Мандолина: новая жизнь в ярких красках. Мандолина: интересные факты, видео, история, фото, слушать Итальянские старинные мандолины

Италия…Интересная страна, привлекающая к себе богатым наследием древнего мира и эпохи Возрождения. Путешествие по ней дарит людям только положительные эмоции и вдыхает в сердце романтику. В памяти надолго остается Вечный город Рим с памятником древней архитектуры Колизеем, великолепная Венеция с гондолами и гондольерами, Милан с мировым центром оперной культуры театром Ла Скала и Неаполь с находящимся неподалеку Везувием, и где воочию можно увидеть молодого человека, распевающего вечером серенаду под окнами своей возлюбленной. Эта традиция, петь серенады под окном избранницы, аккомпанируя себе на мандолине, инструменте ставшим символом Неаполя, зародилась ещё в Средние века и сохраняется до сих пор. Мандолина – это струнно-щипковый инструмент, появившийся во времена отважных рыцарей и прекрасных дам, и прежде всего ассоциирующийся с итальянской музыкальной культурой. Она завоевала любовь и популярность во многих странах мира и активно используется не только в Италии, но и в Австралии, Бельгии, Бразилии, Хорватии, Финляндии, Франции, Греции, Ирландии, Израиле, Японии, Португалии, Румынии, Великобритании, США и Венесуэле.

Звук

Мандолина, обладающая большими техническими и художественными возможностями, имеет насыщенный, мягкий, но в то же время быстро угасающий звук. Бархатный, трепетный тембр инструмента отличается теплотой и нежностью. Источником звука на мандолине являются сильно натянутые спаренные струны, которые, зажимая на определенных ладах, извлекают требуемую высоту звука. Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Основными способами звукоизвлечения на инструменте являются удары по струнам вверх и вниз, а также тремоло, так как длинные ноты на мандолине исполняются только этим приемом. Кроме базисных способов, для достижения художественных целей музыканты используют и другие приемы звукоизвлечения, применяемые при игре на других струнно-щипковых инструментах, например, гитаре. Это пиццикато, флажолеты, глиссандо, вибрато, арпеджиато, бенд (подтяжка), расгеадо, пульгар, тамбурин, флажолеты и различные мелизмы.

Самая популярная мандолина, которая получила название «неаполитанской», настраивается также как скрипка, по квинтам: соль, ре, ля, ми. Диапазон инструмента находится в пределах от соль малой до ми четвертой октавы. Ноты для мандолины записываются в скрипичном ключе и соответствуют реальному звучанию.

Фото :





Интересные факты

  • Музыкант, играющий на мандолине, называется мандолинистом.
  • Мандолина считается одним из самых простых в освоении инструментов.
  • Знаменитый скрипичный мастер А. Страдивари изготавливал не только инструменты скрипичного семейства, но и мандолины. Сегодня известны два инструмента знаменитого мастера, один из которых хранится в Национальном Музее музыки в Университете Южной Дакоты г. Вермиллион (США).
  • Именно мандолина была самым первым струнным инструментом, который выпустила в 1894 году всемирно известная фирма «Гибсон» (США), специализирующаяся на производстве музыкальных инструментов.
  • В Соединенных Штатах для повышения спроса производители специально нанимали музыкантов, чтобы они создавали оркестры мандолин, тем самым побуждая людей приобретать инструменты. Некоторые коллективы, организованные в начале прошлого века, существуют и поныне.
  • Легендарные музыканты Джимми Пейдж («Led Zeppelin») и Пол Маккартни («Beatles») играли в своих композициях на мандолине.
  • Электрическая мандолина была сконструирована в США В 30-е годы прошлого века.
  • Большой популярностью во всем мире пользовались и до сих пор пользуются «неаполитанские оркестры» - так называются коллективы, в состав которых входят мандолины разных размеров. В XIX веке в таком оркестре музицировала итальянская королева Маргарита Савойская.
  • Старинные мандолины, изготовленные представителями знаменитой неаполитанской династии Виначчиа, которая насчитывала девять мастеров: Винченцо, Джованни, Доменико, Антонио Гаэтано, Дженнаро, Паскуале, Дженнаро и Ахилла, сегодня находятся в разных музеях мира. Это Лондонский Музей Виктории и Альберта (Англия), Музей Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния (США), Королевская консерватория Брюсселя (Бельгия), Музей музыки Барселоны (Испания).
  • Мандолина украшает своим звучанием композиции таких известных рок-групп, как «Led Zeppelin», «Styx», «R.E.M.», «Blackmore’s Night», «Nightwish», «Ария», «ДДТ», «Эпиде́мия», «In Extremo».

Применение и репертуар

Пережившая взлеты популярности, а порой даже периоды забвения, мандолина на сегодняшний день вновь является весьма востребованным инструментом, который широко применяется не только в классике, но и в музыке различных современных стилей. Фольк, кантри, блюграсс, джаз, блюз, этно, поп, рок, кельтская музыка, рок-н-рол – это только небольшой перечень музыкальных направлений и композиции, которые мандолина украшает своим звучанием. Спектр применения этого универсального музыкального инструмента очень широк. Он прекрасно звучит на сцене как соло, так и в аккомпанементе. Мандолина также прекрасно сочетается в ансамбле с другими инструментами, в том числе и с теми, которые входят в состав симфонического оркестра.

