Пластилиновая живопись для детей. Пластилиновая живопись. Идеи для творчества Приемы работы в живописи пластилином

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.

  • развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание у детей художественного вкуса;
  • разработка моторики пальцев рук детей.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин;
  • матовый и глянцевый цветной картон,
  • набор стеков, зубочистки;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для рабочего стола.

Зрительный ряд: образцы работ учителя и учащихся в технике пластилиновой живописи.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

Факторы для развития художника - это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ

.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5

способ .

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.

Елена Фомина
Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района “Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный”

Фомина Елена Зеноновна,

Заместитель директора по дошкольному образованию

Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников , способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастером, но и пластилином .

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись . В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски» , как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка . Это один из самых молодых видов живописи , который стали использовать художники совсем недавно.

Пластилиновая живопись – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении . А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста .

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т. С. Комарова, Б. Б. Косминская, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.) .

Пластилину , как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.

Сделан он был из солей извести, алифатических кислот и нефтяного желе, смешанного с мелом. Состав менялся, но до сих пор это изобретение популярно. Сейчас пластилин делают из глины , воска, животного сала , озокерита - минерала, похожего на пчелиный воск, церезина, вазелина, т. е. веществ, которые не дают глине высыхать. Обязательный компонент – цветной пигмент, что делает возможным использовать его в новом качестве.

Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Для создания пластилиновой картины необходимо : набор пластилина , картон с контурным рисунком, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материал.

Выпускаются следующие виды пластилина ; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства : мягкость, пластичность , клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Пластилин – материал для лепки, последнее время его используют в рисовании. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, необходимых моделей, произведений малых форм, живописных работ .

Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание , возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация , которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина . Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев , развивается его мелкая моторика , совершенствуются его мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи , мышления и подготовку руки к письму. К тому же работа с пластилином влияет на нервную систему в целом. Пластилин – замечательный материал для лепки и для рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста .

Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт : это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука - мозг» .

Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности . Она доступна детям старшего дошкольного возраста . Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества , тем больше радости приносит он детям.

В процессе работы с пластилином необходимо :

Воспитывать бережное отношение к материалу.

Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства.

Совершенствовать умение достигать выразительность образа не только через большое сходство в форме, но и передачей характерных поз.

Формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи , используя горельеф, барельеф, налепы.

Развивать речевые навыки а процессе обсуждения изобразительных средств при создании работы , активизировать художественный словарь детей .

В результате дети способны воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделять цветовую гамму, видеть общее и выделять части предмета, его индивидуальные, характерные признаки, изображать предметы близкого, среднего и дальнего плана . Дети овладевают навыками работы с пластилином , стекой, учатся смешивать небольшие пластилиновые кусочки путем скатывания их в шарик, который размазывают пальцами на картоне, стараясь делать пластилиновый фон более тонким и ровным. Учатся использовать стеку для заглаживания фона и удаления лишнего пластилина .

Существуют некоторые техники и приемы рисования пластилином :

1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина , выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками» . Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка

4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками , как в масляной живописи .

5 способ. Рисовать пластилином можно , используя элементы «конус» : от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар» : создание образов лиственных деревьев и кустов : шар приклады-ваем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин ; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем – вправо; - выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах) : начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура; «валик» : кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета.

Приемы рисования пластилином :

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прощипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

В процессе работы с пластилином пришли к выводу , что можно использовать множество различных материалов. На гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин . И поэтому для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древплиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин . Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки , баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.

При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина . Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах : жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества .

Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными «нитями» . Толстенькие «колбаски» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно) .

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии : от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Пластилин – это материал , который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре .

На занятиях дети узнают, что существует два способа создания образа : контурный и силуэтный.

Контурный - выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.

Силуэтный - сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой .

Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.

1. Подготовить скатерть, разноцветный пластилин , основу будущей картины (картон 15Ѕ15 см или побольше, простой карандаш, ластик. Еще нам, конечно, понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка . Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Если не получается придумать - можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.

