Взаимоотношения медицинских работников с больными. Тема: «Этика и деонтология в медицине

Данный раздел рассматривает проблемы медицинской этики, врачебной ответственности, долга, затрагивает вопросы сохранения врачебной тайны. Изложены основные положения, определяющие нравственный облик врача, освещены некоторые вопросы подготовки медицинских кадров.

Подробно показаны сущность, значение и специфика врачебной этики, освещены основные ее проблемы, в том числе и дискуссионные. Проведен анализ особенности врачебной этики социалистического общества, обоснована тесная связь врачебного долга с долгом гражданским, рассмотрены изменения нравственных проблем врачебной деятельности в условиях НТР.

Рассчитано на широкий круг читателей.

В последнее время нравственные проблемы, возникающие в сфере профессиональной деятельности, широко обсуждаются на страницах периодической и научной печати, на научных конференциях и семинарах. Не остаются в стороне от подобных обсуждений и медицинские работники. Начиная с 1969 г. в Москве регулярно проходят всесоюзные конференции по проблемам врачебной этики и медицинской деонтологии, в которых принимают участие виднейшие ученые - медики, философы, практические врачи, руководители медицинских учреждений. Участники конференции единодушны в высокой оценке роли нравственных начал во врачебной деятельности. Они подчеркивают необходимость усиления нравственного воспитания студентов-медиков, всех медицинских работников.

Пристальное внимание к вопросам этики не случайно: высокая нравственная культура медицинских работников является важнейшим лечебным фактором. Честный, самоотверженный труд наших врачей, медицинских сестер, других работников здравоохранения, вполне естественно, получает высокую оценку людей, вызывает у них чувство глубокой благодарности. В то же время большое огорчение, а то и справедливое негодование порождают факты нарушения медицинскими работниками своего служебного долга. Анализ жалоб, поступающих в облздравотделы от населения, свидетельствует, что пациенты чаще выражают недовольство даже не недостатками в профессиональных знаниях врача, а дефектами их профессионально-нравственного поведения. Высокая культура не складывается сама собой, а воспитывается, и немаловажную роль в этом играет правильное понимание нравственных проблем врачебной деятельности. Врачебная этика призвана содействовать выработке такого понимания и разрешению этих проблем.

Старые и вечно новые вопросы
Во врачебной деятельности существует целый ряд проблем, успешная разработка которых возможна лишь на основе научного решения общесоциологической проблемы о соотношении личности и общества, общественных и личных интересов. Вот далеко не полный перечень этих проблем: врачебная тайна, эксперименты на людях, принудительные операции, отношение к безнадежно больному.

1. Актуальность проблемы

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.

2. Этические нормы и явления

Понятие морали

В этических явлениях присутствуют два момента:

1) личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Этика - наука о морали

Этика как философская теория морали возникает не стихийно, как мораль, а на основе сознательной, теоретической деятельности по исследованию морали. Реальные нравственные явления и моральная деятельность людей возникли значительно раньше этики как науки, формирование которой связано с возникновением системы научных знаний о морали. Принято считать этику одной из философских наук. В истории развития этических взглядов этика определялась как практическая философия, которая обосновывает цели практической деятельности на основе идей о должном и сущем, о добре и зле, о счастье и смысле жизни. Этика рассматривает мораль как сферу общественной жизни на основе определенных норм и ценностей, что этика регулирует отношения между людьми на основе моральных требований и понятий. Этика видит свои задачи не только в том, чтобы объяснять мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика и описывает мораль, и объясняет ее, и учит морали, разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику содержания и формы этих нормативов. Этика включает как учение о морально-сущем, о реально проявляющейся нормативности в поведении людей, так и учение о морально-должном, о том, как каждый человек должен вести себя в обществе, как должен определять свои нравственные цели, потребности и интересы. Этика изучает мораль с позиций принципа историзма, так как каждое общество имеет свои особенности реализации моральных норм и требований, свои нравы и принципы поведения. Мораль в истории общества эволюционизирует, совершенствуется, прогрессирует, по-разному проявляются особенности развития и нормативности разных типов морали.

