Социальное развитие связано с изменениями. Раздел II

Социальное развитие личности

Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части вхождения человека в мир культуры и социальных отношений.

Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце

1970 – х гг. В.И.Бобневой.

Этим термином обозначался «процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения» (В.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).

Социальное развитие личности – это усвоение, переработки и реализации человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизация и индивидуализация личности.

Индивидуализация личности Типизация личности Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется субъективная картина мира.

Каждый этап социального развития человека характеризуется уникальным сочетанием процессов типизациии и индивидуализации.

Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные особенности между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых. В связи с этим мы разберем особенности социального развития, разделив их на два основных этапа. Первый этап объединяет детский и подростковый возраста. Второй этап – период взрослости. Этапы социального развития не привязаны к возрасту жестко. Но есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем интеллектуального развития.

Детский и подростковый период – это время бурных изменений как психическом развитии человека, так и социальном становлении, расширении и качественном изменении социально – психологических возможностей. Ребенок находиться во взаимодействии с окружающим миром, общается с различными людьми и группами: семьей, сверстниками и т.д. Он принимает нормы, ценности окружающего мира, а затем перерабатывает их, оценивает, изменяет, приспосабливая к своим индивидуальным и личностным особенностям.

Социальное развитие в дошкольном возрасте. Для этого периода характерно формирование моральных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок в этот период сверхнормативен. Он неуверен в собственной компетентности и очень восприимчив к усвоению норм и правил, диктуемых взрослыми. В этот период еще не развит произвольный контроль за собственными поступками, поэтому при отсутствии постоянного внешнего контроля, ребенок начинает выпадать из рамок правильного поведения. Здесь следует также отметить, что в этом возрасте очень силен механизм подражания. Дошкольник легко и с удовольствием копирует различные модели поведения, как хорошие, так и плохие.

Новый уровень развития для этого периода связан прежде всего с тем, что ребенок пытается стать независимым. Независимость проявляется в умении видеть различия между поступками сверстников или взрослых с собственным опытом, и противостоять авторитеты, поступая так как считаешь нужным. Для взрослого человека такое поведение ребенка нередко выглядит как простое непослушание. И является педагогической ошибкой полное подавление независимости и самостоятельности ребенка.

Социальное развитие младшего школьника . Важная задача этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям.

Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес указывает на удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к в формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. Готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем (М.Р.Битянова).

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка.

Социальное развитие в подростковый период . Именно в подростковом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются основные социально – психологические механизмы регуляции поведения. Известно, что именно к этому возрасту заканчивается формирование основных навыков и операций мыслительной деятельности, и именно в этом возрасте ребенок ориентирован на работу с абстрактными, обобщенными представлениями и системами понятий. В раннем подростковом возрасте ребенок очень сензитивен к усвоению обобщенных, отвлеченных социальных категорий и представлений. Подростки открыты для социального коллективного опыта. В среднем подростковом возрасте ребенок испытывает большую потребность активного индивидуального развития, самоутверждения, овладения «взрослыми» условиями жизни и деятельности. М.И.Бобнева и Е.В.Шорохова полагают, что «вслед за этапом сензитивности следует этап особого соотношения тенденций типизации и индивидуализации социального развития личности» Подросток стремиться, с одной стороны, быть «чьим – то», он испытывает потребность в аффилиации, хочет принадлежать к какой – либо группе, стремиться подражать какому- либо образу, идеалу. Одновременно действует тенденция к индивидуализации, проявляющаяся в стремлении к индивидуальному, непосредственному овладению социальным опытом, к личному участию в социальной жизни.

