Конспект урока историческое наследие древних цивилизаций. Характеристика шумеро-аккадской культуры

Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что “они - хвала богам - уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор - вырубать кусты, медный серп - жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...”. Не удивительно, что именно шумеры придумали и первый из известных искусственный строительный материал – кирпич, так как камня и дерева было крайне мало. Почитая богов и обращаясь к ним с молитвами, шумеры никогда не ограничивались одними молениями, они сами исследовали, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом шумеры были поистине великим народом.

Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики . (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой - пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись , древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её герой, Гильгамеш – шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.

Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек ”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Список царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.

Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная жизнь” рассматривалась как “послушная жизнь”. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как“дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.

Другой фундаментальной проблемой, занимавшей древних шумеров, являлась правомерность смерти, которая представлялась ими как зло и высшее наказание. Почему человек должен умереть, если он не совершил ничего дурного? Тем более что реалистичность и рациональность мировоззрения шумеров исключали какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. В знаменитом эпосе о Гильгамеше герой говорит: “…Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек - сочтены его годы, что б он ни делал, - все ветер!” В результате мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш немало постранствовал по свету, желая найти для своего народа источник бессмертия и вечной молодости, но потерпел поражение. И теперь главной задачей становится прославление его героических деяний. В поэме проводится мысль о том, что смерть - это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Смерть же, хотя и знаменует конец жизненного пути, но как бы подстегивает человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Награда за это - “имя” и благодарная память потомков. В этом и состоит, с точки зрения шумеров, бессмертие человека. В этом же и смысл жизни. Человек делает первую попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти. Не случайно именно в шумерской мифологии впервые прозвучали мечты о золотом веке человечества и райской жизни, нашедшие позже развитие в библейских сказаниях.

Поражают и научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Наша неделя именно потому насчитывает семь, а не восемь или девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, и не случайно, что и сегодня у нас в году двенадцать месяцев, час состоит из 60 минут, минута из 60 секунд. Не случайно и то, что мы делим полный круг на 360 градусов, а сверх того уже на минуты и секунды. Сутки шумеры делили на 12 часов, и на наших часах цифры, как правило, доходят только до 12. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр. Прекрасно знали они и геометрические законы: вся евклидова геометрия – это либо пересказ опыта шумеров в этой области, либо открытие того, что знали они.

Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, конечно, по положению звезд, по движению планет они старались узнать будущее. В них глубоко жила вера, что ничто на земле не может произойти без того, чтобы это же не случилось и на небе. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.

Поистине огромной в шумерской культуре была роль жреца – посредника между человеком и богом. В древнейшие времена жрецы, судя по рельефам и изображениях на печатях, отправляли службу богам нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах. Наравне со жрецами почитались и жрицы, которые отнюдь не всегда давали обет непорочности. Напротив, в число их обязанностей входило “служение богине телом”. Храмовая проституция была окружена ореолом святости, и доходы от нее увеличивали богатства “дома бога”.

Заслуживают внимания и разработанные шумерами правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех времен. Существенно то, что эти законы должны были соблюдать все граждане.

Первым в истории Шумера законодателем и поборником справедливости был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н.э.), первый царь-реформатор в истории человечества. Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец “в сад матери бедняка не вхаживал”, что, если “сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу”. Последователем Уруинимгина стал царь по имени Шульга. Шульга составил и ввел в действие собственный свод законов. Он тоже пытался сделать справедливость основой жизни, искоренить беспорядок и беззаконие, заботился о том, чтобы “сирота не становился жертвой богача, вдова - жертвой сильного”. По мнению исследователей, свод законов Шульги послужил образцом для позднейших законодателей и прежде всего для царя Вавилонии Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Сохранились и любопытные сведения о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между богами и их подданными. Но и роль матери еще была весьма существенной и почетной. Нормой был моногамный брак, где муж и жена были почти равноправными партнерами, защищенными брачным контрактом. Семьи не были слишком большими: в среднем двое-четверо детей. Шумеры любили детей, заботились о них, считая это своей святой обязанностью, и продолжали выполнять ее даже тогда, когда ребенок превращался в подростка.

Культуру шумеров невозможно представить без искусства. Прежде всего нужно отметить достижения в области градостроительнства. Шумеры положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов - храмов-алтарей (в дальнейшем – типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. По своей конструкции зиккуратом являлась и знаменитая Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Зиккураты часто использовались для нужд ученых-жрецов, занимавшихся математикой и астрономией.

