Формы и направления социальной политики. Сущность и основные направления социальной политики

  • Баранова Ирина Владимировна , кандидат наук, доцент
  • Донской государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается роль и направления социальной политики в России. Уделяется внимание направлениям государственной политики в области эффективной системы социальной защиты и уровня жизни населения.

  • Деятельность министерства социальной политики свердловской области по организации социальной защиты населения

Социальная политика – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Поскольку конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с Конституцией РФ.

Роль социальной политики двояка. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства и создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности. С этой точки зрения в социальной политике концентрируются цели экономического роста, а все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы (рис).

Основные задачи социальной политики:

  • осуществление социальной защиты человека и реализации его основных социально-экономических прав;
  • обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека;
  • поддержание определенного статуса различных социальных групп;
  • развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация);
  • формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
  • создание условий для всестороннего развития человека.

Рисунок - Направления социальной политики России

Федеральное и региональное законодательство выделяет определенные категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации, такие как:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
  • вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь – периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты (таблица):

Таблица. Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.)

«Реальной картиной» уровня жизни является - «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физиологическим минимумом потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в даннойн стране.

«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика приближения к такому потреблению .

Ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов – политики социального и субсидиарного государства. При этом в последнее время на практике активизируется реализация доктрины социального государства, о чем свидетельствуют выдвинутые Президентом РФ национальные проекта, которые затрагивают основные сферы социально-экономического развития: образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство.

В частности, предусматривается увеличение заработной платы труда работников образования и здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных и медицинских услуг, развитие ипотечного кредитования для решения жилищных вопросов, мероприятия по поддержке отечественных сельхозпроизводителей. Реализация этих проектов будет иметь важное значение для повышения уровня и качества жизни жителей нашей страны.

Список литературы

  1. Конституция РФ // Официальный сайт. - [Электронный документ]. - Режим доступа:http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm Дата обращения: 10.02.2016.
  2. Диденко Ю.С., Баранова И.В. Прогнозирование и анализ социально-экономического развития ростовской области // Научно-методический электронный журнал Концепт – 2015, - Т. 13. -с. 1876-1880.
  3. Мороз Д.А., Левченко Д.К., Баранова И.В. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость РФ // Государственное и муниципальное управление: современные проблемы, практика решений. - 2015.№ 3. С. 73-76.
  4. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 202 с.
  5. http://www.oprf.ru/2086/newsitem/27654

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Основные категории и понятия социальной политики, принципы ее формирования и оценка эффективности. Отличительные особенности и главные приоритеты социальной политики современной России, необходимость и направления ее реформирования, правовое обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Характеристика понятия "социальная политика" и основные взгляды исследователей по данному направлению. Социальные проблемы современной России и разработка рекомендаций по их устранению. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Финансовая политика: содержание, основные направления на современном этапе развития России. Реформы в области социально-экономической политики, направления их разработки и реализации, оценка эффективности. Стратегия реформирования здравоохранения.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие, цели и функции социальной политики, ее основные направления реализации, существующее модели и их отличительные признаки. Главные показатели социального развития белорусской экономики, оценка его темпов и особенности на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Основные понятия, цели, функции, задачи социальной политики государства. Критерии оценки практической эффективности данной сферы государственной деятельности и принципы его регулирования, необходимость и возможные направления совершенствования в России.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2014

    Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

Социальная политика складывается из двух базовых направлений:

  • o обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
  • o регулирование рынка труда.

Достижение максимально высокого уровня и качества жизни - приоритетная цель социальной политики государства. Одним из основных инструментов решения этой задачи является постоянное (но экономически оправданное) увеличение личных доходов населения, под которыми понимается совокупность материальных средств, получаемых гражданами теми или иными способами.

Эти доходы делятся на денежные и натуральные. Виды денежных доходов:

  • o за выполнение трудовых обязанностей (заработная плата, премии);
  • o от продажи результатов личного труда;
  • o с капитала (дивиденды, проценты, прибыль), аренды;
  • o заемный (полученные ссуды, кредиты);
  • o рисковый (от игры на бирже, тотализаторе, выигрыша в лотерею и пр.);
  • o донорский (пособия, пенсии, стипендии);
  • o передаваемый (наследство, алименты).

