Развитие интеллекта должно быть связано с. Что такое искусственный интеллект? Практические аспекты разума

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности - интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом - решает для себя каждый человек.

Что такое интеллект человека?

Слово интеллект возникло от латинского термина Intellectus, что в переводе звучит – познание, понимание. Интеллектом называют способность личности психически легко воспринимать и в больших объемах, склонность быстро решать сложные задачи, жизненные ситуации, при помощи активной мозговой деятельности - путем умозаключений, логических выводов. Оценка уровня знаний человека называется - коэффициент интеллекта, его вычисляют по специальным методикам и тестам.

Умственный коэффициент бывает намного выше, чем настоящий возраст человека, средние показатели знаний сверстников служат основой для выводов уровня интеллекта – умственного возраста. Средний показатель IQ - 100 баллов, показатели со значениями 90 или 110 - допустимая норма. Люди, чей IQ выше 110 - высокоинтеллектуальные личности, а баллы IQ на уровне 70 - нарушение интеллекта, в отрицательную сторону. В возрасте до 5 лет уровень интеллекта не имеет различий, принято считать, что основной фактор, формирующий интеллектуальные склонности, передаются наследственным путем.


Интеллект в психологии

В психологии мышление и интеллект - схожие процессы умственной деятельности. Мышление - склонность анализировать, строить логические выводы на приобретенных знаниях. Интеллект - способность реализовать полученные знания, результат мышления, ведущий к рациональным действиям. Человек может прочитать несколько энциклопедий, и владеть большим объемом информации, но не применять их на деле, наличие интеллекта - свидетельство о реализованных действиях личности, на основе знаний, характеризующее успешность в обществе.

Что такое искусственный интеллект?

Многих интересует вопрос, что такое синтетический интеллект. Искусственным интеллектом называют созданную человеком систему, анализирующую информацию и воспроизводит процессы мышления, схожие по действию на импульсы, происходящие в мозгу человека. Отрасль науки по созданию и изучению такого интеллекта называют информатикой. Привычные современные системы автоматического управления (компьютер, робот, автомобильный навигатор) воспринимаются обычным человеком как понятие интеллекта с искусственным мышлением, направленного на исполнение определенных функций.

Чем отличается интеллигент от интеллектуала?

Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения. Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека - высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция - часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами.

Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.

Что такое нарушения интеллекта?

Интеллект человека может снижаться, его уровень зависит от врожденных или нажитых дефектов в структуре головного мозга. Врожденную умственную отсталость называют – слабоумием, приобретенную – старческой деменцией, олигофренией. Снижение интеллекта, может стать следствием сложной депрессии, оно может развиться после функциональных утрат органов (пропал слух, зрение) когда человек не получает информации из внешних источников.


Виды интеллекта

Врожденные способности личности, могут стать основой по которой человек сможет успешно развивать способности - выбрать любимую профессию, удачно реализоваться в жизненных планах. Что такое интеллект - в среднестатистическом индивиде гармонично развиваются несколько талантов, но ведущий - один, природные задатки личности условно делят на основные типы интеллекта:

  • природный;
  • музыкальный;
  • математический;
  • лингвистический;
  • пространственный;
  • личностный;
  • кинестетический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

Как повысить интеллект?

Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду - тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:

Игры, развивающие интеллект

Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:

  • разгадывать кроссворды;
  • запоминать телефонные номера;
  • тренировать непривычную руку (для правши - левую) для повседневных занятий;
  • читать книги вверх тормашками;
  • быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.

Книги, развивающие интеллект

Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта:

В переводе с латинского «intellectus», это означает познание или понимание, ваши личные способности к решению и осмыслению различных задач. Вы способны видеть, ощущать, запоминать, и воображать. На собственном опыте, вы стараетесь приспособиться к новым условиям, применяете полученные когда-то знания и управляете своим поведением исходя из всего этого — вы мыслите.

Виды интеллекта.

  • Аналитический;
  • Дедуктический;
  • Логический;
  • Прогностический;
  • Критический;
  • Абстрактное мышление;
  • Образное мышление;
  • Социальный;
  • Эмоциональный.

Все эти виды интеллекта человек способен начать развивать в любое время жизни и стать умнее. Начните прямо сейчас, и увидите результаты уже завтра. Это повлияет на вашу жизнь в целом, появится самоуважение и уважение окружающих, вы увидите новые горизонты, о которых даже не мечтали.

Ваш интеллект, это понимание жизни, и умение приспособиться.

Маленький ребенок в начале жизни не приспособлен, он не адаптирован к миру. По мере взросления, приходит понимание и восприятие окружающих вещей, постепенно возникают цели «хочу эту игрушку», но проходит время и рамки познания расширяются и создается представление о мире. Возникают первые задачи, которые нужно решить. С первыми выученными стихами, начинается интеллектуальное развитие человека, формируются функции познания, умения и поведения.

