Радынова музыкальные шедевры конспекты занятий. Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

Учебное пособие

Для студентов факультетов дошкольного воспитания средних и высших педагогических учебных заведений

Асяйет"д

1998

ББК 74.100.5я 723 Р 15

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы 3. А. Нефедова

Рецензенты: канд. пед. наук Е. А. Дубровская, канд. пед. наук М. А.Медведева

Радынова О. П. и др.

Р 15 Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. по­собие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 240 с. ISBN 5-7695-0182-0

Пособие содержит теоретический, музыковедческий, ме­тодический материал, раскрывающий основы работы с деть­ми дошкольного возраста.

Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с уче­том уровня развития способностей каждого ребенка.

ББК 74.100.5я 723

© Радынова О. П., Катинене А. И.,

УДК 373.21:78(075.32)
Палавандишвили М. Л., 1991! © Издательский центр «Академия», 1998
ОТ АВТОРОВ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музы­кальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсут­ствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве ря­дом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть пе­ред ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздей­ствие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, со­вершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уров­ня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела за­висит от всего педагогического коллектива дошкольного учреж­дения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлени­ями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. По­добно процессу овладения речью, для которого необходима рече­вая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художе­ственном отношении музыку: это прежде всего классика и народ­ные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, что­бы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

§ 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетель­ствует множество найденных предметов с изображениями музы­кальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым сред­ством формирования личностных качеств человека, его духовно­го мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Дока­зывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стой­кость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живо­писью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя не­которыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержа­ние? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М.; Л., 1947. - С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состоя­ние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, ди­намику эмоционально-психологических состояний. Каждое му­зыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувствен­ную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачи­вающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц-путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подра­зумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пи­шет музыку на определенный литературный текст. В программ­ной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные про­изведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встрево­женным; шум волн-умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведе­нии, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает на­строения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспро­изведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отме­чал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слу­шателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен ожи­вить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают доста­точным постоянством. Так, например, траурная музыка воспри­нимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкаль­ные и внемузыкальные представления в зависимости от жизнен­ного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основала выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся теми динамика регистр, т ембр, ритм гармо­ния, лад, мелодия, интонация и т. д

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например грозный ха­рактер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении сс сдержанным темпом. Нежный харак тер-спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным рит­мом Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова В каждом му?ыкальном образе доминиру­ют определенные средства выразительности

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи Сущест вует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передан тся эмоциональные состояния человека: смех плач, тре­вога, ра цооть нежность и т д Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладав т теми же гыра- зительными возможностям

Б В Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искус­ство как интонационное искусство, специфика которого заключа етсяв том. «то оно воплощает эмоционально-смысловое содержа­ние мгзыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воп­лощается в интонациях ре |т и Речева ч интонация выражает прежде всего чувства настроения, мысли говорящего, как и му зыкальная Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью ити наличием небольших пауз, повышением вы соты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами Скорбная речь человека, как и скорб на я музыка (тихая медленная), прерываете" паузами, возгласами Б В Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зер­но-интонация», «клеточка» образа Например, интонация двух нисходящих звуков с акиентом на первом (интервал малой секун цы) оЬычно выражает боль, вздох, пчач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором зву­ке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование равное протяженности музыкального произведе­ния В этом смысле музыка не сущест вует вне процесса интониро вания. Музыкальная форма есть процесс смены интонации.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т е. структура произ­ведения.

Времення я природа музыки позволяет переда знть процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы попять смысл произ­ведения, прочувствовать его. чеобходимо прослецить за развитг- ем музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа по­втор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различном Дважды пг.зтореппая под­ряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже ".слушаться, запомнить мелодию В другом случае между повто­рами зьучит контрастная тема. Роль таких псв^ороа очень вели­ка: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердите главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпи­зод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее мож­но изобразить так АР А.