Шумеры -художественно одаренный народ. Несмотря на то что в стране было очень мало камня, они создали оригинальную каменную скульптуру. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах. В более поздние времена появляются статуи из диорита, такие как, например, изображение знаменитого царя Гудеа (ок. 2300 г. до н.э.). Эта скульптура, отличающаяся простотой и незамысловатостью, очень выразительна, что говорит о большом мастерстве ее создателя. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, высококачественные музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и т.д.

Шумерские сказания, многие из которых впоследствии вошли в более поздние памятники эпической литературы, в том числе в Библию, первоначально представляли собой простой пересказ событий. Однако пройдя несколько этапов, к концу III тысячелетия до н.э. шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического, философская глубина обобщений – все это говорит о таланте и новаторстве безымянных авторов. Появляются наряду с эпическими и первые в истории лирические произведения. Именно шумеры считаются авторами первых элегий.

Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Некоторые легенды шумерского эпоса легли в основу Библии. Человек, согласно шумерскому эпосу, был создан из глины, так же как и человек библейский. Библейский рай расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе впервые содержатся сведения о всемирном потопе, о Ное с семьей (естественно, что в шумерском эпосе у него было другое имя – Утнапишти), о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т.д. Жизнеописание же Саргона I очень напоминает историю пророка Моисея: они оба были найдены в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, оба стали великими царями не без божественной на то воли.

Список примеров можно продолжить, как, впрочем, и рассказ о культуре шумеров в целом. Это была величайшая культура, достижения которой были развиты другими цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской.

§8. Историческое наследие древних цивилизаций. Материалы для семинара

1. Единство мира древних цивилизаций

Уже с глубокой древности племена и народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями материальной и духовной культуры. Поскольку на Востоке цивилизация сложилась намного раньше, долгое время Запад оставался по преимуществу «принимающей» стороной... Греческая культура никогда не смогла бы достичь такой высоты, если бы она не была наследницей культур Древнего Востока. Это понимали и эллины - биографическая традиция о философах Эллады пестрит достоверными или вымышленными указаниями на ученичество у восточных мудрецов, так что мотив встреч греческого мыслителя с учеными жрецами Египта или Вавилона стал ходячим стереотипом. Амплитуда греческих заимствований простирается от воспринятых с Востока видов земледельческих культур и пород скота, от финикийского буквенного письма до усвоения открытий ближневосточной науки, прежде всего астрономии и геометрии...

Мир древних цивилизаций предстает не как мозаика разрозненных этнических, культурных и социальных компонентов, но как единое целое, отдельные части которого находились в постоянных и тесных контактах, ведших к взаимовлиянию и взаимообогащению. Несмотря на географическую удаленность, очень древними были контакты Ближнего Востока с Индией и Средней Азией; влияние месопотамских цивилизаций доходило до Аравии... Археологические исследования показывают, что в VIII-III вв. до н. э. не спорадические, а постоянно действующие связи охватывали огромную дистанцию - до 7 тыс. км. Этот путь проходил от Балкан и Северного Причерноморья до Орд оса (плато в Китае. - Авт.), захватывая Урал, Алтай, Туву. По Великому шелковому пути товары и предметы искусства передавались из Китая до Средиземноморья. Древневосточное единство сохранилось и даже укрепилось после того, как на исторической арене появились античные цивилизации Запада. Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте, а римские фактории - в Южной Индии, в египетскую Александрию сухопутным и морским путем везли свои товары индийские, бактрийские и скифские купцы.

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

3. Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него - все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем - идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе - причем впервые в истории - представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример - вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе - опять-таки впервые в истории - был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен - и фактически противопоставлялся - принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, - это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций - герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет - альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия - побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру - Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции - Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу - искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

6. Алфавит и письменность

Далёк мир древних цивилизаций и одновременно очень близок. Близок не только нашей пытливой мысли, но и нашей повседневной жизни. Самое повседневное - буквы алфавитов, шире - письменные знаки, ими постоянно пользуется современный мир. Китайская иероглифическая письменность пока живет без принципиальных изменений без малого четыре тысячелетия. Алфавитное письмо изобрели финикийцы три тысячелетия назад; от финикийцев его приняли греки, к алфавиту которых восходят и латиница, и кириллица. Колесо и календарь, компас и бумага - наследие древности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Древние китайцы приписывали изобретение письменности некоему Цан Цзе, мудрому помощнику мифического основателя китайской цивилизации Хуан-ди. Цан Цзе, гласит предание, создал знаки письма, наблюдая «очертания гор и морей, следы драконов и змей, птиц и зверей», а также тени, отбрасываемые предметами...

