Принципы и методы исторического исследования. Период правления Александра III. Историко-системный метод состоит в …

При всем разнообразии исследовательских подходов существуют некие общеисследовательские принципы, такие как системность, объективность, историзм.

Методика исторического исследования - это техника, посредством которой реализуется в историческом исследовании методология.

В Италии в эпоху Возрождения начал формироваться научный аппарат исследования, была впервые введена система сносок.

В процессе обработки конкретного исторического материала у исследователя возникает необходимость применения различных методов исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь, способ». Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования - самый динамичный элемент науки.

Любой научно-познавательный процесс состоит из трех компонентов: объекта познания - прошлого, познающего субъекта - историка и метода познания. Посредством метода ученый познает исследуемую проблему, событие, эпоху. Объем и глубина новых знаний зависят, прежде всего, от эффективности применяемых методов. Разумеется, каждый метод может быть применен верно или неверно, т.е. сам по себе метод не гарантирует получения нового знания, но без него не возможно никакое познание. Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития исторической науки выступают методы исследования, их разнообразие и познавательная эффективность.

Существует множество классификаций методов научного исследования.

Одна из распространенных классификаций предполагает деление их на три группы: общенаучные, специальные и частнонаучные:

  • общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики, такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, моделирование, диалектика и др.;
  • специальные методы используются во многих науках. К числу наиболее распространенных относят: функциональный подход, системный подход, структурный подход, социологический и статистический методы. Применение этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, систематизировать историческое знание;
  • частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение и используются только в конкретной науке.

В исторической науке одной из наиболее авторитетных в отечественной историографии является классификация, предложенная в 1980-х гг. академиком И.Д. Ковальченко. Автор более 30 лет плодотворно занимался изучением этой проблемы. Его монография «Методы исторического исследования» - капитальный труд, в котором впервые в отечественной литературе дается систематическое изложение основных методов исторического познания. Причем делается это в органической связи с анализом главных проблем методологии истории: роль теории и методологии в научном познании, место истории в системе наук, исторический источник и исторический факт, структура и уровни исторического исследования, методы исторической науки и т.д. К числу основных методов исторического познания Ковальченко И.Д. относит:

  • историко-генетический;
  • историко-сравнительный;
  • историко-типологический;
  • историко-системный.

Рассмотрим каждый из этих методов в отдельности.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем - к общему и всеобщему. По природе генетический метод является аналитически- индуктивным, а по форме выражения информации - описательным. Генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи, закономерности исторического разлития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.

Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. Он основывается на сравнениях - важном методе научного познания. Без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнения является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. Многие явления тождественны или сходны внутрен-

ней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм. А одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание. Поэтому в процессе сравнения и открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности.

Эту особенность сравнительного метода впервые воплотил древнегреческий историк Плутарх в своих «жизнеописаниях». А.Тойнби стремился открыть как можно больше законов, применимых к любому обществу, и стремился сравнивать все подряд. Получалось, что Петр I - двойник Эхнатона, эпоха Бисмарка - повторение эпохи Спарты времен царя Клеомена. Условием продуктивного применения сравнительно-исторического метода является анализ однопорядковых событий и процессов.

  • 1. Начальной ступенью сравнительного анализа является аналогия. Она предполагает не анализ, а перенесение представлений с объекта на объект. (Бисмарк и Гарибальди сыграли выдающуюся роль в объединении своих стран).
  • 2. Выявление сущностно-содержательной характеристики изучаемого.
  • 3. Прием типологии (прусский и американский тип развития капитализма в сельском хозяйстве).

Сравнительный метод используется также как средство разработки и верификации гипотез. На его основе возможна ретроалътернати- вистика. История как ретросказание предполагает возможность двигаться во времени в двух направлениях: от настоящего и его проблем (и одновременно накопленного к этому времени опыта) к прошлому, и от начала события до его финала. Это привносит в историю поиск причинности, элемент стабильности и силы, который не следует недооценивать: конечный пункт задан, и в своей работе историк исходит именно из него. Этим не устраняется риск бредовых построений, но, по крайней мере, он сведен к минимуму. История события - это фактически совершившийся социальный эксперимент. Его можно наблюдать по косвенным свидетельствам, строить гипотезы, проверять их. Историк может предлагать всевозможные трактовки Французской революции, но в любом случае у всех его объяснений имеется общий инвариант, к которому они должны сводится: сама революция. Так что полет фантазии приходится сдерживать. В данном случае сравнительный метод применяется как средство разработки и верификации гипотез. Иначе этот прием называют ретроальтернативистикой. Вообразить себе другое развитие истории - это и есть единственный способ найти причины истории реальной. Раймон Арон призывал рационально взвешивать возможные причины тех или иных событий путем сопоставления того, что имелось в возможности: «Если я говорю, что решение Бисмарка стало причиной войны 1866 года... то я имею в виду, что без решения канцлера война бы не началась (или, по крайней мере, не началась бы в тот момент)» 1 . Фактическая казуальность выявляется только путем сопоставления с тем, что имелось в возможности. Любой историк для объяснения того, что, было, задается вопросом о том, что могло бы быть. Для осуществления подобной градации мы берем один из этих антецедентов, мысленно полагаем его несуществующим или видоизмененным и стараемся реконструировать или вообразить, что произошло бы в этом случае. Если вам приходится признать, что изучаемое явление в отсутствие этого фактора (или в случае, если бы он был не таким) было бы иным, мы заключаем, что этот антецедент является одной из причин какой-то части явления-следствия, а именно той его части, изменения в которой нам пришлось предположить. Таким образом, логическое исследование включает в себя следующие операции: 1) расчленение явления- следствия; 2) установление градации антецедентов и выделение того антецедента, влияние которого нам предстоит оценить; 3) конструирование ирреального течения событий; 4) сравнение между собой умозрительных и реальных событий.

