Способ познания сущности экономических явлений. Методы познания экономических явлений и процессов

Методы в науке - это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов.

В качестве философского метода марксистской политической экономии выступает материалистическая диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания. Она представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категориями диалектики являются: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Важнейшими принципами диалектики выступают принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития.

Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия.

Закон отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные моменты.

В диалектическом методе необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они существовали,со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности, и второстепенные обстоятельства, отмечающиеся в действительном историческом процессе. Под таким углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений, главным образом, с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом" виде (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).

Логический метод представляет собой способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме.

Большое значение К. Маркс придавал методу восхождения от конкретного к абстрактному. Он выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений. Таким образом, за восхождением от конкретного к абстрактному следует обратное восхождение от абстрактного к конкретному. Но это уже иное конкретное, не то конкретное, которое непосредственно дано нам в ощущениях, а конкретное воспроизведенное с помощью научных понятий и выявленных в процессе познания взаимосвязей явлений, элементов системы и т.д.

В процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греческого "аналисис" - разложение, расчленение) - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греческого "синтесис" - соединение) - мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от латинского "индукцио" - наведение) - движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от латинского "дедукцио" - выведение) - движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.

В курсе "Экономикс" сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от латинского "позитивус" -положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: "Каждая наука сама по себе философия"). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знаний. Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.

В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.

В качестве критерия истинности и ложности научных знаний используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый -принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй - принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) возможность опровержения его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она в соответствии с этими двумя принципами подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой. Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.

Нормативный метод познания опирается в большей мере на философию прагматизма (от греческого "прагма" - дело, действие), предмет исследования которой - практическая деятельность человека и которая базируется на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки - изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека.

Экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и проч.).

Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот.

Наряду с философским методом в курсе "Экономикс" широко используется системно-функциональный метод , в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания - исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние в свою очередь выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.

Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы.

Общенаучные.

1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях:

а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы);

б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе);

в) генетических (указывают связь элемента с историей системы).

2.Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях.

Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все.

ІІ. Специальные методы.

1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой.

2. Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации.

3. Метод дедукции и индукции – переход умозаключений от частного к общему и от общего к частному.

4. Метод аналогий – перенесение свойств одного явления на другие. Аналогии являются разновидностями сравнения, так как направлены на изучение сходства и различия явлений.

5. Социально-экономический эксперимент. Должен быть тщательно подготовлен, так как отрицательные последствия могут сказаться на большом количестве людей. (Свободные экономические зоны).

6. Статистические методы.

7. Объединение исторического и логического – помогает выявлению качественно новых форм действия экономических законов и нахождению нового содержания в экономических категориях. Обнаруживаются качественные сдвиги на определенном этапе развития экономической системы и обосновывается, как они изменяют экономические законы.

В своем исследовании экономическая теория использует сле­дующие методы научного познания экономических явлений:

а) метод анализа и синтеза - предполагает изучение социаль­но-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез) во взаимосвязи и взаимозависимости.

С этим методом логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполага­ют два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элемента­ми этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, производство и цену отдельного продукта. То есть микроэкономический подход близок к методу ана­лиза. Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц, например, национальную эконо­мику. Макроэкономика базируется на методе синтеза и оперирует обобщающими, агрегатными показателями: ва­ловой национальный продукт, национальный доход и т.п.

б) метод научных абстракций - используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий, так называемых абстракций, или категорий;

в) методы исторический и логический - предполагают изуче­ние экономических процессов в их исторической последова­тельности с одновременным логическим обобщением, поз­воляющим оценить их в целом и сделать общие выводы;

г) метод индукции и дедукции - предполагает, что отдельные факты наводят на общее (индукция), а из общего положе­ния выводят, делают частные выводы (дедукция);

д) метод количественного и качественного анализа - пред­полагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, наряду с поз­нанием качественных изменений в системе производствен­ных отношений;

е) формальная логика-изучает формы мысли - понятия, суж­дения, умозаключения, доказательства - со стороны их ло­гической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мысли и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания;

ж) метод материалистической диалектики - решение научных проблем на основе объективного анализа, характеризующе­го внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии;

з) экономические модели и эксперименты.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым харак­тером исследования. Экономический эксперимент - это ис­кусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Экономические категории - это научные понятия, которые от­влеченно характеризуют сущность какого-либо явления. Это - ло­гические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни. Они носят объективный характер, поскольку выражают конкретные производственные и организаци­онно-экономические отношения. Экономические категории служат выявлению устойчивых причинно-следственных связей, составля­ющих содержание объективных экономических законов.