Мандолина, с самого начала возникновения, своим красивым и благородным звучанием привлекала к себе внимание композиторов. Её репертуар довольно богат и разнообразен. Особо следует отметить концерты для мандолины А. Вивальди , Д. Перголези, Д. Паизиелло, Ф. Лечче, Р. Калаче, А. Кауфманна – это произведения, ставшие жемчужинами в репертуаре этого инструмента. В.А.Моцарт , Д. Лигети, Д. Верди , А. Шёнберг использовали звучание мандолины в своих оперных спектаклях. Г. Малер, А. Шенберг, А. Веберн, О. Респиги, И. Стравинский , С. Прокофьев, Р. Щедрин вводили её в состав симфонического оркестра. Л.В. Бетховен и Н. Паганини тоже разнообразили репертуар мандолины, сочинив для неё несколько произведений. Композиторов писавших для инструмента очень много, однако, художественные и технические возможности мандолины наиболее ярко раскрывались в произведениях И. Гуммеля, Б. Бортолацци, М. Джулиани, И. Вангала, К. Муньера, Г. Галя, Х.Бауманна, З. Беренда, Н. Шупуронгуру, А. Дормана, С. Раньери, М. Такано, Д. Кратона и других.

Исполнители


Мандолина во все времена привлекала к себе большое внимание не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. Уже во второй половине XVIII века, в период расцвета барочной мандолины, большую известность имели музыканты-мандолинисты П. Леоне, Дж. Джервазио, П. Дени и П. Фучетти, которые своим искусством внесли значительный вклад в развитие исполнительского мастерства. «Золотой век» мандолины, начавшийся с конца XIX века выявил таких выдающихся исполнителей, как Д. Петтине, Р. Калаче и С. Раньери, П. Вимеркати. Их эстафету в XX веке продолжили Б. Монро, Д. Аполлон, Д. Бернс, Я. Бандолим, Д. Грисман. В настоящее существует немало замечательных исполнителей, которые много делают для поддержания популярности инструмента своим искусством, приводя слушателей в восторг. Среди них: Я. Реувен, А. Авитал,А. Сариэль, К. Аонцо, Д. Брент, К. Лихтенберг, Э. Марлин, М. Маршалл, Д. Штаатс, Э.Статман, А. Штеффи, К. Тил, В. Гилл, Р. Скэггс, Б. Осборн, М. Магуайр, М. Канг, Л. Коэн.


Конструкция

Мандолина - инструмент, так же как и скрипка требующий от мастера длительной и усердной работы. Её конструкция включает в себя корпус и, заканчивающийся головкой, гриф.

Корпус мандолины, чаще всего имеющий грушевидную форму, состоит из кузова и деки.

  • Кузов, осуществляющий роль резонатора, состоит из нескольких сегментов, которые называются клепками. Он изготавливается из древесины клена, чёрного дерева, палисандра или вишни. К кузову крепится украшенный гравировкой струнодержатель из металла, дерева или кости.
  • Дека, являющаяся лицевой частью корпуса, в классической версии имеет голосник - резонаторное отверстие, которое традиционно декорируется инкрустацией. На деке, имеющей небольшой сгиб, устанавливается не имеющая прочного крепления подставка для струн.
  • Гриф у мандолины сравнительно короткий. При его изготовлении используется лиственница, кедр, клен или красное дерево. Гриф металлическими порожками разделен на лады, число которых разнится от 11 до 24 и завершается головкой с колковым механизм, необходимым для натягивания струн.

Общая длина мандолины составляет 60 см, из которых 33 см - длина корпуса.

Звук на мандолине извлекается при помощи медиатора-плектра, предпочтительным материалом для которого считается панцирь черепахи. В нынешнее время плектры также изготавливают из различных синтетических пластиков.

Разновидности

Семейство мандолины в процессе эволюции приобрело значительное количество видов, отличающихся по форме корпуса, количеству струн и диапазону.

  • Флорентийская мандолина – имеет 5 спаренных струн.
  • Миланская – у нее 6 спаренных струн, настраиваемых на октаву выше, чем струны гитары.
  • Сицилийская (мандриола) – имеет 4 строенные струны, настраиваемые в унисон, а самая нижняя иногда в октаву. Данный вид мандолины используется в музыке народов Мексики.
  • Португальская – с плоским корпусом. На верхней деке вместо голосового отверстия располагаются резонаторные эфы, по форме напоминающие скрипичные. Инструмент отличаются резким звуком и используется в музыке народов Ирландии, Британии, Бразилии, и США.

Следующие разновидности мандолины активно применяются в ансамблевой и оркестровой практике и отличаются по размерам и высоте звучания.

  1. Мандола – имеет 4 спаренные струны, настраиваемые как струны скрипичного альта: до, соль, ре, ля.
  2. Октавная мандолина – строй на октаву ниже мандолины.
  3. Мандочелло - строй струн виолончели: до, соль, ре, ля. Мандочелло соотносится к мандолине, как виолончель к скрипке.
  4. Мандо-бас – инструмент большого размера, может быть, как четырехструнным, так и восьмиструнным. Инструмент может иметь различные варианты настройки:
  • соль, ре, ля, ми;
  • ми, ля, ре, соль;
  • до, соль, ре, ля.

