Преемственность программы формирования ууд при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Организация преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию

Обеспечение преемственности программы формирования УУД

при переходе от дошкольного к начальному образованию

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового проекта Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.

Согласно новому проекту Закона «Об образовании» дошкольное образование должно стать обязательным и впервые получит статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.

Проект Закона предусматривает возможность подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности - это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы - оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту - таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных "переходных" периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Имеет место проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в "элитную" школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

3. Существует проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

5. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


Основу предлагаемого подхода к анализу трудностей, возникающих у 6-летних детей в начале систематического обучения, составляет целостный учёт индивидуальной ситуации психического развития ребёнка. Под ситуацией понимается единство отношений ребёнка к взрослому и к предлагаемым со стороны взрослого и задачи т.е. различные типы ситуации, существенно обусловливает поведение ребёнка на уроках.

Учебная ситуация.

Общая ситуация совместимости в школьном обучении «Ребёнок взрослый - задача» - может трансформироваться для ребёнка в социальной роли учителя, т.е. носителя общественного выработанных способов действия, социальных образцов. Ребенок принимает позицию ученика, готов нести новые для себя обязанности, причем, некоторые ограничения, связанные с новой позицией, принимаются охотно, так как соответствуют новой ступени взрослости.

Предлагаемые взрослым учебные задания анализируются по содержанию. Ребенок вступает с ними в учебные отношения, т.е. отношения, направленные на овладение новыми способами действия.

Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации - наиболее готовы к школе. Среди них мы выделяем типы предучебный и учебный.

Для детей предучебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети типичные шестилетки, их психическое развитие претерпевает кризис. Они уже готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии взрослого-учителя. Дома такие дети отказываются от помощи родителей при подготовке к школе, поскольку родители не могут стать членами учебной ситуации. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо. Это в целом благоприятный вариант начального школьного обучения, однако, он таит в себе одну опасность - фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип). Если учитель излишне формализует свои отношения с ребенком, уделяя чрезмерное внимание форме выполнения заданий в ущерб раскрытию их смысловой стороны, ребенок в качестве содержания учебной ситуации может выделить для себя именно эти моменты обучения, став нечувствительным к учебному содержанию. Этому могут препятствовать дискурсивная форма проведения уроков, неформальная атмосфера на уроках, положительная качественная оценка работы детей с обязательным объяснением критериев оценки, т.е. создание на уроке подлинной учебной ситуации, а не подмена ее отношениями руководства - подчинения.



Особенностью предучебного типа является то, что включения в работу им необходимо лично к ним обращенное указание учителя.

Поэтому на первых порах учитель должен включать таких детей в работу лично с ними общаться к ним обращенным взглядом, словом жестом.

Внутренняя ситуация предучебного типа характеризуется общим положительным отношением к учению, началом ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности.

Дети учебного типа в полнее готовы к школе. Такие дети - посткризисные, их развитие определяется учебной деятельностью. Поэтому главным регулятором их поведения является содержание задачи им и определяется отношение к учителям. Ребенок учебного типа может одинаково глубоко анализировать учебное содержание, как в присутствии взрослого, так и самостоятельно. Где бы он не находился в классе или дома-учебное задание выполняется адекватным для него набором действий.

Мотивация этих детей преимущественно учебной или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Однако у некоторых детей учебного типа отношение к школьным ритуальным требованиям может быть весьма свободным. Это несколько усложняет их адаптацию к школе. Специальная коррекция в этом случаи обычно не требуется. Учитель должен лишь сдержанно относится к негативным проявлениям, иначе возможно их закрепление.

Дошкольная ситуация.

Игровая ситуация определяется совершенно иными компонентами: ребенок-партнер игра и соответственно неспецифично для школы. Ребенок не принимает позиции ученика не видит во взрослом учителя-носителя социальных образцов. Учебное содержание игнорируется, материал учебных заданий превращается в игровой. Ребенок не вступает в учебные отношения со взрослыми, игнорирует школьные установления, нормы школьного поведения. Поскольку учитель и учебное содержание не могут быть включены в игровую ситуацию, ребенок либо играет с идеальным партнером, либо находит в классе такого же как он - дошкольника.



Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы обычная организация обучения ими не принимаются. Однако такие дети могут вполне обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих их отношение к совершенным ошибкам. Сами они своих ошибок не замечают, а если им на них указывают, то не спешат их исправить, говорят, что так (с ошибкой) даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют поведение урока: могут встать, пройти по классу, залезть под карту и.т.д. Если ребенок такого типа выявлен при приеме в школу, необходимо разъяснить родителям нецелесообразность его поступления, поскольку он не доиграл в дошкольном детстве. Если особенности ребенка не учитываются по окончании 1-го или 2-го класса понадобится дублирование. Постоянный неуспех может привести к неврозам, формированию компенсаторных механизмов, например, негативистической демонстративности. Если же такой ребенок оказался в школе, задача всех окружающих помочь ему. Неоценимую роль могут сыграть групповые и индивидуальные внеклассные формы работы, дидактические и общеразвивающие игры. Обязательна организация игрового досуга ли во внеурочное время ребенок много и полноценно играет, это поможет бы часть урочного времени проводить содержательно. Со стороны учителей должны быть проявлены сдержанность и терпимость. Задача школьного психолога организовать адекватные формы обучения, чтобы ребенок осваивал программный материал. Если ребенку созданы щадящие условия, то второму классу он вполне может включится в учебную ситуацию.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А.Сухомлинский).
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.
1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности — игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).
5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.
7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности — педагог, ученик, воспитанник.
9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.
10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
11. Активизация любознательности и инициативность детей:
– умение задавать вопросы;
– высказывание собственных суждений;
– умение делать простые практические выводы.
12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.
13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.
14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Универсальные учебные действия

Ступень дошкольного образования (предшкола)
Личностные: — самоопределение, смыслообразование.
Познавательные логические: классификация
Познавательные знаково-символические
Регулятивные:
-выделение и сохранение цели заданной в виде образца — продукта действия,
-ориентация на образец и правило выполнения действия,
— оценка.
Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество.
Коммуникативные: как общение.