2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда ребенку будет легче ровно крепить шарики на основу.

3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. По нашему опыту начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета , отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и за-крепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.

4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.

Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» , поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает детей : их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином , узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается, получать новые оттенки, смешивая разные цвета.

Кроме того, эти занятия чрезвычайно полезны для развития мелкой моторики рук , а следовательно, для умственного развития , развития речи и подготовки пальцев к письму.

Пластилин – материал объемный , а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов . Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина .

Ребенку надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм ребенок формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски . Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Дети должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином , то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.

Для получения тонких линий и нитей ребенку можно дать поэкспериментировать с пластилином . Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином . Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детальки используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т. п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных , кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит ребенок, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия , творчество , художественный вкус.

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности ребенку будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин , не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом. Работа с пластилином трудоемкая , требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Хорошо, если в работе будут использовать и природный материал : веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии , но и поможет ему научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, высушенному и неказистому листику.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а так же развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Занятие пластилиновой живописью – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образовательно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости.

В процессе работы с детьми решаются задачи развития :

Детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи ;

Сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения , обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе;

Художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ ;

Способностей использования средств выразительности , понимания особенности живописного колорита ;

Устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка- дошкольника , его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным.

Лариса Савчук

Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.

Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.

Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.

Итак, приступаем.

"Оленёнок"

1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).

2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.

От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.

3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.

6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.

Готовую работу оформляем в рамку.

Аналогичным образом делаются и другие работы.

"Подводное царство"

1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.


2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.


3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.


"Божья коровка на ромашке"

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.

2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.


3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.

4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.


Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.

Доступный материал,немного терпения и вот готов новый шедевр! Оригинальная картина из пластеина украсит интерьер и станет замечательным подарком.

Обычный пластилин, с детства знакомый каждому, можно использовать не только для простых поделок, но и для оригинального декора. Объемные картины из пластилина своими руками создавать не сложнее, чем лепить зайчиков и цветочки. Этот мастер-класс рассчитан на начинающих, поэтому смело беритесь за работу, даже если впервые слышите о новой технике. В основе панно лежит пластика, но ее вполне можно заметить плоим блюдом, куском пластика или ламинированным картоном.

Что нужно для лепки панно из пластилина

Для того чтобы сделать оригинальную картину из пластилина по предложенному мастер-классу, приготовьте:

  • обычную пластинку;
  • детский пластилин;
  • ручку (желательно не пишущую);
  • стек (в коробке с пластилином);
  • дощечку для пластилина.

Техника работы и пошаговая инструкция

Теперь переходите к пошаговой технике – картина из пластилина обязательно получится, если вы будете внимательно следовать инструкции.

Размягчите в руках черный пластилин, примерно половину кусочка. Доведите его до очень мягкого состояния. Отрывая от размягченного пластилина небольшие кусочки, кладите их на пластинку и растягивайте первым пальцем. Наносите его равномерно, не толстым слоем, получая фон будущего панно.


Когда фон будет готов, придумайте рисунок или возьмите за основу любую картинку. С помощью стека нанесите эскиз на пластилиновый фон. Сначала наметьте контуры цветков и листков, а потом прорисуйте все лепестки.


Чтобы картина не вышла однотонной, поэкспериментируйте с цветами пластилина. Соединяя их друг с другом, вы получите любые нужные оттенки. Таким способом смешайте синий с белым и приготовьте разные оттенки синего цвета: светло-голубой и голубой.


Работа всегда начинается с основных элементов – крупных цветков. Основной элемент этой техники – мазок. Он делается мизинцем правой руки.
Скатайте небольшие шарики светло-голубого и голубого цвета. Соедините их вместе в один шарик и положите на основу картины – начало лепестка. Чуть придавите мизинцем и потяните на себя. Тяните не до конца лепестка (как на рисунке). Не дотягивая до конца, палец оторвите от основы, поднимая вверх. Верх лепестка должен получиться толще, а низ, благодаря тому, что вы подняли палец в конце, тоньше.


