Брейгель Питер (Старший): биография и произведения. «Мужицкий» живописец: картины Питера Брейгеля-старшего Страшные события на родине

Ноябрь в России – месяц памятный. В ноябре революция, та самая, Октябрьская, Великая. Долго отмечали. Теперь перестали. Со всем примирились, с чем-то согласились. Но почему, когда думаю о революции, мне так часто вспоминается Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 - 9 сентября 1569) . Он не понаслышке знал, что такое восстание и сумел отразить это в своих полотнах. Но хватит вступлений, приступим к рассказу.

Брейгеля с революцией роднит многое. Он тоже любил простой народ. За что и получил прозвище «Мужицкий». Только вот любил он то, за что не любят обычно. В его картинах почти всегда гротеск. Ему искренне нравились только дети, о взрослых он думал совсем иначе.

Странное дело, своим главным учителем он считал , даже карьеру художника начал с подделки его работ. Но Босха в раннем самостоятельном творчестве мастера было немного – Брейгеля больше интересовал реализм.

Рыночная площадь – особенное место в любом средневековом городе. Центр всей жизни, центр праздника. Для художника карнавал имел особенное значение. Ему нравилось, когда весь окружающий мир как будто вставал с ног на голову. Именно тогда можно было увидеть самую суть вещей.



Перед нами картина «Битва масленицы и поста». Пост проиграл. Это сплошная похвала глупости. Пьяные люди, калеки, нищие… Их мы видим в первую очередь. Только дети играют в игры, не обращая внимания на причуды взрослых. Люди уже выходят из церкви, выходят, чтобы присоединиться к оргии. Прямо по центру на бочке восседает толстяк. На его ногах – котелки, не голове – пирог. Забавный перифраз Иеронима Босха, его демона обжорства из триптиха «Сад земных наслаждений». У Босха демон пугает. У Брейгеля он смешон.

Смех – лучшее лекарство от страха смерти. А она совсем рядом, тоже тут, на площади, прямо в правом углу картины. Труп мужчины, скорее всего, погибшего от чумы. Его живот вздут, над ним кружатся мухи. Люди идут мимо, не замечают его, бросают милостыню в горшок, стоящий рядом с усопшим. Никто даже не понимает, что он уже мертв, что его смерть угрожает всему городу. Перед нами трагедия, но трагедия незаметная. Именно она больше всего интересовала Брейгеля.

Есть в такой трагедии что-то особенное. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. И это безразличие убивает. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Собака, человек, любая другая жизнь – цена всего один патрон. Один патрон – и не важно кто. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Главного героя вы даже не видете.



Перед вами корабль, крестьянин, путник, рыбак, прекрасный пейзаж. А Икар у корабля – вон торчат его ноги. Он захотел взмыть в небо, научить людей летать. Но упал, а в итоге всем пофиг. Никто не пытается его спасти. Идти далеко, а корабль под парусами. Что там, еще один погиб, да какая разница, мало смертей что ли в мире?

Смертей много. Питер Брейгель сам это видел. Видел, с какими зверствами испанцы подавляли мятежи в своей колонии, как ни за что гибли тысячи людей в руках инквизиции. Это может свести с ума. И так родилась «Безумная Грета». Именно эту картину обычно вспоминаю я, когда думаю о любой войне.



Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В её жизни было слишком много горя. Умерли родные, сгорел дом. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Она слышала, что у него лучшие сковородки. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Мы видим Грету, которая, не обращая внимания на все, что творится вокруг, идет к своей цели. Но её фигура комична. В правой руке она сжимает меч, на ней латы и шлем, а левой пытается удержать все добро, оставшееся от прошлой жизни. Не лучшая тактика для нападения. Кроме того, она даже не замечает, что сковородка, из-за которой она потеряла разум и отправилась на войну, все еще находится в её корзине.

А на заднем плане женщины обороняют свой горящий дом от чертей, сражаясь не хуже профессиональных солдат. Грета слепа. Слепа не в прямом, а в переносном смысле. Но таковы почти все люди. Питер Брейгель Старший, видевший слишком хорошо, знал это как никто другой. Не случайно именно слепцов он изобразил незадолго до смерти.

«Слепцы» – прекрасная аллегория. Люди обожают следовать за теми, кто сильнее, но при этом не замечают, куда их ведут. Не знают они и того, что, временами, бывает слеп сам ведущий. Как часто дорога к «Царству небесному» на земле заканчивалась провалом и кровавой резней. Не это ли главный урок истории? На полотне мы видим, что первый уже упал, второй только чувствует, что потерял равновесие, но не может ничего понять. Другие еще ни о чем не подозревают. Они падают в болото. Их тела затянет трясина, и никто даже не вспомнит о них.

Считается, что незадолго до смерти Брейгель создал свое лучшее полотно, которое назвал «Торжество правды». Правда не дожила до наших дней, картина бесследно исчезла в истории. Художник, который так хотел открыть людям глаза, в сознании потомков остался певцом глупцов, слепцов и смерти. И только дети и сама природа на его картинах умели искренне радоваться жизни. Может, в этом и было торжество правды – смотреть на мир глазами ребенка?

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника - . Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».


Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.


Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера - картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.


В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.


Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» - изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.


Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».


Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.


Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй - «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля - Ян и Абрахам - также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.


Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.


В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер , также в фильме снялись Майкл Йорк, Йоанна Литвин.

Произведения

  • 1559 - "Битва Масленицы и Поста"
  • 1559 - "Нидерландские пословицы"
  • 1562 - "Триумф смерти"
  • 1563 - "Вавилонская башня"
  • 1564 - "Самоубийство Саула"
  • 1565 - "Возвращение стада"
  • 1566 - "Перепись в Вифлееме"
  • 1566 - "Избиение младенцев"
  • 1567 - "Страна лентяев"
  • 1568 - "Крестьянская свадьба"
  • 1568 - "Притча о слепых"

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин , которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника .

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.


В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название - «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».


ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.

«Времена года»

Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.

Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.

Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, - это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.

Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.

Настроение радости несет произведение «Сенокос».

Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.

«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.

Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.

Страшные события на родине

Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.

«Триумф смерти» (около 1562)

На дальнем плане - выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы - все равны перед смертью.

Путешествие в Италию

В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения. Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес. Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.

Вавилонский зиккурат

Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й - год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба. Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.

Поздние работы

Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» - немеркнущий шедевр Брейгеля.

Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший

Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.

На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах - беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.

Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...