Если, исследуя причины Великой французской революции, мы хотим взвесить значение различных экономических (кризис французской экономики в конце XVIII в., плохой урожай 1788 г.), социальных (подъем буржуазии, дворянская реакция), политических (финансовый кризис монархии, отставка Тюрго) факторов, то не может быть иного решения, кроме как рассмотреть одну за другой все эти различные причины, предположив, что они могли быть другими, и попытаться вообразить развитие событий, которое могло бы последовать в этом случае. Как говорит М. Вебер, чтобы «распутать реальные причинные отношения, мы создаем нереальные». Такой «воображаемый опыт» является для историка единственным способом не только выявить причины, но также распутать, взвесить их^ как выражаются М. Вебер и Р. Арон, то есть установить их иерархию.

Историко-типологический метод , как и все другие методы, имеет свою объективную основу. Она состоит в том, что в общественноисторическом процессе, с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны единичное особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей познания исторических явлений, раскрытия их сущности становится выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного). Прошлое во всех его проявлениях - непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии, выделение этих стадий также является

важной задачей в изучении исторического развития. Первый шаг в работе историка - составление хронологии. Второй шаг - это периодизация. Историк разрезает историю на периоды, заменяет непрерывность времени некоторой смысловой структурой. Выявляются отношения прерывности и непрерывности: непрерывность имеет место внутри периодов, прерывность - между периодами.

Частным разновидностями историко-типологического метода являются: метод периодизации (позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений) и структурно- диахронный метод (направлен на изучение разновременных исторических процессов, позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий).

Историко-системный метод позволяет понять внутренние механизмы функционирования общественных систем. Системный подход- один из основных методов, который используется в исторической науке, так как общество (да и отдельный человек) является сложно организованной системой. Основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Реально и конкретно это единство выступает в исторических системах разного уровня. Функционирование и развитие обществ включает и синтезирует те основные составные компоненты, из которых складывается историческая реальность. К этим компонентам принадлежат отдельные неповторимые события (скажем, рождение Наполеона), исторические ситуации (например, Великая французская революция) и процессы (влияние идеи и событий Французской революции на Европу). Очевидно, что все названные события и процессы не только казуально обусловлены и имеют причинно-следственные связи, но и взаимосвязаны между собой функционально. Задачей системного анализа, к которому относится структурный и функциональный методы, состоит в том, чтобы дать цельную комплексную картину прошлого.

Понятие системы, как любое другое познавательное средство, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его внешних свойств этот идеальный объект выступает как множество элементов, между которыми устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое. В свою очередь, свойства системы оказываются не просто суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а определяются наличием и спецификой связи и отношений между ними. Наличие связей и отношений между элементами и порождаемые ими интегративные связи, целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное обособленное существование, функционирование и развитие системы.

Система как относительно обособленная целостность противостоит среде, окружению. Фактически понятие среды имплицитно (если не будет среды, то не будет и системы) содержится в понятии системы как целостности, система относительно обособлена от остального мира, который и выступает в качестве среды.

Следующий шаг в содержательном описании свойств системы состоит в фиксации ее иерархического строения. Это системное свойство неразрывно связано с потенциальной делимостью элементов системы и наличием для каждой системы многообразия связей и отношений. Факт потенциальной делимости элементов системы означает, что элементы системы могут быть рассмотрены как особые системы.

Существенные свойства системы:

  • с точки зрения внутреннего строения любая система обладает соответствующей упорядоченностью, организацией и структурой;
  • функционирование системы подчиняется определенным, присущим данной системе законам; в каждый данный момент система находится в некотором состоянии; последовательный набор состояний образует ее поведение.

Внутреннее строение системы описывается с помощью следующих понятий: «множество»; «элемент»; «отношение»; «свойство»; «связь»; «каналы связи»; «взаимодействие»; «целостность»; «подсистема»; «организация»; «структура»; «ведущая часть системы»; «подсистема; принимающая решение»; иерархическое строение системы».

Специфические свойства системы характеризуются через следующие признаки: «изоляция»; «взаимодействие»; «интеграция»; «дифференциация»; «централизация»; «децентрализация»; «обратная связь»; «равновесие»; «управление»; «саморегуляция»; «самоуправление»; «конкуренция».

Поведение системы определяется через такие понятия как: «среда»; «деятельность»; «функционирование»; «изменение»; «адаптация»; «рост»; «эволюция»; «развитие»; «генезис»; «обучение».

