Киммерийская сивилла. Сивилла Кумcкая. Эритрейская пророчица. Отрывок, характеризующий Сивиллы

Пророчествовали в Античном мире не одни пифии. Не меньшую славу снискали и другие древнегреческие и древнеримские прорицательницы, которых называли сивиллами (сибиллами – на римский лад). По свидетельству Плутарха, сивиллы упоминаются еще у Гераклита, который считал, что их высказывания и предсказания являются не от человеческого ума, а от внушения богов. Само же слово «сивилла» произошло от имени первой предсказательницы – дочери царя Дардана и его супруги Несо. Правда, мифы гласят также, что настоящим отцом девушки был не земной царь Дардан, а сам бог Зевс, отчего и появилось второе имя сивиллы – Зевса.

П. Перуджино. Сивиллы. 1497–1500

Но были и более земные толкования слова «сивилла». Так, древнеримский историк Варрон считает, что оно произошло от старолатинского сочетания «божья воля». А греки считали, что «сивилла» можно трактовать как «cлышавшая Зов Будущего».

Кроме дочери царя Дардана, греческие мифы называют и другую старейшую «слышавшую» – сивиллу Герофилу Эритрейскую. По одной версии, она тоже была дочерью Зевса, но по другой – Аполлона. А вот матерью ее обычно считается Ламия, дочь бога морей Посейдона. Ламия была прекрасна, но считалась ведьмой, ибо могла ведать будущее. По легенде, она была возлюбленной Зевса (или Аполлона), которая родила дочь Герофилу, ставшую сивиллой. А вот самой Ламии пришлось нелегко. Супруга Зевса, ревнивая Гера, наслала на нее безумие и превратила в чудовище, которое не может спать. И вот бедняга стала ночным привидением-вампиром, которое бродит во тьме и высасывает силу, а то и жизнь из детей и юношей. Словом, любители вампирских саг, это ваша прародительница.

Ну а поскольку Ламии стали подвластны знания ночного потустороннего мира, неудивительно, что с такой «наследственностью» ее дочь, Герофила, стала лучшей из сивилл. Однако девушке, как и матери, нигде не было покоя. Подобно тому, как Ламия бродила в ночи вокруг своей пещеры, Герофила путешествовала по всему миру. Недаром ее часто изображали с обнаженным мечом в руках (двойной символ: с одной стороны, надо же защищаться в дороге, с другой – меч – это ее разящая истина) и яблоком, которое она бросала на дорогу. Куда оно катилось, туда сивилла и шла. Она пророчествовала в Дельфах, на Самосе, Делосе и других островах. Известно, что как раз Герофила и предсказала падение Трои и битву за этот город. Считалось, что она, как и другие сивиллы, жила более тысячи лет. Исследователи не считают, что Герофила здравствовала столь долго, скорее всего, под ее именем пророчествовало множество сивилл.

Позже появились и другие прорицательницы, которых называли просто по местам их обитания – городам и местностям: Фригийская, Тибуртинская, Колофонская, Самосская, Римская, Персидская, Халдейская, Египетская, Палестинская и др.

Известна была и Фригийская сивилла – Лампуса. Она пророчествовала в городе Анкира. Ее особо уважали за то, что, по легенде, она происходила из рода древнегреческого прорицателя Калхаса (Калханта), участвовавшего в Троянской войне. Калхас предсказал продолжительность войны и предрек, что ее исход будет зависеть от того, будет ли биться на стороне греков знаменитый воин Ахилл. Между прочим, сам Калхас был внуком Аполлона, так что свой дар Лампуса получила по прямой линии от бога-предсказателя будущего.

Античный мир знал, что дар предсказания сивиллы получали от богов, и потому предсказательниц повсюду уважали. Простой люд, правда, несколько опасался прорицательниц, но и он частенько обращался к ним, принося их храмам солидные подарки. Сивиллой могла стать только юная невинная девушка, которая потом должна была провести всю жизнь в храме. Выйти замуж она не могла. Ну а если все-таки поддавалась чувству плотской любви, то теряла статус сивиллы и изгонялась из храма: считалось, что при потере девственности она приобретает неразрывную связь с земным мужчиной и лишается небесной связи с богами.

Предсказаниям сивилл верили. Историки цитировали их пророчества. Например, сам великий Пифагор рассказывал о том, как одна из предсказательниц предрекла эпидемию продолжительностью ровно в 51 день. И действительно, на 52-й день эпидемия резко пошла на спад. Плутарх же писал о том, что сивилла предупреждала о предстоящем извержении Везувия и тем самым спасла многих людей, поверивших ее предсказанию.

Со временем распространения христианства на сивилл, как и на других пророков-оракулов, начались гонения. Но трех сивилл христиане признавали изначально. Первой была Эритрейская сивилла (традиционно именуемая Герофилой), которая якобы предсказала рождение Христа. Второй стала Самонефа (по иным источникам, Фито) – сивилла Самосская. Она жила на острове Самос где-то во 2-м тысячелетии до н. э. и всегда носила с собой книгу, а на голове терновый венок. Книгу сивилла называла Библией, а венок почитала символом будущих страданий грядущего Избавителя мира. То есть можно предположить, что еще во 2-м тысячелетии до н. э. Самонефа предсказала явление Христа.

Третьей сивиллой, вошедшей в рассказы христианской культуры, стала знаменитая Тибуртинская пророчица из Италии. Иногда ее даже называют по имени – Альбунея. В 1 году до н. э. император Октавиан Август возжелал стать живым богом. Начался праздник – апофеоз обожествления. Но на него проникла пророчица. «Тебе не стать богом!» – предрекла она. «Почему?» – удивился император. «Потому что истинный бог уже скоро родится!» – ответила Альбунея и, вынув из своих волос гребень, подняла его к небесам. И случилось невероятное: небеса разверзлись, и император увидел Богоматерь с младенцем Христом на руках. От Мадонны исходил такой невероятно чистый свет, что император отказался от церемонии обожествления. Больше того, он снял собственную корону и положил ее наземь в знак того, что признает будущее владычество Христа.

Уже во времена Средневековья западная христианская церковь признала 12 сивилл как пророчиц будущего пришествия на землю Христа. Вот какой перечень атрибутов, с которыми их обычно изображают, соотнося с символами христианства и Страстей Господних, приводит известный историк искусств Джеймс Холл, автор «Словаря сюжетов и символов в искусстве»:

«Персидская сивилла: светильник и змея у нее под ногами;

Ливийская сивилла: свеча и факел;

Эрифрейская (Эритрейская) сивилла: лилия Благовещения;

Кумская сивилла: чаша (иногда наподобие раковины);

Самосская сивилла: колыбель;

Киммерийская сивилла: рог изобилия или крест;

Тибуртинская сивилла: отсеченная рука;

Европейская сивилла: меч;

Агриппинская сивилла: возможно, рог изобилия Египетской сивиллы, кнут;

Дельфийская сивилла: терновый венец;

Геллеспонтийская сивилла: гвозди и крест;

Фригийская сивилла: крест и знамя Вознесения».

Свою мудрость сивиллы записали в Сивилловых (Сивиллиных) книгах. По миру их бродило множество, но каноническими считались 14, которые были написаны на греческом языке гекзаметром. Там говорилось о развитии общества и человеческих нравов, о создании и разрушении государств, о политике и дипломатии, были рассуждения о новых и старых религиях, критика современного устройства общества. Словом, пророчества и предсказания Сивилловых книг были всеохватны.

Известно, что уже в Римской империи некоторые книги сивилл находились в храмах, в частности в храме Юпитера в Риме. С книгами сверялись правители и жрецы, пытаясь найти там решения своих насущных проблем. Известен классический случай обращения к книгам сивилл. В 293 году в Риме разразилась страшная эпидемия чумы. Никто не знал, что предпринять. Но на страницах одной из Сивилловых книг было найдено указание – привести в Рим статую бога врачевания Эскулапа из города Эпидавра. Туда срочно были отправлены гонцы, статую упаковали и повезли в Рим. И едва телега с драгоценным грузом проехала через городские ворота, как эпидемия пошла на спад.