Профессиональная этика

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Этический кодекс медицинских сестер

Этический кодекс медицинской сестры Россииразработан по заказу Ассоциации медсестер России в 1997г. Он составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух - трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинской сестры.

Кодекс так же отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела (в частности, требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку). В Кодексе нашли отражение те особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, - например, проблемы риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах.

Гуманность сестринской профессии.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве РФ права граждан относительно патологоанатомических вскрытий.

Профессиональная компетентность медицинской сестры

Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.

Заключение

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Список используемой литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

3. Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. - М.: Изд. "Лань", 1998 .

4. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1990.

5. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.)

Основные положения медицинской этики и деонтологии прежде всего базируются на таких понятиях, как «мораль» и «этика».

Мораль (от лат. «moralis» - нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» - нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе, и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Одной из разновидностей профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медицинских работников, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе ».

В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.



Медицинская деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больными.

Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение медицинских работников с больными, с родственниками больных, со здоровыми людьми, взаимоотношения между медицинскими работниками.

Медицинская этика и медицинская деонтология диалектически связаны между собой. Они изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

Медицинский работник - больной,

Медицинский работник - родственники больного,

Медицинский работник - медицинский работник,

Медицинский работник – общество.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах.

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например к канцерофобии - боязни заболевания раком).

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили...». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со­хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о боль­ном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфи­цирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работ­ники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведени­ях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении ин­фекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую стан­цию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.

Врачебная этика - сфера этического знания, предметом которого является исследование принципов взаимодействия врача и больного с целью возвращения человеку физического и психического здоровья. Субъекты отношение находятся при этом в неравном положении. Больной доверяет врачу свою жизнь в надежде на помощь. Врачебная этика требует задействовать профессиональные знания и моральное совести, чтобы максимально помочь больному восстановить здоровье. Гуманность является одной из исходных принципов профессиональной пригодности врача. От его компетентности, человечности отношение к другим и от гуманности медицины в целом зависит здоровье и жизнь человека.

Не случайно торжественное обещание врача соблюдать моральный кодекс своей профессии, всегда и всюду руководствоваться прежде всего интересами больного, приходить ему на помощь независимо от его национальной или религиозной принадлежности, социального положения, политических взглядов получила название "клятва Гиппократа". Медицинская этика требует от врача готовности приложить все усилия для того, чтобы вылечить больного или облегчить его страдания, не считаясь с трудностями, а если это необходимо, то и с собственными интересами.

Жестокость последней максимы объясняется чрезвычайной общественной значимости работы врача, от которой зависят судьба человека, его жизнь и здоровье. Врач обязан до последней секунды бороться за жизнь больного, делая все возможное и невозможное, даже если ситуация безнадежная. Одна из сложных, болезненных вопросов врачебной этики (разрабатываемой главным образом самими медиками и именуемой медицинской деонтологией) - это степень открытости врача и пациента: следует говорить больному правду о его состоянии, неизлечимости болезни, неизбежность трагического исхода и т. Д.

Поскольку медицинская этика в разных странах формируется под сильным влиянием местных национально-культурных традиций, ответы на эти вопросы также очень разные. Например, в нашем обществе принято считать, что врач не должен говорить больному о его страшной болезни, неизбежность смерти. Напротив, врач обязан всячески поддерживать веру в выздоровление, чтобы не добавлять к физическим страданиям человека еще и страданий душевных.

В некоторых западных странах врач обязан сообщить пациенту всю правду о состоянии его здоровья, в том числе и о возможности гибели и время, еще остается у больного для того, чтобы он мог завершить все свои земные дела: распорядиться наследством, оплатить долги, позаботиться о семье, приготовиться к неизбежному, выполнить религиозные обряды в том случае, если это верующий, и т. д.

