Какие бывают струнные инструменты названия. История струнно-смычковых инструментов и их развитие

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов .

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н. Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу). Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку. По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель. Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак , струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка , русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда "лирика"). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли , русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра , древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.

Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:
Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.
Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян , один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки. Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган , клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века. Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки "SЋarmante KatЋarine"-"Прелестная Катарина"), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

В настоящее время в симфонической и оперной музыке применяются следующие смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас, представляющие собой результат длительного развития различных предшествующих типов смычково-струнных инструментов К
Время возникновения смычковых инструментов определить трудно. Есть предположение, что их колыбелью был Восток и что арабскими музыкантами в VIII веке были ввезены в Испанию так называемые ребаб и кеманча. Но в то же время и в Европе в VIII веке уже был известен пятиструнный смычковый инструмент — кротта. Древнейшие смычковые инструменты были без ладов. Лады появились лишь в XIV веке с момента распространения лютни, которая также была завезена в Европу арабами и произвела переворот в конструкции смычковых инструментов.
В дальнейшем смычковые инструменты претерпели большие конструктивные изменения, и, в конечном итоге, у инструментов, названных виолами, установилась форма с вырезанны¬ми боками.
По способу исполнения виолы распадались на две группы: ручные виолы (viola da braccio), наиболее близкие скрипке и альту, и ножные или коленные виолы (viola da gamba).
Ручные виолы разделялись на дискантовые, альтовые и теноровые; ножные виолы — на басовые и контрабасовые. Последние звучали октавой ниже басовых.
Все эти виолы сильно отличались от современных скрипки, альта и виолончели по внешней форме, числу струн и по форме звуковых отверстий.
Резонансный ящик у виол в верхней части (к шейке) не-
много заострялся, боковые вырезы имели форму правильного полукруга, обе деки были почти совсем плоские, а звуковые отверстия имели форму двух серпообразных вырезов, расположенных так: () или так:) (.
Количество струн у виол колебалось от пяти (французская дискантовая виола) до семи.

Иногда, наряду с игровыми жильными струнами, на виолах натягивались также нижележащие резонансные (аликвотные) металлические струны. Струны на виолах были расположены на небольших расстояниях друг от друга и очень близко к разделенному на лады грифу; вследствие этого, а также из-за малой кривизны подставки, играть сколько-нибудь громко на одной из средних струн не представлялось возможным
По мере возрастания художественных требований и развития техники исполнения совершенствовались и смычковые инструменты. Окончательная конструкция инструментов, обеспечившая наиболее благородный, полный тон и значительно более широкие художественно-технические возможности, сложилась к XVI веку, сначала для скрипки, а затем была распространена и на более крупные инструменты. Постепенно старинные смычковые инструменты — виолы — были вытеснены новыми, более совершенными инструментами, которые создавались медленно, эволюционным путем. Альт, виолончель и контрабас значительно позже скрипки вытеснили соответствующие их размерам виолы.
В XVI—XVII веках над построением смычковых инструментов нового типа работали уже целые школы мастеров. Наиболее известными из скрипичных школ этого времени были: брешианская (Гаспаро да Сало, семейство Маджини), кремонская (семейства Амати, Страдивари, Гварнери), тирольская (Якоб Штайнер).
Из брешианских мастеров особенно выделялась семья Маджини; лучшие скрипки были созданы Джованни Маджини (1580—1651).
Наиболее выдающимся представителем из рода Амати был Никола Амати (1596—1684), учитель Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Этот последний (1644—1737), в свою очередь, являлся наиболее знаменитым из мастеров семьи Страдивари. Лучшие скрипки Антонио Страдивари до сих пор считаются непревзойденными по своим исключительным звуковым качествам.
Семейство Гварнери работало в XVII—XVIII веках. Самым выдающимся из скрипичных мастеров этой семьи был Джузеппе Гварнери1 (1698—1744), создавший ряд инструментов, соперничавших с лучшими произведениями Страдивари. Одним из замечательных мастеров смычковых инструментов был русский мастер Иван Батов (1767—1841), крепостной графа Шереметева, создавший ряд скрипок, альтов и виолончелей исключительно высокого качества.
Из мастеров XIX века нужно в первую очередь упомянуть француза Ж. Б. Вильома (1798—1875). Его имитации скрипок Страдивари приобрели широкую известность.
В XX веке большим вниманием скрипачей стали пользоваться смычковые инструменты русских мастеров — А. И. Лемана, Е. Ф. Витачека, Т. Ф. Подгорного.
Современные смычковые инструменты. Подобно старинным, современные смычковые инструменты, в зависимости от размера, делятся на 2 группы: ручные инструменты и ножные .
К ручным смычковым инструментам относятся скрипка и альт, к ножным — виолончель и контрабас.
1 — верхняя дека и 2 — нижняя дека — главные резонирующие части (вместе с обечайкой составляют корпус инструмента); внутри между деками имеется душка (палочка-распорка) для передачи колебаний от верхней деки к нижней; 3 — обечайка, 4 — гриф — место для прижатия струн (имеет кривизну); 5 — подгрифок или полугриф (свободно висит) — служит для закрепления струн; 6 —шейка — несет на себе гриф; 7 —колковый ящик — для укрепления колков; 8 — завиток — окончание колкового ящика (бывают фигурные; старинные мастера часто делали завиток в виде головы человека или льва); 9 — колки — служат для натягивания струн (деревянные, в отличие от металлических колков щипковых инструментов); 10 — порожек — служит для ограничения звучащей части струн (имеет кривизну, аналогичную грифу); 11 — подставка — ограничивает звучащую часть струн, поддерживает их, образует кривизну в расположении струн, передает их колебания декам; 12 — пуговица — служит для закрепления полугрифа (у виолончели и контрабаса имеется еще шпиль-упор) ; 13 — эфы — отдушины; 14 — усы — обрамляют деки; 15 — подбородник (имеется только у ручных инструментов); 16 — шпиль (имеется только у ножных инструментов).

