План конспект урока на тему натюрморт. Конспект урока по изо "рисование натюрморта". Материальное обеспечение занятия

Марина Андреева

Занятие по живописи

Перед детьми была постановка, содержащая кувшин, грибочек, баклажан, перчик и вишенки. Все это размещалось на зеленой драпировке без складок.

4 класс, возраст от 12 до 14 лет.

Цели занятия

1. Правильно разместить предметы на листе.

2. Правильно построить кувшин.

3. Передать цветовой тон в соответствии с натурой.

4. Развитие глазомера.

5. Развитие навыка соотношения предметов между собой для точной передачи размеров.

Теоретическая часть.

Некоторые дети в этой группе занимаются первый год, поэтому для них объяснение нюансов и требований к работе было особенно важно. Для более прочного усвоения материала, использовались сравнения, легкие для восприятия.

Например, каждый предмет располагается на своем месте и на определенном расстоянии от других предметов. Для этого объяснения использовался пример орбит, на которых располагаются планеты в солнечной системе.

Практическая часть.

Дети определили положение листа и приступили к размещению предметов на листе. Для начала определилась плоскость (стол, на которой будут размещаться предметы.

У каждого ребенка свои особенности видения натюрморта. Кто-то увеличивает предметы, кто-то мельчит. Кто-то смещает вверх, кто-то вниз, кто-то вправо или влево. Что бы этого избежать, детям рекомендовалось сделать мини-набросок в уголке листа.

Работа с цветом.

Что бы работа была целостной, работать с цветом нужно со всеми предметами сразу, а не по отдельности. Поэтому можно разделить работу с цветом на этапы.

1. Определение основного тона каждого предмета.

2. Выявление затемненных участков, светлых участков, бликов, теней на плоскости, на предметах.

3. Анализ каждого предмета с целью рассмотрения рефлексов и оттенков.

4. Завершающий этап. Обобщение предметов, работа с мелочами.

Итог

Дети заканчивают работу и вместе с учителем обсуждают моменты - что удалось, что нет. Важно похвалить каждого, за проделанную работу. Тем детям, которые занимаются первый год особенно важно понять, что у них все получается.

По завершению занятия становится понятно, что конкретно каждому ребенку удается больше, что меньше. На что в следующем занятии стоит сделать упор.

Готовые работы детей.



Публикации по теме:

Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость.

Конспект занятия «В лес за грибами и ягодами» для детей 4–5 лет Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром) На тему: «В.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «В лес за ягодами» для детей младшей группы Конспект игрового сеанса в познавательной области. Ознакомление с окружающим. Воспитатель:Мельничек С. В. 25 марта 2015г. Тема: «В лес за.

Корзина с овощами Недавно в нашем поселке Ахтырском, Краснодарского края был проведен праздник под названием "Адрес детства - Кубань". Здесь.

Мастер-класс предназначен для педагогов, родителей - для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Назначение мастер-класса: изготовление.

Ознакомление с петриковской росписью. Конспект НОД в средней группе «Веточка с ягодами» «Веточка с ягодами»Программные задачи: 1. Познакомить детей с Петриковской росписью. 2. Совершенствовать приемы пальчиковой живописи и.

Проект «Знакомство с овощами» Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети второй младшей группы, педагог, родители. Срок реализации:.

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

муниципального образования города Братска

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополните льной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6)лет),

учебного предмета «Живопись», 1 класс, I полугодие

ТЕМА: «ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ. ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Братск 2013

Пояснительная записка

Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» дополнительной предпрофессиональная общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет), разработан для учащихся 1 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №9 «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего урока №8 «Световой контраст (ахроматический контраст)». Данный открытый урок «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт» является занятием по закреплению акварельной практики в разделе «Акварельная живопись». Урок рассчитан на 3 академических часа по тематическому плану занятий. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Ключевым моментом для проведения занятия выбрана творческая интрига. Это обеспечивает постоянную мотивацию на развитие интереса к содержанию урока. Наличие элементов творческого эксперимента активизируют эмоциональное состояние учащихся, способствуют развитию познавательной деятельности и стремление к результату.

