Коррекционное занятие на повышение самооценки. Упражнение «Зубы и мясо». Как полюбить себя и что будет, если этого не сделать

Беседа на тему: «Личностный рост и саморазвитие»

Упражнения для повышения самооценки

Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух«нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми?

Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Возьмите листок бумаги и напишите на нем:

1.Два качества вашей внешности, которые вы цените в себе.

2.Две наиболее замечательные черты вашего характера.

3. Одну выдающуюся способность или какое-либо ценное умение.

Легко ли вы справились с этим заданием? Если оно вызвало у вас затруднения (а такое случается довольно часто), обратитесь к человеку, мнению которого вы доверяете, и попросите его выполнить это упражнение за вас (вы же, в свою очередь, можете сделать то же самое для него); затем обменяйтесь своими результатами. Это отличное упражнение для повышения самооценки .

Сохраните этот листок бумаги и держите его при себе, чтобы он напоминал вам о ваших сильных сторонах - в особенности когда вы чем-то подавлены или удручены.

Если вы будете постоянно концентрироваться на отрицательных сторонах, негативный настрой будет окрашивать ваши мысли и язык тела. В результате вы не только сами увязнете в своих проблемах, но и другие люди станут относиться к вам отрицательно или враждебно, а то и вовсе игнорировать вас и ваше мнение. Вам следует постоянно напоминать себе о своих достоинствах и преимуществах. Изберите для себя положительный настрой и откажитесь от мыслей о плохом. Благодаря этому ваш язык тела изменится, и вы будете выглядеть успешным человеком, а не неудачником. Научившись хорошо относиться к себе, вы начнете хорошо относиться и к окружающим вас людям. Иногда мы бываем так поглощены собой, что не считаемся ни с кем вокруг и ведем себя слишком эгоистично, руководствуясь только своими интересами. Нам кажется, что страдаем только мы, что только наши интересы должны учитываться, что проблемы могут быть только у нас одних. Мы становимся помешанными на своем «я». Некоторые из таких людей, привлекая к себе всеобщее внимание, лишь тешат свое тщеславие и в результате делаются еще более эгоцентричными. Умение положительно воспринимать себя и других - первый шаг к внутренней уверенности. Помогая другим, можно получить немалое удовлетворение и обрести новые силы. Определите главные приоритеты в жизни и не отвлекайтесь на все остальное: ведь нельзя же объять необъятное. Задумайтесь, какую память о себе вы хотели бы оставить в этом мире. Так ли вы живете? Если нет, то почему? Что вы можете сделать, чтобы это изменить? В вашей власти ставить себе большие цели и лучше помогать людям. Взаимодействуя с внешним миром, вы сможете избавиться от эгоцентризма, обрести большую уверенность в себе и так повысить свою самооценку.

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для девушек.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая девушка хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения девушки начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На девушку начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Тренировка уверенности в себе: как постоять за свои права

Приходилось ли вам когда-нибудь:

Сомневаться, стоит ли указывать официанту на ошибку в поданном счете, не желая «устраивать скандал»?

Отступать в разговоре о повышении заработной платы или изменении условий работы?

Говорить «да», когда вам хочется сказать «нет»?

Бояться вступить в спор по поводу оценки, кото­рая кажется вам несправедливой?

Если подобные трудности, связанные с отстаива­нием своих прав, вам знакомы, то Джозеф Волн может предложить вам хорошее решение: технику под названием тренировка уверен­ности в себе . Тренировка уверенности в себе - это очень явная и незамаскированная процедура. Используя упражнения в группе, видеозаписи, упражнения пе­ред зеркалом и инсценированные конфликтные ситу­ации, инструктор обучает людей вести себя уверенно и с достоинством. Люди учатся быть честными, не соглашаться, спорить с властями, практикуются в позах и жестах, ассоциирующихся с уверенностью в себе. Когда пугливые клиенты становятся немного более уверенными, их вывозят на «полевые трениров­ки» в магазины и рестораны, где они могут на прак­тике применить то, чему научились.

Первый шаг при тренировке уверенности в себе - это убедить себя в том, что вы обладаете тремя основ­ными правами: вы имеете право отказаться, попро­сить и поправить неправого. Отстаивание своих прав включает и утверждение этих трех основных прав, когда вы громко выражаете свое собственное мнение. Отстаивать свои права - значит делать все так, как хочется?

