Рассказ «Гранатовый браслет» в критической литературе. «Гранатовый браслет», анализ рассказа

Признанным мастером любовной прозы считается Александр Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». «Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость», - вот такая любовь коснулась обычного чиновника средней руки Желткова.

Он раз и навсегда влюбился в Веру. Причем не обычной любовью, а той, которая бывает раз в жизни, божественной. Вера не придает значения чувствам своего обожателя, живет полной жизнью. Выходит замуж за тихого, спокойного, хорошего со всех сторон человека князя Шеина. И начинается ее тихая, спокойная жизнь, не омраченная ничем, ни печалью, ни радостью.

Особая роль отведена дяде Веры – генералу Аносову. В его уста Куприн вкладывает слова, которые являются темой повести: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Таким образом, Куприн в своей повести хочет показать истрию любви, пусть безответной, но тем не менее от этой безответности не ставшей менее сильной и не перешедшей в ненависть. О такой любви, по мнению генерала Аносова, мечтает любой человек, но получает далеко не каждый. А у Веры, в ее семейной жизни, такой любви нет. Есть другое – уважение, взаимное, друг к другу. Куприн в своей повести стремился показать читателям, что такая возвышенная любовь уже уходит в прошлое, остались лишь немногие люди, такие как телеграфист Желтков, которые способны на нее. А ведь многие, подчеркивает автор, вовсе не в состоянии понять глубинного смысла любви.

Да и сама Вера не понимает, что ей судьбой даровано быть любимой. Конечно, она дама, занимающая определенное положение в обществе, графиня. Наверное, благополучного исхода у такой любви быть и не могло. Куприн наверняка сам понимает, что Вера не в сотоянии связать свою жизнь с «маленьким» человеком Желтковым. Хотя все же и оставляет ей один шанс на то, чтобы прожить в любви оставшуюся жизнь. Вера свой шанс быть счастливой упустила.

Идея произведения

Идеей повести «Гранатовый браслет» становится вера в силу истинного, всепоглащающего чувства, которому ни страшна и сама смерть. Когда у Желткова пытаются отнять единственное – его любовь, когда его хотят лишить возможности видеть возлюбленную, тогда он решает добровольно умереть. Таким образом Куприн пытается сказать, что жизнь без любви бессмысленна. Это чувство, не знающее временных, социальных и иных преград. Недаром имя у главной – Вера. Верит Куприн, что его читатели очнутся и поймут, что не только материальными ценностями богат человек, но богат внутренним миром, душой. Красной нитью через всю повесть проходят слова Желткова «Да святится имя Твое» , - вот идея произведения. Каждая женщина мечтает услышать такие слова, но дается большая любовь только Господом и далеко не всем.

У А.И.Куприна есть одна заветная тема. Он прикаса­ется к ней целомудренно и благоговейно. Это тема любви. Он создал немало ярких художественных произведений, сохраняя верность героям и высокой, романтической и безграничной любви.

Один из самых прекрасных и печальных рассказов о любви - это «Гранатовый браслет» (1911).

Великий дар любви писатель откроет в самой обыден­ной обстановке, в сердце простого, ничем не примечатель­ного с виду человека. И мир пошлости, сытого самодоволь­ства будет поколеблен тем прекрасным и всепоглощающим, хотя и безответным чувством, которое как* огромное счастье испытал бедный чиновник Желт­ков - герой этого повествования.

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. Небывалый дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем» Желткова. Это поднимает его над другими героями: грубым Тугановским, легкомысленной Анной, совестливым Шейным и мудрым Аносовым. Сама прекрасная Вера Николаевна ведет привычное, как бы дремотное существование, выразительно оттененное холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы. Вера «независима и царственно спокойна». Это спокойст­вие разрушает Желтков.

Рассказ не о возникновении любви Веры, а именно о ее душевном пробуждении, протекающем сначала в сфере предчувствий, а затем - внутренних противоречий. Уже посланные Желтковым письмо и подарок - браслет с пятью густо-красными («точно кровь») гранатами - вызы­вают «неожиданную» тревогу у героини. С этого момента нарастает мучительное для нее ожидание несчастья, вплоть до предощущения смерти Желткова. По требованию Тугановского - исчезнуть, Желтков, действительно, обрывает свою жизнь.