История

Начало истории мандолины берет свое начало на Ближнем Востоке. Именно там, приблизительно шесть тысячелетий назад, на территории Древней Месопотамии появились инструменты семейства лютневых, которые по предположениям искусствоведов были родоначальниками мандолины. Непосредственным предшественником инструмента принято считать небольшую лютню сопранового диапазона, имеющую от 4 до 6 одинарных или парных кетгутовых струн. Она появилась в обиходе и широко распространилась в странах Европы в период с XI по XIV век под разными названиями: мандора, мандола или пандурина.

Считается, что мандолина появилась в Италии в XVII веке в результате преобразований предшествующих ей инструментов. Внешне она ещё во многом напоминала лютню, но головка грифа инструмента была уже выпрямлена. С течением времени мандолина стала одним из самых любимых народных инструментов, быстро распространилась и завоевала популярность в разных странах.

Особый расцвет для мандолины начинается в XVIII веке. Инструмент, приобретающий популярность у разных сословий, становится особенно востребованным в высшем обществе для камерного музицирования. Исполнительское искусство на инструменте достигает своего апогея. Издаётся «Школа игры на мандолине». В Неаполе мастерами по изготовлению музыкальных инструментов из семьи Виначчиа была сконструирована обновленная мандолина. Она имела изогнутую деку, более глубокий корпус, четыре парные металлические струны, настроенные как у скрипки по квинтам. Инструмент, имеющий более яркий звук, вводят в состав оркестров, исполняющих кантаты, оратории и оперы, а композиторы пишут музыку, предназначенную специально для мандолины. Вскоре, по образцу нового инструмента создаются мандолины различные по звуковому диапазону, впоследствии вошедшие в состав ансамблей и оркестров, и позже получившие название неаполитанских.

Начало XIX века для мандолины было не очень благосклонным, другие инструменты, с более насыщенным и экспрессивным звуком, вытесняют её с концертных площадок. Мандолина утрачивает свою популярность и используется лишь в Италии как народный инструмент. Спрос на мандолины падает, и многие музыкальные мастера прекращают её изготавливать. Ситуация изменилась только после того, как в 1835 году Паскуале Виначчиа кардинально преобразовывает классическую мандолину. Для достижения более объемного резонанса он увеличивает размер корпуса, удлиняет гриф, соответственно прибавляет количество ладов, тем самым расширяя диапазон инструмента. Простые деревянные колки мастер поменял на механизм, который лучше удерживал сильное натяжение металлических струн, а вместе с этим строй инструмента. Такая модернизация значительно изменила характеристики инструмента и дала возможность исполнителям добиваться более яркого, сочного звука в соответствии с требованиями музыки эпохи романтизма.

Вторая половина XIX века характеризуется началом нового витка увлечения мандолиной, а вместе с этим её возрождением. Инструмент очень быстро завоевывает разные сословия, от простолюдинов до венценосных особ, и вновь завоёвывает одобрение музыкантов-профессионалов, которые вновь выводят его на концертную сцену. Инструмент быстро набирает популярность не только в странах Европы, но и в США, Японии. Канаде и Австралии. Для мандолины начинается её «Золотой век».

В XX веке в связи с использованием мандолины в музыкальных стилях, как кантри, блюз и джаз инструмент становится ещё более востребованным.

Мандолина – это интересный музыкальный инструмент, перешагнувший к нам через столетия и в нынешнее время пользующийся очень большим уважением. Во многих странах он получил статус народного и все больше укореняется в современной культуре. Популярность мандолины постоянно возрастает и её звучание все чаще используют в новых музыкальных жанрах.

Видео: слушать Мандолину

«Старик и море» – самая знаменитая повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Замысел произведения вынашивался автором долгие годы, но в окончательном варианте повесть была опубликована только в 1952 году, когда Хемингуэй переехал на Кубу и возобновил литературную деятельность после участия во Второй мировой войне.

На тот момент Эрнест Хемингуэй уже был признанным писателем. Его романы «Прощай, оружие», «По кому звонит колокол», сборники короткой прозы «Мужчины без женщин», «Снега Килиманджаро» пользовались неугасаемым спросом у читателей и успешно издавались.

«Старик и море» принес Хемингуэю две самые престижные награды в области литературы – Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Первая была вручена писателю в 1953 году, вторая – годом позже, в 1954-м. Формулировка нобелевского комитета звучала следующим образом: «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море».

Повесть в самом деле является шедевральной. Она вдохновила многих деятелей культуры на создание новых произведений, в частности художественных экранизаций. Первый фильм был снят в 1958 году. Выпускающая страна – США. Режиссерское кресло занял Джон Стерджесс, роль старика Сантьяго исполнил Спенсер Трэйси.

Экранизация произведения

В 1990 году Джад Тейлор срежиссировал очередную ТВ-версию культового произведения. А в 1999-м Россия пошла на смелый эксперимент, выпустив мультипликационную версию «Старика и море». Короткометражная анимация была удостоена премий BAFTA и Оскар.

