Опыт работы: «Игровой стретчинг. Программа "игровой стрейчинг в доо с учетом фгос"

Андреева Елена Викторовна,

инструктор по физической культуре

стаж работы 30 лет

МБДОУ "Детский сад № 1" г.Нефтеюганск

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В последнее время дети чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одна из методик, которую я использую - игровой стретчинг. Автором методики является Е. В. Сулим.

Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

В ходе проведения занятия решаю следующие задачи :

  1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга

Увеличивается подвижность суставов

Мышцы становятся более эластичными и гибкими

Повышается общая двигательная активность

Упражнения направлены на формирование правильной осанки

Воспитываются выносливость и старательность

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится до 35 мин.

Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия.Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. На занятии я использовала 6 упражнений игрового стретчинга. Упражнения подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц.

Например, упражнение «Солнышко»

Упражнение «Самолёт взлетает» -

«Лодочка» - укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

«Дуб»

Все упражнения стретчинга выполняются под музыку.

Обучение детей основным видам движениям не должно остаться без внимания. Я использовала круговую тренировку, так как она является наиболее эффективной формой организации занятий в старшем дошкольном возрасте. ОВД я подобрала так, чтобы работали все группы мышц.

На гимнастической лестнице укрепляются мышцы брюшного пресса.

На гимнастической скамейке с мячом укрепляются мышцы рук, ног.

Прыжки через скамейку развивают прыгучесть.

Дети с высоким уровнем физического развития выполняли с усложнением: большее количество раз на гимнастической скамейке; прыжки через гимнастическую скамейку боком; ходьба в приседе по скамейке с набивным мячом на вытянутых руках

Подвижная игра «Хвостики» - также составляющая основной части занятия. В игре дети развивают быстроту, ловкость, координацию движений.

В заключительной части занятия решается задача восстановления организма после физических нагрузок Я использовала релаксационное упражнение на расслабление всего тела «Снеговик».

Упражнение на релаксацию выполняется под музыкальное сопровождение.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

  1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.
  2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.
  3. Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
  4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
  5. Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я работаю с детьми четвёртый год. Я знаю их возможности. Поэтому требования к детям индивидуальные.
  6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.

Основные правила стретчинга, которые я выполняла в течение всего занятия:

Разогрев перед упражнениями;

Медленное и плавное выполнение упражнений;

-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

Спокойное дыхание;

Растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

Конспект физкультурного занятия

«Круговая силовая тренировка с элементами стретчинга»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель: всестороннее развитие физических и психических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; формирование потребности в движении.

Задачи:

Развивать мышечную силу, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, ловкость, выносливость, умение соотносить движения с музыкой;

Закреплять и совершенствовать силовые упражнения на гимнастической лестнице и гимнастической скамейке;

Воспитывать внимание, упорство, уверенность в своих силах, дисциплинированность;

Продолжать формировать умение оценивать свои действия и действия товарищей;

Формировать интерес к упражнениям игрового стретчинга.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастическая скамейка – 2 шт, гимнастическая лестница; набивной мяч /вес 1кг/; гимнастические коврики, косички – по количеству детей; медальки из самоклеющейся бумаги – золото, серебро, бронза.

Музыкальный материал: А.И.Буренина Ритмическая мозаика «Голубая вода».

Танцевальная ритмика для детей «Спортивный тренаж».

Релакс – музыка «Мечты о лете».

Используемая литература : Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг».

Ход занятия

Инструктор: Ребята, закончились Олимпийские игры. Россия заняла 1 место. Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы выиграть в соревнованиях? /ответы детей/

Инструктор: Вы хотите быть сильными, быстрыми, выносливыми? Что для этого нужно? /тренироваться/Сейчас мы пойдём на стадион и проведём там тренировку. Отправляемся?

/муз сопровождение «Спортивный тренаж»/

I .Вводная часть

Инструктор: Группа, равняйсь! Смирно! За направляющим шагом марш!

Ходьба в колонну по 1.