Прощание Веры с прахом молодого человека, их един­ственное «свидание» - поворотный момент в ее внутрен­нем состоянии. На лице усопшего она прочла «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих стра­дальцев - Пушкина и Наполеона». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Писатель наделил свою героиню гораздо большими возможностями, чем просто разочарованием человека в себе. В финале волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты - прослушать ее завещал Желт­ков - Вера в слезах боли, раскаяния, просветления пости­гает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения... и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее под финальный рефрен рассказа: «Да святится имя твое!»

Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Удивительно чутко писатель включил рассказ о трагической и единственной любви в обстановку южной приморской осени. Блистательное и прощальное состояние природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач - все это сообщает особую горечь и силу рассказу. А ласковый шепот деревьев, легкий ветерок просветляет горечь героини, как бы благословляя ее на верную память о Желткове, на чуткость к подлинной красоте, нетленной любви.

Тема любви никогда не иссякала в купринской прозе. У него есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, об ее поэзии, тоске и вечной юности. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заклю­ченной в женщине».

Большинство исследователей творчества автора самой поэтичной вещью А.И.Куприна называют рассказ «Гранатовый браслет». С.Л. Штильман в своей статье «О мастерстве писателя» указывает, что это «рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только раз в тысячу лет». Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый

браслет» // Литература - 2002 - № 8, стр. 13-17.

Сам Куприн писал в письме к Ф. Д, Батюшкову от 3 декабря 1910 г, о своей работе над рассказом: «…скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал». В том же году 15 октября в письме к Батюшкову Куприн указывает о реальных прототипах своего рассказа: «Сейчас я занят тем, что полирую «Гранатовый браслет». Это помнишь печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильно)». Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. стр. 118. (Афанасьев). Подробности этой истории мы узнаем из воспоминаний Льва Любимова, сына упомянутого Д.Н. Любимова. Действительно имел место факт увлечения телеграфного чиновника П. П. Жолтова (это настоящая фамилия прототипа рассказа) матерью Л. Любимова. Куприн в своей повести поменял только финал - в реальности никакого самоубийства не было.

Афанасьев в своей монографии указывает, что трагический финал был нужен Куприну для того, чтобы «сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине». Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. стр. 118.

Любовь является основной темой большинства произведений А.И. Куприна, она организует сюжет и выявляет лучшие качества в любящих. Однако, за исключением едва ли только повести «Суламифь», любовь в произведениях А.И Куприна почти никогда не бывает счастливой и редко находит отклик в том, к кому она направлена. Но те, кому, по мнению А.И Куприна, выпал дар пережить идеальную любовь, возвышаются над бытом, внешним миром, их любовь «утверждает в сознании читателя мысль о силе и красоте подлинного, большого человеческого чувства»Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. С. 119

Именно такую любовь испытывает герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков. В отличие от той любви, которые испытывали герои произведений Куприна в предыдущий творческий период - чувственную и плотски страстную, любовь Желткова «рыцарски возвышенная, самоотверженная, всепоглощающая. И целомудренно - застенчивая, робкая». http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332 В своем рассказе автор поднимает непосредственную тему «идеальной любви», в разговоре генерала Аносова и Веры Шеиной.

А. А. Волков, отмечает очень важную функцию генерала Аносова в рассказе, его рассуждения «предвосхищают наступление трагедии. Его устами писатель провозглашает, что нельзя проходить мимо редкого, величайшего дара -- большой и чистой любви», определяя какой должна быть настоящая любовь генерал Аносов говорит Вере: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Такова любовь и Желткова: «Он ни на что не надеется и готов отдать все (…) Любовь ему {Желткову} диктует вдохновенные слова «В которых и огромное чувство, и покорность самоотречения, и дань глубокого преклонения. Его письмо дышит благородством. Это пишет человек, которого преобразила любовь». Волков А.А. С. Любовь должна быть трагедией. Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» // Литература. 2002, №8,М. стр. 18.