В современных исследованиях применяется множество методов, предназначенных для извлечения информации из источников, ее переработки, систематизации и конструирования теорий и исторических концепций. Иногда один и тот же метод (или его разновидности) описывается у разных авторов под разными названиями. Примером может служить описательно-повествовательный - идеографический - дескриптивный - нарративный метод.

Опысателыю-повествовательиый метод (идеографический ) - научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований:

  • четкое представление об избранном предмете изучения;
  • последовательность описания;
  • систематизация, группировка или классификация, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

Среди других научных методов описательно-повествовательный метод является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах.

Ярким представителей нарратива в исторической науке выступал известный немецкий ученый Л. фон-Ранке (1795-1886), который после окончания Лейпцигского университета, где занимался классический филологией и богословием, увлекся чтением романов В. Скотта, О. Тьери и других авторов, после чего стал заниматься историей и опубликовал ряд произведений, имевших шумный успех. Среди них «История романских и германских народов», «Государи и народы Южной Европы в XVI-XVII вв.», «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.», 12 книг по прусской истории.

В работах источниковедческого характера часто применяются:

  • условно-документоведческий и грамматически-дипломатиче- ский методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов;
  • методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события;
  • историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

В исследованиях историографического плана часто используются:

Хронологический метод - ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний.

Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Метод периодизации - направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в ее структуре.

Метод ретроспективного (возвратного) анализа позволяет изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов строго сохранившегося в наши дн, знания, проверить выводы прежних исторических исследований и данные современной науки. Этот метод тесно связан с методом «пережитков», т.е. способом реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остаткам. Исследователь первобытного общества Э. Тейлор (1832- 1917) использовал этнографический материал.

Метод перспективного анализа определяет перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называется моделью первого. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между оригиналом и его моделью. Различают 3 типа моделей: аналитические, статистические, имитационные. К моделям прибегают в случае нехватки источников или, наоборот, пресыщения источниками. Например, в вычислительном центре АН СССР была создана модель древнегреческого полиса.

Методы математической статистики. Статистика возникла во второй половине XVII в. в Англии. В исторической науке статистические методы стали применять в XIX в. События, подвергаемые статистической обработке, должны быть однородными; количественные и качественные признаки должны изучаться в единстве.

Существуют две разновидности статистического анализа:

  • 1) описательная статистика;
  • 2) выборочная статистика (используется при отсутствии полной информации и дает вероятностное заключение).

Среди множества статистических методов можно выделить: метод корреляционного анализа (устанавливает зависимость между двумя переменными, изменение одного из них зависит не только от второго, но и от случайностей) и энтропийный анализ (энтропия - мера разнообразия системы) - позволяет отследить социальные связи в малых (до 20 единиц) группах, не подчиняющиеся вероятно-статистическим закономерностям. Например, академик И.Д. Ковальченко подверг математической обработке таблицы земских подворных переписей пореформенного периода России и выявил степень расслоения среди вотчин и общин.

Метод терминологического анализа. Терминологический аппарат источников заимствует свое предметное содержание из жизни. Давно установлена связь изменения языка с изменением общественных отношений. Блестящее применение этого метода можно найти в работе

Ф. Энгельса «Франкский диалект» 1 , где он, проанализировав передвижение согласных букв в однокоренных словах, установил границы немецких диалектов и сделал выводы о характере миграции племен.

Разновидностью является топонимический анализ - географические названия. Антропонимический анализ - имяобразование и имят- ворчество.

Контент-анализ - метод количественной обработки больших массивов документов, разработанный в американской социологии. Его применение позволяет выявить частоту появления в тексте характеристик, интересующих исследователя. На их основе можно судить о намерениях автора текста и о возможных реакциях адресата. В качестве единиц выступают слово или тема (выраженная через слова- модификаторы). Контент-анализ предполагает, как минимум, 3 стадии исследования:

  • расчленение текста на смысловые единицы;
  • подсчет частоты их употребления;
  • интерпретация результатов анализа текста.

Контент-анализ может использоваться при анализе периодической

печати, анкет, жалоб, личных (судебных и др.) дел, биографий, листов переписи или списков с целью выявления каких-либо тенденций путем подсчета частоты повторяющихся характеристик.

В частности Д.А. Гутнов применил метод контент-анализа при анализе одного из трудов П.Н. Милюкова. Исследователь выделил наиболее часто встречающиеся текстовые единицы в знаменитых «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюкова, построив на их основе графики. В последнее время статистические методы активно используются для построения коллективного портрета историков послевоенного поколения .

Алгоритм анализа СМИ:

  • 1) степень объективности источника;
  • 2) количество и объем публикаций (динамика по годам, процентное отношение);
  • 3) авторы публикации (читатели, журналисты, военные, политработники и т.д.);
  • 4) частота встречающихся оценочных суждений;
  • 5) тон публикаций (нейтрально-информационный, панегирический, положительный, критический, отрицательно эмоционально окрашенный);
  • 6) частота использования художественно-графических и фотоматериалов (фотографии, карикатуры);
  • 7) идеологические цели публикации;
  • 8) доминирующие темы.

