Социальные нормы и ценности общества

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­ рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­ тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль - один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали - это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта - его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойнойличностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ ком смысле слова;2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека житьсообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­шению к тебе».

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций - как наших собственных, так и чужих - мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях - в разном социальном контексте - одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей - тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

Социальные нормы и ценности – это правила поведения людей, установленные в обществе. Их можно назвать образцами, эталонами, своего рода ориентирами, границами, очерчивающими рамки дозволенного применительно к тем или иным условиям человеческой жизнедеятельности. Не стоит забывать, что для людей одним из главных условий существования в окружающем их мире является умение взаимодействовать с себе подобными.

Социальные нормы принято делить на несколько видов:

  • правовые;
  • морали;
  • политические;
  • религиозные;
  • эстетические.

Давайте рассмотрим их немного детальнее. Например, правовые нормы – это правила поведения, имеющие конкретную форму. Они устанавливаются государством и поддерживаются всеми законными методами, в том числе и силовыми. Стоит особо отметить, что эти нормы в обязательном порядке выражены в официальной форме, например, в виде законов. В каждом конкретном обществе, то есть государстве, может существовать только лишь одна правовая система.

Нормы морали – это правила поведения людей. Они являются четким выражением представлений, например, о хорошем и плохом либо о добре и зле и так далее. В обществе традиционно их нарушение встречают с неодобрением. Как правило, человеку, не соблюдающему данные нормы, приходится сталкиваться со всеобщим осуждением.

Политические – здесь название говорит само за себя. Поэтому в данном случае можно обойтись кратким пояснением. Они, по сути, регулируют политическую деятельность внутри общества.

Религиозные – это правила поведения, которые были сформированы нашими предками и записаны в священных книгах. Ну а эстетические нормы закрепляют представление человека о прекрасном и безобразном, об изящном и грубом и так далее.

Если говорить в целом, то нужно сказать, что современное общество устанавливает четкие рамки и границы поведения людей. Они, конечно же, могут отличаться в разных странах, однако главные особенности здесь, по сути, одинаковы для всех. Нарушившего нормы законодательства (то есть правовые) человека могут отправить в тюрьму. С другими же не все столь однозначно. Например, нарушителя религиозных норм вполне способны отлучить от церкви, однако об ограничении свободы речь здесь уже не идет.

Получается, что человеку, с одной стороны, предоставляется определенная свобода действий. Вместе с тем с другой – существуют четкие рамки и границы, выходить за которые крайне нежелательно. Естественно, что люди, действуя в рамках определенной свободы, все равно ведут себя по-разному. При этом чем более развитым является общество, в котором он живет, тем шире предоставляемая там свобода, но, тем не менее, выход за пределы дозволенного карается также гораздо жестче.

Здесь стоит отметить один очень важный момент. Общество в любом случае воздействует на поведение человека с помощью установленных социальных норм – в подавляющем большинстве случаев люди просто вынуждены им подчиняться. Те, кто нарушает правила, должны быть готовы к тем или иным санкциям в свой адрес. Все очень просто – существование в обществе требует уважительного отношения к установленным нормам. В ином случае ситуация может полностью выйти из-под контроля.

В обществе социальные нормы имеют чрезвычайно важное значение, поскольку они способствуют объединению индивидов в группы, регулируют общий процесс социализации, являются эталонами поведения и контролируют разного рода отклонения. Иными словами, это хранители ценностей и стражи порядка, отображающие то, что наиболее ценно для этой группы индивидов или для общества.

Социальные ценности

Теперь давайте рассмотрим еще один аспект. Если с нормами, в принципе, все понятно, то социальные ценности – это гораздо более широкое и многогранное явление. Они априори важны для каждого человека, ведь однажды принятые решения в большинстве случаев становятся линией поведения, которую люди затем стараются придерживаться ежедневно на протяжении всей их жизни. Получается, что социальные ценности являются способом детерминации и регуляции поведения индивида. Они помогают человеку отличить существенное от бессмысленного, значимое от ненужного, и так далее.

Подробно изучавший социальные ценности российский психолог Дмитрий Леонтьев выделил 3 формы существования:

  • общественные идеалы;
  • их предметное воплощение;
  • мотивационные структуры.

