Театральные куклы. Общие сведения по изготовлению кукол. Как работать с куклой Специфика работы с театральной куклой

Дополнительные очень полезные страницы из книги Натальи Трифоновой "Кукольный театр своими руками"

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

    Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

    Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

    Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

    Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

    Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

    Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

    Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

    В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

    Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

    Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

    Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

    Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

    Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам новые слова, употребляемые в театре:

    сцена,ширма,зрители,аплодисменты,декорации, освещени,кулисы,занавес,афиша,билеты,зрительный зал,кукловод,спектакль

Куклы-"петрушки"


В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

Как же этого достигнуть?

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.


«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками (посмотрите на рисунок). Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».


Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец (рис. 3 и 4) или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе (рис. 5 и 6). В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Выбор того или иного способа управления «петрушкой» зависит от того, кого будет изображать кукла и какие движения ей предстоит делать. Например, если кукла изображает маленького зайчишку, то удобно голову куклы надеть на средний палец, а лапки — на указательный и безымянный. Если научиться быстро перебирать этими пальцами, то зайчик будет барабанить лапками.

Как управлять петрушечной куклой

Для того, чтобы научиться хорошо водить петрушечную куклу, надо сначала освоить ряд упражнений, которые полезно повторять потом как «зарядку» перед каждым спектаклем.

Надев куклу на руку, посмотрите, правильно ли сидит голова куклы, — не смещена ли она вправо или влево; сведите руки куклы вместе и убедитесь в том, что ее ладошки обращены друг к другу, а пальцы вашей руки не выскальзывают из трубочек. Проверьте, удобен ли чехол: согните руку вперед в запястье и посмотрите, совпадает ли сгиб вашей руки с наклоном туловища куклы в талии, верно ли сшит костюм. Если все в порядке, то можно приступить к упражнениям.

Упражнения можно проделывать под счет, а потом и под музыку совершенно так же, как это делаете вы сами на «зарядке». Сделайте себе какую-нибудь ширму (простейший способ — протянуть в дверях веревку на высоте, превышающей ваш рост на 3—5 см, и перекинуть через нее одеяло), встаньте за ней и покажите куклу над ширмой. Обратите внимание на положение куклы. Кукла должна быть повернута в сторону зрителей с очень небольшим наклоном вперед — вниз так, чтобы ее глаза встретились с глазами зрителей. Для этого ваша рука также должна быть чуть-чуть наклонена вперед, — немного согнута в запястье. Обычной ошибкой является выгиб запястья вперед, то есть наклон кисти руки назад, что влечет за собой «запрокидывание» куклы. Следите за тем, чтобы локоть вашей руки не отклонялся в сторону, чтобы воображаемая линия, проведенная через ладонь и локтевую точку, была перпендикулярна полу

Куклу надо показывать над ширмой на высоте трех четвертей ее роста, — приблизительно до колен. Привыкайте с самого начала держать куклу над ширмой на одинаковой высоте. Внимательно следите за сгибом запястья и положением локтевой точки. Кажется, что это совсем просто, а на самом деле даже у довольно опытных кукловодов кукла иногда теряет уровень или неожиданно отклоняется в сторону.

Так как самому такую ошибку заметить бывает трудно, то надо во время упражнений следить друг за другом, чтобы, пока один делает упражнение, другой смотрел и замечал недостатки. Со стороны, как говорится, виднее.

Итак, первоначальным положение куклы будет такое, когда она появится над ширмой на три четверти своего роста с лицом, обращенным к зрителям, и разведенными в стороны руками.

В этом положении кукла может проделать следующие движения: наклонить голову вперед (сгиб указательного пальца, на который надета голова куклы), свести и развести руки (сведение и разведение большого и среднего пальцев, на которые надеты руки куклы), наклонить торс вперед, вправо, влево и назад (сгиб запястья в соответствующем направлении), присесть (отвести запястье назад, не смещая локтя) и принять первоначальное положение (выпрямить кисть).