Струны. Все смычковые инструменты имеют по четыре струны. Струны употребляются металлические (стальные) и кишечные (жильные), в том числе обвитые алюминиевой или серебряной канителью. В последнее время, наряду с кишечными, получают распространение также нейлоновые струны.
Тонкие металлические струны, не обвитые канителью, употребляются только для 1-й струны скрипки.
Кишечные3 струны различной толщины употребляются: для 2-й и 3-й струн скрипки (ныне выходят из употребления),
для 1-й и 2-й струн альта (ныне также выходят из употребления),
для 1-й и 2-й струн виолончели (кишечные вторые струны виолончели ныне почти не встречаются),
для 1-й и 2-й струн контрабаса.
Металлические струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
для 2-й струны скрипки,
для 1-й струны альта,
для 1-й струны виолончели.


1 — древко, или трость (пружинит в противоположную от волоса сторону); 2 — колодочка для закрепления волоса (другим концом волос закрепляется у конца трости или древка), передвигается по трости вращением винта; 3 — винт для натяжения волоса путем передвижения колодочки; 4 — волос (конский), натирается канифолью во избежание беззвучного скольжения по струне; 5 — конец трости, или древка.

Кишечные (Нейлоновые) струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
для 3-й струны скрипки, для 2-й струны альта, для 2-й струны виолончели.
Кишечные1 струны, обвитые серебряной канителью, употребляются:
для 4-й струны скрипки, для 3-й и 4-й струн альта, для 3-й и 4-й струн виолончели, для 3-й и 4-й струн контрабаса.
При одинаковом натяжении более тонкая струна звучит выше, чем более толстая, а более длинная струна звучит ниже, чем более короткая.
Струна, обвитая канителью, звучит ниже, чем струна того же диаметра, не обвитая серебряной или алюминиевой канителью.
Длина струн определяется величиной инструмента. Имеется в виду длина звучащего отрезка струны — между порожком и подставкой.
Колебание струн. Струны, закрепленные в двух точках (на колке и на подгрифке) и натянутые колками до нужной степени, имеют звучащую часть между порожком (нижняя граница) и подставкой (верхняя граница).
От натяжения струны зависит высота звука. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук.
Звук получается в результате колебания упругого тела (источника звука — в данном случае струны), выведенного из состояния равновесия и стремящегося это равновесие восстановить:

Натянутая струна — упругое тело А—В, — выведенная из состояния равновесия в положение а", стремится вновь возвратиться в первоначальное положение а, но благодаря инерции переходит границу а и доходит до положения а". Затем, стремясь снова вернуться в положение а, она также благодаря инерции доходит почти до положения а" потом обратно почти до положения а"… Так струна будет колебаться, постепенно успокаиваясь, до полного прекращения колебаний, то есть до того момента, когда она вновь займет положение а.
Расстояние между точками а" и а" называется размахом или амплитудой колебания .
Время, в течение которого тело пройдет расстояние от а" до а" и обратно до а", называется продолжительностью или периодом полного колебания.
В процессе успокоения колебаний струны звук постепенно гаснет и совершенно прекращается при возвращении струны в положение а.
Место наибольшей амплитуды колебаний струны (ее середина) называется пучностью, а место закрепления струны (где амплитуда равна нулю) —узлом.
Звук а получается в результате 440 двойных колебаний (880 простых) 1 в секунду. Вдвое большее число колебаний дает звук на октаву выше, вдвое меньшее — звук на октаву ниже.
Так а имеет число двойных колебаний, равное: 440:2 = = 220.
А —220: 2=110,

А 1 — 110: 2 = 55,

А 2 — 55:2 = 27,5
Соответственно а 2 имеет число двойных колебаний, равное: 440*2=880.
а 3 —880*2=1760, а 4 — 1760*2 = 3520.
Наиболее низкие звуки дают струны длинные и толстые (обвитые канителью). Высокие звуки дают струны короткие, тонкие. Эти условия сохраняются при относительно равном натяжении. Струны, искусственно ослабленные (то есть струны, слабо натянутые), хотя приблизительно и дадут нужный тон, но дряблый, слабый и не стабильный по высоте. Наоборот, чрезмерно перетянутые струны дают тон гулкий и маловыразительный.
Техника левой руки. Разнообразие звуковысотных возможностей достигается на струнных инструментах укорачиванием натянутых струн пальцами левой руки и получением таким образом звуков более высоких, чем те, которые издают струны, не укороченные прижатием пальцев к грифу.
Струны называются открытыми если звук получается от колебания всей, не укороченной нажимом пальцев левой руки, струны. Звучащая часть открытой (пустой) струны находится между порожком и подставкой. Пальцы левой руки укорачивают струну, прижимая ее в различных местах к грифу. Тогда звучащая часть струны будет между местом прижатия и подставкой.
Если укоротить струну на 1/2 (вдвое), то есть прижать ее в середине, то звучащая часть ее станет вдвое короче, чем у открытой струны, и звук получится на октаву выше звучания открытой струны.
Если укоротить струну на 1/з» то есть прижать ее на расстоянии 1/з от порожка, то звучащая часть будет равна 2/з длины открытой струны, а звук получится на квинту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/4, то звучащая часть будет равна 3/4 открытой струны и звук получится на кварту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/5, то звучащая часть будет равна 4/5 открытой струны и звук получится на большую терцию выше, чем у открытой струны 2.
Если укоротить струну на 1/6, то звучащая часть будет равна 5/6 открытой струны и звук получится на малую терцию выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/9, то звучащая часть будет равна 8/9 открытой струны и звук получится на большую секунду выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/16, то звучащая часть будет равна 15/16 открытой струны и звук получится на малую секунду выше, чем у открытой струны.
Обертоны. Струна, как всякое упругое тело, испытывает сложное колебательное движение, состоящее из ряда простых. Она колеблется не только всей длиной, но одновременно и от¬дельными частями: двумя половинами, тремя третями, четырь¬мя четвертями, пятью пятыми, шестью шестыми и т. д.
Каждое частичное колебание дает свой звук. Поэтому при колебании струны, кроме основного тона, соответствующего колебанию всей струны, мы слышим целый ряд более высоких призвуков, носящих название частичных тонов, или обертонов, соответствующих колебаниям половин струны (2-й обертон), третей струны (3-й обертон), четвертей струны (4-й обертон) и т. д.
Эти колебательные движения струны можно представить следующей схемой:


Таким образом, каждая часть колеблющейся струны дает соответствующий порядковый обертон. Последовательный ряд обертонов называется натуральной или акустической скалой.
Предположим, что при колебании целая струна дает звук (основной тон) С. В этом случае при последовательном делении струны на две половины, три трети, четыре четверти, и т. д.
Флажолеты. Флажолетом называется обертон, выделенный из состава тембра звучащей струны. Флажолеты возникают вследствие разделения звучащей струны на ряд одинаковых по длине и поэтому одинаково звучащих отрезков. Достигается это легким прикосновением (а отнюдь не твердым нажимом!) пальца к какому-либо месту деления струны на то или иное количество равных между собой частей. Понятно, что при подобном легком прикосновении произойдет не обычное укорочение струны, а лишь выделение одного обертона


(а именно, имеющего здесь узел) за счет всех остальных (имеющих в этом месте пучности). Не требует особых пояснений, что место наибольшей амплитуды колебания — пучность — не может образоваться там, где этому мешает легкое прикосновение пальца; наоборот, это наилучшим образом содействует прочному образованию узла.
Если слегка прикоснуться пальцем в середине струны, то она разделится на две одинаково звучащие части (от порожка до места прикосновения и от него до подставки). Каждая из этих частей будет равна 1/2 открытой струны, и мы услышим 2-й натуральный звук (флажолет), то есть звук, октавой выше открытой струны. При полном в этом месте прижатии будет звучать лишь половина струны, то есть возникнет обычный (нефлажолетный) звук на октаву выше, чем у открытой струны. В этом случае звучание флажолета по высоте соответствует обычному звучанию струны, но отличается от него тембром.
Если прикоснуться в месте, соответствующем 1/3 или 2/3 длины струны, то она разделится на три равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/3 открытой струны. Звучать будет 3-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на октаву + квинту выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/з длины струны получится звук квинтой выше открытого, а при прижатии 2/3 длины струны будет звучать квинта через октаву, то есть нефлажолетный звук, по высоте соответствующий 3-му обертону.
Если прикоснуться к струне в месте, соответствующем 1/4 или 3/4 ее длины (только не в 2/4=1/2, так как здесь получается 2-й натуральный звук), то она разделится на четыре равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/4 открытой струны. Звучать будет 4-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на две октавы выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/4 длины струны получится звук квартой выше открытого, а при прижатии в 3/4 длины струны прозвучит октава через октаву, то есть нефлажолетный звук, соответствующий 4-му обертону.
Последовательное разделение струны на части (для извлечения флажолетов). Если принять звучание целой струны за С, тогда:
2-й натуральный звук — октавный флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается октава):

3-й натуральный звук — квинтовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне, получается квинта):

4-й натуральный звук — квартовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается кварта):

5-й натуральный звук — большой терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается большая терция):

6-й натуральный звук — малый терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается малая терция):

7-й натуральный звук возникает в результате деления струны на семь частей (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал чуть меньше малой терции):

8-й натуральный звук возникает в результате деления струны на восемь частей (его возможно полечить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал еще чуть меньше малой терции):

На коротких струнах употребляются 2-й, 3-й, 4-й, иногда 5-й обертоны, на длинных — еще иногда 6-й и 8-й обертоны.
Высокие обертоны 6-й и 8-й лучше извлекать в местах 5/6 и 7/8 длины струны (то есть ближе к подставке, к смычку), чем на 1/6 и 1/8 длины струны (то есть ближе к порожку). При этом условии данные обертоны выходят и на более коротких струнах.
Тембр флажолетов резко отличается от тембра тех же звуков, извлеченных обычным способом, так как он не окрашен обертонами. Флажолеты звучат очень тихо и нежно, они извлекаются осторожно из-за опасности случайного перехода прикосновения пальца в простое прижатие, при котором флажолет уничтожается.
На натуральных флажолетах невозможна вибрация.

Примечание. Вибрация — это легкое качание левой руки вокруг оси (места прижатия струны), сообщающее звуку некоторое колебание в высотности (подражание человеческому голосу). Понятно, что вибрация совершенно невозможна на открытых струнах.

Флажолеты обозначаются знаком О над каждой нотой.