Не совсем. Между отстаиванием своих прав и аг­рессивным поведением существует одно основополага­ющее различие. Отстаивание своих прав - это пря­мое и честное выражение своих чувств и желаний. Оно служит не только исключительно собственным интересам. Люди, не умеющие отстаивать свои пра­ва, обычно страдают от чужих ошибок. Иногда их подавленный гнев выплескивается в неожиданных вспышках бешенства, которые могут оказывать очень деструктивное воздействие на их отношения с други­ми людьми. В отличие от уверенности в себе , агрес­сия подразумевает нанесение вреда другому человеку или достижение своих целей за счет других. Агрес­сия не считается с чувствами или правами остальных. Это попытка делать по-своему, несмотря ни на что. Техники воспитания уверенности в себе подчеркива­ют твердость, но не нападение.

Основная идея таких тренировок состоит в том, что каждое действие повторяется до тех пор, пока человек не будет способен делать то же самое даже в условиях стресса. Пусть, например, вам очень не нравится, когда продавец в магазине обслуживает подряд нескольких человек, которые подошли поз­же вас. Чтобы приобрести большую уверенность в себе в таких ситуациях, для начала вам следует про­репетировать реплики, позы и жесты, которыми вы можете воспользоваться в споре с продавцом и дру­гими покупателями. Полезно бывает потренировать­ся перед зеркалом. Если это возможно, порепитируйте сцену с кем-нибудь из друзей. Объясните другу, что он должен как можно более правдоподобно сыграть роль агрессивного или безответственного продавца, так же как и продавца, готового к сотрудничеству. Репетиции и ролевое проигрывание также могут по­мочь вам в ситуациях, когда вам предстоит конфрон­тация с кем-либо, - например, если вы собираетесь просить о повышении зарплаты, поспорить с препо­давателем об оценке или вести неприятный разговор с хозяином, у которого вы снимаете квартиру

Другой важный принцип - это избы­точное обучение (продолжение упражнений после того, как начальные навыки уже приобретены). Когда вы несколько раз прорепетируете или проиграете уве­ренное повеление, вам нужно продолжать упражнять­ся до тех нор, пока такая ваша реакция не станет по­чти автоматической. Это поможет вам не растеряться я не отступить в реальной жизненной ситуации.

Еще одна техника, которая может оказаться вам полезной, - это техника разорванной записи . Этот метод отстаивания своих прав заключается в том, что просьба повторяется до тех пор, пока не будет удов­летворена. Хороший способ предотвратить вырожде­ние отстаивания своих прав в агрессию - это просто повторять свою просьбу столько раз и столькими спо­собами, чтобы вас наконец услышали. В качестве ил­люстрации представим, что вы хотите вернуть в ма­газин пару туфель. Вы надели туфли всего два раза, и они развалились, но вы купили их два месяца назад и сейчас у вас уже нет чека. Разорванная запись в этом случае может выглядеть следующим образом.

Покупатель. Я хочу обменять эти туфли на другие.

Продавец. У вас есть чек?

Покупатель. Нет, ни эти туфли были куплены здесь.и поскольку они окаэатнсь бракованными, я хочу, чтобы вы их заменили.

Продавец. Я не могу этого сделать, если у вас нет чека. Покупатель. Я понимаю, но мне бы хотелось, чтобы вы их заменили.

Продавец. Хорошо, не могли бы вы прийти после обеда и поговорить с менеджером?

Покупатель. Я принес (принесла) эти туфли сюда, по­тому что они бракованные.

Продавец. Хорошо, но я не уполномочен заменить их. Покупатель. Да, конечно, но если вы их замените, я уйду.

Заметьте, что покупатель не набрасывался на про­давца с ругательствами и не стремился вступить с ним в конфликт. Простое повторение, с достаточной настойчивостью, своих требований - это часто все, что нужно для успешного отстаивания своих прав.

Отстаивание своих прав не обеспечивает немедлен­ное установление душевного равновесия, рост само­уважения и уверенности в себе.

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для женщин.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая женщина хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Красивые женщины»

Вызывается участник. Ведущий: Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них... Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: «Вы знали, что вы красивые?» – «Нет» – «Так знайте это!» Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места.

Анализ: «Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым».

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.

Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Самооценка ребёнка складывается, в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых.

Эти суждения могут быть как позитивные: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативные: "Неряха", «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рёва…»

Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Итак, перейдём к сути упражнения.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое,красное,доброе,тёплое,радостное…

А теперь представь, что солнышко - это ты. У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача:постараться, чтобы каждый лучик был назван.

И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…»

Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик:

«Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п..

В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребёнка (и это подтверждает компьютерная диагностика), меняясь от мрачно-чёрного до солнечно-жёлтого.

На одном из последних занятий мама 5-летнего Андрюши спросила, можно ли дома нарисовать это солнышко на большом листе и прикрепить на стену.