Семиотика (от греч. - знак) - метод структурного анализа знаковых систем, дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.

Основы семиотики были разработаны в начале 1960-х гт. в СССР Ю.М. Лотманом, В.А. Успенским, Б.А. Успенским, Ю.И. Левиным, Б.М. Гаспаровым, основавшим московско-тартусскую семиотическую школу. При Тартуском университете была открыта лаборатория по истории и семиотике, активно действовавшая до начала 1990-х гг. Лотмановские идеи нашли применение в лингвистике, филологии, кибернетике, информационных системах, теории искусства и т.д. Отправной точкой семиотики является представление о том, что текст является пространством, в котором семиотический характер литературного произведения реализуется как артефакт. Для семиотического анализа исторического источника необходима реконструкция кода, которым пользовался создатель текста и установление их корреляции с кодами, которыми пользуется исследователь. Проблема в том, что переданный автором источника факт есть результат выбора из массы окружающих событий события, имеющего, по его представлению, значение. Использование этой методики эффективно при анализе различных ритуалов: от бытовых до государственных 1 . В качестве примера применения семиотического метода можно привести исследование Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)», в которой автор рассматривает такие знаковые ритуалы дворянской жизни как бал, сватовство, брак, развод, дуэль, русский дендизм и др.

В современных исследованиях используются такие методы как: метод дискурсивного анализа (анализ фраз текста и его лексики через дискурсивные маркеры); метод «плотного описания» (не простое описание, а толкование различных интерпретаций обычных событий) ; метод «повествовательной истории » (рассмотрение знакомых вещей как непонятных, неизвестных); метод «кейс-стади» (изучение уникального объекта или экстремального события).

Бурное проникновение материалов интервью в исторические исследования в качестве источника привело к формированию «Устной истории» . Работа с текстами интервью потребовала от историков разработки новых методов.

Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает возможно большее число автобиографий под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая автобиографии, исследователь дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей научной теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. Автобиографии дают факты для построения общей картины, которые связываются друг с другом согласно следствиям или гипотезам, вытекающим из общей теории.

Метод примеров (иллюстративный). Этот метод представляет собой разновидность предыдущего. Он состоит в иллюстрировании и подтверждении определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами. Применяя метод иллюстраций, исследователь ищет в них подтверждения своих идей.

Типологический анализ - состоит в выявлении определенных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в исследуемых социальных группах. Для этого автобиографический материал подвергается определенной каталогизации и классификации, обычно с помощью теоретических понятий, причем все богатство описанной в биографиях действительности редуцируется до нескольких типов.

Статистическая обработка. Этот вид анализа направлен на установление зависимости различных характеристик авторов автобиографий и их позиций и устремлений, а также зависимости этих характеристик от различных свойств социальных групп. Такие замеры полезны, в частности, в тех случаях, когда исследователь сопоставляет результаты изучения автобиографий с результатами, полученными другими методами .

Методы, применяемые в локальных исследованиях:

  • экскурсионный метод: выезд в изучаемую местность, знакомство с архитектурой, ландшафтом. Локус - место - это не территория, а сообщество людей, ведущих специфическую деятельность, объединенных связующим фактором. В первоначальном понимании экскурсия - это научная лекция, носящая моторный (подвижный) характер, в которой элемент словесности сведен до минимума. Главное место в ней занимают ощущения экскурсанта, а информация носит комментирующий характер;
  • метод полного погружения в прошлое подразумевает длительное проживание в регионе с целью проникновения в атмосферу места и более полного понимания населяющих его людей. Данный подход весьма близок по взглядам к психологической герменевтики В. Дильтея. Можно выявить индивидуальность города как целостного организма, выявить его ядро, определить реалии современного состояния. На основе этого формируется целокупное состояние (термин введен историком-краеведом Н.П. Анциферовым).
  • выявление «культурных гнезд» . В основе - принцип, выдвинутый в 1920-е гг. Н.К. Пиксановым о соотношении столицы и провинции в истории русской духовной культуры. В обобщающей статье Е.И. Дсргачевой-Скоп и В.Н. Алексеева концепт «культурное гнездо» определялся как «способ описания взаимодействия всех направлений культурной жизни провинции в период ее расцвета...» . Структурные части «культурного гнезда»: ландшафтно-культурная среда, экономический, социальный строй, культура. Провинциальные «гнезда» влияют на столицу через «культурных героев» - ярких личностей, лидеров, выступающих как новаторы (градостроитель, книгоиздатель, новатор в медицине или педагогике, благотворитель или меценат);
  • топографическая анатомия - исследование через названия, которые являются носителями информации о жизни города;
  • антропогеография - изучение предыстории места, на котором находится объект; анализ логической линии: место - город - сообщество 3 .

Методы, применяемые в историко-психологических исследованиях.

