Тайный смысл картины "постоянство памяти" сальвадора дали. «Постоянство памяти», Сальвадор Дали: описание картины Течение времени сальвадор дали

В 1931-ом году написал картину «Постоянство времени» , которую часто сокращенно называют просто «Часы». Картина имеет необычный, странный, диковинный, как и все творчество этого художника, сюжет и во истину является шедевром творчества Сальвадора Дали. Какой смысл вложил художник в «Постоянство времени» и что могут обозначать все эти тающие часы, изображенные на картине?

Смысл картины «Постоянство времени» художника-сюрреалиста Сальвадора Дали понять нелегко. На картине изображены четверо часов, расположенные на видном месте, на фоне пустынного пейзажа. Хоть это немного и странно, но часы не имеют обычных форм, какими мы привыкли их видеть. Тут они не плоские, а изгибаются под формы предметов, на которых они лежат. Возникает ассоциация, будто они тают. Становится понятно, что перед нами картина, выполненная в стиле классического сюрреализма, которая вызывает у зрителя некоторые вопросы, такие как, например: «почему часы тают», «почему часы в пустыне» и «где все люди»?

Картины сюрреалистического жанра, представая перед зрителем в лучшем своем художественном представлении, имеют своей целью донести до него мечтания художника. Бросив взгляд на любую картину этого жанра, может показаться, что ее автор шизофреник, который соединил в ней несоединимое, где места, люди, предметы, пейзажи переплетаются между собой в неподдающихся логике комбинациях и сочетаниях. Рассуждая над смыслом картины «Постоянство времени», в первую очередь на ум приходит мысль, что Дали запечатлел на ней свой сон.

Если «Постоянство времени» изображает сон, то плавящиеся, часы, потерявшие свои формы, обозначают неуловимость времени, проводимого во сне. Ведь мы, проснувшись, не удивляемся, что легли спать вечером, а уже утро и не удивляемся, что сейчас уже не вечер. Когда мы бодрствуем, то мы чувствуем ход времени, а когда спим, то это время относим уже к другой действительности. Существует много интерпретаций картины «Постоянство памяти». Если мы посмотрим на искусство через призму сна, то искаженные часы не имеют никакой власти в мире грез, поэтому и тают.

В картине «Постоянство времени» автор хочет сказать как бесполезно, бессмысленно и произвольно наше восприятие времени в состоянии сна. Во время бодрствования мы постоянно переживаем, нервничаем, спешим и суетимся, пытаясь сделать как можно больше дел. Многие искусствоведы спорят по поводу того какие это часы: настенные или карманные, которые были очень модным аксессуаром в 20 — 30-ые годы, эпоху сюрреализма, пик их творчества. Сюрреалисты высмеивали многие вещи, предметы, принадлежащие среднему классу, представители которого придавали им слишком большое значение, относились к ним слишком серьезно. В нашем случае это часы – вещь, которая всего-навсего показывает который час.

Многие искусствоведы считают, что Дали написал эту картину на тему теории вероятности Альберта Эйнштейна, которая горячо и с возбуждением обсуждалась в тридцатые годы. Эйнштейн выдвинул теорию, которая поколебала уверенность в том, что время – величина неизменяемая. Этими тающими часами Дали показывает нам, что часы, как настенные, так и карманные, стали примитивным, устаревшим и не имеющим большого значения теперь атрибутом.

В любом случае картина «Постоянство времени» — одно из известнейших произведений искусства Сальвадора Дали, которая, по истине, стала иконой сюрреализма ХХ-ого столетия. Мы гадаем, интерпретируем, анализируем, предполагаем какой же смысл мог вложить в эту картину сам автор? У каждого простого зрителя или профессионала-искусствоведа свое восприятие этой картины. Сколько их – столько и предположений. Истинного смысла картины «Постоянство времени» нам уже не узнать. Дали говорил, что его картины несут в себе различные смысловые темы: социальные, художественные, исторические и автобиографические. Можно предположить, что «Постоянство времени» — это комбинация из них.

Картина "Постоянство памяти"1931 год.

Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников полотно Сальвадора Дали.Картина находится в Музее современного искусства в Нью- Йорке с 1934года.

На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания. Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах. В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.

Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. "...Решив написать часы, я написал их мягкими.

Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.

Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр.

Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.

На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.

Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.

Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.

Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.

СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ

Мягкие часы на столе

Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.

Расплывшийся объект с ресницами.

Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности.

Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.

Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.
Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Олива.
Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Мыс Креус.
Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

Яйцо.
Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Художник сюрреализма, испанец Сальвадор Дали стал одним самых загадочных живописцев двадцатого века. Известная своим диковинным и неоднозначным сюжетом, его картина «Постоянство памяти»(1931) , признана величайшим шедевром сюрреализма. Но какую суть завуалировал гений на этом холсте? Толкований у картины много и они совершенно разные.