При этом ученый отметил, что каждая из них способна перетекать в другую.

В жизни человека часто бывает так, когда одна система ценностей подтверждается, тогда как другая просто отбрасывается из-за своей несостоятельности. В итоге возникает своеобразная иерархия, содержащая в себе понятия, применимые для каждого человека.

Социальные ценности у каждого формируются индивидуально, поскольку даже в пределах одного общества очень сложно найти двух людей, у которых они бы были абсолютно одинаковыми. Зачастую человеку приходится сталкиваться с достаточно сложным моментом, когда его принципы не соответствуют или даже полностью противоречат новым системам. Кроме того, нередки ситуации нестыковок между реальной жизнью и теоретическими основами. Здесь уже начинается процесс формирования многослойных систем, в которых зачастую провозглашаемые ценности расходятся с реалиями.

Социальные ценности формируются у человека, начиная с раннего детства. Главную роль в данном процессе играют люди, окружающие того или иного индивида. Особо стоит выделить семью, поскольку именно подаваемый родителями пример формирует в голове у ребенка те или иные ценности. Конечно, по мере взросления ребенка, определенные изменения просто неизбежны. Тем не менее те базовые основы, которые были заложены родителями, такие, например, как представление о хорошем и плохом, будут оставаться с человеком в течение всей его жизни.


Социальные ценности. Как уже говорилось, индивид стано вится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих цен ностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей доста точно разнообразен - это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с обще ственными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать, ценности - это то, ради чего стоит жить. Важней шая функция социальных ценностей - играть роль критериев вы бора из альтернативных способов действий. Ценности любого об щества взаимодействуют между собой, являясь принципиаль ным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно предопределяемыми ценнос тями характеризуется двумя чертами: во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определенную иерархическую структуру, подразде ляясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отноше-ния между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антаго нистическими, взаимоисключающими Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, напол няют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей мож но выделить:
то, что предпочитается в наибольшей степени (акты по веления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нужда ется в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
то, что считается нормальным, правильным (как посту пают в большинстве случаев);
то, что не одобряется, порицается и - на крайнем по люсе системы ценностей - предстает как абсолютное, само очевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упо рядочивает для индивида картину мира. Важная особенность со-циальных ценностей заключается в том, что в силу их всеоб щего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализу ются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик соци альных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неиз бежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
место человека, его роль в системе мироздания, отноше ние человека к природе;
отношение человека к человеку;
характер общества, идеал общественного устройства.
Социальные нормы. В ситуации, когда систему социальных
ценностей характеризует устойчивость, воспроизводимость во времени и распространенность в пределах данного общества, эта система формализуется, конкретизируется в форме соци-альных норм. Следует обратить внимание на двоякое определе ние понятия «норма». Согласно первому его употреблению нор ма - абстрактно сформулированное правило, предписание Изве-
стно, однако, что понятием «норма» применительно к любом\ ряду явлений, к любому процессу обозначают и ту совокуп ность явлений или признаков процесса, которые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновля ются, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений (тогда го ворят о нормальном явлении, нормальном процессе, о нали чии объективной (реальной) нормы). В социальной жизни, в реальной действительности существуют обычные, повторяю щиеся отношения между членами общества. Эти обычные, по вторяющиеся отношения и подпадают под понятие объектив ной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородно сти и повторяемости, и есть объективная социальная норма.
Объективная социальная норма - это характеристика суще ствующих явлений или процессов (либо актов поведения), по этому установить ее наличие и содержание можно, лишь про анализировав социальную действительность; содержание соци альных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто сти хийно, не всегда получая отражение в сознании людей. Если в праве сфера социального долженствования выражена в виде рационально осознанных и логически сформулированных пра вил (запретов иди велений), где средства подчинены целям, ближайшие цели подчинены отдаленным, то социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве тако вых и воспроизводятся в поведении без их обязательной созна тельной оценки.
Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение лю дей, регулируют самые разнообразные виды общественных от ношений, складываясь в определенную иерархию норм, рас пределяясь по степени социальной значимости. Политические нормы, прямо связанные с системой идеологических ценнос тей, влияют на нормы экономического характера, послед ние - на технические нормы и т. д. Нормы профессиональной этики, семейных отношений и морали в целом, нормы по вседневною поведения охватывают, по существу, всю сово купность социально значимых актов поведения.

