Таджикские фамилии мужские список. ТОП мужских таджикских имен. Список современных вариантов и их значения. Наиболее известные таджикские имена

Таджики – это один из иранских народов, говорящий на различных диалектах персо-таджикского кластера. Общая численность таджиков в мире – более 20 миллионов человек, но интересен тот факт, что больше всего представителей этого народа проживает в Афганистане – около 10 миллионов, а сам Таджикистан в этом рейтинге занимает второе место с числом 7 миллионов человек.

Ещё таджики населяют Узбекистан, Пакистан, Иран и Россию (большая часть в качестве мигрантов). Таджикские имена имеют как религиозный оттенок, связанный с исламом, так и более современное звучание и значение.

Принципы наречения и значения

Основа таджикского именника – это персидская культура , то есть в целом имена очень схожи с иранскими, афганскими, узбекскими и пакистанскими. Однако, многое поменялось после принятия таджиками ислама – принципы наречения детей приобрели много мусульманских черт, очень много заимствований было сделано именно из исламских стран. В том числе, стали использовать патроним – то есть частицу «Ибн», что переводится как «сын». Имя личное + ибн + имя отца, по сути отчество.

У таджиков не столь важен смысл имени, как его благозвучность – очень часто детей называют просто в честь какого-то географического объекта, который сыграл какую-то роль в жизни родителей.

Например, если первая встреча отца и матери младенца прошла на горе Кох, то его вполне вероятно так и назовут. Или если ребёнок родился где-нибудь в устье реки Дарё – это повод назвать его именно так.

Нередко детей называли в честь какого-либо населённого пункта – Кабул, Табриз. В наши дни теряет популярность один из самых простых и часто используемый в древности принцип наречения: в честь дедушек, бабушек и других близких родственников. Рождение такого ребёнка сопровождали фразой вроде «Пусть растёт в соответствии с именем», надеясь таким образом перенести на младенца черты характера того человека.

Фамилий у таджиков не было вплоть до присоединения к Российской империи, в которой все народы обязывали эти самые фамилии иметь. Таджики просто брали свои имена и прибавляли к ним «-ов», либо же использовали географические наименования всё с той же «-ов». Уже затем, после приобретения Таджикистаном независимости, они не перестали использовать фамилии, но стали использовать больше исконно таджикских, иранских и персидских фамилий навроде Латифзода и Рахмон.

Как можно назвать мальчика таджика: список современных, красивых и популярных вариантов по алфавиту

  • Гирдак – дословно «полненький», по переводу смысл ясен.
  • Гиёс, Гияс – «помощь», «спасение»; ребёнок, в котором родители по той или иной причине очень и очень нуждались.
  • Гург – «волк»; мальчик, названный в честь этого животного, отличается свирепостью, воинственностью и стремлением всё делать для семьи.
  • Давлатафза – «процветающий»; так называли детей, родители которых по той или иной причине считали, что их ребёнка ждёт интересное и необычное будущее.
  • Давлаткадам – «благословенный»; то же, что и Давлатафза, но с религиозным оттенков.
  • Далер – «отважный», «смелый», «храбрый»; типичное имя для воинов и охотников.
  • Дарвози – «дарвазский»; Дарвоз – географическая и историческая область в среднем течении реки Пяндж.
  • Ёвар – «помощник»; человек с искренним желанием помогать всем вокруг бескорыстно.
  • Ёдали – дословно «память об имаме»; чаще всего дети или внуки умерших во время беременности родственницы имамов.
  • Ёфт, Ёфтак – «найденный», «найдёныш»; так называли подкинутых или найденный где-либо детей-сирот.
  • Избилло – одно из самых религиозных таджикских имён, переводящееся как «звезда Аллаха».
  • Илхом – «вдохновение»; ребёнок, должный для родителей причиной жить дальше.
  • Имомали – «ведущий молитву», «молящийся Богу»; чаще всего дети глубоко верующих родителей, которые хотели, нарекая таким образом ребёнка, доказать Богу свою верность.
  • Калон – «великий»; то же, что и Акобир.
  • Карамхудо – «щедрость Бога»; то же, что и Асфандиёр.
  • Кокул – «коса», «локон»; обычно ребёнок с необычным для его семьи цветом волос.
  • Мавлон, Мавлоно – от арабского «Мавлана», что по сути титул – «наш господин»; так называли мусульманских учёных и богословов, Мавлана – эпитет Пророка.
  • Маллох – «матрос», «моряк»; обычно мальчик, рождённый на корабле, не обязательно в море.
  • Мелод – «рождество»; ребёнок, родившийся в день таджикского аналога Рождества.
  • Наримон – от персидского имени Нариман, «мужественный», «бесстрашный», «богатырь»; по смыслу то же, что и Алпамыс.
  • Ниёз – таджикская форма персидского имени Нияз, переводится как «потребность», «необходимость»; часто так называли детей, о которых уже долго и упорно родителей просили их братья и сёстры.
  • Нуруло – «светлый», то есть светлоглазый или светловолосый ребёнок.