Однако, некоторые критики обвиняли Желткова в ущербности, отсутствие всяких других интересов кроме любви к Вере.

А.Н. Афанасьев в своей монографии указывает: «Куприн невольно обеднил, ограничил образ героя. Отгородившийся любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшийся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков тем самым обедняет и саму любовь.»

Л.В. Крутикова обращала внимание на то, что «…любовь Желткова таила в себе не только вдохновение, но и ущербность, связанную с ограниченностью самой личности телеграфного чиновника». http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332

Однако, несмотря на собственные отрицательные отклики, критики указывали на любовь Желткова, как на любовь, которая побеждала «Смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княжну Веру Шеину». Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.303.

В то же время К.Паустовский писал о повести: «Горькая прелесть «Гранатового браслета», поскольку в этом произведении «Звучит горькая и скорбная мысль о неспособности современников к большому настоящему чувству…Любовь победила, но она прошла какой-то бесплотной тенью…» http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332

А. А. Волков в своей монографии указывает на трагедию этой любви: громадное чувство, которое поразило маленького чиновника Желткова противопоставлено очерствелым душам тех людей, которые считают себя выше его. Сама Вера в повести оказывается в их числе. Описывая в начале повествования восприятие ею природы, Куприн, по мнению Волкова, выражает «Отношение к прекрасному натуры более холодной [чем её сестра], сдержанной, живущей чувствами размеренными, натуры успокоенной и счастливой буднями семейного бытия». В то же время читатель понимает, что Вера не так холодна в момент её воспоминания о её родном лесе. Но все же «Понадобятся совершенные и исключительные обстоятельства, чтобы душа этой женщины… пробудилась». Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.302.

Этот момент наступит в конце повести, уже после смерти Желткова. Исследователи неоднократно указывают, что именно в заключительной главе трагическая волна повести достигает своего предела, где «Тема великой и отчищающей любви раскрывается, наконец, полностью в поэтических аккордах гениальной сонаты» Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.307.. Княгиня Вера словно слышит слова погибшего, которые Куприн превращает в ритмические фразы.

А. А. Волков в своей монографии писал: «Перед нами своеобразное стихотворение в прозе - здесь и моление о любви и глубокая скорбь о недостижимости её; здесь отражается соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла величие другой» Там же..

Анализируя эту часть повести, А. Чалова приходит к выводу, что здесь Куприн использовал модель Акафиста, что в переводе с греческого означает «гимн при исполнении которого нельзя сидеть». Чалова С. «Гранатовый браслет» Куприна (Некоторые замечания к проблеме формы и содержания) // Литература 2000 -№ 36, М. стр.4. В целом Акафист можно разбить, по мнению Чаловой, на тринадцать частей. Столько же глав и в повести. Именно тринадцатая глава заканчивается молитвой, которая приводит к перевоплощению души княгини Веры. А усиливает воздействие молитвы мелодия бетховенской «Аппассионаты». Ф.И. Кулешов отмечал: «Язык» любви переложен на «язык» музыки, музыка и любовь слились в нечто единое, нерасторжимое, мощно потрясающие душу» Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна 1907 - 1938. Минск 1986.стр.76.

Должную оценку повесть получила и со стороны А.М. Горького, который написал: А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет», -- писал он Е. К. Малиновской. -- Чудесно! И я рад, я -- с праздником! Начинается хорошая литература!» Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962. стр. 307. //цит. по книге Афанасьева. В.Н. А.И. Куприн. М., Гослитиздат,1960, стр.112.

Одно из самых известных в русской литературе произведений о трагической любви, в котором Куприн исследует "любовь-трагедию", показывает ее истоки и роль этого чувства в жизни человека, причём исследование это проводится на социально-психологическом фоне, который во многом определяет всё происходящее с героями, но не может до конца объяснить феномен любви как чувства, находящегося, по мнению писателя, за гранью понятных рассудку причинно-следственных связей, зависящего от некой высшей воли.