Однако сами книги то терялись, то находились. Их записывали заново, основываясь на старых текстах, одновременно добавляя новые. На сегодняшний день сохранилось 12 книг. Считается, что они написаны где-то между II веком до н. э. и II веком н. э. Их тексты представляют собой компиляцию греческих, римских, иудейских и более поздних христианских воззрений, поскольку книги писались людьми разных национальностей и верований. Сегодня их мистический смысл уже трудно понять, но с исторической точки зрения им нет цены. И возможно, где-то еще сохранились тексты старинных Сивилловых книг. Ведь, как сказал Шекспир, «есть многое на свете, друг Гораций…».

- (Σιβύλλαι), в греческой мифологии пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя «С.» (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха (De Pyth. orac. Об оракулах «пифии», 6), впервые встречается у Гераклита.… … Энциклопедия мифологии

Сивиллы - Сивиллы. Фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы: дельфийская Сивилла. 1508 12. Ватикан. СИВИЛЛЫ (сибиллы), у древних греков и римлян прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Наиболее известны: дельфийская… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сивиллы - (Sxbulla, Sibylla) и Сивиллины книги (libri Sibyllini). Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые,подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадыватьбудущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

СИВИЛЛЫ - (Сибиллы) легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами; насчитывалось до 12 сивилл. Наиболее известна Кумская Сивилла, которой приписываются Сивиллины книги сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий в Др.… … Большой Энциклопедический словарь

СИВИЛЛЫ - у древних греков и римлян вдохновенные прорицательницы. С а Герофила, жившая в Эритрее, по преданию, предсказала судьбу Рима в т. н. Сивиллиных книгах, которые хранились в Капитолийском храме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

Сивиллы - Сибиллы, легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами; насчитывалось до 12 Сивилл. Наиболее известна Кумская Сивилла, которой приписываются «Сивиллины книги» сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий в… … Энциклопедический словарь

Сивиллы - Сибиллы, легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами. Наиболее известна С. из г. Кумы (Италия), по преданию собравшая свои предсказания в сборники прорицаний (т, н. Сивиллины книги). При легендарных римских царях Тарквинии … Большая советская энциклопедия

СИВИЛЛЫ - у греков и римлян прорицательницы, вдохновляемые Аполлоном или другим божеством. Самая знаменитая из них сивилла Кумская, пещера которой в Кумах, близ Неаполя, была раскопана в 1932. В Энеиде Вергилия она предсказывает Энею будущее и сопровождает … Энциклопедия Кольера

СИВИЛЛЫ - Сибиллы (Sibyllae), легендарные прорицательницы, упоминаемые греч. и лат. авторами. По преданию, С. происходили из разных гг. Греции, Италии и Др. Востока; насчитывалось до 12 С. Прорицания их, согласно преданию, были записаны и составили… … Советская историческая энциклопедия

СИВИЛЛЫ - легенд, прорицательницы в Др. Греции, к рые якобы сообщали людям волю богов. По преданию, С. Герофила предсказала Троянскую войну. Особенно почиталась С. Куманская, к рая якобы жила тысячу лет. Ей приписывают авторство 9 Си виллиных книг … Атеистический словарь

Книги

  • , Скляренко Валентина Марковна, Батий Яна Александровна, Панкова Марина Александровна, Иовлева Татьяна Васильевна. Нострадамус, Мессинг, Ванга - эти имена известны миллионам людей, ибо их обладатели владели даром, который всегда вызывал восхищение и страх окружающих. Они были ясновидящими и прорицателями:… Купить за 267 руб
  • 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих , Скляренко В.. Нострадамус, Мессинг, Ванга - эти имена известны миллионам людей, ибо их обладатели владели даром, который всегда вызывал восхищение и страх окружающих. Они были ясновидящими и прорицателями:…

Все, кто, так или иначе, интересуется эзотерикой, а тем более порицаниями и гаданиями, наверняка слышал о легендарных провидицах, известных как сивиллы и пифии. Кем же они были на самом деле? Что в них было настолько уникального, что их пророческие способности стали легендарными?

Кто такие сивиллы

Сивиллы - это обобщенное название древних пророчниц, вещавших о будущих событиях в экстатическом состоянии. Сивиллы были известны и в Древнем Риме, и к их пророчествам прибегали вплоть до V века н.э. Эти пророчицы проводили много времени в странствиях, так что иногда непонятно - идет ли речь о разных сивиллах, или об одном или том же лице.

Тайна названия «сивиллы»

На самом деле первоначально существовала одна Сивилла - троянка, дочь царя Дардана, и ее имя впоследствии стало нарицательным. Кстати, происхождение имени «Sibylla» иногда связывали с искаженным Libyssa, то есть «жительница Ливии».

В более поздних мифах Сивилла - избранница Аполлона, и в некоторых вариантах эта прорицательница фигурирует под греческим именем Герофила и является дочерью нимфы и пастуха. Она получила от влюбленного в нее божества дар пророчества, испросила у него долголетие, но позабыла вымолить себе вечную молодость. По истечении нескольких столетий Герофила настолько одряхлела, что стала сама желать смерти. Она много странствовала, но в конце концов вернулась в Трою и поселилась в роще Аполлона. Именно она предрекла падение своего родного города, причиной которого будет распря из-за женщины - Елены. Позднее, когда количество сивилл увеличилось до десяти, имя Герофилы нередко переносилось на прорицательниц, происходивших из иных мест - дельфийскую, эритрейскую, делосскую, левийскую, италийскую (киммерийскую) и кумскую сивилл.

Атрибуты сивилл

Со временем за каждой сивиллой закрепились разнообразные атрибуты, по которым их можно было отличить друг от друга на изображениях. К примеру, сивиллу ливийскую изображали со свечой и факелом, кумскую - с чашей, египетскую - с кнутом и так далее.

Тайные книги сивилл

Существовал и неизменный атрибут, свойственный всем сивиллам, - книга с записанными предсказаниями. Об этих книгах существует предание, гласящее, что в VI столетии до н.э. сивилла из города Кумы предложила Тарквинию I свои пророческие книги - их было всего девять свитков - за неслыханную цену. Это странное предложение не заинтересовало царя, после чего Сивилла сожгла три свитка и оставшиеся вновь предложила Тарквинию за прежнюю цену. Вновь последовал отказ, и пророчица, предав огню еще три книги, в третий раз обратилась к царю, назначив за оставшиеся рукописи все ту же огромную цену. Тарквиний, наконец, догадался, что эти книги непростые и купил их. Таинственные свитки погибли при пожаре в 83 году до н.э., хотя их впоследствии восстановили и хранили вместе с прочими пророческими текстами в храме Юпитера, на Капитолии. К жрецам сивиллиных книг обращались за советом в случае особой опасности для Рима или при туманных и зловещих знамениях. Во время распространения христианства в Западной Римской империи, в 405 году христианский фанатик Стилихон уничтожил все пророчества книги как пережиток язычества.

Кто такая Пифия

Пифией называлась жрица Дельфийского оракула. Сначала жриц выбирали среди девушек, но после того как один из посетителей оракула, не вынеся знания, дарованного богом, потерял рассудок и похитил одну из них, их заменили женщинами старше 50 лет. Жрицы по своему происхождению обычно были из крестьянской среды.

Пифия, после обязательного трехдневного голодания перед пророчеством, должна была принять омовение в горячем храмовом источнике Кассотиды и пожевать несколько листьев лавра, чтобы отогнать неблагоприятные энергии. После этого она садилась на медный треножник (символ бога) над расщелиной и, вдыхая одурманивающие горячие серные пары, входила в транс, приобретая тем самым способность прорицать будущее и отвечать на заранее поставленные вопросы. Восседая на священном треножнике, пифия выслушивала вопрос и, вдохновленная Аполлоном, изрекала ответ, который тут же записывали жрецы. Они оформляли его в виде стихотворных строк, записанных особым размером - гекзаметром.