О:

  • Ораш – «пророк»; ещё одно имя для родителей религиозных детей; обычно такое имя давали, если ребёнок в будущем должен был стать священником.
  • Орзу – «мечта»; ещё одно имя для долгожданного ребёнка.
  • Ором – «спокойный», «уравновешенный»; мальчик, что почти не кричал при родах.
  • Пайжон – «обет», «договор»; ребёнок, чьё рождение ознамевает для родителей новый этап в их жизни.
  • Пахлавон – «богатырь»; то же самое, что и Алпамыс.
  • Партоб – «стрела»; ребёнок, оружием которого в будущем станет лук и стрелы; чаще всего дети охотников.
  • Рузи – «счастливый»; одно из самых позитивных имён, должное помочь юноше стать поистине счастливым.
  • Рухшон – «добрый», «добрая душа», «добродушный»; имя для самых добрых и позитивных людей в селении.

С — Т — У:

  • Сархат – «простор»; чаще всего дети, рождённые в степном районе.
  • Талбак – «выпрошенный»; дети, чьи роды проходили очень и очень тяжело.
  • Умед – таджикская версия персидского имени Умид, что переводится как «надежда», «желание», «мечта».
  • Усто – таджикская и узбекская форма персидского имени Уста, дословно – «мастер».
  • Файзуллох – «щедрость Аллаха»; ещё одно имя для долгожданного ребёнка, о котором родители давно молили Аллаха.
  • Фаридод – дословно «Бог дал ангела»; по смыслу то же, что и Файзуллох.

Ч — Ш — Э — Ю -Я:

  • Чиёншох – «владыка мира»; то же, что и Акобир.
  • Шабдан – «вечность»; так называли ребёнка, если хотели, чтобы он стал долгожителем.
  • Эшон – «святой»; очередное имя для глубоко верующих родителей.
  • Эшонкул – «святой раб»; то же самое, что и Эшон, но несколько усиленное по своему религиозному смыслу.
  • Юсуп – таджикская и узбекская форма имени Юсуф, имени из Корана.
  • Ятим – «сирота», «единственный», «несравненный»; то же, что и Ёфт, но в более мягкой форме.

Таджикские имена – это смешение персидской, арабской и мусульманской культуры. Таджики не обращали много внимания на смысл имени, главное для них было благозвучное звучание. Большое значение придавали религиозному значению имени, особенно в именах, построенных на мусульманский манер.

ЗАЧЕМ ПРЕЗИДЕНТ ТАДЖИКИСТАНА СМЕНИЛ ФАМИЛИЮ, УБРАВ ОКОНЧАНИЕ «ОВ»?

Объяснение самого президента Эмомали Рахмона было лаконичным: «Необходимо вернуться к нашим культурным корням». Еще он добавил, что хотел бы, чтобы его называли Эмомали Рахмоном, по имени покойного отца, сообщает Asia-Plus. Смену ФИО президента в Таджикистане восприняли неоднозначно. Кто-то эту новость принял на ура. Особо их порадовало, что эта инициатива исходит с самого верха. А это у нас воспринимается очень серьезно. Есть те, которые считают эту дискуссию неуместной. Мол, в стране экономический застой, а вы тут вспомнили об именах.

Конечно, Таджикистан находится в числе «беднейших стран мира». Но у него есть естественное право на возрождение национальных ценностей. Как право бедняка, у которого в кармане нет и гроша, на честь и достоинство. Вспоминается Де Голль, которого также упрекнули, что он слишком горд, потеряв государство, оккупированное фашистами. Генерал недолго думал - «легко быть гордым, когда есть сила и богатство. А вы попробуйте быть им, когда этого нет!»

Инициативу по возврату к традиционной антропонимики от «первых лиц» ожидали давно. Еще в советское время любой таджик, узбек, казах, кыргыз, азербайджанец мог задаться вопросом: почему армянам и грузинам было дозволено сохранить антропонимику и даже письменность?

Почему именно для мусульманских республик было сделано исключение?

Тогда чисто таджикские фамилии у нас существовали полулегально. Многие поэты, журналисты, ученые, получили известность как, Турсунзода, Осими, Бухоризода, Латифи и т. п. С фамилиями в духе Лермонтова, Гончарова, Шолохова сложно войти в ряды преемников Рудаки, Руми и Беруни.

Однако для упомянутых интеллигентов это были всего лишь псевдонимы. В их документах не обошлись без -ов, и -ев.

На народном обыденном уровне, досоветские традиции также сохранились. К примеру, Мирали Махмадалиев был известен как Мирали Махмадали, Карим Исмоилов как Карим Исмоил и т. д.

Напрашивается вопрос, почему эта инициатива так долго вызревала? Ведь после принятия Закона о языке в 1989 году и со дня провозглашения независимости в 1991 прошел не один год. Почему первые лица, в том числе и нынешний президент, до 20 марта 2007 года воздерживались от этого?

