Якутская губная гармошка. Варган – музыкальный инструмент шаманов

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Якутский хомус отличается характерным звуком, изготовляется из стали и считается классическим шаманским инструментом.

Хомус - древний музыкальный варган, известен в мире около 5 тыс. лет. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками.



Видео Хомус

Как правило, изготавливают его из дерева или кости, современные образцы делают кроме того из железа. Отличаются якутские хомусы между собой не только по материалу изготовления, но и по своему строению.

Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а так же и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь. Шаманы в Якутии часто пользовались им как ритуальным инструментом. Своё сакральное значение якутские хомусы сохраняют и сегодня.

Вибрация язычка и управление звуком происходит за счет артикуляции и дыхания, а задаваемый ритм – дело техники и индивидуальные навыки каждого человека. В якутском хомусе существует полочка для зубов, а на деках есть внутреннее сечение, управлять таким инструментом очень легко причём, на любой скорости, можно быстро и свободно меняется его громкость, тональность.

По своему строению они могут быть:

пластинчатыми;

дугообразными;

Кроме того их различают по количеству язычков:

С одним язычком;

С двумя язычками;

Тремя язычками;

Четырьмя язычками;

Со слов тех, кто освоил этот древний инструмент, мы часто слышим, что в их жизни произошли изменения, причём в лучшую сторону. Странная особенность игры на якутском хомусе - это полное сосредоточение. Только тогда звуки извлекаемые инструментом будут гармоничные и призывающие к самосозерцанию самого человека играющего на инструменте. Звуковая вибрация данного инструмента очень не похожа на традиционное звучание, мы часто не воспринимаем эти звуки, но мы их ощущаем всем телом.

В Якутии проходят международные мероприятия, посвященные ворганной музыки и якутскому хомусу в частности. Удивительно, но якутские хомусы и до сих пор еще изготавливаются дедовским методом, вручную. Любой звук - это вибрация воздуха. Органы человека, каждая клеточка нашего организма, тоже вибрируют, причём на определенной частоте. Когда частота музыкальных вибраций инструмента совпадает с частотой вибрации нашего организма, наступает абсолютная гармония. У якутского хомуса это получается очень хорошо.

Ещё с глубокой древности, у якутского народа, сохранился хомус, музыкальный инструмент который вмещается в ладони, но при этом обладает уникальной способностью издавать звуки живой природы. Именно поэтому единственный в мире музей Хомуса расположен в Якутии и это несмотря на то, что этот инструмент используется более чем у двух сотен народов. Было время, когда этот национальный инструмент Якутии забывали, но сегодня хомус опять востребован. Среди молодежи региона стало престижно и модно играть на инструменте далеких предков.

Прототипом древних – деревянных варганов было разбитое молнией дерево, звучащее от ветра. По традиционным представлениям сибирских народов оно считалось магически «чисты» от злых духов, щепочки его бережно хранились. Ведь молнии посылались добрыми небожителями для уничтожения зла на земле.

С развитием музыкального инструментария варган был обречен на забвение во многих культурах. Однако у якутов хомус сохранил господствующее положение среди всех музыкальных инструментов. Высокохудожественное искусство якутских хомусистов призвано дать стимул дальнейшему развитию древнейшего инструмента.

Похожие статьи:

Безумно общительный. Безумно талантливый. Профессионал своего дела. И максимально преданный ремеслу. Все это - Степан Толстяков, один из лучших мастеров якутских хомусов. Он живет и трудится в селе Кыйы Таттинского улуса (района) в Якутии. Айар Варламов побывал у него в гостях. ...

Сегодня я расскажу про единственный музей и центр хомуса народов мира. Что такое хомус? Это якутский варган, а варган, свою очередь, это музыкальный инструмент, относящийся к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Благодарим Википедию за предоставленную информацию и идём дальше....

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Хомус — музыкальный инструмент

Существует несколько разновидностей хомуса — якутского музыкального инструмента. В древние времена якутский варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.

Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.

Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.

Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.

Не секрет, что многие из вас хотели бы узнать, как играть на хомусе. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

Держать правильно якутский хомус не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Одной рукой его нужно взять за кольцо, плотно прижать наружные щечки к зубам. Язычок должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки извлекаются колебаниями язычка: для этого по его загнутому кончику бьют указательным пальцем.

Базовые приемы ударов о язычок

Для этого нужно вращать расслабленной кистью, задевая согнутым указательным пальцем язычок спереди. Необходимо контролировать силу и темп удара в зависимости от ритма. Можно ударять пальцем о язычок и при обратном движении кисти – получится обратный удар.

Дыхательная техника при игре на хомусе

Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание варгана удлинится. Выдох не влияет на звук, но, в сочетании с правильным вдохом, увеличивает силу колебания язычка. Дополнительные возможности дает использование диафрагмы. Если с ее помощью «качать» воздух, можно получить более сильный и глубокий звук.

Управление музыкой

Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Так, если обхватить губами корпус, звук усилится.

Игра на якутском хомусе доступна всем. Главное — это понять, как играть на хомусе, систематически тренироваться, проявлять упорство и иметь огромное желание овладеть варганом.