Натуральные доходы образует продукция, созданная в домашних хозяйствах для личного потребления.

Денежные доходы "у источника" называются номинальными. Если их величину уменьшить на сумму налогов, обязательных платежей и добровольных взносов, в результате мы будем иметь располагаемые доходы.

Располагаемые доходы возникают в результате производственной деятельности, перераспределительных операций (субсидии и трансферты, кроме социальных трансфертов в натуре за вычетом выплаченных налогов и текущих трансфертов, включая налоги на доходы и богатство), владения собственностью.

Такие доходы граждане могут использовать для оплаты приобретаемых товаров и услуг, а также для сбережения в различных формах (банковские депозиты, облигации и пр.). Корректировка этих доходов на уровень инфляции даст нам реальные располагаемые доходы.

Расходы на покупки товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, получаемых домашними хозяйствами в виде социальных трансфертов в натуре, образует их фактическое конечное потребление.

Основной составляющей доходов населения является заработная плата. Заработная плата выплачивается в денежной форме, а иногда частично в натуральной (в виде продуктов, вещей, бесплатных услуг).

Минимальная заработная плата работников малоквалифицированного труда в большинстве стран регулируется законодательно. Однако в одних государствах (например в России) речь идет о месячной заработной плате, а в других (США) - почасовой. Первый подход является в большей степени социально ориентированным, так как предоставляет работникам гарантию получения средств существования за сравнительно длительный промежуток времени; второй ориентирован сугубо экономически.

Минимальная часовая оплата труда в соответствии с рекомендациями МОТ (Международная организация труда) должна составлять не менее 3 долл. в час, у нас же она существенно ниже.

Точкой отсчета для определения минимальной заработной платы (а также пенсий, стипендий, пособий, различных социальных выплат) обычно служит прожиточный минимум. Это уровень доходов, позволяющий приобрести набор товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Его величина устанавливается ежеквартально путем суммирования обязательных платежей, сборов, стоимости потребительской корзины (главный компонент), а также данных об уровне потребительских цен, изменении налогов Правительством России и местными органами власти для разных категорий населения.

Другими ориентирами для определения величины прожиточного минимума с учетом возможностей экономики могут быть:

  • o усредненный доход 10-20% самой бедной части населения;
  • o социологические опросы;
  • o половина среднедушевого дохода;
  • o трехкратная стоимость продуктового набора (США);
  • o более широкий набор промышленных товаров.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Обычно она разрабатывается для разных категорий населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) и утверждается законодательно не реже одного раза в пять лет. При определении содержания потребительской корзины учитываются природно-климатические условия, национальные традиции и пр.

Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяются с учетом:

  • o научных рекомендаций по минимальному объему и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека;
  • o фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях;
  • o состава и половозрастной структуры населения, размера и структуры семей;
  • o финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения.

Считается, что восемь прожиточных минимумов обеспечивают рациональный потребительский бюджет (бюджет высокого достатка) в соответствии с научно обоснованными нормами.

Средняя заработная плата является расчетной величиной и определяется путем деления общего фонда заработной платы на среднее число работников (или количество отработанных человеко-часов) за период. Как и доходы, заработная плата может быть номинальной и реальной. Номинальная (денежная) заработная плата характеризуется выплаченной суммой денег; реальная - тем количеством товаров, которые на эти деньги можно приобрести. Рост налогов и цен в общем случае ведет к сокращению реальной заработной платы (даже при увеличении поминальной), и наоборот.

В большинстве развитых стран отмечается тенденция роста заработной платы высокооплачиваемых категорий работников и разрыва в оплате женского и мужского труда (в основном проистекающие из структуры занятости).

Доходы населения во многом формируют уровень и качество жизни населения (страны, региона, отдельных социальных групп и пр.).

Под уровнем жизни понимается совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому состоянию экономического развития общества. Это степень удовлетворения потребностей людей, выражаемая системой следующих конкретных показателей:

  • o среднемесячная начисленная заработная плата в экономике;
  • o денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
  • o средний размер назначенных пенсий;
  • o прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
  • o численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
  • o соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума;
  • o соотношение начисленной заработной платы и прожиточного минимума;
  • o соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума;
  • o децильный коэффициент.

Таблица 11.2

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации

Показатели

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах):

Млрд руб. (1995 г. - трлн руб.)