Для эффективного усвоения теоретической части урока создана особая тематическая среда в виде выставки предметов китайской культуры, музыкального сопровождения и компьютерной презентации.

Практическая часть урока представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. В приложении содержится технологическая карта занятия, описание технологии и методик, их эффективность на занятии, дидактическое обеспечение (опорные термины, карточки-задания). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Открытый урок опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала, теоретических и практических возможностей в живописи, т. е. освоения предпрофессиональных навыков учащихся по данному учебному предмету.

Открытый урок по «Живописи» в 1 классе II полугодие

преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Дата и время проведения урока: 12.10.2013, 15 00 – 17 20 .

Раздел учебного предмета: Цветовая гармония. Полярная гармония.

Тема урока : «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт»

Номер урока : 8.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: развитие абстрактного мышления, совершенствование навыков владения живописной техникой, композиционного владения пространством листа; восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи урока:

Обучающие:

Знать:

Свойства и специфику акварельной живописи, её возможности и эстетические качества;

Художественные и эстетические свойства цвета;

Основные закономерности создания цветового строя;

Уметь:

Видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

Развитие художественных способностей;

Развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

Воспитание потребности в творческом самовыражении;

Воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;

Предполагаемый результат:

Развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

Поиск цветовых отношений;

Формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. + 45 мин. с переменами

Оснащение урока:

Метаплан;

Лист формата А2;

Скотч, зажимы,

Планшеты для оформления картин (паспорту)

Музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Компьютерная презентация (видеопроектор)

Ноутбук

Художественные инструменты и материалы: акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2), черная тушь;

Методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов, фрукты или овощи.

Интеграция: - цветоведение, композиция станковая.

План урока :

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);

2 . Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией:

Ход урока.

Преподаватель - Наше занятие мне бы хотелось начать с приглашения на выставку, где участниками творческого просмотра можете стать вы сами. Ежегодно в конце учебного года проходит выставка лучших работ учащихся по различным художественным направлениям. Каждый из вас имеет возможность предоставить на выставку свои работы. После завершения работы выставки будут подведены итоги. По результатам голосования посетителей выставки будут определены победители в различных номинациях. Вас ждёт реальный успех! Вам осталось только определиться с темой вашей будущей творческой работы.

3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.

Преподаватель – что могут изобразить художники в картинах и что хотят выразить своими произведениями? Они могут рассказать о различных событиях, вещах, показать, какими были люди прежде и передать их характер и настроение, как относится художник к тому, что он изображает.

Учащийся 1 – натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий, сам же термин, появился в начале 19 в. во Франции (мертвая натура), вытеснив голландское слово (неподвижная натура). Натюрморт это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями.

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира и другое. Художник изображает внешний мир. Форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Преподаватель – одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

Учащийся 2 – в натюрмортах звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображенные в натюрмортах, можно разделить на две большие группы. Природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь). И вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Преподаватель – когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые или смешанные натюрморты.

Учащийся - Однопорядковые (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, ягоды и т.д. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания); хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. И. Машков, «Снедь московская. Хлебы». Если на картине представлены разнообразные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и т.д.), определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию И. Хруцкий, «Цветы и плоды».

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. И. Грабарь, «Неприбранный стол». В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы их обозначаем. Как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой».

Преподаватель – Как мы уже отметили, что главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на ощупь».

Цель игры: закрепить знания о форме овощей, фруктов, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.

Руководство: Группа учащихся сидит полукругом перед столом. Мешочек с фруктами и овощами находится на столе. По очереди каждый подходит к мешочку, опустив руку в мешочек. Нащупать какой-то овощ или фрукт и попытаться отгадать, что это. Рассказать о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце сказать, что это за предмет. Потом достать его из мешочка и посмотреть, правильно ли его узнали.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

2. Преподаватель – Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

    Родственные гаммы цветов;

    Контрастные гаммы цветов;

    Родственно-контрастные;

    Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

    Желтый - оранжево-красный;

    Красный – ультрамарин;

    Синий – гороховый;

    Зеленый – лимонный;

    Красный – желто-оранжевый.

