Главная ценность национальной политики. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире.

Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни социума должен осуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру.

Основное достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:

1. развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности российского государства;

2. развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян;

3. обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

4. достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

5. поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья;

Этнополитическая проблематика поднялась по значимости до уровня оборонной и внешней политики. Во второй половине 90-х годов ХХ в. федеральной власти в какой-то мере удалось предотвратить разрастание этнического сепаратизма, локализовать его и создать условия для спада этнического экстремизма. Но концепция государственной национальной политики 1996 года не стала действенным ориентиром для органов государственной власти в решении этнополитических проблем. В 90-х годах в целом государственная национальная политика носила, с одной стороны, реактивный характер, опаздывая реагировать на уже проявившиеся проблемы и конфликты; с другой стороны, была фрагментарной, направленной на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста. Учитывая эти обстоятельства, государственная национальная политика России начала XXI века должна быть превентивной, предвидящей наиболее опасные этнополитические проблемы, и целостной, предусматривающей решение данных проблем в рамках единой программы.

Однако при всех недостатках этой концепции национальной политики, ее можно определить как более демократичную, чем та, что осуществлялась в предыдущие десятилетия. Это просматривается через идеологемы, выражающие суть национальной политики и национальных отношений. Например, в ней отсутствует прежде широко применявшаяся формула “нации и народности” и предлагаются для употребления понятия “российская нация” или “многонациональный народ России”. Тем самым ей придается политический смысл (то есть, речь идет о гражданах России), а не этнический.

В большинстве стран мира термин “нация” имеет политический, гражданский смысл. В нашей же отечественной традиции нация понимается как высший тип развития этноса, то есть, социально-культурная общность. Ныне среди российских исследователей постепенно утверждается понимание нации как политической общности. Идеологема ”российская нация” при тактичном, умелом ее применении может стать одной из ценностей, способствующих интеграции российского общества.

Или другой пример. В прежних конституциях страны декларировалось равенство всех наций и народностей. В новых документах говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. Предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру. Но осуществление равенства народов в жизни нереально.

Вполне демократична позиция и в отношении этнической идентификации: право каждого гражданина “определять и указывать свою национальную принадлежность без принуждения извне”. Как оказалось впоследствии, в некоторых регионах России граждане хотят сохранить привычное “принуждение”, то есть оставить пятую графу в личном документе.

В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Cуществует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.

Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений. Однако, как показывают результаты экспертных опросов, ее рейтинг среди специалистов отнюдь не высок. Так, участники учредительного съезда Ассамблеи народов России, состоявшегося в июле 1998 года, оценили её следующим образом: “То, что концепция государственной национальной политики даёт все основания для последовательного политического решения проблем межнациональных отношений, отметили всего 5% опрошенных; 56% считают, что она до сих пор остаётся документом заявленным, но не реализованным в практической деятельности властных структур различных уровней в Центре и на местах» (1, c.7). В связи с неудовлетворительным уровнем концепции 1996 года, её теоретическая разработка продолжается.

В целях создания законодательной базы, всесторонне обеспечивающей реализацию государственной национальной политики РФ в отношении всех народов, были разработаны и приняты федеральные законы “О национально-культурной автономии” (№ 74 - ФЗ от 17.06.96 г.), “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” (№ 82 - ФЗ от 30. 04.99 г.), Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Проходят подготовка и слушания и других законов. Например, в феврале 2001 года проведены парламентские слушания проекта закона “Об основах государственной национальной политики Российской Федерации”, 25 мая 2001 года - проекта федерального закона “О русском народе”. Учитывая проблемы, возникшие в практике деятельности национально-культурных автономий РФ, Минфедерации России разработал проект «О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона “О национально-культурной автономии”», который предлагает дополнить правовые механизмы реализации прав и свобод в сфере национально-культурного развития.

Национальная политика должна учитывать не только анализ диалектики национальных интересов в их конкретности, но также и учитывать меняющиеся национальные настроения. В проекте федерального закона “Об основах государственной национальной политики Российской Федерации” выделяются следующие основные принципы государственной национальной политики:

Сохранение государственной целостности и федерального устройства Российской Федерации;

Равенство прав граждан и народов РФ на национальное развитие;

Признание единства российского общества;

Свободное определение каждым гражданином своей национальной принадлежности;

Соответствие законов и иных нормативных актов в сфере национальной политики, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ;

Неотвратимость наказания за разжигание межнациональной вражды, оскорбление чести и достоинства по этническому признаку;

Признание объединяющей роли русского народа, его языка и культуры;

Взаимодействие органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с общественными объединениями, национально-культурными автономиями всех уровней, национальными этнокультурными общественными организациями, общинами.

Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям. Можно выделить и другие принципы, которые могут быть положены в основу государственной национальной политики:

Принцип национального паритета и межнационального партнерства - состоит в признании всех народов России государствообразующими и в утверждении того, что ни один народ не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами;

Принцип национальной самоорганизации - означает создание государством условий, позволяющих представителям разных народов самостоятельно определять и реализовывать свои национально-культурные потребности;

Принцип национального патернализма - состоит в обязанности властей всех уровней защищать права человека в национальной сфере и оказывать поддержку наименее защищенным этническим группам, категориям этнических беженцев, переселенцев.

Ныне выделяются следующие аспекты национальной политики: территориальный, демографический, экономический, социальный, культурный, социолингвистический, конфессиональный, психологический. В проекте федерального закона также выделяется 5 основных блоков взаимосвязанных направлений государственной национальной политики. Это:

Содействие национально-культурному развитию народов;

Содействие формированию равноправия граждан и народов на национальное развитие;

Совершенствование федеративных отношений;

Предотвращение межэтнических, в том числе этнополитических и этнотерриториальных, конфликтов и кризисное управление этими конфликтами;

Поддержка соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Теоретически равноправие народов означает отказ от разделения на титульный и нетитульный народ, национальное меньшинство или большинство и другие противопоставления. В строго терминологическом смысле равенство народов означает отказ от практики закрепления в той или иной, в том числе и в чисто символической, форме разного статуса национальных субъектов РФ.

