Музыкальные формы. Технологическая карта урока "единство музыкального произведения" Скачать презентацию единство музыкального произведения

Тесное и широкое понимание музыкальной формы

Под формой музыкального произведения в тесном значении понимается тип его строения, то есть общий композиционный план: количество распорядок частей целого и характер отношений между ними.

В ходе эволюции музыкального языка возникали различные способы структурной организации музыки. Те из них, которые оказались наиболее устойчивыми и закрепились традицией, и обрели статус типовых композиционных планов. К таковым относятся все формы, начиная от периода.

Прежде чем охарактеризовать широкое понимание музыкальной формы, разберемся, почему оно необходимо. Дело в том, что к одному и тому же композиционному типу могут относиться сочинения, совершенно схожие по стилю, жанру, образному строю и всей системе выразительности средств. Так, в сложной трехчастной форме могут быть написаны траурные марш и юмористическое скерцо, лирический вальс или ноктюрн и бравурный этюд, пьесы или части циклов элегического и гротескного, идиллического и трагического характера.

Следовательно, музыкальная форма в тесном значении не охватывает всех параметров организации произведения. Отсюда и необходимость в широком понимании формы, обнимающем все без исключения задействованные в произведении языковые средства в их индивидуально-неповторимом соотношении: мелодические, ладовые, ритмические, гармонические, тембровые, динамические, фактурные и др. Таким образом, музыкальная форма в широком значении - это целостная организация всех выразительных средств, направленная на воплощение содержания и донесение его до слушателя. Целостная форма всегда уникальна - как уникально и содержание произведения, которое в ней осуществляется.

Два «измерения» музыкальной формы органично взаимосвязаны: форма как тип композиции является одним из важнейших стабилизирующих компонентов целостной формы.

В отечественной науке о музыке непоколебимо утвердилось положение о единстве содержания и формы в музыкальном произведении, во-первых, и о ведущей роли в этом единстве содержания, во-вторых. Однако на деле это бесспорное положение, можно даже сказать, всеобщий закон художественного мышления нередко понимается столь упрощенно-прямолинейно, что утрачивает свой подлинный смысл и низводится до уровня выхолощенной декларации.

Одна из главных тому причин - подход к музыкальному содержанию с внешних по отношению к самой музыке позиций, завышение значимости внемузыкальных факторов (о чем «рассказывает» музыка, что «отражает», что «изображает», «воспроизводит» и т.п.) и недооценка собственно музыкальных. Особенно ярко этот крен сказывается в истолковании музыки, сопряженной со словом, сценическим действием, литературной программой: здесь дело доходит до откровенной подмены музыкального содержания внемузыкальным, до их полного отождествления.

Разумеется, в ауре музыкального содержания всегда присутствует нечто запредельное по отношению к самой музыке - хотя бы уже по той причине, что она есть запечатление личностных отношений. Бесспорно, что музыка может и «рассказывать», и «отражать», и «подражать», и «изображать». Причем, умеет это делать с величайшей достоверностью, словно намеренно (а то и нарочито) высвечивая наружный слой своего содержания, который достаточно легко поддается словесно-образному прочтению, а потому и принимается за главное и единственное содержание. («Первое, что обычно полагают, это - что мысль может быть высказана только словесно - сетовал Асафьев).

В том-то и дело, что даже предельно «зримо» явленное внемузыкальное содержание далеко не равнозначно содержанию музыки. Более того, они могут разительно отличаться друг от друга. Сколько, к примеру, музыкальных шедевров написано на художественно беспомощные тексты! Пример тому, что музыкальное содержание живет в интонации, и только пройдя через горнило интонационной переплавки внемузыкальное содержание перевоплощается в одну из составляющих музыкально-художественного образа. Как идеальное измерение произведения, как его целостное содержание, как высший духовный смысл, музыкально-художественный образ по своей откровенной сути внепонятиен, то есть не поддается словесному пересказу. Да и «зачем желать «перевода» интонационно раскрытых мыслей на слова» - полемически вопрошал Асафьев. Ведь музыкальное мышление есть «мышление музыкой», настаивал ученый.

Абсолютизация вне- (или до-) интонационной стороны музыкальной содержательности с неумолимой логикой приводит к принципиально побочному представлению, «что в музыке - содержание само по себе, или элементы, составляющие музыку, сами по себе. Из них, на основе неизвестных правил и технических руководств, образуются «некие формы» (и, если точнее: в эти некие предустановленные формы вставляются мелодия, гармония, ритм) и в формы вносится содержание».

Уподобление художественной формы некоему вместилищу, которое существует до и независимо от содержания, лишает смысла саму постановку вопроса и о их единстве, и о ведущей роли содержания. Потому что понятая в таком ключе форма может наполняться любым содержанием (как бокал - любым напитком), никак на него не реагируя и не вступая с ним в какие бы то ни было взаимодействия. Определяющая же роль содержания при таком, сугубо «формальном» приятии его формой, может заключаться лишь в свободе выбора той или иной из готовых типовых конструкций.