Звук якутского хомуса по тембру и звучанию во многом созвучна с национальной манерой пения. Ведь горловое пение, часто встречаемое среди народов Сибири, имеет много общего с игрой на якутском хомусе. Особого внимания заслуживает вплетение в музыку речи, когда хомусист как бы поет сквозь варган. Слившийся с варганом хомусист сам становится на время музыкальным инструментом.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Музей хомуса

Находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Видео о хомусе

Посмотрите видео и убедитесь, как красиво звучит якутский хомус в современном исполнении мастера хомуса — Ольги Подлужной. Ритмичная игра на якутском хомусе просто завораживает человека:

Фотографии якутских хомусов

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировозрение. Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И.Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.
Дүҥүр (дюнгюр) - (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру". Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» - деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
Видное место в развитии якутского инструментария, как и в целом музыкальной культуры, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов: якутский хомус и эвенкийский, эвенский хомус – варган; свирель или флейта; якутская тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; «улахан чардаат күпсүр» – большой кюпсюр, «дьөлөккөй күпсүр» – выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами и побрякушками; или тыал дуораанньык-резонирующий бубен или ветряной бубен; табыки различных вариантов; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; звенящие атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дүҥүр»; кырыымпа. Дальнейшее развитие якутского музыкального инструментария он видел в реконструкции самобытных якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального инструментария за счет инструментов родственных азиатских народов и организация оркестра. Свою мечту М.Н. Жирков выразил в словах: "Наш народ должен иметь замечательную инструментальную музыку. Путь к этой культуре предстоит начать с создания якутского национального оркестра".
Идея создания оркестра начала претворяться в жизнь вначале 60-х гг., когда директор ДНТ ЯАССР Г.Г.Сыромятников съездил в Среднюю Азию для изучения способов изготовления и реконструкции якутских инструментов с целью создания оркестра. В результате в 1962 г. на фабрике музыкальных инструментов г. Москвы под руководством мастера-конструктора П.А. Шошина были изготовлены 4 комплекта оркестра якутских народных инструментов, состоявших из 24 инструментов струнно – смычковых (семейство кырыымпы-сэргэ), струнно-щипковых (кытыйа - таҥсыр, чороон - кылыһах) и ударно-шумовых (дүҥүр, иирэр дьаҕа) групп. Щипковые инструменты были изготовлены по образцу конструкции инструментов русского оркестра и имели разновидности: прима, альт, бас.
Знаменательным событием культурной жизни республики стало создание 31 марта 1963 г. в Якутском музыкальном училище оркестра якутских народных инструментов (рук. Н.А. Наумов). В его состав, как и в других оркестрах народов России, был введен баян. Уже в апреле оркестр принял участие в г. Хабаровске на научно-практической конференции по фольклору и развитию музыкального исполнительства народов Сибири и Дальнего Востока. Специально для этого оркестра Г. Комраковым была написана "Якутская увертюра". В 1964 г. оркестр с успехом выступил в Иркутске, Хабаровске, в Москве. Оркестр из Сунтарского района, сопровождавший известный танцевальный ансамбль Сергея Зверева - Кыыл Уола, с большим успехом выступил на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в городе Москве и в Иркутске. Популярностью среди молодежи пользовался участник республиканских смотров и фестивалей студенческий оркестр народных инструментов (рук. Семенов П.П.) ансамбля "Сергеляхские огни", который выезжал на гастроли в Москву и Тувинскую АССР.
В 1967 г. бурятские мастера под руководством известного конструктора-изготовителя музыкальных инструментов Б.Д. Дугарова используя материалы М.Н.Жиркова и отдельные экземпляры существующих якутских струнно-щипковых и смычковых инструментов, внеся много от бурятского инструментария, создали вариант якутского оркестра. У щипковых инструментов верхняя дека была сделана из кожи, что не подходило для нашего климата. Некоторые конструктивные недостатки инструментов оказались неудобны для исполнителей. «Шошинские» и «Дугаровские» комплекты якутских национальных инструментов не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной спецификой национального звучания. Но в развитии якутского инструментария они сыграли в целом положительную роль, доказав, что оркестр якутских инструментов можно создать. Эти эксперименты подтолкнули многих местных мастеров на изготовление различных музыкальных инструментов.