Чтобы не терять времени начинаем разминку! Укрепляем мышцы спины, мышцы стопы!

Руки вверх, на носках - ладошки смотрят друг на друга, подтянули колени, животы.

Руки за голову, на пятках – локти в стороны, спина прямая, носки потянуть на себя.

Руки на пояс, локти чуть назад, спина прямая, идём перекатом с пятки на носок.

А сейчас укрепляем мышцы ног.

Полный присед, руки на колени, ходьба в глубоком приседе

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс - спина прямая.

Давайте путь мы сократим, до стадиона побежим!

Медленный бег 1 мин, дыхание не задерживаем.

Упражнение на дыхание «Шалтай – болтай»

Мы прибежали на стадион. Продолжим разминку.

Дети по ходу движения берут коврики.

Инструктор: Группа, внимание! В 3 колонны через середину зала марш!

Дети кладут коврики.

Инструктор: Продолжаем разминку с элементами игрового стретчинга.

II . Основная часть

Комплекс упражнений стретчинга выполняется под музыкальное сопровождение «Голубая вода».

1. «Поза воина» - укрепляет мышцы спины, тазобедренные и плечевые суставы.

И.П.- широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо.

1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;

4 - не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук;

5-8 – держать позу.

По 2 раза в каждую сторону.

2. «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.

И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.

1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута вверх;

5-8- стоять в наклоне;

9-12- медленно выпрямиться.

То же в другую сторону.

По 2 раза в каждую сторону.

3. «Дуб» - укрепляем мышцы спины, ног.

И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;

3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол;

5-8- стоять в полуприседе;

Повторить 4 раза.

4. «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.

И.П. - сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;

2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;

3-4 - руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;

То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.

6. «Сорванный цветок» - растягивание мышц ног и спины.

И.П. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.

1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;

2– 4 - наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;

5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх.потянуться;

То же на другую ногу. 3-4 раза на каждую ногу.

7. «Морская звезда» - растягивание мышц бёдер.

И.П. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.

1- сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади;

2- передвигая руки назад лечь на спину;

3-4 - колени развести в стороны, руки в стороны.

Лежать 10 сек. Медленно встать, выпрямить одну ногу, затем другую, расслабить.

Инструктор: Молодцы, ребята! Мы провели разминку, переходим к тренировке.

Проводим круговую тренировку по станциям.

Основные виды движений

1 станция – на гимнастической скамейке. Ходьба в приседе с набивным мячом в руках. /усложнение: мяч держать на вытянутых руках/. Дети выполняют задание самостоятельно.

2 станция – на гимнастической лестнице. Вис с подъёмом прямых ног до угла 90 градусов.

6 раз /усложнение – 10 раз/.

3 станция – прыжки через скамейку на 2 ногах, стоя лицом к скамейке /усложнение: прыжки, стоя боком к скамейке/.

Инструктор: Тренировку провели, можно и поиграть.

Подвижная игра «Хвостики».

Инструктор: Ребята, вспомните основные правила игры /хвостики руками не держать, уворачиваться, не наталкиваться друг на друга./

Дети при помощи считалки выбирают водящего.

Между играми упражнение на дыхание: Носом вдох, а выдох ртом,

Снова носиком вдохнём,

Выдохнем опять мы ртом.

III . Заключительная часть

Упражнение на расслабление всего организма «Снежная баба» выполняется под релакс – музыку «Мечты о лете».

Инструктор: Ребята, представьте, что каждый из вас превратился в снежную бабу. Огромную красивую, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. /Далее дети изображают, как тает снежная баба/. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Дети ложатся на пол, отдыхают, расслабляются.

Построение в 1 шеренгу.

Инструктор: Ребята, мы с вами провели силовую тренировку. Как вы думаете, нам с вами есть, за что себя похвалить?

Было ли вам легко? Всё ли у вас получилось? Какое упражнение на сегодняшней тренировке оказалось самым трудным? Что нужно делать, чтобы было легко?