Разберем одну из них. Как правило, самую популярную – золотистую, от желтого до красного. Мы имеем четыре ярких, сочных цвета насыщенные – сила выражения цветового тона. Краски бывают, насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный. Каждый из этих цветов мы можем обогатить, сделав из них пастельные (+ белила) малонасыщенными (+ черный), мы получим светло-желтые и бледно-золотистые (пастельные), золотисто-зеленоватые и красно-коричневые (малонасыщенные) цвета. Какая богатая гамма.

Представьте себе. Что каждый из этих четырех цветов 100% насыщенности мы обогатили до трех состояний как минимум (пастельные, малонасыщенные, ненасыщенные).

4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы

Переходим к следующему этапу нашей работы, акварельной живописи.

Преподаватель – в зависимости от замысла выбираем цветовую гамму и приступаем к работе по уже готовому эскизу (эскиз был подготовлен на предыдущем занятии). Выполнить декоративно-плоскостной натюрморт в полярной цветовой гамме.

В ходе практической работы учащихся, учителем ведется индивидуальная работа с учащимися, по подбору цветовой гаммы, распределение его на плоскости и т. д.

5. Первичная проверка понимания. Выставка

Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)

Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Не забудьте про «Гору успеха». Возможно у каждого из вас появилось желание переместить свой стикер на новое место т.е. по новому оценить свои возможности после выполнения работы. (Учащиеся смотрят работы и работают со стикерами ). Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

6. Первичное закрепление. Оценивание

Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

Преподаватель:

Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.

Учащиеся записывают полученное задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков на иллюстрации)

Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?

(Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)

Преподаватель:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.

    Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.

    Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.

    Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

6.

7.

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТОВЫЕ ОПОРЫ

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

ЖИВОПИСЬ

НАТЮТМОРТ

АКВАРЕЛЬ

ПРОЗРАЧНОСТЬ

ХРОМОТИЧНОСТЬ

ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись водными красками.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - белый, серый, черный

ГАРМОНИЯ происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, закон красоты

ГАРМОНИЯ ОДНОТОННАЯ (в цветоведческой литературе её также называют моно хромной т.е. один цвет) строится на сочетании оттенков одного цветового "лучика", которые различаются по светлоте и насыщенности одного цвета. Общий цветовой тон придает цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер.

ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННАЯ основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Главными называются цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Это могут быть соседние цвета: красный и красно-оранжевый, желтый и желто-красный, но не желтый и красный.

ГАРМОНИЯ ПОЛЯРНАЯ построена на противопоставлении двух главных цветов. Например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться несколько оттенков главных полярных цветов. Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортную для глаз, в этом проявляется стремление нашего организма к равновесию и самозащите.

ГАРМОНИЯ ТРЕХЦВЕТНАЯ построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.

ГАРМОНИЯ МНОГО ЦВЕТНАЯ в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (КОНТРАСТНЫЕ) ЦВЕТА - это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства , произведения которого

создаются с помощью красок , наносимых накакую - либо твёрдую поверхность .

КОНТРАСТ - заключает в себе явную противоположность предметов или цветов по каким-либо свойствам.

МОНОХРОМНОСТЬ - одноцветность

НЮАНС - означает едва заметные, незначительные отличия предметов или цветов по каким-либо свойствам.

НАСЫЩЕННОСТЬ – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: желтый, красный, синий.

НАТЮРМОРТ - это , предметом которого является изображение предметов быта, цветы, овощи и фрукты.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - свойство объекта, позволяющее свету проходить через него без значительного искажения

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый

Фиолетовый = красный + синий

Зеленый = желтый + сини
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.

Плюс разница в насыщенности и светлоте.
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ - выделение части композиции, изображения, объекта с целью придания большого значения.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - «цветные»

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ = ЦВЕТОВОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ЦВЕТОВОЙ ТОН – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

Рисунок1>

Тип образовательного учреждения: Таврическая школа-гимназия № 20 Возраст детей и их количество: 6 класс (1213 лет), 29 человек Время: 45 минут Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства Цель: Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения. Выполнить натюрморт с натуры.

