Арифметика высшего пилотажа в небе халхин-гола. Асы халхин-гола

22.10.2017 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Каждое новое сообщение минимум 10 суток выделяется красным , но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО находится в начале темы. Рубрика "НОВОСТИ САЙТА" обновляeтся РЕГУЛЯРНО , а все ее ссылки - АКТИВНЫ

БОИ У ОЗЕРА ХАСАН (08.1937г)
- после 27.09.1937г в соответствии с договором о взаимопомощи между СССР-МНР, в подтверждении слов Молотова "что границу МНР мы будем защищать, как свою собственную", СССР ввел на территорию МНР "ограниченный контингент" в составе 57 особого корпуса: 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин, 5000 тыс. автомобилей и 108 самолетов (Прим.4*)
- на 05.08.1937г японцы имели в этом районе 20 тыс. группировку: 19-я пехотная дивизия, пехотная бригада, 2 артиллерийских полка, 3 пулеметных батальона. Советская войска соответственно 32860 военнослужащих: 40-я и 32-я стрелковые дивизии, 2-я отдельная механизированная бригада, стрелковый полк 39-й дивизии, 2 артиллерийских полка. Войска были готовы поддержать 180 бомбардировщиков и 70 истребителей.
- по сведениям разведки японской армии, к концу 1936г численность вооруженных сил Забайкальского военного округа и Особой Дальневосточной армии по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2-6 стрелковых дивизий, одну кавалерийскую дивизию, около 250 самолетов и на 300-400 танков, составив 16-20 стрелковых дивизий, 4 кавалерийских дивизий, около 1200 самолетов, около 1200 танков и около 70 подводных лодок. Такое усиление обороны советского Дальнего Востока было осуществлено в соответствии с постановлением СНК СССР от 27.05.1933г (Прим.2*)
- на июнь 1937г численность РККА на Дальнем Востоке достигла 83750 военнослужащих, 946 орудий, 890 танков (преимущественно лёгких) и 766 самолетов
- на 13.06.1937г СССР мог использовать против Японии в нормальных условиях до 28 дивизий, а при необходимости от 31 до 58 дивизий. Против советских 2000 самолетов японцы могли выставить лишь 340, против 1900 танков - лишь 170. Фактическое соотношение сил 5 к 1 в пользу советских ВС (выводы 5 отдела Генштаба ВС Японии на основе данных перебежчика Люшкова - начальника управления НКВД по Дальневосточному краю) (Прим.1*)
- к 1937г квантунская армия располагала 43 аэродромами и около 100 посадочными площадками. Квантунская армия: 130 тыс - 6 дивизий, 400 танков, 1400 орудий и до 500 самолетов (Прим.1*)
- 06.08.1937г 180 бомбардировщиков ТБ-3 и 70 истребителей нанесли удар по сопкам Заозерная и Безымянная - 1592 авиабомбами весом 122 тонны- всего за 10 дней боев у о.Хасан было совершено советской авиацией 1003 боевых вылета (из которых 387 совершили бомбардировщики СБ и ТБ-3 - Прим.16*), в результате чего сброшено 4265 бомб, общим весом почти 209 тонн (Прим.8* и 16*)
- после вытеснения японцев в результате ожесточенных боев 6-9.08.1937г за линию, обозначенную на карте, приложенной к Хунчуньскому протоколу, как ее понимала советская сторона, 10.07.193г японская сторона, потеряв 600 человек убитыми и 2,5 тыс. человек ранеными (при советских потерях 792 человека убитыми и 3279 ранеными), согласилась на прекращение военных действий с 11.08.1937г со взаимным оставлением войск СССР и Японии на позициях, где они находились на предыдущий день (Прим.2*)
- по другим данным, что соответствует японским источникам, из 7 тысяч принимавших непосредственное участие в сражениях японских военнослужащих было убито 500 и ранено 900 или 20% (Прим.5*)
- советские потери: первоначально-236 погибших. Затем в секретном приказе Ворошилова №0040 - 408 погибших и 2807 раненых, что также соответствует данным японских источников (400 убитых и 2700 раненых советских военнослужащих). Согласно рассекреченным данным потери составили: 717 погибших (из них 121 офицеров и 191 сержант), 75 пропавших без вести и попавших в плен, 3279 раненых. (Прим.6*)