Этому способствовали некоторые условия. Во-первых, они избегали критики своей, еще во многом советской бюрократии, которая в первые годы суверенитета все национальное выдавало как сугубо «исламистское». Во-вторых, руководство не хотело обижать Россию - все-таки окончания -ов,- ев - русские. И отказаться от них понималось как «неуважение» к российскому партнеру. Ведь влияние это не только военные базы, но и культура.

Да и сейчас говорят, что в России, да и в Европе тоже, без восторга воспринимают таджикские фамилии. Особенно те, кто имеет полномочия на проверку документов. Обладатели таких фамилий ассоциируются у них с иранцами, афганцами, или даже с потенциальными террористами.

Переход на таджикскую антропонимику уже идет. Уже который год новорожденные в Таджикистане именуются без -ов и -ев. Хочется надеяться, что при изменении ФИО желающие не столкнутся с бюрократическими преградами, и это не станет для кого-то кормушкой.

И еще. Поддержат ли инициативу президента члены правительства и парламента? Как будут выглядеть после этого таджикские правительство и парламент? Все-таки все мы - сыновья своих отцов.

Также интересна реакция коллег Эмомали Рахмона - Назарбаева, Бакиева, Каримова, Алиева и т. д. Поддержат ли они почин таджикского лидера? Или продолжат традиции, сложившиеся во времена Сталина, Хрущева, Брежнева и Андропова. Будем ждать.

ОПРОС

А вы собираетесь сменить фамилию? Этот вопрос «АП» задала:

Шоди ШАБДОЛОВУ, депутату Маджлиси Намояндагон:

Президент имеет право на такие инициативы. Но она должна реализовываться на добровольной основе. Не надо забывать, что еще во времена Союза мы имели такие имена как Мирзо Турсунзода, Рахим Джалил, Мухаммад Осими и т. п. Тогда все имели возможность выбора. Нынешнее законодательство демократического Таджикистана тоже гарантирует нам такие права. Я не против, чтобы другие переименовали, но лично этого делать не буду. Мне дали такую фамилию, и ее я менять не собираюсь.

Обязательно надо учитывать все аспекты этого вопроса. К примеру, некоторые наши трудовые мигранты работают по специальности в России, других странах. Они имеют документы от вузов. Мы, допустим, меняем свои паспорта, но все документы же невозможно заменить! Получается, они станут фальшивыми? Насколько это правильно?

Ирине КАРИМОВОЙ, заместителю министра образования РТ:

Еще год назад, когда у нас родился внук под именем Ромиш, я предлагал назвать его Ромиши Холик, но отец его не согласился. Что я могла поделать? Но, если будет необходимость, сама я готова стать Ирина Карим. Так как мой отец - таджик, и я уважаю таджикские обычаи.

Мусо ДИНОРШОЕВУ, академику, директору института философии АН РТ:

Я поддерживаю инициативу нашего президента. Конечно, наши фамилии должны быть традиционными. Но это очень сложный процесс. Нам надо быть очень осторожными, чтобы не впасть из одной крайности в другую.

Есть еще один очень важный момент. Фамилии и имена должны даваться правильно, со знанием дела. Например, в советское время имя Абдуджаббор (слуга божий) превратилось в Джаббор, а это неверно. Ведь Джаббор - это одно из имен бога.

Честно говоря, до сих пор я не думал об изменении своей фамилии, но сейчас наверняка это сделаю.

Савфату БУРХОНОВУ, журналисту:

Те, кто хотел избавиться от «-ов» и «-ев», уже давно вернулись к традиционным фамилиям. Лично меня знают как «С. Бурхонов». И думаю, что имею право на свой собственный выбор. Хотя, своих детей в свое время я назвал без «-ова» и без «-ича». Но не думаю, что такого рода поступки говорят о повышении степени самосознания общества. Также я не уверен, что эта инициатива получит массовую поддержку в обществе. У народа свои проблемы.

Подготовил Далер ГУФРОНОВ

Информационное агентство PRESS-UZ.INFO

Наш комментарий:

ТАДЖИКСКИЕ ФАМИЛИИ.

Давайте признаемся честно, таджикские проблемы с самоопределением в вопросах ономастических мало беспокоят россиян. Будь то крестьянин, рабочий, служащий или предприниматель любого масштаба. Возможно, политикам проблема того, как отныне будут записываться фамилии таджиков, более близка. Но, в общем-то, политики у нас беспокоятся нынче слишком о многом. Порою даже о том, о чём беспокоиться не следует.

Досадными в опубликованной статье, пожалуй, можно признать лишь два момента: упоминание «национальных ценностей» и традиционного комплекта - «Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов», неожиданно возникших на фоне сравнения Эмомали Рахмонова с Шарлем де Голлем и (видимо аналогию следует продолжить) политики Российской империи с фашистским режимом.

Оговоримся, впрочем, что фамилию Шарля де Голля вовсе не за чем было начинать с прописной буквы "Д". Именно таковы «национальные традиции» французов, у которых этот фамильный элемент - всего лишь предлог и не заслуживает быть написанным с большой буквы. Кто знает свои традиции, с уважением относится и к иностранным обычаям.

И это, кстати, уже веская причина для того, чтобы узнать реальную историю происхождения своей фамилии.