На душу населения), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в мес.), (1995 г. - тыс. руб.)

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

Средний размер назначенных пенсий), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальный размер назначенных пенсий), в % к предыдущему году

Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения):

руб. в мес. (1995 г. - тыс. руб.)

В % к предыдущему году (1995 г. - в разах)

Млн человек

В % от общей численности населения

В % к предыдущему году

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %:

Среднедушевых денежных доходов")

Среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

Среднего размера назначенных пенсий

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

Качество жизни населения - обобщающая характеристика уровня потребления товаров и услуг, развития здравоохранения, продолжительности жизни, состояния окружающей среды, морально-психологического климата, возможности населения удовлетворять духовные потребности и пр. Уровень качества жизни меняется в зависимости от социально-экономического положения общества.

В 1990 г. Организацией Объединенных Наций введен показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который объединяет данные о национальном доходе на душу населения, уровне образования взрослого населения, ожидаемой продолжительности жизни. В "Докладе о развитии человека" Программы развития Организации Объединенных Наций, опубликованном 2 ноября 2011 г., говорится, что Россия находится на 66-м месте в списке из 187 стран. Величина показателя России - 0,755. Таким образом, Российская Федерация входит в группу стран с высоким ИРЧП. Вместе с тем по региону Восточная Европа и Центральная Азия (31 страна), в который входит Россия, наша страна располагается на 17-м месте. Лидером группы является Словения - 0,884 (21-е место в мире) Из стран бывшего СССР Россию опережают Эстония - 0,835 (4-е место в группе/34-е место в мире), Литва - 0,810 (9-е/40-е), Латвия - 0,805 (10-е/43-е) и Белоруссия - 0,756 (16-е/65-е).

Иными словами, здесь не удалось осуществить трансформацию экономических возможностей в реальное благосостояние.

Рассмотрим ситуацию с распределением доходов в современном обществе.

В любом обществе имеет место дифференциация населения по уровню доходов. Во многих (прежде всего европейских) странах она становится объектом пристального внимания государственных органов, ибо превышение ею определенных пороговых значений ведет к росту напряженности и создает потенциальную возможность социального взрыва.

Дифференциация доходов характеризуется с помощью нескольких инструментов.

Во-первых, это кривая Лоренца, которая показывает, насколько их фактическое распределение отличается от равномерного (рис. 11.2). При построении кривой на оси абсцисс откладываются доли семей (в проценте от их общего числа), а по оси ординат - доли располагаемых ими доходов. Иными словами, кривая показывает, какой процент доходов общества получает данный процент семей. Равномерное распределение доходов представлено на графике биссектрисой, реальное - вогнутой кривой. Пространство между биссектрисой и кривой отражает степень неравенства доходов - чем соответствующая площадь больше, тем его степень значительнее.

Рис. 11.2.

Во-вторых, для характеристики социального расслоения используется так называемый децильный коэффициент, показывающий соотношение между средним доходом 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. В развитых странах Запада этот коэффициент составляет 5-7 (считается, что психологически приемлемый разрыв в доходах не превышает 8).

На Западе развитые государства достаточно внимательно отслеживают, чтобы не было чрезмерного разрыва между богатыми и бедными, как, например, в Бразилии (46 раз). В Германии этот разрыв составляет 7: 1, во Франции - 9: 1, в то же время в США, где имеет место максимальная степень либерализации экономики, - 16: 1.

В-третьих, индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Если бы у всех граждан доходы были одинаковы, то коэффициент Джини оказался бы равен 0, а при концентрации в руках одного человека - 1. Коэффициент показывает степень отклонения фактического распределения доходов в обществе от равномерного.

Динамика распределения доходов в Российской Федерации представлена в табл. 11.3.

В настоящее время в развитых странах социальная структура населения выглядит примерно следующим образом:

  • - богатые - 10-15%;
  • - бедные - 15-20% (бедность - неспособность поддерживать минимальные стандарты жизни). Сегодня появилось понятие "новые бедные": к ним относятся лица, которые имеют доступ к социальным благам, жилье, доход в несколько раз выше прожиточного минимума, но его источник непостоянен;
  • - средний класс - 65-75%. Основа его выделения - уровень дохода, достатка. Средний класс обеспечивает стабильность общества. На Западе это преобладающая часть экономически активного населения.