Самый свежий проект, снятый по мотивам повести, вышел в 2012 году. Это фильм «Старик» от казахского режиссера Ермека Турсунова. Он был тепло встречен критикой и номинирован на отечественную премию «Ника».

Давайте вспомним сюжет этого реалистичного и волшебного, жестокого и трогательного, простого и бесконечно глубокого произведения.

Куба. Гавана. Старый рыбак по имени Сантьяго готовится к очередному выходу в море. Этот сезон для Сантьяго неудачный. Вот уже восемьдесят четвертый раз он возвращается без улова. Старик давно не тот, каким был прежде. Его руки утратили былую силу и ловкость, глубокие морщины испещрили лицо, шею, затылок, от постоянного физического труда и бедности он исхудал и высох. Неизменными остались только по-прежнему могучие плечи и глаза цвета моря, «веселые глаза человека, который никогда не сдается».

Сантьяго в самом деле не имел привычки впадать в отчаяния. Несмотря на жизненные невзгоды, он «никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее». Вот и сейчас накануне восемьдесят пятого выхода в море Сантьяго не намерен отступаться. Вечер перед рыбалкой с ним проводит его верный товарищ – соседский мальчик Манолин. Раньше мальчик был напарником Сантьяго, но из-за неудач, постигнувших старого рыбака, родители Манолина запретили ему выходить в море со стариком и отправили на более успешную лодку.

Несмотря на то что у юного Маноло теперь есть стабильный заработок, он скучает по рыбалке со стариком Сантьяго. Тот был его первым учителем. Кажется, тогда Манолину исполнилось лет пять, когда он впервые отправился со стариком в море. Маноло едва не погиб от могучего удара рыбы, что поймал Сантьяго. Да, тогда старику еще сопутствовала удача.

Добрые приятели – старик и мальчик – немного поговорили о бейсболе, спортивных знаменитостях, рыбном промысле и тех далеких временах, когда Сантьяго еще был также юн, как Манолин, и плавал на рыбацком судне к берегам Африки. Заснув на стуле в своей бедной хижине, Сантьяго видит африканское побережье и красавцев-львов, вышедших поглядеть на рыбаков.

Попрощавшись с мальчиком, Сантьяго отправляется в море. Это его стихия, здесь он чувствует себя вольно и спокойно, как будто в хорошо знакомом доме. Молодежь называет море el mar (мужской род), относится к нему, как к сопернику и даже врагу. Старик же всегда величал его la mar (женский род) и никогда не испытывает неприязни перед этой порой капризной, но всегда желанной и податливой стихией. Сантьяго «постоянно думает о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».

Старик разговаривает с морскими обитателями – летучими рыбами, морскими ласточками, огромными черепахами, разноцветными физалиями. Летучих рыб он любит и считает своими лучшими друзьями, верными спутниками во время продолжительных заплывов. Морских ласточек жалеет за их хрупкость и беззащитность. Физалий ненавидит за то, что их яд погубил множество моряков. Он с наслаждением смотрит, как их пожирают могучие черепахи. Старик ел черепашьи яйца и пил акулий жир все лето, чтобы набраться сил перед осенним сезоном, когда пойдет по-настоящему крупная рыба.

Сантьяго уверен, что сегодня ему обязательно улыбнется удача. Он специально заплывает далеко в море на большую глубину. Здесь его, наверняка, ждет рыба.

Вскоре леска в самом деле начинает шевелиться – кто-то клюнул на его угощение. «Ешь, рыба. Ешь. Ну, ешь же, пожалуйста, – приговаривает старик, – Сардины такие свеженькие, а тебе так холодно в воде, на глубине в шестьсот футов… Не стесняйся, рыба. Ешь, прошу тебя».

Рыба насытилась тунцом, теперь пришло время дернуть леску. Тогда крючок вонзится в самое сердце добычи, она всплывет на поверхность и будет добита гарпуном. Такая глубина – рыба, наверняка, огромная!

Но, к удивлению старика, рыба не появилась над морской гладью. Мощным рывком она потянула за собой лодку и принялась утаскивать ее в открытое море. Старик с силой вцепился в леску. Эту рыбу он не отпустит. Не так просто.

Уже четыре часа рыба тянула лодку со стариком, подобно огромному буксиру. Сантьяго истомился не меньше своей добычи. Он хотел пить и есть, соломенная шляпа врезалась в голову, а рука, сжимающая леску, предательски ныла. Но главное – рыба так и не показалась на поверхности. «Хотелось бы мне поглядеть на нее хоть одним глазком, – рассуждает вслух старик, – Тогда бы я знал, с кем имею дело».

Огни Гаваны давно пропали из виду, морское пространство окутала ночная тьма, а поединок рыбы и человека продолжался. Сантьяго восхищался своим противником. Ему еще никогда не попадалась такая сильная рыба, «она схватила наживку, как самец, и борется со мной, как самец, без всякого страха».

Если бы только эта чудо-рыба осознавала свое преимущество, если бы она только видела, что ее противник – один человек, да и тот старик. Она могла бы рвануть со всей силой или камнем помчаться на дно, и погубить старика. К счастью, рыбы не такие умные, как люди, хотя более ловкие и благородные.