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:

Формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;

Распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

Сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

Обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;

Укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

Учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности (2, c.25).

Русский вопрос - самый важный в рамках российского национального вопроса. “Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности”. Это положение определяет историческую роль русского народа, который, в силу соответствующей национальной политики СССР, официально не считался объектом национальной политики. Лишь в мае 1945 года была оценена заслуга русского народа в войне с Германией (см. Приложение №1).

До 1917 года официальное имя России было “Всероссийская Империя“. В ее Конституции употреблялось также наименование “Государство Российское”. Это было многонациональное государство со многими вероисповеданиями, обладавшее гибкими конституционными формами, допускавшими разнообразные конфедеративные отношения (например, с Финляндией, с частью Польши) и даже княжества с собственными монархами, как, например, в случае хана Нахичеванского. Этот многонациональный характер отражался также в имперских паспортах, каковые не только аккредитировали имперское гражданство, общее для всех жителей России, но также национальность и вероисповедание каждого гражданина, в согласии с собственным волеизъявлением каждого. Среди граждан Российской Империи были подданные нерусских и даже неславянских национальностей, которые в паспортах значились русскими по их собственному желанию. Вследствие этого наименование “русский” употреблялось в самом широком понимании этого слова: русскими именовались все русские граждане, которые так себя называли сами, даже если у них было иное этническое происхождение. Русская культура и русское государство не признавали национальной и расовой дискриминации, так как по своему духу были антирасистскими.

Проблемы национально-культурного развития русского народа становятся всё более актуальными. Это происходит потому, что в концепцию национального строительства России не введена национальная программа русского народа, так как в отношении русского народа отсутствует государственная политика - политика, которая бы объявила русский народ единым на всей территории России, бывшего СССР и во всём мире, как это сделал Всемирный третий Собор русского народа. Без этой политики Россия будет дробиться и дальше. Этот вопрос поднимается с особой остротой, в том числе и в связи с болезненной трансформацией в ряде национально-государственных образований РФ русских как этнического большинства в этническое меньшинство.

Отсутствие у русского народа своей государственности, отличной от общероссийской, вносит объективные противоречия и в государственное устройство России как федерации. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67% населения представлено одной национальностью, является мононациональным. С этой позиции, Россия - хоть и полиэтническое, но мононациональное государство. Русский народ, составляя большинство населения страны, является в России системообразующей нацией. От положения и национального самочувствия русских во многом зависит национальная безопасность государства в целом. У русских сейчас на первом месте стоят задачи улучшения их положения в обществе, т.е. повышения качества жизни по всему спектру существующих проблем национального бытия - от социально-экономических до духовно-нравственных. Причём доминирующими являются потребности повышения национальной солидарности и уровня государственной защищённости русских.

В ноябре 1998 года прошли парламентские слушания “О концепции и разработке государственной программы национально-культурного развития русского народа”, проведенные комитетом Госдумы по делам национальностей. В выступлении первого зам. министра В. Печенева был признан факт принижения роли самого крупного народа страны и было высказано предложение о целесообразности рассмотрения вопроса о пропорциональном принципе формирования властных структур. На слушаниях было отмечено, что национальные отношения представляют сегодня немалую опасность для страны. В результате отсутствия русской программы и реализации “Закона о суверенитете” разорвано историческое национальное пространство русского народа, русского языка, по всей территории России методично нанесён удар по возрождающемуся православию. Между тем, православие является духовным скрепом нации.

Рассматривать вопрос о русском народе необходимо в общем контексте состояния и перспектив разрешения всего комплекса национальных проблем, от которых зависят судьбы российского федерализма. Сам факт проведения парламентских слушаний по вопросу “О концепции государственной программы национально-культурного развития русского народа” говорит о том, что русская проблематика, наконец-то, перестала быть предметом политических спекуляций и всё более становится, с одной стороны, предметом серьёзного изучения, а с другой, - существенным фактором национальной политики. Необходимо отметить, что, хотя принципиальные подходы к проблеме русского народа сегодня определены “Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации”, одной её явно недостаточно. В русской национальной среде накапливается сильное внутреннее напряжение, которое просто необходимо снять. Одно из средств снятия такого напряжения, я вижу в подготовке “Государственной программы национально-культурного развития русского народа”. У меня нет сомнений в том, что такая программа необходима.

Национальный вопрос в советское время отождествлялся, по сути дела, лишь с проблемами нерусского населения, национальными меньшинствами. Русский народ не только выводился “за скобки” национальной политики, но был объявлен Лениным чуть ли не основным виновником того неравноправия наций, которое существовало в Российской империи и стало одной из причин (хотя и не главной) её распада. Из фальшивой идеи о коллективной ответственности русского народа за национальное неравенство в России выводились требования о необходимости создания за его счёт целой системы преимуществ для нерусских. Русские в российском государстве оказались фактически в неравном с другими народами положении. В советское время попытка поставить русский вопрос как актуальную проблему вызывало у одних неприятие под влиянием интернационального учения, провозгласившего слияние наций целью социализма; у других приравнивалась к антисемитским проискам черносотенцев; а третьи (их, пожалуй, больше всего было среди самих русских) вообще не замечали этой проблемы. Между тем, очевидно, что от благополучия русского народа, составляющего более 4/5 населения страны, зависит в огромной мере общее состояние межнациональных отношений в России. Вот почему у нас главное содержание национальных отношений объективно определяет русский вопрос. (3, c.130). Главной же бедой России специалист по национальным процессам Р. Абдулатипов считает то, что “национальная политика не свободна от влияния толстосумов...” (8, с.5).

В феврале и мае 2001 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по законопроекту “О русском народе”. В проекте Комитета по делам национальностей ГД РФ говорится, что федеральный закон “О русском народе” определяет правовые основы статуса и развития русского народа, сыгравшего исторически главную, объединяющую роль в создании единого многонационального Российского государства. Составляя абсолютное большинство населения страны, он и сегодня является его основой, и при этом не имеет иной формы государственности, кроме общероссийской. В законе закрепляются основополагающие правовые принципы для выражения и защиты государственных интересов русской нации, предотвращения её депопуляции, обеспечения самобытного национально-культурного развития, достижения адекватного представительства русских во всех федеральных и местных органах законодательной и исполнительной власти, в учреждениях образования, культуры и средствах массовой информации Российской Федерации, восстановления единства русского народа, разрушенного в результате обвального распада СССР (4, с.10).