Цели: обучающие: усвоить понятие натюрморт; научить составлять натюрморты; обучить рисованию с натуры, изображая предметы в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. развивающие: развивать творческий потенциал; расширить кругозор учащихся; активизировать наблюдательность детей; развивать у них глазомер; образное мышление. воспитательные: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.

Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование для учителя: Изобразительный ряд: репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, схема последовательности рисования натюрморта. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский - Времена года. Осень. Оборудование для учащихся: бумага (формат А 4), карандаш, ластик, краски акварельные, кисть, палитра баночка для воды тряпочка Компьютерные технологии: видео «Как поэтапно рисовать натюрморт» , слайд-презентация с работами художников

Ключевые слова: натюрморт – в переводе с французского "мёртвая натура", т. е. изображение неодушевлённых предметов. эскиз - Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. композиция -система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе. композиционный центр - это то, что является главным в композиции, должно быть акцентировано. контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий.

Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева

II. Актуализация знаний. Метод - беседа Проводится в игровой форме, вопросы кладутся в коробку, и учащиеся достают их и отвечают. Педагог: Ребята, а вы помните о чем мы говорили на предыдущем уроке? ? Сейчас я проведу игру – поверку знаний. - Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (графика, живопись, композиция). - Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, зарисовка, эскиз, этюд). - Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе). - Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство). - Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения). - Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

III. Мотивационная и целевая установка на урок. Метод – практический. Формулирую задание в технике «натюрморт» Педагог: - Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, овощи, фрукты. - К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт). - Попробуйте дать название каждой картине.

М. А. Врубель "Роза"

Педагог: Послушайте стихотворение – загадку. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это …(натюрморт). Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит нарисовать натюрморт с натуры.

IV. Формирование новых знаний. 1. Из истории натюрморта. Педагог: «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда» , «Завтрак с ветчиной»).

Виллем Клас Хеда "Ветчина и серебряна я посуда. »

Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки» . Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Грабарь Игорь Эммануилович

Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др. Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы» . Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

V. Закрепление изученного материала. Форма коллективная; метод – практический. - А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизоголубых и розовых).

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом. Этапы выполнения рисунка (объяснение педагога) Педагог: 1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т. к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.

3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте.

4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.

Физкультминутка (Дидактическая игра «Настроение») Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения. (Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях) - Мама не пускает тебя на прогулку; - Папа подарил тебе большую, красивую игрушку; - Старший брат не дает мяч; - Внезапно на дорогу выбежала собака; - Ты поймал крупную рыбу и т. п.

VI. Практическая часть. Проверка готовности учащегося. (С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.)

VII. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности. - Что нового о натюрморте вы сегодня узнали? - Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? - Понравилась ли вам работать над натюрмортом? - Что было самым сложным и самым интересным на уроке? Выставка работ учащихся. Оценивание работ. VIII. Домашнее задание: Нарисовать осенний натюрморт Заключительное слово педагога. Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу. До свидания.

18.04.2013 уч.г.

Открытый урок по живописи

в 1 «б» классе

преподавателя Ершовой И.М

Тема урока : «Поэтапное построение натюрморта»

«Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной цветовой гамме»

Цели: закрепить знания о жанре изобразительного искусства «натюрморт»;

Развивать образное воображение, композиционное мышление.

Задачи:

Обучающие : грамотно компоновать изображение в листе; ставить предметы

на плоскость, строить их с учетом пропорций и перспективных сокращений.

Развивающие : развитие внимания, зрительной памяти, глазомер, чувство

пропорции, цветоощущение, художественный вкус.

Воспитывающие : воспитание любви к окружающему миру,

целеустремленности, усидчивости, аккуратности, способности видеть

чувствовать красоту.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование и материалы:

для учителя: предметы быта (кувшины, чашки, миски и т.д.), мел, доска

Классная;

для учеников: бумага А3, графитные карандаши разной твердости, ластик,

Кисти, акварель, палитра, емкость для воды;

Зрительный ряд:

работы учащихся из натурного фонда;

репродукции художников:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

Ход занятия:

1 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 3 мин.

ІІ Основная часть.

Сообщение темы. 2 мин.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает отгадать загадку, дети хором отвечают.

Если видишь на картине

Чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка.

