Образовательная программа кукольного кружка "светлячок". Программа кружка "театр кукол"

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА.

г. Сатка, Челябинская область

Утверждаю

Директор МСКОУ школа – интернат

Е.А. Филиппов

«____»___________________2008г.

Программа кружка

«Кукольный театр»

Срок реализации: 3года

Данилова Оксана Александровна

г. Сатка

2008 год

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  1. Введение.
  2. Актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Принципы построения программы
  1. Организация процесса.
  2. Тематическое планирование.
  3. Содержание программы.
  4. Список литературы.

Паспорт программы.

  1. Полное наименование программы : Программа кружка «Кукольный театр».
  2. Тип:
  3. Образовательная область:
  4. Направленность деятельности: творческая
  5. Уровень освоения содержания образования: общекультурный
  6. Разработчик: Данилова Оксана Александровна, воспитатель МСКОУ 8 вида
  7. Место реализации программы: МСКОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида.
  8. Адрес, телефон: Челябинская область, г. Сатка, ул. Матросова 8а. Телефон – 4-21-87.

Оснащение программы:

  1. Нормативно-правовая база:
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных

Учреждений 8 вида

  • Программа развития школы.
  • Воспитательная система школы
  • Программа эстетического воспитания учащихся с проблемами в

развитии.

2. Теоретическое основание:

  • Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М. 1973;
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М: Изд.центр «Академия», 2000
  • Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития./ сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микидзе – Спб.: Питер, 2002.

3. Методическая литература:

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960
  2. Г.В Генова «Театр для малышей» -М. 1968
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  4. Информационная поддержка: Интернет.
  5. Материальные ресурсы:
  • Ширмы
  • Пальчиковые куклы
  • Перчаточные куклы
  • Декорации

Краткое содержание программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Возрастные рамки : 7-11лет

Сроки реализации программы: 3 года

Уровень реализации программы: специальное (коррекционное) учреждение

Формы реализации программы: групповая

Способ освоения содержания материала: копирование действий, элементы творчества

Ожидаемые конечные результаты: научить показывать спектакли, развить творчество, воспитать интерес к театральной деятельности.

Пояснительная записка

Введение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

Актуальность.

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья, – сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей: в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Они не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них снижена ориентировочная деятельность, познавательная активность, весьма узок круг интересов, нарушена мелкая моторика рук, наблюдается недостаточность внимания, нарушение памяти, низкий уровень развития мышления. У детей не сформированы коммуникативные навыки, слабо выражен интерес к занятиям. Что дает такому ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает ребенку возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Главное в работе с детьми – воспитание, но не как обучение различным навыкам, а как развитие творческих способностей. А творчество ребенка лучше всего проявляется в игре. Поэтому игра является основным способом привлечения детей к театральному искусству. Причем не «игровые технологии», а именно Игра, когда взрослый руководитель « играет в театр» так же самозабвенно, как дети. И тогда начинается совместный поиск, возникает взаимопонимание и происходит маленькое чудо – дети и взрослые становятся соавторами театрального действа.

Поэтому одной из форм работы с детьми с ограниченными возможностями была выбрана тема: «Кукольный театр как средство развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья» .

Цель программы: знакомство со спецификой кукольного театра; раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Учебные задачи:

  • Объяснить назначение кукольного театра, познакомить с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Познакомить с различными видами кукол.
  • Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности на самореализацию.
  • Раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир театра в мир игры.
  • Развивать художественно-творческие способности и склонности ребят, познавательные процессы.
  • помочь адаптации ребенка в обществе.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция недостатков в речевом развитии детей
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Воспитательные задачи:

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • воспитание творческой индивидуальности.

Межпредметные связи:

Развитие речи: закрепление знаний о построении предложений, умений участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение: закрепление умений читать и пересказывать короткие тексты.

Трудовое обучение: закрепление умений, получаемых на уроке при работе с картоном и бумагой, для изготовления декораций.

Математика: пространственная ориентировка, счет.

Работа с родителями: Показ спектаклей к празднику 8 Марта, на родительском собрании в конце года.

Принципы построения программы.

1. Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся.

3.Принцип преемственности и систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5.Принцип наглядности.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.

Организация процесса.

Объект: ученики 1, 2 -4 «б» класса МСКОУ школы – интерната 8 вида.

Предмет: процесс развития творческих способностей детей

Место проведения: МСКОУ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат 8 вида, 1 класс, 3 человека.