Первое время после введения Аполлоном в Дельфы своего оракула посоветоваться с ним позволялось раз в год, позднее - один раз в месяц. В период наибольшей популярности оракула в храме поток вопросов был настолько велик, что работали по очереди две жрицы, а третья была наготове. Ответы на вопросы о государственных делах стоили в 10 раз дороже, чем на личные. Зимой пророчества не практиковались вообще, и храм для посетителей был закрыт.

© Алексей Корнеев

То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога, как в личность, и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.

Альберт Эйнштейн

Существовавший и широко распространенный в Древнем Мире институт сивилл, до сих пор не изучен и представляет собой тайну для массового читателя.

Между тем сивиллами (сибиллами) в античной литературе назывались прорицательницы , название которых воспроизводят от имени первой пророчицы Сивиллы. Жившие при храмах, основанных на местах наиболее знаковых космических катастроф, они обладали удивительным даром ясновидения, а само слово «сивилла», в дословном переводе Варрона , означает «божья воля» , ибо, как считается, они в своих пророчествах передавали волю богов.

По легенде первая Сивилла была родом из Трои, и являлась дочерью Дардана и Несо.

Любопытное сообщение оставил нам и Климент Александрийский («Строматы»), который пишет, что по свидетельству Гераклита , пророчества Сивиллы «не являлись свойством человеческого разума, а были божественным внушением извне» .

В Дельфах, в зале собраний, находился священный камень , который служил седалищем сивиллы, а сама сивилла явилась с горы Геликона , откуда был взят и камень. По другой версии, сивилла пришла из Малии , и являлась дочерью Ламии и внучкой Посейдона , а ее воспитанием занимались Музы.

Серапион же свидетельствует, что Сивилла пророчествует и после смерти , потому чтоее дух , покинувший тело, соединился с Луной, и дает дар и способность к прорицанию всем, родившимся после нее ясновидящим . А ее тело , превратившись в землю, и взрастившее траву, дает корм животным, по внутренностям которых люди узнают свое будущее .В качестве комментария к данному утверждению Серапиона, следует сказать, что в научно-популярной литературе можно встретить десятки свидетельств людей с безупречной репутацией, которые описывают случаи, в которых умершие люди, являлись живым в пророческих снах .

Уже упоминавшийся Климент Александрийский пишет, что первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя , которой якобы и принадлежит знаменитый афоризм «познай (самого) себя» .

Давайте запомним этот афоризм, ибо, как полагают, именно он определяет сущность феномена прорицания .

Еще одной знаменитойдельфийской сивиллой, имя которой дошло до нас, была Герофила (греч.Hеropiln) родом из Эрифр, хотя возможно, это имя нескольких сивилл из различных регионов. Она родилась в Троаде , на горе Корик, от нимфы и смертного отца, пастуха Теодороса (Феодора), и жила в роще Аполлона, где и была похоронена. По легенде, это именно ей принадлежит легендарное предсказание, что женщина из Спарты Елена, станет причиной гибели Трои . Кроме того, именно Герофила предсказала, что о гибели Трои Гомер напишет мифологическую поэму . В данном сообщении нам любопытно лишь то, что упомянутые здесь сивиллы пророчествовали на местах космических катастроф , а Гомер, действительно дал в «Илиаде» и «Одиссее» мифологическое описание реальных событий Ноева потопа .

Сивилла по имени Герофила, пророчествовала не только в Дельфах , но и в Кумах, а также на островах Самос, и Делоc.

Сивиллу Герофилу , называют женой, дочерью и сестрой Аполлона , а согласно другого мифа, дочерью нимфы Иды и реки Аидонея. Сивиллой была и дочь Посейдона Ламия , прибывшая в Дельфы из Малиды. (Малида (в Фессалии) - небольшая береговая полоса вблизи Малийского залива, между горой Этной и нижним течением реки Сперхия).

По античной легенде, сивиллой была и фригийская богиня Артемида . И самое интересное для нас заключается в том, что эти и другие самые известные сивиллы, пророчествовали в храмах, построенных на местах космических катастроф .

Десять самых известных сивилл Древнего Мира.

В эллинистическое и римское время, называлось разное число самых известных сивилл, которых чаще всего именовали по местам их обитания, но иногда, и по именам собственным. Компиляция разных источников позволяет определить имена десяти (в других случаях даже двенадцати ) самых известных сивилл Древнего Мира.

(Античные греческие авторы называют до девяти сивилл, римляне добавили десятую , Тибуртинскую сивиллу, этрусского происхождения. А современные авторы, нашли даже двенадцать имен, но я полагаю, что согласно мифологическим правилам , число самых известных сивилл , определялось сакральным числом десять (Х) .)

По свидетельству «христианского Цицерона» Луция Целия Фирмиана Лактанция (Lucius Caecilius Firmianus Lactantius ), который использовал сведения из утерянных книг римского историка первого века Марка Теренция Варрона (Márcus Teréntius Várro , 116-27 гг. до н. э.), в число десяти самых известных сивилл Древнего Мира входили: Дельфийская (родившаяся в Дельфах, о ней говорит Хрисипп), Эритрейская и Кумская (называемая Амалтеей , или же Герофилой , или Тараксандрой, а Вергилий называет Кумскую сивиллу Деифобой , дочерью Главка), Персидская и Ливийская (о них упоминает Еврипид), Киммерийская из италийской Киммерии, сыном которой был Эвандр, построивший в Риме святилище Пана, так называемый Луперкум, Самосская (по имени Фито, о ней писал Эратосфен), Геллеспонтская (родилась в селении Мармесса, что вблизи городка Гергитион. Гераклид Понтийский сообщает, что она явилась в пределы Троады во времена Солона и Кира), а также Фригийская и Тибуртинская .

И в нашем рассказе об этих сивиллах, принципиально важным является опять-таки то обстоятельство, что все святилища, в которых жили и пророчествовали эти сивиллы, находились в регионах, наиболее пострадавших от космических взрывов Ноева потопа .

Например, фригийская сивилла жила и пророчествовала в городе Анкира и происходила из рода участника Троянской войны, древнего прорицателя Калханта. Эритрейская сивилла Герофила (Самия) пророчествовала на территории Эритреи (досл. «красная»), которая располагалась в Восточной Африке, на побережье Красного моря, от которого и получила свое название. Она пророчествовала о Троянской войне, и о ней свидетельствует Аполлодор Эритрейский. Самосская сивилла Фито (Самонефа) пророчествовала на острове Самос , делосская - на острове Делос , Троянская (Геллеспонтская) - на территории Трои . Персидская (вавилонская Самбета (Самбефа)) происходила из рода Ноя, она предрекла события, связанные с Александром Македонским, и ее упоминает Никанор в «Жизнеописании Александра») - жила и пророчествовала на территории Вавилона . Египетская Агриппа (Тараксандра) - на территории Египта , палестинская (еврейская сивилла Савская (Сабская), которую нередко отождествляют с царицей Савской) - в Сирийских горах, тибуртинская сивилла (Альбунея (Абунея)) и киммерийская сивилла (Кармента ) пророчествовали на территории Италии . То есть несложно понять, и я уже неоднократно писал об этом, что самые известные храмы и святилища Древнего мира, в которых пророчествовали сивиллы, строились на местах самых знаковых космических взрывов . И я уже подробно рассказывал о космических взрывах, произошедших во время Ноева потопа на территории Трои, Вавилона, Палестины, Израиля, Сирии и Египта, в своих предыдущих статьях и книгах.

