Первый менуэт мужчины. Танец менуэт – от королевских балов до современных танцплощадок. Что танцевали на дворянских балах


Среди различных танцев, которые были популярны в предыдущие эпохи, особое место занимает менуэт. Этот известный танец эпохи Нового времени появился при французском дворе примерно в 16 веке.


Название танца происходит от французских слов menu («шажок», «маленький шажок») или amener (старинный французский танец). Менуэт долгое время был основным придворным танцем, хотя изначально считался сельским. Во времена своего наивысшего расцвета менуэт превратился в высокий образец придворного балета.

Техника танца

. Для менуэта характерны трехчастный размер и умеренный темп. Хотя существовало много разновидностей этого красивого танца, общее представление о нем было как о степенном, грациозном, галантном и торжественном танце. Почти всегда менуэт являлся жемчужиной балов. Танцу присущие такие черты как торжественные проходы вперед назад и вбок, мелкие изящные шаги (па), церемонные поклоны, легкое скольжение. Важным элементом менуэта является своеобразный намек на поклон публике.

Примерная манера исполнения менуэта.

Чтобы вы лучше представили себе изящную технику этого танца, опишем потактовую схему проведения менуэта. На первый такт кавалер подает правую руку, дама принимает ее своей правой рукой. Следующие четыре такта идет длинное балансе-менуэт. Все это время кавалер ведет даму, свободные руки танцующих находятся чуть в стороне и позади. Затем на первый такт дама снимает руку, на следующий такт снимает руку кавалер. Затем схема повторяется, только со сменой рук – сейчас уже в действии левые руки танцующих. Это лишь один из элементов менуэта. Конечно, существует еще множество других, например, «часики» - одновременный поворот обоих танцоров вокруг своей оси четырьмя основными шагами.

Менуэт сегодня.

Менуэт не исчез с танцевальных площадок. В наше время это грациозный, степенный танец, который имеет множество поклонников. Главное в современном менуэте – это изящество движений и исключительная галантность. Так, от королевских балов менуэт величественно добрался и до наших времен, не утратив при этом своих неповторимых движений и манеры исполнения.

Названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus ). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату . Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный . С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной , клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же "титула"), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах , Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно -симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре , то второй нередко пишется в одноимённом миноре . Второй менуэт чаще всего назывался трио .

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна , у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. [

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Менуэт — танец королей

Менуэт (фр. menuet ) - бальный танец. Состоит из поклонов и реверансов, маленьких шагов, изящных поз. Назван так из-за своих мелких движений (па). Происхождением из Франции. В средневековье был народным. Отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название - Бранль а Мене из провинции Пуату (Branle de Poitou à Mener).

С ХVII века принят знатью и сменил имя. Превратился в Amener, от à mener – вести. Во-первых, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. Во-вторых, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Однако и от нового названия пришлось отказаться. Благодаря своим мелким па вместо «Амене» стали говорить «Менуэт» (Pas Menu - маленький шаг).

Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

История менуэта прервалась Великой французской революцией. Аристократы либо бежали из страны, либо погибли на гильотине. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.

С тех пор менуэт живет лишь в балете.

Так или иначе дань менуэту отдали в своем творчестве выдающиеся композиторы: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Глюк, Чайковский, Рубинштейн, Глинка, Дебюсси, Глазунов. Кто-то вставлял элементы мелодии танца в свои балеты, кто-то вводил в инструментальную сюиту, кто-то - в оперную увертюру

В симфониях первым использовал менуэт великий австрийский композитор Йозеф Гайдн

Ги де Мопассан «Менуэт»

(Отрывок из рассказа)

«…- Объясните мне, - сказал я старому танцовщику, - что такое менуэт?
Он встрепенулся.
- Менуэт, сударь, это король танцев и танец королей - вот что это такое. С тех пор как не стало королей, не стало и менуэта.
И он в высокопарном стиле произнес длинный дифирамб менуэту, из которого я ничего не понял. Я попросил описать мне все его па, движения, позы. Он путался, приходил в отчаяние от своего бессилия, нервничал. И вдруг он обернулся к своей старой подруге, по-прежнему молчаливой и важной:
- Элиза, хочешь, скажи, хочешь, - это было бы так мило с твоей стороны, - хочешь показать этому господину, что такое менуэт?
Она беспокойно огляделась по сторонам, потом поднялась, не говоря ни слова, и стала против него. И тут я увидел нечто незабываемое.
Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которых приводит в движение допотопный механизм, сделанный рукой искусного мастера по правилам того времени.
Я смотрел на них, а сердце томилось странным чувством, душа была полна невыразимой грусти. Мне казалось, что передо мной предстало жалкое и смешное привидение, старомодный призрак целого века. Мне хотелось смеяться и в то же время плакать.
Они вдруг остановились - окончились все фигуры танца. Несколько мгновений они стояли друг против друга, строя какие-то удивительные гримасы, потом, плача, обнялись»
.