Экономические законы - существенные, устойчивые, причин­но-следственные, повторяющиеся взаимосвязи в экономике. Это законы отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе. Они носят исторический характер и функционируют благодаря действиям людей. Они объ­ективны, т.е. возникают и существуют независимо от воли и созна­ния людей. Выделяют следующие группы экономических законов:

Общие, характерные для всех исторических эпох (напри­мер, закон экономии времени, закон возрастания потреб­ностей и т.д.);

Особенные, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

Специфические, характерные для конкретных, историчес­ки определенных форм хозяйствования (например, законы распределения при рабстве, закон планомерного развития социалистической экономики и т.д.).

Еще по теме 3. Методы познания экономических процессов. Экономические категории и законы:

  1. Методы экономической теории. Экономические категории и законы
  2. 8. Экономическая теория как наука. Методы экономических исследований, их общая характеристика. Категории и законы диалектики и формальной логики.
  3. Назначение и роль экономической теории. Методы познания хозяйственной деятельности. Системное рассмотрение экономических отношений.

Методы в науке - это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов.

В качестве философского метода марксистской политической экономии выступает материалистическая диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания. Она представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категориями диалектики являются: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Важнейшими принципами диалектики выступают принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития.

Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия.

Закон отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные моменты.

В диалектическом методе необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности, и второстепенные обстоятельства, отмечающиеся в действительном историческом процессе. Под таким углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений, главным образом, с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом" виде (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).

Логический метод представляет собой способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме.

Большое значение К. Маркс придавал методу восхождения от конкретного к абстрактному. Он выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений. Таким образом, за восхождением от конкретного к абстрактному следует обратное восхождение от абстрактного к конкретному. Но это уже иное конкретное, не то конкретное, которое непосредственно дано нам в ощущениях, а конкретное воспроизведенное с помощью научных понятий и выявленных в процессе познания взаимосвязей явлений, элементов системы и т.д.

В процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греческого "аналисис" - разложение, расчленение) - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греческого "синтесис" - соединение) - мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от латинского "индукцио" - наведение) - движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от латинского "дедукцио" - выведение) - движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.

В курсе "Экономикс" сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от латинского "позитивус" -положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: "Каждая наука сама по себе философия"). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знаний. Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.

В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.

В качестве критерия истинности и ложности научных знаний используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый -принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй - принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) возможность опровержения его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она в соответствии с этими двумя принципами подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой. Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.

Нормативный метод познания опирается в большей мере на философию прагматизма (от греческого "прагма" - дело, действие), предмет исследования которой - практическая деятельность человека и которая базируется на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки - изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека.

Экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и проч.).

Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот.

Наряду с философским методом в курсе "Экономикс" широко используется системно-функциональный метод , в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания - исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние в свою очередь выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология – это наука о методах.

Методологияэкономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделитьнесколько главных подходов:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

Присубъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от позиции субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов.


Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, – и в этом диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – совокупностью приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д.

Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.

Один из методов, активно используемых в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главные, определяющие движения, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.

Однако слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах, искажающих, деформирующих законы развития.

Метод научной абстракции (по-латински «abstractio» – отвлечение) приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.

Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого.

Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы . Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и знакомства с общими основами теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий-производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства и, наконец, завершается курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты , хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

В качестве инструмента исследования экономической реальности часто используют системный подход и системный анализ .

Системный анализ в узком смысле слова – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научно-технического характера.

В широком смысле термин «системный анализ» иногда употребляют как синоним системного подхода.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

2) проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Основные принципы системного подхода:

1. понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.

2. системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостного объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.

3. Из важного для системного подхода представления о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства анализа, его структуру и динамику.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...