Чукотский народный инструмент. Малочисленные народы планеты

Песни, народная музыка и танцы играли важную роль в трудовой и духовной жизни чукчей. Возникшая из реальных жизненных потребностей общества система художественно-образного отражения действительности со временем привела к выделению и совершенствованию отдельных видов народного искусства, в том числе музыкального. Песни и танцевальные мелодии стали исполняться не только во время праздников и религиозных ритуалов, но и в часы отдыха, для развлечения.

"Между чукчами есть свои легенды, предания старины и народная поэзия, выражаемая в играх и песнях, - писал А.А. Аргентов , - На игрищах песни поются с текстом; мотивы их довольно разнообразны... При пении чукчи делают выразительные жесты, мужчины бьют в бубны, мурлычат монотонно и соблюдают непременный такт.

По временам они подражают реву и крику различных животных и птиц, что делают с большим искусством" (Аргентов , 1857. С. 69). "Чукчи любят пение, - отмечает В.Г. Богораз , - особенно во время праздников. Каждая семья и даже каждый человек имеет несколько собственных напевов. Одни из них наследственные, другие собственного сочинения" (Богораз , 1934. С. 23).

Наивысшей организационной формой бытования народной музыки как искусства, стали возникшие в далеком прошлом и сохранившиеся до наших дней песенно-танцевальные соревнования. Они проводились как между художественно одаренными людьми одного селения, так и между жителями разных селений.

Победители награждались подарками. Иногда это были специально созданные в честь победителей песни. В 1938 г., например, в честь чукчи Атыка - победителя на песенно-танпевальном соревновании в городе Ном на Аляске была создана песня-подарок от эскимосов Аляски.

В далеком прошлом у оленеводов возник своеобразный прием гортанного (горлового) пения пилыъэйн"эн. Певец втягивает воздух, сжимает горловые связки, губы широко растягивает в стороны, и, вдыхая воздух, издает своеобразный ше¬лестящий звук. Меняя сжатие горла и растяжение губ, он изменяет высоту звука. Опытные певцы могут сочетать гортанное пение с обычным, именуемым типъэйн"эм, образуя два самостоятельных голоса-тембра. Пильгъэйн"эн обладает своеобразными художественными возможностями в изображении различных явлений природы, картин быта. В одних случаях это - бегущее стадо оленей, преследуемое волками, езда на оленях или весенняя тундра, покрытая цветами, перелет птиц, в других - различные трудовые процессы, настроения и переживания человека. В некоторых селениях Чукотки и сейчас устраиваются состязания в исполнении гортанных песен. Они носят название айн"арачвын - звукосоревнование.

Древние чукотские мелодии звучат и в наши дни. Сохранению их способствовала традиция передачи от поколения к поколению семейных, общинных песен с характерными ритмами и интонациями. Уже при рождении каждый чукча вместе с именем получает от родителей именную песню, сочиняемую в первые дни появления ребенка на свет. В ней отражаются те или иные черты новорожденного, мечты о его будущем. Вырастая, ребенок узнает и заучивает личные песни родителей, дедов, других родственников; став взрослым, сочиняет песни сам, в том числе личную именную песню. В ней он выражает свою индивидуальность, эмоциональный настрой.

Чукотская народная музыка развивалась преимущественно как вокальная. Она не имела музыкальных инструментов со строго фиксированной высотой звуков. Повсеместное признание и широкое применение получил лишь ударный инструмент бубен-ярар. А.А. Аргентов писал, что бубен "непременно имеется у каждого домохозяина. С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит". В.Г. Богораз дополнял: "Составным элементом домашней святыни является бубен-ярар... Каждая семья должна иметь свой бубен, упражнение на котором во время известных праздников обязательно для всех домочадцев, мужчин и женщин.,. В долгие зимние вечера чукчи берутся за бубен просто для развлечения" (Богораз, 19016. С. 51-52).

