Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет". план-конспект занятия (11 класс) на тему Внеклассные мероприятия по литературе

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

для старших классов

Тема: «Современная литература: читать или нет».

Цели мероприятия:

  1. Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
  2. Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
  3. Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.

Форма проведения: литературный кружок.

Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.

Подготовительная работа:

учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;

ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.

Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.

Ход мероприятия:

Вступление.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.

Вводная беседа.

Учитель:

Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?

Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?

Что из современной литературы вы читали или читаете?

Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?

Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».

Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.

Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.

Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:

  1. первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,

традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:

Позиция писателя как носителя истины;

Стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;

Писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.

Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).

  1. Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это

понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.

Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)

Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что, по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.

В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).

  1. Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,

слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.

В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).

Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.

Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).

Чтение и аналитическая беседа.

Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.

Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.

Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).

Аналитическая беседа:

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.

Учитель: Какая структура у рассказа?

Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.

Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?

Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.

Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.

Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?

Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?

Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.

Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?

Гиперболизация.

Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?

Сравнение, эпитеты.

Он сатирически относится к тому, что описывает.

Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?

Поверить можно, но этого нет на самом деле.

Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?

Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.

Дискуссия.

Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
  2. Что может дать нам нового современная литература?
  3. Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
  4. Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
  5. Почему в последнее время становится все больше писателей?
  6. Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
  7. Хотели бы вы быть писателем?

Итог мероприятия:

Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).

Заключительное слово учителя.

Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!


Гайворонская Маргарита Владимировна
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Фрязино Московской области
Краткое описание работы: Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.Задачи:формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;развивать позитивную активную жизненную позицию;воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Литература преподается в школах России в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по литературе можно найти в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие конспекты внеклассных мероприятий по литературе на сайте Конспектека

Существуют несколько видов внеурочной деятельности учащихся в школе. В первом случае, мы можем говорить о выполнении текущего домашнего задания, подготовке выступлений и докладов, написании сочинений на заданную тему, подготовке различных учебных проектов. Вторая часть внеклассных мероприятий связана с уроками опосредовано и может включать в себя занятия в секциях и кружках, посещение предметных факультативов - все, что призвано удовлетворить всевозможные интересы учащихся.

В данном разделе нашего сайта представлены сценарии, которые помогут вам в проведении интересного внеклассного мероприятия по литературе на любую тему. Лучшие педагоги со всей страны присылают нам свои авторские материалы, которые мы публикуем на нашем сайте. Наша база постоянно растет и планы-конспекты внеклассных мероприятий по литературе являются не единственным видом методических разработок, представленным у нас. Вы сможете найти на нашем сайте все, что требуется для успешной и продуктивной работы педагога, а также опубликовать свои наработки и получить свидетельство.

Ведущий

Как живет в нас, наружу не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце болит Краснодон.
Мы не все там бывали, но мучил он нас он,
Как застрявший осколок свинца -
И не в шурф их бросали, а в наши сердца,
В нашу память, что с нами болит до конца.

(Кадр из документального фильма “Дорогами мужества”)
(Стоп-кадр на словах “Смерть за смерть...”)

Участники при появлении в кадре музея, выходят и становятся в композицию “Клятва”***

Ведущие выходят к боковым микрофонам.

(Фон “Журавли”на фоне кадров чтецы начинают читать)

  • Кто они были? Какими они были наши краснодонские мальчишки и девчонки из далеких сороковых годов?
  • Почему именно они, ни на миг не сомневаясь в своей правоте, приняли мученическую смерть? Почему они, имея выбор: я или Родина выбрали- Родину...!?
  • Движется время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения. И в этом столько же естественного, сколько порой досадного и горького.
  • Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина:

То, что отмечено печатью бессмертия,

Все вместе: забвению не подлежит.