Бесконечное множество исследований психогенетики человека, доказали, что интеллект — понятие генетическое. Но, безусловно, формирование интеллектуальных способностей человека зависит в большой степени от окружения, семьи, среды в которой он живет и работает.

Уровни развития интеллекта.

Высокий уровень интеллекта

Людей с высоким уровнем интеллекта довольно много. Они легко справляется с большим объемом информации, легко себя чувствуют в сложных и многозадачных материях, их мир намного шире и выше чем у остальных. Они часто раздражают окружающих, ведь они не станут молчать, если услышат или увидят ошибку. Они требовательны к другим, так же, как к себе. Постоянно анализируя и переосмысливая свои и чужие поступки, они не могут смириться с простотой и примитивностью мышления и поступков других. Люди с высоким уровнем IQ, обычно не поддаются сильным страстям и эмоциям, контролируя себя. Они никогда про себя не скажут, что они умны, так как понимают свое крохотное место в непостижимости Вселенной.

Средний уровень интеллекта.

Люди со средним уровнем интеллектуального развития составляют четверть населения Земли. Они способны добиться определенных высот, однако, на достижения более высоких уровней у них не хватает потенциала. Хотя они трудолюбивы и не останавливаются на достигнутом, постоянно занимаясь умственным фитнесом. Эти люди с детства хорошо учатся в школе, затем успешно заканчивают ВУЗы, обычно дальше их ждет карьера в сфере менеджмента, без требований особых умственных способностей. Среди них много творческих людей, актеры, художники, музыканты, а также учителя школ, работники культуры и много других профессий.

Низкий уровень интеллекта.

Двадцать процентов всего населения Земли отведено людям с низким уровнем интеллекта. Это люди, успешно окончившие школу, получившие профессию, но не желающие получить высшее образование. Они, в большинстве своем занимаются физическим трудом, в сферах и отраслях, где совсем не обязательно применять способности интеллекта. Сюда же относится еще одна десятая часть населения, окончившая с трудом основное образование, возможно и специальные школы, помогающие его получить. Их сфера деятельности — рабочие профессии и обслуживающий персонал.

Умственная отсталость.

Около девяти процентов людей на Земле имеют разные степени умственной отсталости. Люди с тяжелой степенью, не могут о себе позаботиться, и проживают в специальных заведениях.
Человек живет в социуме, и помимо него развиваться не может. Он должен понимать, что достичь в социуме определенных высот можно только путем собственного развития, путем развития своих умственных способностей.

Как развить свой интеллект.

Развить свой интеллект можно разными способами, главное, чтобы занятие не были нудными, и приносили удовольствие. Уделяйте упражнениям столько времени, сколько можете.

Физические упражнения.

Это обязательная тренировка, которая задействует и развивает срезу несколько групп мышц: приседания, отжимание от пола или стола. Необходимо бывать чаще на свежем воздухе. Любая физическая нагрузка, то бег, катание на лыжах, велосипеде, плавание, поможет притоку крови в мозг, а значит, работа клеток головного мозга вырастет в разы.

Интеллектуальные и логические игры.

Такой вид занятий хорошо тренируют ум, концентрируют память. Многие знаменитости, и великие умы мира любила настольные игры. Здесь не только проявление памяти и сообразительности, здесь еще и азарт. Начиная с раннего возраста, предлагайте вашим детям развивающие игры и головоломки. Самим,не плохо, научиться играть в шахматы, покер, нарды, даже домино, почему бы нет. Есть замечательные сайты с интересными упражнениями для ума.

Чтение книг и художественной литературы.

Читайте больше и чаще. Это развивает эмоциональную память, расширяет кругозор, развивает и способствует формированию хорошего вкуса. Художественная литература должна чередоваться с познавательной, тогда эффект усиливается. Рассказывайте о главной идее книги близким и друзьям, рекомендуя отдельные произведения, старайтесь запоминать имена авторов и главных героев. Начните учить стихи. Лучше начать с известных и любимых авторов, рассказывайте их на вечеринках и праздниках, семейных посиделках и на встрече с друзьями. Не бойтесь показаться чудаком, уверяю, это только добавит вам бонусов!

Занятия точными науками.

Начните с математики. Вместе с младшей сестрой или со своим ребенком прорешивайте задачи и упражнения. Сделайте из этого игру «Кто быстрее решит?» Это подстегнет и вас и его. Есть учебники по логике. Точные науки организуют, наводят порядок в голове, расставляют все по полочкам, это поможет быстроте мышления и разовьет память. В таких упражнениях развивается большой спектр качеств вашего ума: логика, аналитика, дедукция, абстрактные и прогностические.

Учитесь учиться.