БОИ У РЕКИ ХАЛХИН-ГОЛ (11.05-13.09.1939г)
- территория конфликта на Халхин-Голе: протяженность 60-70км, глубина - 20км (Прим.1*)
- к началу генерального наступления на Халхин-Голе по словам генерала армии А.Л.Гетмана для газеты "Красная звезда" от 31.08.1979г: "у нас было накоплено 67 боекомплектов для наземных войск и 9-10 - для авиации, 5-6 заправок ГСМ, на 13-16 суток - продовольствия. Все это сделано благодаря помощи монгольских друзей" (Прим.7*)
- за 104 дня своего командования на Халхин-Голе Жуков подписал 600 смертных приговоров и 84 представления для награждения
- в 1938г по сравнению с 1937г численность советских войск на Дальнем Востоке выросла на 105 тыс. человек - более чем в 10 раз по сравнению с первоначальным планом, и соответственно в 2 раза увеличились ассигнования на военное строительство (Прим.2* и 1*)
- 28.05.1938г непосредственно в районе конфликта находились следующие советско-монгольские войска: 668 штыков, 260 сабель, 58 пулеметов, 20 полевых орудий, 32 бронемашины
- с японско-маньчжурской стороны: 1676 штыков, 900 сабель, 32 пулемета, 18 орудий, 1 танк, 6 бронемашин. После этого обе стороны конфликта усиленно наращивали военное присутствие в районе конфликта
- группировка советских войск в МНР на май 1938г: 30 тыс. военнослужащих 57-го особого корпуса (36-я мотострелковая дивизия, одна механизированная и две мотоброневые бригады, отдельный мотоброневой полк, кавалерийская и авиационная бригады, 6 автомобильных батальонов, многочисленные военно-строительные и инженерные части), тысячи ручных и станковых пулеметов, 265 танков, 280 бронемашин, 107 боевых самолетов, 5 тыс. автомашин всех типов
- по состоянию на 01.02.1939г: только в 57-м особом корпусе находилось: 284 танка, 167 легких и 370 средних бронемашин (ФАИ, БА-20, БА-3, БА-6 и БА-10) (Прим.11*)
- от МНР принимали участие в боях части 6-й кавалерийской дивизии и полк 5-й кавалерийской дивизии (Прим.3*) По другим данным участвовали 6-я и 8-я монгольские кавалерийские дивизии (Прим.7)
- на начало боев группировка японских ВВС: 52 боевых самолета: 25 истребителей А5М и Ки-27 (И-96 и И-97 по советской классификации соответственно), 9 бомбардировщиков и 16 разведчиков, которые базировались на аэродромах китайского города Хайпара. Им противостояли советские 70-й ИАП с 24 истребителями И-16 и 14 И-15 и 150-й САП, имевший 29 бомбардировщиков СБ и 15 разведчиков Р-5, что базировались на полевых аэродромах в районе Тамцак-Гулак (Прим.18*)
- 22.05.1939г к 100-й авиабригаде перебрасывается 22-й истребительный полк (63 истребителя И-15 и И-16) и бомбардировочный полк (59 бомбардировщиков СБ) (Прим.1*). По другим данным, дополнительно были переброшены в район боев 7-й, 19-й, 22-й, 41-й и 51-й ИАП, 38-й и 56-й СБАП, а также 21-я АЭ (Прим.18*)
- 29.05.1939г из Москвы спецрейсом три "Дугласа" доставили 48 опытнейших летчиков-асов, среди которых было 22 Героев Советского Союза. Одновременно увеличились силы ВВС - 150 истребителей и 116 бомбардировщиков против 125 истребителей и 140 бомбардировщиков японцев (Прим.1*)
- за три недели было создана целая сеть новых посадочных площадок, а численность авиагруппировки доведена до 300 самолетов против 239 у японцев (Прим.4*)
- на завершающем этапе боев советская авиагруппировка состояла из 311 истребителей (3 полка), 181 бомбардировщика (3 полка), 23 ночных бомбардировщиков ТБ-3 и 35 разведчиков Р-5 авиации МНР. На 16.09.39г уже было 550 самолетов, из которых 350 истребителей (225 И-16, 21 пушечных И-16, 60 (70 - Прим.15*) И-153, 44 И-15), 200 бомбардировщиков (170 СБ и 30 ТБ-3) (Прим.16*)
- к середине июня 1939г японская авиация на Халхин-Голе имела 128 самолетов: 78 истребителей, 20 разведчиков, 6 легких и 12 двухмоторных бомбардировщиков. Спустя месяц общее количество самолетов достигло 147: из них 91 истребитель и 9 двухмоторных бомбардировщиков. На завершающем этапе боев, на 13.09.39г японская авиагруппировка состояла из 255 самолетов: 158 истребителей, 66 легких и 13 двухмоторных бомбардировщиков и 16 разведчиков (Прим.16*)
- с 11.05 по 31.08.39г советская авиация выполнила 20672 вылетов (Прим.16*)
- советская авиация завоевала превосходство в небе, уничтожив 90 японских самолетов и потеряв 38 своих (Прим.1*)
- потери японской авиации составили 164 (162 - Прим.4*) самолетов (96 истребителей и 7 двухмоторных бомбардировщиков) и 95 пилотов (Прим.16*)
- потери советской авиации составили 207 самолетов и 211 летчиков (Прим.16*). 22 И-153 было потеряно в период с 28.07 по 18.09.39г (Прим.15*)
- потери сторон с 13.05 по 29.05.1939г в боях на р.Халхин-Гол:
Японцы: 159 убитыми, 119 раненых, 12 пропавших без вести, 1 37мм орудие, 19 пулеметов, 8 грузовиков, 2 легковые машины, 2 танка тип 94 "ТК"
Советские войска: 138 убитых и пропавших без вести, 198 раненых, 10 бронеавтомобилей, 3 орудия, 15 автомобилей
Монгольские потери: 33 убитых и 3 бронеавтомобиля БА-6 (Прим.3*).
- по итогам боев, только в графе "Пропало без вести, попало в плен"
насчитывается 1143 советских военнослужащих (Прим.19*)
- на 02.07.39г на Халхин-Голе танковый кулак Жукова составлял 550 танков (в основном БТ-5 и Т-26) и 450 бронеавтомобилей, которые поддерживали не менее 1000 заправщиков и 1785 грузовых автомобилей. (Прим.12*). По другим данным, к 20.07.1939г с советской стороны было сосредоточено 409 танков (из них 15 Т-37), 173 легких и 151 средних бронеавтомобилей (Прим.11*). К началу главных событий на Халкин-Голе 24.07.1939г советско-монгольские войска насчитывали: 57 тыс. военнослужащих, 542 орудия и миномета, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолетов. (Прим.1*). Ей противостояла группировка из 2 пехотных дивизий, отдельной пехотной бригады, 7 артиллерийских полков, 2 танковых полков, маньчжурской бригады, 3 полков баргудской кавалерии, двух инженерных полков и вспомогательных частей: 55 тысяч военнослужащих (75 тыс. военнослужащих вместе с частями усиления), 500 орудий, 182 танка, 500 самолетов (Прим.1*) или, по другим данным, более 300 орудий, 135 танков и 310 самолетов (Прим.2*) Согласно же "Истории второй мировой войны" т.2,с.215 силы японцев на Халхин - Голе: 38 тыс. военнослужащих, 310 орудий, 135 танков, 10 бронемашин и 225 самолетов. Общие силы составили около 75 тыс. Потери же составили 61 тыс. убитыми, ранеными и пленными (Прим.7*)
- перед главным столкновением на Халхин-Голе было достигнуто троекратное советское превосходство в танках и в 1,7 раза в самолетах (Прим.1*)
- в бою на горе Баин-Цаган ("Большие пески") с обоих сторон участвовало 600 танков и бронемашин, свыше 400 орудий и несколько сотен самолетов (Прим.7*)
- в советском наступлении 20.08.1939г принимали участие наземные войска: 3 мотострелковые дивизии, 2 мотоброневые и 2 танковые бригады, стрелковый полк, гаубичный полк, кавалерийская дивизия, 185-й артполк, дивизион самоходных установок, 2 противотанковых дивизиона, монгольская кавалерийская дивизия. В резерве находились: авиадесантная и мотоброневая бригады, танковый батальон. С воздуха удар нанесли 150 бомбардировщиков СБ и 144 истребителя (Прим.4*)
- в результате боев 28-31.08.39г окруженные японские войска были полностью разбиты. За четыре месяца противник потерял, по советским данным, 18 300 человек убитыми и 464 - пленными из 76 тыс. человек, принимавших участие в конфликте (Прим.1*)
- согласно советской "Истории второй мировой войны" т.2,с.215 "потери японцев за 4 месяца боев на Халхин-Голе составили: 61 тыс. убитыми и ранеными (17-25 тыс. только убитыми), 200 человек пленными, 660 самолетов. Советские потери: 18500 убитыми и ранеными (6821 убитыми, из них 1063 офицера), 200 пленных, 207 самолетов. (Прим.1*). По подсчетам же видного японского военного историка С. Хаяси, общие японские потери составили 73% участвовавших в боевых действиях, т.е. около 55 тыс. человек. Было сбито 608 японских самолетов. По предварительным официальным советским сведениям, советско-монгольские войска потеряли 2413 человек убитыми, 10 020 ранеными и 216 пленными. Но позднее, к 1993 г, эти данные были уточнены: безвозвратные потери - 7974, а общие санитарные потери 15 925 человек
- в боях на Халхин - Голе участвовала маньчжурская конница в составе 4 полков (в каждом от 400 до 500 кавалеристов и по одной 4-х орудийной батарее) (Прим.3*)
- японские танки: тип 89 "Чи-Ро" - несколько переработанный английский "Виккерс" (аналог советского БТ-7) - окончательно устаревший и не имеющий бронебойных снарядов для 57мм пушки, легкие танкетки - тип 94 "ТК" (масса 3,4т, 1 пулемет), тип 97 "ТК" (масса 4,8т, 37мм пушка или 7,7мм пулемет); тип 95 "Ха-Го" (масса 7,4т, 37мм пушка или 2 6,5мм пулемета); тип 87 "Чи-Ха" (масса 14т, 57мм пушка и 2 пулемета). Все эти танки по всем параметрам уступали советским танкам, начиная с БТ-7 и даже 45мм пушка советских бронеавтомобилей позволяла успешно справляться с ними. Всего в боях на Халхин - Голе участвовали 87 японских танков из состава 2-х танковых полков механизированной бригады (10 тип 94 "ТК", 34 тип 89 "Чи-Ро", 4 тип 97 "ТК", 35 тип 95 "Ха-Го", 4 тип 97 "Чи-Ха" - первое боевое применение) (Прим.3*,10*,17*) 02.07.1939г были уничтожены 22 танка (21 Тип 89 "Чи-Ро" и 1 Тип 87 "Чи-Ха", 7 танкеток и бронеавтомобилей (Прим.10*)
- в мае 1939 японцам пришлось реквизировать у гражданского населения 200 грузовиков для транспортировки своих войск и техники (Прим.3*)
- трофеи советских войск составили: 12 танков, 23 бронемашины, 25 тягачей, 100 автомобилей, 190 орудий, 40 минометов, 189 гранатометов, 9000 винтовок, 370 пулеметов, огромное количество боеприпасов (Прим.2*)
- советские потери в технике: 249 самолетов (из них 16% - не боевые потери), 253 танка и 188 бронеавтомобилей, не считая восстановленных в ходе боев (Прим. 8*). По другим данным, потери РККА составили 253 сгоревших танка и 133 бронеавтомобиля против 44 японских танка из 77 принимавших участие в составе обоих наличествующих танковых полков (Прим.14*) А есть данные, что было безвозвратно потеряно 93 бронеавтомобиля, а еще 209 машин требовали: 95 капитального, 78 среднего и 103 текущего ремонта, причем большая часть из них имела боевые повреждения (Прим.11*). Среди них было потеряно в ходе боев 8 бронеавтомобилей БА-3 и 44 БА-6 (Прим.9*).
- японские бомбардировщики (12 бомбардировщиков Ки-21 (3 были сбиты и 2 не подлежали восстановлению в результате повреждений) и 12 ВР-20 за время конфликта сбросили на советские позиции 175 тонн бомб (Прим.13*)