А классических фамилий, то есть наследственных имён, передаваемых на протяжении нескольких поколений, у большинства таджиков не было даже на заре советских времён (хотя немалая часть таджикских семейств получила официальные фамилии ещё в период существования Российской империи). В каждом поколении к имени человека просто добавлялось уточнение, кто его отец. Или прозвище, каковыми, кстати, и являются многие именования знаменитых таджиков, под которыми они вошли в историю. Точно такая же традиция ранее существовала и у славян, германцев, арабов, романских народов и других.
НО ЭТО БЫЛИ НЕ ФАМИЛИИ.

И что здесь удивительного? Практически во всём азиатском мире в тот период основная масса населения фамилий ещё не имела. Да и в мировом масштабе фамилия ещё не стала обязательным атрибутом каждого человека. В Исландии, например, фамилий нет и поныне. Поэтому, строго говоря, при полном возвращении к национальным традициям в Таджикистане фамилии следовало бы просто отменить. Но стоит ли это делать?

Значимость фамилии не в том, насколько она древняя. У подавляющего большинства народов мира фамилии - весьма позднее явление. Немцы с датчанами получили их тоже не так давно (процесс образования их фамилий не закончился и в XVIII веке). А, вот грузины и армяне, в основной своей массе ко времени, когда в Российской империи были приняты законы об обязательном наличии фамилии у каждого гражданина, уже имели ОФИЦИАЛЬНЫЕ фамилии, которые к этому времени окончательно сложились как юридическое понятие. Именно по этой причине их фамилии и были признаны законами Российской империи. А не потому, что, как написал уважаемый автор, «для мусульманских республик было сделано исключение». Более того, не все грузины и армяне имели фамилии. Именно по этой причине сегодня есть грузины с фамилиями Плотниковы и Сапожниковы, армяне - Аванесовы и Ивановы. И, кстати, особенно часты такие фамилии у армян, переселившихся в XIX - начале XX века из Османской империи. И опять же только потому, что там фамилии как юридическое понятие ещё не сформировались. Причём, не только у турок, но и у османских подданных других национальностей, например, армян и греков. Этот пробел и восполнялся на их новой Родине по тем правилам, которые существовали в ней в тот самый период.

Любая фамилия - таджикская или английская, татарская или русская, итальянская или якутская - является интереснейшим памятником истории и культуры одной семьи и целого народа, деревни, аула, кишлака и целого государства. Она может рассказать и о старинных традициях, и об обычаях именования, бывших популярными в период, когда фамилия возникла. О сходстве этих обычаев у народов-соседей и о различиях, существовавших у каждой этнографической группы отдельно взятого народа.

Уже поэтому каждая фамилия достойна того, чтобы её происхождение и история были известны потомкам. Потому, что её носили отец и дед, которые, возможно, уже вошли в историю таджикского или другого народа именно под этой фамилией. И, конечно же, важно, чтобы эта история была не сочинена в угоду политическому моменту, но рассказана настоящими специалистами. В Информационно-исследовательском центре «История фамилии» мы придерживаемся этого принципа независимо от того, о какой фамилии идёт речь – таджикской, русской, азербайджанской, украинской, латышской или корейской. В этом легко убедиться.

Мы внимательно следим за ономастическими новостями из различных стран мира.
Все, наиболее значимые, на наш взгляд, события обязательно будут отражены на нашем сайте.

Если вы что-то пропустили, то воспользуйтесь формой поиска по сайту. И наверняка найдёте интересующую вас новость.

Таджикистан / Общество / В Таджикистане официально запрещено русское написание фамилии и отчества?

Согласно вступившим в силу поправкам в закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния» органы ЗАГСа больше не имеют права выдавать документы с русским написанием фамилий и отчеств, сообщает радио « Озоди » . Но это не будет распространяться на лиц других национальностей. Также для лиц таджикской национальности ограничен выбор в имени ребенка, называть своих детей они должны только в соответствии с традициями таджикского народа и только по предложенному властями реестру имен.

Как сообщил 29 апреля в интервью «Озоди» Джалолиддин Рахимов, заместитель руководителя ЗАГС, это решение было принято после принятия поправок в закон «О регистрации актов гражданского состояния». Документ был подписан в марте президентом страны.

«Согласно этому закону фамилии будут формироваться при помощи таджикских окончаний «-зод», «-зода», «-ӣ», «-иён», «-фар». Это коренные таджикские окончания. Например, «Каримзод», или «Каримзода». Но окончание «-зод» не является принудительным, граждане могут выбрать для своей фамилии такие окончания, как «-пур», – добавил он.

Рахимов отметил, что есть еще некоторые жители, которые хотят сохранить в фамилиях своих детей окончания «-ов», «-ова», «-ович», «-овна».

«Когда беседуем с ними, мы объясняем, что цель - таджикизация фамилий, они понимают. Если ситуация не изменится, то через 10 лет наши дети разделятся на две группы, одна будет гордиться своими таджикскими именами, другая – будут носить чужие. Мы должны иметь национальные и патриотические чувства», - сказал он.