Постоянно учитесь, ваш мозг имеет неограниченные возможности! Ведь обучаясь, мы приобретаем жизненный опыт, необходимую информацию. Учимся овладевать знаниями, неведомыми доселе, а значит, становимся опытнее и интереснее для окружающих. Отдавая накопленные знания, возрастает наша польза обществу. Наша значимость, поднимает нас в собственных глазах, вызывает к самоуважению. Никому еще не повредила никакая учеба. К тому же, это, несомненно, ведет к материальным выгодам! Не плохо, овладеть чистописанием недоминирующей рукой, противоположное полушарие получит хорошую стимуляцию.

Изучайте иностранные языки.

Люди, с высоким IQ, как правило, знают несколько иностранных языков. Почему бы вам не заняться изучение хотя бы одного? Это повлечет за собой развитие памяти, позволит вам с хорошим знанием языка мыслить и рассуждать на нем, откроет вам первоисточники великих писателей, обеспечит свободное общение в чужой стране, и опять же, раскроет новые, доселе не видимые горизонты. Путешествуйте и познавайте мир и записывайте свои впечатления, дайте встряску своему мозгу и телу!

Культуру в массы!

Посещайте выставки и театры, концерты и кинозалы. Эмоциональное развитие даст толчок к пониманию прекрасного. Слушайте классическую музыку, приучайте к этому своих детей! Только выполняя все эти рекомендации, вы сможете выйти на новый интеллектуальный уровень.

Вредные привычки – враг интеллекта.

Всем известно пагубное влияние на мозг алкоголя и сигареты. Поэтому, если вы хотите начать прорыв на новый уровень «игры», вам придется расстаться с вредными привычками.

Получайте удовольствие от умственных упражнений. Вы имеете полное право на повышение уровня своего интеллекта! Вы достойны лучшей жизни, вам от рождения Богом дана эта драгоценность – умение мыслить!

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

Способность рационального познания

Общие сведения

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией - это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Я не стану приводить их. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.

Давайте вначале постараемся разобраться с тем, как оценивается интеллект, каким способом это делается.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Критика результатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии более чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Развитие интеллекта

С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта - это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.

Но не может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.

Скорее интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.

Если сравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.

Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, по которым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.

Теория стадий Пиаже

Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) - два процесса адаптации.

Первая стадия - сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.

Вторая стадия - предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.

Третья стадия - конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

Четвертая стадия - формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.

Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.

Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях - это подход обработки информации.

Обработка информации

Информация, попадающая через специальные анализаторы в мозг человека, перерабатывается, сохраняется и преобразуется в знания. При этом если на взрослого человека льются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем дети не подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующего потока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.

Очевидно, маленького ребенка спасает невозможность отвлечения от того, чем они занимаются в данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.

Ребенок не может выполнять сразу несколько дел, например, как Юлий Цезарь, или просто большинство взрослых людей, что говорит о том, что переключаемость внимания развивается на более поздних стадиях онтогенеза. И чем старше ребенок, тем доступнее для него выполнение абстрактных заданий наряду с выполнением сложных сенсомоторных действий.

При развитии у ребенка происходит утонченность когнитивных стратегий, так, если маленький ребенок заучивает стихи, часто не понимая даже смысла многих слов, используя механическое повторение, то подросток может уже использовать специальные технологии заучивания.

Люди, которые следят за своим весом или хотят похудеть, как правило, знают много различных диет, и им наверняка часто попадались диеты, расписанные на неделю. Такая диета предлагает человеку отдельное диетическое меню на каждый день недели: от понедельника до воскресенья.

Почему бы не воспользоваться этим принципом недельной тренировки для того, чтобы повысить уровень своего интеллекта и при этом не заскучать от повторяющихся заданий? Для каждого дня недели можно подобрать свой способ, позволяющий развивать интеллект. И попробовать это сделать, например, вот так.

Понедельник – приоткройте окно в науку

Любой психофизиолог уверенно докажет вам, что понедельник – сложный день с точки зрения психофизиологического состояния человека . Ученые-экспериментаторы стараются в этот день не проводить никаких замеров психофизиологической активности человека, потому что в понедельник, как правило, все процессы идут в замедленном темпе. Поэтому на понедельник имеет смысл запланировать занятие, требующее не активной продуктивной деятельности, а, скорее, созерцательной и усваивающей.

Выберите себе в качестве чтения на ночь научную статью. Пусть она будет посвящена исторической, астрономической, медицинской, философской или какой иной тематике. Главное условие – статья должна быть из научной области, которая была бы полностью противоположна направлению вашей профессиональной деятельности или вашему увлечению.

Повышение уровня интеллекта обеспечивают, в том числе, и новые задачки для мозга . Чтение и понимание текстов, написанных специальным научным языком, относится как раз к такому типу задач.