17 декабря 2001 года в Государственной Думе России прошел “круглый стол” на тему “Представительство народов в органах государственной власти и органах местного самоуправления”. Участники этого форума констатировали, что одной из основных и наиболее эффективных форм реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, формирования правовой базы регулирования межнациональных отношений, важнейшим залогом стабильности в стране, гарантией межнационального согласия является фактор представительства российских этнических общностей в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Отмечалось, что при формировании органов власти разных уровней необходимо учитывать этнический фактор, а в представительстве российских народов в системе власти должен быть выдержан принцип пропорционального представительства с выделением определенной представительной квоты для каждого из народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации. Подчеркивалась необходимость “добиваться искоренения негативных сторон процесса этнизации органов государственной власти и органов местного самоуправления, в частности, “вымывания” из государственного аппарата русских и русскоговорящих государственных служащих. И рассматривать представительство народов России как неотъемлемую часть процесса демократизации российского общества”.

В ходе дискуссии, развернувшейся в зале заседаний, было констатировано следующее: “Принцип национально-пропорционального представительства повсеместно нарушается с огромным ущемлением прав русских - взять хотя бы национальный состав Государственной Думы, где русских непропорционально мало. Есть и проблемы при формировании кадров исполнительной власти. Как отметил зав.кафедрой кадровой политики РАГС А. И. Турчинов, что стоит только «национальному кадру» попасть на вершину министерства, ведомства (возьмем Министерство внешнеэкономических связей или ныне покойный Миннац), как эти инстанции сразу преображаются, наполняясь кадрами одной с ним национальности, вытесняющими русских и других работников. Председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы В.И. Никитин констатировал, что в национальных республиках вытеснение русских из всех сфер законодательной и исполнительной власти достигло непристойного апогея, и эту диспропорцию необходимо устранять”(5, с.2).

Раньше русской проблеме почти не уделялось внимания в практике управления. В Государственной Концепции она упоминается только в связи с задачей использования русского языка как общегосударственного. До сих пор проблемы русских вызывают у управленцев неоправданную стыдливость и опасения, что любые проявления интереса к ней могут стать поводом для обвинения в шовинизме. Между тем, от разрешения этой проблемы во многом зависит возможность предотвращения и периферийного этнического сепаратизма, и межнациональных конфликтов.

Русская проблема имеет сейчас несколько основных проявлений. Это продолжающийся отток русского населения из большинства регионов России, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интересов. И недостаточное участие русских в политической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численно наибольшей этнической общностью, как по причине существующих в некоторых республиках политико-правовых ограничений, так и в силу собственной слабой политической активности и самоорганизации. И проблема адаптации вынужденных переселенцев из других стран к новым условиям проживания в регионах России. А также ухудшение общего психологического самочувствия русских.

В национальной политике России остро стоит проблема коренных малочисленных народов (КМН). В России к коренным малочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255, отнесены 63 народа. Это особая группа этносов, проживающих в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. Ввиду недостаточно продуманной государственной политики, равнодушия к их проблемам, патерналистской политики и промышленной экспансии, самобытность малочисленных народов оказалась под угрозой.

В последние годы созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных народов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены на конституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). В 1996 году принят закон “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера”. В 1999 году принят федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ” и в 2000 году - федеральный закон “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”, обогатившие правовую базу статуса КМН. Но, несмотря на все недостатки законодательства, более серьезной проблемой является его осуществление на практике.

Деятельность КМН также может быть урегулирована государством не только с помощью закона, но и договором. Использование при регламентации деятельности КМН публично-правового договора успешно применяется за рубежом, например, в Канаде. В России на государственном уровне впервые такая возможность упоминается в постановлении Государственной думы от 26 мая 1995 года “О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”, в котором предлагается рассмотреть вопрос о создании системы договорных отношений Правительства РФ с территориальными объединениями общин коренных народов. В пункте 8 Концепции государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти (февраль 2001 г.) признается возможность и необходимость заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления и федеральным центром.

Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне и в общественном сознании получила развитие идея договорного правового регулирования взаимоотношений КМН как возможного варианта их существования в современном мире. Хотя в практической деятельности в этом направлении сделано мало, тем не менее, создание и работа общественных объединений КМН, в первую очередь Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в центре и в регионах их проживания, развитие общин, попытки культурного самоопределения, создания представительных органов власти из коренных народов и борьба коренных народов за конституционные права “на исконную среду обитания и традиционный образ жизни”, в конечном итоге могут привести к созданию достойных условий жизни для коренных малочисленных народов. Автономные округа стали неэффективны как формы социального патронажа над коренными малочисленными народами, а автономный статус округов часто используется пришлым этническим большинством для эксплуатации природных ресурсов данных территорий.

Предметом особого внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа (См. приложение № 2).

В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ).

Культурный аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем. В качестве примера можно привести факт, что только в Краснодарском крае в 2003 году в управлении юстиции зарегистрированы три грузинских национально-культурных общественных объединения: в Новороссийске - Грузинское культурно-просветительское общество “Сакартвело”, существующее с 1997 года, в Краснодаре - Краснодарская региональная общественная организация «Грузинская община “Иверия”», с 1999 г., в Сочи - Краснодарская краевая общественная организация «Грузинский культурный центр “Иверия”», с 1999 г.). Наделение НКА какими-либо политическими правами в современной ситуации опасно.

В контексте реабилитации репрессированных народов Минфедерации России обеспечивает работу межведомственной комиссии по проблемам турок-месхетинцев, проживающих на территории России.

Минфедерации России в качестве государственного заказчика участвует в реализации ряда федеральных целевых программ, направленных на осуществление государственной поддержки культурного возрождения и развития народов России: “Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 - 2006 годы”, “Социально-экономическое развитие республики Калмыкия и национально-культурное возрождение калмыцкого народа на 1997 - 2002 годы” и другие программы.

