Культурные особенности. Культура древней греции

Культура Древнего Рима.

Культура Древней Греции.

Лекция №4.

Тема: Античная культура. (2 часа).

Античная культура - это культура Древней Греции и Древнего Рима. Но в основном это относится только к древнегреческой культуре, т.к. древние римляне во многом подражали греческим образцам. Греция представляет собой горную страну. Горы делят территорию на многочисленные, но не слишком плодородные равнины. Наиболее высокая гора Олимп. Факторы, благоприятствовавшие возникновению древнегреческой культуры:

· Особое географическое положение Греции, благодаря которому она поддерживала обширные связи с другими странами;

· Благоприятный синтез культурных достижений многих народов, в разные времена живших на ее территории;

· Умелое использование греками ценностей чужих культур.

Периоды культуры Древней Греции:

1.Крито-микенский период (до XII в. до н.э.);

2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.);

3. Архаический период(VIII-VI вв. до н.э.);

4. Классический период(V-IV вв. до н.э.);

5. Эллинистический период(IV-I вв. до н.э.).

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

1.Крито-микенская культура – это древнейшая цивилизация на территории Греции. Центрами ее были остров Крит и Микены. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы выполняли универсальные функции, являясь одновременно религиозным, хозяйственным центром. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

2.Следующий период греческой истории – гомеровский, поскольку он связан с жизнью и деятельностью легендарного слепого певца Гомера и предшествует возникновению полисов (городов-государств). В этот период родовой строй начинает снова постепенно разлагаться. Начинает складываться и характерная древнегреческая религия, которую принято называть олимпийской. Древние греки считали, что их боги живут на заснеженной вершине горы Олимп и во главе стоит бог грома и молнии Зевс. Основные строительные материалы дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура также была деревянной. Наиболее яркие памятники этого периода это вазы, расписанные геометрическим орнаментом и бронзовые статуэтки. В гомеровском периоде не было письменности, в целом этот период был периодом упадка и застоя культуры, поэтому назвали «темным» веком.

3. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, греческая культура обогатилась элементами культур других народов. В архаический период на ее территории вновь начинают возникать государства, представляющие собой укрепленные поселки и получившие название полисов (городов-государств). Этот период является основой греческой цивилизации.



4. В классический период происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой был труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура, и многие ее достижения начинают считаться образцовыми. Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э. называют «Золотым веком»). Это период наивысшего расцвета древней Греции.

5. Эллинистический период – это время распространения греческой культуры за пределами самой Греции. В эллинистических городах господствующий класс состоял преимущественно из греков. Они определяли и облик культуры. Постепенно начинает ощущаться кризис полисной системы, и возникают относительно прочные и жизнеспособные государства.

Для греческой религии характерен политеизм. Сформировалась религия, связанная с Зевсом и Олимпийскими богами. Богов греки считали бессмертными, всесильными и представляли их похожими на людей. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество преданий и мифов. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворяющие силы природы. Философия была жемчужиной всей древнегреческой культуры. Существовали различные философские школы, как школа киников, скептицизма, стоицизма, эпикуреизма. Первый философ мудрец Софит, который учил людей логическому суждению и правильному образу жизни (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель). Все основные научные программы, составляющие основу мировоззрения, появились во временно Пифагора, т.к. ему принадлежит сам термин» философия»

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще грекам пластическое воплощение чувств. Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов – Мирона и Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Важным завоеванием древнегреческой культуры была фонетическая письменность. Заслуга создания первой фонетической системы письма принадлежит финикийцам. Греки первыми среди народов Европы переняли финикийский алфавит. Греческий алфавит возник приблизительно в XI в. до н.э. В греческом письме имелось две разновидности – восточная и западная. Восточная разновидность послужила основой для современного греческого алфавита, византийского и славянского письма. От западной разновидности пошли письмо этрусков, древних германцев, и именно она послужила основой латинского алфавита. Уже к VIII в. до н.э. относятся два шедевра древнегреческой литературы – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Эти величественные поэмы возникли из более ранней эпической традиции. Песни о героических делах, о славных подвигах пели сами цари и воины, но постепенно на смену пению появляются профессиональные сказители – аэды, или рапсоды. Поэмы Гомера повествуют не только об исторических событиях и человеческих характерах, но буквально обо всем на свете. Указания Гомера позволяют узнать все существенное о различных ремеслах, о земледелии, о судопроизводстве, о жизни царей, о мастерстве аэда. Широко известен баснописец Эзоп (VI в. до н.э.). Развивается и лирика, название которой происходит от названия музыкального инструмента - лиры. Обычно стихотворные («лирические») сочинения декларировались нараспев под музыкальное сопровождение лиры. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры. Сначала театр (греч. – «место для зрелищ») был деревянным. Слово «сцена» происходит от греческого слова, означавшего «палатка». Именно там переодевались актеры, а затем этим словом стали обозначать место, где они играли. Места для зрителей и были собственно театром. Все греческие театры располагались под открытым небом, и некоторые из них вмещали до 25 тыс. зрителей. Все актеры были мужчинами, которые исполняли и женские роли. Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедиюнаивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Слово «трагедия» означает «песнь козлов» (tragos – козел, ode - песня).

