Английские классики - бесценная жемчужина мировой литературы. Самые известные книги английских писателей Список литературных источников

Победителя датчан, в течение почти двух веков опустошавших Британию. Альфред много сделал для восстановления разрушенной культуры, для поднятия образованности, сам был писателем и переводчиком (перевёл, в том числе, на англо-саксонский язык «Церковную историю» Беды, написанную на латыни).

Англо-норманская литература

Во второй половине XI века Англия подвергается новому нашествию нормандцев. Она подпадает под власть нормандцев , которые на несколько столетий утверждают в Англии господство норманского диалекта французского языка и французской литературы. Начинается длительный период, известный в истории под именем периода англо-норманской литературы.

В течение первого столетия после нашествия нормандцев литература на англо-саксонском языке почти исчезает. И только спустя столетие снова появляются на этом языке литературные памятники церковного содержания и позже светские, представлявшие собой переводы французских произведений. Благодаря этому смешению языков снова среди образованного общества большое значение приобретает латинский язык .

Период французского господства оставил важный след в дальнейшей истории английской литературы, которая, по мнению некоторых исследователей, более связана с художественными приёмами и стилем французской литературы нормандского периода, чем с древней англо-саксонской литературой, от которой она была искусственно оторвана.

Литература социального протеста

Но не только он был основателем нового английского языка. Чосер делал общее дело со своим знаменитым современником Джоном Виклифом ( -). Виклиф примыкает к обличительной литературе, направленной против духовенства, но он, предшественник Реформации , идёт дальше, переводит Библию на английский язык, обращается к народу в своей борьбе с папством. Виклиф и Чосер своей литературной деятельностью вызывают интерес к земной природе человека, к личности.

В следующем веке отмечается большой интерес к живой народной поэзии, которая существовала уже и в XIII, и в XIV веках. Но в XV веке эта поэзия проявляет особенно активную жизнь, и наиболее старинные образцы её, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат этому веку. Большой популярностью пользовались баллады о Робине Гуде .

Эпоха Возрождения

Идеалы Возрождения в литературе

Томас Мор - типичный представитель английского гуманизма . Его «Утопия» - общественная организация, построенная в духе идеалов гуманизма. Её цель - счастье человека, благосостояние всей общины. Ему чужд средневековый спиритуализм , те утешения, которые предлагала за гробом католическая церковь взамен земных страданий. Он желает радости здесь, на земле. Поэтому в его общине нет собственности, господствует обязательный труд для всех её членов, чередуются работа в городе и в деревне, установлена полная религиозная терпимость, благодаря идеальной организации общества отсутствуют преступления, и т. д.

Произведение Бэкона - книга, от которой можно вести развитие позитивной мысли. Автор исходит из наблюдения и опыта как источников познания истины, считает, что не знает того, что лежит за их пределами.

XVI век - время расцвета английского гуманизма , который возник здесь позднее, чем в Италии , встретился с Реформацией . Классическая литература и итальянская поэзия оказывают большое влияние на английскую литературу.

Елизаветинская эпоха

Локк отрицал прирождённые идеи и единственным источником всякого познания объявил впечатления, которые получают наши чувства от внешних предметов. Вслед за Мильтоном Локк предвосхитил теорию Руссо об общественном договоре и праве народа отказаться от повиновения власти, если она нарушает закон. В эпоху Кромвеля театр замер, классические традиции поддерживались только среди преследуемых сторонников королевского дома. После Реставрации снова открылся театр, появились весёлые комедии нравов с не всегда пристойным содержанием (Уичерли , Конгрив и другие), возродилась галантная литература и, наконец, возник классицизм французского типа. Его представителем стал Джон Драйден (1631-1700) - типичный беспринципный поэт распущенного придворного общества реставрации, неудачливый подражатель Корнеля и Расина , строго отстаивавший три единства и вообще все классические правила.

Августинская эпоха

После 1688, с установлением конституции, тон литературе задаёт буржуазия, влияние которой ясно ощущается и в романах и на сцене. Новый потребитель требует своей литературы, изображения семейных добродетелей, честных купцов, чувствительности, природы и т. д. Его не трогают сказания о классических героях, о подвигах аристократических предков придворного общества. Ему нужна сатира на распущенные светские нравы. Возникают нравоучительно-сатирические журналы - «Болтун », «Зритель», «Опекун» - Стиля и Аддисона , с талантливыми бытовыми очерками, обличающими роскошь, пустоту, суетность, невежество и другие пороки тогдашнего общества. Дидактический, сатирический и моральный характер носит образцовая классическая поэзия Попа , автора «Опыта о человеке». Англия дала толчок не только освободительным идеям французских энциклопедистов, но и положила начало нравоучительной сентиментальной литературе, тому роману нравов, который распространился по всей Европе. Самюэль Ричардсон , автор «Памелы», «Клариссы» и «Грандиссона» выводит добродетельных мещанских девушек и противопоставляет их распущенным аристократкам, идеализирует мещанские добродетели и заставляет исправляться развращённых представителей жуирующей золотой молодёжи.

Годвин в своём романе «Приключения Калеба Вильямса» и др. сочинениях защищает наиболее революционные идеи своего времени не только в области политики, но и в сфере воспитания и брака, идёт впереди тогдашней английской революционной мысли. Так называемая «Озёрная школа» (от места жительства вокруг озёр) включает ряд поэтов. Из них Вордсворт был главой школы. Мечтательный, влюблённый в природу поэт маленьких явлений, которые он умел делать возвышенными и трогательными, он вместе со своим другом Кольриджем был представителем того течения в романтизме, которое внесло вместе с любовью к природе простой безыскусственный язык, образы патриархальной старины, созерцательность и мечтательность. Третий поэт озёрной школы - Саути писал в духе своих друзей, присоединив фантастические картины экзотических стран Мексики, Индии, Аравии к идиллическим образам озёрной поэзии. И поэты озёрной школы увлекались революцией, но недолго. Вордсворт и Кольридж побывали в Германии, где подверглись влиянию немецкого романтического идеализма и закончили свой путь чистым созерцанием.

Рядом с народническим романтизмом озёрной школы величайший поэт эпохи Байрон был представителем романтики революционно-аристократической. Презиравший великосветское общество, с которым он был связан своим происхождением, оторвавшись от своего класса, не видя ничего привлекательного в представителях капитала, жадных и продажных торгашах, Байрон в молодости разразился пламенной речью в защиту рабочих, но после не возвращался уже к этому вопросу, на всю жизнь остался деклассированным аристократом, мятежным революционером-индивидуалистом, певцом неудовлетворённых разочарованных натур, начав с таинственных демонических скитальцев и разбойников («Гяур», «Лара» и др.). Этот же образ углублён в «Чайльд Гарольде», который стал предметом широкого подражания в европейской поэзии. Закончил Байрон протестом против мироздания и мирового порядка в своих богоборческих трагедиях («Манфред» и «Каин»). К концу жизни Байрон близко подошёл к политической и социальной сатире («Дон-Жуан», «Бронзовый век»). Крайний индивидуализм, чувство неудовлетворённости, влечение к Востоку и экзотическим странам, любовь к природе и одиночеству, мечты о прошлом у руин и памятников, - всё это делает Байрона поэтом английского романтизма, а его гневные обличительные протесты против всех форм насилия и эксплуатации, его связи с итальянскими карбонариями и борьба за освобождение Греции сделали его певцом свободы в глазах европейской интеллигенции. Его друг Перси Биши Шелли , гениальный лирический поэт, также аристократ, подобно Байрону соединяет в своей поэзии мир фантастической романтики с революционным протестом против складывающегося буржуазно-капиталистического общества. В своей поэме «Королева Маб» он изображает это общество, где все «на публичном продаётся рынке», где с помощью жестокого голода хозяин гонит своих рабов под иго наёмного труда. Таким же революционером-романтиком выступает Шелли в других своих поэмах («Лаон и Цитна», «Раскованный Прометей» и др.). Его жена Мэри Шелли , автор «Франкенштейна» - пионер вопроса об ответственности учёного. Вальтер Скотт обнаруживает, как и два великих поэта, тенденцию к старине. Он был создателем исторического романа («Айвенго », «Роб Рой », «Квентин Дорвард », «Тамплиеры» и др.), в котором умел соединять правдоподобие и реализм с богатой романтической фантастикой и изображать наиболее драматические моменты национальной истории Шотландии и Англии.