Выразительное значение повтора темы увеличивайся, если она после появления нового образа (В) сама изменяется Условно ее второе появление обозначается как А. 1 В этом случае трехчаст­ная форма может быть представлена схемой А В А".

Повтор связан с другим принципом-к о н т р а с т о м.ко торый и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает вы­разить в музыке смену настроений может звучать как противопо­ставление Так, например, если первая часть была полна безз^ ^птности, зеселья, средняя часть вносит контрастный образ (тре­вога, зло и т.д). В третьей части в зависимости от того, будет п овтор точным или измененным, можно проследить за развитием оораза, за музыкальной Д1 аматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) кон- 1 растных элементов или раздел фермы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в со­вокупности Более сложные музыкальные ф эрмы образуются с I юмощью этих же принципов

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музы­кальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную Вокальная музыка связана со словом, по этическим текстом Ее разновидностями являются сольная, ан­самблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содер­жание выражается более обобщенно. К ее разновидностям отно­сятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народ­ной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французского genre-род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом свя­занный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбель­ные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые свя­заны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и разви­тием профессионального музыкального искусства, создава­емого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных тра­диций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, мес­са, кантата, оратория), камерной -нецерковной, светской музы­ки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, кон­церт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профес­сиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалев­ский при построении своей программы по музыке для общеобра­зовательной школы. Начиная с простых первичных жанров Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкаль­ных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, со­звучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с куль­товыми обычаями, по языку значительно отличается от романти­ческой, взволнованной музыки Ф. Шопена йот заостренной, кон­фликтной современной классической музыки.

Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным слова­рем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыс- пси, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем гово­ри I ь о ее большом познавательном значении. Так, например, му- н.1ка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (м юха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, I (ско горой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность му пики, способствовавшая возникновению произведений малых /миров - миниатюр, требовала и определенной манеры испол- и 1 шя. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен и своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он ре­комендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от I римас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр нишета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, ■
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воз­действует на человека, воспитывает его чувства, формирует вку­сы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувство­вал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмо­цией тльный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средства­ми воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воз­действовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайна важен для последую- 1 него развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музы­ки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музы­кальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, му- 1Ыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнооб­разных природных задатков развигь общие и специальные музы­кальные способности, склонности к определенным видам музы­кальной деятельности.

11риобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способство­вало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вку­сов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овла­дения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной де­ятельности бу лет сформировано музыкально-эстетическое созна­ние, это не пройдет бесследно для последующего развития чело­века, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чув­ствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, пере­дающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное вос­питание имеет большое значение для формирования у детей эсте­тических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному на­следию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произ­ведений искусства постепенно ориентирует человека в выявле­нии важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообраз­ных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, бесе­да о ней включает характеристику эмоционально-образного со­держания. Словарь детей обогащается образными словами и вы­ражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная от­зывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных спо­собностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивос­ти и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как добро­та, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только воспри­ятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструмен­тах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкаль­ную способность-умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности пред­полагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставле­ние, запоминание-и, таким образом, влияет не только на музы­кальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формирует­ся прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее ха­рактера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только доя музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются сле­дующие:

Развить музыкальные и творческие способности детей с уче­том возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

Сформировать начала музыкальной культуры, способство­вать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуа­ра, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Вопросы и задание


  1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

  2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

  3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Программа «Музыкальные шедевры»

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:


  • Расширять знания о музыке

  • Вызывать и поддерживать интерес к музыке

  • Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

  • Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.
Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.