Лишь за этой стадией следует стадия собственно индивидуального социального развития личности. По мнению М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой, эту стадию нельзя четко определить каким – то возрастным промежутком. «Начало этой стадии почти всегда может быть связано с тем или иным сильным личным переживанием, потрясением, событием «катарсического порядка». Авторы стоят на той позиции, что не бывает «сглаженного», бесконфликтного переживания подросткового возраста. «Наиболее часто распространены случаи, когда изменение хода развития и оценивания ситуаций, событий, людей, всего накопленного опыта с новых позиций наступает вслед за столкновением личных планов, установок, представлений с реальной действительностью. К той же группе следует отнести и первый личный опыт собственно социальных отношений, решений, поступков и т.п. В той или иной форме фазы катарсических переживаний чрезвычайно существенны для социального развития личности».

По мнению Л.Колберга, путь к социальной зрелости начинается после 15 лет, но его начало конец трудно привязать к возрастным этапам. Суть фазы индивидуального социального развития – это формирование собственной точки зрения, личных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в прошлом опыте знаний социального порядка. У человека формируется отношение к своей социальной позиции, своим ориентациям, поступкам и планам. Это стадия социально развитого самосознания и социальной самооценки (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).Все это свидетельствует о начале формирования социальной зрелости человека.

Социальное развитие во взрослом возрасте . Социальное развитие и социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек является активным создателем собственного социального опыта. Два аспекта социальной жизни становятся особо значимыми во взрослом возрасте: личная жизнь и работа. Если личная жизнь продолжает быть актуальной с предыдущего периода социального развития, то работа как профессиональная деятельность является совершенно новой сферой социального развития. Взрослость – важный период творческой переработки накопленного социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве.

В отечественной социальной психологии социализация рассматривается с точки зрения усвоения социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий социализации является в данном случае отношение к трудовой деятельности. Г.М.Андреева предлагает выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В этой стадии выделяю два периода: ранняя социализация - это период от рождения ребенка до поступления его в школу и стадия обучения – включает весь период юности в широком понимании этого термина, т.е. к этой стадии относят весь период обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны. Эта стадия – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Поэтому этой стадии в социальной психологии придается особое значение. Послетрудовая стадия охватывает период жизни человека после окончания трудовой деятельности.

процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д. Не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления заменяются явлениями более высокого уровня или переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, заменяются явлениями, переходят на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