В первой трети XIX в. завершается первая стадия борьбы дворянства и промышленной буржуазии, которая все более становится господином положения. Борьба против хлебных законов , чартизм и выступления рабочего класса, властно заявляющего о своих требованиях, отодвигают на второй план феодальную романтику и патриархально-мечтательную поэзию. Город с его практическими интересами, усиливающаяся буржуазия, начинающаяся социальная борьба между нею и рабочим классом становятся главным содержанием английской литературы, а реализм - её преобладающей формой. Вместо средневекового замка - фабричный город, вместо далёкой старины - кипучая современная промышленная жизнь, вместо фантастических образов изобретательного воображения - точное, почти фотографическое, изображение действительности. Бульвер-Литтон , ещё продолжающий традиции романтизма, аристократ по происхождению, наполняющий свои романы превращениями, чудесами и уголовщиной, оставляет нам однако ряд литературных документов, имеющих социальное значение, изображает процесс обеднения и разложения дворянства (романы - «Пельгам», «Ночь и утро» и др.).

Реализм и рубеж веков

Диккенс , наиболее прославленный писатель этой эпохи, развёртывает широкую картину жизни буржуазно-капиталистического общества в своих известных романах: «Тяжёлые времена», «Давид Копперфильд », «Домби и Сын», «Пиквикский клуб» , «Николай Никкльби» и др., создаёт галерею типов капиталиста. Мелкобуржуазная, гуманная, интеллигентская точка зрения Диккенса мешает ему стать на сторону революционной части рабочего класса. Он даёт потрясающие картины сухости, жадности, жестокости, невежества и эгоизма капиталистов, но он пишет для поучения эксплуататоров и не думает об организации сил эксплуатируемых. Его цель - трогать человеческие сердца зрелищем страдания, а не будить ненависть и звать к восстанию. Более озлоблен, более саркастичен и жесток в своей критике дворянско-буржуазного общества Теккерей , автор романов «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис». Автор не видит выхода. Он исполнен пессимизма и раздражения. Он, как и Диккенс, не в состоянии понять освободительной роли начинающегося революционного рабочего движения. Колеблющаяся как всегда между крупным капиталом и рабочим движением мелкобуржуазная мысль искала соглашательских путей. Кингсли в своих романах «Yeast» и «Alton Locke» рисует ужасы эксплуатации и нужды, но спасение видит в христианском социализме, в «Духе Божием», в раскаявшихся богачах, обратившихся к благотворительным делам. Дизраэли , впоследствии знаменитый лорд Биконсфильд , вождь тори (романы «Сибилла» и др.), изобразив в ярких красках пороки буржуазно-аристократического общества и бедствия крестьян и рабочих, высказывается отрицательно против революции и видит спасителей в лице энергичных и деятельных аристократов, берущих на себя дело устроения народного благосостояния. Не только роман, но и лирическая поэзия вдохновляется социальными темами, и основной вопрос, выдвинутый эпохой, - вопрос об эксплуатации рабочего класса капиталом, - разрешается в духе расплывчатой гуманности и нравственного усовершенствования. Поэты, как Томас Гуд или Эбинезер Эллиот (см .) , в своих стихотворениях изображают отдельные моменты тяжёлого существования рабочих и городской нищеты, создают песни против хлебных законов, дают образы работниц, доведённых нищетой до проституции и самоубийства. Но и их положительные идеалы сводятся к благотворительности: к какой-нибудь леди, постигшей свой долг благодаря назидательному сновидению и посвятившей свою жизнь облегчению участи бедняков.

По мере приближения к концу XIX в. в европейской, в частности в английской литературе, реалистическое и социальное направление начинает уступать место возрождающимся идеям индивидуализма и эстетизма. Вместо воинствующих капиталистов, пролагающих себе путь борьбой и энергией, создающих предприятия, вместо Домби и Грэдграйндов, тон литературе начинают задавать те представители буржуазии, которые получили свои капиталы по наследству, не прошли суровой школы жизни, которые могут наслаждаться наследием отцов, стали любителями и ценителями искусств, покупателями дорогих картин и изящных томиков поэзии. Расцветает литература утончённых переживаний, мимолётных впечатлений. Индивидуализм, чистое искусство, эротика, культ настроений - отличительные черты литературы конца века. Правда, основная тема эпохи - организация общества, уничтожение эксплуатации, положение рабочего класса - занимает большое место в литературе, но и социализм конца века - есть социализм эстетический. Джон Рёскин исходит из идеала красивой жизни, зовёт общество к старым патриархальным ремесленным формам производства и восстаёт против индустриализма и капитализма. Он вдохновляет школу художников, известных под именем прерафаэлитов , среди которых мы видим Россетти и Вильяма Морриса , автора романов - «Сон Джона Боля» и «Известия ниоткуда», защитника социализма и в то же время страстного эстета, вместе с Россети искавшего идеалов красоты в прошлых веках, мечтавшего вызвать социальную революцию путём эстетического воспитания рабочих. Рядом с прерафаэлитами - Теннисон , поэт чистого искусства, свободного от мотивов социальной борьбы, Роберт Браунинг и его жена Элизабет Барретт Браунинг , Суинбёрн , в поэзии которого неясно переплетаются идеалы вечной красоты и защита эксплуатируемых. Наибольшей популярностью из поэтов этого направления пользовался Оскар Уайльд , «король эстетов», в своих «Замыслах» и в романе «Портрет Дориана Грея» создавший «религию красоты» и культ освобождающего вымысла, провозгласивший единственной реальностью творения искусства, утверждавший, что искусство создаёт жизнь, а не наоборот.

Продолжающийся рост индустрии вводит новые темы в литературу - урбанизм, машинизм. Литература становится динамичной, развивается сатира против капиталистического уклада жизни. Бернард Шоу - самый блестящий и парадоксальный из писателей-сатириков, виртуоз софизмов, остроумный автор мистификации, умеренный социалист, собирающийся, впрочем, улучшить положение рабочих при помощи буржуазии. Герберт Уэллс - автор фантастических романов, проникнутых пафосом техники, рисующих чудеса индустрии, волшебно преобразующей жизнь, соединяющей планеты, позволяющей человеку переселяться и в прошлое и в будущее. Этот процесс одновременного нарастания социалистических тенденций и консервативно-индивидуалистических и эстетических устремлений сопровождается рядом разнообразных литературных явлений. Империализм и шовинизм, имеющий своего представителя в лице Чемберлена , бурская война, культ Китченера , - всё это находит своё литературное отражение в творчестве Редьярда Киплинга , самого талантливого из писателей-националистов, автора колониальных рассказов и поэм, где возвеличивается колониальная политика Англии, где угнетение отсталых народов прославляется как осуществление великой цивилизаторской миссии.

Другое явление - реакция против машинизма, вызывающая возрождение в литературе религиозных течений, порывов в потусторонний мир, теософии, спиритизма, оккультизма и т. д. Уже Самюэл Батлер и Джордж Мередит , столь несходные между собою в других отношениях, делают однако общее дело, пролагая путь спиритуализму, пытаются построить новую религию на основах современности, пользуясь для этого опытом и исследованием. Черты романтической символики мы находим в творчестве Йейтса , представителя так наз. «кельтского возрождения», и у другого его представителя, тоже ирландца, более склонного к реализму и натурализму, - Синга . Другой формой протеста против машинизма было ницшеанство, культ силы и гипертрофированный эстетизм, все те модернистские идеи, влияние которых нетрудно уловить не только у Оскара Уайльда, но и в творчестве Стивенсона , утончённого автора образцовых авантюрных романов, а также Джорджа Мура , говорившего почти языком Заратустры (в «Исповеди молодого человека») о своём презрении к состраданию и к христианской морали, о красоте жестокости, силы и красоте преступления.