Таким образом, социальное неравенство в стране пока продолжает увеличиваться, что является серьезной социальной проблемой. Видимо, в перспективе по мере развития российской экономики этот дисбаланс в доходах удастся несколько смягчить, что требует проведения соответствующей политики и энергичных усилий со стороны государственных органов.

Наряду с резким разрывом в доходах между богатейшей социальной группой и остальной частью граждан не менее серьезное социальное неравенство наблюдается в доходах между регионами России. Подобная ситуация нарушает единое экономическое пространство нашего государства. Нужно отметить, что если в развитых странах доля заработной платы в национальном доходе составляет 65-75%, то в России - около 30%. Поэтому в нашей стране на 1 долл. зарплаты производится в 2,7 раза больше ВВП, чем в США, и в 2,5 раза больше, чем в Японии. Поэтому в цивилизованном обществе государство проводит политику регулирования доходов, направленную на решение двух основных задач:

Показатели

Денежные доходы всего, %

В том числе по 20%-м группам населения:

Первая (с наименьшими доходами)

Четвертая

Пятая (с наибольшими доходами)

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), разы

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

  • 1)защиту социально незащищенных слоев населения и ослабление социальной напряженности;
  • 2)развитие человеческого капитала, без чего невозможно эффективное развитие страны в XXI в. Поэтому оно играет важную роль в решении социальных вопросов.

Можно говорить о четырех группах инструментов регулирования доходов:

  • 1)экономические инструменты (минимальный размер оплаты труда, тарифная сетка и тарифные ставки для работников бюджетной сферы и пр.);
  • 2)нормативно-правовые (ставки налогообложения, нормы труда и отдыха и т.п.);
  • 3)административные (лицензирование, квотирование);
  • 4)согласительные (согласование действий в отношении доходов между правительством, предпринимателями и наемными работниками или профсоюзами).

Теперь рассмотрим конкретные способы их применения.

Прежде всего, необходимо отметить такой способ регулирования доходов, как определение государством прожиточного минимума.

К мерам государственного регулирования доходов относится также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги для отдельных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, безработных). Мерой государственного регулирования доходов (хотя, как показала практика, и не вполне эффективной) является индексация, предполагающая их привязку к росту потребительских цен. Это обеспечивает полную или частичную компенсацию потерь населения. Индексация осуществляется на уровне как общества, так и отдельных предприятий.

Индексироваться могут оплата труда, накопления, пенсии, стипендии, пособия и пр. Индексация может быть ретроспективной (в соответствии с темпом роста цен в прошлом периоде) и ожидаемой (для компенсации прогнозного роста цен). Известны две формы индексации - автоматическая и полуавтоматическая. Первая предполагает, что доходы автоматически повышаются в соответствии с ростом цеп, что еще больше его ускоряет.

Полуавтоматическая индексация, называемая еще договорной, предполагает проведение на государственном уровне консультаций с участием работодателей, профсоюзов, представителей государства, экспертов, в результате чего вырабатываются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров, заключаемых на каждом предприятии самостоятельно.

Часто система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов - от полной компенсации самых низких до близкой к нулю - самых высоких.

Обычно индексация охватывает незначительную часть работников - в основном занятых в бюджетной сфере, а также пенсионеров, и носит эпизодический характер.

Инструментом перераспределения доходов является поощрение государством частной благотворительной деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.

Рассмотрим государственную политику в области социальной защиты населения.

Под социальной защитой населения в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (материальная обеспеченность на уровне современных требований, личная безопасность, доступ к культурным ценностям, возможность физического и духовного развития и пр.). Социальная защита в узком смысле слова - система мер по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться и как средство формирования личности, и как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения.

Выделяют активную и пассивную социальную защиту. Первая направлена на трудоспособных членов общества; вторая - на нетрудоспособных и социально уязвимых лиц, которые не могут помочь себе сами.

Социальная защита выполняет следующие основные функции:

  • 1)экономическую - компенсация дохода, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, а также частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих в связи с определенными жизненными обстоятельствами, и оказание помощи малоимущим гражданам;
  • 2)политическую - поддержание социальной стабильности в обществе при значительном разрыве в уровне жизни отдельных слоев населения;
  • 3)демографическую - стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни;
  • 4)социально-реабилитационную - восстановление общественного статуса нетрудоспособных лиц и социально слабых групп населения.