Этнические проблемы тесно связаны с проблемами федерализма, что придает им особую актуальность. Жизнь, в том числе и опыт национальной политики в СССР, показали, что искусственное нациестроительство ведёт к противоречиям между этносами и государством. Этнократические процессы наносят явный ущерб территориальной целостности России, затрагивая геополитические процессы. Проблемы федерализма относятся к числу наиболее сложных и многогранных. Но они являются ключевыми для дальнейшей судьбы России. Без оптимально построенной государственной национальной и региональной политики невозможно проводить любые социально-экономические и политические преобразования. Пока неустойчива ситуация в сфере федеративных и межэтнических отношений, невозможно преодолеть системный социально-экономический кризис, а межэтническое согласие всё-таки обеспечивает какой-то минимум стабильности и позволяет вести деятельность в направлении реформирования.

Однако в отношении федерализма среди его исследователей нет единого понимания, что он является, прежде всего, средством оптимального регулирования межэтнических отношений, обеспечения многообразных форм государственного строительства с учётом культурных и правовых традиций народов, населяющих Россию. Все существующие в мировой практике модели устранения противоречий между целями этнонационального и общегражданского развития в рамках федеративных государств сводятся к двум основным направлениям - адаптационному и унификационному. Унификация может проявляться в строительстве федерации на основе этнического федерализма или на полном устранении этничности из федеративных отношений, т.е. на так называемой губернизации федерации. Для нас этнический федерализм неприемлем тем, что может усилить вытеснение русских и национальных меньшинств из республик и породить этнические чистки. Губернизация федерации неосуществима (во всяком случае, в ближайшие десятилетия) из-за сопротивления этнических элит, у которых сохраняется возможность мобилизации населения республик на открытую борьбу с федеральным центром. В современных условиях разумнее “не ломать сложившиеся формы федеративных отношений, а полнее адаптировать их к обслуживанию как национальных, так и общегражданских задач развития российского общества. Подобный подход может быть реализован в сценарии “этнополитическая интеграция”, предусматривающем сохранение этнической специфики регионов и “достраивание каркаса” единых связей и отношений в рамках федерации” (6, с.217).

Наибольшее политическое значение имеет государственный язык, которому государство оказывает поддержку и развивает его. В нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные языки. Государственный язык иногда меняется, в связи с изменением этнической или социальной ситуации, утратой государством суверенитета. Так, в Византии с IV в. господствовала латынь, с VII в. до гибели империи — греческий. В странах с численно доминирующим языком официальный язык, как правило, с трудом принимается этническими меньшинствами, а региональные языки получают большое распространение. В этнически пестрых странах государственный язык распространяется более широко и с большей легкостью.

Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. При мозаичной этнической структуре на роль такого языка зачастую выбирается язык, не совпадающий с автохтонными языками. В Индии таковым является английский язык, хотя более распространен здесь хинди. Намерение изменить официальный английский язык, заменив его на хинди, вызвало движения протеста тамилов и бенгальцев (1965 г.). В бывших колониях в этой роли часто выступает язык прежней метрополии. В СССР языком межнационального общения был русский.

Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса языка в обществе. Она обеспечивает условия для функционирования языков, определяет сферы распространения, возможности соответствующих исследований. Соответствующие решения по языковому вопросу затрагивают коренные интересы этноса — культурные, социально-политические и пр. В авторитарных режимах языковая политика осуществляется в насильственных формах, сопровождается навязыванием официальных языков и ограничениями на использование родных языков. Языковая политика в демократических государствах опирается на принципы равноправия языков, языкового самоопределения личности, создает широкие возможности для использования родных языков, хотя и ограничивается соответствующими ресурсами и конкретными условиями. Для обозначения языковой политики используется термин “языковое строительство”, предполагающее выбор языка, определение его норм, использование в названиях улиц, селений и т.п. Языковая политика представляет собой направление социальной, культурной, образовательной, издательской и, особенно, национальной политики, осуществляется как в форме отдельных мероприятий, так и в их комплексе, направляется законодательными актами.

Языковая политика воплощается в Конституциях с указанием на государственный язык. В некоторых странах проводится политика двуязычия (билингвизма) или многоязычия (полилингвизма). В этих случаях к родному языку, наделенному государственным статусом, добавляется язык межнационального общения, а также какой-либо иностранный язык. Например, в Бирме (Конституция 1974 г.), Пакистане (Конституция 1973 г.) или Иране (Конституция 1979 г.) - один государственный язык, в Швейцарии - четыре национальных языка и т. п. Конституция России (1993 г.) провозгласила право на сохранение родного языка, гарантировала условия его изучения и развития. В Татарии и Северной Осетии приняты два государственных языка - соответственно, татарский и русский, осетинский и русский.

Наибольшей силой отличается языковая политика в отношении государственного языка, который является монополией официальной сферы коммуникации, всячески поддерживается и стимулируется государством. С этой целью создаются соответствующие структуры — переводческие, документооборота, вводятся экзамены на доступ к административным должностям и т. п. Вопрос о выборе государственного языка наиболее характерен и остр для стран, которые обрели независимость. Требования языковой политики состоят в необходимости изучения языка, определении сфер его распространения — обучения, издания и т. п. Общая ее направленность связана с поддержкой определенного народа: в России языковая политика имела форму русификации, коренизации, в арабских странах — арабизации и т. п. Языковые репрессии, ограничения и запреты, вводимые доминирующими этническими элитами, вызываются стремлением к социальной и политической интеграции общества, повышению его стабильности. Правящая элита постсоветских государств использует язык для расширения своего влияния, создавая языковый фильтр для очищения престижных социальных ниш и ограждения от нежелательных этнических контрагентов.

В любом государстве языковая политика всегда есть отражение политики государства. Она проявляется, осуществляется через систему конкретных государственных мероприятий. Языковая политика, как правило, сводится к следующим основным направлениям:

Ликвидация неграмотности;

Выбор и установление государственного (официального) стандартного языка;

Определенное положение других языков по отношению к государственному языку;

Определение сфер и типов языковых состояний и ситуаций каждого из языков;

Кодификация и совершенствование содержания государственного языка.