Эта же враждебность к индустриальному веку породила струю пессимизма в английской литературе среди тех писателей, которые не могли примирить машинизм с душевным равновесием. Джемс Томсон - один из замечательных поэтов, через всю поэзию которого проходит в качестве лейтмотива основная тема - мука жизни, мрачное величие отчаяния. Самый популярный и, может быть, самый глубокий из пессимистов - Томас Гарди , создатель грандиозной драматической эпопеи «Династы» и ряда романов, по преимуществу из жизни деревни и провинции. Над судьбой человека, по его учению, тяготеет тёмный и злой рок, непостижимый случай, жестокая неизбежность. Враг предрассудков и современного брака, ложащегося гнётом на женщину, враг цивилизации в духе Руссо или Толстого , Гарди не находит выхода из терзающих его мыслей. Тем же пессимизмом проникнут Джордж Роберт Гиссинг - бытописатель лондонских низов и голодающей литературной богемы, ученик Диккенса, но лишённый его юмора и его филантропической веры, ничего не ждавший одинаково «ни от филантропии богатых, ни от восстания бедных». Пессимистичен и основной тон творчества Джозефа Конрада . Конрад принадлежит к числу наиболее сильных и сложных писателей современности, поражает богатством и разнообразием языка. Он стремится проникнуть в глубину человеческой природы и использовать все средства для того, чтобы передать впечатление реального нашему сознанию: «красочность живописи, пластичность скульптуры и магическое действие музыки». Он рисует все виды человеческих страданий, он не идеализирует человека, потому что убеждён, что неискоренимый эгоизм делает человека волком другому человеку. Больше быта и здорового реализма у Арнольда Беннетта , изобразителя нравов низших слоёв провинциальной буржуазии, и больше верного социального инстинкта у Голсуорси , к-рый видит источник социальных конфликтов в существовании частной собственности. Честертон - враг дряблости, проповедник активизма, но активизма средневековых корпораций, ревностный католик, убеждённый, что развитие индустрии - источник социального рабства. Джеймс Барри - бытописатель шотландских крестьян, Конан Дойль - прославленный автор исторических и полицейских романов, Роберт Хиченс - сатирик и романтик, Израэл Зангвилл - автор «Детей Гетто», бытописатель еврейской бедноты, и ряд других, менее значительных, завершают лит-ую деятельность старшей группы современных писателей. Кларенс Рук - автор произведений о жизни лондонской бедноты, рабочего класса.

Пути нового поколения ещё не обрисовались отчётливо. В большинстве случаев это реалисты, которые однако не прочь затронуть и оккультные силы души. После стремления к ясности, ведущего своё происхождение от французских традиций, английская литература пережила период сильного русского влияния, гл. обр. Достоевского . Этому влиянию соответствует аморфность в литературе, реакция против французской пластичности. Хью Уолпол , один из наиболее модных романистов, сам легко следует за модой; Оливер Онионс приобрёл известность трилогией, в которой описывает богему, натурщиц, машинисток, бедных художников и т. д.; Гилберт Кэннан , Комптон Макензи , Лауренс и ряд других молодых писателей, привлекающих в настоящее время внимание английского читателя, затрагивают самые разнообразные темы, изображают различные классы общества, критикуют социальные ценности, но их собственное мировоззрение чаще всего сводится к туманному гуманитаризму. Они сильнее в критике, чем в своих положительных идеях, и пока никому из них не удалось превзойти великих «стариков», как Шоу, Уэллс или Гарди.

Период Второй мировой войны и позднейший

  • «Рассерженные молодые люди» (англ. Angry young men )

Антиутопия:

Детектив:

Научная фантастика:

Литература Англии

Англию можно считать, в известной мере, прародиной романтизма. Раннее буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные устремления, характерные для романтиков. На протяжении предыдущего столетия в английской литературе наметились многие существенные особенности романтического мироощущения: ироническая самооценка, антирационализм, представления о «неизъяснимом», тяга к «старине». Толчком для возникновения английского романтизма стали как события извне, так и изнутри - в Англии в это время произошел промышленный переворот. Его последствиями стали не только замена прялки ткацким станком, а мускульной силы - паровой машиной, но и глубокие социальные сдвиги: исчезновение крестьянства, появление промышленного пролетариата, утверждение буржуазии в качестве «хозяев жизни».

Примерно на протяжении полувека в английской литературе сменилось три поколения романтиков. Старшее представлено Блейком, Вордсвортом, Кольриджем, Саути, Вальтером Скоттом; среднее - Байроном, Шелли, Китсом; младшее - Карлейлем. Внутренние разграничения в английском романтизме идут преимущественно по социально-политическим линиям, английские романтики отличаются единством устремлений, что ставит их в положение людей, постоянно сопротивляющихся ходу времени.

Наряду с социально-историческими предпосылками, особое значение для становления английского романтизма имело обращение к традициям устного поэтического творчества. Огромную роль в пробуждении интереса английских романтиков к фольклору сыграл изданный в 1765 г. Томасом Перси (1729-1811) свод «Памятники старинной английской поэзии», включавший различные образцы английских народных баллад. Впоследствии издание Перси оказало воздействие и на Вальтера Скотта, поэтов «озерной школы» и Китса. Интерес к фольклору подал повод к подражаниям и мистификациям. Европейскую славу обрели так называемые «Поэмы Оссиана», сочиненные шотландцем Джеймсом Макферсоном (1736-1796) . Макферсон, изучавший шотландский фольклор, воспользовался некоторыми мотивами и именами при создании своих произведений. Их автором был объявлен бард Оссиан, а Макферсон назвал себя переводчиком. Подлиность поэм, опубликованных с 1760 по 1765 г., неоднократно ставилась под сомнение, однако это не помешало их успеху. Вместо упорядоченной классицистами античной мифологии, Макферсон ввел читателей в туманный и призрачный мир Севера. Таинственность и смутность очертаний, меланхолия, составляющие лирическую основу поэм, впоследствии стали достоянием романтизма. В XIX веке «Поэмам Оссиана» отдаст дань Байрон.

Первым ярким явлением в английском романтизме стало творчество Уильяма Блейка (1757-1827) . В рисунках и стихах, которые он не печатал, а, как и рисунки, гравировал, Блейк творил свой особый мир. С малых лет он рассказывал о чудесных виде́ниях средь бела дня, а в поздние годы говорил, что беседовал с Христом, Сократом и Данте. Целью Блейка как художника и поэта было создание самобытной мифологии на основе языческих и христианских компонентов. Задачей этой особой религии был всеобщий синтез. Блейк хотел объединить небо и землю, а венцом веры сделать обожествленного человека. Известность Блейку принесли произведения, созданные в XVIII веке: «Песни невинности» (1789), «Песни опыта» (1794), «Бракосочетание неба и ада» (1790). «В одном мгновенье видеть вечность и небо - в чашечке цветка», - центральная идея лирики Блейка. В каждой песчинке он стремился усмотреть отражение духовной сущности. Поэтому вся деятельность Блейка была протестом против эмпиризма, ведущей традиции британского мышления. В его стихотворениях немало созвучного романтикам: универсализм, пантеизм, стремление к всеохватывающему духовному постижению мира. Тем не менее. Блейк не встретил понимания современников, посчитавших такой мистический символизм чрезмерным.

Признанными зачинателями английского романтизма стали Уильям Вордсворт (1770-1850) и Тейлор Кольридж (1772-1834) , основатели и вожди «озерной школы» или «лейкизма» (англ. lake - озеро). Как нередко бывает, название было дано оппонентами (Вордсворт поселился на родине, в Камберленде - краю озер) и содержало насмешку над излишним многословием произведений Вордсворта, Кольриджа и причисленного к «лейкистам» Саути. Все же «озерная школа» как определенное духовное родство существовала - на нее так или иначе ориентировались все английские романтики.

Утверждение поэтической репутации Вордсворта началось после изданных совместно с Кольриджем «Лирических баллад» (1798). Предисловие к сборнику, написанное Вордсвортом, стало манифестом романтизма в поэзии. Вордсворт требовал приблизить язык поэзии к живой разговорной речи, отказавшись от риторических украшений и поэтической условности. Только такой поэтический язык мог стать средством передачи эмоций и душевных настроений. Вордсворт ставил чувство настолько выше рассудка, что видел наиболее полное выражение «природной» человечности в детях и умственно неполноценных людях, ибо они, по его мнению, выражают чувства в наиболее чистом и непосредственном виде.

Вордсворт считал, что поэзия в большей степени способна познать жизнь, чем наука, ибо глубже проникает в суть природы и человеческой души, поскольку поэтическое искусство «вбирает и то, что дает наука, но всякое знание должно быть одухотворенным, а без поэзии это не может быть достигнуто».