В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами». Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Натюрморт обычно не нуждается в таких размерах холста, как историческая картина или эпический пейзаж. Это более «скромный» жанр. Но при этом не следует воспринимать натюрморт в изобразительном искусстве как изображение случайного набора предметов. Чаще всего художник «ставит» натуру, то есть, исходя из задуманной идеи, сознательно подбирает подходящие предметы. К тому же замысел художника предполагает определённые сочетания форм и цветов предметов, освещение, расположение в пространстве. Композиция натюрморта рождается первоначально в голове автора, хотя к образно-пластической идее художника может подтолкнуть многое: жизненные наблюдения, воспоминания, прочитанная книга, стихи, музыка.

Иногда поставить натюрморт труднее, чем его написать. Художник вносит в расположение предметов свой порядок. Такой, когда ничего нельзя убрать, добавить или переставить, не нарушив единства композиции.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Проблемные вопросы (проверка знаний): 10 мин.

  • Какие виды натюрморта Вы знаете?
  • Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.
  • Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?
  • Что объединяет предметы натюрморта?
  • Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)
  • Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
  • Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему?

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

1 О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

2 Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

3 Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания. Это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;

Такая закономерность построения натюрморта называется его композицией.

В любой композиции должен быть композиционный центр. Обычно таким композиционным центром является самый большой предмет, изображаемый на картине. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить цветом (во всей группе должен быть основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

Игровая разминка. 10 мин.

Обучающиеся делятся на 2-3 группы по 3-4 человека. Им предлагается составить композицию предложенного натюрморта из геометрических фигур и приклеить на лист бумаги. Готовые композиции педагог прикрепляет к доске для анализа работ, рекомендаций по устранению ошибок.

ІІІ Самостоятельная работа. 13-15 мин.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, учитывая предыдущие рекомендации контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды.

ІV Итог урока: 2 мин.

Ответы на вопросы:

В каком жанре живописи мы сегодня работали?

Ход занятия:

2 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 2 мин.

ІІ Основная часть.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает просмотреть несколько учебных работ в разных техниках исполнения. Обратить особое внимание на работы, выполненные в акварельной технике.

В каких техниках выполнены работы?

Чем отличается гуашевая техника от акварельной?

ІІІ Самостоятельная работа. 25 мин.

Обучающиеся уточняют детали в карандашном рисунке. Переходят к работе акварелью. Смачивают лист бумаги водой, чтобы краска в дальнейшей работе не скатывалась. В процессе работы педагог помогает обучающимся, испытывающим трудности в работе.

ІV Итог урока: 13 мин

Просмотр рисунков, анализ их достоинств.

Выбрать рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой;

Оценка рисунков;

Уборка рабочих мест.


План-конспект открытого урока по теме

«Контраст дополнительных цветов. Декоративный натюрморт».

(Урок цветоведения в 1-м классе художественной школы).

Паскаль Елена Владимировна

преподаватель художественной школы

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1. Обучающие:

Закрепить понятие «дополнительные цвета»;

Дать теоретические знания о взаимодействии дополнительных цветов;

Познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приемах стилизации;

Учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

2. Развивающие:

Развитие чувства цветовой гармонии;

Содействие развитию внимания, умения слушать учителя;

Умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над натюрмортом;

Умение получать большое количество оттенков цвета путем смешивания красок в ограниченной цветовой палитре.

3. Воспитывающие:

Воспитание аккуратности, умения слушать товарища;

Воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.

Материалы к уроку (для учителя).

1. Таблица по смешению дополнительных цветов (методическое пособие).

2. Таблица «Основные пары дополнительных цветов».

3. Репродукции картин художников на контраст дополнительных цветов:

Андрей Рублев «Троица», Ван Гог « Подсолнухи», Анри Матисс «Танец», Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

4. Фланелеграф и элементы натюрморта для составления композиции в цвете.

5. Детские работы(декоративный натюрморт), студенческие работы.

6. Репродукции декоративных натюрмортов: В. Лебедев «Натюрморт с палитрой и кувшином», Д. Штеренберг « Натюрморт с лампой и селедкой», И. Машков «Фрукты на блюде», Е. Абрамова « декоративный натюрморт».