Можно, конечно, можно!

А ещё можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что - то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребёнок.

Одно очень важное условие. Как бы вы не сердились на сына или дочку, в чём бы они не провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечёркивания того, что ваш ребёнок - ваше солнышко.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

(Картофельникова Н.Е, Молочкова А.Н., Пояркова М.С., Талмач М.С., Цеховская С.А., Шараева В.В., Шарина К.В., Шутанов Е.Р.,

СПДО ФКУ ЦЭПП МЧС России)

Цель : сформировать у детей доверие к окружающим, повысить самооценку.

Задачи :

Создание положительного эмоционального фона в группе;

Снятие эмоционального и физического напряжения;

Развитие навыков невербальной коммуникации;

Формирование навыков определения собственного эмоционального состояния,

Развитие ассоциативного мышления;

Сплочение группы;

Способствование повышению самооценки;

Формирование навыков рефлексии;

Развитие творческих способностей.

Время проведения : 90 минут

Необходимый материал : бумага белая A4, цветные карандаши, мячик (или воздушный шар), канат, клубок шерстяных ниток, пакет.

Введение

Доброволец: Здравствуйте, ребята! Наверно, для вас немного неожиданно, что мы пришли к вам в гости и наверняка вы хотите узнать, кто же мы такие! Так вот, мы студенты – добровольцы из психологического отряда МЧС! Давайте подумаем, чем именно занимается МЧС, что вы раньше об этом слышали? (Выслушать ответы детей). Теперь давайте я коротко обобщу: МЧС (министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий после них) обеспечивает безопасность населения и оказывает помощь, в случае если произошла какая-то экстремальная ситуация. Но мы пришли к вам по другому поводу.

Доброволец (следующий): Мы пришли для того чтобы разнообразить ваше пребывание тут, чтобы поддержать вас во время лечения, для того чтобы совместно с вами заняться различными интересными вещами, узнать что-нибудь новое, поиграть и посмеяться, в общем, главная наша задача с вами – получить много приятных эмоций. Ну и для начала нам всем надо познакомиться! Давайте сядем так, чтобы в нашем кругу все могли видеть друг друга. ­­­­

Упражнение «Имя + прилагательное»

Цель: знакомство участников друг с другом и с ведущими.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция :познакомимся мы немного необычно. Вы называете свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое бы вас описывало. Так что попробуйте описать себя одним словом! Например, Наташа – неугомонная. Я начну.

Ознакомление участников с правилами групповой работы

Продолжительность : 5 минут

Инструкция :Вот мы и познакомились, давайте не будем терять эту важную информацию, теперь будем называть друг друга только по имени. А сейчас мы с вами обсудим еще несколько серьезных моментов, о которых нам всем нужно помнить на протяжении всей нашей встречи, для того чтобы наше время проходило с пользой и в дружеской атмосфере :

1. Постараемся быть активными и участвовать во всех упражнениях.

2. Будем уважать друг друга, поэтому если кто-то будет говорить, то остальные его не перебивают.

3. Давайте будем вежливыми и для порядка будем поднимать руку перед тем как что-то сказать.

4. Как вы видите, мы все отличаемся друг от друга по возрасту, поэтому не будем забывать о взаимопомощи: старшие ребята, постарайтесь, пожалуйста, по возможности помогать младшим, так мы научимся заботе друг о друге.

Вопросы для обсуждения:

· Все ли из вас согласны с этими моментами?

· Может быть, вам есть, что добавить к этим правилам?

Доброволец: Вы знаете, что такое ассоциация? (ответы детей). Это когда в нашей памяти возникает какой-то образ, который напоминает нам о каком-либо другом предмете или явлении. Например, круглый золотистый блинчик может ассоциироваться у нас с солнышком, так как блинчик похож на солнышко, или с утром, так как блинчики часто едят по утрам на завтрак. С чем еще у вас ассоциируется блинчик? (ответы детей). Здорово! Какие у вас яркие ассоциации! Таким образом, все предметы и явления могут вызывать у нас различные ассоциации. И сейчас мы с вами будем называть ассоциации, которые возникают, когда мы думаем о чем-то или смотрим на что-то.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Цель : формирование навыков определения собственного эмоционального состояния, развитие ассоциативного мышления.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Итак, расскажите, какое у вас настроение сегодня! Прислушайтесь к себе. На что оно похоже? С каким цветом оно ассоциируется? Сейчас мы будем перекидывать мячик друг другу, и тот, у кого в руках окажется мячик, называет цвет своего настроения!

(Дети перекидывают мяч, называют цвета).

Вопросы для обсуждения:

· Как вам показалось, какое настроение у большинства из нас?

