Что такое академическая живопись. Европейское академическое искусство XIX века. Академия трех знатнейших художеств - колыбель академической живописи

История русской культуры. XIX век Яковкина Наталья Ивановна

§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Направление классицизма возникло в русском изобразительном искусстве так же, как в литературе и театре, во второй половине XVIII века, но в отличие от них существовало более длительный период, охватив всю первую половину XIX века и полноправно сосуществуя с романтизмом и сентиментализмом.

В живописи и скульптуре, так же как и в литературе, приверженцы классицизма провозглашали образцом для подражания античное искусство, откуда ими черпались темы, сюжетные ситуации, герои. В художественных произведениях воплощались и основные тенденции классицизма: утверждение идей монархической государственности, патриотизма, преданности государю, приоритета общественного долга, преодоление личных интересов и чувств во имя долга перед страной, государем. В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Живопись и скульптура стремились к лаконизму рассказа, пластической ясности и красоте формы. В то же время для них были обязательны, так же как и в других сферах искусства, определенные каноны художественного изображения. Так, избирая сюжет из античной мифологии или Библии, художник строил композицию таким образом, чтобы главное действие обязательно находилось на переднем плане. Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Например, чтобы выразить стыд или печаль, голову героя рекомендовалось склонить вниз, если сострадание - набок, повеление - поднять вверх.

Каждый персонаж картины олицетворял определенное человеческое качество - верность, нежность, прямодушие или коварство, храбрость, жестокость и т. п. Однако независимо от того, выразителем какого свойства было то или иное лицо, фигура его и движения должны были соответствовать античным канонам красоты.

В первое десятилетие XIX века благодаря патриотическому подъему, вызванному Отечественной войной 1812 года, классицизм получает наибольшее распространение в русской скульптуре и живописи. Идейная основа | классицизма - воплощение в произведениях искусства JI возвышенных чувств и образов - была созвучна общественным настроениям того времени. Идея самоотверженного служения Родине воплощается художниками в сюжетах и образцах, почерпнутых из античной и отечественной истории. Так, на сюжет римского предания художником Бруни была создана картина «Смерть Камиллы, сестры Горация», в которой декларируется мысль о преступности любви и жалости по отношению к врагам отечества. Многочисленные образцы высокого патриотизма черпаются художниками из древнерусской истории. В 1804 году скульптор Мартос по собственной инициативе начинает работать над памятником Минину и Пожарскому. Только после окончания Отечественной войны в 1818 году правительством было принято решение об установке его в Москве на Красной площади. Любопытно, что известие об этом вызвало живейший и, можно сказать, всенародный интерес. Современники отмечали, что уже во время транспортировки памятника из Петербурга в Москву по каналам Мариинской системы толпы людей собирались по берегам и разглядывали монумент. Необычайное стечение народа было и на открытии памятника в Москве. «Окрестные лавки, крыши Гостиного двора, башни Кремля были усыпаны народом, желающим насладиться сим новым и необычайным зрелищем».

В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины «Подвиг молодого киевлянина в 968 году» (1810) и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812). В ходе войны эпизоды военных событий овладевают воображением художников и убеждают в том, что образцы воинской доблести и героического патриотизма могут быть почерпнуты не только из древности. В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского «Русский Сцевола», воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Произведение было с волнением встречено публикой. При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию. Зрителей не смущало то, что «русский Сцевола», подобно своему античному прототипу, изображен с обнаженным торсом, что не только не соответствовало бытовым традициям, но и климату России. Кстати, и молодой киевлянин на картине Иванова, облаченный в подобие легкой туники, согласно классическим канонам, запрещавшим. изображать «некрасивые» позы и телодвижения, чрезвычайно грациозно и без видимых усилий убегал от вражеской погони. Эта условность воспринималась современниками как привычное символическое обозначение высоких гражданских добродетелей. Поэтому произведения Мартоса, Демут-Малиновского и других художников, пользовавшихся в то время большой популярностью, обозначили расцвет классицизма в русском изобразительном искусстве.