ПРИМЕЧАНИЕ :
(Прим.1*) - А.Шишов "Разгром Японии и самурайская угроза"
(Прим.2*) - К.Черевко "Серп и молот против самурайского меча"
(Прим.3*) - М.Коломиец "Бои у реки Халхин - Гол" журнал "Фронтовая иллюстрация №2\2002
(Прим.4*) - А.Кулешов "Советско-японские войны 1937-1945гг"
(Прим.5*) - Сёва-но рэкиси. т.5. с.154
(Прим.6*) - Центральный государственный архив Советской Армии, ф.31983, оп.3, д.152, л.154
(Прим.7*) - В.Прудников "Стальной ураган"
(Прим.8*) - В.Бешанов "Летающие гробы Сталина"
(Прим.9*) - М.Барятинский "Средние пушечные" журнал "Моделист-конструктор" 9\2005
(Прим.10*) - В.Галин "Политэкономия войны. Заговор Европы"
(Прим.11*) - М.Коломиец "Бронеавтомобили Сталина"
(Прим.12*) - Д.Портер "Вторая мировая - стальной вал с Востока. Советские бронетанковые войска 1939-45гг"
(Прим.13*) - А.Харук "Прицел на Север" журнал "Авиапарк" 1\2009
(Прим.14*) - М.Коломиец "Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина"
(Прим.15*) - сборник "Авиаколлекция: истребитель И-153 "Чайка"
(Прим.16*) - А.Степанов "Развитие советской авиации в предвоенный период. (1938г-первый период 1941г"
(Прим.17*) - М.Коломиец "Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина"
(Прим.18*) - Н.Якубович "Там вдали у реки" журнал "Крылья Родины" №10\98
(Прим.19*) - Г.Кривоеев "Гриф секретности снят"

После нескольких спровоцированных Японией вооруженных инцидентов (1935-1936 гг.) на границе Монгольской Народной Республики (МНР) и марионеточного государства Маньчжоу-Го в первой половине 1939 г. в районе р. Халхин-Гол началось сосредоточение крупных воинских формирований вооруженных сил Японии и советско-монгольских войск. Ограниченный воинский контингент РККА находился на территории Монгольской Народной Республики в соответствии с протоколом о взаимопомощи от 12 марта 1936 г., подписанным между СССР и Монголией.


Истребитель И-16 из 70-го ИАП на аэродроме Тамсаг-Булак

Общая численность японских ВВС, дислоцированных в Маньчжоу-Го (на 1 мая 1939 г.), составляла 355 самолетов. Находившийся в Монголии 57-й Особый корпус РККА имел 82 самолета (100-я смешанная авиабригада). К концу мая их количество возросло до 203 аппаратов за счет дополнительной переброски на ТВД из Забайкалья 23-й авиабригады. Общее руководство ВВС РККА в зоне конфликта было возложено на начальника ВВС ЗаБВО комкора В.И.Изотова. Авиационная группировка противника (к концу мая) не превышала 76 самолетов (68,5% истребители).

Боевые действия начались 11 мая 1939 года. Первый воздушный бой (по японским источникам) состоялся 20 мая. 21 мая (по нашим данным) советская авиация понесла первые потери - был сбит связной самолет Р-5 (лётчик Степан Павлович Супрун). В ходе воздушных боев за период (20(21)-31 мая) ВВС РККА потеряли 17 боевых машин.