· С каким цветом у нас ассоциируется то или иное настроение?

Упражнение «Ассоциации»

Цель : создание положительного эмоционального фона в группе, развитие ассоциативного мышления, сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция : У вас отлично получается придумывать ассоциации. И сейчас каждый по кругу будет называть приятную ассоциацию , которая возникает у него при виде своего соседа справа. И так далее по кругу. Главное условие – ассоциация должна быть приятной для человека.

Вопросы для обсуждения:

· Легко ли было придумать ассоциацию?

· Откуда она у вас возникала? Почему именно такая ассоциация?

· Понравилась ли ваша ассоциация тому человеку, которому вы ее говорили?

· А приятно ли вам делать кому-то приятно?

Беседа на тему «Секрет подвигов»

Цель : формирование активной личностной позиции, способствование повышению самооценки, формирование навыков рефлексии.

Продолжительность : 10 минут

Доброволец: Скажите, а вы когда-нибудь задумывались о том, что мы каждый день делаем какие-то маленькие подвиги. Например, говорим кому-то приятное слово, улыбаемся друг другу, помогаем другому.

Вопросы для обсуждения:

· Вот скажите, а вот здесь в больнице, какие маленькие подвиги вы можете сделать?

· А какие подвиги вы бы хотели сделать? Или может быть, уже сделали? Расскажите.

· И как вы думаете, в чем секрет каждого подвига?

· Что движет человеком, когда он совершает какие-то важные поступки? (например, доброта, благородство, честность, справедливость, мужество).

· Как вы считаете, что чувствует человек, когда он совершает какое-нибудь доброе дело для другого человека, получает ли он какую-то пользу от этого, меняется ли он?

Упражнение «Рисунок моих подвигов»

Цель : способствование повышению самооценки, развитие творческих способностей.

Продолжительность : 20 минут

Инструкция : Вот мы рассказали друг другу столько интересного. А давайте сейчас немного порисуем. Каждый из вас придумает какой-нибудь маленький подвиг, который бы он хотел совершить и нарисует его. А потом мы покажем друг другу свои рисунки и расскажем о своих невероятных подвигах и приключениях!

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам говорить о своих подвигах?

· Интересно ли было узнать о подвигах другого?

Доброволец: Вот какие вы все молодцы здесь собрались! Настоящие герои, совершающие подвиги! И герои заслуживают почестей, комплиментов и аплодисментов!

Упражнение «Браво»

Цель : способствование повышению самооценки участников.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Ведущий предлагает всем участникам по очереди вставать со своих стульев, а группе громко им аплодировать).

Доброволец: Кто из вас хочет первым насладиться громом наших аплодисментов?

(В первый раз следует стимулировать детей хлопать изо всех сил. В случае если кто-то из участников отказывается вставать, то не стоит его заставлять. Когда все участники заняли свои места в круге, то необходимо предложить детям похлопать еще раз друг другу и сделать акцент, что особенно хлопаем тем, кто не вставал).

Вопросы для обсуждения:

· Ну как, устали ваши ладошки?

· Почувствовали себя настоящими артистами?

· Приятно вам было получать аплодисменты? А дарить?

Доброволец: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю сыграть в еще одну игру, немного подвигаться и попробовать себя в роли зеркала. Вы ведь знаете, что зеркало отражает все наши движения? А сами вы сможете стать зеркалом?

Упражнение « Зеркало»

Цель : развитие навыков невербальной коммуникации.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция : Ну что, вы заинтригованы? Сейчас каждый из нас побудет в роли зеркала. Итак, нам необходимо разделиться на пары. Один участник пары – «ведущий» - придумывает различные несложные движения: например, двигает руками в разные стороны, поворачивается, перемещает ногу (доброволец показывает пример движений), а второй участник – «зеркало» повторяет все движения первого участника. (Два добровольца демонстрируют действия «ведущего» и «зеркала»).

Затем участники в паре меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

· Устали ли вы?

· Понравилось быть больше отражением, или ведущим?

· Сложно ли быть отражением?

· Всегда ли у вас получалось изобразить движения ведущего?

Доброволец: Каждого из нас можно изобразить по-разному. Ведь можно еще и нарисовать! Предлагаю сыграть в следующую игру.

Упражнение «Дружеский шарж»

Цель : создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы, развитие творческих способностей.