Играет на бубне обычно самый опытный музыкант, задавая певцам и танцорам ритм и динамику исполнения произведения. На праздничных торжествах, нередко на бубнах играют сразу несколько музыкантов. Есть танцы и пантоми¬мы, музыкальное сопровождение которых построено так, что в определенном месте пение прерывается на несколько тактов и пантомима продолжается только под аккомпанемент бубнов. В других случаях пантомима сопровождается только игрой на бубнах. Нередко солист сам аккомпанирует себе на бубне во время исполнения пантомимы. Следует заметить, что на всех смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, проводившихся в советские годы, ни один из чукотских любительских ансамблей ни разу не применял какой-либо музыкальный инструмент, кроме ярара.

Были у чукчей и другие музыкальные инструменты. В трудах В.Г. Богораза упоминаются простейшие духовые и шумовые (жужжалки, завывалки) музыкальные инструменты. Описывая, например, "праздник гагары", он отмечает, что "чукчи подражали пению этих птиц свистками, сделанными из гусиных перьев или из дерева с язычками из китовой кости". Народные песни исполняются по различным поводам, в различной обстановке. Некоторые воскрешают в памяти исполнителей и слушателей яркие картины происходивших когда-то событий. Эти "памятные песни" чаще всего являются семейной реликвией и не предназначены для публичного исполнения. Создаваемые в настоящее время новые песни-импровизации (личные, именные, памятные) обычно отражают радостные события в жизни человека, но создаются они по образцам песен предков, на основе их интонаций, характерных ритмов. Новым явлением в песенно-музыкальном творчестве чукчей является создание самобытными композиторами песен на стихи профессиональных чукотских поэтов - А. Кымытваль, В. Кеулькута, М. Вальгыргина.

Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место. Почти все праздники годового цикла оленных чукчей содержат древние представления о роли дикого оленя в жизни народа, сопровождаются театрализованными действиями, изображающи¬ми повадки оленя, различные моменты охоты. Некоторые танцы исполняются под своеобразный аккомпанемент - горловое пение. Такого рода танцы называются пичгъэйнен (горлом кричать). В обрядах и праздниках оседлых чукчей, также имевших промыслово-магический характер, чаще фигурировали морские животные, но общие закономерности проявлялись и здесь.

Другой тип танцев исполнялся под аккомпанемент бубнов. Если пичгъэйнен не имели стабильной формы, то в танцах с бубнами уже существует деление на две группы, определены места для танцоров и музыкантов, аккомпанирующих на бубнах. Аккомпаниаторы должны стоять спиной к входу, напротив них - пляшущие женщины. В.Г. Богораз отмечал, что такой способ танцев у чукчей носил название ветчальыт (стоящая), так как исполнители танцевали, почти не сходя с места.

Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался тевляыргын (стряхивание). В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был тевляыргын .

Наиболее древние черты плясок-пантомим сохранились в празднике "воскресения" зверей, где мужчины изображали охотников, а женщины - имитировали повадки зверей. Танцующие изображали успешную охоту, "заверяли" зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Судя по тому, что первые исследователи чукчей подчеркивали обязательность этого раздела ритуалов, можно предположить, что раньше эти пантомимы были центром всего празднества. Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обратил внимание Ф.П. Врангель, отмечавший, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика. В некоторых пантомимах она доминировала над всеми элементами. К сожалению, по имеющимся данным трудно составить представление о смысловой и целевой направленности этих танцев.

Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

Танцы чукчей - яркое и самобытное явление, корни которого затерялись в глубине веков. С достоверностью сказать можно лишь то, что в основе пластики чукотских танцев - подражание, имитация поведения животных, являвшихся основным объектом охоты. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства, умея одним-двумя движениями передать точное представление о звере. Танцы чукчей не отличаются подвижностью. Более активна верхняя часть туловища. Исполнители почти не сходят с места, раскачиваются из стороны в сторону, приседают, вытягиваются, двигают плечами и руками. Передвижения по площадке незначительны. Если танцуют одновременно несколько человек, движения их не согласуются. Исполнялись танцы довольно продолжительное время - 12-14 часов. Хореографическую часть обрядов и праздников начинали обычно их устроители, хозяин и хозяйка яранги.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: "Охота на моржа ", "Охота на песца ", "Охота на уток " и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы. Появились и новые формы коллективного исполнения танцев - национальные самодеятельные танцевальные ансамбли "Олененок", "Солнышко", "Белый парус", "Чукотские зори", "Ракушка" и др. Создание народных коллективов помогает сохранять богатства традиционного музыкального фольклора. В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль "Эргырон" ("Рассвет").

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Музыкальная культура аборигенов Чукотки

По дисциплине «История музыки Дальнего востока»

Исполнитель:

Студент 514 гр.

Васильева М.Ю.

Хабаровск

Введение

Эскимосы

Культура и искусство эскимосов

Быт эскимосов

Праздники, фольклор

Музыка (айнгананга)

Эскимосская миниатюра

Музыкальные инструменты

Чукчи

Быт и занятия

Верования и обряды

Горловое пение

Заключение

Введение

Музыкальная культура аборигенов Чукотки основывается на быте, роде занятий, верованиях и обрядах, зависит от прародины и расселении, территориальной принадлежности народностей. У чукчей развито музыкальное творчество, основанное на мелодиях, которые в свою очередь опираются на звуки природы. Основой же эскимосского музыкального фольклора составляют миниатюры, аналогов которых в мировой культуре нет.

Эскимосы

Из энциклопедии:

Эскимосы, народ, расселённый от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность- около 90 тыс. чел. (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке. Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов. Э. сформировались около 5-4 тыс. лет назад в р-не Берингова м. и расселились на В.- до Гренландии, достигнув её задолго до н. э. Э. замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на мор. зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду и пр. Для самобытной культуры Э. в 18-19 вв. были характерны сочетание охоты на мор. зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистичных норм в распределении добычи, жизнь терр. общинами. Религия - культы духов, некоторых животных. В 19 в. Э. не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных Э. произошли большие изменения.

Значительная их часть перешла от мор. промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть Э., особенно в Гренландии, стала наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Э. Зап. Гренландии сформировались в отд. народ - гренландцев, не считающих себя Э. На Лабрадоре Э. в значительной мере смешались со старожильческим нас. европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры Э. быстро исчезают.

В СССР Эскимосы - малочисл. этнич. группа (1308 чел., перепись 1970), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде насел, пунктов вост. побережья Чукотки и на о. Врангеля. Их традиц. занятие - мор. зверобойный промысел. За годы Сов. власти в х-ве и быту Э. произошли коренные изменения. Из яранг Э. переселяются в благоустроенные дома. В колхозах, в к-рых обычно объединяются Э. и чукчи, развивается механизир. многоотраслевое х-во (мор. зверобойный промысел, оленеводство, охота и др.). Среди Э. ликвидирована неграмотность, сложилась интеллигенция.

Культура и искусство эскимосов

Эскимосы создали самобытное музыкальное, танцевальное, а также декоративно-прикладное и изобразит, иск-во. Раскопками открыты относящиеся к кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-му тыс. н. э. костяные наконечники гарпунов и стрел, т. н. крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели лодок-каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского иск-ва 18-20 вв.- изготовление статуэток из моржового клыка (реже - мыльного камня), резьба по дереву, художеств, аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Быт эскимосов

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах - "ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Праздники, фольклор

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен.

Все виды устного творчества подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости:

скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Применить к эскимосской музыке какие-либо устоявшиеся известные шаблоны практически не возможно. Ритмы не укладываются в размеры и основываются на чистом запоминании. Основным музыкальным «изобретением» эскимосов считается миниатюра.