В основе всей деятельности врача должно лежать знаменитый Гиппократовская принцип: "Не навреди!" Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного - это также очень важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

Врач обязан свято чтить права, честь и достоинство своего пациента, оберегать его душевное спокойствие. Известно, что больной человек часто совсем беспомощна и беззащитна перед хамством, насилием (моральным), унижением, бесцеремонностью и равнодушием и оказывается в полной зависимости от врача, которому по сути дела вручает свою жизнь. Крайне недостойно порядочного человека и врача, целителя злоупотреблять этим доверием, своим особым положением в судьбе страждущего.

Особое значение в этом плане приобретает безусловное сохранение медиком врачебной тайны, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести тяжелые моральные муки несчастном или даже убить его. Такая поистине огромная значимость сохранения врачебной тайны становится особенно понятной сегодня, когда человечеству грозит катастрофическая эпидемия СПИДа, жертвой которого, как показывает практика, может стать любой человек независимо от их моральных устоев.

Раскрытие факта заболевания СПИДом делает человека изгоем в обществе, даже если это абсолютно ни в чем не виновата ребенок. Человек фактически выбрасывается из общества, несет злобного и презрительного отношения со стороны окружающих. Нередко это сочетается с паническим страхом, а иногда и с агрессивностью. Известны случаи самоубийства людей, зараженных вирусом СПИДа, тайну которых было раскрыто из-за безответственности и аморальности некоторых медиков, пренебрегли большим гиппократовским "Не навреди!"

Серьезные нравственные проблемы возникают и в связи с все распространяемой практикой трансплантации человеческих органов, когда перед врачом стоит задача точного определения того, Есть донор мертвым, или он еще жив, и не будет спасение одного человека фактическим убийством другой, тем более, что медицинская этика требует бороться за жизнь больного до последней секунды, даже если ситуация абсолютно безнадежна. Сейчас признано, что в подобной ситуации приоритет должен принадлежать интересам донора, а не реципиента.

С рассматриваемыми вопросами тесно связана проблема "эвтаназии" ("легкой" смерти), когда неизлечимо больному для прекращения его страданий ускоряют смерть путем медикаментозного воздействия на его собственной просьбе. Данная проблема является одной из самых острых в современной медицинской этике. В самом деле, имеет врач право замахиваться на большой дар природы - жизнь даже по просьбе пациента? С другой стороны, может ли он быть равнодушным к невыносимых человеческих мук?

Не менее важно и вопрос о моральной допустимости экспериментальных опытов на людях. Такие эксперименты могут осуществляться исключительно добровольно, с соблюдением всех мер предосторожности, с максимальным чувством ответственности тех, кто их проводит. Поистине нравственным подвигом в интересах человечества следует признать те эксперименты, которые врач проводит на себе. Например, в 20-х годах нынешнего века медик из Германии Фореман решил ввести катетер через вену руки прямо в собственное сердце, чтобы узнать, что происходит в предсердий и желудочков. Фореман отказывали, и он настоял на своем. Врач смотрел на экран рентгеновского аппарата и наблюдал, как ползет от локтя до плеча и входит в сердце резиновая трубка катетера. Известны случаи, когда врачи, рискуя собственной жизнью, сознательно заражали себя вирусами очень опасных инфекционных заболеваний для того, чтобы вырвать у болезни ее тайны в интересах спасения миллионов больных людей.

В тоталитарном обществе медицина становится частью репрессивной машины, когда возможны варварские эксперименты на людях (изверг доктор Менгеле в нацистской Германии, эпидемиологический отряд генерала Исии в Японии, которые нажили пресловутой "славы" из-за надругательства над людьми, которых рассматривали исключительно как экспериментальный материал), массовое уничтожение больных и беспомощных, калек и стариков, как это имело место в "третьем рейхе". В обществе медицина пидпорядкоуеться, как и остальные институтов, только политической целесообразности, которая, в свою очередь, определяется властвующих верхушкой. Вследствие тоталитар доминирование политики медицина подчиняется внешним и часто чужим для нее системам регулирования, которые приводят к фактической ликвидации таких понятий, как "врачебная тайна", "клятва Гиппократа", "врачебный долг". Этические нормы подменяются политическими интересами.

Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем его скальпель. Великий медик В. М. Бехтерев утверждал: если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание будущих медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.

Учитывая специфику самой профессии медика медицинская этика является необходимым и неотъемлемым стороной профессиональной способности. Отсутствие тех качеств, которых требует от врача медицинская этика, является свидетельством его профессиональной непригодности. Аморальным, порочным людям должен быть закрыт доступ к этой совсем особой сферы человеческого бытия, которой нужны люди честные, мудрые, самоотверженные, способные на великие подвиги самопожертвования и милосердия.

Следует заметить, что нужно разграничивать врачебную практику и медицину, хотя они отражают общую атмосферу отношений личности и общества, основанных на принципе коммерческих выгод. Научно-технический прогресс стимулирует развитие исследований в области биологии, физиологии, биохимии и т. А настрой на материальный успех стимулирует быстрое внедрение результатов исследований в медицинскую практику. Последнее обусловило объективную необходимость выработать механизмы защиты больного от некомпетентности или злонамеренных действий врача. Поэтому современная медицина развивается на стыке ряда наук, исследующих ее этические аспекты: медицинская этика, биоэтика, медицинское право, деонтология.

Итак, как медицинская, так и врачебная этика выполняют одну из высокогуманных целей - спасение жизни человека, утверждая тем самым его право на жизнь и самореализации собственной жизненности. Медицинская и врачебная этика часто отражают исторически конкретные представления о ценности человека, и поэтому гуманизм профессии иногда имеет относительное нравственное направление. Современная тенденция в развитии медицинской этики - поиск путей использования достижений медицины для сохранения жизни и улучшения здоровья и долголетия в планетарном масштабе.

Профессия врача и в древние времена, и сегодня является одной из самых гуманных, что приводит суть и значение отношения общества к представителям этой профессии. Каждый человек в течение жизни хотя бы раз сталкивалась с необходимостью обращения к врачам по поводу тех или иных болезней. Любой человек, пришедший на прием к врачу, имеет право надеяться на достойное, уважительное отношение. Именно этими проблемами и занимаются врачебная этика и деонтология.

Для понимания сути этого явления является важным использование правильной терминологии1. С позиций социального регулирования медицинской деятельности врачебная (медицинская) этика - это разновидность профессиональной этики, включая совокупность морально-этических правил и принципов оказания медицинской помощи. Медицинская этика служит своеобразной теоретической основой, обоснованием морально-этического поведения медицинских работников. Деонтология (от греч. Deon, deontos - надлежащее; должное + logos - учение) может рассматриваться как составная часть медицинской этики, своего рода ее практическое применение, которая занимается проблемами надлежащего поведения медика при непосредственном выполнении своих профессиональных обязанностей.

Основателем врачебной этики заслуженно считается Гиппократ, систематизировал правила медицинской этики, существовавших на то время, на основании многовекового опыта медицины. Его труды "Клятва", "О враче", "О приличную поведение" содержали кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто выбрал лечение своей профессией. Именно Гиппократу принадлежит известное высказывание: "Медицина есть благородное из всех искусств». Термин "деонтология" ввел в обиход английский философ И. Бентам в своей книге "Деонтология, или наука о морали". Деонтология несколько противопоставлялась этике, поскольку если этика в общепризнанном тогда понимании была социальным институтом, изучал правильное поведение людей в обществе, то деонтология понималась как личное поведение индивида.