Романтическим стал и представленный Вордсвортом образ поэта. Поэт отличается быстротой мысли, силой страсти, но прежде всего - чувством единства с мировой жизнью. Поэт-романтик не расчленяет, в отличие от классицистов и просветителей, мир на отдельные элементы, а видит вселенную как органическое целое, огромное живое существо. Людям присуще чувство единства с природой, а через него - со всем миром. Поэт сильнее остальных чувствует то, что способны чувствовать остальные, и обладает особым даром с наибольшей выразительностью воплотить ви́дение мира в художественные образы.

Особой творческой заслугой Вордсворта стало то, что он словно заговорил стихами - без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. «Мы хотели представить вещи обычные в необычном освещении», - пояснял замысел Кольридж. «Лирические баллады» открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Кольриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта - первостепенными произведениями поэтов, ставшими эпохальным явлением. В отличие от предшествующих эпох, поэты живописали не только то, что видели и думали, но хотели запечатлеть сам процесс переживания. Вордсворту не нужно было никаких специальных «поэтических» условий, чтобы в любом явлении найти поэзию. Поэт изображал в своих стихах жизнь непритязательную, звал из тесноты городов к вечному покою природы, в чем проявлялась характерное романтическое отрицание рационалистического «прогресса».

Ведущая поэтическая мысль Кольриджа - о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, непостижимого. Творческим вкладом поэта в развитие романтической литературы стал психологизм. Все изобразительные средства - от словесных красок до авторского комментария - использованы для выразительного воспроизведения переживаний, будь то галлюцинации или чисто физические ощущения, при этом каждое душевное состояние передается в динамике. Особо ощутимо влияние Кольриджа в становлении жанра романтической исповеди.

Общеромантические представления о «неизъяснимом» подвергаются проверке в лучших произведениях Роберта Саути (1774-1849) . Его творческий путь начинался с баллад, посвященных судьбам обездоленных («Жалобы бедняков», «Похороны нищего»). Используя в качестве основы произведений фольклорные и полуфольклорные сюжеты, Саути акцентировал внимание на «чудесном». Так, главного героя известной в переводе В. А. Жуковского баллады «Суд Божий над епископом» (1799) за его скупость подстерегает суд высших сил. Обращение к «старине» не избавляло ее, однако, иронической оценки (как, например, в балладе «Бленхеймский бой (1798) сталкиваются официальная и подлинная картины вошедшей в историю битвы).

В отличие от романтиков, грезивших о былом, с которым они не имели преемственной связи, шотландский баронетт Вальтер Скотт (1771-1832) по праву считал историю своего рода частью общенациональной истории. Кроме того, путем самообразования он приобрел обширные историко-этнографические знания. Наследие Скотта велико: том стихотворных произведений (в числе его баллад самые замечательные - «Замок Смальгольм», 1802; «Мармион», 1808; «Два озера», 1810), 41 том романов и повестей, обширное эпистолярное наследие. Его исторические романы разделяются по национальной тематике на две группы: «шотландские» - из них наиболее важны «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818) - и «английские» («Айвенго», 1819 ; «Кенильворт», 1821, и др.). Некоторые романы созданы на материале истории других стран («Квентин Дорвард», 1823; «Граф Роберт Парижский», 1832), но все равно их сюжеты пересекаются с английской историей.

Конкретность - вот что отличает романы Скотта от «туманной старины» других романтиков. Эти отличия подчеркивал и сам автор. К примеру, эпиграф для романа «Роб Рой» взят из баллады Вордсворта. Но если для поэта это имя было эмблемой и полусказкой, то Скотт изображает «старину» во всех подробностях и делает относительно ее выводы. Во всю меру художественных возможностей Скотт старался постичь народную жизнь, а через нее - общие закономерности в смене времен и нравов.

Следует отметить общие художественные особенности романов Скотта, ставшие каноническими. Прежде всего, наличие рассказчика - почти безликого, но постоянно присутствующего: он в прямом смысле передает прошлое, служит связующим звеном между прошлым и будущим.

В романах о недавнем прошлом повествование тем более преподносится читателю как изустная правда о прежних делах. Писатель избегал параллелей прошлого и настоящего; прошлое - не параллель, а предшествование, источник современности. Опираясь на опыт Шекспира и Дефо, Скотт многое делал по-своему. Так, он изменил соотношение в расстановке вымышленных и реальных персонажей: первый план и бóльшую часть повествования занимают вымышленные фигуры. Если Шекспир следовал сюжету легенды, то Скотт создавал событийную канву сам, представляя легендарных героев заново. Автор создал свыше 2,5 тысяч персонажей, подчиненных одной задаче: создать убедительную историю человеческих судеб в пределах определенной эпохи. Иными словами, цель состояла в том, чтобы показать, почему «люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением обстоятельств и политических страстей». Способ создания характеров и обстоятельств в исторических романах Скотта будет воспринят историческим романом XIX века.

Рядом с Вальтером Скоттом, как его читатель, почитатель, а затем и друг, встанет Джордж Гордон Байрон (1788-1824) , крупнейшая фигура как в английском, так и в европейском романтизме. В судьбе Байрона повторялась одна и та же ситуация, ставшая затем стержнем всего его творчества: попранное достоинство, изуродованная красота, скованная сила, чувство одиночества среди близких. Определяя черты, поражавшие современников в поэзии Байрона, Лермонтов подчеркнул «грустный безотчетный тон, порыв страстей и вдохновений». Безотчетная грусть, сомнения, порыв в никуда - все эти общие черты романтической поэзии выразились в творчестве Байрона с особой силой. Уже в первых стихотворениях поэта проступает облик лирического героя, которым владеет смешанное чувство уязвленной гордости, жажды жизни и ранней горечи.

Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (нач. в 1809 г., изд. 1812-1818) , сделавшая Байрона знаменитой, сложилась без предварительного плана, поэтому фрагментарность поэмы носила вначале самый непосредственный характер. Затем, по мере работы над поэмой, «фрагментарность» стала сознательно соблюдаемой композиционной и стилистической особенностью. Автор приобрел возможность свободного перехода из эпического плана в лирический и обратно. Повествование становится непринужденным, что позволяет в обильных авторских отступлениях обращаться к самым разным вопросам - от историко-философских до глубоко личных.

По жанру «Паломничество Чайльд-Гарольда» представляет собой путевой дневник, который как бы одновременно ведут автор и главный герой. Впрочем, после первых строф, поясняющих судьбу и душевное состояние героя, он становится только именем. Его оттесняет сам автор - точнее, дистанция между автором и героем совсем не соблюдается. Авторское отношение к герою может быть самым разным: от сочувственного до снисходительного. Байрон стал одним из родоначальников непрямого самонаблюдения, которое будет затем культивироваться поэтами-романтиками.

Столь же важнымии для становления как английского, так и европейского романтизма стали «Восточные поэмы» («Гяур» , «Абидосская невеста», «Корсар» , «Осада Коринфа» и близкие им по духу «Ларра» и «Паризина»). Именно в них сформировался облик истинного «байронического» героя - не случайно Пушкин назвал Байрона «певцом Гяура». Конфликт в каждой поэме создается особым положением центрального героя. Это яркая, красочная и загадочная фигура, находящаяся в постоянном одиночестве, даже среди людей (как, например, Конрад в «Корсаре»). Внутренние силы такого героя направлены на достижение одной цели - как правило, мести за поруганную любовь. Такой герой остается верен только одной клятве, способен испытывать «одну, но пламенную страсть». В конечном счете, всякая мотивация действий героя слаба - им владеет дух, не знающий примирения и не поддающийся рассудку. Рассуждая о «неизъяснимом», Байрон, в отличие от Вальтера Скотта, всматривается не в историю, а в индивидуальность. Воссоздавая восточный колорит, поэт оттесняет его потоком эмоций: будь то побережье Адриатики или Женевское озеро, читатель видит все то же бурление страстей, которым тесно в любом времени и пространстве. Благодаря «Паломничеству Чайльд-Гарольда» и «Восточным поэмам» в мировую литературу входит понятие «байронического типа» «с его безнравственной душой, / Себялюбивой и сухой, / Мечтанью преданной безмерно, / С его озлобленным умом, / Кипящим в действии пустом», как охарактеризовал его Пушкин в 7-й главе «Евгения Онегина». Воздействие этой традиции распространилось на многие страны и давало о себе знать по меньшей мере до 40-х годов XIX в.