Огромную роль в развитии и реконструкции якутского инструментария сыграли мастера – изготовители И.Д. Избеков-Уустаах, создал дьаҕа и күпсүр; А.И. Чахов, изготовивший варианты кылыһах кырыымпы – сэргэ, хоппо, кытыйа, автор наименований инструментов таҥсыр и кылыһах и давший описание технологии изготовления духовых инструментов айаан и ойдуо, автор книги «Саха былыргы инструменнара» и статьей. Основоположники республиканской мастерской по изготовлению национальных инструментов с. Бердигестях Горного улуса В.А. и М.В. Мохначевские создали однострунный тойук-кырыымпу, мас-хобо, хабардьа, шумовые инструменты бадьаайах, сиксиир, реконструировали духовые инструменты айаан и ойдуо, усовершенствовали күпсүр, таҥсыр, кылыһах и хоппо-кырыымпа. Большой вклад внес П.П.Семенов – энтузиаст, пропагандист якутского музыкального фольклора, руководитель Верхневилюйской экспериментальной мастерской по производству якутских музыкальных инструментов, автор статей о якутских музыкальных инструментах. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, народных мастеров Л.Н.Турнина, П.И.Деляева, И.М.Неустроева, П.Е.Слепцова, С.И.Гоголев-Амынньыкы Уус, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус и др. Появление реконструированных инструментов послужило основой для создания ансамблей и оркестров. Среди первых пропагандистов якутских инструментов выделяется семейный ансамбль исполнителей и мастеров – изготовителей Михайловых из Таттинского района. В 1972 году оркестр народных инструментов с.Верхневилюйск (мастера Т.И. Дойдуков, Д.И. Кузьмин) успешно выступил и стал лауреатом фестиваля народов Сибири в Иркутске. В 1975 г. на Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества одним из лучших стал оркестр с. Бердигестях Горного улуса (мастер В.А. Мохначевский). В 1976 г. на зональном смотре Всесоюзного фестиваля в г. Магадане они получили звание лауреата СССР и РСФСР. Оркестр якутских национальных инструментов Якутского музыкального училища под руководством Н.И. Кисленко превратился в один из крупных коллективов республики, подняв исполнительство на якутских инструментах на высокий уровень. В 1982 году он успешно выступил в Днях литературы и искусства Якутии в Москве и Ульяновске. В 1985 г. коллектив дал девять самостоятельных концертов с артистами театра оперы и балета в Монголии. Для этого оркестра специально были написаны композитором В.Ксенофонтовым сюита из 4 частей "Ысыах", «Оленьи скачки» А.Моргусова.
Особый вклад в изучении и развитии якутского инструментария внесли композиторы Г.А. Григорян, Н.С.Берестов, музыковеды - Г.Г.Алексеева, Э.Е. Алексеев, Н.Н.Николаева, Ю.И.Шейкин, А.П.Решетникова, деятели культуры – Н.И.Бойлохов, И.Е.Алексеев, С.С.Шишигин, П.П.Оготоев, преподаватели отделения народных инструментов ЯМУ – Р.П.Борисов, А.В.Каженкина и др.
В настоящее время в республике действуют и плодотворно работают ансамбли и оркестры при Детских школ искусств: оркестр национальных инструментов "Кылыһах" с. Бердигестях, с. Верхневилюйск (рук. Н.Н.Хобусаров), г. Вилюйска (рук. М.А.Тоноева), этнофольклорный ансамбль с. Техтюр Мегино-Кангаласского улуса (рук. В.В.Кузьмин), оркестр национальных инструментов фольклорного ансамбля «Сандал» с. Хатассы (рук. Семенова А.Т.), фольклорный ансамбль «Сэргэ» с. Татты (рук. Д.А.Попова). Высокое исполнительское искусство на якутских музыкальных инструментах демонстрируют участники и лауреаты многих международных фольклорных конкурсов - фестивалей, известные во всем мире этно-группы "Айархаан" (рук. А.М.Дегтярева) и "Көй дуораан" (рук. К. и Г. Хатылаевы). Огромную работу по сохранению и развитию якутских инструментов ведут также Музей хомуса народов мира (директор Н.С.Шишигин) и Музей музыки и фольклора народов Якутии (директор А.П.Решетникова), Международный центр варганной музыки (президент И.Е.Алексеев). Научно-исследовательской работой по якутскому инструментарию под руководством Ю.И.Шейкина плотно занимаются аспирантки АГИИК В.Е.Дьяконова, М.И.Шамаева. Неоценима также роль мастерских по изготовлению якутских инструментов с. Бердигестях (мастер Т.Т.Дьячковский), «Аартык» Таттинского улуса (рук. А.П. Лопатин) и мастеров Р.Г.Чемчоева, И.И.Готовцева, А.Е.Мандарова, И.К.Колодезникова, М.Н.Мальцева, П.Ф.Осипова, Н.Е.Орлова, П.М.Борисова и др. С этого года с целью развития якутского инструментария при МКиДР РС(Я) начала работу экспертная комиссия (руководитель С.П.Григорьев).

Анна Томская, артистка оркестра НТТ РС(Я),
преподаватель ЯМК (У) им.М.Н.Жиркова, член СТД РФ
отличник культуры РС(Я)

Анна Саввинова
Презентация «Якутские музыкальные инструменты»

У древних якутов было развито музыкальное искусство , доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д. Кырыымпа (кырыыппа) Кыллаах кырыымпа (или кылыах) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент . Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью . Дьа5а

Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент . Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР

Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент ,

подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой. БЫЛААЙАХ

Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех. АЙААН

Айаан – музыкальный инструмент подобный трубе и горну. Изготавливают из осины. Вдыхая воздух издают звуки, например голоса животных.

Публикации по теме:

Всем известно, что дети любят все новое и яркое. Яркие и звонкие инструменты необходимы в работе музыкального руководителя. Руководствуясь.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Мастер-класс по созданию лэпбука "Музыкальные инструменты". Итак, начинаем наш мастер-класс по созданию лепбука "Музыкальные инструменты".

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...