Программа рассчитана на 3 года:

первый год (2008-2009 уч.год) по два занятию в неделю в групповой форме

второй год (2009-2010уч. год)

третий год (2009-2010уч. год) по два занятия в неделю групповой форме

Первый год обучения

В первый год взяты подготовительные занятия и работа с пальчиковыми куклами.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 1 года дети

должны знать:

  1. Назначение кукольного театра.
  2. Некоторые виды кукол.
  3. 2-3 русских народных сказки
  4. Правила поведения в театре.
  5. Правила работы с пальчиковыми куклами

должны уметь:

  1. Соединять действия пальчиковой куклы со своей ролью.
  2. Показывать короткие спектакли.

Тематический план занятий по теме: «Кукольный театр»

1 год обучения.

1 четверть - 8 занятий

2 четверть - 14 занятий

3 четверть - 20 занятия

4 четверть - 18 занятий

1 четверть –8 занятий

Подготовительные занятия – (14 часов)

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие речи, развитие

творчества,

« Наши руки не для скуки» - 1 час

«Игры на песке» - 1 час

« Рисунки на песке» - 1 час

« Поварята» - 1 час

«Домашние животные» - 1 час

« Веселые пальчики» -1 час

« Пальчиковые куклы» - 1 час

2 четверть –14 занятий

« В гости к Красной шапочке» - 1 час

«Зачем нужен кукольный театр?»- 1 час

«Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».– 1 час

« Виды кукол» - 1 час

«Кто-кто в теремочке живет?». - 1 час

«Знакомство с куриным семейством». - 1 час

Работа с пальчиковыми куклами – 46 часов.

Цель:

Сказка «Репка». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Репка». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Репка». Разучивание ролей. -1 час

Сказка «Репка». Отработка чтения каждой роли за столом- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Репка». Репетиция спектакля -1час

3 четверть - 20 занятий

Сказка «Репка». Репетиция спектакля- 2 часа

Сказка «Репка». Показ спектакля- 1 час.

Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Показ спектакля- 1 час.

4 четверть - 18 занятий.

Сказка «Теремок» Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Теремок» Распределение ролей. Определение характера героев.-1 час

Сказка «Теремок» Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Теремок» Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Теремок» Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Теремок» Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Теремок» Показ спектакля- 1 час.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.- 1 час

Название темы

Цели

Задачи

Методы

Практические вопросы

Теоретические вопросы

Дидактические материалы,

оборудование

Словарная работа

Подготовительные занятия:

  • « Наши руки не для скуки»
  • «Игры на песке»
  • « Рисунки на песке»
  • « Поварята»
  • «Домашние животные»
  • « Веселые пальчики»
  • « Пальчиковые куклы»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • «Зачем нужен кукольный театр?»
  • «Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».
  • « Виды кукол»
  • «Кто-кто в теремочке живет?».
  • «Знакомство с куриным семейством».
  • развитие мелкой моторики рук,
  • развитие речи,
  • развитие творчества,
  • развитие внимания и мышления.

Словесные:

беседа, разучивание коротких стихотворений, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Элементы кукловождения, игры на песке, пальчиковые игры, игры с куклами.

Виды кукол,

устройство театра, назначение,

пальчиковые игры.

Пальчиковые куклы, ширма, ящик с песком, игрушки, иллюстрации.

Актер, сцена, театр,

театральный зал, перчаточные куклы, пальчиковые куклы.

Работа с пальчиковыми куклами

  • Сказка «Репка»
  • Сказка «Кот, петух и лиса»
  • Сказка «Теремок»
  • Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

развитие коммуникативных и творческих способностей детей средствами детского кукольного театра, развитие познавательной сферы детей.

Словесные:

беседа, разучивание ролей, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Разучивание ролей, отработка чтения каждой роли за столом, изготовление декораций, кукловождение за столом, за ширмой, показ спектаклей.

Кукловождение. Распределение ролей. Репетиции.

Второй год обучения

Во второй год взяты теоретические и практические занятия с перчаточными куклами.

Занятия проводятся с 15 сентября 2009 по 15 мая 2010 года, по плану 2 часа в неделю.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 2 года дети

должны знать:

  1. Некоторые моменты из истории возникновения кукольного театра.
  2. Элементы техники кукловождения.
  3. Технику обращения с перчаточной куклой
  4. Правила поведения в театре.

должны уметь:

  1. Соединять действия перчаточной куклы со своей ролью.
  2. Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
  3. Работать в группе
  4. Выступать перед зрителями

Тематический план занятий

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.им.Кирова

Труновского района Ставропольского края

Принята Утверждена

решением педагогического совета Директор МКОУ СОШ №4 ___________ В.В.Кузьминский

протокол №__ от «__» ______ 20___г. приказ №__ от «__» _____ 20___ по школе

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Я и кукольный театр»

Составитель:

учитель начальных классов

Н.А.Смолина

2013 г.