Теперь старик счастлив, что ему выпала честь сражаться с таким достойным противником. Жаль только, что рядом нет мальчика, он бы непременно захотел увидеть этот поединок своими глазами. С мальчиком было бы не так трудно и одиноко. Человек не должен оставаться в старости один – вслух рассуждает Сантьяго – но это, увы, неизбежно.

На рассвете старик съедает тунца, которого ему дал мальчик. Ему нужно набраться сил для продолжения поединка. «Следовало бы покормить большую рыбу, – думает Сантьяго, – ведь она моя родня». Но делать этого нельзя, он ее поймает, чтобы показать мальчику, и доказать, на что способен человек и что он может вытерпеть. «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю, но я тебя убью прежде, чем настанет вечер».

Наконец, могучий противник Сантьяго сдается. Рыба выпрыгивает на поверхность и предстает перед стариком во всем своем ослепительном великолепии. Ее гладкое тело переливалось на солнце, по бокам проходили темно-фиолетовые полосы, а вместо носа у нее был меч, огромный, словно клюшка для бейсбола, и острый, словно рапира.

Собрав остатки сил, старик вступает в финальную схватку. Рыба кружит вокруг лодки, в предсмертной агонии норовя перевернуть хлипкое суденышко. Изловчившись, Сантьяго вонзает гарпун в тело рыбы. Это победа!

Привязывая рыбу к лодке, старику кажется, что он прицепился к борту огромного корабля. За такую рыбу можно получить кучу денег. Теперь пора спешить домой, к огням Гаваны.

Беда явилась совсем скоро в обличье акулы. Ее привлекла кровь, что текла из раны на боку рыбы. Вооружившись гарпуном, старик заколол хищницу. Та уволокла на дно кусок рыбы, что успела отхватить, гарпун и всю веревку. Этот бой был выигран, но старик прекрасно знал, что за акулой последуют другие. Сперва они съедят рыбу, а потом примутся и за него.

Еще один шедевр от Эрнеста Хемингуэя – роман , рассказывающий об американце, приехавшим в Испанию во время гражданской войны в 1937 году.

В ожидании хищниц мысли старика путались. Он вслух размышлял о грехе, определения которого не понимал и в который не верил, думал о силе духа, границах человеческой выдержки, спасительном эликсире надежды и о рыбе, которую он убил сегодня днем.

Может, зря он убил эту сильную благородную рыбу? Он взял над ней верх благодаря хитрости, она же вела поединок честно, не готовя ему никакого зла. Нет! Он убил рыбу не из-за мелочного желания наживы, он убил ее из гордости, потому что он – рыбак, а она – рыба. Но он любит ее и теперь они плывут рядом, как братья.

Следующая стая акул начала атаковать лодку еще более стремительно. Хищницы набрасывались на рыбу, отхватывая куски ее плоти своими мощными челюстями. Старик привязал к веслу нож и пытался таким образом отбиться от акул. Нескольких из них он убил, других покалечил, но справиться с целой стаей было выше его сил. Сейчас он слишком слаб для такого поединка.

Когда старик Сантьяго причалил к берегу Гаваны, у борта его лодки был огромный скелет – акулы обглодали его целиком. Никто не решался заговорить с Сантьяго. Какая рыба! Наверняка, она была настоящей красавицей! Только мальчик пришел навестить своего товарища. Теперь он снова будет ходить в море со стариком. У Сантьяго больше нет удачи? Ерунда! Мальчик снова принесет ее! Не сметь отчаиваться, ведь ты, старик, никогда не падаешь духом. Ты еще принесешь пользу. И пусть твои руки уже не такие сильные, как прежде, ты можешь учить мальчика, ведь ты знаешь все на свете.

Солнце безмятежно светило над побережьем Гаваны. Группа туристов с любопытством рассматривала чей-то огромный скелет. Большая рыба, наверное, это акула. Никогда не думали, что у них такие изящные хвосты. А в это время мальчик охранял спящего старика. Старику снились львы.

Мандолина (итал. mandolino) – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло (многократное быстрое повторение одного звука, либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия). Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Появившись в Италии в XVI – XVII вв., мандолина уже в следующем столетии стала самым распространенным, самым любимым народным инструментом. И по сей день является народным итальянским инструментом.

Интерес к итальянской мандолине в последнее время всё увеличивается. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, а скорее универсальностью звука, издаваемого инструментом. Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились в рок-музыке, в своем творчестве их использовали и сэр Пол Маккартни, и Doors, и Led Zeppelin и многие другие музыканты.

В Россию мандолина была завезена предположительно в первой половине XVIII века. С того – же времени её часто относят к разновидности гитары. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина – это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком».

«В огромном липовом саду,

— Невинном и старинном –

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины…».

Марина Цветаева.

История возникновения мандолины.

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. История мандолины началась с мандоры, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, её автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и её землячка – мандолина, благодаря разным итальянцам появились в Москве». Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты – любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых граждан. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоёв населения.

Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Теперь мандолина – это редкость, но исторически она имела большое уважение. Итальянские мастера старинной музыки Антонио Вивальди и Джованни Паэзиелло писали для неё виртуозные концерты. «… Четыре маленькие работы, чудесные как конфетки, для мандолины и фортепиано написал Л. Бетховен. Моцарт доверил мандолине исполнение в операх «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» — говорит А. Авитал (еврейский мандолинист). Во времена барокко игра на мандолине была широко распространена среди аристократии, особенно среди высокопоставленных дам, но в XIX веке, игра на мандолинах в ансамбле стала любимым занятием буржуазии. В таком оркестре играла сама королева Италии. А в фашистской Италии мандолина стала национальным символом.

Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино».

Группа «Ночные снайперы» используют в некоторых композициях мандолину. Те же ДДТ в одной из записей тоже. Также мандолину использовала белорусская группа «Ляпис Трубецкой» при записи альбома «Золотые яйца». Известный российский гитарист Владимир Холстинин часто играет на мандолине и использует ее на концертах группы «Ария».

Техника изготовления мандолины.

Создание мандолины – это сложный процесс, который требует от мастера долгой и кропотливой работы. Прежде всего, мастер начинает с изготовления дна инструмента – самого сложного этапа работы. Дно состоит из нескольких предварительно изогнутых деревянных планок (клёпок). Как правило, для изготовления этой детали используют клён, орех или кипарис, может также использоваться бакаутовое дерево.

Планки замачивают в воде, а когда они становятся мягкими, им придают форму по шаблону с помощью горячего железа. Далее мастер подгоняет и шлифует дерево полукруглым долотом и рубанком.

Процесс изготовления деки мандолины похож на производство деки классической гитары. После того как корпус инструмента готов, к нему присоединяют гриф, изготовленный из красного дерева или ореха. Затем устанавливают деку из черного дерева и колковый механизм, который похож на механизм испанской гитары, но вместо трех, у него четыре колка с каждой стороны головки.

Когда все детали соединены, мандолину покрывают лаком. Обычно используют лаки с нитроцеллюлозой. Также, согласно требованиям исполнителя, каждая мандолина может быть дополнительно украшена.

Делалась инкрустация (бабочка, цветы, птицы и др.).

У мандолины (КП 5322) за мостом есть наклейка с надписью: «G. Puglisi — Reale & Figli; CATANIA; Primo Stabilimento Italiano per la Fabbricazione DI; Strumenti Musicali A Corda». Ниже: «DEPOSITO JUL HEINR ZIMMERMANN; Lepzig, St. Petersburg, Moskow, London». Эти мандолины были сделаны исключительно для экспорта. Сегодня вы можете найти их по всему миру, в каждой стране Европы, России, Японии, США, Австралии, Южной Африки.

Немного о компании « G . Puglisi Reale and Figli ». Catania – место в Италии. В Пулизи, в Catania (Сицилия), с 1820 года семья начала строить завод по производству музыкальных инструментов. Джузеппе Reale родился в 1852 году. В 1880 году он основал одну из крупнейших итальянских фабрик по изготовлению щипковых музыкальных инструментов. После 1906 года название фирмы появляется уже как «G. Puglisi – Reale and Figli». Figli означает «сыновья, дети» с итальянского. Завод был активным производителем изящных скрипок, смычков, струн, гитар, мандолин и уникальных виолончелей. К сожалению, завод был разрушен во время Второй мировой войны в результате бомбардировок в 1943 году. Многие оригинальные «Пуглиси» (музыкальные инструменты, в том числе мандолины) были перенесены из Сицилии в США, Канаду и Австралию.

Романтический период по праву называют самым ярким веком мандолины. Ни в какую иную эпоху инструмент не был раскрыт столь многопланово и разносторонне. Яркая вспышка популярности инструмента охватила в удивительно короткие сроки все слои общества, начиная от простого сельского жителя, заканчивая монаршими особами. Будучи фольклорным инструментом итальянских провинциалов, мандолина в кратчайшие сроки проникла в буржуазную и аристократическую среду, завоевала одобрение профессиональных музыкантов, в конечном итоге встав в один ряд с классическими инструментами.

Этот взлет еще более изумляет тем, что в предыдущие несколько десятилетий такого никто не мог себе вообразить. Предшествующий период, начавшийся в первой половине и продлившийся до начала второй половины XIX века, нельзя назвать благосклонным к мандолине. В эти годы ей уделялось слишком мало внимания со стороны музыкантов и композиторов. Взор музыкантов был обращен на инструменты, которые в этот период главенствовали. Возможно, камерные жанры, в которых мандолина находила свое претворение в предыдущие эпохи, отчасти потеряли свою актуальность на фоне интереса к крупным музыкальным формам периода романтизма. Однако она оставалась в контексте общего культурного пространства и продолжала свое существование, с большей или меньшей степенью следуя исторической и художественной эволюции. Подобное затишье можно охарактеризовать как короткую передышку и аккумуляцию сил и идей для появления вновь на культурно-исторической сцене нового времени. С 1860-х годов вступает в силу новая и, пожалуй, самая яркая эпоха истории инструмента – эпоха романтической мандолины.

В эпоху романтизма очень важен сам факт эволюции в сфере инструментария. Музыкальные инструменты – важнейшие средства и материальные свидетельства поисков того, без чего нет музыки: нового выразительного звучания, которое несет в себе ощущение жизни эпохи.

