Раздел i. человеческое общество. Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы

Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа - это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей. Общество - это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями. Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Она создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития: Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей, в то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Общество неотделимо от природы. Человек (общество) вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. Технологические революции – качественные изменения технологических способов производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении основных технологических форм между человеческими и техническими компонентами производительных сил общества. Техногенные революции определили развитие человечества на следующие несколько сотен лет. Они позволили задействовать новые виды энергии, создавать различную технику, которая выполняет работу эффективнее и быстрее людей, покорять космические, воздушное и подводное пространства, лечить тяжелые болезни и повышать уровень жизни даже в самых отдаленных местах планеты. Аграрная революция - переход от общества охотников-собирателей к оседлым земледельческим общинам, произошедший около 10 тысяч лет назад посредством одомашнивания животных и культивирования зерновых культур. Индустриальная революция - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Информационная революция – это существенное улучшение общественных отношений благодаря кардинальным переменам в области сбора и обработки информации. Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее. С одной стороны люди спасают леса от затопления, пожаров; лечат больных животных, спасают их от гибели; занимаются очисткой рек, озёр. А с другой стороны, из-за промышленного производства ядовитые пары попадают в воздух и загрязняют атмосферу, отходы производств сливаются в реки, тем самым загрязняя и отравляя их. Люди вырубают леса (которые вырастут спустя только несколько десятков лет) тем самым лишая самих себя чистого воздуха!

Понятие общества означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность больших групп людей. Эти группы объединяются на основе общности интересов, потребностей, единства языка, взглядов, устоев, традиций, происхождения, идеологии, религии.

Следует заметить, что в самом слове общество наличествует корень «общ.», выражающий единение. Отсюда следует, что понятие общество в своем первоначальном смысле означало общность, союз, сотрудничество, объединение.

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормальной жизни и развития людей, ибо один человек, предоставленный самому себе, бессилен. Поэтому важным элементом формирования общества является единство, солидарная связь людей. Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношения людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на общей основе, в качестве которой обычно рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

Общество неоднородно и включает в себя различные явления и процессы. Составными элементами общества являются люди, социальные институты и организации, социальные группы и общности. Каждый из этих элементов находится в тесной связи с другими и играет определенную роль в функционировании общества как целого.

Социальные общности создаются, как правило, на основе совместного бытия людей. Социальные группы в основном формируются в зависимости от своего места в системе общественного производства и социальной иерархии.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность общественной жизни придает ей устойчивый характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к сумме отдельных людей. Вследствие этого общество приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельный способ развития.

Структура общества рассматривается в различных ракурсах. Обычно выделяются такие сферы жизнедеятельности общества как материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная.

Другой подход к структурированию общества связан с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития.

Функционирование общества выражается в таких социальных явлениях как социализация, формирование социальных институтов, социальная стратификация и мобильность, социальная организация и социальный контроль.

Развитие находит свое выражение в изменениях путем эволюции или революции.

2. Общество и природа

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно-социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

3. Проблемы экологии

Экология (от греч. oikos – обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания людей. В более строгом определении экология – комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество – природа.

Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи природы.

Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения равновесия системы, с необходимостью бережного отношения к природе.

На современном этапе осознана потребность в регулировании взаимодействий в системе общество – природа, в учете характера и границ допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека. Поэтому, как говорил еще Ф. Бэкон , человек должен господствовать над природой, подчиняясь ей.

Однако воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Осознание возможности глобальных катастроф ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе общество – природа. По мнению многих ученых выправить ситуацию поможет ноосферное развитие (от греч. noos – ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного.

Ноосфера – особая реальность, связанная с более глубокими формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование научных достижений, но и разумное сотрудничество всего человечества, высокие гуманистические принципы отношения к природе – родному дому людей.

4. Общество как система

Общество представляет собой сложную систему. Слово система греческого происхождения, означает «целое», «совокупность». Система включает взаимодействующие части6 подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. В системе происходят различные изменения, развитие, возникают новые и отмирают старые части и связи между ними.

Характер объединения элементов общества в единое целое, в систему обусловлен объективными социальными законами. На характер развития системы влияет природный фактор, но многое зависит и от субъективного фактора – воли, интересов и сознательной деятельности отдельных людей и целых социальных групп.

В процессе развития общества ведущим компонентом является технология обеспечения жизненных потребностей человека. Она развивалась от присваивающего и потребляющего типа хозяйствования к производящему. Именно производящий тип хозяйствования, выражающийся в создании производительных сил общества, которые регулируются, удовлетворяя человеческие потребности в условиях определенного развития производительных отношений, сформировал фундаментальный базис общества – его материальное производство .