Пояснительная записка

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного Театра. Программа «Я и кукольный театр» по времени реализации является годичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

    Формировать интерес к театру кукол.

    Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.

    Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

    Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

    Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

    Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.

    Совершенствовать артистических навыков детей.

Принцип построения программы.

На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Режим занятий . Занятия проводятся 1 раз в неделю, т.е. количество часов в неделю 1; 34 часа в год. В реализации программы участвуют ребята 1-4 классов. В группе 15 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В конце года обучения ученик будет знать:

    Сценой в кукольном театре, является ширма.

    Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

    Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

    Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

    Правильно одевать на руку куклу.

    Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

    Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

    Изготавливать с помощью взрослого кукол.

    Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.

    Самостоятельно поставить небольшой спектакль.

Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

    Репетиций.

    Кукольный спектаклей (в школе, в детском саду).

Условия реализации программы.

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

Учебно-тематический план


Содержание
(Раздел, тема)


Характер
деятельности
учащихся


УУД


Оценка
результатов

предметных
межпредметных

Дата проведения занятия


1


Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).


Рассказ с элементами беседы.

Игра.
Экскурсия в
театр.
Обыгрывание
ситуаций.


Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Формирование правильного поведения в театре.


Диагностика «Культура поведения в театре».


2


Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.


Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляционная гимнастика.


Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю).
Учить детей самостоятельно

"Окошко"
широко открыть
рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно".
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот

"Месим тесто"
улыбнуться

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и
т.д.


3


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.


Инсценировка.
Ролевая игра.


Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.


4


Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.


Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляете при чтении.
Чистоговорки, скороговорки.


Работа над дикцией.


5


Распределение ролей.


Ролевая игра.
Пальчиковые игры.


6


Инсценировки.
Пальчиковые игры.


Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.


7


Обыгрывание.


Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.


8



Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации.


Практическая деятельность.


Дать вторую жизнь вещам.


9


Обучение работе над ширмой, за ширмой



это плавно, без

Обыгрывание.
Артикуляционная гимнастика




10


Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.


Репетиции.



Продолжить репетировать
эпизоды спектакля.


11


Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор музыки.




12


Игра.
Инсценировка.




13


Репетиция пьесы.


Практическая деятельность.



Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.


14


Генеральная репетиция, звуковое оформление
спектакля.



Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь


15


Показ пьесы
ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся,
населению в ДК


Выступление.




16


Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год.


Беседа.

Игра.


17


Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.


Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляционная гимнастика.


Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).
Самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."


18


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.


Инсценировка.
Ролевая игра.


Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей


19


Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем.


Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении.
Чистоговорки, скороговорки.


Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией.


20


Распределение ролей.


Ролевая игра.
Пальчиковые игры.


Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


21


Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.


Инсценировки.
Пальчиковые игры.


Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


22


Отработка чтения каждой роли.


Обыгрывание.


Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.


Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации.


Практическая деятельность.


Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.


Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой.


Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляционная гимнастика


Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий.


25-26


Работа над ширмой,

за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.


Репетиции.


Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля.


27-28


Музыкальное оформление спектакля


Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки.


Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.


29


Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.


Игра.
Инсценировка.


Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.


30-31


Репетиция пьесы.


Практическая деятельность.


Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.


32


Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.


Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.


33


Показ пьесы

ученикам начальных классов.


Выступление.


Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.


Реакция зрителя

на спектакли.


34


Итог занятий. Обсуждение всех представленных
спектаклей.


Беседа.
Игра.


Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

Список литературы, рекомендуемой и используемой для учителя

1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.
2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство, 1986.
3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство, 1973.
5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство, 1973.
6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М; Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.

Цели программы:

Задачи:

  1. Организация досуга ребят.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Кукольный театр»

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
  2. Формирование представлений о театральном искусстве.
  3. Организация досуга ребят.
  4. Обучение технике работы с куклами.
  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
  6. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

Личностные УУД

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Планируемые результаты :

Обучающийся научится:

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

. (4 ч.)

III

№п/п

Наименование раздела и тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

аудиторных

неаудиторных

Введение

« Здравствуйте, куклы!»

Постановка театра

«Маша и медведь».

Постановка кукольного театра «Медведь- половинщик»

Терем, терем, теремок.

Занятие сценическим движениям.