В XIX веке происходит очередная индустриально-техническая революция, ознаменовавшаяся значительным подъемом в области изобретений и усовершенствований в научных и технических сферах. Наиболее зримо это отразилось на самих музыкальных инструментах, которые, согласно тенденции, стали объектами технических экспериментов, разработок и усовершенствований.

Инструменты XVIII века – века рококо и классицизма – были призваны услаждать слух. Сочинения для них, как правило, отличались камерностью галантного стиля. В XIX веке ситуация меняется: яркая драматургия сочинений – с одной стороны, большие концертные площадки, повлекшие за собой привлечение широкой слушательской аудитории, с другой – все это требовало иных красок, динамической насыщенности, расширения экспрессивных возможностей инструментов. Поэтому уже в начале века исполнители и музыкальные мастера ищут пути их совершенствования, создают новые конструкции и модели.

Первым из инструментов, модернизировавших свой облик, был рояль. Еще в классическую эпоху специально для Бетховена Джоном Бордвудом была заменена старая клавесинная рама на более мощную, способную выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивать большую громкость звучания. В период романтизма, все с той же целью, рама стала чугунной, добавились педаль громкости, механизм репетиции, стали использоваться более толстые струны.

Скрипка так же быстро подхватила новую волну и подверглась целому ряду акустических экспериментов, вплоть до изменения ее формы Феликсом Саваром, сделавшим трапециевидную скрипку, предполагающей независимость акустической характеристики струнно-смычкового инструмента от конфигурации его корпуса. Музыкантами подобные эксперименты были встречены тепло, однако со стороны исполнителей была занята консервативная позиция, благодаря чему скрипка все же оставляет свои традиционные характеристики. В свете подобных кардинальных новаторских идей были приняты и реальные усовершенствования, касающиеся струн, смычка, размеров инструмента.

Мандолины середины XIX века мало чем отличались от своих предшественников. За исключением некоторых нововведений, например таких, как увеличение диапазона путем наклеивания дополнительных ладов на деке инструмента; в остальном все оставалось по-прежнему. И, несмотря на то, что инструмент вследствие утраты своей популярности начиная с 1815-го года почти исчез с рынка производства инструментов, некоторые музыкальные мастера все же изготавливали мандолины по моделям предыдущих времен, сохраняя традиции и, в некоторой степени, предвосхищая ее скорую эволюцию. По сравнительной статистике в книге Стивена Морея «Мандолины XVIII века» к XIX веку прослеживается тенденция к увеличению количества ребер корпуса, количества ладов и увеличению глубины и ширины инструмента. В качестве примера можно привести мандолину из частной коллекции анонимного французского мастера из региона Мирекур .

Этот инструмент датирован приблизительно 1850-м годом. Очевидно, что это копия неаполитанской мандолины, в основном сохранившая черты итальянских инструментов XVIII века. Так, сразу привлекает внимание небольшой размер инструмента, аналогичный размерам неаполитанских мандолин. Дека выполнена более просто и не украшена многочисленными перламутровыми инкрустациями, но визуально напоминает итальянские инструменты: резонаторное отверстие, хотя и меньшего размера, очерчено круговыми линиями, оптически создающими иллюзию расширения; сохранена традиция и форма врезных вставок между голосовым отверстием и подставкой; излом деки за подставкой имеет совсем небольшой угол. Так же и колковая коробка с колками не подверглась никаким изменениям, и сохранила свою форму и деревянную конструкцию. Сохранена и манера украшать колковую коробку костяными кнопками по ее боковой стороне.

Однако на этом инструменте можно заметить и новшества, отличающие его от своих предшественников. Основное изменение коснулось грифа. Возможно, это было первым веянием новых изобретений итальянских мастеров. Заметно увеличение его ширины, что не свойственно предшествующим инструментам. Накладка на грифе, выполненная из черного дерева, проходит над декой инструмента и заканчивается почти у резонаторного отверстия. Таким образом, гриф представляет цельную пластину, от начала и до конца, в отличие от более старых инструментов, где гриф плотно прилегал к корпусу, а возможность исполнять высокие ноты достигалась путем наклеивания деревянных ладов на деку. Можно предположить, что подобное нововведение повысило качество звука инструмента в его высоком регистре. В целом, несмотря на изменения, инструмент сохраняет свою историческую форму и выглядит гармонично и пропорционально.

Похожую ситуацию, но с некоторым опережением, примерно в полтора десятка лет, можно проследит и в самой прогрессивной и плодотворной для мандолины стране – Италии.

Представитель неаполитанской фамилии музыкальных мастеров Виначчиа, которая играла важнейшую роль в судьбе мандолины, – Гаэтано Виначчиа (1759-1831) следовал вековому семейному ремеслу, продолжая делать мандолины вплоть до своей смерти в 1831-м году. Его мандолины выполнены в традиционной манере неаполитанских инструментов XVIII века и, являясь лучшими образцами мандолин классического периода, никаких признаков надвигающейся романтической эпохи не имеют.