Однако со второй четверти XIX века, когда в России после подавления восстания декабристов надолго устанавливается правительственная реакция, возвышенные гражданские идеи классицизма получают иное, официальное переосмысление в духе знаменитой уваровской триады - православия, самодержавия и народности. Ярким образчиком этого нового этапа классицистического изобразительного искусства является известная картина Бруни, маститого профессора, а потом ректора Академии художеств - «Медный змий». Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории. Израильтяне, ведомые из плена Моисеем, возроптали на Бога и были наказаны за это дождем из змей. От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия. Картина изображает тот момент, когда израильтяне, узнав о Божественном повелении, кинулись к статуе, здоровые помогают доползти до нее больным и престарелым, матери протягивают вперед детей. И лишь один - сомневавшийся и протестовавший - лежит поверженный, пораженный Божественной карой.

Так выявляется идейная сущность произведения - любой протест осужден свыше; только покорность и смирение угодны царям земным и небесным.

Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает. С ростом общественного и демократического движения 30–40-х годов все большим анахронизмом выглядит постоянное обращение к античным образцам, упорное пренебрежение действительностью как грубой, недостойной искусства сферой. Условности классицистических произведений, воспринимавшиеся раньше как средство, усиливающее идейное содержание, теперь, при утрате высокой гражданственности произведения, колют глаза зрителям. Отсутствие глубокого содержания не могут компенсировать красота форм, безукоризненность рисунка, четкость композиции. Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность.

Классицизм, в русском изобразительном искусстве исчерпавший во второй четверти XIX века свои художественные и идейные возможности, выражается в так называемом академизме (выделено мною - Н. Я. ), направлении, принятом Академией как единственная художественная школа.

Академизм, консервируя привычные классицистические формы, выводил их на уровень непреложного закона, игнорируя в то же время гражданственную высоту содержания. Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения. Одновременно академизм стал узаконенным, «правительственным» направлением в изобразительном искусстве. Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства. Ими создаются произведения, пропагандирующие официальные добродетели, верноподданнические чувства, как, например, картина Шебуева «Подвиг купца Иголкина». В ней воспроизведен эпизод легенды, повествующей о том, что русский купец Иголкин в период Северной войны попавший в плен к шведам, находясь в заточении, услышал, как шведские часовые насмехаются над Петром I, бросился на них и ценой жизни поддержал престиж своего государя. Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах. Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. Бруни становится ректором Академии художеств, главным консультантом по вопросам закупки художественных произведений для Эрмитажа и царских резиденций. Ф. Толстой - вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. Однако, преуспевая в житейском плане, эти мастера переживают тяжелейший творческий кризис. Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. И примечательно, что на смену уходящим корифеям академизм не породил ни одного сколько-нибудь значительного художника. Эпигонство и подражательность в плане художественном, официальная идеология в качестве идейной основы - вот те корни, которые должны были питать искусство академизма. Неудивительно, что это «древо» дало такие жалкие побеги. Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция «академистов» ко всему новому в искусстве.

автора Вёрман Карл

1. Особенности среднеитальянской живописи С тех пор как флорентиец Леонардо да Винчи разбудил дремлющие силы живописи, она во всей Италии сознательно шла к той цели, чтобы заставить картину жить более полной действительной жизнью и в то же время быть более совершенным

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

1. Становление верхнеитальянской живописи Как в горных областях господствует пластическая форма, так в равнинах господствует воздушный тон и свет. Живопись верхнеитальянских равнин также расцвела красочными и световыми прелестями. Леонардо, великий изобретатель в

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

2. Эмалевой живописи В тесном соприкосновении с преобразованием живописи по стеклу совершалось и дальнейшее развитие лиможской эмалевой живописи, описанной нами ранее. В своем новом виде, именно в виде живописи гризалью (серым по серому) с красновато-лиловыми телесными

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

2. Становление португальской живописи История португальской живописи разъяснена со времени Рачинского Робинсоном, Васконселлосом и Юсти. При Эмануэле Великом и Иоанне III старопортугальская живопись продолжала двигаться по нидерландскому фарватеру. Фрей Карлос, автор

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

1. Основы английской живописи Отблеском великого средневекового искусства Англии являются лишь некоторые английские картины на стекле первой половины XVI столетия. Их исследовал Уистлек. Нам придется ограничиваться по поводу их лишь немногими замечаниями. И в этой

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

1. Классицизм в скульптуре В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности.Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора

Из книги Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России автора Дудаков Савелий Юрьевич

ЕВРЕИ В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ Еврейская тема в творчествеВ.В. Верещагина и Н.Н. Каразина В нашу задачу не входит рассказывать о жизненном и творческом пути Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) – биография художника достаточно хорошо известна.Нас интересует узкий вопрос:

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XV век и первая половина XVI столетия – это переломная эпоха в русской иконописи, время создания многих шедевров и становления новых начал в живописном творчестве. К этому периоду проявляли вполне закономерный интерес такие крупнейшие знатоки

автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ Творчество А. Г. ВенециановаВ начале XIX века в русском изобразительном искусстве так же, как и в литературе, развивается сентиментализм. Однако в живописи и скульптуре этот процесс нашел несколько иное отражение. В изобразительном

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ Творчество П. А. ФедотоваВ 30–40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, появляются и развиваются ростки нового художественного направления - реализма. Демократизация общественного

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ Классицизм являлся основным направлением русского театра во второй половине XVIII века.В драматургии этот период был представлен классицистической трагедией. Так как своего рода каноном, образцом для художественного творчества представители

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Салоны живописи и скульптуры Впервые - «Вечерняя Москва», 1927, 10 и 11 авг., № 180, 181. Я приехал в Париж, когда открыты были три огромных Салона. Об одном из них - о Салоне декоративного искусства - я уже писал; два других посвящены чистой живописи и скульптуре.В общем, в большом

Из книги Екатерина II, Германия и немцы автора Шарф Клаус

Глава V. Просвещение, классицизм, чувствительность: немецкая литература и «немецкое» искусство В литературном процессе своей эпохи Екатерина участвовала одновременно в нескольких качествах. Во-первых, в упомянутом в конце предыдущей главы письме Вольтеру она

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Барокко и классицизм В течение нескольких последних лет, до того как король благородно и великодушно отказался от Лувра, о назначении этого дворца было много споров. У Кольбера не было сомнения: достройка Лувра укрепила бы репутацию юного монарха, к тому времени уже

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

- (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации… … Художественная энциклопедия

Литературная энциклопедия

академизм - а, м. académisme m. 1845. Рей. 1876. Лексис. 1. Чисто теоретическая направленность в научных и учебных занятиях. БАС 2. Литературоведческие опыты почтенного ученого.. необыкновенно скучны. Такую скуку часто принимают за академизм, при том, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Академизм - АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60 80 х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших.… … Словарь литературных терминов

Современная энциклопедия

Академизм - Академизм ♦ Academisme Чрезмерно строгое подчинение правилам школы или традиции в ущерб свободе, оригинальности, изобретательности, смелости. Склонность перенимать у учителей прежде всего то, что действительно легко поддается подражанию… … Философский словарь Спонвиля

Академизм - (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (франц. academisme) 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных… … Большой Энциклопедический словарь

АКАДЕМИЗМ, академизма, мн. нет, муж. 1. отвлеч. сущ. к академический во 2 знач. 2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

АКАДЕМИЗМ, а, муж. (книжн.). 1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему н. 2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 академичность (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Поздний академизм и салон (подарочное издание) , Елена Нестерова , Книга посвящена отечественному позднеакадемическому и салонному искусству второй половины XIX - начала XX столетия. Еще недавно это искусство подвергалось жесткой критике как антисоциальное,… Категория: Живопись, графика, скульптура Серия: Коллекция русской живописи Издатель:

Академизм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Жан Огюст Доменик Энгр, 1856, Музей Орсе

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников". В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин "академизм" сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Художники академисты:

  • Жан Энгр
  • Поль Деларош
  • Александр Кабанель
  • Уильям Бугеро
  • Жан Жером
  • Жюль Бастьен-Лепаж
  • Ганс Макарт
  • Марк Глейр
  • Фёдор Бруни
  • Карл Брюллов
  • Александр Иванов
  • Тимофей Нефф
  • Константин Маковский
  • Генрих Семирадский

Многие музеи Европы, среди которых одно из первых мест занимает петербургский Эрмитаж, а также средоточие шедевров русского живописного искусства - Русский музей хранят в своих коллекциях огромное количество картин, написанных в стиле "академизм" признанными мастерами своего времени. Академическое направление в искусстве - та база, без которой далее живопись и скульптура вряд ли смогли бы развиваться настолько плодотворно. В чем же основные черты академизма в живописи? Разобраться в этом и есть наша задача.

Что такое академизм?