Натуральные и искусственные флажолеты. Флажолеты бывают натуральные и искусственные.
Натуральные флажолеты получают на открытых струнах, то есть на струнах, не укороченных нажимом пальцев левой руки.
Искусственные флажолеты получают от уже укороченной (прижатой) струны.
Исполняются искусственные флажолеты двумя пальцами, из которых один — более близкий к порожку — плотно прижимает струну, а второй прикасается к ней в соответствующей точке между местом прижатия и подставкой.
Искусственные флажолеты возможны, начиная с квартового и дальше, в сторону уменьшения интервала (большой терции, малой терции и т. д.).
Брать искусственные флажолеты больше квартового не представляется возможным, так как нормальное растяжение пальцев даже на скрипке (инструменте, наименьшем по размерам) не превышает кварты.

Примечание. На скрипке возможен, в виде исключения (путем сильного растяжения пальцев), квинтовый флажолет2.

Запись искусственных флажолетов. Полная запись искусственных флажолетов включает в себя три элемента: 1) место плотного прижатия (укорочения) струны указывается обычной нотой требуемой длительности; 2) место прикосновения к укороченной струне для ее разделения на части обозначается ромбиком, расположенным над нотой; 3) наконец, мелкая нота выше ромба показывает реальную звучность флажолета:

Способы извлечения звука. На смычковых инструментах существуют три способа извлечения звука: 1) движением смычка по струне; 2) щипком пальца и 3) ударом трости (древком) смычка по струне.

Смычком по струне (прием игры, называемый агсо). Во время движения смычка струна непрерывно вибрирует и издает певучий тон. Чем сильнее нажим смычка и чем быстрее его движение (в какой-то мере оба эти фактора взаимозависимы), тем сильнее и звучание струны. Однако чрезмерно сильный нажим смычка может помешать струне свободно вибрировать, и в этом случае форсированный звук переходит в скрип наканифоленного конского волоса о струну.
Гибкость и экспрессивность звука смычковых инструментов основана на том, что исполнитель все время может непосредственно влиять на звукоизвлечение и давать бесконечное количество нюансов от piano к forte.
Щипком (прием игры, называемый pizzicato). При этом способе получается однократное выведение струны из состояния равновесия. После щипка звук быстро гаснет и на его последующее звучание влиять невозможно. Поэтому бессмысленно записывать pizzicato иначе как четвертями или, в случае необходимости, более мелкими длительностями.
Щипок, как правило, осуществляется пальцем правой руки, хотя на практике встречаются приемы игры pizzicato пальцами левой руки (главным образом, на открытых струнах).
При переходе от pizzicato к исполнению смычком ставится слово агсо. Смена приемов агсо и pizzicato подразумевает хотя бы минимальный перерыв звучания, особенно если при агсо смычок был направлен в своем движении вниз, в силу чего правая рука сильно удалилась от струны.
Постукивание тростью (древком) смычка по струне (прием игры, называемый col legno) является эффектом скорее ударного порядка, так как в полученном звучании стук преобладает над интонацией (определенностью высоты и тембра звучания).
Место ведения смычка по струне. Обычным местом ведения смычка является середина расстояния между подставкой и концом грифа. В этом месте извлекается самый полный и экспрессивный звук.
Иногда ради особого эффекта звук извлекается ведением смычка у подставки (такой прием называется sul ponti-cello). Получаемый таким образом звук негромок, но резок и имеет характерную окраску, схожую с звучанием губной гармоники. Звук может быть извлечен также и на самом грифе (такой прием называется sul tasto). При этом приеме получается звук нежно-холодноватого тона, несколько флейтового характера.
Своеобразный характер звука, получаемый при игре смычком sul tasto или sul ponticello, объясняется тем, что при ведении смычка sul tasto уничтожаются низкие натуральные звуки (4-й и 5-й), имеющие узлы в месте ведения смычка, а при ведении смычка sul ponticello частично выключается основной тон.

Основные принципы техники ведения смычка (так называемая техника правой руки). Ведение смычка вниз (от колодочки к концу) обозначается знаком ∏ , вверх (от конца к колодочке) — знаком V . В первом случае (ведение вниз) естественно получается diminuendo, во втором (ведение вверх)—crescendo, так как чем больше отдаляется от струны тяжесть самой руки, тем легче извлечь из инструмента тихое, нежное звучание— и наоборот. Следовательно, pianissimo лучше выходит при игре концом смычка, в то время как резкие акценты fortissimo — ближе к колодочке.
При игре forte смычок движется по струне быстрее, чем при игре piano, поэтому ноты большой длительности или большое количество нот на один смычок возможны только при piano.
Штрихи. Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.
За длительный период времени богатейшая практика игры— в первую очередь на скрипке и на виолончели—накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.
Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) — штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.
В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи — staccato и spiccato — отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.
Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).
В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.
Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов — их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.
Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Все spiccato исполняются средней третью смычка — в forte ближе к колодочке, в piano ближе к его концу. Кроме того, по мере увеличения скорости движения (особенно это относится к моторным разновидностям) смычок также передвигается от середины к его концу.
Из прыгающих неразделенных штрихов наиболее употребителен штрих броском — так называемый ricochet. Штрих этот возможен не только на одной струне:

но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

Вряд ли надо специально пояснять, что с помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.
Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально — шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

Примечание. Не путать данный вид tremolo с последовательностью из двух быстро чередующихся нот на один смычок (так называемое tremolo левой руки):

Tremolo потому и является преимущественно оркестровым штрихом, что слитность его звучания складывается из индивидуальных tremolo различной скорости движения правой руки (разумеется, кроме тех случаев, когда скорость повторяющихся нот строго предписана автором).
Практика игры на смычковых инструментах выработала значительное число штриховых приемов, делающих исполнение живым, осмысленным, выразительным. К сожалению, далеко не все эти приемы находят точное отображение в нотной записи, и исполнителям приходится зачастую лишь догадываться, каким приемом следует сыграть ту или иную фразу, как распределить части смычка, чтобы не изуродовать музыку неправильными акцентами, где лучше применить staccato, а где spiccato и т. д. и т. п. Другими словами, композитор во многом зависит от исполнителей — их такта, чуткости, музыкальности. Все это тем более обязывает каждого автора нового произведения подробно обозначать в партитуре все свои намерения. Конечно, в процессе работы исполнители смогут предложить более удачные варианты фразировки (штриховки), но надо иметь в виду, что правильные предложения, в свою очередь, могут возникнуть лишь на основе точного представления об авторском замысле.
Приведем несколько примеров, где характер штриха решительно определяет фразировку и поэтому требует подробных указаний на этот счет.

то это уже будет манера игры, называемая marcato (выделяя, подчеркивая).
В последнее время в практику игры прочно вошел еще один штрих — средний между сильно акцентированным detache и spiccato. Применительно к только что приведенному примеру в записи этот прием исполнения выглядел бы так:

то есть отличался бы от предыдущих способов исполнения тем, что каждая акцентированная нота отделялась бы от соседней небольшой паузой (отрывом смычка от струны).
Среди приемов игры на смычковых инструментах особое место занимает исполнение трех- и четырехзвучных аккордов. Обычно их играют как бы слагая из двух входящих в состав каждого аккорда интервалов:

Некоторые исполнители предлагали играть аккорды арпеджированно:

однако всеобщее распространение получил именно первый способ.
Возможны последовательности трех- и четырехзвучных аккордов, каждый из которых берется смычком вниз. При надлежащей силе касания смычка трехзвучные аккорды могут быть взяты поп arpeggiato, то есть может быть достигнуто одновременное звучание всех трех струн (при этом смычок ведется ближе к грифу; по мере увеличения силы звучности он приближается к подставке). Само собой разумеется, что поп arpeggiato является эффектом кратковременным, отрывистым.
Четырехзвучные аккорды вообще не могут быть взяты поп arpeggiato, хотя в значительном forte можно до минимума сократить очередность интервалов, образующих аккорд.
Вот наглядный пример группового применения трех- и четырехзвучных аккордов, большинство которых исполняется поп arpeggiato.

В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.

Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.

К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.

Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 / 4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.

Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.

Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.

Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.

Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.

Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/ 3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.

Виолончели подразделяют на сольные и учебные:

♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей "Страдивари", они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;

♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.

Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/ 2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).

Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.

По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.

Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.

Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы "f ", отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.

Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).

Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.

Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.

Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.

Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).

Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.

Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам

Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.

В хордофонах , как следует из их названия (от греч. "хорда" — струна), звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн:

1) через воздействие на них смычка: скрипка,виола да гамба, равель, ребек:

Скрипка

виола да гамба

ребек

2) с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором). В этом случае инструменты могут иметь шейку, гриф и резонаторы — лютня, гитара, мандолина:

Лютня.

Гитара.

Мандолина.