Изменения в положении «байронического» героя происходят в поэтических драмах. В поэмах герой находится в конфликте давно, до начала произведения. Духовное состояние главного героя поэтической драмы «Манфред» (1817) по-прежнему характеризуют непокой и неудовлетворенность, но они становятся еще более неизъяснимыми. В автокомментарии к «Манфреду» автор подчеркнул, что причины этого состояния должны остаться непонятными. Но и эта «неизъяснимость» раскрывается как изжитость души.

Мотив саморазрушения нарастает в трагедии «Каин» (1821) . Бунт главного героя - не только бунт против людских законов, но против человека как Божьего творения. Равноправие зла и добра - об этом говорит Каину Люцифер, предстающий в поэме как возмутитель сознания, оставляя героя в состоянии поистине каиновой опустошенности.

Герой последнего произведения Байрона - поэмы «Дон Жуан» (1818-1823, не завершена) - подчеркнуто безлик. В отличие от своих литературных прототипов, байроновский Дон Жуан не подчиняет сердца и обстоятельства, а сам подчиняясь им, следует из Испании в Турцию, из России в Англию. Рядом с ним неотступно находится автор, смело вторгающийся в повествование своими комментариями. Яркость событийного фона - уже не фантастического, но подчеркнуто достоверного - достигается за счет выразительности конкретно-бытовых деталей и лиц, таким образом намечается переход к реализму характеров и обстоятельств. Это крупнейшее произведение Байрона сыграет в мировой литературе существенную роль, отозвавшись во многих выдающихся произведениях эпохи - например, «Евгении Онегине».

Несмотря на короткую и неустроенную жизнь, Перси Биши Шелли (1792-1822) оставил богатое и разнообразное творческое наследие: стихотворения, поэмы, поэтические драмы, трактат о поэзии, политические памфлеты, дневники. Пафосом его творчества стал возвышенный идеализм. Лирика Шелли - «гимн интеллектуальной красоте» (заглавие одноименного стихотворения 1817 г.) В таких стихотворениях поэт не просто говорил о духовном, но одухотворял стихами окружающий мир, обращаясь к любимой («К Мэри»), к друзьям и силам природы («Ода западному ветру»), отображая мимолетные переживания («Странники мира», «Доброй ночи»). Возвышенностью и одухотворенностью отличается и политическая лирика Шелли («Песня ирландцев», «Песня людям Англии») - недаром руководители первого организационно оформленного рабочего движения - чартизма - видели в поэте своего вдохновителя. В своих поэмах («Королева Маб», 1813; «Прометей освобожденный», 1819; «Восстание Ислама», 1818), прибегая к условно-аллегорическим образам, поэт стремился показать остроту конфликта личности и общества. При этом Шелли не звал назад к природе и опрощению, а проповедовал способность человека к сопротивлению и борьбе.

Третий крупнейший поэт этого поколения - Джон Китс (1795-1821) - по своим радикальным политическим взглядам был близок Байрону и Шелли. За свою короткую, омраченную болезнью жизнь Китс успел опубликовать почти все основное им созданное, прежде всего сборники стихотворений 1817 и 1820 годов, включавшие сонеты, оды, баллады и поэмы. Лирика Китса - свойственное романтикам запечатление состояний ума и сердца. Поводы для написания стихотворения - неисчислимые, выносимые на поверхность течением жизни. Это и чтение «Илиады», и пение соловья, и получение дружеского письма. Поэтическое самонаблюдение иногда прямо объявляется темой стихотворения (сонет «По случаю первого прочтения Гомера в переводе Чэпмена»). «Я считаю, что поэзия должна удивлять как изящная крайность, но не как что-то исключительное, - говорил Китс, - она должна поражать читателя как словесное выражение его собственных наиболее возвышенных мыслей, должна казаться воспоминанием».

    Модернизм в Великобритании. Сатирический роман.

    Литература Великобритании после 1945 года.

§ 1. Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела. Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля «поток сознания». В поэзии Эзра Паунд и Т.С. Элиот вытеснили логическое представление мысли своими коллажами фрагментарных изображений и сложными аллюзиями.

В 1924 г. в лекции “Мистер Беннетт и миссис Браун” В. Вулф провозгласила: “Где-то в декабре 1910 г. человеческая природа изменилась”. Уже в 1919 г. она увидела новую литературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово “модерн” в качественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. После войны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена в духовной жизни XX в.: “Влюбленные женщины” Д.Г. Лоуренса (1920), “Бесплодная земля” Т.С. Элиота (1922), “Улисс” Д. Джойса (1922), “Миссис Дэллоуэй” В. Вулф (1925). Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором (“Улисс” Джойса, поэзия Т.С. Элиота).

Представители модернизма:

Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930) – стихи, романы, критические эссе, литературоведческие эссе, специальные работы, посвященные психоанализу и проблеме бессознательного. «Влюбленные женщины», «Радуга», «Сыновья и любовники».

Вирджиния Вульф (1882-1941) – романы «Миссис Дэллоуэй», «К маяку», «Волны», «Орландо», «Годы».

Джеймс Джойс (1882-1941) – начал свою творческую карьеру как поэт-урбанист, затем создал сборник рассказов «Дублинцы», «Портрет художника в юности» - парафраз романа воспитания; «Улисс».

Сатирический роман

Идея обновления общества и индивидуального сознания определили различия в критике наследства викторианского века. Эта критика носила сатирический характер, что соответствовало духу и направленности английской литературы, но вместе с тем не была однообразной, что отчетливо отразилось в творчестве писателей старшего поколения: Д. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Уэллса, представивших различные виды сатирического обличения. Они были в значительной мере озабочены социальными и политическими вопросами, испытали значительное влияние русской литературы, исторических событий, имевших место в нашей стране. Степень их зависимости от литературы прошлого, связь с традицией классического английского романа была различной.

Герберт Уэллс (1866-1946) обратился к жанрунаучной фантастики , чтобы поведать о новых опасностях и угрозах, возникших для человечества. Среди первейших угроз ему виделась власть науки. «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898); «Первые люди на луне» (1901) – могут рассматриваться как первые произведения-предупреждения. Основная тема: «Земля перестала быть безопасным прибежищем для человека». Проблемы технического прогресса, путей развития современной цивилизации, обезличивания индивида. Резкая критика собственнических, индивидуалистических инстинктов современного человека делали фигуру Уэллса значительной среди тех писателей, которые, тем не менее, верили в неисчерпаемые возможности человека, поддержанные величайшими научными открытиями. Нравственно-этическое начало в этой сатире указывало на тесную связь склассической, просветительскойтрадицией , с попыткой преодолеть пропасть между индивидом и обществом, использовав при этом возможностиромана идей, обозрения, романа-трактата.

Бернард Шоу (1856-1950) использовал сцену для пропаганды своих социальных и моральных взглядов, наполняя пьесы напряженными дискуссиями. Он также делал попытку в своих пьесах ответить на эти глобальные вопросы, как писатель, исполненный исторического оптимизма. Он стал основателем«новой драмы» в Англии: пьесы «Профессия миссис Уоррен» (1893-1894), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Пигмалион» (1912); «Дом, где разбиваются сердца» (1913).

Вторая мировая война, в отличие от первой, имела для Британии весьма важные последствия – начался активный распад Британской империи. Безусловно, это нанесло удар по национальному самосознанию, хотя чувство утраты компенсировалось гордостью за страну (участие в битве за Британию в воздухе, морские конвои). Устойчивому, комфортабельному, хорошо организованному быту британцев был нанесен ущерб, заставивший испытать тревогу, нестабильность военного времени. Обдумывание этого опыта происходило в духе «английскости», к этой проблеме подошли по-разному, но идея корней, исторической преемственности в оценке событий, продолжала сохраняться в общественном сознании, найдя свое выражение в литературе (артуриана, легенды, сказания и др.).

Крупнейшей фигурой послевоенной британской литературы становится Грэхэм Грин (1904-1990), чрезвычайно плодовитый писатель, журналист, драматург, автор остросюжетных политических детективов и серьезных произведений. Путешественник, мастер газетного репортажа, он сочетал в своих произведениях лаконизм, остроту суждений, с глубокий знанием психологии человека, анатомии его души. Романы «Сила и слава» (1940), «Тихий Американец» (1955), «Почетный консул» (1973).