Экипаж бомбардировщика СБ - участники боёв. Слева-направо: лётчик К.С. Швецов, штурман С.Б. Исаев, моторист А.Н. Ковалёв, стрелок-радист Н.Я. Мыльников, техник К.Н. Балакин.


Советский истребитель И-153 «Чайка»

Для улучшения руководства авиационными частями в составе советской воздушной группировки в Монгольской Народной Республике была проведена реорганизация: вместо 100-й и 23-й смешанных авиабригад образовали истребительную (22-й и 70-й иап, полковник Т.Ф.Куцевалов) и бомбардировочную (38-й и 150-й сбп, полковник В.Е.Нестерцев) бригады.

В частях резко активизировалась летная и боевая учеба, а в штабе воздушной группировки были разработаны инструкции и рекомендации для летного состава по ведению боев с японскими самолетами.

Большое внимание уделялось организации службы ВНОС. 18 августа 1939 г. в районе боевых действий командование ВВС организовало на ТВД 25 постов ВНОС на расстоянии 10-15 километров друг от друга.

Для решения этой задачи были привлечены: отдельная рота связи и телефонно-кабельная рота 57-го особого корпуса (с 15 июля - 1-й армейской группы), 20-я отдельная радиорота, 5 отдельных рот связи (60-я, 64-я, 82-я, 85-я и 597-я), 123-я отдельная рота ВНОС, две отдельные (123-я и 139-я) и 756-я кабельно-шестовая роты, две отдельные телеграфно-эксплуатационные роты (672-я и 673-я).

Позднее командующим 1-й армейской группы (создана на основе 57-го особого корпуса) комкором Г.К.Жуковым была утверждена специальная «Инструкция постам ВНОС». Материальное обеспечение личного состава, находившегося на постах ВНОС, производилось по линии ВВС и войсковых частей.

Лётчик В. Скобарихин возле своего И-16

Руководство службой ВНОС фактически осуществлялось штабом ВВС 1-й армейской группы через 7-й отдел штаба и начальника связи. Для охраны некоторым постам ВНОС были приданы бронемашины.

В связи отсутствием на самолетах-истребителях командных радиостанций (рации стояли только на бомбардировщиках и некоторых Р-5Ш) было принято решение организовать на передовых постах ВНОС пункты наведения, с которых при помощи сигнальной связи (комплекты сигнальных полотнищ и стрелы наведения) осуществлялось целеуказание экипажам истребителей, находящимся в воздухе. 9 из 25 постов ВНОС были оборудованы пунктами наведения.

Все элементы системы управления были связаны между собой линиями проводной связи, вдоль которых располагалась охрана и аварийные команды; для дублирования проводной связи были подготовлены все имевшиеся радиосредства, но они бездействовали из соображения радиомаскировки. Для скрытого управления частями были разработаны переговорные таблицы и условные позывные должностных лиц. Имелась единая кодированная карта района боевых действий, разбитая на квадраты, пронумерованные трехзначными цифрами.

Для прикрытия группировок войск, транспортной сети, аэродромов и других объектов привлекались подразделения зенитной артиллерии. Уже в мае 1939 г. на ТВД действовали: отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (озад) 6-й кавалерийской бригады, 37-й, 67-й и 150-й озад и 64-я зенитная батарея. Однако повышенная активность японской авиации потребовала усиления советской ЗА в Монголии. 1 июня 1939 г. на фронт прибыла 3-я батарея 66-го озад (командир - старший лейтенант Шахалошвилли) с задачей прикрыть центральную переправу через р. Халхин-Гол. Батарея с задачей справилась хорошо - переправа была сохранена (в один из дней она сбила 2 самолета противника).

В первые месяцы военного конфликта подразделения зенитной артиллерии решали преимущественно задачи по прикрытию от ударов японской авиации наземных объектов, переправ через р. Халхин-Гол, командного пункта 1-й армейской группы, аэродромных узлов, группировок танков и артиллерии.

Советская авиация, в первую очередь, стремилась нанести максимальный урон живой силе противника, ослабить его воздушную группировку (на земле и в воздухе), разрушить военную инфраструктуру врага в зоне боевых действий. 17 июня три эскадрильи 22-го иап провели штурмовку позиций японских войск вглубь маньчжурской территории, подвергнув пулеметному обстрелу транспортный узел Халун-Аршан.


В. Скобарихин в кабине своего истребителя с поврежденным при воздушном таране крылом

22 июня над оз. Буир-Нур состоялось первое крупное воздушное сражение, в котором одновременно участвовало 105 советских самолетов (56 И-16 и 49 И-15) и «более 120» - с японской стороны. В ходе сражения наши потери составили 17 аппаратов, японские – 10.

24 июня свое первое боевое крещение получили бомбардировщики СБ. 23 самолета (150-й сбп) подвергли бомбардировке японские войска на восточном берегу Халхин-Гола. В качестве ответного хода (с целью ослабить советскую воздушную группировку) 27 июня японская авиация (104 самолета) совершила налеты на аэродромы 22-го и 70-го истребительных авиаполков. В результате наши потери (крупнейшие в ходе всего военного конфликта) составили: 22 истребителя (9 И-15биси 13И-16), 11 человек погибло, 20 человек ранено . Потери японской стороны составили 6 аппаратов.

В июле 1939 г. на вооружение советской авиации в Монголии стали поступать новые образцы авиационной техники: И-153 «Чайка» и И-16 тип 17 (И-16П). Общая численность ВВС РККА в МНР (на 1 июля) составила 280 самолетов, противник располагал 100- 110 аппаратами.

Тыловое обеспечение авиационных частей осуществлялось шестью авиабазами: 144-я авиабаза - 22-й иап; 703-я авиабаза -70-й иап; 145-я авиабаза - 56-й иап; 108-я и 218-я авиабазы - 38-й, 56-й и 150-й бап. 103-я авиабаза обеспечивала работу двух передовых аэродромов.

С начала боевых действий стала быстро развиваться аэродромная сеть, и к концу событий советская авиация располагала десятью аэродромными узлами. Быстрому развитию аэродромной сети благоприятствовал рельеф местности. С целью введения противника в заблуждение в районе передовых аэродромов, южнее горы Хамар-Даба, оборудовались ложные аэродромы с расположенными на них макетами самолетов И-16.

Места ложных аэродромов периодически менялись, а макеты на них переставлялись.

Как правило, каждая авиабаза обеспечивала боевую работу авиации с одного аэроузла, состоявшего из 4-6 аэродромов (площадок) с соответствующими складами и коммуникациями. Командир авиабазы во всех отношениях был подчинен командиру авиационного полка, дислоцировавшегося на данном аэроузле.