Очевидная нелепость подобных представлений, намеренно здесь подчеркнутая, не мешает их живучести - пусть и не в столь откровенных продлениях.

Истинное понимание соотношения содержания и формы в музыке должно исходить из ее природы, соответствовать ей. Если музыка - искусство интонации, значит, интонационность должна пронизывать все произведение, и форма как главный его организующий фактор не может быть исключением. В интонационной сущности музыкального содержания и музыкальной формы и коренится их единство. А поскольку интонация является главной носительницей содержания, форма - как явление интонационное - содержательна. Единство содержания и формы в музыке достигается степенью взаиморастворения и взаимоотождествления: форма не просто отвечает содержанию, но им становится.

Творящим фактором этого единства выступает содержание в том высшем, глобальном значении этого понятия, которое именуется смыслом и которое равнозначно понятию художественной идеи, художественной конвенции. Именно художественная концепция определяет все внутримузыкальные процессы, начиная с важнейшего - интонационного отбора.

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение - это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония .

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 -1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

- «Птица - тройка» лошадей.

Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы - символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

Призывная, несущаяся, фанфарная…

Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

песенная, протяжная, льется…

НАЧИНАЕМ

УРОК!


«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Д.Д. Шостакович.


Музыкальная викторина

Определите жанр музыкального произведения.


Рихард Вагнер. Антракт из оперы «Лоэнгрин»


Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада


Франц Шуберт. Серенада.


Музыкальная викторина

Назовите музыкальное произведение и его автора.


1. П.Чайковский.

Вальс из оперы «Евгений Онегин»




4.Фридерик Шопен. В альс № 10


динамика

стаккато

серенада

Какие средства выразительности помогали вам определять жанр и характер музыки?

интонация


Сравни два изображения. Как мы воспринимаем музыкальное произведение?

Музыкальная



  • Что значит изучать музыкальную форму?
  • Означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль, из каких компонентов она складывается, образуя композицию и драматургию музыкального произведения.

Сравните два произведения, используя средства музыкальной выразительности.

Характер

Темп, мелодия

Звукоизобрази-тельность

Как исполняется



Ф.Шуберт. Поэт-В.Мюллер. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»



В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Характер

Ф.Шуберт. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»

Одно из самых жизнерадостных произведений в истории музыки. Он полон жизнелюбия и радости, к которым она устремлена.

Темп, мелодия

Полная отчуждённость и обречённость человека от жизни.

Темп – presto звучит стремительно и безудержно, сметая всё со своего пути. Воля к жизни. Непрерывная мелодия.

Звукоизобрази-тельность

В музыке царит ре-мажор, к. приобретает столь светлое и праздничное звучание, что слушателя охватывает чувство не замутнённой радости.

Сломленная воля теряет порыв к движению, прерывистые, угасающие фразы.

Ля минор несёт в себе одиночество и невообразимую тоску.

Шумная говорливая толпа во время карнавала и праздника.

Как исполняется

Подражание заунывной мелодии шарманки.

Звучит Tutti (полный состав оркестра). Когда много, тогда весело!


  • Непрекращающееся музыкальное движение, которое «трепещет всюду и везде, то смеётся, то потихоньку хихикает, то торжествует; в стремительном полёте возникают всё новые его источники… всё мчится к ликующему концу… увертюра раскрывается апофеозом неистовой торжествующей жажды жизни, увлекательнее которого невозможно себе представить».

Так, воплощая свой замысел, композитор продумывает форму произведения, все её особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас.

УРОК

РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:

«Единство музыкального произведения»

Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задачи:

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.

Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.

Формировать вокально-хоровые навыки.

Ход урока

Организационный момент

( самоопределение к деятельности )

Учитель:

Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

«Ученику- удача, учителю -радость!»

Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?

Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)

Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.

Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?

Ответы: (разные варианты)

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение - это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация .

Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Актуализация знаний .

Вопрос:

Из чего состоит это целое?

Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Ответы:

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Учитель-

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть, в единстве всего, из чего оно состоит.

Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.

Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции , в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)

Единство музыкального произведения

(запись в тетради)

Постановка учебной задачи.

Какая цель сегодняшнего урока?

Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.

Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?

Ответы:

Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

Открытие нового знания.

Работа в группах.

Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.

Вспомним девиз нашего урока.

Удачи вам, ребята!

1 группа - учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)

Мелодия -

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». …….. - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Гармония . -

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….

……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.

……. - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие ». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр

……… в переводе с французского означает «окраска звука».

……….. - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………

В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.

(ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр)

4.Закрепление первичного материала.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.