Приоритет среди врачей в вопросах врачебной этики принадлежит выдающемуся клиницисту С.П. Боткину, впервые в практике российской медицины обосновал необходимость создания этического кодекса российского врача. Проблемы деонтологии в медицине впервые были освещены в работах известного хирурга-онколога М.М. Петрова, который раскрыл содержание деонтологии и показал пути ее развития.

Часто актуальностью проблем законотворчества и необходимостью в связи с дым быстрого принятия новых правовых актов объясняется некоторое пренебрежение законодателей и невнимание к вопросам медицинской этики и деонтологии, что является недопустимым. Поверхностный, недостаточно отработан, созданный без учета этических и деонтологических предпосылок правовой акт, несомненно, более вреден, чем полезен. Известно, что большое количество положений современной медицинской этики сформирована на основе древних постулатов. Широкое распространение в медицине имеет выражение: "Salus aergoti suprema lex" ("Благо больного - высший закон»). Здесь, несомненно, кроется одна из главных составляющих всего смысла этического направления в медицине. Речь идет об основном принципе медицинской деятельности, согласно которому главным правилом, "высшим законом" для врача при выполнении им профессиональных обязанностей является и должен быть приоритет больного, его блага, его здоровье. На сегодняшний день этот принцип может быть востребован и в процессе медицинской законотворчества: правовые акты в системе здравоохранения должны быть ориентированы на больного, на его права и соблюдения его законных интересов.

Существует достаточное количество документов по врачебной этики и медицинской деонтологии. В течение весьма длительного времени этические положение не подвергались кодификации и существовали или в виде отдельных положений и высказываний, или в виде переведенных и адаптированных работ древних мыслителей (Гиппократ, Гален и др.). На сегодня, как правило, врачи ориентируются на документы, принятые во второй половине XX - начале XXI в., В эпоху мировых интеграционных процессов. С позиций уровней социального регулирования медицинской деятельности и вопросам медицинского права необходимо проанализировать основные из них.

Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, принятая в 1949 p., С изменениями и дополнениями 1 968 и 1983 pp., Ориентирована на выпускников медицинских вузов - будущих врачей. Декларация является своеобразной клятвой врача, содержит ряд положений, которые целесообразно привести в связи с данной проблематикой правового регулирования медицинской деятельности. "Я буду выполнять свой профессиональный долг честно и с достоинством" или "Я не позволю из соображений религии, национальности, расы, политических убеждений или социального происхождения помешать выполнению моего долга и предстать между мной и моим пациентом". Нравственные ценности, отраженные в этой Декларации, с определенными изменениями присутствуют и в правовых актах о медицине. В полной мере за такие можно считать положение об обязанности врача независимо от социальных и других признаков пациента предоставлять последнему помощь (а это уже не пожелание, не только право пациента, а обязанность врача). В случае непредоставления медицинской помощи врачом уже речь идет о юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Международный кодекс медицинской этики, принятый Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации в 1948 p., С изменениями и дополнениями 1968 года, 1983, 1 994 pp., - Документ, определяющий критерии неэтичности в поведении медицинского работника, а также обязанности врача по отношению к больному и друг к другу. Важным является положение, при котором "всегда, когда обследования или лечения требуют знаний, превышающих его (врача - Авт.) Способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию". Ярко выраженный правовой характер, коллегиальный принцип принятия решений в ряде случаев в клинической медицине базируется именно на таком этическом положении.

Врачебная тайна, как понятие, что нашло свое отражение в правовых документах по охране здоровья, также представлена в Международном кодексе медицинской этики. Речь идет о положении Кодекса: "Врач должен сохранять абсолютную конфиденциальность во всем, что касается пациентов, которые ему доверяются". В этом тоже проявляется связь морально-этических и правовых норм в регулировании медицинской деятельности.