Эскимосская миниатюра

Эскимосская миниатюра сама по себе представляет песенно-танцевальную композицию 2-х частной формы, где вторая повторяет первую в ускоренном темпе с усиленной динамикой. В миниатюрах раскрывается быт, промысел, природа, повадки зверей, в общем, все что окружало их в повседневной жизни. Каждое движение несет собой определенную смысловую нагрузку.

Музыкальные инструменты

Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке. Изготавливался бубен из моржового пузыря, натянутого на деревянное кольцо (обечайка).

Также нередко в эскимосской музыкальной культуре встречается инструмент «хомус», или «ванныярар» . Исполнителей история насчитывает не много. И, поскольку сам инструмент у чукчей изготавливался преимущественно из китового уса, звук был тихий, что было применимо в основном только в помещениях и широкого применения не находил.

Чукчи

Чукчи, (самоназвание, "настоящие люди").

Численность в Российской Федерации 15,1 тыс. человек, коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. человек). Живут также на севере Корякского авт. округа (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3 тыс. человек), говорят на чукотском языке.

Первые упоминания о чукчах,

В русских документах - с 40-х гг.17 в., подразделяют их на "оленных" и "пеших". Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к востоку до Берингова пролива. Поселения "пеших" чукчей, оседлых морских охотников, располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнева и заливом Креста и далее на юг в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в кон.17 в. составляла около 8-9 тыс. чел.

Контакты с русскими первоначально сохранились в основном на нижней Колыме. Попытки обложить нижнеколымских чукчей ясаком, военные походы против них в середине 17 века не принесли результатов. Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских чукчей резко сократилась, оставшиеся откочевали на восток.

С конца 18 века активизировались торговые контакты Чукчей с русскими. Согласно "Уставу об управлении инородцев" 1822 года, чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства, способствовали дальнейшему расширению территории чукчей на запад. К 1830-м годам, они проникли на р. Большая Бараниха, к 1850-м - на нижнюю Колыму, к середине 1860-х - в междуречье Колымы и Индигирки; на юг - территорию коряков, между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками. На востоке усилилась ассимиляция чукчами - эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с приморскими чукчами включились американские китобои. Расширение территории обитания чукчей, сопровождалось окончательным выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и других. В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. С конца 19 века, вследствие истребления морского зверя, численность береговых чукчей резко упала, к 1926 она составила 30% всех чукчей. Современные потомки береговых чукчей живут в посёлке Сиреньки, Ново Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.

В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 - авт. округ). Для этнического развития чукчей в 20 веке, особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й половины 50-х гг., характерны консолидация и преодоление обособленности отдельных групп

Прародина и расселение чукчей

Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный человек")

и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"), живущих совместно с эскимосами.

Эти группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом. Распространены самоназвание по месту жительства или кочевок: увелельыт - "уэленцы", "чаальыт" - "Чукчи, кочующие по р. Чаун". Эти самоназвания сохраняются, даже у жителей современных укрупнённых посёлков. Названия более мелких групп внутри поселений: тапкаральыт - "живущие на косе", гынонральыт - "живущие в центре" и т.п. Среди западных Чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу).

Первоначально прародиной Чукчей считалось побережье Охотского моря, откуда они продвинулись на север, ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Согласно, современными исследованиям, предки Чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних р-нах Чукотки.

Занимая область обитания эскимосов, Чукчи частично ассимилировали их и заимствовали многие черты их культуры (жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов, промысловые обряды и праздники, пляски-пантомимы и др.). Длительное взаимодействие с эскимосами отразилось также на язык и мировоззрение коренных Чукчей. В результате контактов сухопутной и морской охотничьей культуры у Чукчей произошло экономическое разделение труда. В этногенезе Чукчей также приняли участие юкагирские элементы. Контакты с юкагирами, стали относительно, стабильными на рубеже 13-14 вв., когда юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на восток, в бассейн реки Анадырь. Оленеводство сложилось у тундровых Чукчей, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских.