Древнейшие известные на сегодняшний день образцы китайской письменности относятся к середине II тыс. до н. э. и представляют собой надписи на гадательных костях...

Китайская письменность имела зрительную природу; она зародилась и развивалась обособленно от устной речи. Вполне естественно поэтому, что со временем она породила изысканное каллиграфическое искусство, которое ценилось китайцами выше всех других.

В. В. Малявин

Изобретенное финикийцами звуковое письмо было перенято греками и стало со временем основой нескольких алфавитов - греческого, латинского, грузинского, армянского, славянского (кириллица). То, что греческий алфавит не греческого происхождения, доказывается тем простым обстоятельством, что для греческого языка трансформированное название древних букв уже ничего не означает, тогда как в западносемитских языках (финикийском и древнееврейском) название каждой буквы имеет свое значение. К примеру, буква «альфа» у древних греков означает только «первая буква алфавита», а у финикийцев слово «алеф» означает «бык», точнее, «бык в ярме»: а. Буква «далет» означала у финикийцев и евреев слово «дверь», «вход в шатер», а греки, наоборот, ни с чем не связанное название буквы «дельта» позднее перенесли на обозначение устья реки... Греки произвели некоторые свои изменения: буквы приспособили для обозначения гласных звуков (в финикийском алфавите... имелись только буквы для согласных звуков), некоторые буквы за ненадобностью исключили - например, букву «шин», так как в греческом языке нет звука «ш». Позднее святые Кирилл и Мефодий, составляя славянскую азбуку, вновь применили эту букву, «вытащив» ее из древнееврейского алфавита, тогда как в латинской графике для обозначения этой буквы приходится пользоваться разными буквосочетаниями... Кроме того, греки стали писать слева направо, а не справа налево, как семиты.

П. А. Юхвидин

7. Египетская медицина, математика, астрономия

Особое значение для соседних с Египтом народов имела египетская медицина. Ее достижения, прежде всего в области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей, подобных «великому врачевателю» Уджахорресенту, жрецу богини Нейт, доверенному лицу персидских царей, надолго пережила их самих. В средневековых арабских и европейских медицинских текстах содержится немало рецептов, заимствованных из египетских медицинских папирусов и магических текстов.

Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского.

О. И. Павлова

8. Художественные ценности древних цивилизаций

Древний Восток оставил нам такие непреходящие ценности, как эпос о Гильгамеше и «Книга Иова», «Махабхарата» и «Рамаяна», «Песнь песней» и «Шицзин», драмы Калидасы и парадоксальные, пугающие своей глубиной притчи Чжуанцзы, строгая египетская скульптура и смягченная разнородными веяниями кушанская пластика, пирамиды и персепольские комплексы, мудрость «Дхаммапады» и «Экклезиаста»!.. Греко-римская античность сохранила имена Гомера и Пиндара, Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана, Вергилия, Горация и Овидия, Сенеки и Тацита, которые памятны каждому и полны значения для каждого. Эпохи европейской культуры находили все новые подходы к античному наследию: средневековье открыло для себя строгость мысли Аристотеля, Возрождение - живую прелесть Цицерона и Вергилия, эпоха абсолютизма - сарказм Тацита, пора Французской революции - пафос революционного вольнодумия. Столь не похожие умы XIX в., как Генрих Гейне и Глеб Успенский, видели в статуе Афродиты Милосской гуманистический идеал человеческой красоты, какой она должна явиться в мире будущего.

С. С. Аверинцев. Г. М. Бонгард-Левин

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа - два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла - два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи - чуть меньше четырех, до начала египетской государственности - около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке - почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций - принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек - капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, - иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения - значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных - разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

1. Прочитайте текст 1. В чем состоит его главный тезис? Какие аргументы приводят авторы в его обоснование? Какие дополнительные аргументы вы смогли найти в других текстах параграфа?

Ответ. Уже с глубокой древности племена и народы Востока и За­пада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями материальной и духовной культуры.

Российская цивилизация – наследница Византийской цивилизации. Византийская цивилизация - наследница греческой культуры. Греческая культура - наследница культур Древнего Востока: знания, ценности, традиции, религия, письменность, наука (астрономия, математика, геометрия, медицина, архитектура), философия, искусство, почта, земледелие, скотоводство, ремесло, инструменты, приспособления… По Великому шёлковому пути товары и предметы искусства передавались из Китая до Средиземноморья.