Его сын Паскуале стал первым, кто уловил дух времени и пошел по пути развития других инструментов. Он сделал мандолину более современной, больше соответствующей концертирующим артистам. Повсеместная модернизация инструментов оказала свое влияние на Паскуале Виначчиа, и он в 1835-м году кардинально изменил мандолину. Новаторство Паскуале заключалось не столько в изобретении собственных уникальных находок, сколько компиляции и фиксации достижений в изготовлении мандолин и других родственных инструментов своих предшественников и современников. Вышедшая из мастерской Паскуале Виначчиа мандолина выявляет разительные отличия от мандолины классической, которые очевидны при первом же визуальном сравнении.

На новом инструменте Паскуале Виначчиа и ему подобных была увеличена длина и ширина грифа, чья конструкция также видоизменилась: гриф приобрел накладку из прочной породы дерева , которая теперь в верхних регистрах стала проходить над декой. За счет этого нововведения было увеличено активно используемое количество ладов до семнадцати, в отличие от привычных двенадцати у старых инструментов, в результате чего увеличился диапазон инструмента до «ля» третьей октавы. Для достижения более объемного резонанса был расширен и углублен корпус инструмента и увеличен размер инструмента в целом. Теперь его общая длина достигала приблизительно шестидесяти двух сантиметров. Количество клепок не сильно изменилось и исчисляется в данном случае тридцатью пятью к тридцати на старом инструменте. Струнодержатели на основании корпуса стали металлическими. Такой корпус смог выдержать натяжение металлических струн, также ставших новшеством конструкции инструмента. Новая система колков также принадлежит Паскуале Виначчиа: на смену простым деревянным колкам пришла механика, принцип которой был заимствован у существующей механики гитары. Такая механическая система смогла выдерживать сильное натяжение струн, исключала вероятность соскальзывание струны и спонтанное выпадение колка. Она позволяла точнее настраивать инструмент, что являлось весьма существенным для мандолины, имеющей парные струны, строящиеся в унисон. Также это давало возможность достигать музыкантам более громкого звука, этого требовала музыка периода романтизма.

Как итог можно заключить, что модернизация Паскуале Виначчиа существенно видоизменила характеристики мандолины, и, как следствие, модифицировала ее практические свойства. Можно взять смелость сказать, что в мир пришел новый, неузнаваемый инструмент, с новой внешностью, новым характером и большим потенциалом.

В эпоху романтизма мандолина появляется в совершенно новом, видоизмененном звучании. Затихли в истории нежные и тихие звуки классической мандолины, забыты изысканные фразы с тонкой артикуляцией. На большую сцену выходит инструмент с сильным звучанием, виртуозными возможностями и певучим звуком. Ему было суждено сотворить новую эпоху.

Лауреат Международных конкурсов,
преподаватель РАМ им. Гнесиных
Александра Скрозникова

Литература:

  1. Зильберквит Марк. Рождение фортепиано. Музыкальное издательство П. Юргенсон, 2010 г. 72 с.
  2. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор, 2006 г. 720 с.
  3. Morey S. Mandolins of the 18th Century. Editrice Turris, Cremona, 1993.
  4. Sparks P. The classical mandolin. Oxford University Press, 1995.
  1. Регион Mirecourt с XVIII века известен своими мастерскими музыкальных инструментов, впоследствии в XX веке здесь был основан институт музыкальных мастеров.
  2. Для накладки грифа стали использовать такие породы, как красное дерево, палисандр или черное дерево или подобные.
  3. В редких случаях на старых инструментах количество ладов достигало четырнадцати.

Бедный деревенский мальчик по имени Манолин - это один из главных героев повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Он является продолжателем дела своего учителя Сантьяго , символом того, что мастерству старого рыбака не суждено пропасть даром.

Манолин очень добр и отзывчив. Мальчик с большой нежностью и любовью относится к Сантьяго, научившему его всему, что он теперь знает о рыбной ловле.­
Манолин во всем старается помогать старику: заботится о нем, приносит кофе, ловит сардин для наживки, ухаживает за снастями старика. В свободное время друзья часто пьют пиво в ресторанчике на Террасе и много разговаривают о бейсболе, об их любимом игроке Джо Ди Маджо и просто обо все на свете.

Впервые Манолин пошел в плаванье с Сантьяго в возрасте пяти лет. В тот раз он едва не погиб, когда старик «втащил в лодку совсем еще живую рыбу» и она так отчаянно била своим хвостом, что чуть было не разнесла судно вдребезги. Несмотря на то, что первый опыт знакомства с ремеслом рыбака оказался неудачным, мальчик все равно не утратил желания осваивать это искусство.­

Сейчас Манолин уже неплохо рыбачит и приносит хороший улов, когда ходит в плаванье на счастливом судне. Кроме того, он очень вынослив и умен не по годам. Ранние подъемы и выходы в море еще до рассвета не пугают его, поскольку Манолин осознает, что такова его «мужская доля».

Родители мальчика в последнее время стали запрещать ему рыбачить вместе Сантьяго, потому что считают рыбака salao, т. е. невезучим. Манолин, несмотря на их запреты, все равно стремится быть рядом со своим другом. Он единственный из всех местных жителей и других рыбаков верит в Сантьяго и никогда не сомневается в нем, и в его мастерстве: «На свете немало хороших рыбаков, есть и просто замечательные. Но таких, как ты, нету нигде».

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...