Греческое изобразительное искусство первоначально находилось под влиянием культурных традиций Древнего Востока, но к концу VI в. до н.э. оно обретает собственное лицо и в некоторых отношениях начинает даже превосходить. Первые греческие храмы были деревянными и имели всего три стены, тогда как четвертая сторона оставалась открытой, и с этой стороны ставились бревна для того, чтобы поддержать крышу. При переходе от дерева к камню в качестве строительного материала бревна были заменены каменными столбами. Таково происхождение колонн.

Культура Древней Греции занимает особое место в мировой истории. Литература, искусство и философия дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы. Поэтому, Древнюю Грецию называют - колыбелью европейской цивилизации.

На этом уроке вы узнаете о культурной жизни Древней Греции. Многих людей во всем мире притягивает красота Афинского акрополя, храмов Парфенон и Эрехтейон, древнегреческая скульптура. До сих пор в театрах ставятся пьесы, в основе которых лежат сюжеты, ставившиеся еще в древнегреческом театре. До сих пор проводятся Олимпийские игры, а философию древнегреческих мыслителей изучают в университетах. На этом уроке вы погрузитесь в мир прекрасного и познакомитесь с древнегреческой культурой

Рис. 2. Богиня Афина ()

Рис. 3. Богиня Гера ()

Что касается литературы , то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4) , с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении . Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ . Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы - это драматургия . Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид . До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Рис. 4. Поэт Гомер ()

Рис. 5. Отец греческой трагедии - Эсхил ()

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия . Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки . Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат , правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.

Что касается древнегреческой архитектуры , то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры , находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический . Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский . Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Рис. 6. Храм Парфенон ()

Рис. 7. Храм Эрехтейон ()

Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура . Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон , самая известная его статуя - Дискобол (рис. 8) . На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона - Афина и Марсий (рис. 9) . Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий , автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение - из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса , установленная в Олимпии, высота статуи - 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон ()

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон ()

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара , которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона . Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский .

Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10) , но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки - логографы - дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида , он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт , работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Рис. 10. Отец истории - Геродот ()

То, чем особенно цена для нас греческая культура, - это греческая философия . Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами . Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа , которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени - Платон . Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11) . Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Рис. 11. Академия Платона ()

Наследник и ученик Платона - Аристотель (рис. 12) - создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей . Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития» , это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Рис. 12. Аристотель ()

Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. - СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. - М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972.
  1. Muzei-mira.com ().
  2. Arx.novosibdom.ru ().
  3. Iksinfo.ru ().
  4. Studbirga.info ().
  5. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.

Родина современной демократии дала миру такие понятия, как государство, суд присяжных, равенство перед законом. Древнегреческие ученые стали основоположниками основных законов в математике, геометрии, физике, биологии, философии.

Первые Олимпийские игры тоже прошли в Греции. Они являлись частью праздника, посвященного Зевсу, во время которого было запрещено вести войны на всей территории Эллады, современной Греции.

Греческий театр - древнейший на территории Европы, достигший своего расцвета в V в. до н. э. Именно тогда появились такие жанры, как трагедия и комедия.

Национальные особенности Греции

Грекам в первую очередь свойственны добродушие и жизнерадостность. Жители этой солнечной страны по-настоящему ценят жизнь. Радость и несчастья переживаются со всей страстью: громкий смех и ликование, слезы печали не скрываются от посторонних глаз. Эмоциональность - вот главная черта этого народа, а еще греки очень гостеприимны.

Греки часто собираются с друзьями в тавернах и узериях. В кофейнях всегда можно увидеть компании стариков за стаканчиком холодного местного кофе «фраппе», играющих в нарды или ведущих жаркие дискуссии о политике. Также греков отличает уважение к традициям своей страны.