Новые формы обеспечения своей жизнедеятельности нашли выражение в соответствующих типах организации общества, формировании его культуры.

Человеческое общество существует и развивается, постоянно воспроизводя свои системные, структурные и функциональные отношения. Каждый новый этап общественного развития характеризуется тем, что использует все предыдущие достижения. Это связано с передачей материально-технического, управленческого, технологического и духовно-культурного наследия. Производственные и технологические формы деятельности передаются в виде материальных продуктов, информации, знаний, умений и навыков.

Человеческое общество в различных формах своей жизнедеятельности представляется, прежде всего, в виде взаимодействия не только материальных, но и духовных компонентов.

Материальная сторона этого взаимодействия создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Преобразование материалов природы осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности в соответствии с социальными потребностями людей. Духовная сфера обеспечивает осознание этого процесса. Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве, обеспечивая жизнедеятельность и саморазвитие общества. Тенденция к выживанию, характерная для любого биологического образования, присуща и обществу. Только в обществе это – не природный инстинкт, а сознательная цель.

Существуют разные подходы к анализу общественного развития. Процесс перехода общества от одного состояния к другому ученые пытаются объяснить в рамках линейного , циклического или нелинейного типа изменений.

Линейный тип социальной динамики рассматривает всю историю как движение, направленное вперед во времени и пространстве.

Линейная динамика предполагает прогресс (движение вперед) и регресс, т. е. может воспроизводиться как нисходящая линия в изменении общества.

Линейный прогресс и регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. В общеисторическом плане линейный прогресс и регресс сменяют друг друга тогда, когда исчерпываются потенции роста на собственной основе. Определенное влияние на пределы линейной динамики оказывает характер взаимодействия общества с природной и социальной средой. При этом пределы линейного прогресса общества могут быть расширены за счет преодоления исторического отставания за счет усвоения социального опыта стран, идущих впереди.

В общественной жизни широко распространены циклические процессы.

Обычно под циклами понимается некоторая совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой определенный кругооборот в течение некоторого промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет и даже несколько столетий. Наглядным примером циклического характера социальной динамики служит смена поколений людей.

Многие социальные институты, общности и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе – социальные, экономические, политические, духовные.

Циклические изменения представляют собой круговорот, они повторяют тенденции прошлого. Каждый из циклических процессов обладает сходством и повторяющимися состояниями. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, являются способом существования и сохранения общества.

Но общество может изменяться непредсказуемым образом, т. е. по нелинейному или циклическому типу. Случайный характер процессов развития исследуется синергетикой. Переход общества от одного состояния к другому может быть непредсказуемым. Исторический процесс многовариативен.

6. Революционные и эволюционные изменения

Понятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепенными изменениями, революции – с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества.

Но абсолютных граней между революцией и эволюцией не существует. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.

Социальные революции как переход к качественно новой ступени развития носят закономерный характер. Они представляют собой не любые, даже качественные, а коренные изменения всей сферы общества.

Социальные революции играют прогрессивную роль: разрешают многочисленные противоречия, накапливающиеся в период эволюционного развития общества; поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее. Но в ХХ в. отношение к революционным процессам пересматривается. Наиболее показательна в этом отношении позиция английского историка и философа А. Тойнби , который, признавая объективность революции, все же оценивает ее как торможение прогресса. Тойнби считает, что революция уничтожая устаревшие порядки, в то же время производит настолько громадные разрушения, что они перечеркивают положительные моменты революции. Поэтому современная наука, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму.

В этом плане представляет интерес теория модернизации, рассматривающая процесс перехода традиционного общества к современному. Модернизация долго понималась как «вестернизация», т. е. копирование западных устоев во всех областях жизни. Модернизация описывалась как форма «догоняющего» развития, при котором предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения автоматически вызовет изменения в других областях жизни. Но такой взгляд не выдержал проверки действительности.

На современном этапе не абсолютизируются ни реформа, ни революции. В социальной жизни известны и великие революции, и великие реформы. Например, реформы античного правителя Солона и многие другие. Ныне признается, что революционные взрывы – результат неумения властных структур провести назревшие коренные реформы.

7. Социальный прогресс

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит, прежде всего, философам второй половины ХVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи прогресса послужило становление капитализма. В качестве критериев прогресса выступали уровень материального благосостояния членов общества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техники, солидарности членов общества и др.

Классические представления о прогрессе рассматривают его как движение человечества к более развитому состоянию, причем движение неуклонное, которое продолжается, несмотря на отклонения и случайности.