К нуждающимся в социальной защите принято относить:

  • o трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (безработные, незанятые, беженцы, переселенцы, уволенные с военной службы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и пр.);
  • o нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (инвалиды и пр.);
  • o лиц в возрасте младше трудоспособного (дети-сироты, безнадзорные, инвалиды);
  • o лиц старше трудоспособного возраста (одинокие, престарелые, пенсионеры, ветераны войн);
  • o иных лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, молодые семьи с детьми, люди, попавшие в трудную ситуацию).

В России существуют следующие виды социальной защиты.

Во-первых, социальные денежные выплаты , которые делятся на две группы.

  • 1. Социальные выплаты, обусловленные, как правило, прежней трудовой деятельностью, обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования и финансируемые за счет специальных внебюджетных фондов. Они распространяются на застрахованных лиц (основная категория - наемные работники) и предоставляются в случае утраты либо существенного снижения заработка (дохода), при необходимости получения медицинской помощи и других социальных услуг. Сюда входят страховые выплаты (пенсии) и страховые пособия (краткосрочные или разовые) - по временной нетрудоспособности, по безработице, при рождении ребенка, а также компенсации работающим (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), материальная помощь безработным и пр.
  • 2. Социальные выплаты за счет бюджетов всех уровней и средств общественных организаций, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Речь идет о социальной помощи малоимущим, льготах в соответствии со статусом или иным основанием, например жилищные субсидии, выплаты инвалидам войны и т.н.

Во-вторых, натуральные выплаты (бесплатное питание, одежда, обувь, транспортные средства, топливо).

В-третьих, социальные услуги (медицинские услуги по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, а также по социальному обслуживанию лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации).

В-четвертых, социальная поддержка населения, предусматривающая предоставление денежных выплат, льгот, компенсаций трудоспособным лицам, временно оказавшимся в сложной ситуации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют социальные гарантии - меры по реализации государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг:

  • o па выбор места работы и профессиональную деятельность;
  • o минимальный размер оплаты труда;
  • o минимальный размер пенсии;
  • o единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
  • o ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;
  • o ежемесячное пособие на каждого ребенка;
  • o ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву, и пр.;
  • o ритуальное пособие;
  • o минимальный размер пособия по безработице;
  • o минимальный размер стипендии;
  • o жилище;
  • o охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • o образование.

В США, например государство реализует различные социальные программы, на которые затрачивается примерно половина федерального бюджета, в том числе пособия по безработице, оказание медицинской помощи и пр. (37% федерального бюджета); содействие бедным - бесплатная медицинская помощь, питание, льготное жилье (16%). Это является одновременно результатом и условием высокой эффективности экономики.

Перечисленные меры социальной защиты в итоге несколько снижают дифференциацию доходов населения. В то же время величина социальных трансфертов в обществе ограничена его финансовыми возможностями. Реализация основных направлений социальной защиты населения требует соответствующей инфраструктуры. Ее объекты могут быть не только государственными, но и частными.

Рассмотрим политику государства в области трудовых отношений и занятости населения.

Сегодня в условиях индустриальной, постиндустриальной, а в ряде стран - информационной стадии развития экономики 80-90% людей, включенных в процесс хозяйственной деятельности, трудятся в качестве наемных работников.

Во второй половине XX в. произошли существенные сдвиги в характере труда.

  • 1. Резко сократилась доля сферы материального производства и физического труда, а соответственно рабочих, и увеличился удельный вес сферы услуг и интеллектуального труда. В передовых странах она уже превышает 90%.
  • 2. Быстро стирается грань между преимущественно физическим и преимущественно умственным трудом. Она в полной мере сохраняется лишь в развивающихся странах.
  • 3. Существенно повысился образовательный уровень населения. Сегодня все работники должны иметь общее среднее образование и профессиональную подготовку.
  • 4. Возросла потребность в интеллектуализации и гуманизации труда.