Продолжительность : 15 минут

Инструкция : На этих карточках каждый участник напишет свое имя, после чего все карточки мы сложим пополам и опустим в пакет, где их перемешаем. Далее каждый из вас вытягивает по одной карточке, а затем пробует нарисовать этого человека каким-нибудь забавным способом. Важно, чтобы рисунок оказался приятным для того, кого рисуют. Видели, как художники на улице иногда делают очень веселые рисунки человека? Вот мы тоже попробуем так сделать. Но при этом, нам нужно будет потом отгадать, кого это мы нарисовали. Так что, как только каждый нарисует, мы все дружно пробуем определить, кто же был изображен на картинке. Потом вы можете подарить свои рисунки товарищу, которого рисовали. На обратной стороне своего рисунка напишите какие-то пожелания друг другу или просто добрые слова, ведь всем нам приятно слышать их и дарить другим.

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли вам было рисовать другого человека на бумаге?

· Как вы угадывали, кто же нарисован на картинке? По каким признакам?

Доброволец: А теперь мы можем немного отдохнуть. Давайте представим, что зима совсем недавно ушла, и на дворе наступила весна. Но все равно на улице кое-где встречаются маленькие бугорки снега. Давайте вообразим, что мы превратились в маленьких, веселых снеговичков?

Упражнение «Снеговик»

Цель: снятие физического напряжения.

Продолжительность: 5 минут

Инструкция: Встаньте ровно и разведите напряженные ручки в стороны, надуйте свои щеки, и сделайте грустное лицо - вам грустно, что зима прошла! И неподвижно стойте на месте.

Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. И теперь мы с вами тоже растаем! Мы расслабляемся, опускаем ручки и подставим лицо солнышку, даже присядем на корточки. Почувствуйте тепло от лучиков, от которого начинает таять все напряжение. Становится легко и приятно.

Упражнение повторяется 3 раза.

Вопросы для обсуждения:

· Какие у вас возникали ощущения?

· Понравились ли они вам?

Упражнение «Связующая нить»

Цель : создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Ход упражнения: Доброволец, удерживая конец нити, высказывает пожелания ребенку, сидящему слева от него, и передает ему клубок.

Инструкция: Сейчас мы будем, передавая по кругу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы хотим пожелать друг другу.

(Когда все участники выскажутся, и клубок вернется к добровольцу, участники натягивают нить и закрывают глаза).

Натяните ниточку и закройте глаза. Представьте, что мы все - единое целое, связанные одной ниточкой. Представьте, как по этой ниточке передаются друг к другу наши приятные мысли, чувства. Передаем! Молодцы! Еще раз! И еще! Молодцы!

Вопросы для обсуждения:

· Что вы чувствовали?

· Было ли это приятно?

Доброволец: Спасибо вам большое за интересные рассказы, добрые мысли и пожелания. На этом мы закончим. Нам с вами было очень интересно. Спасибо, ребята! Храните свои рисунки. Удачи вам, радости и хорошего настроения!

Маша Ковальчук

00:00 4.11.2015

Неуверенность в себе, гнетущее чувство вины и самоедство подчас становятся слишком тяжелым грузом… Как освободиться от этого ноши и поверить в свою уникальность?

Проанализируй свой опыт, прости себя за несовершенство, усмири внутреннего «полицейского» - и найди в себе минимум пять талантов!

Ты толстая. Неуклюжая. Глупая. Нерасторопная. Ты ничего не знаешь и не умеешь. Вообще ты неудачница… Этот список обвинений - лишь малая толика того, что мы регулярно говорим сами себе.

Мало того, обвиняя себя во всех грехах, мы создаем негативную программу на будущее… Спроси себя, когда в последний раз ты вспоминала о своих хороших сторонах и достоинствах?

И если окажется, что это было в прошлый день рождения - после поздравительных речей близких и друзей, эта статья как раз для тебя. Пришло время признать свои достоинства и попробовать ежедневно использовать сильные стороны своей натуры. Хотя бы потому, что это помогает жить!

Велено наказать

На одном из женских сайтов мне на глаза попалась довольно типичная история… самобичевания. Женщина рассказывала, что с ранней юности очень страдала из-за того, что была менее стройной, чем ее подруги. Чтобы заставить себя заниматься физкультурой и соблюдать диету, она придумала своеобразный аутотренинг. Вечером, засыпая, девушка внушала себе: "Я толстая, я очень толстая, мне срочно надо похудеть!" И что же? Результат был прямо противоположным тому, на который она рассчитывала. Зарядка (два взмаха руками и ногами) плавно перетекала в завтрак (три булочки с шоколадным маслом) - талия росла вширь, а настроение ухудшалось с каждым съеденным пирожным. Почему?

Негативно оценивая себя, она приводила в действие цепочку мыслей: "Раз я такая толстая, то уже ничем не поможешь - буду есть и страдать", тем самым отрезая себе путь и к похудению, и к принятию себя.

