Славянские археологические культуры восточной Европы I-тыс. н. э. Добжанский В. Локальный вариант — археологическая культура — культурно-историческая общность. Что дальше

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.

Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственно-культурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 25-26.

Литература:

Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991.

За последние полвека археология пережила колоссальное усложнение материала и исследовательских интересов, но соответствующего усложнения системы понятий не последовало. На месте понятия «археологическая культура» должна вырасти целая система понятий.

Согласно Клейну здесь должны быть группы понятий, соответствующие ее разным формам, дифференцированным поаспектно:

  • а) по главной связи, легшей в основу выделения (хронологической, территориальной, стилистической, ковариационной, корреляционной, типокомплексной);
  • б) по охвату компонентов, их количественной и качественной оценке (одно дело взаимосвязь нескольких типов украшений, другое - основных фракций: керамики, металла, типов могил и жилищ и т.п. - с этим связан вопрос о культурах и вариантах);
  • в) по виду размещений (сплошным ли, замкнутым ли ареалом или рассредоточенным, с взаимопроникновением в другие ареалы);
  • г) по силе сопряженности (по плотности связей) и по интенсивности своеобразия, т.е. по степени отличия от других подобных ассоциаций; и так далее.

Также нужно выделить и обозначить специальными терминами постоянные структурные компоненты общего понятия (в этом больше преуспели американцы). Один термин должен употребляться для определяющего комплекта типов (как «фокус» у американцев), другой - для каждой совокупности материала, которой этот набор типов представлен в отдельном памятнике (у американцев «компонент»). Третий - для группы комплексов, охваченных этим набором типов («культурная группа» у немцев). Четвертый - для всей совокупности материала этих комплексов («фация» в некоторых школах). Пятый - для занятого ими ареала (или ареалов: отдельно для поселений, погребений, отдельных находок) и так далее.

Нужда в таком умножении понятий в какой-то мере отразилась в одной особенности того разнобоя, который царит в накопленных наукой определениях археологической культуры. Дело в том, что они различаются не только критерием выделения, но и выбором той или иной основы для конструирования понятия, т.е. того, что по этому критерию выделяется. У одних авторов археологическая культура - это совокупность типов: «сумма…форм культуры» (Блюме), «определенные типы останков», «комплекс…останков», «типы изделий…вместе с особенностями строения жилищ и могил» (Чайлд), «система типов» (Шер). У других-совокупность памятников: «общность археологических памятников» (Монгайт), «единство археологических памятников» (Клейн, Сорокин, Захарчук). У третьих-территория: «территория…(культурной провинции) содержит…культурную группу» (Ян, также Килиан). У четвертых - совокупность находок: «определенный комплекс археологических предметов» (Фосс), «комплексы…находок: (Монгайт). У пятых - неопределенная общность: «ассоциация археологических явлений» (Брайчевский). По сути это стихийный поиск системы понятий, который можно сравнить с попыткой одним пальцем взять на рояле аккорд. Аккордом и будет развернутая система понятий.

Что касается именно наименования археологической культуры, то нужно сказать, что название культуры дается согласно местам, где было найдено то или иное поселение, могильник и прочее.

Например, Абамшевская культумра -- археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

Тагарская культура -- археологическая культура эпохи бронзы и железа (IX--III в. до н. э.), названа по топониму -- острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Культура Злота была впервые выделена в археологии по раскопкам, проводившимся с 1920-х годов в районе гмины Злота (гмимна-- наименьшая административная единица Польши Пиньчувского повята Свентокшиского воеводства (в 1975--1998 гг. -- Келецкого) в Польше, близ города Сандомир. Культура получила название по месту раскопок.

1. Археологи?ческая культу?ра - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т.

Д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).

В археологии понятию культура придают значение, которые несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников - разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.

Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может - эволюцию одной культуры в другую.

2. Проблема изучения древних этносов и этнической истории была и остается одной из актуальных задач современных археологических исследований. Методика этих работ, сложившаяся в советской науке, исходит из предположения, что каждой археологической культуре должен соответствовать определенный древний этнос, а предметом изучения служат некие "этнические признаки" (как правило, керамическая посуда, украшения и элементы погребального обряда). По мере развития этнологии стали отчетливо видны ее изъяны. Главная из них - сложный характер соотношения между этносом (этничностью древнего населения) и его отражением в древностях.

Археологический материал может пролить свет на события этнической и государственной истории лишь при его отождествлении с культурой народов и государств, известных по письменным источникам. И основным методологическим вопросом здесь является проблема соотношения археологической культуры, этноса и государства. Поэтому необходимо сделать экскурс в историю археологии и выяснить, во-первых, что же такое «археологическая культура» и по каким признакам ее выделяют. Во-вторых, что может дать археология при изучении вопроса о происхождении народа и государства.