Такие же мазки, повторяя четко по картинке, проложите в верхней части цветка. Затем продолжайте нижнюю часть цветка. Если лепестки не ровные, а чуть с изгибом, также пальцем, создавая мазки, чуть закругляйте их влево или вправо, как того требует рисунок. Исполнив комплекс мазков верхней средней и нижней части, у вас останется только пустая серединка.


Для серединки приготовьте два цвета пластилина – синий и светло-голубой. Отрывайте маленькие кусочки, скручивайте между первым и вторым пальцем и выкладывайте эти шарики на основу плотно друг к другу, чуть придавливая пальцем. При этом шарики должны быть разного размера.

Сначала выложите центр серединки – светло-голубыми шариками, остальное пространство заложите синими шариками. На стыке нижних и средних лепестков, также, только шариками большего размера, проложите закругленную дорожку. Следуя рисунку, создайте два таких цветка.


Немного овладев техникой мазков, между крупными цветами (вверх картины и вниз) создайте два полу цветка с серединками.


Смешайте немного фиолетового цвета с белым и размягчите, получится светло-фиолетовый оттенок, он нужен для маленьких цветов из точек. Картина будет располагаться так – крупные цветки устремятся вверх, а фиолетовые цветочки окажутся под крупными и по бокам от нижнего полуцветка.

Скатайте 9 небольших шариков, расположите их по кругу (соответственно рисунку). Возьмите стек, приложите его на середину шарика, придавите и потяните. Должен появиться мазок. Сделайте таких же ещё 8 мазков. Сиреневый цветочек из точек готов, осталась только серединка. Сделайте таких 2 цветка.


Для серединки раскатайте из пластилина тонкие колбаски белого и голубого цветов. Эта колбаска называется буртик. Скрутите плотненько белый буртик, затем продолжите голубым. Это и есть серединка фиолетового цветка. Осторожно стеком поднимите круг и положите на место серединки в цветке. Слегка придавите.


Прямо над фиолетовыми цветочками должны быть тройные листочки. Контуры их прорисованы. Пользуйтесь такими же мазками, но когда приготовите шарик для мазка, с одного края придавите его, сделайте острым. Кладите и размазывайте, как обычный мазок. Формируйте листок. Создавайте такой трилистник. Серединку украсьте отделочными точечками разных размеров (снизу потолще, вверх – тоньше). Эти листки синего цвета.


Низ картины из пластилина в основном готов. Переходите наверх. По бокам верхнего полуцветка надо создать по два небольших цветочка георгин. Оттенок пластилина делайте светлее, например, голубой со светло-голубым. Чтобы сделать разноцветными лепестки, шарики, которые приготовлены для мазков, перемешайте или сделайте основной цвет, а сбоку добавьте светлее.
При растяжке мазка получится основной цвет с легким оттенком того, который вы добавили сбоку. По рисунку выложите два ровных центральных мазка, по разным сторонам ещё по мазку с немного закругленной формой. И крайние – полностью закруглите. Добавьте нижние лепестки.


Следующий шаг – небольшие цветки из точек бело-голубого цвета. Они располагаются между георгинами. Смешайте голубой с белым цветом, оторвите кусочки, сделайте шарики и далее по технике изготовления фиолетового цветка.


Вот такой мини-шедевр у вас получится на этом этапе создания картины из пластилина своими руками.


От бело-голубых цветочков из точек вверх надо создать бело-голубой полу цветок из пяти мазков. После этого возьмите шарик белого цвета, чуть придавите на основу, образовывая серединку. По краям серединки сделайте ручкой дырочки.


Последний из цветов. Над центральным полу цветком, пользуясь сочетанием белого и немного светло-голубого цвета пластилина, создайте мазками такой цветок. На стыке мазков положите небольшой кусочек буртика и сделайте на нем проколы ручкой.


Оставшиеся листки – сочетание светло фиолетового и светло голубого цветов. Они находятся по бокам от центрального полуцветка, как раз над одной из георгин. Сделайте по технике предыдущих остроносых листочков, только они намного меньше размером. По центру листка проложите буртик и выдавите в нем дырочки ручкой.