Метод психологического анализа или сравнительно-психологический метод - это сравнительный подход от выявления причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам, к психологии целых социальных групп и масс в целом. Чтобы понять индивидуальные мотивы той или иной позиции личности, недостаточно традиционных характеристик. Требуется выявление специфики мышления и нравственно-психологического облика человека, обусловли-

вавших восприятие действительности и определявших воззрения и деятельность личности. Исследование затрагивает особенности психологии всех сторон исторического процесса, сравниваются общегрупповые характеристики и индивидуальные особенности.

Метод социально-психологической интерпретации - предполагает описание психологических особенностей с целью выявления социально-психологической обусловленности поведения людей.

Метод психологического конструирования (переживания) - интерпретация исторических текстов путем воссоздания внутреннего мира их автора, проникновения в ту историческую атмосферу, в которой они находились.

Например, Сенявская Е.С. предложила этот метод для изучения образа врага в условиях «пограничной ситуации» (термин Хайдеггера М., Ясперса К.), подразумевая под ним восстановление определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия 1 .

Исследователь М. Хастингс при написании книги «Оверлорд» пытался мысленно совершить прыжок в то далекое время, даже принял участие в учениях английского Военно-морского флота.

Методы, применяемые в археологических исследованиях: магниторазведка, радиоизотопное и термолюминисцентное датирование, спектроскопия, рентгеноструктурный и рентгеноспектральный анализ и др. Для воссоздания облика человека по костным останкам используется знание анатомии (метод Герасимова). Гирц Кн. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. ТЛ. Интерпретации культуры. СПб.,1997. С. 171-203. Шмидт С.О. Историческое краеведение: вопросы преподавания и изучения. Тверь, 1991; Гамаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории. М., 1996. № 9. С. 158-163.

  • 2 Сенявская Е.С. История войн России XX века в человеческом измерении. Проблемы военно-исторической антропологии и психологии. М., 2012.С. 22.
  • Антология исследований культуры. ТЛ. Интерпретации культуры. СПб.,1997. С. 499-535, 603-653; Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985; Руководство по методологии культурно-антропологических исследований / Сост. Э.А.Орлова. М., 1991.
  • Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией.

    Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.

    Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология. В середине ХIX в. К. Маркс сформулировал концепцию материалистического объяснения истории , базирующуюся на четырех основных принципах:

    1) принцип единства человечества и, следовательно, единства исторического процесса;

    2) принцип исторической закономерности. К. Маркс исходил из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности;

    3) принцип детерминизма – признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений К. Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. Таким главным, определяющим в историческом процессе, по мнению К. Маркса, является способ производства материальных благ;

    4) принцип прогресса. Исторический прогресс – это поступательное развитие общества, поднимающееся на все более и более высокие ступени.

    Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе . Понятие общественно-экономической формации в учении

    К. Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. К. Маркс исходит из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал общественно-экономическими формациями. Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства.

    Материалистическая концепция истории, базирующаяся на формационном подходе, была господствующей в советской исторической науке.

    Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода . Цивилизационный подход начал складываться еще в XVIII веке. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце ХIХ – ХХ вв. В зарубежной историографии последователями этого подхода являются

    М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединенных вокруг исторического журнала «Анналы» (Ф. Бродель,

    Ж. Ле Гофф и др.), в российской исторической науке – Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

    Для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культурную, экономическую, политическую и социальную организацию и


    т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво.

    Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

    1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. В этом универсальность данной методологии;

    2) история – многолинейный, многовариантный процесс;

    3) цивилизационный подход не отвергает, а напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования;

    4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

    5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

    Лекция 1. Сущность, формы, методы, источники изучения истории

    История представляет собой сложное явление, ей около 2500 лет. Еще в древности ее называли «наставницей жизни». История – это коллективная память народов мира. В Древней Греции покровительницей истории считалась богиня Клио , которая держала в руках свиток и грифельную палочку, это означало, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все нужно зафиксировать и сохранить для потомков.

    История – это наука, изучающая особенности и процессы развития человечества, государств, обществ, природы в территориальной, этнокультурной, социально-экономической и политической целостности. Каждая дисциплина имеет свою историю.

    Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. История относится к теоретическим дисциплинам, является мощным инструментом воздействия на общественное сознание. История позволяет каждому народу определить свое место в развитии человечества, выбрать свою траекторию развития. Выделяют всемирную (всеобщую) историю, историю континентов Азии, Африки, Латинской Америки, Европы), историю отдельных государств (России, Германии, Италии и др.).

    История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Отечественная история изучает процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и входят в состав России. На протяжении длительного времени (вплоть до XIX в.) историков интересовали войны, восстания, политические процессы, деятельность выдающихся личностей.

    Историческое знание зародилось в глубокой древности. Первоначально описывались окружающие события или события прошлого. Авторов таких сочинений называли логографами (от греческого «логос» - слово, сочинение), а их творчество историей. Первым историком принято считать Геродота, жившего в У веке до н.э. Историческое знание первоначально облекалось в мифы, эпос, предания. Начиная с эпохи Просвещения, история стала откликаться на потребности общества, разрабатывались методы исторического познания.

    Важнейшая особенность исторического знания в его постоянном обновлении. У человека, изучающего историю, формируется историческое сознание. В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи обществу в целом и составляющим его социальным группам. История – это не только наука о прошлом, это наука о поступательном движении человеческого общества, процессах его развития.