В социальной норме воплощается значительное большин ство соответствующих явлений (актов повеления). Ею может быть обозначено то, что обычно, естественно, типично в дан ной сфере социальной действительности, что характеризует ее основное социальное свойство на данный момент. Это боль шинство именно однородных, более или менее одинаковых актов поведения. Относительная однородность позволяет сум мировать их, отделить от иных актов поведения, составляющих отклонения, исключения, аномалии. Норма является синтети ческим обобщением массовой социальной практики людей. В социальных нормах, т. е. устойчивых, наиболее типичных ви дах и способах поведения в конкретных областях социальной практики, проявляется действие объективных закономернос тей общественного развития. Социально нормальным является то, что необходимо, что закономерно существует при данном укладе общества.
Социальная норма в сфере поведения людей применитель но к конкретным актам может быть охарактеризована двумя основными рядами численных, количественных показателей. К такого рода показателям можно отнести, во-первых, отно сительное число актов поведения соответствующего вида и, во-вторых, показатель степени их соответствия некоторому среднему образцу. Объективная основа социальной нормы про-является в том, что функционирование, развитие обществен ных явлений и процессов происходит в соответствующих каче ственно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты дей ствия неизбежно различаются между собой по степени соот ветствия среднему образцу социальной нормы. Эти действия, следовательно, располагаются по определенному континууму: от полного соответствия образцу, через случаи частичного от клонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содер жании, смысле и значении качественной характеристики со циальных норм, в реальном поведении проявляется в конечном счете доминирующая система социальных ценностей.
Общее количество однородных (т. е. более или менее соответ ствующих определенному признаку) актов поведения - пер вый количественный показатель данной совокупности актов.

Нетождественность, различие между подобными однородными актами связаны с тем, что указанный качественный признак в каждом конкретном случае может быть выражен в разной степе ни, т. е. акты поведения могут обладать различными частотными характеристиками с точки зрения проявления в них этого при знака. Таков второй количественный параметр данной совокуп ности. Отклонения от среднего образца поведения до какого-то уровня укладываются в рамки того, что можно считать объек-тивной социальной нормой. По достижении же определенного предела степень отклонения будет столь высокой, что такого рода акты будут отнесены к числу аномалий, актов антиобще ственных, опасных, преступных.
Выход за пределы объективной социальной нормы возмо жен, конечно, в двух направлениях: со знаком «минус» (отри-цательное значение) и со знаком «плюс» (положительное зна чение). Здесь вновь проявляется неразрывная связь социальных норм с господствующей системой ценностей. Именно такая система не только снабжает социальные нормы их качествен ной характеристикой, но и определяет полярные значения случаев выхода за пределы этих норм. При этом существенна закономерность: чем выше степень соответствия данного акта среднему образцу социальной нормы, тем больше подобных актов, и чем меньше степень этого соответствия, тем меньше и относительное число подобных актов.
Полезно прибегнуть к схематическому, графическому изоб ражению этого соотношения (см. рис. 12.1). Для этого по верти кали будем откладывать число определенных, относительно однородных (но никогда не тождественных) актов действия, а по горизонтали - степень их соответствия среднему образцу (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»).
Рис. 12.1. График соотношения социальной нормы и отклонений

На приведенном графике в зонах «в» и «et» располагаются акты действий, укладывающиеся в пределы объективной соци альной нормы, это то, как обычно поступают. Зона «а,» - это отклонения, выходящие за пределы объективной социальной нормы. Это - действия, отличающиеся от средней нормы, то, что порицается. В зоне «я» помещаются действия, в еще боль шей степени отклоняющиеся от рамок социальной нормы (максимальные отклонения), это действия, осуждаемые боль шинством, оцениваемые как недопустимое, преступное. В зоне «с» располагаются действия, выходящие за пределы среднего образца социальной нормы в сторону социальных идеалов, это те действия, которыми восхищаются (хотя и редко следуют).
Количественно-качественная характеристика социальных норм чрезвычайно показательна с точки зрения уровня дина мики социальных изменений и их содержания. Возможна ситу ация, когда те акты поведения, которые составляли меньшин ство, растут до такой степени, что начинают переходить из ка тегории отклонений, исключений в стадию формирования новою образца социальной нормы. Как правило, это знамену ет радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества.