Материалы к уроку для учащихся.

1. Гуашь, кисти, палитра, банка.

2. Подготовленный рисунок натюрморта.

3. Упражнение на смеси дополнительных цветов, выполненное ранее.

План урока.

1. Оргмомент, проверка готовности к уроку (2 мин).

2. Объявление темы и задач урока (2 мин).

3. Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад» (5 мин).

4. Беседа по сказке. Повторение понятия дополнительных цветов, их расположения в цветовом круге и взаимовлиянии(5 мин).

5. Объяснение новой темы о контрасте дополнительных цветов, показ иллюстраций по теме (10 мин).

6. Упражнение на свойство дополнительных цветов, выводы из упражнения (5 мин).

7. Беседа о декоративном натюрморте, его выразительных средствах и некоторых приемах стилизации (7 мин).

8. Упражнение на композиционное расположение цвета в натюрморте (3 мин).

9. Инструктаж по выполнению натюрморта в цвете (5 мин).

10. Самостоятельная работа: декоративный натюрморт в цвете (28 мин).

11. Выставка работ и их сравнительный анализ (5 мин).

12. Итоги занятия. Закрепление понятий (2 мин).

Ход урока.

1. Провести проверку готовности к уроку, отметить отсутствующих, проверить материалы и принадлежности, рисунок натюрморта.

2. Сегодня на занятии мы с вами вспомним о дополнительных цветах и их свойствах, узнаем еще об одном виде контраста - контрасте дополнительных цветов.

Вспомните, какие виды контраста мы уже знаем? (Контраст цвета, контраст светлого и темного, контраст теплых и холодных цветов).

Сегодня мы выполним в цвете натюрморт, рисунок которого мы выполнили на прошлом уроке, выполним еще несколько упражнений.

А сейчас я расскажу вам сказку про Кругоцвета и его волшебный сад.

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».

В одном очень далеком волшебном царстве-государстве был у одного царя волшебный сад, где росли удивительно яркие цветы. Похожие на нас, людей. За цветами ухаживал садовник по имени Кругоцвет. Он очень любил свои цветы, поливал их, подкармливал, разговаривал с ними. Цветы жили в мире и дружбе, поддерживали друг друга, и от этого каждый цветок становился еще ярче и наряднее в своем разноцветном наряде. Бабочки каждый день прилетали с этот сад, чтобы полюбоваться на желтые нарциссы и красные розы, синие васильки и оранжевые бархатцы, фиолетовые левкои и бардовые георгины. Бабочки всегда пели песенки о красоте и аромате прекрасных цветов и радовались, что здесь всегда царит любовь и дружба, здесь даже ярче светит солнышко и очень приятно гостить в этом саду.

Но в один не совсем солнечный день подул холодный северный ветер и уронил колючие льдинки на цветы в саду. В хорошеньких головках наших цветов появились вдруг совсем нехорошие мысли о том, что каждый из них лучше другого, прекрасней и ярче, поэтому именно он должен занимать самое почетное место на клумбе, а все остальные цветы должны кланяться ему и воздавать ему почести и хвалы. Сначала это были только мысли, затем они стали произноситься шепотом, а потом все это переросло в громкий скандал на клумбе. Мир и любовь оставили этот волшебный сад, и тогда некоторые из цветов решили навсегда покинуть свой родной дом, Кругоцвета и пошли, куда глаза глядят. Оставшиеся в саду цветы вдруг сразу поблекли, они перестали издавать и благоухание. Бабочки перестали замечать их и вообще перестали прилетать в этот сад. Волшебный сад стал унылым и скучным. И решил Кругоцвет пойти искать ушедшие цветы, вернуть их в сад и помирить с остальными, ведь невозможно жить в печальном и унылом саду, где не живет любовь.

И пошел Кругоцвет … Долго ли, коротко ли, приходит Кругоцвет в дремучий лес, где темно и сыро, страшно и уныло, в лесу болото топкое, серое и зловонное. Видит Кругоцвет, что в болоте том все цветы его ушедшие. Они заблудились и попали в беду, чуть не погибли здесь все. Кругоцвет соорудил из веток специальную ладью-корзину и спас всех своих питомцев. Отправились они в обратный путь.