5 февраля 2003 года Государственная Дума России приняла в третьем, окончательном, чтении закон “О государственном языке Российской Федерации” (ранее, в первом чтении, он был принят под названием “О русском языке как государственном языке РФ”.) За принятие закона проголосовали 248 депутатов при необходимом минимуме в 226, 37 человек были против, один воздержался. Закон направлен “на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории” страны. В статье 1-й отмечается, что в соответствии с Конституцией РФ, государственным языком на всей территории России является русский язык. Закон накладывает ряд ограничений при использовании русского языка как государственного, в частности, “не допускается использование просторечных, пренебрежительных и бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке”. В законе обозначены сферы использования государственного языка. Обязательному использованию он подлежит в деятельности и наименованиях органов власти, в конституционном трудопроизводстве, в официальной переписке, при наименовании географических объектов и оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Кроме того, государственный язык, в соответствии с законом, должен использоваться в рекламе. Предусмотрено, что нарушение закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях.

Литература:

Иванов В.Н. Россия федеративная (кризис и пути его преодоления). М., ИСПИ РАН, 1999.

Акиева М.Х. Взаимодействие культур как фактор политической консолидации общества / Духовно-культурные процессы в современной России. М., 1998.

Интервью с заместителем министра национальной политики РФ В.А. Печеневым / Этнографическое обозрение, 1999, № 3, с.130 - 132.

Проект / Национальная газета, 2001, № 4 - 5.

Представительство / Национальная газета, 2002, № 6 - 7.

Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века. Майкоп, Изд-во “Адыгея”, 2002, 443 с.

Русский Вестник, 2003, № 4.

Северный Кавказ, 2000, № 8

Приложения

Приложение № 1

ТОСТ В ЧЕСТЬ РУССКОГО НАРОДА

Выступление И. В. Сталина на приеме в Кремле 24 мая 1945 года (7) в честь командующих войсками Красной Армии.

Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа, и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю этот тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы уже сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верит в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!”

Ps.: К сожалению, в последующие десятилетия об этих хороших словах в адрес русского народа руководством страны было забыто.

Приложение № 2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о ситуации в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений
(извлечения)

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает обеспокоенность в связи с ситуацией в Краснодарском крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений и создающей угрозу национальной безопасности России.

На территории Краснодарского края находится большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства, многие из которых пребывают в Российской Федерации незаконно.

Безвизовый режим и упрощенный порядок пересечения государственной границы Российской Федерации на отдельных ее участках усиливают поток незаконных мигрантов из государств - участников Содружества Независимых Государств. В системе государственных органов исполнительной власти Российской Федерации отсутствует уполномоченный орган, отвечающий за формирование, проведение и совершенствование государственной миграционной политики.

Вместе с тем неоправданно затягивается процесс репатриации в Грузию турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Российской Федерации.

В связи с этим в Краснодарском крае наметился заметный этносоциальный перекос с возможными политическими последствиями, характеризующийся нарастающей численной диспропорцией коренного населения края и мигрантов, что создает условия для межнациональной напряженности среди жителей края.

Решение демографических и межэтнических проблем в Краснодарском крае сдерживается, с одной стороны, отсутствием действенных законодательных механизмов регулирования миграционных процессов, с другой стороны, исполнением не в полной мере нормативных правовых актов, ранее принятых органами государственной власти. Необходимость скорейшего решения проблем, связанных с незаконной миграцией, неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, Советом Безопасности Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Несмотря на это, проблемы незаконной миграции, которые уже вышли за рамки региональных проблем, остаются нерешенными.

Заслушав и обсудив информацию, подготовленную рабочей группой Совета Федерации по изучению ситуации в Краснодарском крае, созданной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 мая 2002 года № 175 рп-СФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве приоритетного...проект федерального закона “О государственном регулировании миграции в Российской Федерации”, в котором предусмотреть участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении квот, ограничивающих обустройство мигрантов на территориях субъектов Российской Федерации, возможность временного отселения отдельных категорий граждан, иностранцев и лиц без гражданства из районов конфликтных ситуаций и экологических угроз, условия создания в отведенных государством территориях мест временного поселения незаконных мигрантов... активизировать действия, побуждающие Грузию к скорейшему обеспечению условий для репатриации в Грузию турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Российской Федерации.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке проекты федеральных законов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации.

3. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществлять действенный надзор за исполнением Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Тысячелетиями в отношениях между народами правящая элита провозглашали короткий и жесткий принцип: «разделяй и властвуй». Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Османской и др.). По сути дела, к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный), решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.

Что же такое национальная политика вообще и демократическая в частности? Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации?

Прежде всего, о терминах. Термин «национальная политика» как политика в сфере этнонациональных отношений традиционно употребляется в России (в СССР тоже употреблялся) в научной, политической, правовой литературе. Этот же термин в значении политики в отношении национальных меньшинств и коренных народов используется и в других странах (Китай, Вьетнам). Однако в большинстве государств мира чаще применяется термин «этническая политика» (этнополитика). В, странах Запада термин «национальная политика» является синонимом понятия «государственная политика». Следовательно, смысл понятия «национальная политика» в западных странах иной, совсем не такой, каким он представляется в России. Исходя из этого, в данном разделе употребляется традиционный для России термин «национальная политика».

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Важной задачей многонационального, полиэтнического государства является оптимизация межнациональных, межэтнических отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным предназначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Целью национальной политики может быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального, национальный суверенитет и т.д.

По направленности можно говорить о демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной, тоталитарной, разрушительной, реакционной национальной политике.

Среди форм и методов осуществления национальной политики можно отметить насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, «разделяй и властвуй».

Результатами национальной политики могут быть согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь.

Национальная политика, как и всякая другая, структурно может состоять из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В ней следует различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, и задачи ближайшего характера. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий.

При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.

Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития . Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.

Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием национальных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.

В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход . При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этносов, их государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т.п.

Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу, независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или национальной среде.

Наконец, при формировании национальной политики необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как положительный, так и отрицательный опыт. Вместе с тем, принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.