Творческая история рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы проведем, широко известна: его герои не выдуманы, у каждого из них есть прототипы, а сама "история с браслетом" и в самом деле произошла в семье видного чиновника князя Д.Н. Любимова (члена Государственного совета), жене которого Людмиле Ивановне был преподнесён метким телеграфным чиновником П. П. Желтковым вульгарный "гранатовый браслет"; подарок этот был оскорбителен, дарителя легко установили и после беседы с мужем и братом Людмилы Ивановны (в рассказе - Николай Николаевич) он навсегда исчез из её жизни. Всё это так, но ведь историю эту Куприн услышал ещё в 1902-м году, а рассказ был написан в 1910-м... Очевидно, писателю понадобилось время для того, чтобы первые впечатления от услышанного воплотились в художественные образы, чтобы история из жизни (довольно смешная в изложении Д.Н. Любимова...) превратилась в подлинно трагическую историю возвышенной любви, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

Сюжет рассказа "Гранатовый браслет" прост: в день своих именин Вера Николаевна Шеина, "жена предводителя дворянства", получает в подарок гранатовый браслет, посланный её давним, еще с девичьих лет, поклонником, сообщает об этом мужу, а тот, под влиянием ее брата, отправляется к таинственному "Г. С. Ж.", требуют от него прекратить преследование замужней женщины, которая принадлежит к высшему обществу, он просит разрешения позвонить Вере Николаевне, после чего обещает оставить ее в покое - и на следующий день она узнает о том, что он застрелился. Как видим, внешне история почти повторяет жизнь, только в жизни, к счастью, финал не был таким трагическим. Однако психологически все намного сложнее, Куприн не описал, а творчески переработал случай из жизни.

Прежде всего, необходимо остановиться на конфликте рассказа "Гранатовый браслет". Здесь мы видим конфликт внешний - между миром "высшего общества", к которому принадлежит героиня, и миром мелких чиновников, им "не положено" испытывать каких-либо чувств по отношению к таким женщинам, как Вера Николаевна - а Желтков давно, самоотверженно, можно даже сказать, самоотречённо любит её. Здесь же истоки и внутреннего конфликта: любовь, оказывается, может стать для человека смыслом жизни, тем, ради чего он живёт и чему служит, а всё остальное - "по-Желткову" - всего лишь ненужные для человека вещи, отвлекающие его от главного в его жизни предназначения - служить любимому человеку. Нетрудно заметить, что и внешний, и внутренний конфликты произведения становятся главным способом раскрытия характеров действующих лиц, которые проявляют себя в том, как они относятся к любви, как они понимают природу этого чувства и его место в жизни каждого человека.

Вероятно, своё понимание того, что же такое любовь, автор выражает в словах генерала Аносова, сказанных им на дне рождения Веры Николаевны: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". Авторская позиция в моральном плане, действительно, бескомпромиссна, и в рассказе "Гранатовый браслет" Куприн исследует, почему же такая любовь (а ведь она существует в жизни, автор убеждает читателя в этом!) оказывается обречённой.

Для понимания происходящих в рассказе событий нужно уяснить, какие отношения связывают Веру Николаевну и Василия Львовича Шеиных. В самом начале повествования автор говорит об этом: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, искренней дружбы..." Это очень важно: герои знают, что такое настоящая любовь, вот только в их жизни случилось так, что их чувство переродилось в дружбу, которая, наверное, тоже необходима в отношениях супругов, но ведь не вместо любви же?.. Но тот, кто сам испытал чувство любви, может понять другого человека, того, кто любит - в отличие от людей, так и не знавших в жизни, что же это такое - настоящая любовь, поэтому так необычно ведёт себя князь Василий Львович, жене которого пришло такое компрометирующее, если не сказать оскорбительное (именно так воспринимает его брат Веры, Николай Николаевич Тугановский, настоявший на визите к Желткову) поздравление.