Инструктор: Молодцы! Вы все хорошо тренировались, укрепили мышцы, поиграли. Были быстрыми, ловкими. Я для вас приготовила медали. Подумайте, какой медали вы сегодня достойны. Каждый из вас оценит свою работу на тренировке и возьмет ту медаль, какой он достоин.

Дети берут медали, приклеивают на футболку.

Инструктор: В 1 шеренгу становись! Тренировка окончена! Идём в детский сад!

Используемая литература:

  1. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга», Москва, 2012г.
  2. Н. Москвитина «Круговая тренировка»// «Спорт в школе» №18 (325), сентябрь 2003г.
  3. Н. Замотаева «Организация физкультурных занятий// «Дошкольное воспитание» №5, 2005г.
  4. Фотографии из архива инструктора по физической культуре Е.В. Андреевой(приложение №1).

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002631

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Игровой стретчинг "Путешествие цыпленка" для детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Алексеевна Бурчина, инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 91" г. Петрозаводск, Республика Карелия.
Описание: Материал способствует интеграции физкультурной и познавательной деятельности.
Пояснительная записка: Стретчинг - упражнения направленные на развитие гибкости, координации, ловкости, формирование правильной осанки, позволяют быстро снять мышечное напряжение. Использование рассказов, сказок, придуманных педагогом, делают занятия стретчингом более интересными для детей, несут в себе познавательную нагрузку. Упражнения можно использовать в качестве физкультминуток, динамических пауз.
Задачи: Продолжать обучать детей различным видам имитационных упражнений игрового стретчинга;
Развивать физические качества: гибкость, ловкость, координацию;
Развивать память, внимание, воображение;
Создавать положительный психоэмоциональный настрой детей на занятиях физическими упражнениями.
Оборудование: коврик на каждого ребенка, аудиозапись с музыкой для занятий аэробикой, маска "Колдун" для подвижной игры.
Ход занятия:
1 часть:
Построение в круг (врассыпную).
Выполнение игрового упражнения: «Мой позвоночник».
Я повторяю по утрам:
«Мой позвоночник гибок, прям!
Когда сижу, лежу, стою,
За позвоночником слежу.
Я позвоночник берегу
И от болезней убегу!»
Перестроение в колонну по одному.
Ходьба на носках, руки за головой.
Ходьба выпадами, руки на поясе.
Ходьба, не сгибая коленей, наклон на каждый шаг, руками тянуться, как можно ниже.
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Бег с заданием: по сигналу перекрутиться, продолжить бег в том же направлении.
Ходьба врассыпную.
Выполнение ритмической гимнастики.

2 часть:
Дети берут коврики, занимают удобное положение.
Дети слушают придуманную инструктором историю, по его команде выполняют упражнения соответственно каждому персонажу или предмету, и удерживают позу на пять счетов.
Поза индейца – принимается перед каждым упражнением.
И. П.: Сидя на пятках, спина прямая, руки на бедрах.

Лежало на траве яйцо, и вдруг, скорлупа затрещала, и из него появился на свет маленький цыпленок.
1 упр.: «Яйцо».
И. п.: сидя на пятках, наклониться вперед, обхватить колени руками, лоб прижать к коленям.
Посмотрел цыпленок направо – никого,
Посмотрел налево – никого.
Послушал с одной стороны – ничего не слышно, прислушался с другой, тихо.
2 упр.: «Посмотри, послушай».
И. П.: сидя на пятках, руки на бедрах.
1- посмотреть вправо, (поворот головы);
2 – посмотреть влево, (поворот влево),
3 – наклон головы вправо,
4 – наклон головы влево.
«Кто я такой?» - подумал цыпленок, - «Нужно это узнать, пойду, может кого-нибудь встречу».
3 упр.: «Ходьба».
И. П.: сидя ноги вместе, руки в упоре сзади.
Попеременное движение ступнями вперед-назад.
Увидел цыпленок в траве что-то черное и длинное, подошел. Это была змея.
«Здравствуйте, Вы кто?» - спросил цыпленок. «Я – змея». «А, вы знаете, кто я? Я только сегодня родился и еще не знаю кто я такой». «Ты, птенец и я тебя сейчас съем». Испугался цыпленок и убежал.