это развитие человеческих сообществ, малых и больших этносов, народностей, государств и их союзов, а также цивилизаций и культур, которые созданы или сформированы человеком. Социальное развитие вобрало в себя всю совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов. Это процесс, в котором происходят количественные и качественные изменения в социальной сфере, общественной жизни или отдельных его компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.п. Социальное развитие – это следствие взаимодействия большой совокупности социальных процессов, в основе которых – целенаправленная деятельность людей – субъектов социальных процессов. Общий механизм Социальная оабота состоит в возникновении новых потребностей в разных сферах общественной жизни и поиске возможностей из удовлетворения. Новые потребности возникают как следствие производственной и другой продуктивной деятельности человека, а поэтому связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, расширением и углублением объема научного знания, усложнением механизма творческой и потребительской деятельности человека. Однако не все изменения в социальных явлениях и процессах являются их развитием, а только те, вследствие которых одни социальные явления сменяются другими более высокого уровня или переходят на высокую (за объективными критериями социального прогресса) ступень своего состояния (прогрессивное развитие) или, наоборот, их меняют явления, которые свидетельствуют о переходе на ступень низшего уровня (регрессивное развитие). Социальное развитие осуществляется в двух основных формах – эволюционной и революционной. Эволюционная форма – это медленные, поэтапные количественно-качественные преобразования в социальной системе или ее элементах или постепенное отмирание старых элементов определенной социальной системы и их вытеснение новыми элементами, которые постепенно накапливаются. Революционная форма – качественные изменения во всех общественных структурах, которые осуществляются путем коренной перестройки общественных отношений и социальных институтов, разрушением всех застарелых элементов системы и замене их новыми элементами, которые возникают в системном единстве. Две формы социального развития диалектически соединены. Социальная эволюция готовит социальную революцию и завершается ею. Термин социальное развитие используется и в более узком значении – как совокупность теоретических концепций и практических действий, законодательства и политики современного государства относительно укрепления и расширения социального благосостояния населения. Во второй половине ХХ – начало ХІХ вв. современное государство осуществляло активный курс на реализацию не только традиционных исторически обусловленных функций, связанных с обеспечением в стране порядка, безопасности, благоприятных внешних условий, но и на содействие социальному благосостоянию всего населения, через политику централизованного планирования или использования определенной модели развития и управления экономикой. В рамках выбранной модели поддерживается производство и потребление, осуществляется содействие полному, рациональному и эффективному использованию рабочей силы, успешно разрабатывается законодательство в экономике и социальной сфере, утверждаются и реализуются программы, которые обеспечивают получение всеми гражданами образования и медицинского обслуживания, достаточного дохода в кризисных ситуациях. Важную роль в обеспечении социального развития играют социальные реформы и социальное планирование. Природа общественных отношений такова, что позволяет использовать эту возможность для определенных социальных институтов. Предполагаемые изменения, нововведения и преобразования, которые приводят к деструктивным изломам существующего порядка, стимулируют социальное развитие. Именно поэтому улучшение системы социального управления на основе демократизации общественных отношений обеспечивают лучшие результаты в усовершенствовании общества и ускорении социального развития. Как показывает мировая практика, успешное применение странами политики социального развития позволяет им решать политические проблемы консолидации общества, снижения социального напряжения. Все это значительно укрепляет позиции государства, его позитивную роль в развитии институтов прав человека, семьи и решении социальных проблем отдельных маргинальных (уязвимых) групп населения. Существенную роль в разработке и распространении концепций социального развития государств играет ООН. В ее структуре успешно действует межправительственная комиссия Соуиальной работы, которая ориентирует страны на необходимость усовершенствования форм и методов деятельности правительств относительно осуществления политики социального развития. Комиссия решает много социальных проблем, которые имеют международное значение (международное социальное положение, семья, дети, молодежь, люди пожилого возраста, инвалиды и т.п.), готовит проекты международных программ и конвенций, предоставляет правительствам эффективную помощь в реализации политики социального развития. Комиссия инициирует международные конференции и семинары, объявляются международные тематические годы и десятилетия (например, ребенка, молодежи, людей пожилого возраста, семьи и т.п.). Одним из основных документов комиссии является Декларация о социальном благополучии, прогрессе и развитии (1969 г.), которая стала основой политики государств в этом направлении. В Декларации подтверждено, что государства члены ООН должны нести ответственность за проведение внутренней и внешней политики, направленной на содействие социального развития во всем мире. Основными целями политики социального прогресса и развития должны быть постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и соблюдении прав человека и основных свобод, в том числе: ликвидация голода и недоедания; ликвидация бедности, достижение высокого уровня охраны здоровья по возможности бесплатного; искоренение неграмотности, обеспечение права на общий доступ к культуре, на бесплатное обязательное начальное образование и на бесплатное образование (обучение) на всех уровнях, повышение общего уровня образования на протяжении всей жизни. В Декларации также детально изложены и зафиксированы основные и главные цели с точки зрения защиты прав отдельных групп населения: обеспечение прав матери и ребенка, обеспечение благосостояния людей пожилого возраста и инвалидов, воспитание молодежи в духе идеалов справедливости и мира. В Декларации также признано, что все народы и все люди имеют право жить в достойных условиях свободы, пользоваться плодами социального прогресса и со своей стороны содействовать ему. Особенную роль в дальнейшем продвижении и утверждении концепции социального развития сыграла Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшаяся в марте 1995 года в Копенгагене и принятая на ней Копенгагенская декларация. В ней подчеркнуто, что люди планеты разными способами заявляют о потребности решения глубоких социальных проблем, особенно, бедности, безработицы и социальной изоляции. На высоком уровне опять было высказано, что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержки мира и безопасности как внутри стран, так и в отношениях между ними. Был также подтвержден факт взаимозависимости между экономическим, социальным развитием и охраной внешней среды. В принятой на встрече в Копенгагене программе действий особенно актуальным явился тезис о том, что конечная цель социального развития – повысит и улучшить качество жизни всех людей. Все положения программ направлены на достижение конкретных, связанных с условиями жизни и здоровья людей, показателей социального развития.