На сцене именин, после которой и произошёл разговор супругов Шеиных и Николая Николаевича, следует остановиться подробнее потому, что она очень важна для понимания той роли, которую, как полагает автор, играет любовь в жизни человека. Ведь на именинах княгини Веры собрались вполне благополучные люди, у которых вроде бы "всё хорошо" в жизни, но почему же они так увлечённо говорят об этом чувстве - о любви? Может, потому, что любовь супругов Шеиных превратилась в "дружбу", Анна Николаевна своего "мужа... терпеть не могла, но родила от него двух детей - мальчика и девочку..."? Потому, что любой человек, что бы он ни говорил о любви, втайне верит в неё и ждёт, что и в его жизни будет это светлое чувство, изменяющее жизнь?..

Интересен композиционный прием, который использует Куприн, создавая образ Желткова: этот герой появляется почти что в самом конце рассказа, появляется как бы на мгновение (разговор с гостями), для того, чтобы исчезнуть навсегда, но его появление подготовлено и историей с подарком, и рассказом о его отношении к княгине Вере, поэтому читателю кажется, что он знает этого героя уже давно. И всё-таки реальный Желтков оказывается совсем непохожим на "героя-влюбленного", каким, возможно, его рисовало воображение читателя: "Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". Сначала он чувствует себя очень неловко, но это именно что неловкость, он не боится своих высоких гостей, а окончательно он успокаивается тогда, когда Николаи Николаевич начинает ему угрожать. Это происходит потому, что он чувствует себя защищенным своей любовью, ее, любовь, у него невозможно отнять, это чувство, определяющее его жизнь, и оно останется с ним до конца этой жизни.

После того, как Желтков получает у князя Шеина разрешение и идёт звонить Вере Николаевне, Николай Николаевич укоряет родственника за его нерешительность, на что Василий Львович отвечает: "И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя... Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать". Для Николая Николаевича происходящее - "Это декадентство", но Василий Львович, знающий, что такое любовь, чувствует совсем иначе, и сердце его оказывается более точным в понимании того, что происходит... Не случайно же Желтков в разговоре обращался только к князю Василию, и высшая мудрость их беседы была в том, что оба говорили на языке любви...

Желтков ушёл из жизни, но перед смертью он отправил письмо женщине, ради покоя которой он с радостью решился на этот шаг. В этом письме он объясняет, что именно с ним произошло: "Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно меня за что-то вознаградить". Вот он и дал ответ на вопрос, который мучил княгиню Веру: "И что это было: любовь или сумасшествие?". Очень убедительный, неопровержимый ответ, потому что дан он был так, как поступил Желтков, цена этого ответа - жизнь человека...

О том, что Желтков по-настоящему любит княгиню Веру, говорит, помимо всего прочего, и то, что даже своей смертью он сделал её счастливой. Тем, что простил ее - хотя в чем же ее-то вина?.. В том, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее"? Но разве, если это случилось, не было ли так суждено свыше, как была послана его трагическая любовь Желткову? Может быть, настоящая любовь, как и говорил генерал Аносов, всегда трагична - и именно это определяет ее подлинность?

Трагический финал рассказа "Гранатовый браслет" не оставляет ощущения безнадежности - несмотря ни на что! Ведь, если в мире существует настоящая любовь, значит, она делает людей счастливыми, что бы при этом ни пришлось им пережить? Желтков умер счастливым, потому что мог сделать что-то для любимой женщины, можно ли его судить за это? Вера Николаевна счастлива потому, что "он меня простил теперь. Всё хорошо". Насколько эта трагическая судьба героев "человечнее" жизни без любви, насколько они, страдавшие и страдающие, духовно выше и по-человечески счастливее тех, кто не знал в своей жизни подлинного чувства! Поистине, рассказ Куприна - это гимн любви, без которая и делает жизнь жизнью...