Рахимов также утверждает, что менять фамилии и отчества придется и тем, кто решил сменить документы. «Теперь по этому поводу поблажек не будет. Даже те, кто в прошлом имели русские окончания и теперь хотят поменять свои документы в их фамилиях будут добавлены таджикские окончания. Эти изменения не касаются только тех, кто имел в прошлом русские окончания и не намерены менять свои документы. Но если это будет осуществляться по их собственному желанию, - это будет прекрасно», - сказал Рахимов.

Как ранее сообщала «Азия-Плюс», получить документ с русским написанием фамилии и отчества все же можно, если родители принесут подтверждающий документ о наличии второго гражданства, например российского.

Между тем, в самом законе не говорится о полном запрете на русский вариант написание фамилий и отчеств, согласно пункту 3 статьи 20 данного закона гражданину предоставляется выбор.

Ниже приводится статья 20 закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния», где прописаны условия получения документов.

Статья 20. Имя лица и порядок записи фамилии, имени и отчества

(в редакции Закона РТ от 15.03.2016г. №1292)

1. Каждое лицо при государственной регистрации рождения имеет право на фамилию, имя, а также отчество, обоснованное историческими ценностями и таджикской национальной культурой. Присвоение имен и их правильное написание в Республике Таджикистан осуществляется согласно культуре, национальным традициям и Реестру таджикских национальных имен, утверждаемому Правительством Республики Таджикистан.

2. В документах, удостоверяющих личность, перечень которых установлен Законом Республики Таджикистан «О документах, удостоверяющих личность», записываются фамилия, имя и отчество лица (если имеется).

3. Фамилия ребенка при государственной регистрации рождения записывается по фамилии отца или матери либо фамилии, образованной от имени отца. При разных, фамилиях родителей, фамилия ребенка, по соглашению родителей, записывается по фамилии отца или по фамилии матери, либо в соответствии с требованиями частей 4, 7 и 8 настоящей статьи.

4. Фамилия лица, согласно таджикским национальным традициям, может образовываться от имени отца или от корня его фамилии с суффиксами, образующими фамилии -и, -зод, -зода, -он, -ён, -йен, -ёр, -ниё, -фар. Фамилия лица также может образовываться от имени отца или от корня фамилии отца или матери без добавления суффиксов, образующих фамилии.

5. Имя ребенка записывается по соглашению родителей согласно требованиям части 1 настоящей статьи. Запрещается присвоение ребенку имени, чуждой таджикской национальной культуре, названия вещей, товаров, животных и птиц, а также оскорбительные имена и словосочетания, унижающие честь и достоинство человека, и разделяющие людей на касты. Добавление к именам лиц псевдонимов «мулло», «халифа», «тура», «ходжа», «худжа», «шайх», «вали», «охун», «амир», «суфи» и тому подобных, которые способствуют раскольничеству среди людей, запрещается.

6. Отчество образовывается с добавлением образующих суффиксов -зод, -зода, -ёр, -нйё, -фар или без добавления указанных суффиксов.

7. Повторное использование одного и того же суффикса при образовании фамилии и отчества, а также использование одного имени без добавления суффикса, как при образовании фамилии, так и при образовании отчества, запрещается.

8. При отсутствии соглашения между родителями, имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей), записываются в книге записей рождений ребенка по решению органов опеки и попечительства.

9. В случае, если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя и отчество ребенка записываются в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона.

10. Запись фамилии, имени и отчества в документах, удостоверяющих личность, производится в соответствии с Правилами орфографии таджикского языка.

11. Право национальных меньшинств на имя в Республике Таджикистан гарантируется согласно их национальным традициям. Представители национальных меньшинств, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, по своему желанию могут осуществлять присвоение имен своим детям согласно Реестру таджикских национальных имен или своим национальным традициям. Порядок написания фамилии, имени и отчества граждан-представителей национальных меньшинств осуществляется в соответствии с правилами орфографии соответствующего языка. Использование международных правовых актов, связанных с присвоением имен, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан (в редакции Закона РТ от 15.03.2016г. №1292).

Граждане Таджикистана начиная с марта 2016 года не могут давать своим детям русифицированные фамилии и отчества с окончаниями «-ов», «-ова», «-ович» и «-овна». Об этом заявил заместитель главы управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Министерства юстиции Республики Таджикистан Джалолиддин Рахимов, сообщает «Радио Озоди ».

Соответствующий документ был Таджикистана Эмомали Рахмоном еще в марте, но об этом стало известно только сегодня. Вместо русских окончаний предлагается использовать таджикские.

«Согласно этому закону фамилии будут формироваться при помощи таджикских окончаний "-зод", "-зода", "-ӣ", "-иён", "-фар". Это коренные таджикские окончания. Например, "Каримзод" или "Каримзода". Но окончание "-зод" не является принудительным, граждане могут выбрать для своей фамилии такие окончания, как "-пур"», — сказал он.

