .

Ожидаемые результаты :

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Разработка и внедрение системы работы с детьми по теме . создание педагогических разработок и публикаций на своей странице на сайте МААМ. РУ Обогащение предметно-пространственной среды

Перспективный план работы

по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Этапы работы Формы работы Сроки Практический выход

1. Изучение методической литературы по данной теме Методические пособия, интернет – ресурсы, СМИ В течение года Оформление пространственной развивающей среды

2. Работа с детьми. Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность . Прогулки НОД

В течение года Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста »

3. Работа с педагогами Доклад Ноябрь Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

4 Работа с родителями Консультация для родителей

Папка-передвижка

Статья в уголке для родителей Декабрь

1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста » 2.«Использование дидактических игр в жизни детей »

3.«Дидактическая игра в жизни ребенка » . Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Публикации по теме:

Дидактическая игра - как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного.

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Составители: Арзамасцева М. Н., Прокопьева.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Юлия Бортникова
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию : «». В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры . Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи :

Составить план работы по данной теме.

Изучить литературу по данной теме

Подготовить картотеку дидактических игр .

Подготовить и провести консультацию для родителей.

Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями .

Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу :

1. Галигузова Л,Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста . - М.: Владос, 2007.

2. Дети раннего возраста в детском саду / С . Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. «Просвещение» , 1985.

4. Сайт http://www..html

5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» .

Изучение темы начала с раздела : «Роль дидактической игры в развитии дошкольника» , в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Галигузова Л,Н., Мещерякова С. Ю. «Педагогика детей раннего возраста » , и сделала краткий конспект.

В ноябре я продолжила изучение темы с раздела : «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры », я изучила книгу «Дети раннего возраста в детском саду » С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина, и сделала краткий конспект.

В декабре я составила картотеку дидактических игр для детей 2-3 лет . В картотеку вошли следующие дидактические игры : «Чудесный мешочек» , «Узнай фигуру» , «Найти предмет указанной формы » , «Какая фигура лишняя?» , «Какого цвета предмет?» , «Найди свою игрушку» .

В январе родители участвовали в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В феврале было проведено анкетирование с родителями на тему : «Как играть с ребенком » .

В марте была создана папка-передвижка для родителей на тему : «Дидактическая игра в жизни ребенка » .

В апреле мною был разработан конспект НОД с дидактическим материалом для группы раннего возраста «Собери грибочки»

В мае подвела результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию .

По окончании изучения темы получила следующие результаты : повышение педагогического мастерства в руководстве дидактическими играми с дошкольниками , усовершенствовала условия для проведения игр в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей (организовала удобную, спокойную обстановку, отвела достаточное время на проведение игр, пополнила дидактический материал ,

Перспективы на следующий год :

1. Продолжить работу по теме : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста » (согласно возрастной группе ) ;

2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр .

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую провести родительское собрание на тему «Чем играют наши дети .

Людмила Бабкина
Самообразование воспитателя «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию тему своего самообразования :

СЛАЙД 1 «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

СЛАЙД 2 ЦЕЛЬ МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ :

Определить роль и значение дидактических игр в развитии и образовании детей дошкольного возраста по всем направлениям, определенным ФГОС ДО, т. е :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

СЛАЙД 3 АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы в том, что :

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра .

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания , и труда, и общения, и искусства, и спорта.

СЛАЙД 4 Еще Сухомлинский говорил : «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ребенок живет в игре, учится играя и развивается по средствам игры . Задача педагога – стать тактичным руководителем этой игры, обогатить игровой опыт детей .

СЛАЙД 5 Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры , т. е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей . Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность . Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

СЛАЙД 6 В структуру дидактической игры входит :

Игровой замысел,

Игровое задание,

Игровые действия,

Правила.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей . Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми . Ребенка в этих играх привлекает , прежде всего, игровая ситуация, а играя , он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Дидактические задачи разнообразны и направлены на решение задач всех направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи , (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления, могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т. д.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой , а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою . Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей , а также особенности их опыта.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте ) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться , управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование , выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты : прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку» ; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами : катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

СЛАЙД 7 Дидактические игры разделяются на виды :

Игры с игрушками и предметами,

Настольно-печатные игры,

Словесные игры

СЛАЙД 8 ИГРЫ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой , качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя , дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм .

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как «Чьи это детки?» , «От какого дерева лист?» , «Собери букет из осенних листьев» , и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе , бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин» , пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок» , о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» .

СЛАЙД 9 НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи , которые решаются при их использовании :

Подбор картинок по парам

Подбор картинок по общему признаку

Запоминание состава, количества и расположения картинок

Составление разрезных картинок и кубиков

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений

В более старших группах решаются задачи посложнее : одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

СЛАЙД 10 СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены на словах и действиях играющих . В таких играх дети учатся , опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении , так как способствуют подготовке детей к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли , применять знания в соответствии с поставленной задачей.

СЛАЙД 11 Условно можно выделить несколько типов дидактических игр , сгруппированных по виду деятельности воспитанников .

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги) .

СЛАЙД 12 Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием , чудесами. Игра -путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то , что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры , обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат : решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей , играя с ними , вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать : «Помоги Буратино расставить знаки препинания» , «Проверь домашнее задание у Незнайки» .

СЛАЙД 13 Игры-предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» , «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» . Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент : «Кто быстрее сообразит?» .

СЛАЙД 14 Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения . В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать , делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги) . В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом . Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов : единства слова, действия, мысли и воображения детей . Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей , умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

СЛАЙД 15 Рассмотрим ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА .

СЛАЙД 16 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности , важным механизмом социализации.

В игре дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры , упражнения на развитие эмоциональной сферы , пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использовании коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.

СЛАЙД 17 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательные (дидактические ) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности :

Активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста ;

- развивает способности ; вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает любознательность ;

Закрепляет знания, умения.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации , а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста . Другой положительной стороной дидактической игры является то , что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию , укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям , решениям проблем.

СЛАЙД 18 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .

Задача воспитателя заключается в том , чтобы вызвать у детей интерес к игре , подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста .

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей , игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит , используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому , что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. В игре можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

СЛАЙД 19 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников . Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют , закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том , что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия , художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия , формированию представлений , усвоение знаний.

СЛАЙД 20 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

Основное назначение предлагаемых игр - усиление образовательной направленности в обучении детей движениям . Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие , различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет .

СЛАЙД 21 Можно сделать ВЫВОД :

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет , а дети, играя , учатся.

Дидактические игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста .

Я хочу продолжить самообразование по выбранной теме , в связи с этим мной определен

СЛАЙД 22 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Продолжить изучение психолого-педагогической литературы и педагогического опыта других педагогов;

Планомерно и систематически совершенствовать методы учебно-воспитательного процесса .

Провести анализ и оценку результатов своей деятельности и деятельности детей ;

На этом мой доклад окончен. СЛАЙД 22-1 Всем спасибо за внимание!

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...