Быт и занятия

Основные занятия тундровых чукчей - кочевое оленеводство,

имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке.

Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети

жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основные занятия береговых чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие - гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом - с байдар, зимой - в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью "бола" - метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее - железа.

Традиционные ремесла - выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья - в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. - малая патрилокальная. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака ("переменный брак"), отработки за невесту, у богатых - многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Основное жилище чукчей - разборный цилиндроконический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых, и моржовых - у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца 19 века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран - "дом из челюстей кита") - на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой - чрез длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые чукчи передвигались на нартах на оленях, приморские - на собаках. В середине 19 века у приморских чукчей, под влиянием русских, распространилась восточносибирская нарта и упряжка цугом, до этого собак запрягали веером. Пользовались также ступательными лыжами-ракетками, на Колыме - заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах - лодках, вмещающих от одного до 20-30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.

Традиционная одежда - глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнем, к которому привешивали нож, кисет и др., узкие двойные штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном - в дороге. Женская одежда - меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом - одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная пища "оленных" чукчей - оленина, береговых - мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде.

Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных - кита, моржа, белухи - впрок, заквашивая его в ямах (копаль-гын), зашивая в шкуры. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося.

Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок - замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Верования и обряды

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у "оленных" чукчей - с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по случаю первого выхода в море. Летом - праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей. Осенью - жертвоприношение морю, поздней осенью - праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. У "оленных" чукчей в жертву приносили оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских - собак.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне - трикстере и демиурге и др.

Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), бубен (ярар) и др. - делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. "горлом петь"), сопровождавшийся горловым пением и выкриками

танцующих.

Горловое пение

Широкое распространение среди чукотских обрядов и праздников издревле считалось горловое пение. Настоящие умельцы повергали в шок тех кто это слышал впервые. Звуки получались поистине «нечеловеческими», мощными и вызывали «мороз по коже». Часто на праздниках устраивали конкурсы-состязания по горловому пению.

Заключение

Различия в культуре чукчей и эскимосов постепенно стираются. Но древнее музыкальное творчество по прежнему остается раздельным и легко отличимым.

С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей и эскимосов занимается Ассоциация народов Чукотки. Национальные ансамбли сохраняют музыкальную и танцевальную культуру аборигенов Севера Дальнего Востока.

Документ

Москва: Информационное общество, культура , образование» Комиссия ЕС, Федеральное агентство по культуре и кинематографии , РГБ, ВГБИЛ им... науки, МОНМС Украины, Гос. агенство Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации, Госкомитет...

  • Л. Н. Гумилёв писал: Западноевропейская культура с момента своего возникновения стремилась к расширению. Потомки баронов Карла Великого покорили западных славян, англосаксов, кельтов, вытеснили с Пиренейского пол

    Документ

    Ряд поручений по развитию кинематографии . В частности... ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ. Владимир Путин упразднил Федеральную службу по ... президенте по культуре и искусству. Слово культура (... результаты исследования агенства Bloomberg. Американскую...

  • «Къбр-м и печатым и тхыдэр» (8)

    Документ

    ... ] п. тр. 008 Цивилизация. Культура . Прогресс Культура и этнология народов КБР /М-во... услуг /М-во образования и науки РФ, Федеральное агенство по образованию, КБГУ. – Нальчик, 2004. ... Гравюра 138 77 Фотография. Кинематография и подобные процессы 142 78 ...

  • Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи они его подносят ко рту?

    1. варган
    2. Варган, а ещ есть точно такой же инструмент, только казахский-называется шанкобыз, он считается шаманским инструментом, так что не каждый может себе позволить играть на нм. вот =)
    3. Традиционный музыкальный инструмент пластинчатый варган (ванныярар) "ротовой бубен" из березовой, бамбуковой (плавун) , костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.

      Варган - самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира.

      Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана: комуз (на Алтае) , хомус (в Якутии) , дрымба (на Украине, в Беларуси) , кубыз (в Башкирии) , зубанка (в России) , шон-кобыз (в Казахстане) , темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза) .

      В Америке варган называют "еврейская лира" - Jews harp (Jew harp, Jews harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира. Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках - изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.Здесь подробнее

    4. У меня есть такой, только вот играть на нем я не фига не умею))))
    5. варган
      вот ссылка на варганную музыку
      http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=524990
    6. Варган

      Внешне варган выглядит как небольшое устройство, которое играющий одной рукой прикладывает к губам чтобы при помощи манипуляций большого пальца второй руки извлечь растянутое вибрирующее звучание. С виду он похож на музыкальный инструмент и официально даже называется музыкальным инструментом.

      Для многих непосвящнных, звуки, издаваемые варганом давно считаются необходимой аранжировкой в музыкальных и псевдомузыкальных композициях коренных народов севера от эскимосов Гренландии до жителей Чукотки и Якутии. Между тем, игра на варгане это отнюдь не музыкальное упражнение, а само понятие музыка применительно к этому устройству является не более, чем названием побочного следствия его применения. Варган это механический заменитель наркотиков.

    7. Варган.

    Одним из древнейших музыкальных инструментов, который прошел через века и не изменил свой внешний вид, является варган. Предлагаем вам познакомиться поближе с этим самозвучащим язычковым инструментом. Разные народы давали ему всевозможные названия. На Алтае его называли камузом, в Якутии - хосусом, в Башкирии - кубызом, в Германии - маультроммелем. Украинцы и белорусы звали его просто дрымбой, японцы - миккури, филлипинцы - кубингом, индийцы - морчангом. Музыкальный инструмент варанг считается народным во многих странах, только имеет отличия по материалу, форме и технологии изготовления. У каждого отдельного инструмента свои неповторимые характеристики.

    Варган - музыкальный инструмент северных народов

    Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова "варги", что означает "уста". Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

    Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

    Особенно популярным стал это инструмент у якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

    Сегодня основным центром, где изготовляются и используются хомусы, является Якутия. Для местных жителей не просто музыкальный инструмент - варган, а средство выражения эмоций, настроений и чувств звуками. Некоторые умудряются во время игры на варгане произносить слова, используя "говорящее" исполнение. В наше время возрастает интерес к русской языческой культуре, поэтому появляются новые мастера, создающие аутентичные инструменты.

    Два типа варганов

    Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

    1. Варган пластинчатый . Это узкая, тонкая деревянная, бамбуковая, костяная или металлическая пластинка и язычок. Он расположен в середине этой пластинки.
    2. Варган дуговой (дугообразный). Сделан из металлического прута, к которому крепится стальной язычок, имеющий на конце крючок.

    Самые известные виды инструмента

    Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

    • достаточно высокое звучание имеет алтайский варган Поткина, этот интструмент совсем небольшого размера и сделан из желтого металла;
    • басовое и мощное звучание у хакасских варганов Валгутова, они темные (вороненые);
    • звонким звучанием характеризуются русские варганы Нуреева, их изготовляют из нержавеющей стали;
    • тонким звенящим звуком отличаются вьетнамские инструменты.

    Из каких материалов изготовляют варганы?

    Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой "свирели", ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

    Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с

    Немного об истории инструмента

    История варгана уходит вглубь веков. Первым появился пластинчатый инструмент. Его изготавливали из подручных материалов. Кто-то предпочитал дерево, кто-то - кость. Постепенно стали появляться металлические изделия. Чтобы усилить звучание, к инструменту добавили металлическую рамку - дугу. От этого и произошли дугообразные варганы.

    Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

    Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

    В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

    В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

    Детали и размер варгана

    Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

    От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

    Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

    У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

    В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

    Как играть на варгане?

    Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

    Использование варганов шаманами

    Северные народы издавна считали священными оленя, огонь, бубен и варган. Бубном чаще пользовались мужчины, а варганом - женщины. Древние шаманы считали, что они с помощью этих приспособлений входят в транс, изменяют состояние сознания. Шаманы входили в разные миры, чтобы преобразовать реальность. Кроме игры на музыкальных инструментах ими использовались и другие техники. Шаманские камлания не обходились без варгана и бубна. С помощью инструмента шаманы призывали духов-защитников и общались с ними.

    Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

    Туркменский металлический варган

    Трудно понять секрет популярности человеку, который не держал в руках туркменский музыкальный инструмент - варган (металлический). Мир меняется, когда этот инструмент заводит свою песню, наполняясь настроением хозяина. Каждый вздох отдает россыпь звуков, сплетающихся в удивительную мелодию. Туркменский варган становится продолжением играющего, их души сливаются. Поклонникам этого инструмента трудно оторваться от его мелодичности звучания и легкости исполнения.

    Существует несколько моделей туркменского варгана - одни звучат низкими бархатными мелодиями, другие щебечут нежными голосами. Он очень подходит для сольных партий, где исполнитель следует своему вдохновению, создает неповторимые музыкальные образы. Этот инструмент прекрасно снимает стресс, настраивает на позитивную волну, наполняет душу гармонией.

    Чукотский инструмент

    Многие любители стараются купить чукотский музыкальный инструмент - варган. Еще в древности ему приписывали магические силы. Чукотские шаманы музыкальными вибрациями узнавали будущее и вызывали духов. Ценится варган (музыкальный инструмент чукчей) высоко, а мастера, его создающие, считаются людьми высшего порядка. Профессиональные секреты изготовления инструмента строго охраняются. Приспособление удобно в использовании, а его форма отдаленно напоминает ключ.

    Уникальная находка археологов

    Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

    Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

    В предгорьях Западного Урала расположен крупный промышленный и торговый центр - Пермь. В нем живет более полумиллиона жителей. В этом городе многие увлекаются игрой на варгане. Здесь есть несколько магазинов, где можно приобрести алтайские варганы (хомусы). Их приобретают для профессиональной игры, а также для хобби, удовольствия. Многие обращаются за приобретением в интернет-магазины, где можно получить консультацию профессионального менеджера.

    Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

    Стоимость инструмента

    Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.


    ЯРАР -ЧУКОТСКИЙ БУБЕН, СТАРИННЫЙ И САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЖИТЕЛЕЙ ЧУКОТКИ. НА ДЕРЕВЯННЫЙ ОБОД НАТЯГИВАЮТ КОЖУ ОЛЕНЯ, ДЛЯ ОБОДА ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОЛЬХУ, ЛИСТВЕННИЦУ, БЕРЁЗУ. КОЛОТУШКУ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКИ. ярар - бубен


    ВАННЫЯРАР – «ЗУБНОЙ БУБЕН». ВАННЫЯРАР ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ БЕРЕЗОВОЙ, БАМБУКОВОЙ (ПЛАВУН), КИТОВОГО УСА, КОСТЯНОЙ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИНКИ. ПОЗДНЕЕ ПОЯВИЛСЯ ДВУЯЗЫЧКОВЫЙ ВАРГАН. ВНУТРИ ПЛАСТИНЫ ВЫРЕЗАЕТСЯ ЯЗЫЧОК, ПОСТЕПЕННО СУЖИВАЮЩИЙСЯ К КОНЦУ. У ОСНОВАНИЯ ЯЗЫЧКА ИМЕЕТСЯ ДЫРОЧКА С ПРОДЁРНУТОЙ В НЕЙ НИТКОЙ. ИЗМЕНЯЯ ОБЪЁМ ПОЛОСТИ РТА, ПОЛУЧАЮТ НУЖНУЮ ВЫСОТУ И ИСПОЛНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ НАИГРЫШИ. ванныярар – ротовой бубен