Дополнительной порцией сладкого она наказывала свое тело за то, что оно не худеет. И поправлялась еще больше. Такой вот замкнутый круг. В качестве наказания может быть использовано что угодно: обвинительные речи в свой адрес ("Ты ни на что не способна!", "Так тебе и надо, тупица!", "А что ты хотела, уродина?"), жестокость по отношению к себе (это часто проявляется у подростков, которые могут начать резать себе руки лезвием, прокалывать по несколько дырок в ушах), создание необоснованных запретов, причинение душевной боли. И если ты тоже грешишь самоедством, если такие мысли тебе не чужды, знай: корень большинства проблем - в детстве. Отправимся на поиски?

Родом из детства

С малых лет мы ориентируемся на одобрение друзей и взрослых (родителей, учителей). Далеко не всегда они могут разглядеть скрытые в нас таланты. Отец актера Робина Уильямса ("Миссис Даутфайер", "Джуманджи"), например, сначала пристроил сына изучать политологию, а когда тот с треском вылетел из колледжа, посоветовал выучиться на сварщика: он искренне считал, что дитятко ни на что больше не способно. А некрасивую девчушку по имени Барбара Стрейзанд все отговаривали от стремления стать актрисой - в этой нескладной дурнушке просто невозможно было разглядеть будущую звезду кино и эстрады.

Зависимость от оценки значимых для нас людей часто играет с нами злую шутку. Колкая фраза, замечание, брошенное невпопад, некорректная оценка или случайный казус намертво оседают в нашей памяти и со временем превращаются в стержень, на который мы наматываем свои комплексы.

"Мне 34 года, но я до сих пор улыбаюсь, плотно сжав губы. А все потому, что в детстве один зуб у меня рос немного криво, и мама не стеснялась рассказывать об этой проблеме окружающим, приговаривая: "Доця, покажи!" - вспоминает Наталья, врач. - Я давно сделала себе ровные зубы, а улыбаться широко не выходит".

"Не могу выступать перед большой аудиторией: теряюсь, забываю слова. Хотя в школьные годы я часто вел КВНы, играл на сцене, - рассказывает 40-летний Виталий, менеджер. - Причиной тому - один случай, произошедший со мной в 8-м классе. Вместе с одноклассницей мы вели какое-то школьное мероприятие, а потом я случайно услышал беседу учителей: "Зачем Виталика выпускают на сцену, он же картавит!" С тех пор не могу себя перебороть".

Увы, не всегда причины наших комплексов "плавают" на поверхности сознания. Адепты психоанализа уверяют, что справиться с негативной самооценкой и бессознательным чувством вины можно, лишь хорошо покопавшись в своем прошлом. И если человеку удастся найти событие, вызвавшее мучительные переживания, он сможет, прокрутив его опять и по-новому осмыслив, простить себя, перестать наказывать, избавившись таким образом от негативных чувств по отношению к себе.

Понятно, что никто не побежит сразу в кресло психоаналитика (разве что самоедство мешает жить и приводит к постоянным неудачам). Можно помочь себе самому, используя метод свободных ассоциаций. Нужно проговаривать вслух все воспоминания и мысли, которые в данный момент приходят в голову - без ограничений. В памяти начнут воскресать события, которые давно забыты, ты вдруг сможешь выразить чувства, которые копила в себе (давние обиды, скрытые желания) - и что-то обязательно прольет свет на сегодняшнюю самооценку. То, что в детстве казалось катастрофой, ты переоценишь с высоты своего жизненного опыта и увидишь, какая это на самом деле мелочь! А почувствовав себя свободной, сможешь наконец сконцентрироваться на позитиве.

Избавиться от тягостных мыслей о своем несовершенстве можно и с помощью такого несложного упражнения. Например, если думаешь, что ты глупая, задай себе четыре простых вопроса:

  1. Правда ли это?
  2. Знаешь ли ты это наверняка? (Если ты глупа, то, наверное, в школе у тебя было много "неудов", ты неграмотно пишешь, не можешь ничего толком сделать. Или все же что-то тебе удается?)
  3. Как ты реагируешь, когда веришь в эту мысль? (Вспомни, как ты себя ведешь, когда считаешь себя глупой - например, стесняешься высказывать свои мысли вслух.)
  4. Какой бы ты была, если бы знала, что это неправда? (Наверняка ты не боялась бы отстаивать свою позицию в споре, была более уверенной в себе, начала бы осознанно строить свою карьеру или поступила в институт.)