  • слушание знакомых музыкальных произведений;

  • музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее;

  • игры–сказки;

  • звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования;

  • тематические музыкальные вечера;

  • беседы –концерты;

  • театральные постановки;

  • праздничные утренники.
Праздничные даты могут отмечаться поразному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)
Методические рекомендации

Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием - фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Доступность их возрасту определяется, прежде всего, соответствием эмоционального содержания музыки (выраженных в произведении чувств, настроений) эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Так новорожденным, детям раннего возраста, жизненный и эмоциональный опыт которых очень мал, рекомендуется слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные, нежные, веселые, шутливые, немного грустные). В этом возрасте очень важно, чтобы музыка вызывала положительные эмоции - радости, успокоения. Громкая, тревожная музыка негативно воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей, поэтому эти произведения не соответствуют их психофизиологическим возможностям. Об этом писал великий русский физиолог В.М.Бехтерев. По его наблюдениям одни музыкальные произведения вызывают у младенцев радость и успокоение, а другие - плач и раздражение. Чтобы привить детям любовь к музыке, важно учитывать их возможности. Необходимо, чтобы музыка вызывала желание повторного общения с ней. Постепенно, по мере взросления ребенка, круг выраженных в музыке эмоций расширяется.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И, наоборот, при активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном инструменте в такт звучания, в соответствии с характером произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.) повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Вторым условием доступности музыкальных произведений детям разного возраста является продолжительность звучания произведения (фрагмента). Внимание ребенка неустойчиво, непродолжительно, что необходимо учитывать. Важно не дожидаться утомления, рассеянности внимания ребенка, а закончить звучание фрагмента до этого. Просьбы ребенка повторить произведение или продолжить слушание свидетельствуют о рождающихся положительных оценках, что очень важно. Основы музыкальной и общей культуры детей закладываются и формируются, начиная с раннего детства при накоплении опыта восприятия музыки разных эпох, подобно

музыкальных произведении детям определенного возраста. Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом, а предполагает вариативное его применение в разных возрастных группах (длина фрагмента, активность детей, особенности пояснений музыки, количество занятий, включение разных видов музыкальной и художественной деятельности и пр.).

Раскроем подробнее содержание каждой из шести тем, представленных на десяти CD дисках.

Первая тема - «Настроения, чувства в музыке» (Диски 1 и

включает в себя произведения, в которых настроения, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес (Злюка, Радость, Ласковая просьба, Порыв, Мечты, Грезы, Слеза, Разлука, Шутка), а также не программные произведения (пьеса, этюд, прелюдия и др.). Это помогает детям осознать, что различить настроения и прочувствовать их - самое главное для того, чтобы понять, о чем хочет поведать нам композитор. Ведь в любой музыке - как программной (Кукушка, Грустный дождик, Колдун), так и не программной (соната, музыкальный момент, концерт) выражены чувства, которые мы переживаем. Поэтому музыка трогает нас, заставляет волноваться, радоваться, грустить, как в жизни.

Важно давать детям с раннего детства представления о том, что музыка не обязательно изображает какие либо явления - пение птиц, шум ветра, но всегда выражает настроения, чувства - как в произведениях с яркой изобразительностью, так и без нее. Поэтому первая тема является стержневой, ведущей, важнейшей для понимания детьми основ содержания любого музыкального произведения, сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, переживания, чувства человека, и их смену, рождающую некую «чувственную программу» музыкального произведения (образующую музыкальную форму). Все остальные темы изучаются в опоре на первую. Поэтому первая тема в программе является сквозной.

Вторая тема - «Песня, танец, марш» (Диски 3-6)

способствует установлению преемственности с программой Д.Б.Кабалевского.

В дошкольном возрасте дети накапливают ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров, опыт музыкальной деятельности (пение, ритмопластика, музыкально- ритмические движения), позволяющей закрепить в их сознании представления о жанровых признаках музыки. Постепенно дети могут различать черты простейших, знакомых им жанров в более обобщенной форме. Тогда у них рождаются понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость» музыки разных композиторов. Эта идея Д.Б.Кабалевского - вести детей от простых, знакомых им жанров к более сложным представлениям о музыке очень плодотворна.

В теме «Песня» (Диск 3) записаны народные песни, романсы, произведения песенных жанров инструментальной музыки (романс, песня без слов, серенада, ария, ариетта, ноктюрн).