По сформировавшейся античной греческой традиции, пророчества сивилл, записывались жрецами в стихотворной форме гексаметром (гекзаметром).

Важно отметить, что предсказания сивилл не были ограничены во времени, и пространстве, и античные авторы свидетельствуют о том, что записанные пророчества в книгах сивилл, охватывали временной промежуток в несколько тысяч лет и касались всех регионов Земли .

Кумская сивилла.

Кумская сивилла была родом из Эрифры , но пророчествовала в итальянском городе Кумы , от которого и получила свое имя. Кумы являлись колонией Халкиды, и главным региональным религиозным центром Римской империи . Здесь также располагался храм Аполлона, имевший тесные связи с знаменитым храмом Аполлона в Дельфах . Согласно легенды, кумская сивилла была возлюбленной Аполлона, от которого и получила дар прорицания .

И этот дар должен был сохраняться за ней на все время, пока она жила на чужбине, в Кумах. Это очень важное для нас свидетельство, потому что оторванные от мест космических катастроф, некоторые сивиллы теряли дар прорицания , он как бы «затухал». Развалины кумского храма с оракулом и пещерой, в котором пророчествовала сивилла, сохранились до сих пор. Кумской сивилле приписывается создание свода сивиллиных книг, в которых были записаны пророчества, с предсказанием событий на многие века вперед .

Любопытно, что в первые века христианства, пророчества сивилл получили положительную оценку у христианских богословов , потому что, по легенде, именно эритрейская сивилла, провидчески предсказала приход Христа . Однако позже, по мере укрепления христианства, книги сивилл были изъяты из обращения , как относящиеся к языческому культу . Другие авторы, исчезновение книг объясняют тем, что они погибли во время пожара . По легенде, некоторые из пророчеств языческих сивилл, были включены в библейские тексты.

Сивиллины книги.

В настоящее время под книгами сивилл подразумеваются дошедшие до наших дней несколько античных сборников, содержащие около 4000 стихов, составляющих 14 песен, написанные гексаметром на древнегреческом языке. Однако доказать подлинность или аутентичность сохранившихся пророчеств, в настоящее время не представляется возможным .

Предполагается, что они содержат пророчества сивилл, записанные в промежутке между вторым веком до н.э. и четвертым веком нашей эры. (По другой версии, книги датируются промежутком времени между первым веком до нашей эры и первом веком нашей эры).

По очередной легенде, «сивиллины книги », первоначально были записаны на пальмовых листьях, и изначально их было всего девять . Античные авторы сообщают, что они играли главную роль в общественно-политической жизни Рима, при принятии важных или судьбоносных решений, ибо в них были записаны пророчества на многие тысячелетия вперед .

Особенно важным для меня представляется мифологическое свидетельство , что сивиллины книги были написаны на «пальмовых листьях» . В мифологии пальма является священным деревом, а само слово «пальма» имеет сакральный смысл, и обозначает число «пять», которое символизирует «комету - возмездие» и пять глобальных космических катастроф, произошедших на памяти человеческих цивилизаций . (Подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»). То есть, указание на то, что сивиллины книги писались на «пальмовых листьях» свидетельствует о том, что пророчества этих книг напрямую были связаны с тайнами «кометы - возмездие» и глобальными катастрофами .

Существует известный рассказ Фирмиана о том, что Кумская сивилла принесла девять книг своих предсказаний римскому царю Тарквинию Древнему, и попросила за них триста филиппеев, не существовавших в то время золотых монет, которые появились в обращении только два века спустя. Зная, что таких монет не существует в природе, царь отнесся к ней с недоверием, и даже не спросил, что содержится в этих книгах, и тогда она сожгла три из них. Позже, сивилла пришла к царю во второй раз, и за оставшиеся шесть книг , запросила прежнюю цену. И вновь не удостоенная царского внимания, она сожгла очередные три книги. Она пришла и в третий раз, предложив царю оставшиеся три книги, и снова попросила за них столько же, предупредив, что если царь откажется, то она сожжет и эти книги. Легенда утверждает, что тогда царь, все-таки задумался и попросил совета у своих священнослужителей, а прочитав книги, дал за них требуемую сумму, и даже попросил копии сожженных книг. Сивилла ответила, что у неё нет больше книг, и без вдохновения она не в состоянии что-либо добавить , но можно взять из других городов важные изречения иных знаменитых сивилл, которые там сохранились, и составить из них полное собрание. Так и постановили сделать. Собрание восстановленных сивиллиных книг решено было положить на Капитолии в первом Риме (1) , при этом зафиксированные в книгах изречения сивилл должны были храниться в строжайшей ото всех тайне .

И только немногим избранным доступно было ознакомиться с их содержанием, потому что они содержали пророчества, в которых предсказывались знаковые события и бедствия, которые обязательно должны были произойти в Италии . По совету авгуров, Тарквиний Древний охрану купленных сивиллиных книг поручил дуумвирам .

Позже, к этим книгам были добавлены наиболее значимые пророчества тибуртинской и других сивилл, а сами книгибыло поручено сохранять особой жреческой коллегии в храме Юпитера на Капитолийском холме . К сожалению из всех авторов «сивиллиных книг», до нас дошло только имя Эритрейской сивиллы, а имена остальных, остались безвестными.

Содержание сивиллиных книг составляло главную государственную тайну Рима, и для доступа к ним требовалось специальное постановление Сената. А раскрытие тайны сивиллиных книг каралось также строго, как отцеубийство , и греческий историк Дионисий Галикарнасский рассказывает историю о том, что дуумвир Марк Атилий, был приговорен к смерти за то, что дал переписать сивиллину книгу Петронию Сабину. Согласно сообщения Валерия Максима, за это ужасное преступление против государства, Тарквиний приказал зашить Марка Атилия в мешок из бычьей шкуры и бросить в море.

В настоящее время, к сохранившимся пророчествам сивиллиных книг все академические ученые относятся с пренебрежением и предубеждением, отчасти оттого, что позже они не раз восстанавливались, и исправлялись, а отчасти оттого, что многие из стихов, не сохранили правильный размер. Некоторые полагают, что здесь была вина необразованных переписчиков, однако Платон, считал, что «многое и великое» бездумно исправляли и уничтожали люди, которые не знали истинной цены сивиллиных пророчеств .

Я же не исключаю, что многие сивиллины предсказания были умышленно изъяты из обращения при наступлении эры христианства, так как эти знания особо почитались язычниками . По крайней мере, воинствующие христиане, в указанное время, многие книги, считавшиеся «языческими», изъяли из обращения, и сожгли в кострах.

Пророчествами сивиллиных книг, в которых излагалась «божья воля», пользовались только в самые ответственные моменты общественной и политической жизни Рима , сверяя с ними правильный ход римской истории . Известно, что в последующие века, с пророчествами сивиллиных книг римляне сверялись не один раз, о чем упоминает Тит Ливий. Но, к сожалению, его книги, содержащие данную информацию, также были утеряны, и у нас нет возможности полноценно и объективно оценить достоверность сивиллиных предсказаний.

Правда, кое-какие сведения о сивиллиных оракулах, в трудах поздних историков, найти все же удалось.

По дошедшей до нас легенде, в пророчествах двенадцати сивиллиных книг, хранившихся в царской библиотеке Рима, была собрана коллекция предсказаний греко-римских, этрусских, и иудейских сивилл, в которых предсказывался конец многобожия и конечное торжество единого Бога. (Напомню, что в настоящее время существует пять самых уважаемых религиозных вероучений, каждое из которых претендует на роль мировой религии). Кроме того, сообщается, что сивиллины книги содержали изложение римской истории «от сотворения мира до Всемирного потопа». (То есть, по-видимому, это были оракулы, связанные с периодом обращения «кометы-возмездие» и глобальными космическими катастрофами Земли). Возможно, по этой причине, ряд сивиллиных пророчеств и вошел в библейские тексты . Кроме того, считается, что в сивиллиных книгах были описаны судьбы римских правителей и царей за весь исторический период, вплоть до даты «конца света», и даже были помещены их характерные портреты-рисунки .