Политические идеи: социальная организация - гражданская идея, идея демократии, идея республиканизма. Римское право впервые в истории представило уни­версально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Оно стало одним из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой циви­лизации, декларирующей приоритет гуманистических цен­ностей и прав человека. Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Древность поставила задачу искать истину, дела­ющую человека свободным. Древность выдвинула идеал вер­ности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием.

Самое повседневное - буквы алфавитов, шире - пись­менные знаки, ими постоянно пользуется современный мир. Китайская иероглифическая письменность живет без принципиальных изменений без малого четыре тысячеле­тия. Алфавитное письмо изобрели финикийцы три тысяче­летия назад; от финикийцев его приняли греки, к алфави­ту которых восходят и латиница, и кириллица. Колесо и календарь, компас и бумага - наследие Древности.

2. Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

Ответ. Общими для шумерской картины мира и осуществившейся в XX в. модели социалистического государства являются представления о революции как очищении времени от событий, принудительный труд населения на государство , стремление государства обеспечить всех равными пайками.

Я согласен с этим утверждением.

Шумер представляет собой подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это желание физического превосходства над другими, стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого.

Целительность шумерской культуры : человек, погрязший в комплексах и условностях, припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек.

Великий Вильям Шекспир всегда пишет о власти. У поэта потрясающее чувство драматизма жизни и её трагических противоречий: «Шут, которому можно всё!» В этом смысл аналогии между шумерской культурой и творчеством Вильяма Шекспира. В духовном мире Ромео, Гамлета, Отелло, Лира, Макбета современное человечество узнаёт свою природу. В Шекспире есть всё, что он сам вложил в свои произведения и что в то или иное время в них было особенно важным для людей разных эпох.

3. Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

Ответ. Полис завещал человечеству политические идеи: социальная организация - гражданская идея, идея демократии, идея республиканизма.

Они играют важную роль в современном мире.

Гражданское общество очень важно, поскольку человек в нём защищён законом от государственного произвола.

Идея демократии позволяет человеку управлять своей страной, решать её судьбу. Демократия позволяет людям быть прямо вовлечеными в процесс законотворчества.

Идеи республиканизма тоже важны, поскольку республика противопоставляется монархии и никто не может узурпировать власть.

Демократия, гражданское общество, республиканизм - эти три составляющие также относятся и к нашей стране. В России сейчас демократическая федеративная республика, в которой идёт активное построение гражданского общества. Наша страна принесла огромные жертвы, чтобы встать на этот путь развития, чтобы в нашей стране была демократия, чтобы было гражданское общество, республика. Хотя может быть это ошибка? Поскольку и сейчас существуют монархии, и демократию в чистом виде сейчас мало где найдёшь, а уж государство то всегда было правовым. В любом случае - традиции древних полисов живут и по сей день.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим.

В Римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности. Потому что за счёт завоеваний и ассимиляции множества народов в Римской империи сложилась сложная система общественных отношений. Формировалась вертикаль власти, которая никак не могла обойтись без законов, утверждающих право на власть и поддерживающих общественное устройство, защищающих имущественные права. Кроме того, социальная стратификация пополнилась такими элементами, как безземельные арендаторы (колоны), выкупившиеся и вольноотпущенные рабы, наемные рабочие. Большое их количество и постоянные волнения заставляли власть принимать законы, проводящие социальную политику. Возносимые на плечах легионеров императоры больше не были земными богами, как, например, в Китае - они могли опираться только на закон и армию.

4. Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

Ответ. В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма, необходимо следовать не обиходу, не привычке, но истине. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей.

Власть идеи . Человек (как и цивилизация) - это то, во что они верят. Например, «Русская идея» - это выражение замысла Божьего. Это то, что Бог задумал в отношении России. «Русская идея» заключалась в том, что развиваться можно иначе, - не на основе конкуренции, а на основе солидаризации. Свой замысел есть и в отношении других стран и народов - немецкая идея, английская идея, французская идея и т.д.

Абсолютизация ритуала - стереотипная форма поведения.

Критика обихода действием - альтернатива преодоления авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики . Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

Древность поставила задачу - искать истину, воля к открытию, делающих человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине , которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

5. Прочитайте тексты 6-8. Опираясь на них, докажите, что современность и древность тесно, неразрывно связаны. Связь времен историки нередко называют «золотой цепью», которая, по словам позднеримского мыслителя Макробия, соединяет землю и небо. Объясните эту метафору. Используйте материалы текстов 1-8.