    История воплощает социальную память поколений. Чем обширнее такая память, тем богаче духовно человек и общество. Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышления. В.О.Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

    Систематизация научных исторических знаний происходила на протяжении XYII – XIX вв. История имеет свою методологию и принципы. В современном понимании история – это способ самопознания и самоидентификации общества.

    Способ изучения исторических процессов через их проявления называется методологией (методом). К конкретным методам относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные у других наук). Общими для гуманитарных наук являются логический и исторический методы.

    Исторический метод воспроизводит явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

    Хронологический метод излагает все явления в строгом временном (хронологическом) порядке.

    Хронологически-проблемный метод заключается в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам.

    Для установления связи между отдельными явлениями и процессами, возникающих в одно и то же время, но в разных частях страны (за ее пределами), применяется синхронический метод.

    Для исследования современных проблем используется социологический метод.

    Формационный метод рассматривает историю человечества путем деления на пять социально-экономических формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую и др.). Этот метод был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом и лежал в основе советской исторической науки.

    Цивилизационный метод популярен в западной историографии, представляет историю человечества как процесс смены цивилизаций и их сосуществование, был разработан русским ученым Н.Я.Данилевским, его продолжателем стал английский ученый историк А.Д.Тойнби.

    Религиозный (провиденционалистский)метод видит исторический процесс как результат деятельности высшей божественной силы.

    Комплексный метод предполагает совмещение различных методов или их элементов в историческом исследовании.

    В первой половине ХХ века в исторической науке произошла революция. Все шире стал применяться междисциплинарный подход (школа «Анналов», французские ученые Люсьен Февр (1878 – 1956), Марк Блок (1886 – 1944)). Они стали создавать многоуровневую картину исторического прошлого. М.Блок уделял внимание историческим проблемам, так появился компаративный (историко-сравнительный) метод. Вместо исторических рассказов появился принцип «Историк не тот, кто знает, а тот, кто ищет».

    Во второй половине ХХ века на основе междисциплинарного подхода сформировалась «новая история», для него характерно критическое отношение к марксизму, позитивизму (французский ученый Фернан Бродель (1902 – 1985)).. Прошлое рассматривалось на основе закономерностей, нового отбора источников, идеалов, ценностей личных и коллективных. Так появилась «история ментальностей».

    В 60-е годы значительный размах получила «гендерная история». Историки стремились написать особую «женскую историю». Предметом гендерной истории стали «женские проблемы», контроль за распределением материальных и духовных благ, вопросы власти, престижа и др.

    В 80-е годы ХХ в. в исторической науке появилась «новая социальная история», она связана с пониманием истории как социального взаимодействия людей. В русле социальной истории появились субдисциплины: «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история семьи» (микрокосмическая).

    «Новая биографическая история» определяет поведение людей в определенных ситуациях с учетом культурных традиций, обычаев в контексте времени, в котором жили те или иные личности. Это история показанная через историческую личность.

    К наиболее популярным современным историческим направлениям относится «история повседневности». Она изучает отношения между родственниками, условия жизни и труда, эмоциональную жизнь людей.

    Любой историк, приступая к исследованию исторических явлений, процессов, изучает то, что было написано другими авторами по данному вопросу, анализирует «написанные истории». История как наука основывается на точно установленных фактах, которые извлекаются из исторических источников.

    История как наука опирается на факты, пишется по документам. «Нет документов, нет и истории», - говорят ученые историки. Совокупность фактов называют источниками.

    Источники бывают материальные, письменные, аудио-визульные, изобразительные и др. Источниками являются памятники материальной (вещественной) культуры (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта, египетские пирамиды, храмы и др.). С появлением письменности появились письменные источники (пергамент, надписи на глиняных табличках, надгробные камни, рукописи, рисунки, схемы, чертежи, переписи, градостроительные документы, архивы – РГИА, ГАРФ, ГАКК и др.), позже – фото-, кино-, видео-документы. Источниками служат специализированные научные журналы («Вопросы истории», «История», «Отечественная история», «Голос минувшего», «Культурная жизнь Юга России» и др.), а также справочники, энциклопедии, периодическая печать. Любые источники историки подвергают внешней и внутренней критике, устанавливают достоверность, авторство, определяют качество излагаемого материала на предмет использования другими исследователями.

    Труды по исследуемой проблеме называют историографией, они являются основой для написания кандидатских и докторских диссертаций. Историография – отрасль исторической науки, изучающая накопление знаний по определенной проблеме с учетом методологических направлений в исторической науке.

    К основным функциям исторического знанияотносятся:познавательная – выявление фактов и закономерностей человеческого развития; воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств личности и общества в целом; прогностическая – предвидение будущего; социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности; практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса.


    Похожая информация.


    Тема 1: Функции исторического знания

    1.Способ идентификации и ориентации общества и личности является функцией …

    социальной памяти

    мировоззренческой

    воспитательной

    познавательной

    Решение:

    Одной из социально-значимых функции исторической науки является функция социальной памяти. Она заключается в передаче социально-значимой информации из поколения в поколение. В этом случае историческое знание выступает в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

    2.Сущность практически политической функции исторического знания состоит в(во) …

    выработке научно обоснованного политического курса

    влиянии на мировоззренческие установки личности

    предвидении будущего

    описании исторических событий

    Решение:

    Одной из функций исторического знания является практически политическая функция. Сущность ее состоит в том, что история, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.