В список разрешенных окончаний помимо перечисленных также вошли «-он», «-ён», «-ёр» и «-ниё». Также можно дать фамилию и отчество без использования окончаний.

С теми гражданами, кто все же противится реформе и настаивает на сохранении русифицированных окончаний в фамилиях своих детей, сотрудники загсов, по его словам, проводят разъяснительные беседы.

«Мы объясняем, что цель — таджикизация фамилий. Они понимают. Если ситуация не изменится, то через 10 лет наши дети разделятся на две группы: одна будет гордиться своими таджикскими именами, другая будет носить чужие. Мы должны иметь национальные и патриотические чувства», — заявил Джалолиддин Рахимов.

Изменения должны коснуться только вновь рожденных граждан Таджикистана, но не взрослого населения.

«Эти изменения не касаются тех, кто имел в прошлом русские окончания и не намерен менять свои документы. Но если это будет осуществляться по их собственному желанию — прекрасно», — сказал чиновник.

При этом он не объяснил, является ли обязательной «таджикизация» фамилии, например, при смене совершеннолетним гражданином РТ заграничного паспорта в связи с истечением срока его годности.

Например, впредь нельзя добавлять к именам приставки «-мулло», «-халифа», «-тура», «-ходжа», «-шайх», «-вали», «-охун», «-амир», «-суфи», которые, утверждают авторы закона, были заимствованы персами (таджикский язык — разновидность персидского) во время арабского завоевания. До этого дня имена с такими приставками широко использовались в Таджикистане.

Одновременно комитет по языку и терминологии при правительстве вместе с Академией наук создают , согласно которому граждане Таджикистана и должны будут давать имена своим новорожденным детям. Предполагалось, что список будет обнародован до 1 июля, однако специалисты до сих пор работают над ним.

Кроме того, начиная с июля запрещены родственниками — детьми братьев, сестер, дядей и теть, и все остальные граждане перед тем, как пожениться, должны будут в обязательном порядке пройти бесплатное медицинское освидетельствование, а также сдать кровь. Без предъявления таких справок органы ЗАГС не будут иметь права заключать браки.

Сообщалось, что трудовые мигранты, возвращающиеся из-за рубежа, также должны будут в обязательном порядке пройти медицинское обследование на предмет различных инфекционных заболеваний. Однако когда эта мера вступит в силу и как технически она будет реализована, до сих пор неизвестно.

Отказ от русифицированных фамилий и отчеств приобрел популярность в 2007 году, когда президент Таджикистана Эмомали Шарифович Рахмонов сменил имя на Эмомали Рахмон. Вслед за ним массово начали менять свои имена большинство таджикских чиновников. Спустя некоторое время эта тенденция пошла на спад и русифицированные окончания вновь стали актуальны, так как граждане начали испытывать трудности из-за национальных версий имен в российских аэропортах.

Таджики населяют юго-восточную часть Средней Азии, Северный Афганистан; в незначительном количестве таджикское население есть в Иране (Хорасан), а также в Западном Пакистане. Численность таджиков - 40-45 млн. человек. Таджикский язык относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи.

Таджикская антропонимия складывалась под влиянием сложных политических, культурно-исторических и социальных факторов.

Завоевание арабами территорий, населенных предками таджиков, и принятие средневековыми таджиками новой религии - ислама сказались на местной антропонимии. В первые века ислама антропонимическая модель (АМ) была довольно проста. У мусульман было основное имя (ОИ), т.е. имя, данное при рождении, обычно либо древнее арабское (Кутайба , Асад , Сахл ), либо библейско-мусульманское (Ибрахим , Якуб , Ильяс ), либо имя, данное в честь пророка ислама (Ахмад , Мухаммад , Махмуд ) или члена его семьи (Али , Хасан , Фатима ), и патроним. Оба имени, ОИ и патроним, соединялись арабским словом ибн или бин "сын", например Ахмад ибн Асад , что означало "Ахмад сын Асада".

В последующие века с развитием феодального общества АМ постепенно усложняется. Представители привилегированных сословий получали особые почетные прозвища - кунья , употребление которых регламентировалось указами правительства. Кунья стояла впереди ОИ и часто в обиходе заменяла его. Так, знаменитый Ибн-Сина (в европейской передаче Авиценна ) известен больше по кунья Абуали (араб. абу "отец" + Али ), а не по ОИ - ал-Хусайн .

Кроме кунья знать могла носить и лакаб , изначально выполнявший функцию официального титула. Лакабы были разнообразны по структуре, но в Средней Азии среди таджиков распространение получили титулы с конечным элементом -дин "вера", например: Нуруддин "свет веры", Салахуддин "благо веры", Фахруддин "гордость веры". В АМ лакаб предшествовал всем остальным компонентам, пока не получили распространение титулы по роду деятельности, которые заняли позицию между лакабом и именем. Например, поэт Джами полностью именовался Нуруддин Мавлоно Абдуррахман ибн Ахмад Джами , где Мавлоно (араб. "господин наш") было почетным званием мусульманских ученых, а Джами - наименованием по месту рождения (нисба ). Со временем слово мавлоно превратилось в мулло и стало обозначать главным образом мусульманских священно-служителей. Но титул мулло в препозиции к имени служил еще и отличительным признаком образованного или просто грамотного человека.