Затем сформулируй утверждение, противоположное по смыслу: «Я умная!» Найди три примера из своей жизни, которые подтверждают эту мысль. Например, ты великолепно писала сочинения в школе, прочла умную книжку и поняла ее или ты знаешь наизусть названия всех столиц мира… В конце этого упражнения ты заметишь поразительную вещь: тяготившая тебя мысль просто… исчезла!

Признай свою уникальность

Моя подруга купила себе сногсшибательную шубу. Долго доказывала мужу, что нужна именно такая, спорила и даже всплакнула, добиваясь сочувствия. Ей казалось, что, надев сие меховое великолепие, она сразу станет солидной и уверенной в себе дамой. На работе ее начнут уважать, дети - слушаться, муж - больше ценить… Но этого не произошло - наоборот, в тяжелом меховом пальто до пят она казалась себе неповоротливой и неуклюжей.

Коллеги тихонько посмеивались за спиной, а сын сказал с присущей тинейджерам откровенностью: "Мам, ты в ней, как корова на льду!" Так часто бывает: вместо того, чтобы "лечить" внутренние комплексы, мы стараемся замаскировать их. Столько времени, сил и денег тратим на улучшение внешности, в то время как внутренняя перестройка наверняка принесла бы куда больше пользы! Я спросила у подруги: "Интересно, что бы поменялось в твоей жизни, если бы ты действительно полюбила себя?" Она задумалась, а потом неуверенно произнесла: "Ну, наверное, у меня бы всегда было хорошее настроение…"

А это уже немало! Позитивно настроенный человек проживает жизнь с удовольствием, его общество всегда приятно окружающим. Но кроме этого он как бы притягивает к себе удачу, ведь эта своенравная барышня предпочитает оптимистов! Полюбить себя очень просто: надо оценить свои достоинства и признать собственную уникальность и неповторимость. Те, кто знает свои лучшие качества, добиваются многого! Межкультурные исследования, проведенные Дональдом Клифтоном и Эдвардом Андерсоном, показали, что знание своих достоинств и умение их применять приносят солидные личностные дивиденды. Например, это помогает лучше видеть перспективы, развивает оптимизм и уверенность в себе.

Что, в свою очередь, пробуждает энергию и увеличивает жизненные силы, помогая достичь посталенных целей. Признавая собственную ценность, ты чувствуешь удовлетворение от своих внешности и поступков. Ученые доказали, что человек, позитивно настроенный по отношению к самому себе, реже болеет: у него усиливается сопротивляемость организма, не бывает хворей, спровоцированных депрессией (гастрит, язва желудка, головные и сердечные боли).

Умей себя прощать

У Чехова есть замечательный рассказ - "Смерть чиновника". Его герой, мелкий служащий Червяков, находясь в театре, случайно чихнул на лысину сидящего впереди зрителя. Бедолага так распереживался из-за совершенной оплошности, что, вернувшись домой, "лег на диван и… помер". Кстати, тот самый впереди сидевший зритель совершенно не придал значения этому злополучному чиху! Порой окружающие не замечают совершенной тобой промашки, даже не представляя, что вина за допущенное недоразумение преследует тебя и грызет изнутри.

Такое нередко бывает: случайно опрокинутая чашка с чаем в гостях у подруги ("боже, какая я неуклюжая!") или сказанная невпопад фраза ("я самая настоящая дурочка!") в нашем воображении вырастает в гигантскую проблему и провоцирует возникновение комплексов.

Умей прощать себе мелкие огрехи, ведь идеальных людей не бывает!

Если же воспоминание о собственной неловкости не дает тебе покоя, найди несколько минут для того, чтобы выполнить такое упражнение:

  1. Встань прямо, успокойся и расслабься.
  2. Прими "позицию фигуриста": левая нога в глубоком выпаде вперед полусогнута, правая поднята на 45 и вытянута вперед. Левая рука вытянута назад и поднята на 450, правая вытянута вперед. Обрати внимание на то, что обе стопы должны «смотреть» вперед.
  3. Поверни голову к вытянутой правой руке, посмотри вверх, закрой глаза и хорошенько потянись.
  4. Стоя в этой позиции,подумай о чем-нибудь, о чем ты сожалеешь, чего стыдишься или от чего испытываешь вину. Глубоко вдохни и сосредоточься на ощущении прощения себя.Задержи дыхание и постой так от 5 до 10 секунд.
  5. Повтори то же самое, поменяв положение ног и рук. Выполни это упражнение 2-3 раза.

А что делать, если речь идет не о минутном эпизоде, а о событии, за которое тебе до сих пор стыдно, за которое ты и спустя время себя винишь?