    3.Формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств относится к ___________ функции истории.

    воспитательной

    познавательной

    прогностической

    преобразовательной

    Решение:

    Важной социально-значимой функцией истории является воспитательная. Изучение отечественной истории способствует формированию гражданских, патриотических ценностей в обществе, развитию на исторических примерах нравственных чувств народов. Исторические знания помогают им осознавать себя частью единого человечества, понимать такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.

    4.Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического развития, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется …

    прогностической

    социально-технологической

    воспитательной

    образовательной

    Решение:

    Прогностическая функция исторического знания состоит в предвидении, прогнозировании будущего, в обосновании перспектив развития тех или иных процессов современности на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Прогностическая функция истории основывается на ее способности выявлять закономерности общественного развития, определяющие долговременные тенденции развития истории.

    5.Выявление закономерностей исторического развития относится к _______ функции истории.

    познавательной

    управленческой

    преобразовательной

    коммуникативной

    Решение:

    Познавательная функция истории состоит, прежде всего, в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства, выявлении закономерностей развития общества.

    6.Выработка научного взгляда на мир, общество, законы его развития относится к _____________ функции истории.

    мировоззренческой

    познавательной

    управленческой

    коммуникативной

    Решение:

    История дает документально точные данные о событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность, на конкретные исторические факты. Именно история, ее фактографическая сторона является тем фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

    7.Одной из функций исторического знания является …

    прогностическая

    статистическая

    прикладная

    преобразовательная

    Решение:

    Одной из социально значимых функций истории является прогностическая, состоящая в предвидении, прогнозировании будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Прогностическая функция исторической науки основывается также на ее способности выявлять закономерности общественного развития, определяющие долговременные тенденции движения истории.
    Тема 2: Источники исторического исследования

    1.Появление таких письменных источников как декреты связано с …

    деятельностью СНК и ВЦИК РСФСР

    деятельностью Уфимской Директории

    началом хрущевской «оттепели»

    началом перестройки

    Решение:

    После Октябрьской революции в России, других советских республиках и в СССР декретами назывались некоторые законодательные акты съезда Советов, ВЦИК, СНК РСФСР. Конституция СССР 1924 г. предоставляла право издания декретов ЦИК СССР, Президиуму ЦИК СССР и СНК СССР. Конституция СССР 1936 г. уже не предусматривала издания законодательных актов, именуемых декретами.

    2.Исторические источники, которые повествуют о прошлом на основании личного опыта автора, называются …

    мемуарами

    летописями

    хронографами

    былинами

    Решение:

    Мемуары – воспоминания автора об исторических событиях, участником или очевидцем которых он был. Отражая прошлое в его конкретности, мемуары содержат большой материал для изучения психологии и быта общества в целом, а также отдельных его сфер. Благодаря мемуарам могут быть воссозданы исторический фон, на котором разворачивались события, атмосфера и колорит той или иной эпохи, выяснена логика поведения людей. В ряде случаев мемуары являются единственным источником, из которого можно узнать о событиях прошлого или отдельных его аспектах.

    3.Возникновение первых аудиовизуальных документов относится к _____ веку.

    Решение:

    Одним из типов исторических источников являются аудиовизуальные документы (фото-, кино-, видео-, фонодокументы). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, первые фотографии появились в середине, а кино – в самом конце XIX века. Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. Таким образом, возникновение аудиовизуальных исторических источников можно отнести к XIX веку.

    4.Церковное сочинение о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых, называется …

    летописью

    сказанием

    исповедью

    Решение:

    Жития – это церковные сочинения о выдающихся людях Руси. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми.

    5.Ценным источником, посвященным истории борьбы русского народа с монголо-татарами, является …

    «Задонщина»

    «Повесть временных лет»

    «Хождение за три моря»

    «Слово о полку Игореве»

    Решение:

    Среди работ, посвященных борьбе русского народа с монголо-татарами, можно выделить «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая». Другое название этой поэмы – «Задонщина», вероятным ее автором историки считают Софония Рязанского. Она посвящена победе русских войск над ордынцами в 1380 году на Куликовом поле. Софоний называл свою поэму «похвалой и жалостью». Похвала князю Дмитрию и радость победы в этом произведении переплетаются со скорбью по погибшим воинам. Идейный смысл поэмы – призыв к единению русских княжеств для спасения страны от захватчиков.

    6.Возникновение в России такого исторического источника, как периодическая печать, относится к _____ веку.

    Решение:

    Одной из характерных черт периодической печати является ее тираж. В России становление периодической печати начинается с первой четверти XVIII в. По указу Петра I со 2 января 1703 г. начала издаваться газета «Ведомости» тиражом до 4 тысяч экземпляров. В XVII в. при дворе первых Романовых существовала рукописная газета «Куранты». Но она не может расцениваться как периодическое издание, поскольку не предназначалась для тиражирования. Газета «Ведомости» издавалась государством для идеологического воздействия на подданных в нужном направлении путем распространения официальной информации.