Слушание музыки

«Мазурка» Ф. Шопена.

Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.

Вопросы:

Что общего между произведениями? Чем различны? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.

Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.

Исполнение «Всюду музыка живёт»

Итог урока.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Рефлексия

Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Какие элементы урока вам понравились?

Предлагаю группам дать оценку своей работы.

9. Домашнее задание .

Учебник - стр. 38. Ответить на 4 вопрос.

Источники

Технологическая карта

Тема: «Единство музыкального произведения» .

«Единство музыкального произведения» .

Цель темы

С

Основное содержание темы.

Знать о единстве сторон музыкального произведения.

Знакомить с понятием традиция в музыке.

Обобщить знания о средствах музыкальной вразительности -мелодия, гармония, ритм, динамика, артикуляция.

Планируемый результат

1. Формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение.

2. Уметь анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания и навыки.

3. Уметь создавать ритмические композиции к музыкальному произведению.

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1. Знать о строении музыкального произведения.

2. Уметь воспринимать на слух и анализировать музыку разных композиторов.

3. Уметь различать средства музыкальной выразительности в разнохарактерной музыке.

Общеучебные:

1. Самостоятельно формулировать цель урока.

2. Осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

3. Устанавливать взаимосвязь между объектом приобретенных знаний, исследовательской деятельности.

4. Структурирование знаний.

Волевая саморегуляция

Контролировать учебные действия в группах, парах (коммуникация как кооперация)

Формирова чувство прекрасного.

Организация пространства

1. Учебник;

2. Шумовые музыкальные инструменты;

3. Синтезатор;

4. Магнитофон;

5. Компьютер.

I этап. Мотивация к деятельности

Проблемный вопрос в начале урока, в конце урока: «Как создается музыкальное произведение?»

II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность

Изучения

Учебные задания

Универсальные учебные действия

Диагностические

задания

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Тема урока

Цель

С оздание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задание № 1

Что образует единство музыкального произыедения?

Волевая саморегуляция.

Положительно относится к познавательной деятельности, совершенствовать умения.

Устные ответы, выполнение творческих заданий.

Задание № 2

Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музкальное произведение?

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме.

Волевая саморегуляция.

Формировать чувство прекрасного.

Вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

Задание № 3

Назови основные средства музыкальной выразительности?

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы.

Осознавать недостаточность своих действий.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Проявлять способность к самоучению своих действий.

Выполнение творческих заданий.

Задание № 4

Прослушай антракт к III действию из оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин». Вопрос: можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех ее выразительных средств? Придумать и исполнить ритм к музыкальному произведению.

Осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Структуру.

Контроль.

Коррекция.

Оценивание.

Волевая саморегуляция.

Иметь мотивацию к учебной деятельности.

Выполненять слуховой анализ музыкального произведения.

Цель: как ученики понимают значение понятия единство музыкального произведения

Самостоятельная

Работа

Предметные результаты

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Вопросы. М ожно ли выделить главное из средств музыкальной выразительности? Можно ли установить, какое из них первое, какое последнее? Как создается музыкальное произведение?

Научатся находить главные выразительные средства музыки в разных произведениях.

Выделение и осмысление отдельных слов, музыкальных терминов, понятий.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Участвовать в диалоге на уроке .

формирование алгоритма своего действия, перевод
внешней речи на внутренний план.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Мотивационно-ориентированная часть.

Вопрос: что такое музыкальное произведение?

Ответы: музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Учитель : музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Открытие нового знания.

Вопрос: к акие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Дети: мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Работа в группах.

Репродуктивное:

1 группа- учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать

музыкальное произведение?

Эвристическое задание 3 группа- впишут в текст карточек термины, которые

характеризуют главные средства музыкальной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий музкальных терминов)

1. Мелодия - Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит …. Греческое слово…. состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни».....– это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония. – Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность».. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и..нерасторжимая связь... имеет 2 смысла: а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

3. Ритм. Ни одна мелодия или картина не может существовать вне … в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей… – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение»…. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Творческое:

4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к музыке Р. Вагнера «Лоэнгрин» - средствам музыкальной выразительности. (ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр).

Импровизационное задание

Придумать и прохловать ритм шумовыми инструментами пьесу « Allegretto » композитора Ванхаль с различные оттенки скорости.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

План действий :

1. Придумать и написать ритм.

2. Прохлопать ритмический рисунок

3. Исполнить произведение.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы

Выполнить задание по заданному алгоритму:

1. Ответить на вопросы из учебника.

2. Создать ритмическую партитуру

3. Исполнить шумовыми музыкальными инструментами, ритм музыкального произведения.

Рефлексия

1. Какие знания вы открыли для себя на уроке?

2. Какие элементы урока вам понравились?

3. Группам дать оценку своей работы.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...