  • Оно будет жить вечно, всегда волновать умы всех последующих поколений.
  • Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу - сердцем

Чтец: 1942 год, 29 сентября. Запомни, ровесник, эту дату.
Чтец: В городском парке города Краснодона гитлеровцы живьем закопали 32 шахтера, которые саботировали работу шахт.
Чтец: Это страшное событие стало точкой отсчета создания молодежной подпольной организации...
Чтец: . . .которую по предложению Сергея Тюленина назвали “Молодая гвардия”

Ведущий: Трудно переоценить воинский подвиг и мужество краснодонских мальчишек и девчонок тех далеких СОРОКОВЫХ годов. Победа складывалась из больших и малых битв, известных и неизвестных, из мужества и героизма конкретных людей. И слава богу, что история сохранила имена всех, кто сражался в рядах “Молодая гвардия”

Чтец

Война взломала даже демографию,
И в сорок - трижды проклятом году,
В школярские ребячьи биографии,
Сумятицу внесла и чехарду.

Чтец

Измерив жизнь иными величинами,
Во взрослый мир ворвались напрямик,
Став чуть ли не матерыми мужчинами,
О юности не вспомнив не на миг.
Что гибель им? Они и смерти выше.
В могилах все построились в отряд.
Не думайте, что мертвые не слышат,
Когда о них живые говорят.

Ведущий: Всего неполных три месяца просуществовала молодежная организация “Молодая гвардиюя”, действовавшая в Краснодоне в период с октября 1942 по январь 1943 года. Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца?

Давайте, сегодня восстановим хронологию событий далеких для нас сороковых годов, как восстанавливали её мы, побывавшие в Краснодоне…

(Фон “ Священная война” Кадры из документального фильма)

Ведущий: Краснодон. 20 июля 1942 года. Город сдан врагу. По безлюдным улочкам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой новый порядок. Приказ немецкого коменданта гласил:

(Чтецы перестраиваются в клин после своих слов)

Чтец: “За неподчинение новому порядку расстрел”.
Чтец: “За уклонение от сдачи оружия - расстрел”.
Чтец: “За неявку на регистрацию - расстрел”.
Чтец: “За слушание радиоприемника - расстрел”.
Чтец: “За появление на улицах после 18-00 - расстрел”.
Чтец: “За саботаж на шахтах - расстрел”.

Ведущий: Вы только вдумайтесь в смысл объявления, вывешенного возле водопроводной колонки: “ Вода только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны.

Вот так: высшая раса и рабы

(Фон “ Священная война” продолжается)

Чтец

Градом падали с неба бомбы,
На дыбы вставала земля.
Шли фашистские танки ромбом
И терзали броней поля.

Чтец

Пепел сыпался раскаленный,
Пепел смерти и пыль войны,
На окопы, на сад зеленый
Падал блесками тишины.

Чтец

На дома, что руинами стали
Опускался тревожный сон.
Только люди в домах не спали
Как в предгрозье ждал Краснодон

Чтец

Был он бомбой, и был он миной,
Был последним патроном он.
Непокорный, непобедимый
Ставший крепостью, Краснодон.

(Фон “ Безымянная высота”)

Ведущий: Что же такое сделали эти мальчишки и девчонки? Когда слышишь набившие оскомину “ расклеивали листовки”, то с трудом представляешь, что такое для населения оккупированного городка печатное слово, несшее известие о “своих”. Как глоток свежего воздуха, как вода умирающему от жажды были эти небольшие клочки бумаги, приносящие последние новости с фронта, поднимающие боевой дух! Ведь местное радио транслировало только немецкую музыку и объявления коменданта города.

Ведущий: В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, отпечатали удостоверения для членов “Молодой гвардии” и листовки.

Ведущий: Возникшая из небольших разрозненных групп, окрепшая “Молодая гвардия” к концу 1942 года насчитывала 92 человека и представляла собой реальную силу. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан..

(кадр из фильма “Молодая гвардия” Боевые дела молодогвардейцев)

Ведущий: А теперь представьте себе, что этим партизанам было всего от 14-ти до 20-ти!

(Перед словами чтецы выходят к микрофонам)

Чтец

Весна их только начиналась,
Казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.
От зверских пыток став седыми,
Они в бессмертие ушли,
Оставшись вечно молодыми
Для поколений и земли.

(Песня “Как молоды мы были” На 2-ом припеве песни участники выносят демонстрируются кадры презентации с портретами молодогвардейцев, их много: они заполняют сцену, становясь рядом)

Ведущий: За время существования “Молодой гвардии”, а это недолгих три месяца, подпольщиками было совершено несколько военных и диверсионных операций.