Главное достоинство романов Грина состоит в том, что в очень увлекательной, почти детективной манере, изложены основные проблемы сегодняшнего дня в религиозном, политическом или личностном варианте. Проблемы индивида, находящегося в состоянии мучительной борьбы с самим собой, в критический период выбора и принятия решения. Герои Грина раскрывались в действии, особенно если учесть, что современный роман утверждает множественность взглядов на мир и человеческие поступки, относительность моральных ценностей. Грина всегда интересовали страны, где политическая обстановка вынуждала человека принять правильное в нравственном отношении решение, даже если это стоит ему жизни.

Подобную тематику рассматривает и решает по-другому Уильям Голдинг (1911-1993). Он начал писать еще в 1930-е годы, практически до конца своих дней сохранил за собой репутацию пессимиста и мизантропа. Тема морального, нравственного превосходства доисторического человека на своими потомками очевидна (роман «Наследники»1955 ), как и превращение цивилизованных, милых и беззащитных детей в дикарей («Повелитель мух»,1954) . Тема моральной деградации человека в условиях современной цивилизации рассматривается писателем в разных произведениях. Он помещает своих героев в чрезвычайные, неординарные условия (ситуация эксперимента), заставляет их суть проявиться должным образом, а затем возвращает их в исходную позицию, либо оставляет перед альтернативными вариантами.

Айрис Мердок (1919-1999) выступала активной сторонницей и интерпретатором Сартра. Структура ее произведений достаточно жесткая, напоминающая лабиринты, по котором мечутся ее герои, так и не нашедшие гармонии, закоренелые в своем себялюбии, эгоизме, отчуждении, не пытавшиеся понять друг друга. («Колокол», «Замок на песке», и др.) Миру зла всегда противостоит мир добра, погоня за спасительной любовью позволяет герою раскрыть свое «я». В романах Мердок превалирует человеческая непредсказуемость, непредсказуемость человеческой судьбы, нелогичность связей, взаимоотношений.

Всем известен сюжет романа Даниеля Дефо. Однако в книге содержится много других интересных подробностей об организации жизни Робинзона на острове, его биографии, внутренних переживаниях. Если попросить не читавшего книгу человека описать характер Робинзона, вряд ли он справится с этой задачей.

В массовом сознании Крузо - смышлёный персонаж без характера, чувств и истории. В романе же раскрывается образ главного героя, что позволяет взглянуть на сюжет под другим углом.

Почему нужно читать

Чтобы познакомиться с одним из самых известных приключенческих романов и узнать, кем был Робинзон Крузо на самом деле.

Свифт не бросает вызов обществу в открытую. Как истинный англичанин, он делает это корректно и остроумно. Его сатира настолько тонка, что «Путешествия Гулливера» можно читать и как обычную сказку.

Почему нужно читать

Для детей роман Свифта - весёлая и необычная приключенческая история. Взрослым же его необходимо читать, чтобы познакомиться с одной из самых известных художественных сатир.

Этот роман, пусть в художественном плане и не самый выдающийся, определённо знаковый в истории литературы. Ведь во многом он предопределил развитие жанра научной .

Но это не просто развлекательное чтиво. В нём подняты проблемы отношений между творцом и творением, богом и человеком. Кто несёт ответственность за создание существа, которому предначертано страдать?

Почему нужно читать

Чтобы познакомиться с одним из главных произведений научной фантастики, а также прочувствовать непростую проблематику, которая в экранизациях зачастую теряется.

Сложно выделить лучшую пьесу Шекспира. Их как минимум пять: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Уникальный стиль и глубокое понимание жизненных противоречий сделали произведения Шекспира бессмертной классикой, актуальной во все времена.

Почему нужно читать

Чтобы начать разбираться в поэзии, литературе и жизни. А также найти ответ на вопрос, что же всё-таки лучше: быть или не быть?

Главной темой английской литературы начала 19 века была социальная критика. Теккерей в своём романе обличает современное ему общество с идеалами успеха и материального обогащения. Быть в социуме, значит, быть греховным - примерно таков вывод Теккерея относительно своего социального окружения.

Ведь успехи и радости вчерашнего дня теряют своё значение, когда впереди забрезжит хорошо известное (хотя и неведомое) завтра, над которым всем нам рано или поздно придётся задуматься.

Почему нужно читать

Чтобы научиться проще относиться к жизни и мнению окружающих. Ведь в обществе все заражены «ярмарочными амбициями», которые не обладают реальной ценностью.

Язык романа прекрасен, а диалоги представляют собой образец английского остроумия. Оскар Уайльд - тонкий психолог, поэтому его персонажи получились столь сложными и многогранными.

Эта книга о человеческом пороке, цинизме, различии между красотой души и тела. Если задуматься, то в какой-то степени каждый из нас - Дориан Грей. Только у нас нет зеркала, на котором бы запечатлевались грехи.

Почему нужно читать

Чтобы насладиться потрясающим языком самого остроумного писателя Великобритании, увидеть, насколько сильно нравственный облик может не соответствовать внешнему, а также стать немного лучше. Произведение Уайльда - духовный портрет не только его эпохи, но и всего человечества.

Древнегреческий миф о скульпторе, влюбившемся в своё творение, в пьесе Бернарда Шоу приобретает новое, социально значимое звучание. Что должно чувствовать произведение к своему автору, если это произведение - человек? Как оно может относиться к создателю - тому, кто сделал его в соответствии со своими идеалами?

Почему нужно читать

Это самая известная пьеса Бернарда Шоу. Её часто ставят в театрах. По мнению многих критиков, «Пигмалион» - знаковое произведение английской драматургии.

Общепризнанный шедевр английской литературы, знакомый многим по мультфильмам. У кого при упоминании Маугли в голове не прозвучит протяжное шипение Каа: «Человеческий детёныш…»?

Почему нужно читать

Во взрослом возрасте вряд ли кто-нибудь возьмётся за «Книгу джунглей». У человека есть только одно детство, чтобы насладиться творением Киплинга и оценить его по достоинству. Поэтому обязательно приобщите своих детей к классике! Они будут вам благодарны.

И вновь на ум приходит советский мультфильм. Он действительно хорош, а диалоги в нём почти полностью взяты из книги. Однако образы персонажей и общее настроение повествования в первоисточнике другие.

Роман Стивенсона реалистичен и местами довольно суров. Но это доброе приключенческое произведение, которое с удовольствием прочитает каждый ребёнок и взрослый. Абордажи, морские волки, деревянные ноги - морская тематика манит и привлекает.

Почему нужно читать

Потому что это весело и увлекательно. Кроме того, роман разобран на цитаты, знать которые обязан каждый.

Интерес к дедуктивным способностям великого сыщика и по сей день велик благодаря огромному количеству экранизаций. Немало людей только по фильмам и знакомы с классическим детективом. Но экранизаций много, а сборник рассказов всего один, зато какой!

Почему нужно читать

Герберт Уэллс во многом был первопроходцем в жанре фантастики. До него люди не враждовали с , он первым начал писать о путешествиях во времени. Без «Машины времени» мы бы не увидели ни фильма «Назад в будущее», ни культового сериала «Доктор Кто».

Говорят, вся жизнь - это сон, и к тому же скверный, жалкий, короткий сон, хотя ведь другой всё равно не приснится.

Почему нужно читать

Чтобы посмотреть на зарождение многих научно-фантастических идей, ставших популярными в современной культуре.