(И как тут не вспомнить историю русского монаха Авеля, который, по сохранившейся легенде, составил свод предсказаний не только на династию русских царей из дома Романовых, но и на последующих правителей России вплоть до даты «конца света» .)

Полагают, что во время гражданской войны, 6 июля 83 года до н.э., во время пожара Капитолия, все сивиллины книги сгорели, но позже были восстановлены при императоре Гае Юлии Цезаре Августе, и затем помещены в храм Аполлона на Палатинском холме . В римской истории эти восстановленные книги известны под названием «вторых сивиллиных книг».

Примечание.

(1) Древние авторы византийской эпохи различали Первый (старший) Рим и Второй (младший) Рим - Константинополь . Позже, после космической катастрофы Алатырь (1240 год), появился и Третий (новый) Рим - Москва . (Подробнее см. в книге «Тайна Алатырь - камня.)

Вторые сивиллины книги.

После пожара, для восстановления сивиллиных книг, были использованы разные, в том числе и сомнительные тексты сивилл , хранящиеся в италийских колониях в Африке, на Самосе, Делосе, в Илионе, Эритрах и Сицилии. А позже, римские жрецы, по каким-то только одним им ведомым мотивам, определили степень их подлинности .

Но и эти тексты, в 405 году, были сожжены по приказу Флавия Стилихона. И к настоящему времени, сохранились только немногочисленные, чудом уцелевшие фрагменты из сивиллиных книг, подлинность которых абсолютно ничем не подтверждена. Более того, эти пророчества написаны не гексаметром, а акростихом. На наличие в пророчествах акростихов , вместо классического гексаметра, первым обратил внимание Цицерон, предполагая, что данные пророчества были сфальсифицированы .

Не обсуждая достоверность дошедших до нас сивиллиных пророчеств, сообщим о самых любопытных из них.

Во время эпидемии чумы в Риме, в 293 году до н.э., в сивиллиных книгах нашли предсказание, что чума пойдет на убыль, если в Рим перевезут статую бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища . Поэтому, после молебна, в Эпидавр, расположеный на северо-востоке Пелопонеса, отправили специальное посольство за священной змеей бога , которую, по прибытии в Рим, поместили на знаменитый Тибрский остров.

После этого, в соответствии с пророчеством, на Тибрском острове впервые был успешно применен метод лечения чумы с помощью инкубации и карантина , существовавший до этого только в Эпидавре.

Благодаря этому событию, остров так и остался посвящённым богу Эскулапу, и в память о нем, при устройстве набережной, берегам острова придали форму плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа. А позже, на этом острове в 291 году, построили и освятили храм в честь Эскулапа .

Аналогично этому, также по предсказанию сивиллы, в 204 году до н.э., из Малой Азии в Рим был привезен священный Черный камень , почитаемый как священный символ Богини-Матери Кибелы . Но подробно об этом я уже писал в книге «Тайна Алатырь-камня».

Однако сивиллинам книгам, приписывалось и много других пророчеств, к которым, по моему разумению, эти книги не имели никакого отношения, а потому я воздержусь излагать эти непроверенные сведения.

В восемнадцатом году до н.э. , по приказу Гая Юлия Цезаря Августа, тексты сивиллиных книг вновь были подвергнуты очередной ревизии и пересмотрены, и уже в двенадцатом году до н.э , став великим понтификом (верховным жрецом), Цезарь Август приказывает сжечь все сомнительные пророческие книги, оставив только уточненные, не вызывающие сомнений, тексты сивиллиных книг .

Однако уже в девятнадцатом году новой эры, Тиберий Юлий Цезарь Август (по религиозной легенде, именно в его правление был распят Иисус Христос) вновь ставит под сомнение достоверность текстов сивиллиных книг, и назначает очередное расследование по определению их подлинности. А в тридцать втором году новой эры, когда римский Сенат обсуждал вопрос о включении в список сивиллиных книг дополнительных текстов, Тиберий вновь заявил, что под именем новых пророчеств распространяется «вздор». Напрашивается вывод, что в собранном втором своде сивиллиных книг, уже имели место многочисленные недостоверные пророчества, а возможно и откровенные фальсификации.

Впрочем, был, и третий свод сивиллиных книг , составленный предположительно, в эпоху византийского императора Флавия Юстиниана Великого (шестой век новой эры), и сохранившийся в достаточно большом объеме. Но к этому своду у историков имеется столь много критических замечаний, что это не позволяет, даже с большой натяжкой, считать этот свод аутентичным.

Сивиллины пророчества в книгах античных авторов.

Цитаты из сивиллиных книг, которые неоднократно переписывались, появились у античных авторов, не ранее второго века нашей эры, а потому подтвердить их аутентичность, нам не удастся.

Тем не менее, ниже я приведу некоторые любопытные цитаты, найденные у древних авторов, с оговоркой, что нет никакой уверенности в том, что они полностью соответствуют первоначальным сивиллиным текстам .

Ссылки на сивиллины книги содержатся в трудах Аппиана, Афинагора, Климента Александрийского, Павсания, Плутарха, Тертуллиана, Феофила Антиохийского, Лактанция и у ряда других уважаемых древних авторов, но я не ставил своей целью даже частично восстановить содержание сивиллиных книг, хотя некоторые цитаты показались мне любопытными, и я счел возможным упомянуть о них в данной статье.

В сохранившихся пророчествах сивиллы Эритрейской имеются упоминания о страшных глобальных катаклизмах, вызванных волосатой звездой (кометой):

Вспыхнет звезда на заходе - она зовется кометой - (1)
Вестницей станет она сражений, голода, смерти,
Гибели славных вождей и прочих людей знаменитых.
Знаменья будут тогда даны величайшие смертным:
«Течь прекратит Танаис в Меотиду (2) струей многоводной,
Высохнув, русло его плодородною пашнею станет,
В озеро воды польются по множеству малых протоков»
.

Песнь 3, 334-340.

К этому оракулу требуется лишь небольшое пояснение.

1. … «она зовется кометой». Можно полагать, что в данном пророчестве речь идет о «комете-возмездие» (комете Фаэтон), ставшей причиной Ноева потопа.Столкновение этой кометы с Землей произошло 3 апреля 1528 (1596) года до н.э. Очередное прохождение этой кометы через орбиту Земли и глобальный катаклизм ожидается через четыреста лет, в 2412 году . Не исключено, что данное пророчество относится именно к этому году. (подробнее см. в моей книге «Тайна «кометы-возмездие»).

Танаис - античное название реки Дон.

Меотида (Меотийское болото) - древнее название Азовского моря. Согласно древнегреческим мифам, на его побережье, у Керченского пролива, соединявшего Черное и Азовское моря, жили киммерийцы, которые сторожили вход в царство теней Аид (потусторонний мир), что позволяет предполагать, что здесь было местоположение одного из космических взрывов Ноева потопа.В седьмом веке до н.э.,здесь находились греческие колонии, самыми известными из которых были Фанагория, Панакопей, Гермонассы.

У Эритрейской сивиллы находим и прозрачный намек на название этой кометы:

«В год четвертый (1) , когда звезда засияет большая ,
Землю, которую всю, уничтожит одна, ради мести (2) ,…»

Песнь 5 (155,156).

Здесь тоже необходимо небольшое пояснение.

1. «В год четвертый (1)». Четвертым годом назывался високосный год.

2. «ради мести ,…». Одно из названий «кометы-возмездие» , было дано по имени богини мести Немезиды , и ранее было широко известно в Древнем Мире.