Стоит учесть, что греки не слишком пунктуальны, так что если в назначенный час ваш друг не явился на встречу, стоит немного подождать и не терять спокойствия. Ничего не поделаешь - черта национального характера. Назначая встречу, помните, что послеобеденное время (приблизительно с 15:00 до 17:00) является нерабочим. Жизнь офисов, магазинов и некоторых служб затихает.

Помните, что греки любят спорить и критиковать, но не терпят критики в адрес.

Традиционная одежда

В каждом регионе страны существуют свои костюмы. Конечно, сейчас уже никто не ходит в традиционных одеждах, но их можно увидеть на некоторых греческих вечерах, которые проводятся в отелях и популярных тавернах.


Греческие танцы

Существует большое многообразие греческих танцев. В каждом регионе Греции сформировались свои танцевальные стили. Считалось, что танцы придумали боги, и тот, кому дан этот дар, должен обучить ему своего ближнего. В древнегреческих танцах активно используются движения руками. Важным элементом танца часто является платок, который женщины держат в руках, вырисовывая им изящные фигуры.

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Г
реция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г
омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия в
бирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В
-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

Н
а рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Д
ревнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

Античная культура Древней Греции складывалась на протяжении нескольких столетий в условиях особой государственной системы - городов-полисов. Различия между ними носили достаточно выраженный характер - их граждане говорили на разных языковых диалектах, пользовались собственными календарями и монетами, почитали своих богов и героев.

Тем не менее, с VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения и расцвета полисного строя, складываются вполне отчетливые черты греческой архаики.

К ним относятся:

1 интерактивный, синтезирующий характер (интеракция - взаимодействие) древнегреческой культуры: она синтезировала достижения разнотипных древних культур, избегая слепого подражания;

2 космологизм, означавший, что Космос являлся абсолютом культуры: он воплощал в себе Мир, Вселенную, порядок, противостоящий Хаосу;

3 каноничность, с водившаяся к соблюдению канонов (правил, ориентированных на достижение идеала) в философии, искусстве, строительстве, в пропорциях гармонической человеческой фигуры;

4 состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества - художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.;

5 диалектичность, выражавшаяся в единстве противоположностей (первоначально термин «диалектика» означал умение вести беседу).

Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в области производительной деятельности народов Древней Греции - в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, флота.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, которая, тем не менее, сохранила свои основные достижения, дав толчок развитию европейской культуры в целом.

Мифология. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога - Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида - богиня охоты; Афродита - богиня любви к красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Человекоподобные изображения богов стали основной формой развития античного искусства Древней Греции.
Религия. Огромное значение в древнегреческой религии имели представления о загробном мире. Властелином царства мертвых являлся Аид, у ног которого находится пес Цербер. Самая мрачная часть Аида - Тартар - пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Именно Древняя Греция явилась той ступенью социокультурного развития, на которой родилась философия. Ее зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, и анализе мира повседневности. В результате сформировался отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. В Древней Греции сформировались известные философские школы: милетская (VI в. до н.э.) и элейская (VI - V вв. до н. э.). В историю философской мысли вошли имена древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и др. Грандиозные философские системы включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Они носили характер преднауки, в которой знания еще были включены в предметно-практическую деятельность человека.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое.

Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIX в. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который посвятил свои произведения описаниям войн. В целом, история, как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Художественная культура. Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия.

Высокого уровня развития достигли архитектура (храмы Аполлона, Артемиды, Зевса, Афинский акрополь), скульптура (статуя Зевса, «Дискобол», Афродита Книд- ская), возник театр. Театр Греции - древнейший на территории Европы, достиг своего расцвета в V веке до н.э. Драматургия и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, где распевались торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия, а также веселые песни, из которых родилась комедия. Театр был государственным учреждением, поэтому государство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела города.

В архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов.

В целом древнегреческая художественная культура и искусство ориентировались на идеалы возвышенного и прекрасного.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре - период эллинизма.


В широком смысле понятие «эллинизм» означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н.э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н.э. - Египет. 27 г. до н.э. - дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческое искусство и литература, философия, наука, архитектура. Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самос- ский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н. Коперник. Яркими являются бессмертные творения - Венера Милосская, «Лаокоон» и др.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек - Александрийская.

Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации, все ее достижения в своей основе связаны с идеями и образами древнегреческой культуры. Культура Древней Греции содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры в области философии, естественных наук, литературы, искусства. Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...