Национальная политика

1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними;

2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и реализацию национальных интересов всех этнических общностей.

Н.п. - один из наиболее очевидных путей некон-фронтационного политического развития государства; наиболее конструктивный способ разблокирования хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов, достаточно длительный социальный процесс, включающий несколько этапов и требующий встречных усилий всех участвующих в конфликте сторон. Главный смысл Н.п. в координации национальных интересов как предпосылке их реализации.

Н.п. возникла как особое направление государственной политики при формировании национальных и многонациональных государств в Европе. Провозглашенный Великой Французской революцией "принцип национальности", согласно которому каждый народ су-веренен и имеет право на создание своего государства, способствовал росту национализма и сепарационных тенденций в этническом развитии Европы. При этом интересы нации обычно отождествлялись с интересами представляющего ее государства и почти неизбежно противопоставлялись интересам других этносов.

В России после октябрьской революции 1917 г. была создана концепция национально-территориальной автономии, предусматривающая право нации на самоопределение в пределах занимаемых территорий, вплоть до политического отделения и создания собственной государственности. При этом процесс создания национально-государственных образований не разрешил национальных проблем вследствие сильного территориального смешения народов (см.: ), а также часто неотчетливости этнического самосознания и др. причин. Этот подход породил рост национального сепаратизма и создал почву для этнических конфликтов. Те же проблемы характерны для некоторых стран Восточной Европы.

В экономически развитых странах с середины XX в. происходит уменьшение роли этничности в жизни государства, преобладающим становится направление Н. п. на социальную интеграцию общества при сохранении языкового и культурного плюрализма составляющих его этнических групп. При этом этнокультурные потребности меньшинств этнических могут удовлетворяться путем создания национально-культурных автономий и национальных общин землячеств. Особыми правами могут быть наделены народы, ведущие племенной образ жизни, в целях их защиты от жесткого воздействия индустриальной цивилизации. По отношению к ним может проводиться патерналистская политика, состоящая в осуществлении спецгосударственных программ в области образования, здравоохранения, социального развития и т. п. В большинстве случаев, однако, стимуляция развития этноса возложена на его собственные национальные организации. Это направление Н. п. является нормативным для современного международного права и доминирующих идеологических и политических концепций и противостоит как тенденции к этнической гомогенизации общества путем ассимиляции этнических меньшинств, их депортации или истребления (геноцида), так и тенденции к ограничению межэтнических контактов (сегрегации).

Н.п.- это искусство. Она предполагает как глубинный анализ диалектики национальных процессов в их конкретности, так и учет меняющихся национальных настроений. Чем меньше национальные интересы учитываются и реализуются в национальной политике, тем более гипертрофированно они отражаются в массовом национальном сознании. В таких условиях национальные настроения перерастают в националистические. Это, в свою очередь, создает национально-популистский фон, который используется в политических целях некоторыми лидерами национальных движений.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "национальная политика" в других словарях:

    Национальная политика - Национальная политика политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.),… … Википедия

    Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в… … Финансовый словарь

    Национальная политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий. Национальная политика в сложных современных условиях… … Политология. Словарь.

    национальная политика - национальная политика, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений. Аналогично используемым за рубежом (где… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Национальная политика - В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных… … Словарь юридических понятий

    Национальная политика - Деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. Н.п. связана с языковой политикой … Словарь социолингвистических терминов

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - 1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними; 2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    национальная политика Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Национальная политика - Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Национальная политика России - Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

Книги

  • Национальная политика в России: XVI - начало XXI века. Учебное пособие , Перепелкин Л.С.. Книга посвящена истории национальной политики российских властей, начиная с XVI в., когда Россия начала приобретать имперские черты, и заканчивая распадом СССР. Отдельный раздел посвящен…

national politics, nationalities policy) - одно из наиболее сложных направлений общей внутренней и международной политики государства, партий и других субъектов. Государственная П.н. направлена на утверждение и укрепление экономического, социального, политического и культурного сотрудничества наций, этнических образований, удовлетворение их коренных интересов, демократизацию процессов развития национального сознания и самосознания, на предупреждение или эффективное разрешение межнациональных конфликтов. В соответствии со ст.26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

политика государства по отношению к различным национальностям, живущим в одной стране. В разное время и в разных государствах может менять характер от национального террора («погромы», этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства. Т. е. по своей сути, национальная политика - это политика многонационального государства по отношению к проживающим в государстве народам.

В Российской Федерации национальной политикой считается система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. На деле же все довольно банально. Любому малому народу, живущему на территории России, предоставляются любые права, вплоть до выделения территории под национальные государственные образования - даже для народов, чья численность не превышает и нескольких десятков тысяч человек, выделяются огромные территории, где представители этих народов имеют де-факто прав больше, чем представители любой другой национальности, в первую очередь русской. При этом зачастую в национальных образованиях Русских проживает больше, иной раз больше в несколько раз, чем представителей титульного народа. И при этом в конституции декларируется полное равенство, в том числе и не зависимо от этнической принадлежности.

Считается, что подобная национальная политика властей в России позволяет сохранить хрупкое межнациональное равновесие. Однако многие забывают, что подобная национальная политика в СССР, когда за счет прав Русского народа поощрялись всякие малые народцы, в том числе и абсолютно враждебные Русскому, привела к возникновению множества очагов напряженности, многие из которых вызвали прямые боестолкновения на почве межнациональной ненависти.

Вполне естественно, что в таких условиях любое проявление национального самосознания большого народа будет всячески подавляться - последуют любые обвинения, в первую очередь в великодержавном шовинизме. А преступления ненависти против представителей большого народа будут всячески замалчиваться, чтобы не разжигать эту пресловутую межнациональную рознь.

См. также: национальное государство, общепризнанный авторитет, социальная политика, экспертное мнение, экстремистские группировки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

Тема: « Национальная политика Российской Федерации как важнейший инструмент, укрепления целостности российского государства и гармонизации межэтнических отношений в регионах»

Букина Валерия Олеговна

Лясина Вероника Олеговна

Научный руководитель:

Санькова Тамара Дмитриевна

Введение

Россия - самая большая по территории страна, обладающая уникальным культурным многообразием. Вместе с тем, при всем богатстве этнокультурного многообразия у российского общества есть проблемы в сфере межнациональных отношений. Рост нетерпимости, межэтнической напряженности, религиозно-политического экстремизма, молодежного радикализма вызывает тревогу и общества, и государства.