Социальная ценность – это не интерес и не потребность, это стандарт по средствам которого отбираются цели действия. Общество поддерживается распространением ценностей, но социальные группы по разному их понимают.

Социальные нормы – это образцы, эталоны действия в определенных ситуациях. Это своеобразный набор правил поведения, это принуждение к определенному поведению, это набор санкций. Нормы выступают в качестве скрепа в обществе.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов :

    нормы морали , то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

    правовые нормы , формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

    религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

    политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

    эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Понятие социального контроля

Каждое общество стремится создавать и сохранять социальный порядок. Действительно, каждый член человеческого общества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным нормам и нормам своей группы. Для этого в обществе существует система социального контроля, которая предохраняет общество от эгоизма отдельных его членов. Таким образом, социальный контроль представляет собой совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов, соответствующее ролевым требованиям и социальным нормам.

Основным видом контроля в обществе является контроль через социализацию . Это такой вид социального контроля, при котором у членов общества вырабатывается стремление соблюдать социальные нормы и требования роли. Такой контроль осуществляется через воспитание, обучение, в ходе которого индивид не только воспринимает существующие нормативные требования, но и принимает их. В том случае, если контроль через социализацию будет успешным, общество выигрывает, прежде всего, в отношении снижения издержек на контроль.

В случае неэффективности контроля через социализацию общество или социальная группа прибегает к контролю через групповое давление . Это неформальный вид контроля, который осуществляется путем воздействия на члена малых групп на основе межличностных отношений. Такой вид контроля считается весьма эффективным средством воздействия на поведение людей в небольших сообществах или ассоциациях в том случае, когда у индивида существуют ограничения на выход из этой ассоциации.

Третий вид социального контроля носит название контроля через принуждение . В основе контроля через принуждение лежат институциональные нормы и законы. В соответствии с этими нормами осуществляется применение набора негативных санкций по отношению к индивидам, которые нарушают принятые социальные нормы. Этот вид контроля зачастую оказывается неэффективным, так как он не предусматривает принятия норм и ролевых требований и связан с большими издержками.

Социальные отклонения

Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Можно выделить два идеальных типа отклонений :

1) индивидуальные отклонения , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2) групповое отклонение , рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Различаются следующие типы отклоняющегося поведения :

1. Деструктивное поведение , причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам: мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение , причиняющее вред личности и социальным общностям - семье, соседям, друзьям и др. - и проявляющееся в алкоголизме, наркомании и т.п.

3. Противоправное поведение , представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в нарушении трудовой, воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях.

В зависимости от отношения культуры, принятой в данном обществе, к отклоняющемуся поведению, выделяют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

Культурно одобряемые отклонения. Как правило, люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Чаще всего к необходимым качествам и способам поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям, относят:

1. Сверхинтеллектуальность . Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер.

2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

3. Сверхмотивация . Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми. Считается, что одна из причин, вызывающих сверхмотивация, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда Ш; Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации.

4. Личностные качества . Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Личностные качества - это важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. К такому виду отклонений, как правило, относятся: Отказ матери от своего ребенка, различные нравственные пороки - клевета, предательство и др., пьянство и алкоголизм, выталкивающие человека из нормальной жизни и наносящие моральный, физический, социальный ущерб ему самому и его близким; наркомания, приводящая к физической и социальной деградации личности, к преждевременной смерти; ограбление, воровство, проституция, терроризм и др.

Именно возникновению культурно осуждаемых социальных отклонений посвящены теории девиантного поведения (теории физических типов, психоаналитические теории, социологические и др. теории). Таким образом, девиантное поведение может быть представлено с двумя полюсами – положительным, на котором находятся индивиды с максимально одобряемым поведением, и отрицательный, где расположены индивиды с максимально неодобряемым в обществе поведением.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...