Английская литература имеет целый ряд специфических осо-бенностей, которые порождены своеобразием культуры, социального и политического развития страны. Это в XIX в. определило проблематику литературы и те формы, которые она обрела. Романисты Англии, а именно роман в первую очередь развивается на данном этапе, искали своих героев не среди банкиров, аристократов, тех, кто стремился делать карьеру, как во Франции, - их героями стали и мелкие собственники, как у Дж. Элиот («Мельница на Флоссе»), и даже рабочие, как у Э. Гаскелл («Мери Бартон») или Ч.Диккенса («Тяжелые времена»).
Но социальный протест в английской литературе в отличие от французской проявляется иначе. 1641 год, когда был казнен король и создана конституционная монархия, изменил государственный строй страны. Тема насильственного изменения режима в английской литературе отсутствует, так как новых дантонов или кромвелей не возникает, хотя экстремизм голодных рабочих порой приводит к покушениям на власть имущих. Для английской политической жизни становятся актуальными проблемы безработицы и избирательной реформы, «хлебных законов», порождающих голод бедноты и богатство владельцев поместий. Бунтарские настроения несет в себе поэзия чартистов. Одно из первых мест в этом ряду занимают стихи Т. Гуда, в частности, цитированные во вводной главе; тяжелейшему положению рабочих посвящены стихи К. Дж. Россетти.
Судебная реформа, как и реформа системы образования, оказывается особенно актуальной для английского общества. Как писал Е.Сайо: «До 1832 года в Англии никому и в голову не приходило организовать государственную систему цародного образования» . Тема школы, как и тема воспитания личности, стала одной из центральных в английской литературе. Жанр «романа воспитания» развивался особенно интенсивно именно в Англии.
Открытия в области науки рождают новый тип мышления. «Основы геологии» (1830-1833) Ч.Лайелля, так же как и «Рудименты творения» (1844) Р. Чемберса, свидетельствовали о непрерывности развития животного и растительного мира. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) совершила переворот в сознании не только англичан, ибо ее выводы противоречили Библии.
Учения экономистов И.Бентама, Д. Милля, Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя ставили своей целью объяснить законы жизни общества.
А. Смит первым обратил внимание на то, что основой благосо-стояния страны являются не запасы денег, а продукты труда человека. Вопрос о человеке трудящемся стал на повестку дня. Решали его по-разному, порой под воздействием социалистов А. К. Сен- Симона и Ш. Фурье. Особое значение приобрели труды Роберта Оуэна (1771 - 1858), который в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципах образования человеческого характера» (1813-1816), исходя из убеждения в возможности совершенствования человеческой личности, предполагал, что богатые придут на помощь бедным и создадут условия, способные уничтожить столь резкое разделение классов.
Стремление угнетенных масс добиться изменения своего положения приводит к составлению Хартии. Английское слово charter дало название политическому движению рабочих в первой половине века. Хартия была написана при участии последователей Оуэна, а пиком чартизма стал 1848 г. Именно тогда противостояние богатых и бедных порой приобретает особенно острые формы: в романе «Мери Бартон» забастовщики решают убить хозяина. Предельное напряжение ситуации отражено в романе Диккенса «Тяжелые времена». В литературу Англии на этом этапе вошли безработица и работные дома («Оливер Твист» Диккенса), прозванные тюрьмами для бедных (туда насильно помещали бродяг, а бродяжничество каралось законом - вспомним беднягу Джо из «Холодного дома»!), школы, где детей бьют, а не учат, а если и учат, то тому, что очень далеко от жизни («Николас Никльби» Диккенса, «Джейн Эйр» Ш.Бронте).
Проблемы безработицы и голода рождали проблему перенаселения, избыточных рабочих рук. Священник Т. Р. Мальтус из самых благородных побуждений пришел к выводу о необходимости сократить рождаемость в семьях бедняков, а тем, кто не мог получить работу на родине, предлагал переселиться в колонии. Однако его идеи были встречены с негодованием большей частью общества («Колокола» и «Холодный дом» Ч. Диккенса).
Следует отметить еще одну особенность английской жизни, без которой не будет до конца понятен стиль английского реализма. XIX век - это век открытий археологов, которые восстановили прошлое на основе обнаруженных ими предметов, Г.Шлимана прежде всего. Троя и Вавилон получили свое второе рождение именно в этот век. Внимание к вещному миру впервые приобрело особое значение в творчестве В. Скотта, но и романы исследуемого периода (прежде всего Ч. Диккенса) немыслимы без описаний пространства, в котором обитают герои: оно становится средством характеристики человека.
Период с 1837 по 1902 г. в Англии называют викторианским, ибо в эти долгие годы страной правила королева Виктория. Литература викторианства отличалась стремлением благополучно разрешать конфликты, хотя в самих произведениях жизненные ситуации оставались предельно напряженными; викторианству присуща вера в нерушимость нравственных законов.
Истоки реализма XIX в. следует искать в творчестве писателей предшествующего столетия. Произведения Г. Филдинга «История Джонатана Уайльда Великого» и «История Тома Джонса, найденыша» воспроизводили реальные картины быта, заставляли увидеть скрытые язвы мира. Комическое начало его творчества в первую очередь получило развитие у Диккенса, а также у Э. Троллопа. «Путешествие Хамфри Клинкера» Т.Смоллетта, где комические сцены не менее значительны, открывало возможность многоголосия, а потому и многозначности, требующей размышлений читателя, ибо повествование от лица нескольких действующих лиц создавало «объемность» картины, лишая ее нравственной одно- линейности.
Психологизм романов С. Ричардсона получает развитие в произведениях Дж. Остен, а далее у Ш.Бронте, Дж. Элиот, Э. Троллопа, позднего Диккенса и Теккерея. При этом надо учитывать влияние социальной направленности романов У. Годвина, изоб-ражавшего жизнь людей из самых низов общества.
В. Скотт, обративший внимание на связи личности с ее временем, считавший необходимым передавать характер персонажа, описывая окружающий его предметный мир, также закладывал основы следующего этапа английской литературы. Романтическая литература, использующая сложную философскую символику (С.Т. Колридж, П. Б. Шелли), более глубоко раскрывала идеи произведения. Романтические контрасты, необычность ситуаций и характеров также оказали заметное воздействие на литературу 1830- 1860-х гг.
Одной из особенностей литературы Англии является то, что среди ее писателей много талантливых женщцн: сестры Бронте, Дж. Элиот, Э. Гаскелл. Это создает специфическую тональность, проявляющуюся в особом внимании к женской психологии, к семье и семейным отношениям, где тема любви, ее радостей, ошибок и жертв занимает немалое место, хотя острейшие социальные противоречия привлекают внимание женщин-писатель- ниц не менее, чем мужчин.
Связи творческого сознания писателей и художников Англии 1830 - 1860-х гг. помогают более полно представить жизнь страны.
Они проходят целый ряд значительных этапов, раскрывающих эволюцию искусства, подчиненную изменениям общественных интересов.
Джон Констебл (1776- 1837) в 1830-е гг. ищет новые пути: собор в Солсбери он изображает с разных точек, предвосхищая открытия импрессионистов.
Уильям Тёрнер (1775-1851) не без влияния индустриальной революции середины века создает картину «Дождь, пар и скорость» (1844), вводя в пейзаж с размытыми формами несущийся по мосту паровоз. Ранее на его картинах могли появляться только корабли.
Человек и его духовная жизнь еще в XVIII в. нашли свое воплощение в портретной живописи. Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727- 1788) сохранили на своих полотнах духовный облик англичан того времени. В конце века в число известнейших мастеров портрета вошел Томас Лоренс (1769-1830), развивший традиции своих знаменитых предшественников и испытавший некоторое воздействие романтизма: лица англичан на его картинах помогают понять жизнь страны на грани веков.
Уильям Хогарт (1697-1764) был мастером карикатуры. Изломанные линии на его картинах передают отсутствие гармонии в жизни общества и трагическую сущность бытия отдельного человека. Его традиция была развита Томасом Роулендсоном (1756 - 1827) и Джеймсом Гилреем (1757-1815). Без учета этого направления в английском искусстве трудно себе представить иллюстраторов романов Диккенса (Дж. Крукшенка прежде всего), да и сатирические фигуры, созданные самим писателем.
Романы английских писателей вводят читателя в мир обычных людей, поэтому особый интерес представляет жанровая живопись. Картина Дейвида Уилки (1785 - 1841) «Первые сережки» (1835) лишена социального содержания: юной хорошенькой девушке пожилая дама в очках прокалывает ушко. Девушке страшно и вместе с тем она понимает, что это уже вступление в столь заманчивую «взрослую» жизнь.
Назначение жанровой живописи видели в том, чтобы удовлетворять потребности мещан и буржуа, однако она передает ту обыденную жизнь, которая стала содержанием произведений англий-ских реалистов.
В рамках викторианства развивается так называемое «средневековое возрождение», которое по сути связано с постромантизмом. Но в отличие от искусства романтизма на этом этапе Средние века, оставаясь временем идеальным, ибо в них видели основу духовности, воспринимаются еще и как период наивысшего развития искусства, исполненного высокого духа. Раннее Возрождение, дорафаэлевское, представляется свободным от канонов, а Рафаэль признается вершиной Возрождения - у его последователей видят лишь использование его открытий. «Средневековое возрождение» нашло отражение в живописи и поэзии.
Значительнейшим явлением в искусстве стало возникновение группы прерафаэлитов. В 1848 г. ученики Королевской академии художеств, младшему из которых было 19, а старшему 21 год, отказавшись от канонов Академии, основали свой союз. В него вошли семь человек: они были не чужды мистики, и число семь приобретало у них особый смысл. Название союза связано с именем Рафаэля Санти (1483 - 1520), но и Сандро Боттичелли (1444- 1510), автор «Благовещения», входил в число тех, кто, по мнению прерафаэлитов, создавал подлинные шедевры. Им были особенно близки идеи раннего Возрождения об «антропоморфности окружающего человека мира» и «космичности человека в исконном, греческом значении этого слова, то есть его божественной красоты как выражения абсолютной гармонии внешнего и внутреннего, телесного и духовного, прекрасного и доброго»1. Мысль Петрарки о том, что «любовь - это всеохватывающее, чистое, юношеское чувство, естественно и очень по-человечески идеализирующее женщину» , стала одним из постулатов прерафаэлитов.
Уильям Холмен Хант (1827 - 1910) и Данте Габриэл Россетти (1828- 1882) были вдохновителями движения. В своем творчестве прерафаэлиты хотели передавать правду чувства, индивидуальные движения души.
Идя в чем-то за Констеблом, прерафаэлиты считали, что каждый куст, каждый лист, как бы далеко он ни был расположен от переднего плана картины, должен быть написан предельно точно. Они искали возможности запечатлевать на картинах необычную игру света, стремились передавать на своих полотнах все яркие краски жизни, поэтому обращались порой к экзотике Востока, рыцарским временам. Но перед прерафаэлитами стояли не только чисто художественные задачи: они были убеждены в том, что искусство должно пробуждать высокие чувства, воспитывать человека. Поэтому в их картинах часты были библейские сюжеты или открытая нравоучительность в жанровых сценах. Аллегория и символ, как и на этапе раннего Возрождения, создавали глубинные смыслы произведений.
Впервые прерафаэлиты заявили о себе на выставке 1849 г. Первые картины Джона Эверетта Миллеса (182^-1896) и У. X. Ханта, во многом тематически связанные с романтизмом, были встре-чены спокойно. Скандал возник после появления картин Миллеса «Христос в родительском доме» и Россетти «Благовещение»