Пусть в понедельник, пока вы читаете, ваш мозг тренируется, осваивая:

  • новый вопрос,
  • новый взгляд,
  • проблемное видение,
  • новые термины,
  • неочевидные причинно-следственные связи,
  • любопытные прогнозы.

Вторник – засеките время

Приготовьте для вторника какую-то умственную работу. Это вполне может быть одна из ваших профессиональных задач:

  • подготовка доклада или презентации,
  • написание статьи,
  • перевод текста с иностранного языка,
  • составление отчета или, напротив, рабочего плана и программы на год,
  • выполнение расчетов для проекта,
  • анализ проблемы, поиск решения и его обоснование
  • и т.д.

Прежде, чем приступить, продумайте и запишите, какой минимум времени вам понадобится на каждый этап этой умственной работы. Например, за сколько времени вы успеете:

  • внимательно прочесть все необходимые бумаги и документы,
  • добрать дополнительную необходимую информацию,
  • обдумать содержание,
  • сгенерировать варианты решений, сравнить их между собой и выбрать лучший из них,
  • все записать и оформить в надлежащем виде.

Установите себе минимально возможные интервалы времени. Так, чтобы вам пришлось бы работать в быстром и непривычном для вас темпе.

Засеките время начала работы и приступайте к ее выполнению. Старайтесь придерживаться установленного временного графика.

Такая интенсивная нагрузка на мозг в условиях небольшого стресса поможет поднять уровень интеллекта .

Среда – измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

С Викиум вы сможете повысить свой интеллектуальный уровень онлайн

Четверг – побудьте вегетарианцем

Это может показаться странным, но сегодня вместо тренировки мозга имеет смысл заняться его очищением. Если быть более точным, то очищением своего организма. Нейробиологи выяснили, что умеренное вегетарианство не только стимулирует мозговую активность, но и ускоряет умственные процессы.

Когда в семидесятых годах в СССР были перебои с мясными продуктами, ввели, так называемый, «рыбный день». Во всех столовых, кафе и даже ресторанах предлагали в четверг только рыбные блюда, а мясные и не готовили в этот день вовсе. Вот и вы в четверг откажитесь от всех мясных блюд.

Можно усилить эффект, приняв в этот день какие-нибудь полезные биодобавки или максимально насытив свое меню продуктами, полезными для работы мозга:

  • рыба и морепродукты,
  • горький (темный) шоколад
  • цитрусовые.

Пятница – примерьте новую роль

Исследуя, как повысить интеллект, психологи обращают внимание на то, что общий интеллект развивается в умственной деятельности, а социальный в социальном взаимодействии.

Важным условием развития социального интеллекта является умение человека выступать в процессе коммуникаций в разных социальных ролях . Пятница – очень удачный день для коммуникаций и социальных контактов. Выберите на пятницу какую-нибудь роль, которую вам приходится «исполнять» не так часто, как остальные. И побудьте в ней.

Например, пусть ваш ребенок побудет вашим учителем, а вы – его учеником. Только все должно быть «по-честному»: он – учит, а вы – учитесь.

Или, напротив, устройте себе встречу со старым и умудренным опытом человеком. Попросите его или ее рассказать вам какую-то житейскую историю из своего прошлого.

Следуя за рассказом, старайтесь представить весь сюжет в ярких образах, а для этого:

  • расспрашивайте о деталях,
  • отслеживайте логику развития сюжета,
  • «увидьте» участников рассказа,
  • «услышьте» их голоса,
  • вникните в неочевидные, скрытые смыслы этой истории.

Словом, побудьте в роли писателя, изучающего прошлое, историю, быт, фольклор.

Проделав такое занимательное упражнение, вы не только «удивите» свой мозг своей новой ролью, но и добавите в свое видение мира новых красок, посмотрев на мир с другой, непривычной для себя позиции.

Суббота – побудьте левшой

…или, наоборот, правшой, если вы – левша.

Суббота – день, когда можно позволить себе все делать чуть медленнее, чем в будние дни. А значит, выбирая ответ на вопрос, как повысить интеллектуальный уровень, можно позволить себе что-нибудь совершенно не тривиальное. Например, все, что вы обычно делаете правой рукой попробовать делать левой.

Начать прямо с утра и, другой рукой:

  • застегнуть пуговицы,
  • почистить зубы,
  • съесть завтрак.

Воскресенье – займитесь компьютерными тренировками

И в заключение недельной тренировки посвятите 40 минут воскресного времени выполнению умственных упражнений на одном из компьютерных сайтов. Например, это может быть сайт «Викиум».

Если вам понравилась такая «Неделя тренировок мозга», можно проделывать это регулярно, пусть не ежемесячно, то хотя бы один раз в три месяца.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...