В живописи и скульптуре академизмом или академическим направлением считается зародившийся стиль, главной составляющей которого является интеллектуальная. Несомненно, в рамках этого стилевого направления должны соблюдаться и определенные канонами эстетические принципы.

Академическое направление во Франции, представленное работами таких представителей академизма, как Николя Пуссен, Жак Луи Давид, Антуан Гро, Жан Энгр, Александр Кабанель, Уильям Бугро и др., зародилось в 16 в. Просуществовало оно в государстве-законодателе недолго, и уже в 17 в. было сильно потеснено импрессионистами.

Однако академизм достаточно прочно закрепил свои позиции в странах Европы, а затем и в России и, несмотря на вновь приходящие стили, стал прочной классической базой изобразительного искусства при обучении юных мастеров живописи и скульптуры.

Предпосылки формирования академизма в Европе и России

Возникшие еще в эпоху Возрождения изменения в жизни европейского общества, главными принципами искусства которого стали гуманизм, антропоцентризм, а также возможность широко распространять посредством разных видов передовые мысли и идеи, повлекли за собою и изменения в самом искусстве, в том числе и в европейской живописи.

  1. Изменение отношения к художникам: не ремесленники, а творцы.
  2. Открытие Французской академии искусств.
  3. Открытие меценатами европейских стран художественных академий для повышения социального статуса художников и обучения их на принципах живописи эпохи Возрождения.
  4. Продвижение и поддержка юных дарований меценатами.

Характерные черты академического стиля в искусстве

Академическое искусство предполагало тщательное планирование, продумывание и проработку деталей будущего произведения. В качестве содержательной основы чаще всего брались мифологические, библейские и исторические сюжеты. Перед написанием полотна художником предварительно выполнялось огромное количество подготовительных рисунков - эскизов. Все персонажи идеализировались, но при этом обязательно сохранялась соответствующая эпохе исторически достоверная обстановка, предметы, одежда и др.

Особое внимание отводилось использованию цвета: вся гамма должна была соответствовать реально существующей в жизни, особой аккуратности требовало использование ярких цветов, которые были не рекомендованы к использованию (только в виде исключения). К технике и особенностям картины также предъявлялись требования строжайшего следования правилам наложения светотени, изображения перспективы и ракурсов. Правила эти были определены еще в эпоху Возрождения. Кроме того, поверхность полотна не должна была состоять из мазков и шероховатостей.

Академия трех знатнейших художеств - колыбель академической живописи

Это учебное заведение стало первым заведением в России, выполнявшим функцию такую же, как в свое время Французская академия. Основателем Академии трех знатнейших художеств, как она тогда называлась, стал граф Иван Иванович Шувалов, человек, близкий к трону императрицы Елизаветы Петровны и попавший в опалу при Екатерине II.

Под тремя знатнейшими художествами имелись в виду живопись, скульптура и архитектура. Этот факт нашел отражение в облике здания, возведенного для академии на Университетской набережной Невы по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Кокоринова: на куполе восседает покровительница искусств и ремесел богиня Афина, а у ее ног расположились три путти, как раз и символизирующие знатнейшие искусства. Первым из них, разумеется, была живопись.

В академии преподавали и работали совместно с учениками известнейшие мастера Европы. Кроме базовых теоретических знаний, студенты академии имели возможность наблюдать за работой знаменитых европейских мастеров и учиться у них на практике.

В процессе обучения юные художники учились писать и рисовать с натуры, изучали пластическую анатомию, архитектурную графику и др. По окончании обучения все выпускники выполняли конкурсную работу на указанную тему, как правило, мифологического сюжета, в академической манере. В результате конкурса определялись наиболее талантливые работы, их авторы награждались медалями разного достоинства, высшие из которых давали право на бесплатное продолжение обучения в Европе.

Российские академисты

Принято выделять два этапа в академическом направлении западноевропейской живописи: академизм конца XVIII - начала XIX вв. и второй половины XIX в. Среди художников первого периода выделяют Ф. Бруни, А. Иванова и К. П. Брюллов. Среди мастеров второго периода - художники-передвижники, в особенности Константин Маковский.

Основными особенностями академизма конца XVIII - начала XIX вв. считаются:

  • возвышенность тематики (мифологическая, парадный портрет, салонный пейзаж);
  • высокая роль метафоричности;
  • многоплановость и многофигурность;
  • высокое техническое мастерство;
  • масштабность и помпезность.