Наверное, не столь важно, что ребята смогли сделать за эти три месяца, главное то, что фашисты не смогли сделать,благодаря деятельности “Молодой гвардии” Среди особо наш умевших операций подпольщиков:

Чтец: Освобождение 70-ти военнопленных из Волченского лагеря;
Чтец: Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на юг;
Чтец: Подпольщиками было отбито у немцев стадо (около 500 голов), подготовленное к отправке в Германию;
Чтец: А в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской революции над оккупированным Краснодоном, на глазах у обезумевших фашистов, гордо реяли красные флаги!

После каждой такой операции арсенал “Молодой гвардии” пополнялся новым оружием. К началу декабря на складе было 15 автоматов, 80 винтовок, 300 гранат, 10 пистолетов, 65 кг взрывчатых веществ и около 15 тысяч патронов...

С декабря 1942 года клуб имени Горького стал штаб-квартирой подпольщиков. Именно во время концертов, репетиций ребята обсуждал планы боевых операций.

В то время, когда шел концерт, была совершена одна из самых дерзких операций молодогвардейцев

В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодежи для отправки в Германию..

(Кадр из фильма “Молодая гвардия” поджог биржи (Фон “Бери шинель”)

Чтец

Я так решил, и это я исполню.
Всю жизнь отдам за Родину свою,
За наш народ, за нашу дорогую
Прекрасную Советскую страну!

(2 чтеца выходят к центральным микрофонам)

Юноша, исполняющий роль Олега Кошевого: Эти строки - из стихотворения Олега Кошевого. Этим не всегда удачно срифмованным строкам суждено жить вечно, ведь они - подлинные документы того периода истории нашей страны...

Ведущий: Читаем строки краснодонского подполья:

“Мешали добыче и отгрузки угля в Германию...”

Что для нас с вами эти строки, если мы не сопоставим факты: на 10-й день после освобождения области и Краснодона наш уголь пошел на- гора - немцам не удалось восстановить добычу в течение полугода.

Ведущий: При подходе регулярных частей Советской Армии молодогвардейцы считали главной своей задачей подготовку восстания.

Ведущий: Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом! Эти ребята практически легализовали свою организацию. Немцам ни за что не удалось бы рассекретить подпольщиков, если бы не предательство

Ведущий: Штаб подполья дал указание молодогвардейцам небольшими группами пробираться к линии фронта. Но успели немногие.

Ведущие: В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев.

Ведущий: О чем думали ребята в последние дни своей жизни? На освобождение из полиции не надеялся никто. Зная, как долго их искали, сколько немцами было приложено усилий, молодогвардейцы абсолютно трезво оценивали ситуацию. Они знали, что живыми не выйдет никто...

Ведущий:

Как страшно умирать в шестнадцать,
Как хочется чертовски жить
Не слёзы лить, а улыбаться,
Влюбляться и детей растить.
Но солнце клонится к закату,
Не встретить им уже рассвет.
В бессмертие ушли ребята
В рассвете юношеских лет

(Песня “Мгновения”)

Ведущий: Всех арестованных по очереди вызывали на допрос, били, истязали.

Ведущий: Из следственных документов по делу краснодонской полиции: “Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение...

Ведущий: ..Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...”.. нет сил перечислять их муки дальше...

(Кадр фильма “Молодая гвардия” сцена допроса)

Звучит “Метель” г. Свиридова, ведущие выходят на сцену

Чтец

Эта недобрая зима,
Мороз, метель и дикий ветер.
Стонала матушка-земля
Шли на погибель её дети

Чтец

Главное - выстоять!
Слышите? Выстоять!
Сердце, как выстрелы,
Гулкие выстрелы.
Чьи это карие
Слезы наполнили?
Вам эти камеры что-то напомнили?

Чтец

Будьте вы стойкие
Будьте спокойные.
Слышите, слышите,
Бьют бронебойные.
Плюйте в лицо палачам и предателям.
Вы над собой насмехаться не дайте им.
Главное - выстоять!
Слышите? Выстоять!

Чтец

Им, палачам, ваши взгляды не выдержать.
Главное - выстоять!
Главное - выдюжить!
Стены у камеры кровью обрызганы.
Стены, как место прощания с близкими.