4 упр.: «Змея».
И.П.: сидя на пятках.
1 – лечь на живот, ноги вместе, руки перед собой, ладони соединить.
2 – опереться на руки, согнутые в локтях (ладони на уровне плеч),
3 – приподнять верхнюю часть туловища, опираясь на ладони,
4 – удержать положение.
Цыпленок так быстро бежал, что налетел на что-то круглое с иголками. «Чего ты колешься?» - пискнул цыпленок.
«Прости, я не специально», - ответил еж, а это был он.
«Иголками я защищаюсь от врагов».
«Уважаемый еж, а вы не знаете, где я могу найти птиц и как их узнать, я их ищу».
«Они красивые и прекрасно поют», - ответил еж и побежал по своим делам.

5 упр.: «Еж».
И. П.: лежа на спине.
1 – согнуть ноги в коленях, обхватив их руками, лбом коснуться колен.
Пошел цыпленок дальше и увидел большую, зеленую лягушку, которая громко квакала.
Цыпленок подумал: «Какая красивая птица и как красиво поет».

«Здравствуйте, птица!» - сказал цыпленок.
«Нет, я лягушка. Птицы, они летают» - ответила лягушка и ускакала.

6 упр.: «Лягушка».
И. П.: лежа на животе, руки в упоре у плеч,
1 – приподняться на руках, ноги согнуть в коленях, тянуться носками рог к затылку.
Идет цыпленок дальше и увидел бабочку. «Вот она птица, красивая, летает, наверное, и поет так же. Здравствуйте, птица!» - закричал цыпленок.
Бабочка села на цветок и сказала: «Что ты, я не птица, я – бабочка. Я птиц боюсь, они большие, у них перья и хвост, которые им помогают летать быстро и высоко».
Странно, почему одни птицами восхищаются, а другие бояться? Только цыпленок это хотел спросить, а бабочки уже и след простыл. Пошел он дальше.

7 упр.: «Бабочка».
И. П.: сидя, ступни упираются друг в друга, руки на лодыжках. Разводить колени в стороны – вниз.
Увидел цыпленок кошку.
Он ведь не знает, как выглядят перья и подумал: «Вот это птица, большая, красивая, в перьях и с хвостом, лежит, отдыхает».
«Здравствуйте, красивая, большая птица!» «Какая я тебе птица», - потянулась кошка. Она была сыта и решила не трогать цыпленка.
«Птицы летают высоко и не такие уж они и большие. Подними глаза в небо, и ты их увидишь», - потянулась кошка и снова легла греться на солнышке. А цыпленок пошел дальше.

8 упр.: «Кошка» .
И. П.: стоя на четвереньках.
1 –округлить спину, опустив голову и копчик вниз,
2 – прогнуться, приподняв голову и копчик вверх,
3 – спину держать прямо, правую ногу вытянуть назад,
4 – поменять ногу.
Вышел цыпленок на дорожку и поднял голову вверх. Он увидел ласточку. Она летала очень высоко. «Птичка, может я ваш сынок?», - закричал цыпленок, он боялся, что его не услышат. «Нет!» - ответила ласточка. «Но, я, же птенец». «Да! Но ты цыпленок. Иди по дорожке через мостик к старой березе, там ты найдешь своих родственников! Они тебя ждут».
9 упр.: «Ласточка»
И. П.: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком.
1 – развести руки в стороны, приподнять грудь, голову.
Увидел цыпленок мостик, он бал новый, красивый, деревянный.
10 упр.: «Мостик».
И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты к полу.
1 – упереться ступнями и ладонями в пол, приподняться над полом.
Перешел через мостик, подошел к старой, скрипучей березе.
11 упр.: «Березка».
И. П.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, сгруппироваться.
1 – толчок ногами, перекатиться на спине до лопаток, опереться руками в поясницу, упор на лопатки, ноги выпрямить вверх.
Наконец цыпленок пришел на птичий двор.
Там были куры, гуси, утки и самый красивый с гребнем на голове, с огромным хвостом и громче всех пел Петух.
Петушок увидел цыпленка издали, и сразу подошел к нему. «Здравствуй, сынок! Мы тебя потеряли, где же ты был?» «Я по свету ходил? А ты, кто?» «Я – Петух, твой отец, а твоя мама – курица, братья и сестры – цыплята».