Археологию часто называют «историей, вооруженной лопатой», потому что археолог, прежде чем изучать материальные источники, выкапывает их из земли. Главное понятие в археологии - археологический памятник. Это любая вещь или комплекс вещей, которые связаны с жизнедеятельностью человека. Основными археологическими источниками являются древние поселения и погребения, а также клады, сельскохозяйственные угодья, дороги, корабли и т. д.

Само понятие «археологическая культура» сложилось в ходе археологических раскопок. Поэтому сложности в определении понятия об археологической культуре, их выделении и классификации возникли сразу после зарождения археологии. С одной стороны, у ученых появились объективные данные материальной культуры, с другой - интерпретация этих данных оказалась не менее сложной, чем запутанных письменных источников.

Ясно, что для выделения археологической культуры должны быть сходными определенные категории найденных вещей. Однако вопрос состоял в выделении этих конкретных категорий, круга признаков археологической культуры. Ведь под археологической культурой понимаются порой очень разные явления. Например, выделяемая для бронзового века ямная культура простирается на тысячи километров от Днестра до Алтая.

Ясно, что говорить даже об отдаленном этническом родстве людей, оставивших ее, можно с большой осторожностью. Тогда как, к примеру, роменская культура IX-X вв. на Левобережье Днепра оставлена одним племенным союзом - летописными северянами.

В настоящее время дискуссии об определении признаков археологической культуры не прекращаются. Сложностей в разработку этого основного для археологии понятия добавляет отсутствие собственного «логико-методологического базиса» этой дисциплины. Потому выделилось два подхода к вопросу об археологической культуре, различие между которыми основано на понимании целей и задач археологии в целом. Если археология рассматривается ученым как самостоятельная наука, тогда определение им археологической культуры включает социально-исторические характеристики общности, ее оставившей.

Другой подход основан на понимании археологии как исторической дисциплины, отрасли знания, обслуживающей историческую науку. В таком случае археологическая культура определяется лишь как классификационное понятие, решающее задачу сортировки находок. По замечанию Ю.Н. Захарчука, отнесение комплекса археологического материала к той или иной культуре основано только на визуальных наблюдениях во время раскопок. Разные исследователи выделяют свой комплекс признаков археологической культуры. Следовательно, можно лишь говорить об археологической культуре в понимании отдельных исследователей. То есть археологическая культура - не более чем технический термин, складывающийся в ходе эмпирического исследования, а не отдельная «объективная реальность». Однако археологическую культуру нельзя изучать вне связи с древней общностью, оставившей ее. Поэтому проблема заключается в том, чтобы выделить круг памятников материальной культуры, с помощью которых можно определить этническую принадлежность их создателей, а также форму общественно-политического устройства.

Многие советские ученые выявили признаки, отражающие этническую принадлежность. Основные этнические признаки для языческого времени - обряд погребения и другие культовые явления, то есть то, что наиболее консервативно в народной жизни. Например, это лепная керамика, которую изготовляли женщины - не на продажу, а для хозяйственных нужд. Это искусство передавалось от матери к дочери на протяжении поколений, не изменяясь. Из той же серии - сосуды для ритуальной загробной трапезы, которые клали в могилу.

Содержание самих выделяемых археологических культур (по указанным причинам) неодинаково для каменного века и бронзы, для эпохи первобытности и ранних государств. Последние десятилетия вновь открытые культуры раннего Средневековья выделяются именно по комплексу этноопределяющих признаков: погребальному обряду, лепной керамике и т. д. Если комплекс археологических памятников разнотипен, то общность археологической культуры устанавливается только тогда, когда на месте одного поселения находят лепные горшки, типичные для разных народов, а в одном могильнике или даже погребении - свидетельства разных обрядов. В этом случае налицо начавшееся смешение этносов. Таким образом, археологическая культура раннего Средневековья соответствует этносу или формирующейся новой этнической общности.

Для выделения более широких археологически близких областей было введено этнографо-археологическое понятие «культурно-историческая общность» (КИО). КИО складываются вследствие сходных природных условий обитания и общих видов традиционной хозяйственной деятельности и объединяют разные этносы независимо от их генетического, языкового и политического родства. Например, для кочевников характерна юрта или юртообразное жилища (когда они начинают переходить к оседлости). В юртах жили все скотоводы I тысячелетия н. э. по всем степям Евразии. И если появлялся новый тип конской упряжи, то это модное веяние распространялось на земли от Монголии до Северного Причерноморья. Ясно, что на этих территориях жил не один народ, образовалось и погибло не одно кочевое племя. И конечно, отождествлять КИО с государственным образованием тоже нельзя.

Археологические же признаки протогосударства («предгосударства») и государства на данном этапе развития археологии четко не выделены. Это должны быть памятники, отражающие основные черты этих структур, отличающие их от организаций эпохи первобытности.

    Археологическая культура - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).