(“Адажио” продолжается,)

Ведущий: Страшна не сама казнь. Она - мгновенье. Страшно то, что до этого мгновения человек проживает свою смерть десятки, сотни, тысячи раз. И эти тысячи раз, когда он умирает в своем воображении, нестерпимы

Чтец

Камеры наши, не марши парадные,
Станут для вас, как листочки тетрадные,
Где на прощанье родным и наследникам
Вы начертаете строки последние.

Чтец

Вьюга по городу бродит хозяйкою.
Воет собака бездомная - зябко ей.
Улица смотрит глазами оконными.
Мальчики наши идут непокорные.

(Кадр “Казнь” из фильма “Молодая гвардия”)

Чтец

Мальчики наши уходят в бессмертие...
С темного неба снежинки несметные
Падают, тая на лицах измученных.
Только луна, притаившись за тучами
Видела:
Крепко сцепившись в объятии,
Выплюнув в морды фашистов проклятия,
Непокоренные муками голода
С песней, взлетевшею птицей над городом
Наполовину живые, но твердые
Падали, падали песенно-гордые.
Только холмы, стариканы столетние
Слышали залпы в ночи пистолетные.
Падали в шурф она гордые, больные,
Мальчики, мальчики, больно мне, больно мне

(Кадр “Казнь” продолжается и заканчивается)

Учитель:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым

(Выносятся свечи ребята, исполняющие роли молодогвардейцев, и поочерёдно ставятся к портретам)

Олег Кошевой - навеки 16
Любовь Шевцова - навеки 18
Иван Земнухов - навеки 18
Сергей Тюленин - навеки 17
Ульяна Громова - навеки 17
Иван Туркенич - навеки 20

Ведущие:

До вмятинки прочитаны
Стоят они застывшие
Ещё и не мужчинами,
Уже и не мальчишками.
Солдатами бессменными
Стоят и днем и вечером.
В глазах у них бессмертие,
Великое и вечное

(На фоне кадра “Выстрелы” звучит “Песня о далёкой Родине”.После песни)

Учитель:

Разве погибнуть ты им завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты их смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: Вставайте на помощь…” - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: Я или Родина!
Вечная слава героям!
Слава героям, слава!

(фоновая музыка - вокализ)

Но зачем она им, эта слава - мертвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим?
Все живое - спасшим.
Себя не спасшим.
Для чего она им, эта слава мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара, -
Ни один из погибших даже не вздрогнет.

Чтец

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет.
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Чтец

Но от имени сердца,
От имени жизнь повторяем:
Все: Вечная слава героям!!!

(Минута молчания - метроном)

Песня “Молитва”

Ведущий: В феврале 1943 года в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко, которому было всего 15 лет.

А буквально через несколько дней, 14 февраля 1943 года советские войска освободили Ровеньки и Краснодон.

(Кадр “Похороны” на фоне после клятвы Ивана Туркенича - песня “Эхо”)

Ведущий:

Казалось бы все, конец истории...
Но все равно что-то ранит душу, не отпускает память...
Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.

Чтец:

После казни, пыток и допросов
Не сломили их фашисты, не смогли.
Часто задаю себе вопрос я:
“Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?”

Чтец

Мы, поколение ХХI века не имеем права на малодушие потому, что знаем пример Жизни, пример борьбы и несгибаемой воли бессмертных героев молодогвардейцев. Это обязывает нас быть достойными их памяти.

Чтец

Мы рассказали вам историю из страшного прошлого нашей страны, потому что хотели, чтобы вы, как и они, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, мир без войн и смерти миллионов людей.

Чтобы знали!
Чтобы помнили!

*** Все кадры приложены к сценарию Урока Мужества “Краснодон в камне” и

Цель:
Задачи:
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к), конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казацкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС

Тема: В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Подготовила

Учитель русского языка

и литературы

Любова А.О.

С. Казацкое, 2013г.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к), конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

На доске написана загадка:

  1. Не дерево, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. Что это?

Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор. (окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать

2. БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко!
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.Василису Прекрасную.(косметика)


3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто ………………….

4. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)

5. «СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК


6. «УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
7.
«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
« Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
« Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8. «ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9.
«УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...