Социальное формирование личности – естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности.

Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Данная глава предусматривает рассмотрение следующих проблем: социальное развитие человека; социальная активность человека как социально-педагогическое явление; особенности развития социальной активности подростков.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

  • закономерности, категории, принципы и методы социальной педагогики;
  • специфику социального развития;

уметь

Анализировать и изучать основные тенденции социального развития;

владеть

Системой знаний о формах и методах социального развития, сущности социальной активности личности как факторе социального развития личности.

Социальное развитие и социальная активность личности

Основные понятия : социальное развитие, социальная активность личности, педагогические особенности поэтапного развития личности, типы родительских отношений, активность и стратегия жизни личности, производственно-трудовая активность, социальная активность, трудовая социальная активность, общественно-политическая социальная активность, формы социальной активности.

Сущность социального развития человека

Развитие – это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменения личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания в определенной социальной среде. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера.

Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и др.

Под социальным развитием человека в общем смысле принято понимать процесс, при котором происходит усвоение традиций культуры и общества, в котором он растет, формирование ценностей. И семья как главная и основная его ячейка становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее. Именно для того чтобы восприятие окружающего мира индивидом впоследствии не стало искаженным, родители создают в доме правильную психологическую атмосферу – атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.

Социальное развитие человека – это длительный воспитательный процесс, в котором участвуют педагоги, родители, дедушки и бабушки. В процессе социального развития не все стороны дают правильную оценку того, как ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя с друзьями, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он получает социальное развитие и учится жить рядом с людьми, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Правильное социальное развитие ребенка создает его характер социально адаптированным, компетентным к жизненным ситуациям и определяет его будущее. По сути, будущее ребенка формируется сегодня, каким и кем станет ваше чадо определяет именно социальное развитие ребенка.

Что влияет на социальное развитие человека?

Как правило, социальное развитие человека, в первую очередь, происходит в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. То, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который, в свою очередь, определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. В одних семьях ценится "приспособленчество" – комфортное поведение, в других "конфликтность" – самостоятельность в принятии решения, в третьих "эгоистичность" – достижение собственного "Я".

В тех случаях, когда ребенок большую часть времени проводит в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники дошкольного образовательного учреждения. В одних случаях речь взрослых, в других – их пример оказывают влияние на формирование личности ребенка, стиль его мышления и поведения. Таким образом, ребенок приспосабливается к жизни в сообществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны, в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой – в форме контроля за их поведением, который взрослые часто осуществляют с помощью запретов или наказаний. В дошкольном возрасте у детей еще слабо развиты функции самоконтроля, поэтому для их социального развития большое значение имеет, какие средства и методы взрослые используют для контроля за поведением детей.

Следующий этап социального развития человека – это переход к личностной форме общения. Она характерна для детей возраста 6–7 лет. В это время вопросы малышей приобретают конкретную направленность – они все чаще спрашивают о человеке и его предназначении. На данном этапе взрослый является в глазах ребенка всемогущим, т.е. примером для подражания. Очень важно прочувствовать этот момент и оказать малышу необходимую помощь и поддержку, особенно если он в чем-то сомневается или переживает по какой-либо причине. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться свой собственный стиль поведения, правда, пока по аналогии с образом действий находящегося рядом взрослого. Поэтому очень важно, кто находится с малышом в данный момент, – он чрезвычайно подвержен влиянию и гибок как пластилин. В возрасте 6–7 лет ему жизненно необходимо общение с ровесниками: в этом случае социальное развитие ребенка протекает более гармонично и ровно. Социализация малышей должна проходить наиболее безболезненно, и подходящую атмосферу для этого процесса должен создать взрослый – учитель или воспитатель. Так каждый в коллективе будет чувствовать себя частью единого целого и одновременно сможет сохранить свою индивидуальность.