Во второй половине 19 века в академизме живописи перечень этих характеристик расширился за счет:

  • включения элементов романтизма и реализма;
  • использования исторической тематики и местных традиций.

Карл Павлович Брюллов - мастер академической живописи

Особо в перечне художников-академистов выделяется Карл Брюллов - мастер, создавший полотно, прославившее имя автора в веках - "Последний день Помпеи".

Судьба петербуржца Карла Павловича Брюлло(ва) связана с особенностями воспитания и жизни в семье. Тот факт, что отец Карла и его братья и связали свою жизнь с Академией художеств, определил дальнейший творческий путь талантливого юноши. Он окончил академию с золотой медалью. Стал членом Общества поощрения художников и благодаря этому смог продолжить свое образование в Европе - в Италии. Там он жил и творил целых двенадцать лет. После исполнения частного заказа Демидова на масштабное полотно о гибели города Помпеи смог расторгнуть свои отношения с обществом и стать самостоятельным художником.

Прожил Карл Брюллов всего 51 год. По настоянию Николая I он вернулся в Россию, несчастливо женился и развелся через несколько месяцев после женитьбы. Первоначально принятый всем обществом Петербурга как гений и национальный герой после скандального брака был отвергнут также всем обществом, тяжело болел и вынужден был уехать. Скончался в Риме, так и оставшись, по сути, гением одной картины. И это даже несмотря на то, что создал достаточно полотен, имеющих и по сей день огромное значение для академической живописи 19-го века.

Человек веками восхищался совершенством и гармонией окружающего его мира. Стремился увидеть и запечатлеть на полотне всю красоту и неповторимость жизненных мгновений. Многие художники, пробуя передать на холсте гармоничные цветовые сочетания видимого мира, приходили к выводам о существовании неких живописных принципов и законов в изображении цветом на плоскости полотна формы, пространства, материала освещения, колористической гармонии наблюдаемых на натуре.

Исследуя живописный опыт великих мастеров прошлого и настоящего, русский художник и педагог Николай Петрович Крымов наиболее просто и доступно изложил в своей теории основные законы и принципы реалистической живописи. К примеру: «Трава в серый день такая же зеленая, как трава в тенистом месте в солнечный день. Тень на крыше от трубы в солнечный день это та же крыша, только не освещенная солнцем,- такая, как она бывает в пасмурный день. И этот закон, конечно, знали все большие мастера».

Реалистической живописью Крымов называет искусство «передавать на полотне подлинную жизнь». О своеобразии художественного языка в живописи Крымов говорит, что: «Настоящая оригинальность есть результат искреннего стремления сказать правду».

«В искусстве живописи нужно передавать в правдивых отношениях по свету и цвету природу или выразительность природы. Для этого нужно изучать натуру, приглядываться к выразительности всего, что нас окружает. ..Врубель – реалист. Он брал все цвета и тона для своих фантастических сюжетов из жизни, верно наблюдая природу. Но тона с неодушевленных предметов (пня, камня) он переносил на предметы одушевленные – Демона, Пана. Так можно работать только тогда, когда хорошо овладеешь живописным мастерством».

Основными живописными принципами в реалистическом искусстве являются законы цвета и тона. На их неразрывном взаимодействии и строит всю свою живописную теорию Крымов. «В реалистической живописи есть два основных понятия: цвет и тон. Не надо их путать В понятие цвета входит понятие теплого и холодного. В понятие тона – понятие светлого и темного. … В пространственной материальной станковой живописи цвет и тон неразрывны. Изолированного цвета нет. Цвет, неверно взятый в тоне, уже не цвет, а просто краска, и ею нельзя передать материального объема в пространстве. Цвет появляется в сочетаниях, в живописных отношениях. Цвет это душа живописи, ее красота и выразительность… Тоном передается объем и пространство. В живописи, как в музыке: все должно быть слажено и гармонично, как в хорошем оркестре.

Главенствующим и основополагающим законом в живописи является теория тона. Крымов, изучив многовековой опыт лучших мастеров реалистического изображения действительности, делает вывод, что «в реалистической живописи тон играет главную, определяющую роль. Все великие реалисты прошлого писали тоном. Из лучших русских художников я назову Репина, Левитана, Серова, Врубеля, Коровина, Архипова.» Здесь можно давить еще великое множества имен – титаны Возрождения, Рубенс, Рембрандт, Веласкез, барбизонцы и лучшие представители импрессионистического направления Моне, Дега, Сислей, Ренуар.