Результаты проводимого Минрегионом России мониторинга межнациональных отношений показывают актуальность так называемого "национального вопроса" для российского общества. Количество публикаций в российских СМИ на эту тему имеет устойчивый тренд к ежегодному росту: со 367 тыс. в 2009 г. до 832 тыс. за неполный 2016 год. С 2006 по 2015 годы медийный интерес к "национальному вопросу" увеличился в 7,3 раза.

Тема национальной политики и национальных отношений нас заинтересовала. В своей работе мы постарались отразить основные принципы и осуществление национальной политики в РФ, на Ставрополье. Попытались проанализировать национальные отношения на территории Александровского района Ставропольского края.

Цель исследовательской работы - исследовать сложный процесс становления и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе региональный компонент её реализации

Задачи: политика национальный государство

1. Оценить деятельность руководства края и местного самоуправления по реализации национальной политики с целью регулированию межнациональных отношений;

2. Определить оценки населением состояния межнациональных отношений в Ставропольском крае.

Объектом исследования является государственная национальная политика как инструмент гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации.

Проблема - улучшение национальных отношений на Ставрополье.

Одним из направлений в исследовательской работе являются методы исследования:

1.Теоретические методы:

Фиксирование одной или нескольких интересующих сторон предмета изучения;

Анализ и синтез.

2.Эмпирические методы:

Наблюдение;

Сравнение.

3.Статистические методы:

Социологический опрос; метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы).

1. Понятие национальной политики. Задачи национальной политики

Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ - система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Государственная национальная политика - включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Так это принято понимать во всем мире.

Главной задачей национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

Ст. 26 Конституции гласит: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Основные цели и задачи национальной политики в РФ:

обеспечение условий для улучшения благосостояния народов через мобилизацию традиционного трудового опыта, сохранение и развитие национальных культур;

утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;

реализация и обновление федеративных отношений на основе конституционного распределения полномочий и эффективного их осуществления как важнейшего компонента построения нового демократического государства;

участие граждан всех национальностей в общегосударственном политическом процессе через широкое и справедливое представительство в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление больших и малых общин, этнических анклавов, малочисленных групп.

2. Национальная политика и национальные отношения на Ставрополье

Гармонизация межэтнических отношений в крае строится на базе отказа от навязывания административных методов в решении этнических вопросов. Органы государственной власти края исходят из того, что при разработке программы реализации государственной национальной политики должно уделяться внимание:

Учету традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности этносов, населяющих край;

Содействию развитию хозяйственной деятельности национально- культурных автономий;

Учету взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией.

На 01 января 2016 года население Ставропольского края составляет 2 800 551 млн. человек. На территории края проживают представители более 100 национальностей.

Русские, составляющие 89,04% населения края (2 232 153 млн. чел.), по-прежнему играют ключевую роль в его социально-экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.

Вторыми по численности являются армяне (161 324 тыс. чел.) - 6,4%. Они расселены по всей территории края. На третьем месте - даргинцы (49 302 тыс. чел.) - 1,97%. Численность греков (33 573 тыс. чел.), украинцев (30 373 тыс. чел.) составляет соответственно 1,3% и 1,2%. Численность других этнических групп составляет 0,09% от общего числа жителей края.

В целях дальнейшего совершенствования работы по реализации государственной национальной политики, комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества реализуется краевая целевая программа "Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы".

В качестве ее приоритетов выделяется:

Обеспечение стабильной социально-политической ситуации;

Объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений в гармонизации межэтнических отношений;

Противодействие национальному и религиозному экстремизму.

Социологический опрос проведенный, на территории Александровского муниципального района показал, что население волнуют проблемы безработицы, здравоохранения, невыплата заработной платы. 87% опрошенного населения выдвигают главную проблему - безработица, 73% называют плохое медицинское обеспечение, 71% обеспокоены загрязнением окружающей среды, 69% не достаточно высокими пенсиями.

На решение этих вопросов и направлена краевая целевая программа, с целью предотвращения этнических конфликтов. Программа является механизмом координации деятельности на направлениях этнокультурного и духовного развития Ставропольского края и поддержки диалога между органами исполнительной власти Ставропольского края и общественными, национальными и религиозными объединениями.

В ходе опроса респондентов Александровского муниципального района было выяснено, что 21 % опрошенного населения приходилось испытывать ущемление своих прав из-за своей национальности. 69 % не приходилось испытывать ущемление своих прав.

Анализ проведенного опроса показывает, фактор этнодискриминации в нашем районе имеет место быть и оказывает влияние на особенности межнациональных отношений.

3. Реализация национальной политики на территории Александровского муниципального района

Население Александровского района составляет 46 685 тысяч человек. На конец 2015 года национальный состав составляет 50 национальностей. Русские составляют 93 %, вторую позицию занимают цыгане - 1,4 %, армяне - 5,6 %. Таким образом, главной особенностью этнополитической и этноконфессиональной ситуации в Александровском районе состоит в том, что русские, составляющие 90 % играют ключевую роль в его социально- экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.

Одним из вопросов к жителям Александровского муниципального района был вопрос, касающийся оценки межнациональных отношений на территории района. 40 % респондентов как славянской, так и неславянской национальностей считают, что национальная напряженность имеет место, 29% опрошенного населения указывают на сильную национальную напряженность в районе, 6 % считают, что отношения стабильные.

Краевая целевая программа и план мероприятий администрации Александровского района направлен на обеспечение конституционного права, гарантирующего равенство граждан любой расы и национальности, формированию культуры межнациональных межконфессиональных отношений. 25 % опрошенного населения называют национальные отношения стабильными это свидетельствует о том, что постепенно происходит сглаживание межэтнических взаимодействий, переход этих отношений на качественно новый уровень, характеризующийся менее острыми противоречиями.