Попробуйте проделать все эти движения в любой выбранной вами последовательности на четыре счета, делая каждое движение на «раз» и сохраняя спокойное положение куклы на «два-три-четыре». Следите при этом, чтобы каждое движение было точным и не вызывало «трепыхания» всей куклы и изменения уровня, на котором она находилась в первоначальном положении. Когда эти простейшие движения будут усвоены, переходите к более сложным.

Наиболее трудным является шаг. Для того, чтобы кукла начала ходить по скрытой за ширмой воображаемой плоскости пола, нужно, слегка поднимая и опуская локтевую точку вверх и вниз, передвигать свою руку по направлению движения куклы. Если при этом поднимать и опускать руки куклы (поочередно) — большой и средний пальцы своей руки, — получится впечатление марширующей куклы. При ускоренном счете шаг перейдет в бег. Шаг можно сочетать с другими движениями, например приседаниями или прыжками.

Каждое упражнение надо сначала проделать на одной руке, потом на другой, а затем на обеих сразу. Когда будете водить кукол на двух руках одновременно, особенно внимательно следите за положением локтей. На рисунках (см ниже) показано правильное и неправильное положение рук кукловода при упражнении с двумя куклами.

«Петрушки» хорошо берут в руки различные предметы. Эту их особенность можно удачно использовать в будущих спектаклях, поэтому полезно провести ряд упражнений на игру с вещами.

Для начала попробуйте взять руками куклы какой-нибудь легкий предмет, например спичечный коробок или обыкновенный детский игрушечный кубик. Наклоните куклу в талии так, чтобы ладони ее рук оказались за ширмой, и подайте своей свободной рукой предмет. Берите его кончиками рук куклы и следите при этом за тем, чтобы кукла не теряла уровень и не пропадала сама за ширмой. Проделайте упражнение двумя куклами, передавая предмет из рук в руки. Если в занятиях участвуют несколько человек, попробуйте передавать предмет всеми куклами по очереди. Делайте это сначала по счету, а затем под музыку в ритме марша.

Когда освоитесь с этими упражнениями, придумайте другие, более сложные: например, одна кукла подает стакан, а другая наливает в него из кувшина воду. Две куклы строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее.

Если упражнения делают несколько ребят, обязательно нужно научиться общению друг с другом, чтобы куклы, находящиеся в руках разных кукловодов, могли хорошо играть с вещами и «вступать в разговор» между собой. Все это пригодится в будущих спектаклях вашего школьного театра.

«Петрушки» - очень веселые куклы. Они не только хорошо бегают, прыгают и играют с вещами, но могут и танцевать самые различные танцы.

Если хотите, чтобы ваши «петрушки» научились танцам, внимательно приглядитесь к танцующим товарищам. Отойдите от них на небольшое расстояние, возьмите в руки тетрадку или полоску бумаги и, поднеся ее на уровень своего глаза, смотрите на танцующих так, чтобы видеть их до колен. Так вы яснее увидите, какие движения они производят торсом и руками в том или ином танце.

Постарайтесь запомнить эти движения и попробуйте воспроизвести их на куклах. Конечно, всех разнообразных и мелких движений, которые делает танцующий человек, ваши «петрушки» сделать не смогут, да это и не нужно. Ведь кукла должна только напоминать живое существо, давать его обобщенный образ, а не подражать человеку.

Попробуем станцевать вальс. Характерным движением этого танца является плавное кружение при определенном положении фигур танцующих. Наденьте кукол на обе руки, поверните их (кукол) друг к другу, соединив руки так, как это вы заметили у танцующих товарищей: вытяните правую и левую руки куклы вверх — вбок (для этого надо соединить большие пальцы своих рук), одну руку куклы «дамы» положите на плечо куклы «кавалера», а его рукой подхватите «даму» за талию (в этом случае действуют средние пальцы ваших рук). Обратите внимание на то, чтобы лица кукол были повернуты друг к другу. Теперь попробуйте сами танцевать вальс, внимательно следя за тем, чтобы не снижать уровня, на котором над ширмой находятся куклы, и не изменять их положения в отношении друг друга. Зрители в этом случае сразу поймут, что куклы танцуют вальс. Это, пожалуй, самый легкий для кукол танец, так как им самим не приходится делать никаких движений, а достаточно, чтобы кукловод сохранил найденную для вальса позу кукол.