Эритрейская сивилла называет эту комету «огненным кругом колеса»:

Огненный круг колеса (1) из потока великого выйдет,
Тяжко давить оно будет вершителей дел беззаконных;
И раздадутся тогда отовсюду плач и стенанья,
Горький удел ужаснет и отцов, и детей неразумных,
И матерей, и младенцев, еще кормящихся грудью.
Слез не выплакать им никогда, и жалкие крики
Уж не услышит никто, хоть будут звучать отовсюду:
Так что, терзаясь во тьме глубокого Тартара (2), станут
Вопли они испускать напрасно, и в скорбных угодьях
Трижды заплатят за все совершенные ими злодейства,
Пламенем жарким палимы, зубами они заскрежещут ,
Жажда сильнейшая им причинит мучения злые
И пожелают тогда умереть, но больше не смогут:
Не успокоит их смерть, и ночь не даст передышки.
Долго Всевышнего Бога молить они будут напрасно -
И отвратит Господь Свой лик, чтоб их больше не видеть:
Ибо ведь людям заблудшим Он семь веков (3) предоставил
Для покаянья - за них просила Дева святая .
Тех же, кто делал добро и был всегда справедливым,
Славился кто благочестьем и верным ума рассужденьем -
Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком
Пламени и поведут их к свету и к жизни беспечной

Песнь 2 (295-316).

К этому оракулу также необходимо небольшое пояснение.

В данном пророчестве речь идет о предстоящем космическом катаклизме (предстоящем «конце света») и о сроке, равном периоду обращения «кометы-возмездие», по истечении которого наступит время глобальной космической катастрофы.

«Огненный круг колеса (1) .» Имеется в виду период обращения «кометы-возмездие», равный 4008 годам, определяющий период между глобальными космическими катастрофами, который в мифологии обозначается сакральными числами «сорок» (столетий), и «семь» (число полных индиктионов). В мифологии эти катастрофы называются «мировым пожаром» .

«…глубокого Тартара (2)». Словом Тартар (ад) обозначено время наступления глобальной космической катастрофы. Речь идет о множественных электроразрядных космических взрывов этой катастрофы, пламя которых сожжет многие регионы Земли.

«семь веков (3)». Имеются в виду семь полных индиктионов, которые составляют период обращения «кометы-возмездие». В связи с этим, употребление числа «семь» в мифологии всегда носит сакральное значение.

«Дева святая» - на местах космических катастроф, согласно религиозной традиции, всегда строились храмы в память Успения Пресвятой Богородицы .

О предстоящем катаклизме (предстоящем «конце света»), читаем и в другом месте:

«Мир, от вод погибая, провоет жуткую песню .(1)
Время наступит, и воздух над вами вдруг всколыхнется ,(2)
Бога великого гнев устремится с неба на землю .
Истинно время придет ,(3) когда на людей (Онсвой гнев) опрокинет…»

Песнь 1 (159-164).

Здесь тоже необходимы пояснения.

1. «Мир, от вод погибая, провоет жуткую песню». Во время космической катастрофы 1528 года до н.э. (прежнее летоисчисление) , Земля изменила угол наклона земной оси на 56 угловых минут и 40 секунд. (Поэтому в летоисчислении от Р.Х. годом катастрофы в новом летоисчислении считается 1596 год до н.э.) Возникшая из-за смещения земной оси приливная волна затопила Месопотамию и уничтожила многие ранее цветущие цивилизации Средиземноморья. Потоп сопровождался страшными звуковыми явлениями.

2. … «воздух над вами вдруг всколыхнется Во время космическая катастрофы 1528 года до н.э. (Ноева потопа) произошел взрыв вулкана на острове Санторин, воздушная взрывная волна от которого, несколько раз обогнула земной шар. В связи с этим, в библейских текстах закрепилось обожествленное мифологическое название этого катаклизма - «Дух Святой» и Ноев потоп.

3. … «время придет» Очевидно, что данное пророчество передает подробности предстоящего «конца света» по аналогии с событиями Ноева потопа.

О смещении земной оси во время предстоящего «конца света», упомянуто и в нижеследующем оракуле эритрейской сивиллы:

«Не заноситесь, Индийцы и храбрый народ Эфиопов!
Ибо когда колесо небесной оси (1) , Козерог,
Звезды, Телец, побегут вкруг центра в созвездии Братьев (2) -
Дева, на небо, взойдя, и Солнце, крутясь непрерывно,
Их хоровод (3) поведут по всему небесному своду -
Будет тут страшный пожар(4) , который охватит всю землю,
В битве небесных светил (5) обновится природа, погибнет,
Плачем, мир огласив, в огне страна Эфиопов! »

Песнь 5, 206-213.

Здесь также необходим небольшой комментарий.

1. «… колесо небесной оси». Под колесом небесной оси древние авторы подразумевали зодиакальный календарь, - расположенные по кругу двенадцать созвездий Зодиака, по которым точка весеннего равноденствия смещается в результате прецессии. Изменение угла наклона земной оси во время глобальных катаклизмов, изменяет положение точки весеннего равноденствия, что вынуждает вводить новое летоисчисление. (подробнее см. в моей книге «Тайна «кометы-возмездие»»).

2.«… в созвездии Братьев» . В созвездии Близнецов . Древние жрецы сохранили сведения о пяти космических катаклизмах Земли, связанных с прохождением «кометы-возмездие» через орбиту Земли. В данном случае, имеется в виду глобальная космическая катастрофа, произошедшая в 5604 году до н.э., в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в зодиакальном знаке Близнецов. Эта космическая катастрофа получила в религиозных текстах название «сотворение мира» . Служит скрытой точкой отсчета и «датой памяти» для многих календарей древних цивилизаций.

3. … «хоровод» Пояснение см. в статье «Хоровод Гора».

4. … «страшный пожар» Речь идет о «мировом пожаре», т.е. о времени предстоящей катастрофы.

5.«… В битве небесных светил». Имеется в виду предстоящая космическая катастрофа, связанная со столкновением «кометы-возмездие» (кометы Фаэтон) с Землей. Пророчество предполагает, что во время предстоящей космической катастрофы (предстоящего «конца света») в 2412 году, от космического огня погибнет Эфиопия.

О любопытном пророчестве сивилл относящемуся к будущему «концу света», сообщает нам продолжатель Феофана, который давая жизнеописание византийского императора Левона Арцруни (Лев V Армянин (813-820 гг)), пишет: «Пророчество же это было сивиллино и содержалось в одной книге, хранившейся в царской библиотеке, и находились в этой книге не одни оракулы, но и изображения и фигуры грядущих царей(1) . Был изображен там и лев и начертана буква хи (2) , от хребта до брюха его. А позади — некий муж, с налету наносящий смертельный удар зверю через хи. Многим показывал Лев книгу и просил разъяснений, но один лишь исполнявший тогда квесторскую должность растолковал прорицание, что де царь по имени Лев будет предан губительной смерти в день Рождества Христова» .

Для этого оракула также необходимо пояснение.

Это астрономическое пророчество, и потому легко расшифровывается.

«…и изображения и фигуры грядущих царей(1) Я уже писал о том, что в сивиллиных книгах имелись описания жизни и даже рисунки римских цезарей за длительный отрезок времени. Но в данном случае под обозначением «лев - царь» подразумевается глобальная космическая катастрофа.