12 упр.: «Петушок».
И. П.: основная стойка.
1 – стойка на одной ноге, другую ногу согнуть в колене, прижать руками к животу,
2 – и. п.;
3 – стойка на другой ноге,
4 – и. п.
Дети скручивают коврики и убирают на место.
Построение в круг.
Сегодня вы были маленькими волшебниками, выполняли разные превращения, а сейчас среди нас появится колдун, закрывайте глаза.
Педагог надевает маску «колдуна» на голову одного из детей.
П. /И. «Колдун» (2 раза).
Ведущий догоняет игроков, запятнанный останавливается в позе «Звезда» (замирает). Заколдованного может расколдовать любой из игроков (проползти у него под ногами).
3 часть:
Релаксация: «Отдохнем».
Хорошо ли мы лежим,
Мы на это поглядим,
Лежат ровно пятки,
Плечи и лопатки.
Спина ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.
Пятками вперед потянулись.
Руки вверх подняли,
Пальцы в кулаки сжали.
Потянулись, улыбнулись.
Глаза открыли,
По-турецки сели.
Подведение итогов занятия.
Вопросы детям:

1. Для чего ежу иголки?
2. Почему бабочка боится птиц?
3. Чем отличаются домашние и дикие птицы? Назовите самое главное отличие.
4. Кого цыпленок встретил первым?
5. Кого цыпленок встретил после кошки?

Мария Мироняк
Опыт работы: «Игровой стретчинг»

Игровой стретчинг - как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Инструктор по физической

культуре МКДОУ № 14 г. Сегежи РК

Мироняк Мария Пантелеймоновна

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей.

Как только дети начинают посещать детский сад - жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников - одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению : привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами.

Ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий.

4 слайд :

Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга .

Почему стретчинг и что это такое ?

Стретчинг пришёл на смену традиционным прыжкам и рывкам по системе Линга – упражнениям, которые оказались в значительной степени малоэффективными, а в некоторых случаях и вредными для мышц, поскольку приводили к травмам. Этимологический корень stretch означает – поддерживать мышцу в состоянии растяжения, в течение от 10 до 30 секунд.

Стретчингом называется метод , с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом : улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое

тело само по себе тренер.

Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно.

7слайд :

Цель : Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга » .

8 слайд : Задачи :

Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия) .

Совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

Развивать психические функции : внимание, память, воображение, умственные способности.

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

9 слайд :

Основные принципы организации занятий

Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

Принцип систематичности - Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Принцип постепенности - Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей. Принцип индивидуальности - Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Принцип наглядности - Показ физических упражнений, образный рассказ.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

10 слайд :

Структура построения занятий :

Занятия состоят из 3 частей.

В первой (вводной) части занятия, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В качестве ОРУ можно использовать музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию и эмоциональное настроение ребенка.

11 слайд :

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу . Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии знакомим детей с новыми движениями (без музыки, закрепляем уже известные. На втором занятии – совершенствуем и уточняем выполнение упражнений. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

12 слайд :

В третьей (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию необходимо включать в каждое занятие, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме . Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действия.

На занятиях используется художественное слово, музыка и личный показ. Следует помнить : НЕ ИНТЕНСИВНОСТЬ, А СИСТЕМАТИЧНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ – ВОТ КЛЮЧ К УСПЕХУ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТРЕТЧИНГОМ !

13-14 слайд

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования.

Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах .

Элементы стретчинга интегрируются в физкультминутки, в комплексы бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой. Комплексные сюжетные занятия игровым стретчингом могут проводиться в качестве спортивных развлечений.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми .

Физкультминутка - кратковременные физические упражнения - проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) .

С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление , восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность : В отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа .

Самостоятельная двигательная деятельность : Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

15-16 Слайд :

Работа с родителями .

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка, поэтому очень важна здесь вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года (создана картотека упражнений, папки-передвижки, выступление на род. собраниях, семинары, открытые занятия, совместные развлечения)

17-18 слайд : Стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе .

Занятия по предложенной мною методике помогают ребенку развивать чувство ритма, укреплять мышцы, выровнять осанку, снимать закомплексованность. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Данная методика дает положительные результаты физических и скоростно-силовых качеств.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга .

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ

КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Многие дети нашего учреждения страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку.

В настоящее время разработано много интересных и разнообразных

форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих

технологий. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети

живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Манипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. Основное различие между упражнениями стретчинга и обычными физическими упражнениями состоит в том, что последние для своего выполнения требуют большого напряжения, а упражнения стретчинга, наоборот, отказываются от движений, требующих напряжения. Не интенсивность, а систематичность упражнений - вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать заниматься с детьми 4-х летнего возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии я даю новую игру-сказку, в которой дети «превращаются» в различных животных, насекомых и выполняют в интересной форме сложные упражнения.

Основными принципами организации занятий являются:

    Наглядность – Показ физических упражнений, образный рассказ.

    Доступность – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

    Систематичность – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

    Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

    Индивидуально-дифференциальный подход – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

    Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

В ходе проведения занятий по игровому стретчингу решаются следующие задачи:

    Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.

    Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.

    Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.

    Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

    Поддерживать интерес детей к занятиям.

    Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

    Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Элементы игрового стретчинга можно включать в любые формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Утренняя гимнастика с элементами игрового стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.

Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее

соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

Упражнения методики игрового стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры, но отличаются большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе.

При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности

детей.

2. Время проведения занятий тоже зависит от возраста детей: 3-4 года – 25-30

минут; 5-6 лет – 40 минут; 6-7 лет.

3. Заниматься лучше всего в хорошо проветренном помещении. Коврик для

занятий должен быть удобным и иметь приятный для ребенка цвет.

4. Старайтесь, чтобы дети соблюдали принцип постепенности. Не стоит

спешить во время занятий.

5. Помните, что все упражнения основаны на чередовании напряжения и

расслабления мышц.

6. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на

сходные группы мышц.

7. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических

форм работы мышц.

Соблюдайте в занятиях принцип регулярности.

8. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Если ребенка заставлять. То пользы

от этого занятия не будет никакой. Об этом свидетельствуют исследования американских физиологов. Физические упражнения полезны для здоровья

только в том случае, если выполняются добровольно.

9. Педагогу необходимо уважать своих детей.

Игровые упражнения стретчинга способствуют тренировке всех функций организма. Это - напряжение – расслабление - растяжение, отсутствие травм; - статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость; улучшается подвижность суставов; растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость; снимает мышечное напряжение; во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма; способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться; улучшается пластичность; появляется артистизм - улучшает самочувствие и поднимает настроение; укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»

Галдаева Юлия Олеговна,

Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск

Игровой стретчинг в детском саду.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Значение игрового стретчинга:

Увеличивается подвижность суставов;

Мышцы становятся более эластичными и гибкими;

Повышается общая двигательная активность;

Упражнения направлены на формирование правильной осанки;