Ответ. Современность и древность тесно, неразрывно связаны. Связь времен историки нередко называют «золотой цепью», которая, по словам позднеримского мыслителя Макробия, соединяет землю и небо.

Самое повседневное - буквы алфавитов, шире - письменные знаки, ими постоянно пользуется современный мир. Китайская иероглифическая письменность пока живет без принципиальных изменений без малого четыре тысячелетия. Алфавитное письмо изобрели финикийцы три тысячелетия назад; от финикийцев его приняли греки, к алфавиту которых восходят и латиница, и кириллица. Колесо и календарь, компас и бумага - наследие древности.

В Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского.

Средневековье открыло для себя строгость мысли Аристотеля, Возрождение - живую прелесть Цицерона и Вергилия, эпоха абсолютизма - сарказм Тацита, пора Французской революции - пафос революционного вольнодумия. Столь не похожие умы XIX в., как Генрих Гейне и Глеб Успенский, видели в статуе Афродиты Милосской гуманистический идеал человеческой красоты, какой она должна явиться в мире будущего.

6. Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

Ответ. Очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.

Основная трудность понимания древних цивилизаций это отсутствие их представителей в современном мире, а также невозможность воссоздания условий в которых существовали эти цивилизации.
К особенностям древности можно отнести полную изоляцию различных цивилизаций друг от друга, связанную в первую очередь с географическим положением.
Особенность современности заключается в моральных устоях современного общества, устанавливаемых в основном религией, которые отличаются от тех, что существовали в древних цивилизациях, и которые нам не дано изучить в полной мере.

Два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности. Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал эпоху VIII- III вв. до н. э. от Тихого океана до Атлантики «осевым временем» мировой истории, оценивал ее как водораздел между инерцией «до-осевого» традиционализма и осознанием возможностей выбора и ответственности. VIII-III вв. до н. э.- исключительно важная эпоха в истории человечества, в развитии древних цивилизаций. Она отмечена крупными сдвигами в социальной сфере, образованием великих империй, рождением мировых религий, оформлением философских систем, стремление к открытиям, укреплением научного знания.

Складывался синтез культур, именно синтез: не амальгама разнородных элементов, а органическое целое, новый и своеобразный этап развития культуры.

7. Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд , по имени которого получил наименование и весь период . (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли », образовались от накопления строительных остатков.)

Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша , верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях . Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад , Иракский музей; Лондон , Британский музей ; Берлинский музей).

Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.

Культура шумерийцев второй половины IV тысячелетия до н. э.

Храм в аль-Убайде

Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 год до н. э.) Он находился на искусственной платформе (площадь 32x25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы по древнешумерийской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом , а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия - цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене, как уже указывалось, на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоские, инкрустированные по чёрному шиферному фону белым перламутром . На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло (Багдад, Иракский музей). На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону изображения белых голубей и коров, обращённые ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, составляя единое, целостное цветовое решение.

По сторонам входа были помещены две статуи львов (Багдад, Иракский музей), сделанные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность.

Над входной дверью был помещён медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда , держащего в когтях двух оленей. Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа, повторяющаяся с небольшими изменениями в целом ряде памятников середины III тысячелетия до н. э. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены - Париж , Лувр ; печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша - Париж, Лувр), и была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу .

Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни - цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.

Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храм представлял небольшое, но нарядное сооружение.

Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже.

Зиккурат

В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки - зиккурат , который на протяжении тысячелетий играл, как и пирамида в Египте , очень большую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.

Скульптура

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Зданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице , изображали человека в позе молящегося.

Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (высота - 39 см; Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящей из Лагаша (высота - 26,5 см; Париж, Лувр). В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства. Это типичные образы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами.

В центрах северного Двуречья пластика развивалась в общем по тому же пути, но имела и свои специфические особенности. Очень своеобразны, например, статуэтки из Эшнунны, изображающие адорантов (молящихся), бога и богиню (Париж, Лувр; Берлинский музей). Для них характерны более вытянутые пропорции, короткие одежды, оставляющие открытыми ноги и часто одно плечо, и огромные инкрустированные глаза.

При всей условности исполнения посвятительные статуэтки древнего Шумера отличаются большой и своеобразной выразительностью. Так же как и в рельефах, здесь установились уже определённые правила передачи фигуры, поз и жестов, которые переходят из века в век.