«… Был изображен там и лев и начертана буква хи (2) ». Изображение Льва (созвездия Льва) в этом пророчестве подразумевает космическую катастрофу 9612 года до н.э ., произошедшую в то время, когда точка весеннего равноденствия, находилась в зодиакальном созвездии Льва. (Во время этой катастрофы погибла легендарная Атлантида Платона). При этом буква «хи» (буква «Х» в современном алфавите), означает долгопериодичную «комету-возмездие» (в древности изображалась как «Х-комета»), явившуюся причиной этого катаклизма. А выражение «Лев будет предан губительной смерти в день Рождества Христова», означает дату очередного предстоящего космического катаклизма (дату предстоящего «конца света»), который, по расчетам древних жрецов, должен состояться 25 декабря 2412 года, в день Рождества Христова, под зодиакальным знаком Водолея. (подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»»)

Пророчества эритрейской сивиллы вошли и в тексты религиозных книг:

«Скрежет зубовный тогда и плач всеобщий раздастся,
Солнца померкнет сиянье , и скроются звезд хороводы ,
Небо свернется как свиток , луны мерцанье угаснет,
Высями станут долины, в низины холмы обратятся .
Больше высот на земле губительных вовсе не будет,
Общее примут обличье равнины и горные кряжи;
Глади морской не коснутся суда; земля запылает ,
А источники рек и бурные воды иссякнут .
С неба труба пропоет печальным голосом песню ,
Страшный позор несчастных оплачет и мира мученья,
Пропасти, в почве разверзшись, покажут Тартара хаос ,
А пред небесным престолом Господним все люди сойдутся. С неба потоки огня и серы хлынут на землю.»

Песнь 8 (231-243).

Здесь также требуется небольшое пояснение.

«Скрежет зубовный Солнца померкнет сиянье , … Небо свернется как свиток» и т.д. Указанные выражения, помеченные и выделенные курсивом, практически без изменения вошли в библейские тексты. Выделенные шрифтом слова и выражения, лишь в слегка измененном виде, вошли в тексты Библии.

Вот пророчество, которое предположительно относится к предстоящей космической катастрофе 2412 года.

«Время настанет , и в мир придут сотрясенья земные,
Молнии жгучие, громы и ржавый налет на растеньях ,
Бешенство быстрых волков, убийства кровавые, гибель
Жизней людских, за людьми же быки мычащие сгинут,
Множество коз и овец, ослов терпеливых и прочий
Четвероногий скот, а пашни обширные будут
Брошены и в запустенье придут, а плоды не родятся,
Всюду в обычай войдет продажа и купля свободных,
Только дал смолкнуть Господь, мольбам моим частым внимая,
Мудрой песне, как снова вложил Он мне радостный голос
В сердце, дабы могла я реченное Богом поведать .
Телом всем, содрогаясь, начну говорить - ведь не знаю,
Что говорю, но от Бога исходят мои прорицанья
.
Словно рабов, и везде разграбят священные храмы .
Явится после того поколенье десятое смертных,
И вот тогда сокрушит Колебатель и Молниевержец (1)
Идолов, бывших в почете, и мощь семихолмного Рима
Он потрясет, уничтожив богатства несметные разом:
Мощный пожрет их огонь, великое пламя Гефеста.
Наземь с высоких небес поток польется кровавый» …

Песнь 2, 1-20.

Примечание.

1. «Колебателем Землии Молниевержцем» древние греки называли Посейдона.

А вот сивиллины пророчества, которые, по-видимому, были написаны ранее середины второго тысячелетия до н.э., ибо в них сообщается о погибших городах и разрушениях во время Ноева потопа :

«Кизик, море отнимет твое богатство и счастье;
Плохо придется тебе, Византий , стоящий напротив
Азии; стоном и кровью до края ты будешь наполнен.
С той вершины горы, что над Ликией высится, воды
Хлынут потоками вниз, из твердого выбившись камня.
Чтобы утихли они, надо сбыться отцов предсказаньям.
Город обильной вином Пропонтиды, увы тебе, Кизик!
Бурной Риндакской волною ты будешь»
Песнь 3, 436-441.

«Много в почве возникнет провалов и пропастей, рухнут
В них города со всеми людьми. Эта страшная участь
В Азии Смирну постигнет, Иас, Кебрен, Пандонию,
Антиохию, Эфес, Колофон, Никею, Скиагру,
Астипалею, Синоп, Иераполь,
счастливую Газу.
Так же погибнут в Европе Танагра и Меропея ,
Так пропадут Микены, Магнезия и Антигона .
Знайте тогда, что вскоре конец настанет Египту ,
Прежнее лето всегда будет лучшим для Александрийцев ».
Книга 3, 341-349.

«Будет для Кипра знак - ужасное землетрясенье,
Множество душ оно Аиду отдаст в одночасье!
Рухнут и мощные стены с Эфесом соседнего Тралла
За преступления их обитателей, злых и жестоких.
Воды горячие с неба на землю польются , и станет
Впитывать почва ту влагу и запах удушливой серы ».

Песнь 3, 457-462.

«Древний день своего основания также оплачут
Кипр и Сардиния , их удары холодного ветра,
Посланы Богом святым, в пучину соленую сбросят,
Станут они в волнах морским обитальцам добычей.
Горе! сколько Аид невест прекрасных добудет,
Сколько непогребенных юнцов не отпустят глубины!
О, невинные дети! О, тяжкое злато в пучине!»
Песнь 3, 476-482.

«Остров Сицилия весь сожжен будет мощным потоком
Лавы кипящей, из недр, что извергнет с пламенем Этна .
Город же славный Кротон погрузится в глубокое море.
Вспыхнет в Элладе вражда. Совсем обезумев от гнева,
Много с землей городов сровняют и многих погубят
В битве жестокой. Война принесет всем поровну горя».

Песнь 4, 81-86.

«Стойкая Лаодикия , тебя опрокинет однажды
Землетрясенье, но ты поднимешься вновь из развалин.
О Ликийские Миры, краса городов! Никогда вас
Прочно земля не удержит, сама сотрясаясь. В паденье
Ниже и ниже клонясь, вы другую страну изберете,
Чтобы в ней жизнь продолжать - настоящий мятеж, а не город.
Из-за нечестья тогда же затихнет и город Патары ,
Море его поглотит при землетрясении и буре.
Также тебе предстоит, Армения, рабская участь».

Песнь 4, 108-116.

«Родос злосчастный, тебя, тебя я первым оплачу!
Первым среди городов ты будешь и первым погибнешь,
Жизни лишен, без людей, одинокий и очень несчастный.
Делос , ты поплывешь, и на волнах будешь качаться.
Кипр, однажды тебя затопят воды морские».
Песнь 7, 1-5.

Примечание.

В данных пророчествах описаны события Ноева потопа, что позволяет предполагать, что институт предсказателей и сивилл, существовал задолго до Ноева потопа. И некоторые из этих событий упомянуты в библейских текстах.

Но, справедливости ради, должен сказать и о том, что в советское время, некоторые авторы научного атеизма, высказывали мнение, что в библейских текстах, уже произошедшие события, составители Библии излагали в виде пророчеств (?!). О выделенных шрифтом городах и островах, погибших во время Ноева потопа, подробный рассказ будет в книге «Ноев потоп».

Фирмиан Лактанций о сивиллах.

А вот что пишет о наступлении космического катаклизма, ссылаясь на сивиллины пророчества «христианский Цицерон» Фирмиан Лактанций в «Божественных установлениях» (VII, 19, 2), : «Тогда, в тихую и тёмную ночь, откроется небо, и всему миру явится, словно молния, свет сходящего на землю Бога».

В своих «Божественных установлениях» Фирмиан Лактанций пишет, что в оригинальном виде сивиллины книги представляют трудность и для чтения и для изучения . Но приняв удобный для понимания вид , они объясняют «немало необходимого и важного, а так же содержат в себе множество самых разнообразных знаний» . Они дают внятное понимание мифологического содержания библейских текстов и библейских пророчеств и могут принести немалую пользу тем, кто их прочтёт. Также он пишет о том, что пророчества сивиллиных книг, всегда излагались не совсем понятным для обывателя языком .

Это действительно так, потому что в ряде случаев, сивиллины оракулы содержат мифологические термины, а потому для их толкования привлекались посвященные жрецы. И не исключено, что это обстоятельство, было причиной и многочисленных случаев их неверного понимания, ведь мифологическая терминология до сих пор доступна для понимания только избранным .