    ВАРГАН – ДУХОВОЙ ВАРГАН. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ВИЛКУ С КРУГЛОЙ ПЕТЛЁЙ И ВЫТЯНУТЫМИ КОНЦАМИ. В СЕРЕДИНЕ ПЕТЛИ УКРЕПЛЁН СТАЛЬНОЙ ЯЗЫЧОК С КРЮЧКООБРАЗНО ЗАГНУТЫМ СВОБОДНЫМ КОНЦОМ. ВСТРЕЧАЮТСЯ ВАРГАНЫ С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ ЯЗЫЧКАМИ. ВАРГАНЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ГОРЛОВОМ ПЕНИИ, ПОДРАЖАНИИ ГОЛОСАМ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ. варган


    ТЭЛИТЭЛ – ЭТО ДВУХЛОПАСТНАЯ ВЕРТУШКА – ВИХРЕВОЙ СВОБОДНЫЙ АЭРОФОН. ВРАЩЕНИЕМ ОБЕИХ РУК ШНУРКИ ЗАКРУЧИВАЮТСЯ. ПОПЕРЕМЕННЫМ УСИЛИВАНИЕМ И ОСЛАБЛЕНИЕМ НАТЯЖЕНИЯ ШНУРКОВ ТЭЛИТЭЛ БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ ТО В ОДНУ, ТО В ДРУГУЮ СТОРОНУ, ИЗДАВАЯ ЖУЖЖАЩИЙ ЗВУК. В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧУКЧЕЙ ТЭЛИТЭЛ ИМЕЛ ОБРЯДОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТОГДА КАК СЕЙЧАС ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ. тэлитэл




    ВЫЁПЧАНАН ИМЕЕТ ВОСЕМЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ. ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ КОРЫ ДЕРЕВА, БОРЩЕВИКА ИЛИ КОСТИ, МОРЖОВОГО ПУЗЫРЯ, ИЗ КОСТИ ЛЕБЕДЯ, МОРЖОВОГО КЛЫКА ИЛИ МЕДВЕЖЬЕГО ЗУБА, ИЗ КУСОЧКОВ БЕРЕСТЫ, КУСТАРНИКА. ПРИ СВИСТКЕ ИЗДАЁТ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК. ИЗДАВНА ЕГО ПРИМЕНЯЛИ ПРИ СГОНЕ ОЛЕНЕЙ И ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ НА ПТИЦ В КАЧЕСТВЕ МАНКА. выёпчанан




    МЕМБРАМОФОН – ПОГРЕМУШКА ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ИЗ ВЫСУШЕННОГО ЖЕЛУДКА КУРОПАТКИ. ВЫЧИЩЕННЫЙ ЖЕЛУДОК НАДУВАЮТ И СУШАТ, ЗАТЕМ НАСЫПАЮТ В НЕГО МЕЛКИЕ РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ КАМЕШКИ (ОКАТЫШИ). СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ. БЕРЕТСЯ ПОРОЖНЯЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. В НЕЕ НАСЫПАЮТ РЕЧНЫЕ КАМЫШКИ И ПЛОТНО ЗАКРЫВАЮТ КРЫШКОЙ. НА БАНКУ НАДЕВАЮТ ЧЕХОЛ ИЗ МАТЕРИИ ИЛИ КОЖИ, УКРАШЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ И ЦВЕТНЫМИ ПОДВЕСКАМИ. мембранофон




    РЕЗОНАТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. ЧЕРЕЗ ВСЮ ДЛИНУ ПРОХОДИТ ДЕРЕВЯННАЯ ШЕЙКА. НАТЯГИВАЮТ ДВЕ ТУГО НАТЯНУТЫЕ НИТИ. СМЫЧОК ИЗГОТАВЛИВАЛСЯ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ БАМБУКА. ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА ПАЛОЧКУ СЛЕГКА СМАЧИВАЮТ В ВОДЕ И ВОДЯТ ЕЮ ПО СТРУНЕ. Эйн эн – смычковая пиколютня

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...