Ранним солнечным утром они все вместе вернулись в свой уютный сад. Сколько радости и веселья было! Все обитатели сада танцевали, пели, обнимали друг друга, забыли все прежние обидные слова, колкости. Цветы взялись за руки и затеяли хоровод. Желтый нарцисс танцевал рядом с пышной фиолетовой сиренью, красно- оранжевая роза держала за руку сине-зеленый гиацинт, оранжевые бархатцы веселились рядом с синими колокольчиками и васильками. От соседства друг с другом все цветы стали только ярче и наряднее. Бабочки с пчелами тоже кружились в этом прекрасном дружном хороводе, как и прежде воспевая яркость и аромат всех цветов на клумбе у Кругоцвета. Радовался Кругоцвет, что в его волшебном саду вновь поселились Дружба и Любовь.

4.Беседа по сказке.

Ребята, как вы думаете, кто такой Кругоцвет? (это цветовой круг).

А цветы из волшебного сада что это? (цвета из цветового круга).

Какие цвета усиливают звучание друг друга, делают ярче и выразительнее? (дополнительные цвета).

Дети, смогли ли по-прежнему жить цветы, когда часть из них ушла?

Оказывается, что дополнительные цвета почти не могут существовать друг без друга, если в картине есть один цвет. Но нет его дополнительного цвета, то наш глаз сам обязательно его создаст в поле нашего зрения. Дополнительные цвета образуют собой странную, казалось бы, пару. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, а находясь рядом, максимально друг друга зажигают. Так и люди в обществе нуждаются друг в друге, во взаимной поддержке и помощи, нуждаются в любви.

А мы продолжаем говорить о дополнительных цветах.

Сделаем выводы.

1. Расположенные рядом дополнительные цвета делают друг друга ярче.

2. Каждый цвет имеет лишь один единственный себе дополнительный цвет и расположены они в цветовом круге друг против друга (по диаметру).

3. Если смешать два дополнительных цвета в равных пропорциях. То они дают нейтральный серый цвет.

4. Друг без друга жить дополнительные цвета не могут. Если нет дополнительного цвета рядом, то в поле нашего зрения возникает этот дополнительный цвет, чтобы глазу стало спокойно.

5. Контраст дополнительных цветов.

Давайте назовем основные пары дополнительных цветов, пользуясь цветовым кругом:

Желтый - фиолетовый;

Желто-оранжевый - сине-фиолетовый;

Оранжевый - синий;

Красно-оранжевый - сине-зеленый;

Красный - зеленый;

Красно-фиолетовый - желто-зеленый.

(Эти пары называют дети).

Если мы проанализируем эти пары, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий.

Назовите состав цвета в каждой паре:

Желтый – фиолетовый = желтый – красный + синий;

Синий – оранжевый = синий – красный + желтый;

Красный - зеленый = красный - желтый + синий.

Мы уже говорили о том, что существует удивительный и необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета. Если реально отсутствует дополнительный цвет, то он спонтанно создается в нашем сознании, чтобы было равновесие и гармония. Было установлено, что основой гармонии в дизайнерских работах является закон дополнительных цветов, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение равновесия. У зрителя появляется ощущение спокойствия, прочности, статики, если в настенной живописи есть дополнительные цвета. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Желтый-фиолетовый - это не только контраст дополнительных цветов, но и контраст светлого и темного. Красно-оранжевый и сине-зеленый - это еще и контраст теплого и холодного.

Показывается на примерах детских работ и репродукций контраст дополнительных цветов.

На предыдущих уроках мы делали упражнение на смешивание дополнительных цветов. В центре образуется нейтральный серый цвет. Во многих картинах дополнительные цвета используются не только как контрастные, но и составляют основы смесей, которые служат для тонального выравнивания всего произведения.

В природе тоже есть сочетания, смешения дополнительных цветов(стебли и листья красных роз, пока еще бутоны не распустились).С помощью смесей дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались очень цветного серого, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали дополнительный ему цвет или же покрывали первый цвет тончайшим слоем дополнительного цвета. Пуантилисты наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление серого тона происходило уже в глазах зрителя.(Поль Сезанн « Гора Сен-Виктор»).