Руководство по обеспечению боевой деятельности авиации на каждом аэродроме или площадке осуществлял комендант, в распоряжении которого находились все имевшиеся силы и средства обеспечения. На него же возлагалась охрана аэродрома и материальной части, организация противовоздушной и химической обороны.

Зенитная группировка усилилась за счет зенитной батареи 36-й мотострелковой дивизии (с 5 июня) и 266-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (с 10 июня).


Советские авиаторы - участники боёв на Халхин-Голе. Крайний слева - заместитель начальника ВВС РККА Я.В. Смушкевич, рядом - лётчик-истребитель И.А. Лакеев.

В первые дни июля японское военное командование приступило к проведению операции «Второй период номонханского инцидента».

В ночь со 2-го на 3-е июля войска генерала Кобаяси форсировали р. Халхин-Гол и после ожесточенного боя захватили на ее западном берегу гору Баян-Цаган, находящуюся в 40 километрах от маньчжурской границы. Сразу же после этого японцы сосредоточили здесь свои главные силы и стали интенсивно строить фортификационные сооружения и возводить эшелонированную оборону. В дальнейшем планировалось, опираясь на господствовавшую над местностью гору Баян-Цаган, ударить в тыл оборонявшихся на восточном берегу р. Халхин-Гол советских войск, отрезать и в дальнейшем уничтожить их. Действия наземных войск были поддержаны с воздуха японскими бомбардировщиками. Огнем нашей ЗА и атаками истребителей было сбито 6 самолетов противника.

В течение дня наша авиация неоднократно совершала бомбово-штурмовые удары по позициям и переправам японских войск.

6 июля летчик 2-й эскадрильи 22-й иап В.Скобарихин совершил первый среди советских летчиков на Халхин-Голе воздушный таран . За время воздушных боев (2-6 июля) противник потерял 32 самолета (потери ВВС РККА составили 20 аппаратов).

В ночь с 7 на 8 июля первые боевые вылеты на Халхин-Голе совершили тяжелые бомбардировщики ТБ-3 (3 самолета), сбросив на г. Ганьчжур до 1,6 тонны бомб. К концу месяца на ТВД действовала целая эскадрилья ТБ-3 (23 аппарата, командир - майор Егоров).

15 июля, в соответствии с приказом наркома обороны СССР, 57-й Особый корпус был преобразован в 1-ю армейскую группу (АГ, командующий - комкор Г.К.Жуков). Командующим ВВС 1-й АГ стал полковник А.И.Гусев, командующим истребительной авиацией - майор Иван Алексеевич Лакеев.


Я. Смушкевич демонстрирует командному составу 1-й АГ кусок обшивки сбитого японского самолета.

В то же время противник сосредоточил в районе р. Халхин-Гол 2 авиационные бригады (148 самолетов). Заметно возросла мощь и советской авиации (пополненная свежими силами, в том числе 10 лучшими летчиками Балтийского и Черноморского флотов).

21 июля состоялось второе крупное воздушное сражение: 157 советских самолетов (95 И-16, 62 И-15бис: 22-й и 70-й иап) и 40 японских истребителей. Противнику удалось сбить 6 наших И-15бис, потеряв при этом 3 своих аппарата.

К 1 августа общая численность группировки ВВС РККА в Монголии составила 532 самолета (включая 7 аппаратов монгольской авиаэскадрильи).

Силы японской авиации выглядели значительно скромнее - около 200 боевых машин.

К этому времени законченный вид получила группировка ЗА в зоне боевых действий. В течение 23 июля - 9 августа в район р. Халхин-Гол прибыли 2 зенитных артиллерийских полка (85-й и 191-й). Всего на ТВД имелось 3 отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (63-й, 66-й и 150-й), два зенитных артиллерийских дивизиона 85-го зенап и две отдельные зенабатр (36-я и 57-я) - всего 16 батарей.

20 августа советско-монгольские войска приступили к проведению наступательной операции по окружению и уничтожению японской группировки на восточном берегу р. Халхин-Гол. По позициям противника были нанесены массированные воздушные удары силами 150 (по другим данным - 153) скоростных бомбардировщиков СБ под прикрытием 144 истребителей. Одновременно штурмовые группы (46 самолетов И-16) подавили огонь японской зенитной артиллерии. Всего за день на вражеские позиции, тыловые объекты и транспортные коммуникации было сброшено 166 тонн бомб.


Сбитый японский бомбардировщик Ки-21.

Полковник А.Гусев и командир 22-го ИАП майор Г.Кравченко

При подготовке и проведении операции советская зенитная артиллерия использовалась на широком фронте. Прикрытию подлежала территория площадью более 1000 квадратных километров, а имеющимися зенитными средствами возможно было охватить лишь около 600 км 2 . Дивизионы имели задачу по прикрытию отдельно выбранных объектов. Широкие интервалы между батареями (7-8 км) при организации боевых порядков внутри дивизионов не обеспечивали многослойность огня, более того, огневую связь имели, как правило, лишь две зенитные батареи. В целом боевой порядок созданной зенитно-артиллерийской группы (ЗАГ) был линейным и, соответственно, боевые порядки дивизионов являлись линейными и на широких интервалах удаленность фланговых зенитных дивизионов от штаба группы достигала 30-35 километров.

Взаимодействие нашей истребительной авиации и ЗА в течение операции не производилось, так как этот вопрос был упущен отделом ПВО 1-й АГ и план взаимодействия отсутствовал. Это, безусловно, снизило эффективность боевых действий зенитной артиллерии. Так, например, 29 августа советские зенитчики открыли огонь по групповой цели (25 истребителей и 9 бомбардировщиков), однако неожиданно в бой с самолетами противника ввязалась малая группа наших истребителей. Зенитный огонь был прекращен и противник ушел практически безнаказанно.

Несмотря на это, зенитная артиллерия с задачей справлялась вполне успешно. В зоне ее огня японские летчики сбрасывали бомбы, не долетая до цели, и поворачивали обратно, стремясь выйти из-под обстрела, или, в ущерб основной задаче, начинали совершать противозенитный маневр. В целом боевые действия зенитной артиллерии и выполнение ею поставленных задач Военным советом 1-й АГ в целом оценивались на «хорошо». Зенитной артиллерией сбито 33 самолета противника (из числа тех, что были заактированы - оформлены акты об уничтожении), истребительной авиацией - 646 самолетов.

21 августа японские ВВС попытались повторить массированный налет на советские аэродромы, задействовав для этой цели 41 бомбардировщик под прикрытием 88 истребителей. Противник был своевременно обнаружен нашими постами ВНОС, на перехват ему вылетели советские истребители. В 15-20 километрах к северу от Тамсаг-Булака развернулось воздушное сражение, в котором участвовало 184 самолета ВВС РККА и более 120 японских боевых машин (потери: 13 самолетов противника и 5 -наших истребителей).