«Из Эрифр происходила Сивилла, некая боговдохновенная и вещая женщина древности. Во времена Александра из того же города родом была другая вещая женщина — Афинаида»; «Каллисфен говорит, что Эритрейская Афинаида также возвестила о божественном происхождении Александра, ибо, по его словам, эта пророчица была похожа на древнюю Эритрейскую Сивиллу» (Страбон, «География», XIV.1.34, XVII.I.43, пер. Г.А. Стратановского). — Здесь и далее примечания переводчика .

Дардан — сын Зевса и плеяды Электры, родившийся, по одной из версий, на Самофракии. Основал город Дарданию, неподалеку от которого правнук Дардана, Ил, впоследствии заложил стены Илиона (Трои).

Точнее говоря, Гомер упоминает о гневе Афины, обрушившемся на ахейцев за то, что Аякс Малый вторгся в святилище богини и взял Кассандру силой, оторвав ее от статуи богини: «…постигнула злая судьбина / Многих, разгневавших дочь светлоокую страшного бога. / Сильную распрю богиня Афина зажгла меж Атридов» («Одиссея», III.134—136). Сам этот эпизод у Гомера не описывается, но был известен в его эпоху по киклической поэме «Разрушение Илиона» (конец VIII в.), которая в древности иногда приписывалась Гомеру.

«…Сивилл было десять, и всех он [Варрон] перечислил, полагаясь на писателей, которые обычно писали о какой-либо одной из них.

Первая была из Персии, о ней упоминает Никанор, который записал деяния Александра Македонского.

Вторая была Ливийская, которую упоминает Еврипид в прологе к “Ламии”.

Третья Дельфийская, о которой говорит Хрисипп в той книге, которую он написал о дивинациях.

Четвертая Киммерийская в Италии, которую упоминает Невий в книгах о Пунической войне, а Пизон — в “Анналах”.

Пятая Эритрейская, которую Аполлодор Эртирейский называет своей согражданкой и которая, как он утверждал, пророчествовала грекам, направившимся к Илиону, о том, что погибнет Троя и что Гомер напишет поэму, полную вымыслов.

Шестая Самосская, о которой писал Эратосфен, почерпнув сведения в древних анналах самосцев.

Седьмая Куманская по имения Амалфея, которая другими именуется Герофилой или Демофилой. Она доставила девять книг [пророчеств] царю Тарквинию Приску и потребовала за них триста [золотых] филиппов, царь же, отказавшись выплачивать столь высокую цену, посмеялся над безумием женщины. Тогда та на глазах у царя сожгла три книги, а за остальные попросила ту же цену. Тарквиний посчитал, что она еще более безумна. Когда она снова сожгла три книги и упорствовала на той же плате, царь был ошеломлен и выплатил за остальные триста золотых [монет]. Число их потом увеличилось, когда был восстановлен Капитолий, ибо из всех городов, как италийских, так и греческих, особенно из Эритреи были собраны и доставлены в Рим книги, носившие имя какой-либо из Сивилл.

Восьмая Геллеспонтская, рожденная на Троянском поле в деревушке Марпесс близ города Гергиций. Гераклид Понтийский писал, что она жила во времена Солона и Кира.

Девятая из Фригии, которая пророчествовала в Анкире.

Десятая Тибурская по имени Альбунея, которая почитается как богиня в Тибуре близ берегов реки Аниен, в водах которой, как рассказывают, была обнаружена ее статуя, держащая в руке книгу. Сенат перенес ее в Капитолий для почитания» (пер. В.М. Тюленева).

Имеется в виду четвертая из сивилл в списке Варрона; см. ниже подраздел «Киммерийская сивилла».

В классическом английском переводе «Энеиды», выполненном Джоном Драйденом (1631—1700), вместо Гекаты (Тривии), как в оригинале, речь идет о Прозерпине (Персефоне), чем и объясняется это утверждение автора.

«По сообщению Посидония, мисийцы из благочестия воздерживаются употреблять в пищу живые существа, поэтому не едят и домашних животных. Они питаются медом и сыром, ведя мирную жизнь, поэтому их называют “богобоязненными” и “капнобатами”» (Страбон, «География», VII.III.3, пер. Г.А. Стратановского). М. Элиаде в связи с этим отрывком отмечает: «О существовании шаманизма у гетов свидетельствует только один известный памятник — рассказ Страбона о мизийских “капнобатах”. Это слово переводилось по аналогии с аристофановскими “аэробатами” как “ходящие по облакам”; но в действительности оно означает “ходящие по дыму”. Можно предположить, что это дым от курения конопли — архаического способа достижения экстаза, известного и фракийцам, и скифам. По-видимому, капнобатов следует понимать как гетских танцоров и колдунов, входивших в экстатический транс посредством курения конопли».

«Тут есть скала, высоко поднимающаяся над землей. Дельфийцы говорят, что, стоя на ней, пела свои пророчества женщина по имени Герофила, а по прозванию Сивилла» (Павсаний, «Описание Эллады», X.XII.1, пер. С.П. Кондратьева).

«Кончина постигла ее в Троаде, и ее могила находится в роще Аполлона Сминфейского, и на надгробной стеле сделана такая надпись элегическими стихами:

Здесь ясновидящей вещего Феба Сивиллы могила;
Здесь я под камня плитой мертвой навеки лежу.
Прежде громко вещавшая дева, безгласная ныне,
Волей жестокой судьбы скована в этой земле.
Но недалеко от нимф и от Гермеса здесь я покоюсь!
Дар это мне судьбы: бога хранила я храм.

Действительно, около ее могилы стоит Гермес в виде четырехугольной колонны (с головою бога), слева же вода вливается в водоем, и там стояли статуи нимф» (там же, X.XII.3).

Любопытно, что с прорицательницей Манто также ассоциировался священный камень: «Там [в Фивах] есть камень, на который, говорят, садилась Манто, дочь Тиресия. Этот камень лежит перед входом в храм, и до наших еще дней ему имя “Седалище Манто”» (там же, IX.X.3).

«Делосцы помнят гимн, написанный этой женщиной в честь Аполлона. Она в нем называет себя не только Герофилой, но и Артемидой и законной женой Аполлона, а иногда опять она говорит, что она его дочь и сестра. Так она говорила, охваченная экстазом и божественным вдохновением. В других своих пророчествах она говорила, что рождена она бессмертною матерью, одною из нимф горы Иды, а что отец ее был смертным. Она так говорит об этом в стихах:

Смертная я по отцу, но по матери — божеской крови:
Мать моя — нимфа бессмертная, хлебом питался отец мой.
Ида родила меня с стороны материнской, с отцовской
Родина Аидоней мне река и Марпесс, посвященный
Матери милой моей, с его красною глинистой почвой» (там же, X.XII.1).

«…Аполлоний пришел в великую Антиохию и там явился в храм Аполлона Дафнийского, к коему ассирияне относят аркадское предание, утверждая, будто именно здесь преобразилась в дерево Дафна, дочь Ладона. Действительно, в тех краях протекает речка Ладон и почитается священный лавр, некогда бывший девой. Храм окружен кипарисами необычной высоты, а местность изобилует полноводными и тихими родниками, в коих, говорят, омывался сам Аполлон» (Флавий Филострат, «Жизнь Аполлония Тианского», I.16).

По преданию, италийская река Альбула стала называться Тибром после того, как в ней утонул легендарный царь Тиберин, девятый в списке царей Альба-Лонги. Позднее в Тибре собирались утопить новорожденных Ромула и Рема, но течение прибило корзину с младенцами к берегу, где их вскормила волчица.

«Землю фалисков неподалеку от Рима населяют племена, которые зовутся гирпы и которые во время ежегодного жертвоприношения Аполлону на горе Соракта ходят по горящим углям и не обжигаются; своим постановлением сенат освободил гирпов от воинской и прочих повинностей» (Плиний Старший, «Естественная история», VII. II.19, пер. В.Н. Илюшечкина).

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...