Попробуй преобразовать угрызения совести в спокойные размышления на тему: "Могу ли я что-то изменить? Есть ли шанс исправить ошибку и как это сделать?"

Иногда даже банальное "извини" тому, кого ты невольно обидела, облегчит твою душу. А если сделать уже ничего нельзя, прими произошедшее как опыт: зато теперь ты знаешь, чего можно избежать в следующий раз в подобной ситуации. Отпусти вину - и прости себя!

Полюби себя такой, какая ты есть!

Шаг 1. Перестань мерить свои способности чужими стандартами. Скажи себе: я - такая, какая есть, между мной и другими людьми не может быть полного совпадения, ведь я - уникальна!

Шаг 2. Создай свою галерею успеха. Заведи парадный альбомчик для лучших фотографий, фиксируй собственные достижения, хорошие стороны и удачи: при одном взгляде на эту коллекцию все твое унылое настроение исчезнет, а самооценка поднимется!

Шаг 3. Напиши перечень того, что дает тебе повод гордиться собой. Например, ты усидчива, внимательна к мелочам, отзывчива, хорошо ладишь с людьми, имеешь авторитет на службе, умеешь лепить фигурки из пластилина и т. д. Теперь проанализируй, как эти достоинства помогают тебе в жизни. Если окажется, что какой-то из талантов ты пока не задействуешь, подумай, чем он может тебе помочь. Обрати внимание: если лепка из пластилина (глины) всего лишь поднимает настроение и приносит положительные эмоции - это уже здорово и очень полезно для тебя! Приучи себя дополнять этот список каждый вечер, ведь ежедневно ты достигаешь все новых и новых вершин. Их нужно обязательно вносить в список.

Шаг 4. Хвали себя за достижения. У тебя сегодня получилось приготовить вкусный завтрак или свести квартальный отчет с первого раза? Обязательно похвали себя за каждый успех, пусть даже он кажется крошечным. И, кстати, отметь про себя, какое именно личностное качество тебе помогло его достичь!

Шаг 5. Будь сама себе лучшей подругой! Посмотри на себя в зеркало. Кого ты там видишь? Друга или врага? Думай о себе так, как бы ты хотела, чтобы о тебе думали другие и оценивай себя так, как бы ты хотела, чтобы тебя оценивали окружающие.

Шаг 6. Настройся на позитив от общения с людьми. Доверяй окружающим, не воспринимай человека неприязненно, если тебе о нем ничего не известно. Постарайся увидеть в незнакомце прежде всего хорошие качества.

Извлекай уроки из своих ошибок

От неудач не застрахован никто - и ты не исключение! Вместо того чтобы мучительно переживать свое поражение, попробуй извлечь из него пользу - ведь в любой ситуации можно найти не только минусы, но и плюсы. Тебя не приняли на работу, о которой ты мечтала? Кто знает, может, скоро у тебя появится другой, еще лучший шанс! Ты рассталась с мужчиной? Строя новые отношения, ты будешь мудрее и опытней.

Позитивное мышление не просто программирует твое внутреннее «Я» на успехи в будущем - оно способно переструктурировать пространство вокруг, привлекая к тебе удачу и успех.

Но для этого необходимо проделать "работу над ошибками":

  1. Удобно сядь, закрой глаза и сделай несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. Вспомни ситуацию, которая заставила тебя почувствовать обиду или вину. Представь себе человека или людей, с которыми ты тогда общалась, обстановку и все, что было сказано или сделано.
  3. Попробуй вглядеться в нее со стороны, как будто ты смотришь фильм на большом экране.
  4. Постарайся увидеть своим внутренним зрением те знаки, которые сигнализировали о наличии проблемы - те, которым не придавала значения. Это могут быть сказанные вскользь тобой или собеседником слова, жесты, интонации и даже мимика.
  5. Разберись: какой урок ты вынесла из этой ситуации? Может, в следующий раз ты будешь более сдержанной, постараешься внимательнее слушать собеседника или в нужный момент переведешь тему разговора в нейтральное русло?
  6. Спроси себя: если это случилось для достижения какой-то высшей цели, что это за цель? В чем ты видишь подарок судьбы? Обязательно сформулируй его позитивно, например, ты стала лучше понимать конкретного человека или пришла к выводу, что надо больше узнать о чем-то, развить свои способности или профессиональные навыки.
  7. Опиши самый важный поступок, который ты можешь совершить, получив этот по дарок судьбы. Поблагодари судьбу за то, что она преподнесла тебе этот бесценный урок, что ты стала немного мудрее. После выполнения упражнения неудача уже не будет тебе казаться непоправимой!

Фото в тексте: Shutterstock.com

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...