Декларация о независимости и профессиональной свободе врача, принятая Всемирной Медицинской Ассоциацией В 1986 p., Определяет приоритеты профессиональной независимости врача. "Профессиональная свобода врача предполагает свободу от постороннего вмешательства в лечебный процесс. Всегда и везде следует охранять и защищать независимость профессиональных медицинских и этических решений врача" - так в Декларации провозглашается независимость врача при исполнении профессиональных обязанностей. Речь идет не о вопросе административной подчиненности, а, прежде всего, о свободе принятия решений о пользе больного - тактики и схемы лечения, применения тех или иных методов, иными словами - всего того, что направлено на благо больного.

Период демократических преобразований в Украине характеризуется принятием ряда документов, посвященных морально-этическом и деонтологических регулированию медицины. Обращаем внимание на ст. 76 Основ законодательства Украины о здравоохранении - "Присяга врача" и Клятву врача, утвержденной Указом Президента Украины 15 июня 1992. Эту клятву должны давать все выпускники высших учебных заведений Украины. Получая звание врача, выпускник клянется "все знания, силы и умения отдавать делу охраны и улучшения здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, оказывать медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается, хранить врачебную тайну, соблюдать правила профессиональной этики...". Анализ этого документа дает возможность сделать вывод, что этот акт содержит все важные нормы медицинской этики и деонтологические принципы, учитывает международный опыт и этические нормы клятвы Гиппократа. А. Савицкая отметила, что главное значение присяги врача - это выражение общественного долга медицинских работников. Обязанности, закрепленные в присяге, моральные требования к профессии, получили правовое закрепление. Как отмечала автор, нормы, предусматривающие обязанности врача в присяге, сочетают в себе качества юридического веления с качествами морально-идеологического императива: это такие правовые нормы, которые определяют надлежащее поведение врача в сфере его профессиональной деятельности не только с точки зрения права, но и морали1.

В Украине на сегодня еще нет Этического кодекса украинского врача, хотя имеются многочисленные авторские наработки в этом направлении. В частности, разработаны авторский проект Этического кодекса украинского врача, который был подан на первый Национальный конгресс по биоэтике. Этот кодекс предлагается утвердить Ассоциацией врачей и сделать сводом моральных норм, за нарушение которых предусматривается применять средства общественного воздействия. Авторы учебника поддерживают предложение об уместности разработки и принятия Этического кодекса врача Украины, который структурно может выглядеть так:

Раздел I. Общие положения, в котором были бы закреплены этические основы профессиональной деятельности врачей, принципы оказания медицинской помощи, нравственные ориентиры и задачи профессиональной врачебной деятельности;

Раздел II. Общие обязанности врачей, где можно было бы предусмотреть общие обязанности врачей и их назначение в обществе, цели и условия врачебной деятельности;

Раздел III. Специальные обязанности врачей, в котором отдельными подразделениями можно определить:

Врач и пациент, где уместно осветить права пациентов, регламентировать реализацию этих прав через обязанности врачей;

Врач и права членов семьи, законных представителей;

Взаимодействие и отношения с коллегами и другими работниками системы здравоохранения;

Раздел IV. Ответственность за нарушение норм Этического кодекса врача Украины, раскрыть вопросы видов юридической ответственности в этом аспекте и обеспечить механизм устранения дублирования в регулировании этой проблемы;

Раздел V. Заключительные положения, в котором указать границы действия Кодекса, порядок пересмотра и изменения норм Кодекса.

Еще в середине XX века И. Давыдовский, изучая проблемы врачебных ошибок, справедливо отмечал, что врачу поручается забота о здоровье и жизнь, его моральная ответственность за это приобретает специфические черты по сравнению с другими профессиями, которые не имеют в человеке прямого об "объекта их действия. Эти слова весьма актуальной и в наше время. Важно связь между этическими ошибками и правовыми нарушениями в процессе оказания медицинской помощи. Очевидно, что в тех медицинских коллективах, где наблюдаются нарушения морально-этических и деонтологических норм, вероятнее проблемы юридического характера. В связи с этим повышается актуальность проблемы ответственности за морально-этические нарушения с целью предотвращения серьезной правовой вине со стороны медиков.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...