Воспитываются выносливость и старательность.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Чтобы понять, что такое игровой стретчинг, необходимо представить игры различной тематики по определенному сюжету, как правило, проходящие для малышей в детском саду. Цель этих игр — физическое развитие малышей с использованием игровых возможностей, причем все занятие состоит из взаимосвязанных заданий и упражнений, что делает игру еще более интересной. Стретчинг основан на статичных упражнениях, предназначенных для растяжки всех мышц и суставов организма, что положительно влияет на внутренние органы, гибкость и осанку. А кроме того, придает ребенку уверенность в собственных силах, снимает комплексы по поводу своих умений и возможностей, и снижает тревожность. Выполнение упражнений в медленном темпе делает эти занятия еще и безопасными. В отличие от классических спортивных занятий, требующих напряжения всех сил, игровой стретчинг построен на принципах умеренной интенсивности и систематичности.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Игровой стретчинг - это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.

Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка - игра. В которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

Детям дошкольного возраста можно заниматься стретчингом с 3-4 лет. Рекомендуемая дозировка упражнений, в зависимости от возраста, повторить упражнение 4-6 раз. В детском саду этот вид спортивных упражнений полезен и необходим. Ещё одно достоинство стретчинга в том, что не требуется специальное помещение и оборудование.

Занятия стретчингом помогает детям избавится от многих комплексов, которые происходят от физического несовершенства, от того что не всегда удаётся ловко и изящно управлять собственным телом. Такие занятия развивают у детей координацию движения. В детском саду занятия стретчингом можно проводить, включая упражнения на растяжение мышц в комплекс занятий по физкультуре, в утреннюю гимнастику, в физкультминутки на занятиях, а так же составить комплекс упражнений на релаксацию.

Как же заинтересовать детей этим видом физических упражнений?

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игра-это то, что понятно детям, это то, что они принимают с удовольствием, это та атмосфера, что будет окружать ребёнка весь дошкольный период. Поэтому и занятия стретчингом можно и нужно проводить в игровой форме.

Можно придумать целую сказку, и проиграть её с детьми, причём дети с удовольствием будут выполнять предложенные действия, вживаясь в образ. И даже больше того, дети, разучив на занятиях упражнения, будут самостоятельно их выполнять, разыгрывая сказку.

Физкультминутка — это тот же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягая мышцы, то опускаемся вниз, расслабляясь. Здесь и наклоны, и приседания. Всё зависит от выбора и фантазии воспитателя, и готовности детей принять предложенные упражнения. Хочу отметить, что дети всегда с удовольствием выполняют упражнения физкультминутки.

Подбирая названия к упражнениям стретчинга, дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажей сказок, повадки животных, птиц и т.д.

Примеры упражнений игрового стретчинга.

Упражнение 1. «Деревце».

И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

1) Поднять прямые руки над головой - вдох.

2) Опустить руки, расслабиться - выдох.

Упражнение 2. «Кошечка».

И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.

1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед - вдох.

2) Округлить спину, голову опустить вниз - выдох.

Упражнение 3. «Звездочка».

1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз - вдох.

2) Руки опустить вниз, расслабиться - выдох.

Упражнение 4. «Дуб».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол - вдох.

2) Руки опустить, расслабиться - выдох.

Упражнение 5. «Змея»

И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

1) На выдохе - подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.

У детей, занимающихся игровым стретчингом, уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Повышается самооценка - я могу управлять своим телом, я ловкий, умелый!

А какой простор для творческих инициатив! Под умелым руководством воспитателя стретчинг может стать основой не только для улучшения физического здоровья, но для психологического развития детей дошкольного возраста.

Основными принципами организации занятий являются:

Наглядность - показ физических упражнений, образный рассказ.

Доступность - обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

Систематичность - регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Закрепление навыков - многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

Индивидуально-дифференциальный подход - учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Сознательность - понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

В ходе проведения занятий по игровому стретчингу решаются следующие задачи:

  • Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.
  • Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.
  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
  • Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  • Поддерживать интерес детей к занятиям.
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Элементы игрового стретчинга можно включать в любые формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Утренняя гимнастика с элементами игрового стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.

Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

Упражнения методики игрового стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры, но отличаются большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурного занятия.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...