В теме «Танец» (Диски 4 и 5) представлены различные жанры танцевальной музыки разных эпох (старинные танцы - алеманда, буре, а также менуэты, гавоты, полонезы, вальсы, польки, мазурки и другие танцы). Эта тема предполагает активное использование музыкально-ритмических движений, танцевальных, ритмопластических импровизаций, обучение детей ритмопластическим навыкам и умениям. Любым музыкально-ритмическим движениям можно обучать детей на подлинно художественных произведениях, воспитывая не только двигательные навыки, но и умения воспринимать музыку. Движения как наиболее привлекательная для детей деятельность, являющаяся потребностью, - незаменимое средство формирования основ музыкальной культуры.

В теме «Марш» (Диск 6) записаны не только марши, но и произведения, в которых маршевая основа явно присутствует. Иногда черты маршевости сочетаются с танцевальностыо, что позволяет усложнить беседу о музыке, находить выразительные

движения, передающие жанровые черты и характер произведения.

Третья тема - «Музыка рассказывает о животных и пт ицах» (Диск 7), четвертая - «Природа и музыка» (Диски 7 и 8) и пятая - «Сказка в музыке» (Диск 9) ярко изобразительны. Они включают в себя коллекции произведений с одним (или близким) названием, например две разные «Бабочки», несколько произведений с названием «Осень», три разных образа Бабы яги и пр. Различение опенков настроений в пьесах с одинаковыми или близкими названиями помогает вслушиваться в музыку, находить выразительные движения, тембры инструментов, передающие образ, способствует проявлениям творчества детей в различных видах художественной деятельности (рисование, создание декораций к музыкальным сказкам, выразительных ритмопластических образов, сочинение песенок героев и пр.)

Эти темы способствуют развитию образной речи детей, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов в слове, движениях, пантомиме, ритмопластических и певческих импровизациях, инсценировках. На этих темах легко проводить параллели между разными видами искусств - сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке.

Шестая тема - «Музыкальные инструменты и игрушки» (Диск 10) включает в себя два раздела. Первый - это подражание тембрам музыкальных инструментов , имитация звучания колокольчиков, колоколов, тамбурина, гармоники, музыкальных табакерок, шарманки на фортепиано или в оркестре.

Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Его открывает симфоническая сказка С.Прокофьева

«Петя и волк», в которой образно и ярко представлены тембры инструментов симфонического оркестра.

Радынова Ольга Петровна

Доктор педагогических наук, профессор.

Ольга Петровна Радынова родилась в Москве 02.05.1945 года.

В 1966 году с отличием закончила музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по классу фортепиано у педагога О.П.Зиминой, затем, в 1971 году с отличием закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности «фортепиано». Обучалась в классе профессора Е.Я.Либермана. По окончании института ей была присвоена квалификация - солист, педагог, ансамблист.

С 1971 года работает (в настоящее время - по совместительству) в Московском Педагогическом Государственном университете, на музыкальном отделении факультета дошкольной педагогики и психологии, является профессором, заведующей кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Кандидатскую диссертацию защитила в 1985 году на тему «Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов».

Докторскую диссертацию защитила в 1999 году на тему «Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников».

Под руководством О.П. Радыновой успешно защитили кандидатские диссертации 9 аспирантов.

Научно-педагогический стаж в вузе составляет 45лет.

В институте музыки имени А.Шнитке работает с 1 сентября 2003 года, сначала по совместительству, а с 01 октября 2010 года - в штате кафедры фортепиано.

Студенты ее класса принимают участие в концертах, проводимых в институте, а также в конкурсах и фестивалях, проводимых за его пределами - Академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства, становятся лауреатами этих конкурсов (Р.Чистяков, В Шелюгина, М.Киверина, М.Вишневецкая).

Студентка В.Шелюгина была награждена дипломом лауреата седьмого Международного фестиваля-конкурса «Музыка классика» (вторая премия в номинации «Искусство аккомпанемента» 10 ноября 2012 года).