В этой статье мы расскажем вам об основных принципах работы с театральной куклой. Эти технические особенности считаются в кукольном театре негласным законом. Кукла-петрушка во время спектакля ходит по воображаемой поверхности — актеры управляют ею из-за небольшой ширмы, показывая примерно три четверти ее роста. Кукольник перемещается вместе с куклой мелкими шажочками, покачивая рукой, на которую она надета. Такая походка один из самых сложных навыков, которым должен овладеть актер.

Еще одно правило: если кукла говорит — она двигается, а если молчит, то она недвижима, но при этом не безжизненна — актер должен придать ей выразительную позу, или реагировать на слова партнера при помощи жестов. Кукловоду необходимо следить и за направлением взгляда куклы, держать ее прямо и ровно, контролировать весь процесс ее поведения и передать зрителю весь эмоциональный подтекст. Жестикуляция петрушки ограничена, ведь руки не имеют сгибов, но это с лихвой окупается пылким темпераментом персонажа. Петрушка кукла по своему использованию — универсальная и ее можно одевать на любую руку, поэтому часто актер работает одновременно с двумя, надетыми на обе руки.

Непростой момент в работе с такой куклой — удерживание предметов. Петрушка очень уверенно держит предмет двумя руками. А вот если удержать его нужно в одной руке, то без помощи вспомогательных приспособлений не обойтись — поможет проволока, или углубление, в которое можно положить руку куклы.

Тростевая кукла не может так же бойко работать с предметом на глазах у публики. В этом случае ей помогают — прикрепляют предмет к кисти руки при помощи проволоки или резинки. Если кукла появляется с предметом лишь иногда, то для нее подготавливают сменную кисть, и меняют ее по мере надобности за ширмой или развернув куклу спиной к зрителю. Бывает, что кукла держит предмет лишь условно, а на самом деле его придерживает рядом с рукой куклы другой актер. Тростевая кукла управляется при помощи правой руки, а на левую надевают саму куклу. Руки можно менять, если этого требует мизансцена.

Ошибки начинающих кукловодов чаще всего связаны именно с управлением тростями. Они не держат обе трости в руке одновременно, а берут в руки то одну, то другую. Выходит, что кукла двигает только одной рукой, а вторая чаще остается неподвижной в течении всего спектакля. Трости надо держать поближе к телу куклы, чтобы не выдавать их присутствия. Чтобы сделать сложный жест тростевой куклой, необходима помощь второго актера.


  • В начале 19 века в Америку пришел кинематограф. Это новое направление в искусстве вытесняло другие существующие. Для множества людей увидеть, как...


  • В Британии в 19 веке был очень популярен кукольный театр. В наше время мы удивляемся тому, что люди до сих пор ходят в театры, а к тому же в...


  • Проследить историю кукольного театра в Европе трудно из-за большого промежутка в каких-либо исторических свидетельствах. Появившись в период Римской...


  • Если заглянуть немного в японскую историю кукольного театра, то она непрерывно связана с охотниками, которые в свободное время нашли себе интересное...


  • 9-го декабря в Рязани состоялись весьма необычные состязания. Настоящим интеллектуальным рингом стал камерный зал в областной филармонии. ...

Виды кукол .

    Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток . Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

    Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

    Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

    Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения - более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести - конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

    Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг - и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

    Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока - Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

    Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза - пуговицы; нос, уши - из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Пособие для начинающих педагогов театра кукол

Тема: основы кукловождения для педагогов театральных коллективов

Цель: теоретическое и практическое ознакомление педагогов с разными системами кукол и основами кукловождения

Задачи:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. Вступительное слово. В настоящее время получил широкое распространение т.н. «третий жанр» или «третий вид», образовавшийся на стыке драматического и кукольного театров. В этой системе взаимодействуют актёры «живого плана» и актёры-кукольники. Кроме того, довольно часто в драматических спектаклях стали вводить театральную куклу для раскрытия сложных психологических проблем. Это происходит неслучайно, ведь выразительными средствами куклы режиссёр может добиться более яркого и многогранного восприятия спектакля. В целом, использование театральной куклы в драматических, музыкальных, фольклорных и иных представлениях становится всё более интенсивным. Особенно это касается таких жанров, как сказка-басня, спектакль-плакат, комедия-лубок. Поэтому театральная кукла приобретает большое значение не только собственно для актёров-кукольников, но и вообще для всех артистов, связанных с театром.

На сегодняшнем мастер-классе мы попробуем овладеть секретами театра кукол, в частности, основами кукловождения. Я введу вас в теорию кукловождения и на практике покажу основные упражнения, необходимые для успешного овладения этим мастерством.

2. Правила, касающиеся всех систем кукол:

- актёр должен всегда обязательно смотреть на куклу.

Кукла всегда должна смотреть носом.

Рассказать про поворот куклы на месте.

Куклы не должны стоять близко друг к другу, чтобы зритель мог их рассмотреть.

Когда говорит одна кукла, другая должна спокойно стоять и слушать, чтобы не привлекать к себе внимания.

Когда кукла говорит, она не должна делать кивания на каждом слоге, а делать их только на последнем слоге.

3. Правила вождения верховой куклы:

При работе с верховой надо уделять большое внимание работе запястьем.

Рассказать и показать обязательную постановку тела актёра при работе с верховой куклой.

Кукла должна «чувствовать» пол.

Кукла, уходящая с первого плана на второй, должна подниматься актёром выше, чтобы позади кукол первого плана она не «терялась».

Рассказать и показать, как должна садиться и вставать верховая кукла.

Рассказать и показать, как должна брать реквизит верховая кукла.

Рассказать, как должна идти и бежать верховая кукла (кукла должна быть наклонена немного вперёд)

Верховая кукла всегда должна быть наклонена немного вниз носом в сторону зрителей

4. Правила вождения планшетной куклы:

Рассказать и показать, как правильно держать планшетную куклу

Рассказать и показать, как должна вставать и садиться планшетная кукла

5. Правила вождения марионетки:

При работе с марионеткой следует внимательно смотреть на нити и точно управлять вагой.

Следить за должным натяжением нитей и уровнем ваги (чтобы нити не были ослаблены).

6. Правила вождения открыто-управляемой куклой:

При работе с открыто управляемой (паркетной) куклой актёр должен строго стоять за куклой.

Паркетная кукла не должна стоять под углом к залу.

Озвучить свою точку зрения по поводу костюмов актёров с паркетной куклой.

7. Часть о смешении кукольных систем:

Рассказать о смешении кукольных систем (рассказать про т.н. «третий жанр» и многосистемность).

8. Обсуждение и подведение итогов. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за проявленный интерес к театру кукол. Надеюсь, что Вам был интересен и полезен прошедший мастер-класс. Поверьте, театральная кукла способна на гораздо большее, чем обычно принято считать. Всё дело только в искреннем и добросовестном отношении к ней и изучении тех законов, согласно которым она «живёт». Поэтому теоретические и практические знания, полученные вами сегодня, должны помочь вам выйти на новые нестандартные решения и сделать Ваши творческие поиски ещё более увлекательными. Спасибо за внимание!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

  • показать и рассказать о системах театральной куклы и её устройстве
  • обучить минимальному необходимому комплексу движений для кукол всех систем
  • показать упражнения с перчаточной куклой
  • показать упражнения с локтевой куклой
  • показать упражнения с тростевой куклой
  • показать упражнения с планшетной куклой
  • показать упражнения с марионеткой
  • показать упражнения с открыто управляемой куклой
  • рассказать о правилах вождения «говорящей» куклой
  • рассказать о правилах общения куклы с актёром «живого плана»
  • проверить результативность педагогов в конце мастер-класса

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...