Дальний бомбардировщик ДБ-3

В том же месяце в боевой обстановке впервые были применены реактивные снаряды РС-82, установленные на истребителях И-16 авиагруппы (командир - капитан Н.И. Звонарев), организационно входившей в авиаполк Героя Советского Союза майора Г.П. Кравченко.

Всего за период с 8 августа (день первого вылета самолетов с подвешенными РС-82) по 15 сентября 1939 г. группа совершила 59 боевых вылетов и участвовала в 16 воздушных боях, применяя реактивные снаряды, и в 6 боях, применяя пулеметный огонь. При этом советскими летчиками было сбито 17 самолетов противника (И-97 - 14, СВ-96 - 2 и ЛБ-97 -1). В воздушных боях израсходовано 413 снарядов (24,3 снаряда на один сбитый самолет).

Применение реактивных снарядов РС-82 в воздушном бою против истребителей и бомбардировщиков целиком себя оправдало. По сравнению с другими средствами, снаряды оказались наиболее мощным видом авиационного вооружения, безопасными в обращении, безотказными в бою. После событий на Халхин-Голе реактивные снаряды калибра 82 мм были включены в вооружение самолётов-штурмовиков и бомбардировщиков СБ.

31 августа советско-монгольские войска завершили разгром окруженной наземной японской группировки. За время наступательной операции (20-31 августа) общие потери японской авиации составили 57 машин.

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

Командир взвода разведки Николай Богданов писал в мемуарах: «Это был отличный урок для самураев. И они его усвоили. Когда фрицы стояли под Москвой, Япония так и не рискнула выдвинуться на помощь союзнику. Очевидно, свежи были воспоминания о разгроме».

В мае 1939 г. японские войска вторглись на территорию союзной СССР Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Это вторжение явилось составной частью японских планов захвата советского Дальнего Востока и Сибири, Китая и владений западных стран в районе Тихого океана. Императорская ставка готовила два варианта ведения войны: северный - против СССР и южный - против США, Великобритании и их союзников.
Несмотря на предупреждение советского правительства, что СССР будет защищать МНР как свою собственную территорию, японские войска, имея трехкратное превосходство в силах (около 40 тыс. человек, 130 танков, более 200 самолетов) 2 июля форсировали р. Халхин-Гол и вторглись на территорию МНР, но после кровопролитных боев вынуждены были временно отступить. Наступление уже силами целой армии японцы готовились возобновить 24 августа, но советские войска упредили противника и сами 20 августа перешли в наступление силами созданной к тому времени 1-й армейской группы под командованием комкора Г. Жукова.

Уступая в численности войск, 1-я армейская группа превосходила противника примерно вдвое по числу танков и самолетов. Монгольские войска возглавлял Маршал МНР Х. Чойбалсан. Координация действий советских и монгольских войск возлагалась на фронтовую группу во главе с командармом 2-го ранга Г. Штерном.

Наступление было хорошо подготовлено и явилось неожиданным для противника. В результате шестидневных боев 6-я японская армия была окружена и фактически уничтожена. Ее потери составили более 60 тыс. человек убитыми, ранеными и плененными, советских войск - 18 тыс. убитыми и ранеными. Особенно напряженными были воздушные бои, самые крупные к тому времени, в которых с обеих сторон участвовало до 800 самолетов. В итоге японские командование обратилось с просьбой о прекращении военных действий, и 16 сентября 1939 г. они были приостановлены.

События на Халхин-Голе имени важные международные последствия. Приоритет в японских планах получил южный вариант войны - против Великобритании и США. Советская дипломатия, умело действуя в сложившейся обстановке, добилась заключения на взаимовыгодных условиях пакта о нейтралитете с Японией. Пакт был подписан в Москве 13 апреля 1941 г., что позволило нашей стране избежать войны на два фронта.

ПУ И О СОБЫТИЯХ В КИТАЕ В КОНЦЕ 1930-Х

Командующий Квантунской армией расхваливал мне могущество японской армии и ее потрясающие военные успехи… 7 июля 1937 года началась война между Японией и Китаем и японская армия захватила Пекин.

Квантунская армия была подобна сильному источнику тока высокого напряжения. Я был точным и послушным электродвигателем, а Ёсиока Ясунори - электропроводом с прекрасной проводимостью.

Это был небольшого роста японец из Кагосимы, с выступающими скулами и усиками. С 1935 года и вплоть до капитуляции Японии в 1945 году он находился рядом со мной и вместе со мной был взят в плен Красной Армией. В течение последних десяти лет он от подполковника сухопутных войск постепенно поднялся до генерал-лейтенанта. Ёсиока занимал две должности: он был старшим советником Квантунской армии и атташе при императорском доме Маньчжоу-Го. Последнее было японским названием. Собственно говоря, как переводится это название, не так уж важно, так как оно все равно не отражало самой деятельности Ёсиока. Фактически он был как бы одушевленным электропроводом. Каждая мысль Квантунской армии передавалась мне через него. Куда ехать на прием, кому отдавать честь, каких принимать гостей, как инструктировать чиновников и народ, когда поднять рюмку и предложить тост, даже как улыбаться и кивать головой - все это я делал по указанию Ёсиока. С какими людьми я мог встречаться и с какими нет, на каких собраниях присутствовать и что говорить - во всем я слушался его. Текст моего выступления он заранее писал мне на бумаге на своем японизированном китайском языке. Когда Япония начала агрессивную войну в Китае и потребовала у марионеточного правительства продовольствие, рабочую силу и материальные ресурсы, я велел премьер-министру Чжан Цзинхуэю на совещании губернаторов провинций зачитать призыв к губернаторам, написанный Ёсиока. В нем он призывал губернаторов приложить все свои усилия для поддержания священной войны…

Всякий раз, когда японская армия оккупировала в Центральном Китае какой-нибудь относительно крупный город, Ёсиока рассказывал о результатах боев, а затем велел встать вместе с ним и сделать поклон в сторону фронта, выражая тем самым соболезнование погибшим. После нескольких таких «уроков», когда пал город Ухань, я уже сам, без чьего-либо напоминания, выслушав до конца сообщение, встал, сделал поклон и почтил погибших японцев минутой молчания.