Георгины украсьте точками, зафиксируйте их ручкой, образовывающей дырочку в точке. Это и будет их серединка.


Основные детали готовы. Остались только элементы украшения. Раскатайте буртик, выложите им завиток между синим трилистником, который находится внизу картины. То же проделайте и вверху картины – у верхнего центрального цветка и боковых листков.


Объемная картина из пластилина готова. Ели останется много пространства – закройте его точками разного размера. Следите, чтобы цветовая гамма и композиция не нарушалась.

Картина должна получиться купонной. Внизу картины преобладают синие тона, плавно переходящие в светлые и практически белые тона вверху.

Мастер-класс картины из пластилина подготовила Татьяна Булат специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Пластилин как материал для творчества предполагает широкий диапазон использования. Взрослые с его помощью могут справиться со стрессами, решить психологические проблемы, да и просто заняться творческим самовыражением. Для детей же это просто жизненно необходимый элемент игрового развития! А сколько существует вариантов пластилинового творчества - не хватит и десяти пальчиков на детских ручках, чтобы сосчитать. Обратимся к такому виду лепного творчества, как пластилиновая живопись.

Живопись пластилином... Что это?

Создавать картины можно не только с помощью красок, которые отлично может заменить обычный пластилин. Экспериментируя с техниками работы, вы сможете создать настоящие пластилиновые шедевры, непохожие друг на друга. Живопись пластилином может быть рельефная, может быть выполнена в технике "процарапывания" или граттаж, может равномерно лежать на холсте, будто акварельный след от кисти мастера, а может игриво красоваться жгутиками, завитушками и горошинками, создавая целостную картину в лучших традициях пуантилизма.

Особенно следует обратить внимание на пластилиновую живопись для детей, которая, помимо благородной цели формирования художественно-эстетического восприятия мира у малышей, преследует еще и цель всестороннего развития мозга через тренировку мелкой моторики, активизацию речевых центров и таких психических процессов, как память, воображение, мышление, внимание.

Виды пластилина

Для детской лепки существует много разнообразных материалов, обладающих своими плюсами и минусами. Так, лепить можно из:

  • соленого теста;
  • промышленного производства;
  • песка (живого, кинетического, умного, космического);
  • холодного фарфора;
  • глины;
  • пасты для моделирования;
  • пластилина.

Для изготовления лепных картин на жесткой основе подойдет далеко не каждый материал для лепки, идеальным является именно пластилин. Однако следует иметь в виду, что пластилин тоже различается по видам:

  1. Отечественный пластилин.
  2. Play-doh.
  3. Восковой пластилин.
  4. Плавающий пластилин.
  5. Шариковый пластилин.

Плавающий пластилин может стать самым первым для малыша. Он неудобен тем, что сыпется, поделки из него не обладают достаточной прочностью, но он мягкий, не пачкает ручки и одежду, а еще отлично держится на воде.

Пластилиновая живопись из зарубежного пластилина имеет место только на стеклянной основе в технике лепки "наизнанку" при условии прижатия картины между двумя стеклами. Он слишком мягок, детали плохо скрепляются между собой. Лучше оставить этот вид пластилина для знакомства с лепкой, для малышей до трех лет. Он имеет сочные цвета, легко перемешивается между собой, подходит для экспериментов с формочками, шприцами, скалкой и стеками.

Отечественный пластилин хорош для лепки после трех, потому что он отлично соединяет детали между собой, обладает достаточной прочностью для сохранности картины, но слишком твердый для маленьких детских пальчиков и трудно отмываем в случае неаккуратного использования.

Пластилиновая живопись во второй младшей группе может осуществляться с помощью который имеет приятную на ощупь структуру, яркие цвета и достаточную пластичность для создания первых детских шедевров. Тем более хорошо, что такой пластилин высыхает на воздухе, и поделки из него при должном хранении могут остаться надолго.

Интересна идея создания картин путем сочетания различных видов пластилина и дополнительных фактур: блесток, фольги, палочек от мороженого, ткани. Такая пластилиновая живопись в доу! Старшая группа может экспериментировать уже с восковым пластилином, который отличается чересчур хорошим сцеплением деталей. Но он обладает яркими цветами, приятен в работе и надолго сохраняет качество готовой работы.