Проще всего дети адаптируются к социальной среде во время игр. Стоит обратить внимание на характер манипуляций, производимых детьми: чаще всего это действия, копирующие поведение взрослых. Малыш создает воображаемую ситуацию, примеряя на себя жизненные роли родителей, учителей, врачей, тем самым неосознанно подготавливая себя ко входу в большой мир. Игра полезна еще и тем, что в процессе ребенок учится находить выход из различных ситуаций, в том числе и тех, в основе которых лежит противоречие, конфликт. Конечно, игровая деятельность не единственный фактор, который способствует социальному развитию детей. Очень важны занятия и упражнения, позволяющие развивать кругозор, обязательны знакомство с литературой и музыкой и, конечно же, доверительные беседы с родителями и педагогами, в ходе которых у малышей появляется возможность обсудить поступки и мысли.

Абстракт

Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.

На базе представлений З.Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Этапы социализации

Первое детство

Как уже неоднократно говорилось, для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. C о второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери

Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка (). Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.

Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми.

В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.

Детство и отрочество

В.преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:

· включать социально-фиксированные эталоны в перцептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;

· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть", "запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.

В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках.

Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я".

К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст.

Что может ребенок к 6/7 годам?

Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция).Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва.Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.

Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.

Второй этап социализации - школьный возраст.

Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д.

Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток).

На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (обычно не более 5), но среди них больше представителей другого пола

Зрелость.

Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению.

В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.

В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое" опять, как в детстве, сдвигается в сторону биологического. Тем не менее, нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения - отодвигание (или ненаступление) собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. Особенно это характерно для лиц интеллектуального труда.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями (уходом близких и спутников жизни), тем не менее, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.

Теории жизненных кризисов

На базе представлений Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.

Жизненные кризисы по Эриксону ..

1 - первый год жизни. Связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. Соответственно у ребенка возникает чувство доверия/недоверия к миру.

2 - первый опыт обучения, особенно приучение ребенка к чистоплотности. Если родители проявляют слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль, то у ребенка развивается стыд или сомнения в собственной состоятельности (альтернатива - развитие автономии).

3 - второе детство - самоутверждение ребенка. Если планы, которые он строит, в основном осуществляются, это способствует развитию чувства инициативы; если ему много запрещают или он переживает повторные неудачи, это приводит к появлению безынициативности, покорности и чувству вины.

4 - школьный возраст - развивается вкус к работе или чувство неполноценности как в плане когнитивном, так и в плане своего социального статуса среди товарищей (в зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания).

5 - подростки обоего пола - поиск идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Для успешности этого процесса необходимо объединить прошлый опыт подростка, его потенциальные возможности и желаемые выборы. Трудности идентификации могут привести либо к ее "распылению", либо к путанице ролей, которые он будет всю жизнь играть.

6 - молодые взрослые люди - поиск близости с любимым человеком; иначе - изоляция человека и замыкание его на самом себе.

7 - кризис 40 лет - развитие чувства сохранения рода (генеративности), что проявляется в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Если же эволюция супругов идет иным путем, их жизнь застывает в состоянии псевдоблизости (стагнации ), и каждый начинает жить только для себя.

Успешное преодоление кризиса 40 лет связано с выполнением следующих условий:

7.1. развитие уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости.

7.2.замена сексуализации социальных отношений на их социализацию

7.3.сохранение эмоциональной гибкости в противовес аффективному обеднению за счет смерти близких и обособления детей

7.4.сохранение душевной гибкости - продолжение поиска новых форм поведения в противовес старым привычкам.