Пу И. Первая половина моей жизни: Воспоминания Пу И - последнего императора Китая. М., 1968.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЖУКОВА

20 августа 1939 года советско-монгольские войска начали генеральную наступательную операцию по окружению и уничтожению японских войск.
Был воскресный день. Стояла теплая, тихая погода. Японское командование, уверенное в том, что советско-монгольские войска не думают о наступлении и не готовятся к нему, разрешило генералам и старшим офицерам воскресные отпуска. Многие из них были в этот день далеко от своих войск: кто в Хайларе, кто в Ханчжуре, кто в Джанджин-Сумэ. Мы учли это немаловажное обстоятельство, принимая решение о начале операции именно в воскресенье.
В 6 ч. 15 м. наша артиллерия открыла внезапный и мощный огонь по зенитной артиллерии и зенитным пулеметам противника. Отдельные орудия дымовыми снарядами обстреляли цели, которые должна была бомбить наша бомбардировочная авиация.

В районе реки Халхин-Гол все больше и больше нарастал гул моторов подходившей авиации. В воздух поднялись 153 бомбардировщика и около 100 истребителей. Их удары были весьма мощными и вызвали подъем у бойцов и командиров.

В 8 ч. 45 м. артиллерия и минометы всех калибров начали огневой налет по целям противника, доведя его до пределов своих технических возможностей. В это же время наша авиация нанесла удар по тылам противника. По всем телефонным проводам и радиостанциям была передана установленным кодом команда - через 15 минут начать общую атаку.

В 9 ч. 00 м., когда наша авиация штурмовала противника, бомбила его артиллерию, в воздух взвились красные ракеты, означавшие начало движения войск в атаку. Атакующие части, прикрываемые артиллерийским огнем, стремительно ринулись вперед.

Удар нашей авиации и артиллерии был настолько мощным и удачным, что противник был морально и физически подавлен и не мог в течение первых полутора часов открыть ответный артиллерийский огонь. Наблюдательные пункты, связь и огневые позиции японской артиллерии были разбиты.
Атака проходила в точном соответствии с планом операции и планами боя, и лишь 6-я танковая бригада, не сумев полностью переправиться через реку Халхин-Гол, приняла участие в боях 20 августа только частью своих сил. Переправа и сосредоточение бригады были полностью закончены к исходу дня.
21-го и 22-го шли упорные бои, особенно в районе Больших Песков, где противник оказал более серьезное сопротивление, чем мы предполагали. Чтобы исправить допущенную ошибку, пришлось дополнительно ввести в дело из резерва 9-ю мотоброневую бригаду и усилить артиллерию.

Разгромив фланговые группировки противника, наши бронетанковые и механизированные части к исходу 26 августа завершили окружение всей 6-й японской армии, и с этого дня началось дробление на части и уничтожение окруженной группировки врага.

Борьба осложнялась из-за сыпучих песков, глубоких котлованов и барханов.
Японские части дрались до последнего человека. Однако постепенно солдатам становилась ясна несостоятельность официальной пропаганды о непобедимости императорской армии, поскольку она понесла исключительно большие потери и не выиграла за 4 месяца войны ни одного сражения».

ИТОГИ БОЕВ У РЕКИ ХАЛХИН-ГОЛ

(Из сообщения В. Ставского о переговорах, проводившихся между советскими и японскими военными представителями в сентябре 1939 г. - после окончания боев у реки Халхин-Гол)

ВОРОНЕЖУ. Докладываем очередную запись тов. В.Ставского о встрече делегаций 20 сентября. Особых добавлений не имеем. Считаем, что переговоры, в общем, идут нормально.
Передана в Читу для передачи в Москву по аппарату «Бодо»