Представления о прогрессе долго основывались на понимании необратимости линейного времени, линейного типа развития, когда прогресс определяется логикой предшествующего развития и оценивается как положительная разница между прошлым и настоящим или настоящим и будущим.

Однако после первой Мировой войны появились сомнения в прогрессивности развития и особенно сомнения в нравственном прогрессе. Стало наглядным и бесспорным, что прогресс в одной области может приводить к регрессу в другой. Оптимистическая идея линейно-поступательного развития человечества стала подвергаться критике.

Но можно ли утверждать, что идея прогресса исчерпала свое предназначение? Современные ученые не отказывают идее прогресса в существовании. Но есть ученые, считающие, что необходимо отказаться от традиционного понимания понятия «прогресс», так как оно предполагает постоянную направленность изменений, в то время как история доказывает, что изменения порой не только замедляются, но останавливаются и даже поворачивают вспять. Линейной тенденции – вверх, вниз, вперед – не существует, линия нелинейна и неопределенна, нельзя предугадать направление развития. Ученые также считают, что следует убрать из теории прогресса ценностный аспект, потому что он носит относительный характер (в самом деле, весьма проблематично считать более поздние стадии развития человечества лучшими по сравнению с предыдущими.) На современном этапе большое внимание уделяется «человеческому измерению» любых изменений, новаций. Современная оценка тенденций развития строится не на признании роли небывалого развития науки и техники, а на признании приоритетного влияния гуманитарного знания.

8. Типология обществ

Типология (от греч. typos – отпечаток, форма образец и logos – слово, учение) – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания.

К выводу о необходимости и возможности вычленения определенных ступеней развития общества мыслители пришли с античных времен.

Типология обществ была связана с попытками обоснования проекта «идеального общества». Потребность в типологии была вызвана и под давлением накопленного исторического материала.

На современном этапе наиболее универсальными являются формационная и цивилизационная типологии.

Формационная модель разработана К. Марксом . Согласно ей, человечество от одной стадии движется к другой. Той или иной стадии развития соответствует общественно-экономическая формация, которая выделяется по признаку господствующего типа производства, который описывается как исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

К. Маркс выделял три общественно-экономические формации: первичную (первобытную, архаическую), вторичную (экономическую, основанную на частной собственности), третичную (коммунистическую). Историческое развитие предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций.

Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные(экономические) отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества, т. е. господствующие идеи и взгляды и соответствующие им организации. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, принимающими в антагонистическом обществе форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция, победой которой знаменуется переход к коммунистической формации.

Формационный подход не всех исследователей устраивал. Основанием для критики формационной схемы служил тот факт, что в своем «чистом» виде ни в одной стране общественно-экономическая формация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. В среде ученых крепло стремление поменять формационный подход на крупномасштабный – цивилизационный, который основывается на выявлении общности эволюции народов, поиске сходных путей их развития.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, черты и тенденции развития различных сообщностей.

Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с природой. Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и человеческие сообщества являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних религиозных взглядах провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.

В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней две стороны – естественную и искусственную среды. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы» , которую составляют объекты, созданные при участии человека. Это растения и животные, выведенные при помощи современных научных возможностей, природа, преобразованная в результате воздействия людей. Сегодня на Земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил что-либо своим вмешательством.

Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия – все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться своим характером, образом жизни.

Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди полностью были зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не производили сами, а только потребляли то, что рождала природа.

Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций . Каждая такая революция, порожденная развитием человека и его деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала революция неолитическая или аграрная . Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. Человек благодаря переходу от присваивающего хозяйства к производящему смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают также ремесла, развивается торговля.

Следующей техногенной революцией является революция промышленная, индустриальная . Начало этой революции относится к веку Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, развитию крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют ряд функций человека на производстве. Индустриальная революция влечет за собой рост и развитие крупных городов – мегаполисов, развитие новых видов транспорта и связи, упрощение контактов между жителями разных стран и континентов.

Свидетелями третьей техногенной революции стали жители 20 века. Это революция постиндустриальная или информационная , связанная с появлением умных машин – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход широко вошло понятие – компьютеризация – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Последствия этой революции для природы сложны и противоречивы.

Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Возможность освоения плодородных земель, создание систем орошаемого земледелия – опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесла, возделывание оливковых деревьев и виноградников, в гораздо меньшей степени, производство зерновых. Издревле, природа влияла на занятие и общественный строй людей. Так, к примеру, организация масштабных ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий, ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

С каждым новым этапом развития человечество все более и более всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Французский ученый Ф.Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж – Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли».