Роман Чистяков стал лауреатом нескольких конкурсов и фестивалей: «Звезды больших городов» трижды: в 2012, 2013 и 2014, 2015г.г.

Студентка Мария Киверина стала лауреатом конкурса в 2015 г. «И музыка и слово» в Российской Академии Музыки за музыкально-литературную композицию «Сирень» (вторая премия, первая не присуждалась).

О.П.Радынова неоднократно была награждена Дипломом «За педагогическое мастерство».

Научная и практическая деятельность О.П.Радыновой связана с разработкой проблем формирования основ музыкальной культуры дошкольников, проблем фортепианного обучения студентов в вузе.

О.П.Радынова является автором учебника для вузов «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» (Гриф Министерства Образования и науки РФ) - 4 издания, Парциальной авторской Программы музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» (Гриф Министерства Образования и науки РФ), автором книг «Слушаем музыку», «Народные колыбельные», «Колыбельные русских и зарубежных композиторов», «Музыкальное воспитание дошкольников», «Музыкальное развитие детей» (в двух томах) и др.

В 1998 г. Программа «Музыкальные шедевры» была представлена на конкурсе «Культура и дети» Института Открытого общества, и получила грант на оборудование программы.

В 2001 г. Программа «Музыкальные шедевры» была представлена на выставке «Школа 2001» на ВДНХ и премирована медалью.

Программа «Музыкальные шедевры», целью которой является формирование основ музыкальной культуры детей, признана музыкантами-педагогами и широко внедрена в практику. Она издана в виде пяти книг и СД дисков: «Настроение, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты» в издательстве «Сфера» в 2010, 2014 , 2016 г.г.

О.П.Радынова регулярно проводит семинары по инновационным формам и методам, применяемым в программе музыкального развития детей - «Музыкальные шедевры», ее соответствия ФГОС, с иллюстрациями лучшего практического опыта работы педагогов, в виде фильмов. Семинары проводились в разных городах России: Москва, Курск, Орел, Краснодар, Красноярск, Новый Уренгой, Челябинск, Элиста, Ставрополь, Пятигорск, Южно-Сахалинск, Калининград, Тольятти, Нижний Новрогод, Шадринск, Казань, Рязань, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, Оренбург, Ижевск, Курган, Волгоград, Омск, Смоленск, Тула и др.. За эту работу О.П.Радынова имеет благодарности.

Радынова О.П.является членом двух диссертационных Советов в МПГУ (Д.212.154.13; Д.212.154.26), членом редколлегии журнала «Справочник музыкального руководителя».

Наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания:

  • Доктор педагогических наук, профессор,
  • член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
  • Медаль «В память 850-летия Москвы,
  • Медаль «Ветеран труда»,
  • Отраслевая награда Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования.

Сведения о повышении квалификации: Курсы повышения квалификации в 2011, 2013, 2014, 2015, 2016 г.

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале) . Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш»,основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности(повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями) . Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки) ,кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания :

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие) , создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О. П. Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков) . Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И. В. Груздова) . Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными) . Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения) , а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)

Материал nsportal.ru

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) | Мама, папа и малыш!

Ребенок дошкольного возраста – вполне «опытная» личность, поскольку уже обладает определенными навыками. Следующий этап развития – музыкальное воспитание дошкольников.

Радынова О. П. (педагог и писатель) собрала основные теоретические, методические и музыковедческие материалы в своем пособии. Автор сделала акцент на том, что музыкальное воспитание следует начинать именно в возрасте от 3-4 лет, когда малыш очень восприимчивый и легко учится новому.

Все начинается с семьи…

Музыкальное воспитание детей зависит от условий, в котором они растут. Понятно, что в семье музыкантов или людей, любящих музыку малыш «с пеленок» будет впитывать творческую атмосферу, царящую в доме.

Семейные посещения концертов, музыкальных вечеров, прослушивание записей также будут способствовать формированию у ребенка чувства духовности. Малыш научится получать радость, позитив и удовлетворение от музыки.