Школа 1 ступени обучения:
Личностные действия: — смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия.
Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.
Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.
Коммуникативные, регулятивные.

Результаты развития универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования (предшкола):
Формирование внутренней позиции школьника.
Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).
Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности.
Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии.
Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

Школа 1 ступени обучения:
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.
Функционально — структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Формирование внутреннего плана действия.
Развитие рефлексии - осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Значение универсальных учебных действий

Для обучения в 1 классе:
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности.
Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.
Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах.
Формирование умения организовывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.
Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.).

Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания.

Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 10th Октябрь, 2015
Вы находитесь:

ОМП «Формирование предпосылок УУД у воспитанников дошкольного возраста в условиях преемственности со школой»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания. Вместе с тем и для реализации преемственности с начальной школой, где важнейшей задачей является формирование совокупности «универсальных учебных действий» возникла необходимость открытия на базе детского сада №8 «Солнышко» опорной методической площадки по проблеме « Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в условиях преемственности со школой».

Цель работы опорной площадки: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей их готовность к работе по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС ДО и в условиях преемственности со школой.

Цель реализуется в процессе решения следующих задач:

1. Изучить УУД в системе начального общего образования и теоретические аспекты формирования предпосылок УУД у детей дошкольного возраста, как условия успешного обучения в школе.

2. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере овладения современными образовательными технологиями, направленными на формирование предпосылок УУД у детей дошкольного возраста.

3. Создать условия для распространения опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию предпосылок УУД у детей дошкольного возраста.

На первом заседании опорной методической площадки в режиме семинара – практикума изучили нормативно-правовую основу формирования предпосылок учебной деятельности в системе дошкольного образования и универсальных учебных действий в системе начального общего образования. Подробно рассмотрели 4 блока универсальных учебных действий и выделили соответствующие предпосылки, которые необходимо формировать у дошкольников. Выполнили практические упражнения по подбору заданий для детей 5-7 лет по формированию предпосылок личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Учились анализировать психолого-педагогические характеристики воспитанников, разрабатывать индивидуальные маршруты по формированию предпосылок учебной деятельности.

В течение года в процессе 6 открытых мероприятий продемонстрировали коллегам использование следующих технологий: игровые (квест-игра, логические игры), образовательные проекты, ИКТ, детское экспериментирование и элементарные опыты, моделирование, работа с картами, схемами, использование лепбука, здоровьесберегающие технологии.

С сообщениями из опыта работы выступили воспитатели Меркулова А. С. «Использование технологии квест-игры в образовательной работе с дошкольниками» и Рахматулина Н. Г. «Формирование предпосылок УУД в процессе театрализованных игр».

В рамках преемственности со школой мастер-класс « Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий» с участниками ОМП провела учитель-логопед Тяжинской средней общеобразовательной школы №2 Бабичева Татьяна Владимировна.

В связи с тем, что площадка работала первый год, результаты работы по использованию в образовательном процессе технологий, способствующих формированию предпосылок универсальных учебных действий мы отследили на базовом учреждении. Диагностика выпускников, проводимая педагогом-психологом детского сада №8 «Солнышко» Валик А. А. показала увеличение количества воспитанников с высоким уровнем готовности к обучению в школе на 4% , с уровнем готовности выше среднего на 13% , снижение количества воспитанников с низким уровнем готовности на 5%.

В предстоящем учебном году планируем активнее приглашать к сотрудничеству педагогов школы, привлекать к обмену опытом по формированию предпосылок УУД у детей дошкольного возраста коллег из ДОУ района, по результатам работы ОМП выпустить электронный сборник практических материалов.

МАОУ Пинигинская СОШ

ТЕМА: «Преемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию в рамках ФГОС»

Учитель начальных классов Павлова М.В.

2014 г

Преемственность при переходе от дошкольного к начальному образованию в рамках ФГОС.

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС второго поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы такие качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу.

Здесь ребенок должен уметь:

Положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;

Доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;

Уважать достоинство других;

Беречь свои вещи;

Взаимодействовать со сверстниками, взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре;

В обществе сверстников уметь выбирать себе род занятий, партнёров;

Обсуждать возникшие проблемы, правила;

Может поддержать разговор на интересную для него тему;

Проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

Делать самооценку и себе и своим действиям;

Открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах.

Это означает, что сегодня школа должна основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения.

Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, МАОУ Пинигинская СОШ сотрудничает с МАУДО Пинигинский детский сад. Посредством этого сотрудничества в нашей школе выработана программа преемственности «детский сад – начальная школа». Ежегодно учителя нашей школы, воспитатели детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.

Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, посещение учителем начальных классов утренника «До свидания, детский сад. Здравствуй школа». Интересно наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием поют, танцуют, читают стихи. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться будущему учителю.

Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением. Воспитанники детского сада посещают линейку, посвященную Дню Знаний 1 сентября, и другие общешкольные праздники.

Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. Так же дети посещают школьную библиотеку, спортивный зал, классы, могут посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах с учащимися начальных классов, принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, сюжетно-ролевой игре.

В детском саду в подготовительной группе в течение года ведется кружок «АБВГДЕЙКА», где детей готовят к школе.

Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. В рамках программы преемственности проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе.

В этом году планируется принять в первый класс нашей школы 14 детей из них все воспитанники МАУДО «Пинигинский детский сад»

«Пусть став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

В.А. Сухомлинский

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...