или не иметь шейки с грифом, а представлять собой только лишь гармонический ящик или резонатор, как, например,кифары :

Струнные инструменты могут быть щипковыми (перебор струн) — псалтерионы, гусли, цитра:

Псалтерион.

Цитра

Гусли.

или ударными дульсема, цимбалон :



Цимбалон.

Стоит отметить, что в Средневековье "потомки" ударных струнных инструментов получили клавишный механизм. Таким образом, прямым наследством средневековых псалтерионов и цитр мы должны считать клавесин, спинет и верджинел, ввиду того, что их струны ударяются маленькими медиаторами.

клавесин

Спинет.

Верджинел.

Между тем к "генеалогии" дульсемы принадлежат клавикорды, пианино и рояль .

Клавикорд.

Пианино.

Рояль.

Струнные смычковые инструменты.

Звучание струнных смычковых инструментов.

Cмычковые инструменты известны с VIII в., и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток — в музыкальные культуры Индии и Китая, в то же время по персидскому пути — на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон , прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам, прежде всего к равелям (трехструнная пастушеская скрипка). Лижерика - тоже старинный трехструнный инструмент Хорватии. Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу.

Но самым значимым смычковым инструментом Средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула .

В действительности от названного инструмента в конце XV в. произошла виола да гамба , известная также в Кастилии как виуэла де пиерна , смычковая виуэла или виолон , инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко.

Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопроано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапозон виолы был закреплен ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.). Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен — Коломба (ум. между 1691 и 1701), Де Маши (1685 — 1692), Луи де Ка д"Эрвелуа (1670 или 1680 — ок. 1760), Антуан Форкере (1671 или 1672 — 1745) и Марен Маре (1656 — 1728). Также в Англии XVI — XVII вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол: Тобиас Хьюм (ок. 1569 — 1645), Орландо Гиббонс (1583 — 1625), Кристофер Тай (1498 — 1572), Метью Локк (ок. 1630 — 1677), Генри Перселл (ок. 1659 — 1695) и Джон Дженкинс (1592 — 1678).

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов — семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель и контрабас) . Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемленный корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

Контрабас, виолончель, альт, скрипка (слева — направо)

Tomaso Albinoni — Adagio — String Quartet

Наконец, среди семейства струнных смычковых инструментов следует упомянуть так называемую виолу де руэда (колесная виола), производную от средневекового инструмента, называвшегося "органиструм".

Звук у этого инструмента извлекается посредством трения о струны колеса, приводимого в действие рукояткой. Начав вращаться, колесо задевает струны и издает звук, который напоминает (в известной степени) звук волынки. Инструмент имел несколько разных басовых струн и, кроме того, две мелодические струны в унисон. Хотя его происхождение связывают с монастырской музыкой, он быстро стал народным инструментом, типичным для бродячих музыкантов, которые его использовали для аккомпанемента своему пению.

Струнные щипковые инструменты.

Щипковые хордофоны были известны также с древности.

Звучание струнных щипковых инструментов.

Уже в III тысячелетии до н.э. инструмент наподобие лиры был очень популярен в Месопотамии. Вывезенный в Грецию, он был здесь усовершенствован и позже распространен и в Риме. Согласно мифу, первая лира была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Она имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной. Сначала для натяжения струн использовали деревянные и костяные колки, позднее — металлические.

К древним струнным щипковым инструментам относится также кифара, обладающая узким прямоугольным деревянным корпусом (резонатором), двумя ручками, прикрепленными к корпусу в продольном направлении, и перекладиной, соединяющей ручки. Струны были одинаковой длины, но разной толщины, что позволяло регулировать высоту звука.

Другая ветвь струнных щипковых инструментов — арфы упоминаются уже в Книге Самуила (Ветхий завет). Также эти инструменты были известны в Месопотамии, в Африке и некоторых частях Азии. Позднее Арфа проникла в Европу, а в V в. стала известна в Ирландии.

Необходимо упомянуть также лютню, которая была очень популярна во всех музыкальных культурах мира.

Allemande performed by Robert Barto on Baroque Lute. This sonata can be heard on the Naxos recording "Weiss volume 8" 8.570109

Но наиболее популярной из группы щипковых хордафонов является, несомненно, гитара. Правда, в эпоху Возрождения гитара уступала в популярности виоле и лютне.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...