Открывая новые законы природы, вмешиваясь все более и более активно в природную среду, человек не всегда мог четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меняются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса – легкие планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. Все меньше и меньше остается уникальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали пристальным объектом внимания туристических компаний. К примеру, стремясь превратить степные пространства в засеянные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон.

Появление в атмосфере земли озоновых дыр может привести и к изменению атмосферы. Значительный ущерб природе наносить испытание новых видов оружия, прежде всего, ядерного. Чернобыльская катастрофа 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

Российский философ И.А.Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».

Изучая последствия неразумногоиспользования человеком природных богатств, люди начали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Людям предстоит создать оптимальные стратегии природопользования, создать условия своего дальнейшего существования на планете.

29. Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности метода административного права. В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: диспозитивный и императивный. Диспозитивный метод правового регулирования, ориентированный на общественные отношения равенства сторон, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права. В теории существуют и иные Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически-властных волеизъявлений одной из сторон.

Между тем административно-правовые отношения - это не всегда отношения власти - подчинения. Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа, когда субъекты обладают равным объемом властных полномочий. Именно это обусловливает возможность использования в механизме административно-правового регулирования элементов диспозитивности. По мнению профессора КХМ. Козлова, метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора без прямых предписаний и запретов образа действий, но обязательно в рамках условий, предусмотренных административно-правовой нормой. Характер требования, зафиксированного в правовой норме, позволяет выделить три основных способа средства -правового регулирования: предписание обязывание, запрет и дозволение.

Предписание состоит в возложении юридической обязанности совершения субъектомопределенных действий, предусмотренных нормой права. Запрет - это, по сути, тоже предписание, но заключающееся в возложении обязанности воздерживаться от совершения определенных действий. Дозволение управомочивание - это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по своему усмотрению. Степень использования отраслью права того или иного средства в общем объеме правового регулирования определена особенностями предмета данной отрасли. Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.

В то же время административное право Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности. Рассматривая вопрос о системе административного права, следует отметить, что в отечественной юридической науке существуют различные взгляды на понятие система административного права.
Основные институты общества и их функции
30. Институт семьи и брака - потребность в воспроизводстве рода. Политические институты особенно государство - потребность в безопасности и социальном порядке. Экономические институты, в первую очередь производство - потребность в средствах существования. Институты образования, науки и культуры - потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. Институт религии - потребность в решении духовных проблем смысла жизни. Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера. Социальный институт - это совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности.

Общество и природа. Техногенные революции: аграрная, индустриальная, информационная.

31. Природа - среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. Первоначально человек и человеческие сообщества были неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней два вида среды:1естественную - это вся природа от которой человек зависел всегда; 2искусственную- это объекты созданные с участием человека. Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Первой революцией стала аграрная. Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей - скотоводства и земледелия. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему человек смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Второй революцией была индустриальная революция. Суть индустриальной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, когда машины и оборудование постепенно заменяют на производстве ряд функций человека. Третья информационная революция, связанная с появлением умных машин - компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Для природы последствия этой революции сложны и противоречивы.
Противоречивость воздействия людей на природу
32. в общем, с одной стороны хорошо, что человеческое общество развивается во всех её границах, а с другой стороны всем этим загрязняет окружающую среду
Многовариативность общественного развития. Формы социального изменения.

33. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений. Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от последнего зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.
Общественный прогресс и регресс. Модернизация.

34. Прогресс и регресс - широко употребляемые в политологии понятия, обозначающие противоположные направления эволюции: если прогресс характеризует восходящую линию развития, переход от низшего к высшему, то регресс, напротив, обозначает нисходящее направление, возврат к пройденным рубежам, деградацию. В сфере обществознания понятие общественный прогресс, как и регресс, и связанные с ними проблемы с давних пор являются предметом непреходящего интереса. Модернизация - 1 усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы например, модернизация компьютера; 2 историческое значение - макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного - к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, вследствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации. Изучением модернизации занимается теория модернизации.
Смысл и цель истории. Формации и цивилизации.

35. Формация - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Цивилизация: 1отражение гражданского общества в котором царит свобода, справедливость и право; 2этап исторического развития следующий за дикостью и варварством; 3совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других; 4это общество находящееся на определенном этапе развития; 5совокупность проявлений культуры; 6это заключительная стадия эволюции любой культуры, которая характеризуется развитиями индустрии техники, деградации культуры искусства, концентрации людей в больших городах и превращение народов в близкие массы. Современное толкование: цивилизация - это качественные своеобразия взятых в единстве социальных, экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...