Перечисленные обстоятельства налагают существенный отпечаток на состояние рынка труда и вынуждают правительства большинства государств осуществлять его регулирование, что предполагает решение комплекса задач:

  • o снижение безработицы;
  • o оптимизация структуры занятости (по отраслям, регионам, видам деятельности);
  • o организация и стимулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. В промышленности России отмечается острая потребность в квалифицированных рабочих кадрах. По некоторым оценкам, в стране лишь 5-6% рабочих высшей квалификации, в то время как в США их 43%, Германии - 56%, Франции - 38%. Большая часть квалифицированных рабочих кадров России находится в возрасте, близком к 60 годам, что требует принятия экстренных мер, поскольку в условиях НТП потребность в квалифицированных кадрах будет постоянно увеличиваться;
  • o управление миграционными процессами;
  • o регулирование оплаты труда и трудовых отношений.

На Западе сложилось два подхода к проблеме безработицы.

Первый возник в связи с великой депрессией 1930-х гг., когда в США ее уровень достигал 25%, и возникла реальная угроза социального взрыва. Безработица рассматривалась как социальное зло, бороться с которым государство должно было любой ценой, добиваясь абсолютной занятости.

Второй возник в связи с тем, что несмотря ни на какие усилия, массовую безработицу (а в странах Запада она составляет 9-12%, что, правда, в 2-3 раза меньше, чем в 1930-е гг.) преодолеть не удалось. Поэтому возникла концепция "естественной" безработицы, которая определяется как совокупность структурной и фрикционной, бороться с которой вообще не следует. У безработицы стали находить даже полезные (с точки зрения интересов работодателей) стороны - создание резерва рабочей силы, стимул для роста производительности труда и поддержания дисциплины.

Высокий уровень безработицы имеет место и в нашей стране. На ее сокращение и достижение высокого уровня занятости и направлено государственное регулирование рынка труда. Оно позволяет обеспечить соответствие предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе, спросу на нее в количественном и качественном отношении.

Для того чтобы в той или иной форме ослабить проблему безработицы, наше государство проводит политику занятости - систему мероприятий, направленных на предотвращение увольнений, стимулирование создания новых рабочих мест, а также оказание социальной помощи лицам, потерявшим работу. Назовем эти меры:

  • 1. Организация общественных работ (исторически первая мера; в США была предпринята в 1930-е гг.). Предполагает создание государством за счет средств бюджета новых рабочих мест для неконкурентоспособной рабочей силы (в том числе для лиц, живущих ниже уровня бедности):
    • - молодежи с незаконченным средним образованием;
    • - тех, кто не имеет нужной профессиональной подготовки;
    • - инвалидов с физическими недостатками;
    • - бывших заключенных; и пр.

Речь идет о следующих видах работ:

  • - создание базовой инфраструктуры (дорог, дешевого жилья, школ, больниц, уборке улиц и пр.);
  • - социальная помощь престарелым и инвалидам, уход за детьми и больными;
  • - природоохранные мероприятия.

Это считается достаточно выгодным, поскольку отпадает необходимость выплачивать пособия по безработице; одновременно создаются новые блага, а бюджет получает налоги.

  • 2. Регулирование занятости путем:
    • - официального сокращения продолжительности рабочей недели;
    • - поощрения досрочного выхода на пенсию (в то же время, в связи с увеличением продолжительности жизни, во многих странах ставится вопрос об установлении более высокого пенсионного возраста);
    • - ограничения иммиграции.
  • 3. Организация бирж труда (появились во второй половине XIX в.) для посредничества между работниками и работодателями. Они осуществляют:
    • - учет и трудоустройство (отказ от работы по направлению ведет к потере права на пособие);
    • - информирование работающих, желающих сменить профессию, о вакансиях;
    • - помощь в переобучении;
    • - профессиональную ориентацию молодежи.
  • 4. Создание фондов страхования по безработице. Предполагается, что величина и сроки выплаты пособий из них должны быть такими, чтобы избавить людей от нищеты и одновременно стимулировать поиск работы.

В то же время следует отметить, что социальная сфера в настоящее время активно реформируется и модернизируется, что соответственно потребует совершенствования российского законодательства.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия занимает в Европе 23 место из 29 (оценка дана по итогам июля 2011 года). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика в области улучшения жилищных условий.

II. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.

III. Политика в области здравоохранения.

IV. Политика в области образования.

V. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

VI. Политика в области регулирования доходов населения.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальная политика в сфере здравоохранения; социальная политика в сфере образования; социальное страхование; социальная защита работников; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

I. В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м 2 против 35 и 70 м 2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Общий объем жилищного фонда России - 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них: 62,1 процента старше 30 лет, 3,1 процента (88,7 млн. кв. м) - это ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек;

Более 15 млн. человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50-60 гг., около 40 млн. человек - в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека).