8 - во время старения. Завершение жизненного пути, достижение человеком цельности жизни. Если человек не может свести свои прежние поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить заново.

Здесь также выделяется несколько условий:

8.1.переоценка собственного "я" помимо его профессиональной роли;

8.2.осознание факта ухудшения здоровья и старения тела - дает возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие;

8.3.изчезновение самоозабоченности - только тогда человек может без ужаса принять мысль о смерти.

Жизненные кризисы по Эльконину

1 - кризис новорожденности (проявляется в потере веса).

2 - кризис 3 лет (самоидентификация – начинает говорить о себе "я").

3 - кризис 7 лет (изменение ведущего типа деятельности, расширение круга общения, изменение роли значимых взрослых)

4 - кризис подросткового возраста (половое созревание и, следовательно, разбалансировка всех физиологических систем; ощущение взрослости; разрыв эмоциональных контактов с родителями, переход к формированию самооценки с ориентацией на сверстников).

Заниженная самооценка у подростков гораздо хуже, чем завышенная. В любой ситуации с подростком главное для родителей - не разорвать с ним отношения. В частности, при решении материальных вопросов лучше, если подросток выступает на равных с родителями (партнерские отношения). Вообще идеалом здесь являются товарищеские отношения между родителями и детьми.

5 - кризис юношеского возраста (переоценка ценностей)

6 - кризис середины жизни (40-45 лет). Более тяжело протекает у мужчин. Возникает неудовлетворенность достигнутыми жизненными результатами, на которую накладывается первая потеря друзей и близких.

7 - кризис выхода на пенсию (разрыв социальных связей).Здесь необходимо самому создавать социальные связи помимо работы (внуки, клубы по интересам и т.д.).

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - в отечественной социологии это процесс позитивного развития обществ (социетальных систем), различных сфер общественной жизни, социальных структур и отношений, творческих возможностей и потенциала самого человека в течение некоторого промежутка времени. Более детальное понимание развития социального требует конкретного выделения его сферы, объектов и показателей. В научной литература можно встретить разные точки зрения на этот счет. Понятие «развитие социальное» часто употребляют для обозначения развития конкретного общества (например, российского) в целом, т.е. понимается как совокупное развитие различных сфер его жизнедеятельности на определенном временном промежутке. Такова «интегральная концепция социального развития России» (Г.В. Осипов), которая включает следующие блоки проблем: цивилизационные особенности российского общества и условия его перехода к постиндустриальному и информационному развитию; укрепление российской государственности; меры по формированию смешанной экономики в целях ее социально ориентированного функционирования; трансформация социальной структуры; обновление и развитие духовной жизни общества; место России в глобальном миропорядке; системы социальных показателей для различных сфер общественной жизни.

Вместе с тем нередко развитие социальное понимается как развитие непосредственно социальной сферы общества или отдельных ее компонентов: систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммуникации и связи, жилищного хозяйства и т.д. Некоторые авторы (Н.И. Лапин и др.) акцентируют роль социокультурного подхода к пониманию развития социального, который дает возможность обоснования двух типов социокультурных трансформаций - традиционализации и либерализации. Исследование социоструктурного аспекта социального развития (Т.И. Заславская и др.) направлено на раскрытие динамики социальной структуры общества, формирование инновационно-реформаторского потенциала общества, качества складывающейся соц. структуры.

В научной литературе обычно выделяют следующие структурные критерии развития социального: 1) структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты являются и более развитыми; 2) увеличение числа, усложнение характера или видоизменение социальных функций объекта; 3) повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности социальных и социетальных систем, структур, организаций. Развитие социальное в любом случае предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) различные группы населения и отдельных индивидов, развитие самого человека. В этом смысле важнейшее значение имеет уровень развития социального предприятия, в котором заняты люди. Имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но, прежде всего, улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, правовой и социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. д. Не меньшее значение имеет и развитие социальное района, города, региона, всего общества. В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура».