«Верно взятый тон освобождает художника от выработки деталей, дает глубину картине, размещает предметы в пространстве. Живописным можно назвать только такое произведение, в котором уловлен, найден общий тон и верные отношения между тонами отдельных предметов и частей картины.

Мы говорим о разнице в тоне, когда оттенки одной и той же краски отличаются друг от друга своей интенсивностью или своей светосилой, если краски разные, но светосила их одинаковая, то значит и тона их одинаковые. Если картина написана разными красками,

Но в одной светосиле. То можно сказать, что картина написана одним тоном… Ошибка в тоне дает неверный цвет. Без верно взятого тона невозможно правдиво передать общее состояние природы, пространство, материал. Некоторые же изменения цвета не могут повлиять на эти три основные элемента реалистической картины… Цвет увидеть легче. Только глаз одаренного в живописи человека умеет тонко видеть разницу тонов, значит, такой человек имеет больше данных стать художником. Так, музыкант, одаренный тонким слухом, слышит разницу меньше полутона.

Законы неповторимости колорита, цветовой гармонии в живописном произведении, базируются на общей тональности картины. «В картине, так же, как и в музыке всегда присутствует определенная тональность. Это закон». «Один художник пишет голубее все, что видит, другой – рыжее, третий – серее, но при верности общего тона – все они живописцы».

«Общим тоном называется та степень темноты, та светосила цветов, которой подчинена вся картина в целом. Общий тон серого дня – один, а общий тон солнечного дня – другой. В комнате общий тон опять-таки другой, и он тоже меняется в зависимости от освещения на улице. Отсюда и получается многообразие тонов, многообразие гаммы в картинах больших художников. Возьмите картину Репина «Крестный Ход». Какое в ней солнце, как она сильна и звучна. Возьмите небольшую картину «Арест пропагандиста». Какая она темная. Там разорванные листы бумаги. Которые белеют на полу, написаны не белилами, а «чернилами», а получилось белое.

Как же написать картину, чтобы она получилась живописной? Надо писать, беря отношения, одного предмета к другому.

Как то мне дали одного голландца реставрировать. Небо было голубое-голубое. Когда-то принято было говорить, что Рафаэль писал какими-то особыми красками, более яркими, что вообще итальянцы писали голубое небо такими замечательными голубыми красками, каких теперь и не делают. И ват я пробую заделать дырку голубой краской – совсем не то, не получается. Получается очень светло и голубо. Тогда я начал темнить и дошел до умбры, смешанной с зеленой краской. Все остальное у голландца было красноватое, рыжеватое, и облака красноватые, и вот на этом фоне умбристое небо казалось страшно голубым. Так что никаких особых красок у старых мастеров не было.»

В передаче материальности видимого мира, реалистическая живопись опять же базируется на цвето–тональных отношениях. В отличии от натуралистической живописи.

«Живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала.

Настоящий живописец вовсе не старается сделать в картине железо, но благодаря гармонии тонов, и найденности общего тона, благодаря тому, что каждый тон попадает точно на свое место, в результате получается правильное изображение материала.

Художник берет тон, мажет лицо, платье, а получается, что платье шелковое, а лицо телесное. Потому, что он верно попал в общий тон, и в цвет, и в общую гармонию цветов. Тогда и выходит по словам Делакруа: «Дайте мне грязь, и я напишу солнце»

«Натуралисты не видят тона, не занимаются тональными задачами. Идеал натурализма заключается в следующем: взять натюрморт, вставить в раму и повесить, как картину»

«Все художники замечали, что чем ближе они берут оттенки предметов к природе, тем лучше передается материал, из которого предмет сделан. И наоборот, при несоблюдении этих оттенков, материал, передаваемых предметов исчезает. Снег делается, если вы пишите зиму, известкой, шелк – шерстью, тело – резиновым, сапоги – железными и т.д.

Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал предметов.

Верность общего тона и верность отношений между отдельными предметами в картине позволяет художнику без излишней детализации точно передавать общее состояние природы, правильно расставлять предметы в пространства, убедительно передавать их материал, то есть передавать на полотне подлинную жизнь»

Литература:

Николай Петрович Крымов – художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобраз. Искусство, 1989


Похожая информация.


Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...