Вплоть до утверждения советской власти в Средней Азии почетным прозвищам придавалось большое значение. Присоединение к имени какого-либо титула диктовалось сословным расслоением общества, социальным этикетом. Особой "табели о рангах" для людей, не состоящих на правительственной службе, не было, но каждое сословие имело свою титулатуру. Так, имена писцов, секретарей начинались обычно с титула мирзо "сын амира", "царевич"; присоединение его к имени писцов - служащих канцелярии говорило об их особом положении в мусульманском обществе. Были титулы, которые меняли свое значение в зависимости от позиции в полном имени и состава последнего. Например, титул ходжа перед именем указывал на то, что носитель имени - купец, суфий или чиновник канцелярии правительства, а тот же титул в конце имени обозначал потомка "праведных халифов". Какой-либо титул мог оказаться в составе имени человека, не имеющего по своему общественному положению или роду деятельности ничего общего с этим званием.

Так, в средние века среди профессиональных воинов, например, часто встречались имена вроде Бобоали , Пирмуххамад , Шайхусман , а бобо , пир , шайх как звания могли принадлежать только служителям религии или ученым, но никак не наемным солдатам.

Объясняется такое несоответствие тем, что ребенка могли назвать в честь почитаемого лица, взяв его имя и сочетающееся с ним звание. Точно так же наличие в составе имени титулов наподобие малик , султан , шо "царь", "правитель" не могло служить основанием для причисления их носителей к царскому роду.

При обращении имя употребляли редко, а называли человека по должности, профессии или титулу: например, ремесленника именовали усто "мастер", богослова, служителя мусульманской церкви - шейх "старец", учителя - мударрис "преподающий урок". Обратиться к старшему по имени считалось бестактностью.

В период после установления в Средней Азии советской власти постепенно изменялась система таджикской антропонимии, что было связано как с ликвидацией сословных ограничений, так и с русским влиянием на таджикскую культуру и язык, и в частности на антропонимическую систему. Исчезли титулы и почетные прозвища, а вместо них появились фамилии, образованные по русской модели; такие наследственные имена до революции были редкостью. Вместе с тем среди новой таджикской интеллигенции стали распространяться фамильные имена с окончанием на и -зода "сын", "отпрыск". Фамилии этого типа встречаются и теперь, главным образом среди деятелей культуры (Каххори , Осими , Рахимзода , Турсунзода ).

В настоящее время в документах отчества с окончанием на -евич, -ович , т.е. созданные по образцу русских, есть почти у всех таджиков, но употребление таких отчеств еще не получило распространения среди таджиков в сфере повседневно-бытового общения. Вместо этого используются другие формы обращения. Так, сверстники называют друг друга обычно по ОИ с приставками, придающими имени оттенок ласкательности, уважения. Наиболее часто употребляются компоненты -бой , -джон , -хон , -шо для мужских имен и гул , джон , мо , нисо - для женских, которые, как правило, следуют за именем, например: Рахимбой , Мухаммадджон , Темурхон , Давлатшо , Сайлигул , Сороджон , Низорамо .

К старшим младшие обращаются соответственно разнице в возрасте собеседников при помощи следующих терминов родства и слов: ако , акоджон "старший брат", амак , амакджон или таго , тагоджон "дядя", ота , отаджон "отец", бобо , бободжон "девушка", апа , ападжон "старшая сестра", хола , холаджон "тетя", оча , очаджон "мать", биби , бибджон "бабушка". Если разница в возрасте не очень велика и отношения достаточно близкие, то допускается именование по сочетанию термина родства и имени, например: Рахимджонако , Кумриапа . В горных районах Таджикистана слово ако в изафетной (соединительной) форме акаи предшествует имени: акаи Рахим , акаи Сафар . В тех же местностях женщины называют друг друга по именам их детей, например: очаи Али "мать Али", очаи Рустам "мать Рустама".

В обращении к старшему по должности, по служебному положению имя, как правило, не употребляется. Так, например, председателя колхоза обычно называют раисака или акаи раис "председатель". Ученики и студенты называют преподавателей словом маллим "учитель". Эта почтительная форма обращения употребительна и в отношениях младшего к старшему в сфере науки, культуры, образования. Среди представителей интеллигенции старшего поколения принято называть друг друга домулло (этимология слова не совсем ясна, приблизительно означает "почтенный").