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м 2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности.

По подсчетам специалистов , при самых благоприятных для развития ипотеки обстоятельствах реально использовать этот финансово-экономический инструмент сможет не более 7-8% населения России. На начало 2010г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 2,82 млн. семей (5,5% от общего числа семей). Получили жилые помещения и улучшили жилищные условия за прошедший год 244 тыс. семей (8,6% от числа, состоявших на учете на начало 2010г.). В их числе 82,1 тыс. семей участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, что в 2,8 раза превышает число семей указанных категорий, состоявших на учете на начало 2010г., 9,2 тыс. семей ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (4,2% от их числа, состоявших на учете на начало 2010г.).

Важным направлением реализации Национального проекта является обеспечение жильем молодых семей. В 2010г. число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, составило 29,2 тыс. (на 4,3% меньше, чем в 2009г.), из них 10,6 тыс. (более одной трети от числа молодых семей) - проживающих в сельской местности. Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2010г. составило 408,4 тыс. (на 2% больше, чем в 2009г.), из них 129,9 тыс. - проживающих в сельской местности (32% от числа молодых семей). В 2010г. из 10,8 тыс. семей молодых специалистов, проживающих в сельской местности и состоявших на учете в качестве нуждающихся, получили жилые помещения и улучшили жилищные условия более 2 тыс. семей.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец 2011 года состояло 849,2 тыс. граждан (семей), что на 6,3 тыс. меньше, чем на конец 2010 года. Время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. м 2 (55% имеющегося фонда). Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета за 2006 - 2010 годы - 181,7 тыс. семей.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.

II. Доходы Пенсионного Фонда России в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом и составили 5,14 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2009 году составил 3,3 трлн. рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2011 году в сумме составили 5,14 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 4,82 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Средний размер трудовой пенсии в России после индексации 1 апреля 2012 года на 3,41 процента составляет 9,8 тысяч рублей. Социальные пенсии вырастут на 14,1 процента, в результате чего средний размер социальной пенсии составит 5,8 тысячи рублей.

Таким образом, в 2011 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 40 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,7 раза и составлял 8,412 тысячи рублей.

III. Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию .В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг - за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием - в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 40-50% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

В 2007 году было зарегистрировано 924,8 больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 человек населения. Показатель младенческой смертности в России за 2011 год составил 18,6 на 1000 родившихся живыми. При этом снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах. Все это стало результатом действия программы «Родовый сертификат», которой в настоящее время охвачено 92,7% женщин и новорожденных.

IV. В 2008г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий и лицеев. В 2010г. аттестат об основном общем образовании получили 1302,8тысяч человек, о среднем (полном) образовании 719,6. Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2010г. на 8,3%. Численность принятых на заочную форму обучения в 2011 году превысила 3,5 миллиона человек. Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 1195,4 тыс. человек. По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 1566,0 тыс. человек.

Платных образовательных услуг населению в феврале 2012г. было оказано по предварительным данным на 443,6 млрд. рублей . 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

Существующая на данный момент система образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают .

V. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2012г. составила 75,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с мартом 2012г. численность занятого населения увеличилась на 1064 тыс.человек, или на 1,5%, численность безработных уменьшилась на 502 тыс.человек, или на 10,3%. По сравнению с апрелем 2011г. численность занятого населения выросла на 1143 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных сократилась на 1039 тыс.человек, или на 19,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце апреля 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1254 тыс.человек, что на 4,5% меньше по сравнению с мартом 2012 года.

Средний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,3 процентного пункта. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2012г. составил 15,6%, в том числе среди городского населения - 14,3%, среди сельского населения - 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза. Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,7% безработных (застойная безработица).

В апреле 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,6% (в апреле 2011г., соответственно, 21,6% и 22,9%).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе .

VI. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2009 году составили 101, 8%, в 2010 104, 7. За 2011 год реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 0,8% по сравнению с 2010 годом. Денежные доходы (в среднем на душу населения) в декабре 2011 года составили 31 197 руб., что на 13,7% больше по сравнению с данными за декабрь 2010 года и на 47,9% по сравнению с ноябрем 2011 года. За 2011 год денежные доходы населения выросли на 9,7% по сравнению с 2010 годом.