Как показано в литература (Ж.Т. Тощенко и др.), это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Развитие соц. инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры и может служить теоретической базой для управления развитием социальным на этом уровне. Управление включает в себя такие операции, как социальное прогнозирование, социальное проектирование и социальное планирование.

Всесторонняя оценка процесса развития социального требует фиксации позитивных и негативных тенденций (трендов). Для таких целей вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для оценки. В качестве примера можно привести «Систему социальных показателей российского общества», разработанную в ИСПИ РАН (разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальную, социально-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную. В каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерения: социальные условия как объективные данные, социальные индикаторы как количественные характеристики и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами (например, посредством опросов общественного мнения). «Система» позволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой оценки уровня развития каждой сферы общественных отношений и общества в целом).

Вместе с тем органы статистики вырабатывают более детальные системы социальных, демографических, экономических, других статистических показателей, и их число, выраженное в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и других формах, достигает уже нескольких сотен. При этом наряду с разработкой отраслевых показателей осуществляется их синтезирование, объединение для оценки общего уровня развития социального страны и целей международных сопоставлений.

С начала 1990-х гг. в социологии и других социальных науках стал разрабатываться (и применяться) ИРЧП, который рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Данный индекс дает возможность на основе объективных критериев определять уровень развития физических и духовных возможностей человека в той или иной стране, а также косвенно и уровень развития самой страны. В качестве главных показателей ИРЧП выделяют (средние значения): ожидаемая продолжительность жизни людей; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт (см. Потенциал человеческого развития). Вместе с тем ИРЧП нельзя абсолютизировать, ибо он не может дать представления по целому ряду крайне важных параметров, например, о политических, экологических, моральных и иных факторах развития человека.

Наряду с системами показателей, рассчитанными на общую оценку уровня социального развития страны или общества в целом, разрабатываются также системы конкретных показателей для оценки некоторых специфических объектов или особых ситуаций, например, кризисов. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада (см. Показатели предельно критические).

В западной социологии понятие «развитие социальное» в указанных выше смыслах обычно не используется. Эта проблематика анализируется в терминах эволюционизма и неоэволюционизма, экономического роста, теорий социальных изменений, а также социальных трансформаций. Впрочем, со 2-й половине 20 века стала развиваться «социология развития», которая анализирует процессы индустриализации и их социальных последствий, прежде всего, в странах «третьего мира» после 2-й мировой войны. Так, возникло несколько вариантов теории модернизации, в соответствии с которой менее развитые страны могут, в конце концов, поравняться с индустриализованным миром, если будут внедрять у себя экономические, социальные и политические системы западного общества. Критика этих взглядов, в т. ч. и со стороны западных социологов, подчеркивала политизированный уклон теории модернизации, детерминированный в первую очередь условиями периода «холодной войны». Реальная ситуация в странах «третьего мира» также свидетельствовала не в пользу линейного развития всей совокупности общественных отношений и социальных структур по западному образцу. В последние десятилетия под влиянием бурного развития ряда стран Юго-Восточной Азии возникают обновленные варианты теории модернизации, которые допускают возможность достижения развивающимися странами современного экономического и технико-технологического уровня при сохранении традиционных социальных структур и культурных ценностей.

Л.Н. Москвичев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 377-378.

Литература:

Жуков В.И. Потенциал чел.: индекс соц. развития россиян. М., 1995; Показатели и индикаторы соц. изменений. М., 1995; Доклад о развитии чел. за 1999 г. Нью-Йорк, 2000. По заказу ПР ООН; Тощенко Ж.Т. Соц-я: Общий курс. М., 2000; Заславская Т.Н. Социоструктурный аспект трансформации российского об-ва // Социол. иссл-я. 2001. № 8; Лапин Н.И. Социетальная соц-я // Там же; Россия: трансформирующееся об-во. М., 2001; Осипов Г.В. Соц. мифотворчество и соц. практика. М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...