Когда ребенок достиг 4-5 лет, можно начинать посещение музыкальной школы, студии творчества. В этих специализированных учреждениях с помощью педагогов маленький ученик получит знания о музыкальной грамоте.

А если нет возможности отдать дошкольника в подобную школу? В таком случае музыкальное воспитание родители могут проводить самостоятельно – дома. Как это сделать?

Изучаем таблицу.

Упражнение Описание Учимся слышать музыку

Это значит, что малыш должен научиться отличать разные «оттенки» - смена интонации, тональности, настроения. Для облегчения задачи можно нарисовать на листе бумаги две «рожицы» - одна веселая, а другая – грустная.

Учимся пению

В музыкальном развитии дошкольников пение – важная ступень. К тому же, в процессе пения тренируются легкие, речь и голос ребенка. А ведь многие детки любят петь – например, в хоре.

Вот и нужно использовать этот интерес как средство музыкального воспитания.

Играем на музыкальных инструментах

Отлично, если в семье существует традиция играть, например, на гитаре или пианино. Однако если в доме нет музыкального инструмента – не проблема. На полках магазинов представлен огромный ассортимент детских ксилофонов, мини-пианино, гитар – остается только обсудить с маленьким музыкантом подходящий вариант.

Развиваем чувство музыкального ритма

Музыка и танцы тесно связаны между собой. А какой ребенок не любит танцевать? Совместное разучивание танцевальных движений, физических упражнений позволят малышу в легкой форме постичь саму музыку.

Танцевальные движения улучшают тонус мышц, координацию, тренируют чувство ритма.

Итак, какие задачи стоят перед родителями в процессе музыкального воспитания ребенка?

  • Привить интерес к музыке, к семейным и народным традициям.
  • Помочь сформировать способности к музыке и творчеству.
  • Содействовать общему воспитанию и развитию малышей «через» музыку.

Следует помнить, что классическая и народная музыка – лучший инструмент для формирования вкуса дошкольников. Поэтому нужно с раннего возраста окружать ребенка подобными примерами, давать прослушивать записи известных классических произведений и народных мотивов, обсуждать прослушанный материал. Таким образом, постепенно у малыша будет формироваться правильное восприятие музыки, ее понимание.

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) – процесс «двухсторонний». Это значит, что прививая ребенку любовь к музыке, родители или воспитатель должны сами знать, любить и уметь доходчиво преподнести материал. Только так маленький слушатель почувствует истинную красоту музыки и сможет найти свой путь к ее восприятию - даже если не станет музыкантом.

Читайте также в этом разделе:

Материал mamapapaimalish.ru

Ссылка :Ссылка HTML Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников :Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников"/>Ссылка для форумов BB-Code Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников :Последние запросы: english file elementary third edition, 3 клас ольга данилко гдз укр мова, энциклопедияантикварных исторических редкостей, 2класс захарова о а юдина е п математика решебник, решебник по русскому языку 4 класса рабочая тетрадь байкова, татьяна владимировна павлова, география, литературное чтение 2класс климанова, математика, solutions upper intermediate (2nd edition) teacher s book, language leader advanced workbook, экономика, рабочая тетрадь по математике для 2 класса назаренко, решебник english for international tourism pre intermediate, гдз у світі рідного слова зошит із розвитку мовлення 2 клас валушенко дубовик, laser a2 student s book ответы mann malcolm, комментарий к уголовному кодексу республики казахстан (особенная часть) , solutions, решебник географии контурные карты издательство дик 5класс при участии дрофа, гдз природознавство робочий зошит гільберг 2 клас, физика барьяхтар божинова 7 клас, природознавство 5 клас робочий зошит т є буяло гдз и васютина, художня культура 9 клас робочий зошит відповіді л в климова, карпова т а english for colleges английский для колледжей гдз, рисование аппликация конструирование лепка для почемучек четвертогоо года жизни и в омелящик, oxford heroes, super, english, фізика відповіді до зошита для лабораторних робіт за 7 клас левшенюк в я левшенюк я ф трофімчук а б, spark, ответ по русский язык 2класс полякова 2часть стр40 упр84, авдеева безопасность детей, сходинки до вершин 4 клас, дочь викинга юлия крен, серия очарование женские любовные романы, о о жигуліна біологія 10 клас розробки уроків (рівні стандарту та академічний) , гдз по английскому 2класс рабочая тетрадь вербицкого, песенки про новый год, solutions pre intermediate workbook ukrainian edition, польська мова 5 клас біленька свистович, planet of english решебник к учебнику английского языка для учреждений нпо и спо, click on 3 teachers workbook, английский, 4 клас мій конспект математика нова програма за богдановичем, решебник по математике 4 класса часть 1 и и аргинская е и ивановская с н кормишина, приключение ведьмочки 2 как отомстить демону елена звездная, конек горбунок, стрельникова кира возвращение, вариант 4, изо технологические карты уроков по неменский 5 8 классы фгос, естествознание фгос 5класс учебник, лора вальден принцесса маори, фармакогнозия, ноты для аккордеона, алгебра 8класс мерзляк для школ россии, гдз розвиток зв язного мовлення 4 клас клименчук трохименко, сестринское дело в терапии, рабичев «записки офицера 31 бригады», жертва ведьмака, патрик, добро пожаловать в экологию воронкевич, adobe flash professional cs6 русский учебник, самодельные электронные устройства, русский стиль в архитектуре, контрольно измерительные материалы русский 7, поурочные разработки по письму школа россии фгос, учебники по программе 2100, куликов а а форекс для начинающих epub, tcp ip для чайников, федосова школа классных руководителей картотека воспитательных форм работы, new round up 2 грамматика английского языка students` book evans virginia dooley jenny kondrasheva irina, федосова н а от слова к букве часть 1, мозаика 6класс рабочая тетрадь, upstream, егэ по математике 2016 ященко 36 вариантов, катриона 4 восход черной звезды, звездная елена сила воина, программа, прописи 1 4 физкультура, решебник по математике для 4 класса 1 часть автор чеботаревская т м и в в николаева, choices, рабочая тетрадь 1 4 физкультура, рабочая тетрадь физкультура, рабочая тетрадь по физкультура школа россии, самоучитель игры на аккордеоне, сольфеджио баева зебряк учебник 1 2 классов, стрельникова кира скажи мне «да» 2 , швейная машина 2м кл подольск инструкция, тестовые задания, 1класс, русский язык, д распопов готовый клинок, яценко и ф окружающий мир контрольно измерительные материалы, кулініч природознавство 5 клас зошит для поточного та тематичного оцінювання, 2класс гдз по русскому языку ответы рабочая тетрадь решебник л д климанова перспектива, english plus workbook pdf oxford ben wetz diana pye, турецкий язык в упражнениях 5000 упражнений по грамматике турецкого языка, соколова юным умникам и умницам, гдз русский язык гармония 2класс соловейчик, видповиди для 4 клас з английськой мови в зошите оксана карпюк страница 41 вправа 1 2, Вы можете бесплатно скачать книги, журналы, аудиокниги и другую полезную информацию по ссылкам на нашем сайте. Запрещено использование информации сайта в целях, противоречащих законам США или Израиля и нормам международного права.

Все ссылки на ресурсы в Сети, содержащие файлы и пр. объекты интеллектуальной собственности, размещены на правах рекламы или в ознакомительных целях. Администрация сайта не несет ответственность за содержание других сайтов. Информация нарушаюшая авторские права удаляется.

Технология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Тема 1. Настроения, чувства в музыке

Тема 2. Песня. Танец. Марш

Тема 3. Музыка о животных и птицах

Тема 4. Природа и музыка

Тема 5 Сказка в музыке

Тема 6. Музыкальные инструменты и игрушки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 29

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

Расширять знания о музыке

Вызывать и поддерживать интерес к музыке

Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности ) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)


Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...