    7.Наиболее полные сведения о восточных славянах, Древней Руси содержатся в …

    «Повести временных лет»

    «Слове о полку Игореве»

    «Задонщине»

    «Степенной книге»

    Решение:

    «Повесть временных лет» – общерусский летописный свод, составленный во втором десятилетии XII века Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Стал основным источником по истории восточных славян, Древней Руси. Нестор рассмотрел такие вопросы, как происхождение, расселение, занятия, религиозные воззрения, обычаи восточных славян, их отношения с другими племенами и т.д. Решая вопрос о происхождении, становлении Древнерусского государства, его развитии, Нестор стремился показать русскую историю на фоне мировой истории, представить широкую и полную картину истории Древней Руси.

    8.Ценным источником по истории России XVII века является …

    «Соборное уложение»

    «Русская правда»

    «Царственная книга»

    «Жалованная грамота дворянству»

    Решение:

    «Соборное уложение» – свод законов России, утвержденный Земским собором в январе 1649 года. Уложение охватывало все отделы действующего права (государственное, гражданское, уголовное). Оно регулировало не только отдельные группы общественных отношений, но и все стороны общественно-политической жизни страны. Завершило юридическое закрепощение крестьянства, оформило сословную структуру общества, закрепило процесс становления абсолютной монархии в России. «Уложение» является не только памятником российского законодательства, но и ценным источником по истории России XVII века.

    9.Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии, называется …

    метрологией

    генеалогией

    ономастикой

    палеографией

    Решение:

    Специальные исторические дисциплины позволяют овладеть основными приемами работы с историческими источниками. К числу таких дисциплин относится метрология – наука о мерах. Она исследует происхождение названий мер, их соотношение между собой; стремится установить их реальное содержание путем сопоставления с современными аналогичными мерами. Историческая метрология дает в руки исследователя неоценимые данные, без которых вряд ли возможно изучение проблем социально-экономического характера.

    10.Географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов относятся к ________ источникам.

    лингвистическим

    письменным

    фольклорным

    этнографическим

    Решение:

    Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому, как отдельный источник принято выделять лингвистические источники. К ним относятся географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов, различные языковые влияния и заимствования. Эти материалы помогают историкам изучать миграционные процессы, общественные отношения и т.д.
    Тема 3: Методология исторической науки

    1.Историческая наука в СССР основывалась на __________ подходе к истории.

    марксистском

    эволюционном

    теологическом

    субъективном

    Решение:

    Советская историческая наука основывалась на методологических принципах марксизма. Согласно этому подходу, определяющим фактором всего исторического развития являются не идеи или воззрения людей, а условия материальной жизни общества, общественное производство, производственные отношения. На этом базисе возвышается политическая надстройка (государство, политические организации) и развиваются различные формы общественного сознания.

    2.Конкретные способы изучения исторических процессов называются …

    принципами

    историко-философскими подходами

    Решение:

    Для выявления объективной картины исторического процесса применяются конкретные методы исследования. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Метод – это способ познания, путь исследования и обоснования знаний. Выбор метода познания должен обеспечить научность и достоверность в изучении прошлого.

    3.Посредством историко-генетического метода исторические явления изучаются …

    в процессе их развития

    в хронологическом порядке

    во взаимосвязи с другими явлениями и процессами

    в сопоставлении исторических процессов в пространстве и во времени

    Решение:

    Историко-генетический метод относится к специально-историческим методам исторического познания. Посредством этого метода исторические явления изучаются в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитически-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме выражения информации – описательным. Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.

    4.Сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними связано с ___________ методом.

    историко-сравнительным

    историко-системным

    историко-генетическим

    историко-типологическим

    Решение:

    Историко-сравнительный метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени и выявлении сходства и различия между ними. Метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущности разнородных исторических явлений. Посредством данного метода исследователь получает дополнительную информацию о малоизученных исторических явлениях.

    5.Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят …

    народонаселению

    экономике

    классовой борьбе

    Решение:

    Сторонники демографического детерминизма главную роль в развитии общества отводят народонаселению, которое они рассматривают в качестве главной силы, определяющей характер общественного строя. Одним из основоположников демографического детерминизма являлся французский философ-материалист XVIII в. К.А. Гельвеций. Английский экономист Т.Р. Мальтус рассматривал народонаселение как фактор, препятствующий прогрессу общества и приводящий к социальным бедствиям.

    6.Историко-системный метод состоит в …

    установлении взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии

    классификации явлений, событий и объектов

    сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

    изучении хронологической последовательности событий

    Решение:

    В настоящее время широкое распространение в практике научно-исторического исследования получает историко-системный метод. Это связано с попытками углубленного анализа общественно-исторических систем, раскрытия внутренних механизмов их функционирования и развития. Историко-системный метод состоит также в установлении взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии.

    7.Историко-философский подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, называется …

    рационализмом

    субъективизмом

    марксизмом

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...