(обе 1850). Художников обвиняли в упрощении и снижении пафоса Евангельского текста. На картине Миллеса изображена мастерская столяра Иосифа, с инструментом в грязных руках он наклонился над своим рабочим столом, под которым валяются стружки, а маленький Иисус в ночной рубашке, с заспанным личиком припал к Марии, нежно, по-человечески, целующей свое едва проснувшееся дитя. «Благовещение» вводит зрителя в бедный дом, где на покрытой простой белой простыней постели сидит Мария в ночной сорочке, а ангел приносит ей весть об ее избранничестве. На лице девушки испуг и погруженность в себя. Это не каноническое изображение Девы Марии, а картина из жизни обычного человека, которому открывается его необычный путь. Даже Ч.Диккенс был возмущен таким опрощением библейских сюжетов. Только заступничество виднейшего и авторитетнейшего критика Д.Рёскина заставило общество увидеть значительность искусства нового типа.
Выставка 1852 г., где были представлены картины Ханта «Наемный пастырь» и Миллеса «Офелия», заставила признать появление нового течения в живописи.
«Наемный пастырь» (1851) Ханта открывает ряд жанровых картин прерафаэлитов, в которых назидательность передается почти с аллегорической однозначностью. На картине «Пробудившийся стыд» (1853) он изображает молодого человека, развалившегося в кресле, и женщину, испуганную и встревоженную, которая вырывается из его объятий. На ковре черный кот собирается поймать птичку, рядом валяется испачканная перчатка, на стене видна часть картины с названием «Женщина, застигнутая в прелюбодеянии». Оба произведения отличаются ярким праздничным колоритом. Так, на картине «Пробудившийся стыд» все детали, вплоть до пуговицы манжета на рукаве у мужчины или волосков усов кота, выписаны предельно четко. Картина перегружена предметами мебели, помогающими понять общественное положение персонажей и характер их интересов.


На первой из них Иисус Христос изображен с фонарем в руках около простого домика. Художник отошел от канона. Ночное освещение создает особый эффект: свет исходит от лика Христа, фонарь в руке усиливает символический смысл изображаемого. В духе прерафаэлитов художник особое внимание уделяет игре световых пятен, тщательно воссоздает каждый листик вьющегося растения и каждый изгиб его ствола; столь же детально выписана одежда главного героя.
Д. Г. Россетти. Благовещение
В 1854 г. Хант предпринял путешествие по Святой земле, где и позаимствовал сюжет второй картины. В обычае у иудеев было брать в определенный день двух козлов, одного из которых приносили в жертву, а другого прогоняли в пустыню. Именно его и называли «козлом отпущения» - с ним, брошенным погибать на пустынном берегу Мертвого моря, отпускались грехи совершивших это ритуальное действо людей. Поза козла у Ханта, выражение его глаз, которые скорее можно назвать человеческими, валяющиеся скелеты ранее погибших животных, безжизненность воды и гор вокруг создают символический смысл картины, который должен был обращать мысль и чувство зрителя к страданиям Христа за грехи людей, к неблагодарности и жестокости распявших его.
Д.Э. Миллеса прославила «Офелия» (1852), которую он писал с Элизабет Сиддел, заставив девушку лежать в холодной ванне,





чтобы точнее передать все оттенки на лице тонущей Офелии. Верность натуре соблюдалась также в том, как четко были выписаны каждый листок и травинка, как струились одежды Офелии, упавшей в воду, и в том, что художник изобразил малиновку, о которой пела героиня Шекспира. Перегруженность деталями вторых планов, верность природе и единение модели с ней, столь характерные для прерафаэлитов, проявились в этой картине особенно сильно; она стала как бы эталоном этого течения.
Миллее говорил своими картинами о животрепещущих проблемах современников. «Верь мне» - это утверждение права девушки на полное доверие к ее нравственным принципам со стороны ее отца. Картину можно отнести к числу жанровых полотен с особым вниманием к деталям быта и обстановки.
Связь между семью первыми членами братства распалась к 1852 г., каждый из них пошел своей дорогой. В 1857 г. создалась новая группа семерых; в ее состав вошел Уильям Моррис (1834- 1896), знаток культуры и искусства, художник, оформитель книг, покровитель прикладных искусств, проповедник идей социализ-ма. Фигура в своем роде универсальная, он’создал мастерскую, где работали новые члены кружка Эдуард Берн-Джонс (1833 - 1896), Форд Мэдокс Браун (1821 - 1893), а также Д. Г. Россетти, который после критики его первых картин более не выставлялся, но продолжал свою деятельность как художник, хотя все большее значение приобретали его стихи.
Ф. М. Браун, сочувствовавший социалистам, создал картину «Труд» (1852-1865), где нашел место для рабочих разных про-



фессий, философов и даже дамы, раздающей брошюры. Особое место в творчестве Брауна занимает «Прощание с Англией» (1852 - 1855): тема эмиграции обездоленных, потерявших надежду, которые устремляются в колонии, нашла здесь свое трагическое воплощение. Все горе, вся мука этих людей воплощены в позах и выражении глаз двух центральных фиіур - мужчины и женщины. О том, что в дальний и неведомый путь собрались бедняки, свидетельствуют одежда персонажей и их поклажа. Эта тема не раз появится у Диккенса, но предметный мир выписан у Брауна не менее тщательно, чем в романах этого писателя.
Постепенно бунт прерафаэлитов утратил свою остроту, техника их живописи сблизилась с теми требованиями, которых добивались члены Академии - Миллее сам стал одним из них.
Таким образом, английская живопись середины века соприкасается как тематически (современный человек и его заботы), так и эстетически с реалистическим течением этого периода: налицо то же стремление «вписать» человека в окружающий мир, изображенный со всеми присущими ему деталями, что и в литературе (но во втором случае это прежде всего мир города, дома). Способы передачи действительности - аллегоричность и символика, порой назидательность, мир Средневековья и его легенд, привлекавшие прерафаэлитов, - найдут отражение в поэзии постромантиков.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...