Среднемесячная начисленная заработная плата в декабре 2011 года, по предварительным данным, составила 30 856 рублей. По сравнению с декабрем 2010 года рост показателя составил 11,3%, по сравнению с ноябрем 2011 года - 27,0%. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2011 году составила 23 532 рубля и по сравнению с 2010 годом выросла на 12,2%.

Реальная заработная плата в декабре 2011 года выросла по сравнению с декабрем 2010 года на 4,9%. По сравнению с ноябрем текущего года реальная заработная плата выросла на 26,4%. За 2011 год рост показателя по отношению к 2010 году составил 3,5%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат заморожен, скорее даже наблюдается их снижение. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%.

Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые идут в сфере оплаты труда в разных регионах и в различных слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в тень. В период кризиса наиболее явно проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые -- богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о том, как будут меняться пропорции между слоями. По некоторым произведенным оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично «за бортом», сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В те же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса. По итогам 2011 г. количество людей, живущих за чертой бедности, практически не сократилось. В конце прошлой недели Минэкономразвития опубликовало предварительную оценку численности бедного населения, проживающего в России. Согласно этим данным, в 2011г. 24,5 млн. человек имели доходы ниже величины официально установленного прожиточного минимума (6,473 руб. в месяц). Таким образом ситуация с бедностью в России практически не улучшилась. Очевидно, что в условиях экономического кризиса, сопровождающегося повышением уровня безработицы и существенным замедлением роста реальных доходов населения, а в последние месяцы - даже их падением, ситуация с бедностью может только ухудшиться.

Из всего этого можно сделать вывод, что социальная политика в России не эффективна. В настоящее время очень медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам; повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий; имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается; существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды; снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг; количество безработных с каждым днем увеличивается; система образования страны близка к состоянию общей стагнации; качество жизни россиян находится на низком уровне. Все это, особенно сейчас, в период экономического кризиса, требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной социальной политики государства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.

1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции;

социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования;

социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства;

социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;

бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства;

семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;

семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;

самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Речь идет здесь о таком содержании социальной политики, в которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т. д.

Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т. д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшении численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).



По вопросу социального неравенства в обществе между группами людей можно отметить два крайних подхода. Один из них сводится к одобрению политики неравенства и ее оправданию. Известный русский философ Н.А. Бердяев так выразил свое отношение к этому вопросу: «Неравенство есть могущественное орудие развития производительных сил. Уравнение в бедности, нищете сделало бы невозможным развитие производительных сил. Неравенство есть условие всякого творческого процесса, всякой социальной инициативы, всякого подбора элементов, более годных для производства».

Другой подход (представлен в основном марксистской концепцией в философии и социологии) сводится к отрицанию любого социального неравенства, во всяком случае в далеком будущем. В каждом подходе есть, конечно, свои положительные моменты, чего нельзя отрицать. Поэтому не случайно считают, что истина находится посредине. С этой точки зрения, говоря о позиции Н.А. Бердяева, нужно подчеркнуть: все хорошо в меру.

Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т. е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.

Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1: 20 - 50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это соотношение составляет 1: 5 - 10.

Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи (обслуживания) в сфере здравоохранения, распределения жилья и т. д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах сложилась разная система оказания социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство.

Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны (возьмите хотя бы сокрытие ими доходов, игнорирование налоговой системы).

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего, системного кризиса.

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т. е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

1. Что такое социальная политика?

2. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.

3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

4. Назовите основные направления социальной политики государства.

5. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

6. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества?

7. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?

1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. - М.: Политиздат, 1989.

2. Антология социальной работы: В 5т. - Т. 3: Социальная политика и законодательство в социальной работе/Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995.

3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. - М.: Политиздат, 1989.

4. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. - М.: Политиздат, 1980.

5. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М., 1992.

6. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М., 1998.

7. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

8. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года)/РАН. Ин-т социально-политических исследований. - М.: Academia, 1995.

9. Социальная политика России на современном этапе: Учеб. пособие/Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

10. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ).- М.: РАН, 1992.

11. Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб. статей РАН,- М., 1993.

12. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

13. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. - Ч. 1.- М.: МГСУ, 1994.

14. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...