НАШИ ПЕРЕГОВОРЫ С ЯПОНЦАМИ
18.09.…Группа представителей советско-монгольских войск поднимается на взгорок. У японской палатки выстроились японские офицеры. Впереди на два шага перед строем - низенький, кругленький генерал. Поодаль в ложбинке - ряд японских легковых машин, два грузовика, таращат глаза больше полсотни японских солдат. У нашей палатки - автомобили, блистающий «ЗИС-101» и три телефониста.
Мечутся японские фото-кино репортеры. Наши товарищи тоже не теряют времени даром. Один из них заметил, как немного погодя в глубь к японцам отправились два грузовика вооруженной охраны и пулемет, стоявший на треноге и направленный в сторону советско-монгольской группы. Предусмотрительно ходят на переговоры господа японские офицеры...
С этого взгорка на неровной широкой долине хорошо видны песчаные бугры, словно берега травяной реки. Там по этим буграм проходят передовые позиции сторон. Перед нашей линией еще валяются в траве зловонные трупы японцев, разбитые колеса японских противотанковых пушек, всяческое японское военное барахло. Советско-монгольскую группу провожали веселые взгляды стрелков, танкистов, артиллеристов.
Председатель советско-монгольской делегации комбриг Потапов здоровается с генералом за руку. Они заходят в палатку. За ними следом проходят все остальные. И вот, по обе стороны стола, прикрытого зелеными одеялами, расположились два мира.
Японский генерал Фудзимото возглавляет ту сторону. Широкое, упитанное, холеное лицо. Тусклые, черные глаза, мешки под ними. Изредка обязательная улыбка, - словно кто-то надевает мертвую маску. На мундире три ряда орденских нашитых ленточек. За столом полковник Кусанаки и Хамада, подполковник Танака - вчера, на первой предварительной встрече бывший старшим. Кстати вчера он просил передать привет его знакомому по Хасану - командующему Штерну.
Среди японцев еще - майоры Накамура, Симамура, Оогоси, Каимото и др. офицеры.
С нашей стороны комбриг Потапов, рослый, японцы против него просто замухрышки; бригадный комиссар Горохов и комдив монгольской народно-революционной армии, сосредоточенный и молчаливый Церен.
Переговоры начинает японская сторона.
ГЕНЕРАЛ ФУДЗИМОТО: - Мы члены комиссии японской армии, назначены главным командованием. Мы обращаем внимание, что нам будет очень неприятно, если мы не договоримся.
ПОТАПОВ: - Мы члены комиссии советско-монгольских войск. Наш список мы Вам вручим. Мы хотим достигнуть хороших результатов в переговорах на основании соглашения наркоминдела тов. Молотова и г. Того в Москве.
ФУДЗИМОТО: - Мы далеко от правительства, и очень боимся, как бы не допустить ошибок. Мы хотим действовать строго по приказу, вытекающему из соглашения...
И генерал, и его офицеры долго еще выражают пожелание, чтобы результаты работ оказались хорошими, чтобы пункты соглашения были выполнены. В их торопливой этой настойчивости, выражении их лиц - угрюмых и злобных - мне ясно видны и удрученность, и внутренняя пустота, и даже опасение, просто боязнь.
От центральной переправы через реку Халхин-Гол, недалеко от устья Хайластин-Гол, до места переговоров с японцами - около 15 километров.
Было время - это вначале июля - когда японцы нависали мрачной угрозой и над этой переправой. Сюда с лихвою хватало дальности их пушек. Да как не хватать: вон та господствующая над всей этой округой высота в двух километрах от реки была в руках японцев. Здесь вся земля исклевана снарядами, взрыта японскими авиабомбами. Машина, покачиваясь на выбоинах, идет с бугра на бугор. Чахлая растительность. Низкорослые кусты. Песчаные обрывы, ямы. Вот это и есть здешние монгольские манханы.
Уже позади веселая долина Халхин-Гола. В берегах, окаймленных кустами, стремится могучий поток, очень напоминающий Кубань или Лабу в верховьях. Сколько раз говорили мне красноармейцы: «А какие огороды здесь выйдут!»
Круче и выше гребни, обширнее высоты. Все они стали родными. На той вон высоте был штаб полка Ремизова и высота теперь носит имя славного Героя Советского Союза Ремизова. А вон высота «Сапог», «Яйцо», «Два яйца», «Песчаная». Все эти названия даны в период боев. На этих высотах и были созданы японцами отличные укрепленные районы. Эти ямы, манханы и оказались японскими могилами.
Здесь в этой округе были охвачены смертельным кольцом наших войск одиннадцать японских полков. Охвачены и уничтожены.
Здесь был осуществлен смелый и очень тонкий план разгрома японцев.
Когда утром 20 июля полторы сотни наших бомбовозов сбросили на японские головы свой груз, - над манханами, прикрытыми пеленой тумана, выросли фантастические цветы разрывов, дрогнула земля, от гула ахнула вся округа. И тотчас заработала артиллерия.
Десять суток непрерывного нашего наступления и истребления японцев! Пресловутый генерал-лейтенант Камацубара даже не понимал, что происходит, где наносится главный удар, судя по его приказам.
А вот красноречивое признание бывшего командующего 6-й японской армией Оогоси Риппу. В его обращении от 5 сентября сказано:
«...Благодаря смелым и решительным действиям всех частей, руководимых генералом-лейтенантом Камацубарой, хаос в ходе боя принял меньшие размеры». Подумать только. За такой строкой фельетонисты годами охотятся - «хаос в ходе боя принял меньшие размеры». День ото дня он принимал меньшие размеры (японский хаос), пока все они, окруженные здесь, не были уничтожены...
И вот, мы вновь в японской палатке, в нейтральной зоне. Это уже четвертый день переговоров, 20 сентября. Японцы сегодня еще более угрюмы и удрученны, чем вчера. Это видно по их лицам.
Генерал-майор Фудзимото сидит мрачный, как истукан. Зато изысканно любезен комбриг Потапов.
В дни наступления он командовал южной группой, которая нанесла главный удар японцам. И он то хорошо знает, что трупов японцев здесь не 5 тыс., как они заявили, а по самой крайней мере - вдвое больше. И сам Потапов - горячий танкист - врывался в расположение японцев на грохочущем смертоносном танке. Но откуда только у этого человека сейчас такая округлось жеста, плавность и четкость речи!
Комбриг ПОТАПОВ говорит: - Вчера я еще раз доложил главному командованию о вашем желании самим убрать и вывезти трупы. Главное командование, желая идти вам на встречу, не задевать ваших религиозных чувств и не нарушать ваши обряды, решило удовлетворить вашу просьбу - допустить японских солдат к выкапыванию и сбору трупов, на следующих условиях.
Потапов зачитывает целую инструкцию, по которой воинские команды по 20 солдат, без оружия, должны будут собирать трупы. Их будут сопровождать наши командиры.
Генерал нервно записывает в свою книжку. У остальных офицеров совершенно ошеломленные лица. Никак, видно, не ожидали японцы этого...
Наконец генерал приходит в себя. Он говорит: - Я от души, искренно благодарю Вас. Я доложу своему высокому командованию. Сейчас мы между собой посоветуемся...
Беседа дальше идет гладко. Японцы просят дать схему с указаниями могил японских солдат - они ее получат завтра. Они просят ввести десять команд - хорошо, пусть вводят десять команд. Они просят считать личными вещами - амуницию, фляжки, штыки, бинокли, офицерские револьверы. В этом им отказано. Они не настаивают, но просят разрешения: - не снимать с трупов штыков, сумок, если они находятся прямо на них, - чтобы не было плохого впечатления у солдат.

Комбриг Потапов отвечает: - С убитых снимать этих вещей не будем (...)

Вл. Ставский
РГВА. Ф.34725. Оп.1. Д.11. Л.37-48 (Ставский В.П. - автор военных очерков и рассказов. В годы Великой Отечественной войны - военкор «Правды». Погиб в боях под Невелем).

Во ходе конфликта на Халхин-Голе впервые в мире произошло применение неуправляемых авиационных ракет РС-82 в реальной боевой обстановке.

С 20 по 31 августа 1939 года в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).
Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
В то время это оружие считалось сверхсекретным, поэтому фото И-16 с ракетами именно из Монголии нет. Как выглядела эта модификация, можно посмотреть на снимках уже периода ВОВ



Звонарев Николай Иванович - летчик-испытатель, полковник (194?).
Родился в 1911 году в г.Царицын (ныне - Волгоград). В 1930 году окончил Пензенский аэроклуб.
В армии с января 1931 года. В 1932 году окончил Одесскую школу военных летчиков.
С 1934 года - летчик-испытатель 116-й авиационной эскадрильи особого назначения, которая выполняла спецзадания НИИ ВВС РККА. Лётчики эскадрильи испытывали новые самолёты и авиационные приборы в сложных условиях полётов. Провел испытания И-Z c АПК (1934-35), И-14 с РС-82, И-5 с РС-82 (1936).
С 20 ноября 1937 года - летчик-испытатель НИП АВ ВВС. Командир отряда, командир испытательного авиационного полка НИИ АВ ВВС.
Участник боёв на реке Халхин-Гол. За период с 19 августа по 16 сентября 1939 года совершил 35 боевых вылетов, провёл 14 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника (2 лично и 5 в группе). 20 августа 1939 г. пять истребителей И-16, ведомых капитаном Звонаревым, впервые успешно применили реактивные снаряды РС-82 в боевых условиях.
Участник советско-финляндской войны.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году на Западном фронте выполнил 18 боевых вылетов на МиГ-3.
В конце сентября 1941 года демонстрировал Ил-2 с РС-82 английской военной миссии. Проводил испытания ЛаГГ-3 с Ш-37, ЛаГГ-3 с 11П-37, Me-109, Me-110, Aircobra, A-20B.
С 19?? - запасе.
Работал мастером на Липецком металлургическом заводе.
Награжден дважды орденами Красного Знамени (1939,13.08.1943), орденом Отечественной войны II степени, дважды орденами Красной Звезды (25.05.1936), орденом Сухэ-Батора (1939), медалями.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...