До сих пор еще бОльшую часть таджикского именослова составляют арабо-мусульманские имена. В сельских районах встречается множество сложносоставных имен, данных в честь пророка Мухаммада (обычно в стяженной форме - Махмадали , Махмадрахим , Махмадшариф , Холмат , Нурмат ), святого Али (Алишер , Раджабали , Курбонали ). Немало имен общемусульманских, таких, как Ибрахим , Юсуф , Якуб , соответствующие библейским Авраам , Иосиф , Яков . Нередки еще имена, связанные с Аллахом и его эпитетами: Абдулло "раб Аллаха", Абдуджаббор "раб Могучего", Абдулахад "раб Единственного", Абдулкарим "раб Щедрого" и т.п. Но часто компонент абду "раб" отбрасывается, и детей зовут просто Джаббор , Ахал , Карим . Особенно много имен, восходящих к званиям, титулам, например: Амир "повелитель", Имом "предстоятель", "ведущий молитву", Малик "царь", Мирзо "князь", Шо "царь". Такие имена часто присоединяют к другим распространенным именам: Амир + Али = Амирали , Имом + Али = Имомали , Малик + Шер = Маликшер , Мирзо + Мурод = Мирзомурод , Бек + Мухаммад = Бекмухаммад , Шо + Мансур = Шомансур .

В таджикском именослове нет четкого деления имен на мужские и женские. Окончание женского рода свойственно только некоторым именам арабского происхождения, образованным от мужских, например: Карим - Карима , Нодир - Нодира , Саид - Саида и т.п. Многие имена могут быть и мужскими, и женскими: Истад , Монад , Мукаддас , Нусрат , Саодат , Султон . С целью обозначения пола носителя такого имени и добавляют компоненты -бек, -бой, -хон, -шо и др., например: Истадбек , Монадбой , Мукаддасхон , Нусратшо , Саодатшо , Султонбек - мужские имена и Истадой , Монадгул , Мукаддасой , Нусрато , Саодатнисо , Султонгул - женские.

У таджиков часто принято называть ребенка по названию месяца рождения. Особенно употребительны в качестве имен названия трех лунных арабских месяцев: ашур , раджаб , сафар . Взятые отдельно, они могут быть только мужскими именами, а в сочетании с "женскими" компонентами становятся и женскими, например: мужское Ашур и женские Ашургул , Ашурмо , мужское Раджаб и женские Раджаббиби , Раджабгул , Раджабмо , мужское Сафар и женские Сафарбиби , Сафаргул , Сафармо .

В разных районах Таджикистана существуют свои особенности употребления имяобразующих элементов. Так, в Северном Таджикистане "мужской" элемент -хон служит отличительным признаком женских имен; жители верховьев Пянджа дают девочкам имена с окончанием -султон , в то же время Султон- вначале имени встречается, как правило, в мужских именах, поэтому Бахтсултон считается женским именем, а Султонбахт - мужским.

Различные факторы влияют на выбор имени для ребенка. Очень часто детям дают имена, созвучные имени отца или старшего брата, например, мальчика нарекают Искандар , если имя отца Самандар или имя брата Каландар . Существуют традиционные имена для близнецов. Двух мальчиков-близнецов обычно называли Хасан и Хусейн (эти имена носили сыновья халифа Али), а девочек Фатима и Зухра (Фатима - имя дочери Мухаммада, а Зухра - ее прозвище). Мальчик и девочка - близнецы именовались, как правило, Тохир и Зухра . В последнее время эта традиция, восходящая к почитанию семьи пророка, постепенно отмирает.

Большинство имен таджиков имеет прозрачную этимологию, так как в их основе лежат апеллятивы. В таких случаях чаще всего ясен мотив наречения. Так, например, называя сына Санг "камень" или Табар "топор", родители при помощи имени выражают свои пожелания ему приобрести долговечность камня или силу топора. Точно так же имена, обладающие уничижительным значением, например Партов "отброс", Хошок "прошлогодняя трава", даются с умыслом: по представлениям таджиков, такие имена должны были обмануть злых духов. Значение большинства арабских имен остается неясным для самих нарекающих.

В настоящее время имена, похожие на прозвища, постепенно исчезают; одновременно уменьшается число чисто мусульманских, вроде Набикул "раб пророка", Мухаммадъер "друг Мухаммада". В городах родители называют детей чаще всего в честь героев национального эпоса "Шахнаме", а также именами персонажей народных сказок, например: Рустам , Сухроб , Тоджбону , Зебопари . Намечается тенденция к уменьшению общего числа имен. Растет частотность имен Фируз , Парвиз , Гулнор , Фаррух , Алишер .

В современном именнике таджиков нередко встречаются русские имена, например: Владимир , Игорь , Сергей , Галина , Елена , Светлана . Их носят обычно дети, родившиеся от смешанных браков. Иностранные имена, такие, как Эрнст , Клара , Роза , дают детям в честь деятелей международного рабочего движения Эрнста Тельмана, Клары Цеткин, Розы Люксембург.

В формуле письменного обращения в дореволюционное время избегали употреблять имя адресата, заменяя его соответствующим титулом, званием. Сейчас этих ограничений нет. Но и в наше время еще при обращении к старшему предпочтительно пользоваться не именем, а формами вежливого именования "уважаемый", "дорогой", "домулло", "милостивый домулло" или "дорогой муаллим (учитель)". Люди одного поколения строят обращение друг к другу при помощи формулы "дорогой брат + имя", "дорогой друг + имя". Употребление имени без компонента, придающего оттенок уважительности или ласкательности, считается фамильярным.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...