Основа для лепной живописи

Писать картины пластилином можно на абсолютно разных основах! Зачастую используется обычный картон, который может стерпеть все варианты творческого самовыражения малыша. Для более старших деток в качестве основы для пластилиновой картины подойдет стекло, к которому пластилин надежно фиксируется и долго держится. Особенно хорошо стекло для "обратных картин", когда сюжет налепляется снизу вверх, от светлых тонов к темным, от главных элементов к фону.

Малышам интересно будет пластилиновая живопись на подручных материалах, например, старом диске mp3, скучной белой чашке или обычной пластиковой тарелке. Такая "картина" не требует дополнительного оформления и сможет стать идеальным подарком для любимых взрослых на любой праздник.

Идеи для детского пластилинового творчества

Можно черпать от всюду! Выпал первый снег за окном: малыш слепил первого в этом году снеговика во дворе и потом повторил его в миниатюре на картонке. Мама принесла ведерко садовой клубники, можно слепить ягодную полянку на стекле. Семья съездила летом на море и привезла несколько красивых ракушек, они идеально впишутся в пластилиновый морской прибой, созданный вместе с малышом на память.

Пластилиновая живопись для детей должна обладать рядом свойств:

  • простые и понятные формы;
  • наличие главного элемента и минимум фоновых деталей;
  • четкие и яркие основные цвета.

Отсюда следует, что сюжетные идеи можно искать в обычных детских раскрасках. Главное, подобрать качественный пластилин, прочную основу и запастись хорошим настроением. Тогда создание пластилинового шедевра просто неизбежно!

Немного о цвете

Как уже было сказано, маленькие дети воспринимают мир в ярких цветах, поэтому и пластилин нужно подбирать чистых основных цветов. Ближе к школе ребенок сам захочет экспериментировать с цветами, смешивая их, выбирая интересные оттенки.

Пластилиновая живопись учит ребенка науке о цвете, какие цвета сочетаются между собой, дополняют друг друга. Нужно выделять главные цвета картины и несколько дополнительных. Тогда параллельно с лепкой ребенок приобретет чувство стиля и вкуса, почувствует красоту и гармонию, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Возрастные ограничения или пластилин без границ!

Пластилиновая живопись в детском саду предлагается в завершении обучения во второй ранней группе, то есть после трех с половиной лет. Однако заниматься лепкой с малышами можно гораздо раньше, знакомя их с основами лепной живописи.

Работа маленьких пальчиков позволяет развивать тонкую моторику, пространственно-образное мышление, изучать причинно-следственные связи. Ребенок учится создавать и получать от процесса созидания удовольствие.

Особенности лепки с детьми до трех лет

Самые маленькие творцы учатся простым действиям с пластилином: отщипывание кусочка, скатывание его в шарик или колбаску, прикрепление пластилиновой детали к основе методом нажатия пальчиком или методом растирания.

Живопись пластилином для карапузов может заключаться в заполнении пропущенных мелких элементов картины в виде заплаток соответствующих цветов. Ребенок отщипывает кусочек, скатывает шарик и закрывает им заплатку в соответствующем месте готовой картины. Малыш учится регулировать количество взятого пластилина, разбираться в основных цветах, а также формировать законченный целостный вид картины.

Начала пластилиновой живописи для детей 4 - 5 лет

Пластилиновая живопись для детей 4-5 лет предполагает освоение основных пластилиновых элементов и особенностей работы с ними. Могут быть использованы техники растирания пластилина на основе, разминание пальчиками, создание картин в техниках горошком, завитком, жгутом.

Дети могут как самостоятельно придумывать сюжет, так и заполнять пластилином предложенные взрослым контуры. Дети этого возраста уже могут сами выбирать цветовое решение картины, не ограничиваясь основными цветами. Для оформления картины могут использовать дополнительные фактуры.