В археологии понятию культура придают значение, которое несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников - разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.

Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может - эволюцию одной культуры в другую.

    Культурно-историческая общность – культурные объединения определенной эпохи, общее название групп близких археологических культур.

    Тип памятников - перечисленная классификация археологического материала. Очень часто бывает так, что памятники сочетают в себе функции различных категорий. Например, курганы могут нести не только функцию захоронения (погребальная), но и выполнять определённые культовые функции.

6. Ранний палеолит.

Нижний (ранний) палеолит - период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты - Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счет мяса павших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была еще распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий род Homo erectus. Представители данного вида (синантропы) научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счет освоения Азии, что подтверждается находками на плато Чжоукоудянь в Китае. Около 1 млн лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Социальная организация людей находилась на стадии первобытного стада (неустойчивое, формировалось с целью охоты, для защиты от врагов, животных, стихии). Орудия работы - в целом наиболее примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты. Хозяйство состояло из собирательства и охоты, люди вели кочевой образ жизни.

Культуры нижнего палеолита

Африка: 2,5-1 млн лет назад

Олдувайская культура 2,5-1 млн лет назад

Ашёльская культура 2,5 млн - 200 тыс. лет назад

Европа: 1,2 млн - 600 тыс. лет назад

Аббевильская культура 1,5 млн - 600 тыс. лет назад

Археологические поиски ведутся в последние десятилетия на основе теории об автохтонности славян (автохтон – коренной житель).

Археология исходит из положения, что этнические образования различаются между собой не только языком, но и культурой; языковая общность сочетается с общностью этнографической, находящей свое выражение в вещественных остатках прошлого, так называемых археологических культурах.

Археологическая культура – устойчивая совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определенного периода развития общества. Сюда входят:

  • определенный обряд погребения;
  • повторяющиеся формы украшений;
  • принадлежности одежды;
  • характерные типы орудий, оружия, бытового инвентаря;
  • специфические особенности в устройстве жилищ и поселений;
  • формы керамики.

В разное время ученые обнаружили несколько археологических культур, которые в той или иной мере соотносятся со славянами (см. табл. 1). Эти культуры характеризуют жизнь тех или иных этносов на разных этапах развития. Самый ранний этап – протославянский - охватывает I V –I тысячелетия до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур (как полагают некоторые исследователи, часть их - полиэтнические), занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для славян и некоторых других народов Европы.

Табл.1

Культура
Время
Место распространения
Неолит и энеолит
Трипольская
3 тыс. до н.э.
Западная Украина, Молдавия, Румыния
Фатьяновская
2 тыс. до н.э.
Верхнее и среднее течение Волги
Бронзовый век
Унетицкая
XVIII - XV вв. до н.э. Чехия, Словакия, юг Германии, восток Австрии, запад Польши
Тшинецкая
XVI - XII вв. до н.э. Между р.Варта и р.Сейм (запад Украины, запад Белоруссии, восток Польши)
Лужицкая
XIII - IV вв. до н.э. Чехия, Германия, запад Польши (не доходя до Балтийского моря)
Железный век
Поморская
VI - II вв. до н.э. Польша, запад Украины и Белоруссии
Чернолесская
VIII - VI вв. до н.э. Поднепровье
Пшеворская
II в. до н.э. – II в. н.э. Запад Польши
Зарубинекая
II в. до н.э.– II в. н.э. Среднее течение Днепра
Черняховская
II - IV вв. н.э. Западная Украина, Молдавия, восток Румынии
Пражская
VI - VII вв. н.э. Восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния

В начале ХХ в. украинский археолог В.Хвойка к югу от Киева, близ села Триполье, раскопал остатки сгоревших сооружений, в основе которых находились огромные глиняные площадки. Здесь он обнаружил множество керамических сосудов, расписанных затейливыми узорами; статуэтки женщин; каменные, костяные и металлические орудия труда, оружие.

Эта археологическая культура относится к эпохе энеолита. Она распространена между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем. Трипольская культура является наиболее древней из всех, которые в той или иной мере считают протославянскими, и охватывает период с 4-го тыс. до н. э. по вторую половину 3-го тыс. до н. э.

Поселения трипольцев расположены на укрепленном валами и рвами плато, состоят из 10-15 глинобитных жилищ, среди которых встречаются и двухэтажные. К основным занятиям трипольских племен относятся скотоводство, земледелие, охота, рыболовство. Племена вели активный обмен с соседними племенами, в частности, с жителями Балканского полуострова, откуда они получали медь. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о господстве в этой культуре матриархата, почитании Великой матери.

Вероятно, очень сильно развиты были и аграрные культы, культ огня. Долгое время оставалось загадкой отсутствие трипольских захоронений, пока в одном из раскопов не был обнаружен ритуальный сосуд для сжигания тел. Причем пепел трипольцы не подвергали захоронению, а развеивали по ветру. Сам В.Хвойка, а вслед за ним и многие другие исследователи считали трипольскую культуру протокультурой восточных славян, однако существует и небезосновательное мнение о ее полиэтничности.