6. Упражнение на фланелеграфе.

1) Смотрим на красный квадрат 20 сек, затем переводим взгляд

на пустое пространство и видим такой же квадрат, но зеленого цвета.

2) Смотрим на зеленый квадрат 20 сек, переводим взгляд, видим красный квадрат на пустом поле.

Наш глаз сам находит дополнительный цвет, чтобы была гармония, спокойствие.

Натюрморт (неживая натура)- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.(Вопрос о натюрморте задается детям, поскольку они уже знакомы с определением натюрморта).

В реалистических натюрмортах художники изображают конкретную жизнь, с разнообразными ощущениями. В 20 веке натюрморты изменяются, в них появляется психология, Иногда художник вообще уходит в свой мир, в мир идей.

Давайте посмотрим натюрморты, представленные на доске.

Чем они отличаются от натюрмортов, которые пишем мы в художественной школе? Они очень эмоциональные, красочные, яркие, в них не передается почти объем предметов, светотень. В этих натюрмортах иногда могут быть украшения в виде орнаментов. Здесь иногда используется линия подчеркивания.

Мы на прошлом занятии уже нарисовали композицию нашего натюрморта. Мы увидели, что в декоративном натюрморте предметы могут располагаться на одной линии, в них нет овалов. Они плоские, т.е. мы исключили объем в нашем натюрморте. А сегодня мы узнаем, как можно выполнить декоративный натюрморт в цвете.

Во-первых, чтобы натюрморт не был просто раскрашен, мы возьмем ограниченное количество цвета. Вы познакомились сегодня с контрастом дополнительных цветов, поэтому я предлагаю вам использовать любую пару дополнительных цветов и еще черный и белила. В композиционном центре хорошо использовать контраст, а по краям натюрморта используем сложные смеси дополнительных цветов,возможно, приглушенных черным или осветленных белилами, а возможно и соединение того и другого. Вариантов здесь можно подобрать множество, используя различные смеси красок в их разных соотношениях. В любой декоративной композиции есть элементы, с помощью которых вы можете создать выразительную композицию. Это линия, пятно, штрих, силуэт, точка, фактура. А также различные их сочетания.

В сегодняшней композиции натюрморта мы используем только два выразительных средства- пятно и линию. Эти элементы мы уже знаем.

Какие линии могут быть по характеру начертания? (Тонкие, широкие, прямые, волнистые, зигзагообразные).

Что такое пятно? Пятно – это часть, участок, выделенный одним локальным цветом. Пятно также может быть обогащено нюансами. Форма пятна может быть произвольная, бывает геометрическая, но у нас сегодня мы ее не будем применять.

Как можно выделить цветом композиционный центр? (Взять в чистом виде контраст дополнительных цветов).

Как цветом можно списать края натюрморта, чтобы они не выделялись? (Брать смеси дополнительных цветов вплоть до серого).

8. Проведем быстрое упражнение на размещение цвета в натюрморте. (Дети на фланелеграфе располагают силуэты предметов натюрморта).

9. А теперь приступим к выполнению натюрморта самостоятельно. Обязательно в крышечках сделайте смеси-колера пары дополнительных цветов, чтобы потом брать колер и добавлять в него другие цвета, постепенно переходя от центра к краям.

В конце работы, когда все будет сделано цветом, можно тонкой кисточкой применить линию в натюрморте. Можно украсить орнаментом предметы и подчеркнуть теневые места черной линией. Только линия не должна быть одинаковой по толщине и характеру.

10. Самостоятельная работа учащихся над декоративным натюрмортом. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником,направляя его.

11. В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.

12. Итоги урока.

На занятии мы сегодня узнали о контрасте дополнительных цветов.

- Как дополнительные цвета ведут себя, находясь рядом?

- Какие оттенки цвета получаются при смешивании дополнительных цветов?

- Что требует наш глаз, если нет дополнительного цвета рядом с каким-то цветовым пятном?

- Какие выразительные средства мы использовали в натюрморте?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...