Пластилиновые шедевры детей 6 - 7 лет

Пластилиновая живопись для детей 6-7 лет отличается большим разнообразием техник. Дети этого возраста могут вылепливать не только простые сюжеты, но и детализировать основной элемент, используя всю палитру цветов. Могут экспериментировать со смешиванием цветов, применением различных фактур.

Старшие дошкольники уже могут создавать двух и трехуровневые сюжеты, рельефные пластилиновые картины.

Основные приемы работы с пластилином по элементам

Основными пластилиновым элементом называют маленький неделимый пластилиновый кусочек определенной формы, используемый для создания картины. К элементам относятся:

  • Шар - отщипывается кусочек пластилина и скатывается шарик с помощью пальца на ладошке второй руки или между двумя ладонями. Шар крепится к основе путем нажатия на него по центру и равномерного растирания во все стороны.
  • Капля - пластилиновому шару придается форма капли. Капля переносится на основу путем нажатия на середину и растирания в сторону "хвостика" капли.
  • Жгут получается с помощью растирания кусочка пластилина между ладонями до образования колбаски или с помощью шприца, вытягивающего пластилин в тонкую длинную объемную полоску. В картине жгуты складываются желаемым образом и легким равномерным нажатием пальцев прикрепляются к основе.
  • Улитка - это сложенный по спирали жгут. С ее помощью можно создавать интересные картины, равномерно прижимая элементы к основе по очереди.

Основные техники пластилиновой живописи

Перечислим основные техники создания картин из пластилина:

  1. Пластилиновая живопись на стекле изображением с обратной стороны. Лепка ведется от светлого к темному, от основного элемента к фону.
  2. Пластилиновая картина горошком предполагает заполнение деталей картины шариками соответствующих цветов.
  3. Пластилиновое рисование с помощью пальцев или стек. Техника основана на растирании пластилина по основе.
  4. Пластилиновый граттаж. Сначала формируется фон путем наложения пластилина, затем стекой процарапывается основное изображение.
  5. Пластилиновая живопись из шприца или жгутные картины. Жгуты складывают между собой, формируя детали картины.
  6. Пластилиновый барельеф предполагает наличие объемных деталей картины.

Этапы создания простой картины из пластилина

Теперь вы узнали, насколько разнообразна пластилиновая живопись! Мастер-класс по созданию простой картины предложим вам уже сейчас. Для пластилинового творчества необязательно обладать солидным багажом знаний и практическими навыками в лепной области. Достаточно иметь небольшой опыт по лепке вареников или пирожков, а, может, хватит и жгучего желания попробовать свои силы в этом новом виде творчества. Приступим.

  1. Выбор эскиза будущей картины. Начинать следует с простых детских раскрасок. Например, в преддверии Нового года уместными будут образы веселого снеговика, пушистой елки или елочного шара.
  2. Перенос эскиза на выбранную основу. Для первого раза предпочтительно использовать обычный картон.
  3. Выбор пластилина по виду и цвету. Следует предпочесть отечественный пластилин с хорошими лепными свойствами, подобрать яркие и приятные цвета. Если желаемого цвета нет, можно смешать имеющиеся цвета для получения желаемого.
  4. Выбор подходящих элементов, подготовка при необходимости стек для техники мазка. Следует попрактиковаться с основными элементами пластилиновой лепки: шар, капля, улитка и жгут.
  5. Заполнение картины начиная с фона и дальних планов в технике мазка, затем передвигаясь к центральным элементам, использовать уже рельефные техники. Предпочтительно работать от темных тонов к светлым, сверху вниз.
  6. Оформление картины.

Как хранить и выставлять картину

Лучше всего хранить под стеклом. Если элементы на картине рельефные, то следует предусмотреть паспарту или специальную подложку для сохранения свободного места между стеклом и картиной.

Вешать пластилиновую картину нужно в месте, куда не достают прямые солнечные лучи, подальше от отопительных приборов и на ровную поверхность во избежание деформации. Можно хранить готовые работы в коробках под прозрачной пленкой. А более долговременное хранение позволит обеспечить фотографирование работ и раздаривание их самым дорогим и близким.

Приятного вам творчества!

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...