Итого:

34часа

18часов

16 часов

Внутри темы

Даты проведения занятий

Оборудование

Планируемая дата

Даты фактического проведения

I. Введение

Вводное занятие.

бутафор, актер)

Плакаты, ноутбук

плакаты, ноутбук

фотоаппарат

II. Постановка театра

« Маша и медведь». (6часов)

фотоаппарат

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

фотоаппарат

Распределение ролей к сказке

« Маша и медведь»

слова к театру

Репетиция.

Сказка « Маша и медведь»

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

Показ кукольного театра

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

Распределения ролей к сказке

« Медведь половинщик»

ММП, ноутбук.

ширма, куклы

ширма, куклы

Показ кукольного театра

« Медведь половинщик»

ширма, куклы

. (3часа)

« Лисичка сестричка и серый волк»

Репетиция к сказке

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

Показ спектакля

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

«Девочка и лиса». (6 часов.)

Выразительная речь.

Искусство речи.

МП, ноутбук

Распределение ролей сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Речевая гимнастика.

Работа со скороговорками.

ММП, ноутбук

Разучивание ролей.

МП, ноутбук

Творческий отчет.

Показ спектакля

« Девочка и лиса»

ширма, куклы фотоаппарат

« Лиса повитуха». (12часов)

ткань, иголка, ножницы

куклы, ширма

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

куклы, ширма

Репетиция.

фотоаппарат

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

ширма, куклы

фотоаппарат

Итого:34часа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Кукольный театр»

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
  2. Формирование представлений о театральном искусстве.
  3. Организация досуга ребят.
  4. Обучение технике работы с куклами.
  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
  6. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрениядостижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные УУД

  1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
  2. Способность обучение технике работы с куклами:

3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

  1. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:
  2. Адекватное понимания причин успешности деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности с помощью учителя.
  2. Планировать свои действия с помощью учителя.
  3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации.
  2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.
  3. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).
  2. Слушать и понимать речь других людей.
  3. Договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

– патриотизм – любовь к своей малой Родине.

– гордость за жителей нашего района.

– труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Планируемые результаты :

Обучающийся научится:

В конце первого года обучения ученик будет знать:

Сценой в кукольном театре, является ширма.

Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

Правильно одевать на руку куклу.

Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей в школе, детском саду

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Введение.«Здравствуйте, куклы!». (3 ч.)

Постановка теневого театра «Маша и медведь».(6 ч.)

Постановка кукольного театра « Лисичка-сестричка и серый волк» (3 ч.)

Постановка кукольного театра «« Девочка и лиса». (6 ч.)

Постановка кукольного спектакля « Лиса повитуха». (12 ч.)

III . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№п/п

Наименование раздела и тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

аудиторных

неаудиторных

Введение

« Здравствуйте, куклы!»

Знакомство с кукольным театром.

История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.

Постановка театра

«Маша и медведь».

Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы настольного и теневого театра).

Постановка кукольного театра «Медведь- половинщик»

Беседа о ширме, работа за ней.

Терем, терем, теремок.

Постановка кукольного театра « Лисичка-сестричка и серый волк» (13час)

Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

Постановка кукольного спектакля « Девочка и лиса».

Занятие сценическим движениям.

Постановка кукольного театра « Лиса повитуха».

Куклы в действии. Показ кукольного спектакля « Лиса повитуха».

Итого:

34часа

18часов

16 часов

Календарно – тематическое планирование

Внутри темы

Даты проведения занятий

Оборудование

Планируемая дата

Даты фактического проведения

I. Введение

«Здравствуйте, куклы!» (3часа)

Вводное занятие.

Знакомство с историей возникновения театра (режиссер, художник, декоратор,

бутафор, актер)

Плакаты, ноутбук

Экскурсия в парк. Тема: «Наблюдение за природой».

плакаты, ноутбук

Театр начинается с вешалки, кукольный театр-с ширмы.

фотоаппарат

II. Постановка театра

« Маша и медведь». (6часов)

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

фотоаппарат

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

фотоаппарат

Распределение ролей к сказке

« Маша и медведь»

слова к театру

Репетиция.

Сказка « Маша и медведь»

Пошив кукол к кукольному театру

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

Показ кукольного театра

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

III.Постановка пальчикового кукольного театра

« Медведь половинщик». (4 часа)

Распределения ролей к сказке

« Медведь половинщик»

ММП, ноутбук.