Рельеф

В Уре и Лагаше найден ряд вотивных палеток и стел . Наиболее важными из них, середины III тысячелетия до н. э., являются палетка правителя Лагаша Ур-Нанше (Париж, Лувр) и так называемая «Стела коршунов » правителя Лагаша Эаннатума (Париж, Лувр).

Палетка Ур-Нанше очень примитивна по своей художественной форме. Сам Ур-Нанше изображен два раза, в двух регистрах: на верхнем он идет на торжественную закладку храма во главе процессии своих детей, а на нижнем - пирует среди приближенных. Высокое общественное положение Ур-Нанше и его главная роль в композиции подчеркнуты его большим по сравнению с другими ростом.

«Стела коршунов».

В повествовательной форме решена также «Стела коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (XXV век до н. э.) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем . Высота стелы всего 75 см, но она производит монументальное впечатление благодаря особенностям рельефа, покрывающего её стороны. На лицевой стороне огромная фигура бога Нингирсу , верховного бога города Лагаша, который держит сеть с маленькими фигурками побеждённых врагов и палицу . На другой стороне, в четырёх регистрах, несколько сцен, последовательно рассказывающих о походах Эаннатума. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило, или религиозно-культовые, или военные.

Художественное ремесло Шумера

В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука - Джемдет-Насра. Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь , но и золото , и серебро , сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, умели изготовлять изделия с филигранью и зернью . Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» - захоронений правителей города XXVII-XXVI веков до н. э. (I династия города Ура).

Гробницы представляют собой большие ямы прямоугольной формы. Вместе с погребёнными знатными лицами в гробницах много убитых членов их свиты или рабов, рабынь и воинов. В могилы было положено большое количество разнообразных предметов: шлемы, топоры, кинжалы, копья из золота, серебра и меди, украшенные чеканкой, гравировкой, зернью.

Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей) - две доски, укреплённые на древке. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами - фигуры и лазуритом-фон) выложены сцены сражения и пира победителей. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определённый шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки).

Замечательными изделиями ювелиров являются найденные в «Царских гробницах» золотой кинжал с рукоятью из лазурита, в золотых ножнах, покрытых зернью и филигранью (Багдад, Иракский музей), золотой шлем, выкованный в форме пышной прически (Лондон, Британский музей), фигурка осла, сделанная из сплава золота и серебра, и фигурка козы, щиплющей цветы (из золота, лазурита и перламутра).

Красочным и высокохудожественным решением отличается арфа (Филадельфия , Музей университета), открытая в захоронении знатной шумерийки Шуб-Ад. Резонатор и другие части инструмента украшены золотом и инкрустацией из перламутра и лазурита, а верхняя часть резонатора увенчана головой быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, производящей необычайно живое впечатление. Инкрустация на передней стороне резонатора составляет несколько сцен на темы народного сказания Двуречья.

Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII-XXI веков до н. э.

Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев - племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру .

Лагаш времени Гудеа

Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси ») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.

Скульптура времени Гудеа

При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита , привезённого издалека.

В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму . Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи .

Архитектура Ура III династии

В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата , который был сооружен в XXII-XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом , верхний - побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича . Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.

Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени - стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше , а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

Литература

  • В. И. Авдиев. История Древнего Востока, изд. II. Госполитиздат, М., 1953.
  • Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • М. В. Доброклонский . История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина., 1961.
  • И. М. Лосева. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.
  • Н. Д. Флиттнер. Культура и искусства Двуречья. Л.-М., 1958.

розлив вина

шумерская керамика

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

школы у шумер

реконструкция шумерской печи

Вавилрнские печати-2000-1800гг.

о

Серебряная модель лодки,шашечная игра

Древний Нимруд

Зеркало

Быт шумер,писцы

Доски для письма

Классная комната в школе

Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.

Винный погреб

Литература шумерская

Эпос о Гильгамеше

Шумерская керамика

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

ур

Ур


Ур


Ур


Ур

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

Ур


Урук

Урук

Убейдская культура


Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер


Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.

Мари. XVIII в. до н. э.

Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.

Сер. III тыс. до н. э

Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Каменная резная чаша из Ура.

III тыс. до н. э.


Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.

Ур. III тыс. до н. э.

Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

III тыс. до н. э.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.

Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.

«Белый храм» в Уруке (Варке).


Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона


Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур

Ур-царская могила


Быт


Быт


Шумер несет ягненка для жертвоприношения

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...