Что танцевали на дворянских балах

  • Полонез . Им открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Продолжался полчаса. Танцевали все присутствующие. Во время полонеза дамы встречали кавалеров.
  • Вальс . Второй по счету танец дворянского бала. Вошел в моду в России
    в начале ХIХ века.
  • Мазурка . Середина бала. В России появилась около 1810 года. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
  • Котильон . Происхождением из Франции. Известен в середины ХVIII века. В Россию пришел в следующем столетии Он представлял собой танец-игру. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
  • Гавот . Известен с ХVI века. В ХVII веке стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
  • Кадриль . Французский танец, возник в конце XVIII века. Был популярным до конца XIX века. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику друг против друга.
  • Полька . Была очень модна во Франции. В России полька появилась в 1845 году. Привёз её знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Н. Гольц.

Видео танца

МЕНУЭТ

(франц. menuet , от menu - малый, мелкий) - французский танец. музыкальный размер 3/4. произошел от народного хороводного танца провинции пуату. в конце 17 в. стал одним из основных бальных танцев придворных кругов; вошел в оперно-балетные спектакли.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНУЭТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНУЭТ в Этнографическом словаре:
    (франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей пуату. в 17 в. распространился при королевском …
  • МЕНУЭТ в Словаре этнографических терминов:
    (франц. menuet от menu, маленький), франц. танец, произошёл от хороводного танца жителей Пуату. В 17 в. распространился при королевском дворе …
  • МЕНУЭТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. menuet от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер …
  • МЕНУЭТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий), французский танец. Происходит от народного танца провинции Пуату. Со 2-й половины 17 в. …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Менуэт (фр. - menuet, ит. miouetto, от франц. слова menu илилатинского minutus - малый, мелкий) - старинный грациозный танец, названный …
  • МЕНУЭТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МЕНУЭТ
    (французское menuet), 1) старинный французский танец (3-дольный), в европейских странах середины 17 - 19 вв. бальный. 2) Часть инструментальной сюиты, …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и реверансах. Менуэтный - относящийся …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. II прил. менуэтный, -ая, …
  • МЕНУЭТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНУ́ЭТ (франц. menuet, от menu - маленький), старинный нар. франц. танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Муз. …
  • МЕНУЭТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. ? menuet, итал. ? minuetto, от французского слова menu или латинского minutus ? малый, мелкий) ? старинный грациозный танец, …
  • МЕНУЭТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    менуэ"т, менуэ"ты, менуэ"та, менуэ"тов, менуэ"ту, менуэ"там, менуэ"т, менуэ"ты, менуэ"том, менуэ"тами, менуэ"те, …
  • МЕНУЭТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Старинный французский танец в умеренном темпе с плавными и медленными движениями, а также музыка к этому танцу. …
  • МЕНУЭТ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. menuet menu маленький, мелкий) старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и …
  • МЕНУЭТ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. menuet старинный французский бальный танец плавного, несколько жеманного характера, построенный в основном на поклонах и реверансах; муз. размер - …
  • МЕНУЭТ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНУЭТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Старинный французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов. 2) …
  • МЕНУЭТ в Словаре русского языка Лопатина:
    мену`эт, …
  • МЕНУЭТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    менуэт, …
  • МЕНУЭТ в Орфографическом словаре:
    мену`эт, …
  • МЕНУЭТ в Словаре русского языка Ожегова:
    старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца менуэт! старинный французский народный и бальный …
  • МЕНУЭТ в Словаре Даля:
    муж. , франц. устаревшая …
  • МЕНУЭТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. menuet, от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер …

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...