Огромное количество споров вызывает и фатьяновская археологическая культура, которая относится к эпохе позднего энеолита и раннего бронзового века (первая половина II тыс. до н.э.). Название свое эта культура получила по могильнику, раскрытому у д.Фатьяново Ярославской обл. в 1873 г. Поселения фатьяновцев не найдены. Предположительноони занимали уже существовавшие поселения местных племен или селились в труднодоступных местах (на болотах или в лесах). Фатьяновская культура известна по захоронениям. Умерших хоронили в скорченном положении: мужчин на правом боку головой на запад, женщин на левом боку головой на восток. В ямах и внутримогильных сооружениях из дерева или бересты находят бронзовое оружие, каменные, реже медные орудия труда, глиняные сосуды, украшения из янтаря, раковин, зубов животных. Фатьяновцы являются предками славян, балтов и германцев.

Некоторых элементы славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур бронзового века: унетицкой, тшинецкой, лужицкой. Унетицкая культура распространена в первой половине II тыс. до н.э. на территории Силезии, Саксонии и Тюрингии, Чехии и Нижней Австрии. Поселения этих племён состояли из четырёхугольных домов с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти племена занимались земледелием и скотоводством, бронзолитейным делом. Постепенно культура видоизменяется, происходит переход к трупосожжению. Во второй половине II тыс. до н.э. на этой территории складывается лужицкая культура.

С XV в. до н. э. на территории Польши параллельно существовали две культуры: лужицкая и к востоку от нее тшинецкая .

Тшинецкая археологическая культура распространена в средней полосе Центральной и Восточной Европы, примерно от р. Варта на западе до р. Сейм на востоке, существовала примерно с XVI в. до середины XII в. до н.э., а затем вошла составным элементом в лужицкую культуру. Названа по остаткам поселения близ Тшчинца (Trzciniec) Люблинского воеводства (Польша). Археологи обнаруживают достаточно большое количество неукрепленных поселений, состоящих из землянок и небольших наземных жилищ. Тшинецкая культура характеризуется трупоположением, бескурганными и курганными могильниками. Для тшинецкой культуры характерны каменные и кремневые орудия, поделки из бронзы. Племена занимались животноводством и земледелием. Б.А. Рыбаков на основе анализа размещения тшинецко-комаровской, пшеворской, зарубинецкой и пражско-корчакской археологических культур, а также данных о венедах Плиния, Тацита и Птолемея – современников этих культур - считает «областьтшинецко-комаровскойкультурыпервичнымместомобъединенияиформированиявпервыеотпочковавшихся праславян, оставшихся наэтомпространствепослетого, какзатихлограндиозноерасселениеиндоевропейцев - "шнуровиков". Этаобластьможетбытьобозначенанесколько туманным словом "прародина"» (Рыбаков, 1981, с. 19).

«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтическим комплексом, охватившимполовину праславян,частьпрагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племен на юге, где бронзолитейное дело стояло очень высоко» (Рыбаков, 1981, с.264). В 13-4 вв. до н. э. она занимала территорию от побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни. Название получила от исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица (на юго-востоке Германии), где впервые были найдены могильники и поселения лужицкой культуры.


Лужицкие племена занимались земледелием и скотоводством. Среди находок много керамики, найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки; обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Как и предшествующие культуры, племена лужичан не знали гончарного круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду: амфоровидные сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы. Племена лужицкой культуры сжигали умерших, а прах погребали в урнах, которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и разнообразных сосудов, видимо, с пищей. Такие могильники называются "полями погребений" или "полями погребальных урн". В VII - VI вв. до н. э. распространилась металлургия железа, которая очень быстро стала господствующей в производстве.



В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие поселения, занимающие площадь в несколько гектаров. Поселок огораживался оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов деревянных срубов, которые внутри заполнялись глиной, землей и камнями. Дома были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений.

Большинство исследователей считают славянской поморскую археологическую культуру, распространенную в 6-2 вв. до н. э. на территории Польши и смежных с ней области Белоруссии и Украины. Поселения этой культуры неукрепленные, в качестве жилищ используются наземные столбовые постройки и полуземлянки. Бескурганные захоронения содержат остатки трупосожжений, главным образом в глиняных сосудах-урнах. Часто на урнах имеются изображения человеческого лица, а сами они стоят в каменных ящиках. В южных районах урны прикрыты сверху большим глиняным сосудом - "клёшем". Поморцы занимались земледелием и скотоводством.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время в разных местах распространения лужицкой культуры (Центральная Польша, частично Белоруссия и Украина) складывается культура клёшевых погребений . Эту культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд – клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...