Нельзя не сказать о потрясающей художественной детали, которая является центральной метафорой рассказа. В описании браслета есть такие строки: "Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину". Этот "странный маленький зеленый камешек" - тоже гранат, только это редкий гранат необычного цвета, распознать который может далеко не каждый, тем более - на фоне "прекрасных гранатов-кабошонов". Точно так же, как и любовь Желткова - это самое настоящее, только очень редко встречающееся, чувство, которое так же трудно распознать, как и гранат в маленьком зеленом камешке. Но от того, что люди не способны понять того, что открывается их взору, гранат не перестаёт быть гранатом, а любовь не перестаёт быть любовью... Они-то есть, они существуют, и не их вина, что люди просто не готовы к встрече с ними... Наверное, это и есть один из главных уроков трагической истории, рассказанной Куприным: нужно очень бережно относиться к себе, к людям, к своим и чужим чувствам, чтобы, когда "бог вознаградит" человека любовью, увидеть, понять и сберечь это великое чувство.

Александр Иванович Куприн – знаменитый и один из самых талантливых русских писателей. Куприн был мастером краткого рассказа. В своих произведениях он показывал многоликую картину жизни русского общества. Его рассказы о любви пропитаны тонким психологическим чутьем и изысканным художественным вкусом.

Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» отображает тонкую лирическую натуру Куприна - романтика . Это история несчастной неразделенной любви, которая привела к человеческой гибели. Загадочные символы и тонкие нотки мистического настроения делают рассказ по-настоящему особенным. Основой сюжета послужила реальная история, которую писатель, наполнив непревзойденной художественной окраской, мастерски воссоздал на бумаге.

Содержание рассказа «Гранатовый браслет»

Главная героиня рассказа княгиня Шеина – красивая, спокойная женщина, которая обладает настоящим благородством души. В день своего рождения она получает подарок от тайного поклонника – золотой браслет, украшенный россыпью гранатов. Здесь следует отметить символизм, который автор вложил в свое произведение. Гранат – это камень, который является символом любви и страсти. Муж подарил Шеиной серьги грушевидной формы с жемчугом, который символизирует слезы и разлуку. В записки, которая прилагалась к браслету, тайный воздыхатель признается Вере в искренней любви к ней, и рассказывает, что редкостный зеленый гранат, который присутствует в браслете, открывает женщинам дар предвидения будущего.

После того, как гости разошлись, княгиня показывает эту записку и подарок мужу. Брат Веры Николаевной убеждает их в том, что надо установить личность человека, сделавшего подарок и вернуть ему его чтоб не опорочить честь семьи. Таинственным поклонником оказался мелкий чиновник Желтков, много лет питающий к княгине самые искренние чувства. Несмотря на угрозы брата Шеиной, Желтков не теряет чувство собственного достоинства, великая любовь к Вере помогает ему вынести все оскорбления и запугивания. В конце концов, Желтков решает уйти из жизни, чтоб не мешать спокойствию Веры. Княгиня почувствовала, что человек, искренне ее любивший, собирается уйти из жизни. После того, как она узнала с газеты, что он умер, к ней пришло понимание того, что единственное светлое чувство, которое было послано ей жизнью ушло вместе с ним.

Тема в любви в рассказе

Герой Желткова в рассказе представляет собой человека высоких идеалов, умеющего беззаветно любить. Он не способен предать свои чувства, даже если цена этому его жизнь. Желтков вновь разжигает в душе Шеиной желание страстно любить и быть любимой, ведь за годы в браке с мужем, это умение притупилось. С появлением Желткова ее эмоциональное состояние преображается, и наполняется яркими красками. В уставшей душе княгини появляется юношеский пыл, который долгое время находился в полудреме.

К теме любви в своем произведении, Куприн прикасается необычно нежно и благоговейно. В рассказе «Гранатовый браслет» отсутствует грубость и пошлость, любовные чувства здесь преподносятся как высокая и благородная материя. Куприн воспринимает любовь как божественное провидение. Несмотря на печальный финал, княгиня чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь она получила то, о чем давно мечтало ее сердце, а чувства Желткова всегда останутся в ее памяти. «Гранатовый браслет» - это не только художественное произведение, но еще и вечная печальная молитва о любви.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...