Для определения этнического самочувствия населения Александровского муниципального района необходимо изучить оценку степени учета интересов различных национальных групп в решениях руководства района.

Из 217 респондентов, в основном представители славянской национальности, отмечают, что интересы их национальной группы в решениях местных властей учитываются полностью (49 %), 4 % опрошенного населения считают интересы их национальной группы полностью игнорируются, на это в основном указывают представители неславянской национальности. Таким образом, проведенная обработка данных показывает, что среди русских участников опроса наблюдается тенденция к увеличению числа тех, кто удовлетворен защитой своих национальных интересов со стороны власти. В то же время среди представителей других национальных групп - к его уменьшению. В таких условиях становится возможным накопление отрицательных эмоций представителей других национальных групп жителей нашего района по поводу неравномерного учета их национальных интересов.

В целях реализации основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края при администрации Александровского сельсовета создан совет по вопросам межэтнических отношений. Положение утверждено Главой администрации Александровского, выработан план работы при администрации по вопросам межэтнических отношений на 2016 г. Главной задачей работы Этнического совета является урегулирование межнациональных отношений на территории райцентра на уровне делегатов от Этнических групп входящих в Совет.

Респондентам разных национальностей было предложено ответить на вопрос: смогут ли они принять участие в конфликте в интересах своей национальной группы?

43 % опрошенных ответили отрицательно, 17 % - зависит от обстоятельств, 15 % - затруднились ответить и 13 % высказали готовность отстаивать интересы своей группы вплоть до включения в национальный конфликт. Причем положительный ответ был дан людьми разных национальностей. Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о восприятии большим количеством населения Ставрополья представителей различных национальных групп. Что является важным показателем развития процесса взаимодействия представителей различных народов.

Приоритетным направлением в работе Этнического совета является воспитание молодежи различных национальностей на основе обмена культурными ценностями, создание предпосылок для уважения и терпимости между народами на этой основе.

Молодому поколению Александровского муниципального района был предложен вопрос, в ходе социологического опроса, - «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?».

Как показывает сравнительный анализ - 64 % опрошенного населения указывают, что они не испытывают неприязни к людям другой национальности, 21% испытывают неприязнь и 15 % затруднились ответить.

Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о снижении межэтнической неприязни у жителей Александровского района. Опасение вызывают граждане, которые испытывают неприязнь к людям другой национальности. Поэтому необходимо органам местного самоуправления, общеобразовательным учреждениям проводить наиболее активную разъяснительную работу среди молодежи о толерантном отношении между народами, формировать Этнические советы во всех муниципалитетах Александровского района.

Заключение

Таким образом, обозначенная в работе проблема реализации национальной политики и национальных отношений на территории РФ находится на стыке различных подходов в изучении сферы межнациональных отношений как таковой и механизмов ее регулирования как управленческой проблемы.

В ходе исследовательской работы, познакомились с нормативно - правовой базой по реализации национальной политики на территории Ставропольского края, Александровского муниципального сельсовета. Изучили и проанализировали, на основе социологического опроса, проводимые мероприятия по предотвращению этноконфликтов Александровским муниципальным сельсоветом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в качестве теоретической основы преподавания в общеобразовательных учебных учреждениях на уроках гуманитарного профиля. Анализ социологического опроса по проблеме национальных отношений может быть востребован органами местного самоуправления, для разработки новых и совершенствования существующих концепций, платформ и программ действий в области национальной политики.

Новизна исследования заключается в авторском обобщении накопленного опыта реализации государственной национальной политики в одном из субъектов Российской Федерации -- Ставропольском крае -- и выявлении на основе этого наиболее проблемных областей государственного воздействия на этнонациональные процессы в регионах.

Предложения по усилению эффективности реализации национальной политики в Ставропольском крае и других субъектах РФ:

Необходимо учитывать историческую специфику региона, в частности - исторически сложившиеся особенности совместного проживания различных этносов в рамках единых административных границ;

Координирующая роль в сфере регулирования межнациональных отношений на уровне субъекта федерации должна быть отведена специальному органу при исполнительной власти края (области, республики). Который отслеживал бы соблюдение условий для развития эффективных систем образования, природопользования, национально-культурного самоуправления и других сфер жизни различных этносов, проводил оперативную оценку и мониторинг этнополитической ситуации в пределах административной территории.

Литература

1.Андриченко Л. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы»// Федерализм. - 2002. - № 3, с.123-158.

2.Конституция Российской Федерации

3. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».

4. Краевая целевая программа «Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы".

5. Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы».

6. Национальная политика России: история и современность. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 680 с.

7. ФЦП "Этнокультурное развитие регионов России (на 2008-2012 гг.)».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 27.12.2012

    Понятие "национальной идеологии" и ее положение в современной России. Уровни сложности идеологического самоопределения общества. Взаимосвязь политики, идеологии и национальной идеи. Основа политических манипуляций. Главные функции национальной культуры.

    реферат , добавлен 11.12.2013

    Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации. Конституционные основы национальной политики. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики. Проблемы миграции и ксенофобии.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    История национальной политики Российской империи нового времени. Стремление к укреплению административно-территориальной целостности государства. Взаимоотношения народов России, Сибири и народов Кавказа. Проблемы веротерпимости в Российской империи.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Нынешняя ситуация в мире и ее отличия от периода холодной войны. Сущность и функции политики как основы международной политики. Концепция национального интереса и национальной безопасности. Особенности внешней политики России на современном этапе.

    реферат , добавлен 05.03.2008

    Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства на современном этапе. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. Анализ концепций национальной безопасности России и США, преимущества и недостатки.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2011

    Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Конфликтные способы взаимодействия в социуме. Понятие "национальной безопасности" РФ. Влияние конфликта на систему национальной безопасности. Уровень военного потенциала государства. Внутренние и внешние конфликтные угрозы национальной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2014

    Сущность и понятие национальной безопасности, ее базовые принципы и основные составляющие. Характеристика национальной безопасности Российской Федерации и путей ее укрепления. Меры и средства ее обеспечения. Обзор и анализ угроз: их разновидности и формы.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2014

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...