Репетиция сказки « Медведь половинщик»

ширма, куклы

Генеральная репетиция сказки « Медведь половинщик»

ширма, куклы

Показ кукольного театра

« Медведь половинщик»

ширма, куклы

IV. Постановка кукольного театра

Распределение ролей к кукольному театру

« Лисичка сестричка и серый волк»

Репетиция к сказке

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

Показ спектакля

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

V.Постановка кукольного спектакля

«Девочка и лиса». (6 часов.)

Выразительная речь.

Искусство речи.

МП, ноутбук

Распределение ролей сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Речевая гимнастика.

Работа со скороговорками.

ММП, ноутбук

Разучивание ролей.

Отработка навыков движения куклы.

МП, ноутбук

Творческий отчет.

Показ спектакля

« Девочка и лиса»

ширма, куклы фотоаппарат

VII.Постановка кукольного театра

« Лиса повитуха». (12часов)

Речь в повседневной жизни, в творчестве актера.

Изготовление кукол для театра.

ткань, иголка, ножницы

Распределение ролей к сказке « Лиса повитуха»

куклы, ширма

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

куклы, ширма

Репетиция.

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

фотоаппарат

Техника чтения. Дыхание, ударение, фикция, голос.

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

Генеральная репетиция сказки « Лиса повитуха»

ширма, куклы

Показ кукольного спектакля « Лиса повитуха»

фотоаппарат

Итого:34часа.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о

спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель:

*ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с историей кукольного театра;

Пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

Научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

Добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие: -развивать индивидуальные творческие способности детей;

Развивать воображение, пространственное мышление детей;

Способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

Развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Условия реализации образовательной программы .

Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.

Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю.

Всего за учебный год – 36 часов.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:

1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории разной сложности.

2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.

3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.

4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.

5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.

6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.

Практическим результатом при изготовлении куклы и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых (пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)

Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов (герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных (герои рассказов, пьес и т.д.).

По итогам года проводятся выставки работ и показ пьесы в школе и районной библиотеке.

Способы отслеживания и контроля результатов.

В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.

Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.

Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители, в каждой группе награждаются.

Учебно-тематический план.

(36 часов)

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Таинственные превращения

Работа над выбранной для спектакля пьесой

Изготовление кукол и бутафории

Выбор для спектакля пьесы

Показ пьесы детям

Ремонт кукол

Всего

Тема

Вводное занятие . Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Таинственные превращения . Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Выбор для спектакля пьесы. Практика. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении

Распределение ролей.

Практика. Чтение произведения учащихся.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Отработка чтения каждой роли .

Практика. прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Обучение работе над ширмой.

Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

Обучение работе над ширмой .

Практика. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Репетиция пьесы.

Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

Генеральная репетиция пьесы .

Практика . Звуковое и музыкальное оформление.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы.

Теория . Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

Распределение ролей.

Практика. Читки по ролям за столом

Читки по ролям .

Теория. Глубокий и детальный разбор пьесы.

Репетиция пьесы .

Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Репетиция пьесы.

Практика.

Генеральная репетиция .

Практика. Звуковое оформление спектакля.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы.

Практика. Выразительное чтение произведения учащихся. Теория.

Распределение роли.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Распределение роли.

Практика . Обработка чтения каждой роли.

Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

Репетиция пьесы .

Практика . Заучивание текста наизусть, соединения

Действия куклы со словами своей рели.

Репетиция пьесы.

Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Генеральная репетиция.

Практика . Музыкальное оформление.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы.

Теория. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

Распределение ролей .

Теория . Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

Работа с куклой на ширме.

Практика. Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Изготовление кукол и бутафории.

Репетиция пьесы.

Практика. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

Генеральная репетиция.

Практика. Музыкальное и звуковое оформление.

Показ пьесы учащимся начальных классов .

Ремонт кукол.

Ремонт кукол.

Формы и методы работы.

Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

Форма проведения занятий может быть различной:

Учебное занятие;

Творческая мастерская;

Мастер-класс;

Посещение и участие в выставках, показах;

Посещение музеев, театров.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

Методические разработки;

Информационный материал;

Наглядные пособия;

Фотографии;

Видеоматериалы;

Образцы изделий;

Шаблоны;

Раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

Постановку целей и объяснение задач;

Создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

Изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

Доступности-«от простого к сложному»;

Наглядности;

Индивидуального подхода к каждому ученику;

Организации взаимопомощи в выполнении работ;

Многократного повторения.

В зависимости от способностей ученика , используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.

В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер.Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.

В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Материалами для изготовления кукол,бутафории и декораций обеспечивает педагог.

  1. Газета: «Начальная школа», № 30. 1999г.;
  2. Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;
  3. Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.
  4. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград:Уитель, 2010г.
  5. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...