Ссылка на эту картинку:

Ссылка на эту картинку для форумов:

Ссылка на эту картинку в формате HTML:



Смысл под мазками нелегко ухватить. На картине изображено четверо часов и пустынный пейзаж на фоне. Блюстители времени, вопреки всему, вытекают из своей привычной формы, что выглядит немного зловеще. И, судя по всему, плавиться они намерены «до конца». «Милый» сюжет заставляет подумать. Почему часы растекаются? Почему они в пустыне и где затерялись люди? Смысл этой картины кажется неадекватным и нелогичным, но почти фотографическое исполнение намекает нам на обратное.

Возможно, Дали изобразил состояние сна, столь часто обсуждаемое сюрреалистами. Ведь только во сне, несвязанные между собой люди, места и предметы способны собраться в единое целое, ведь только во сне, секунды с минутами обесцениваются. Если это так, то деформированные часы символизируют неопределенность течения времени ночью. В течение дня мы способны отслеживать и держать время под контролем, но когда мы спим, оно играет по другим правилам. Если взглянуть под таким углом, то выглядит правдоподобно. Во сне часы бессильны, мы не чувствуем времени, а значит, часам остается только растаять от собственной ненужности.

Некоторые искусствоведы считают, что деформированные часы могут символизировать теорию относительности Эйнштейна, бывшую в 30-е годы новой и революционной. С её помощью, Эйнштейн предложил новую идею о времени, как о категории более сложной, неподвластной исчислению на циферблате. Сквозь такую призму начинает казаться, что искаженные часы символизируют некомпетентность своих карманных и настенных собратьев в постэйнштейновском мире.

Шутки, юмор, сарказм и игра словом были неотъемлемой частью творчества сюрреалистов. Неисключено, что этот самый сарказм дотронулся и до «Постоянства памяти». Ведь растекающиеся часы могут обозначать всё, что угодно, но только не постоянство. Муравьи, поедающие циферблат красных часов, возможно, олицетворяют людскую привычку тратить время бездумно и бессистемно.

Опустошенный, бесплодный ландшафт… Многие знатоки искусства полагают, что Дали изобразил береговую линию пляжа в своем родном городе. Предполагаемое, автобиографическое значение, отсылает нас к воспоминаниям из детской памяти Сальвадора. Необитаемый, всеми покинутый берег, мертвый с тех пор, как Дали покинул его. Искаженными часами Дали, вероятно, намекнул, что его детство – дело давно минувших дней

«Постоянство памяти» – настоящая икона сюрреализма двадцатого века. Ее подлинный смысл остаётся для нас загадкой по сей день, и вряд ли это изменится. Есть мнение, что здесь Дали собрал целую амальгаму идей и оттенков исторического, автобиографического, художественного и политического характера.

Художник: Сальвадор Дали

Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали

Художник: Сальвадор Дали
Название картины: «Постоянство памяти»
Картина написана: 1931 г.
Холст, гобелен ручной работы
Размер: 24 × 33 см

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Постоянство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

Сальвадор Дали прославился на весь мир благодаря своей неподражаемой сюрреалистичной манере написания картин. К самым известным работам автора относятся его личный автопортрет, где он изобразил себя с шеей в стиле кисти Рафаэля, «Плоть на камнях», «Просвещенные удовольствия», «Незримый человек». Однако «Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал, приобщив эту работу к одной из своих самых глубинных теорий. Это произошло на стыке его стилистического переосмысления, когда художник примкнул к течению сюрреализма.

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали и его фрейдистская теория

Знаменитый холст создан в 1931 году, когда художник пребывает состоянии повышенного возбуждения от теорий своего кумира - австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. В общих чертах задумка картины предполагала передать отношение художника к мягкости и жесткости.

Будучи весьма эгоцентричной личностью, склонной к вспышкам неконтролируемого вдохновения и при этом тщательного его осмысления с точки зрения психоанализа, Сальвадор Дали, как и все творческие личности, создал свой шедевр под воздействием жаркого летнего дня. Как вспоминает сам художник, он был озадачен созерцанием того, как от жары плавится Его и раньше привлекала тема трансформации объектов в разные состояния, что он пытался передать на холсте. Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали - симбиоз расплавленного сыра с оливой, одиноко стоящей на фоне гор. Кстати, именно этот образ стал прототипом мягких часов.

Описание картины

Почти все работы того периода наполнены абстрактными изображениями человеческих лиц, скрываемых за формами посторонних объектов. Они словно скрываются от взора, но при этом являются главными действующими персонажами. Так сюрреалист старался изобразить подсознание в своих произведениях. Центральной фигурой полотна «Постоянство памяти» Сальвадор Дали сделал лицо которое схоже с его автопортретом.

Картина словно вобрала в себя все значимые этапы в жизни художника, а также отобразила неизбежное будущее. Можно заметить, что в нижнем левом углу полотна виднеются закрытые часы сплошь усеянные муравьями. Дали часто прибегал к изображению этих насекомых, которые для него ассоциировались со смертью. Форма и цвет часов были основаны на воспоминаниях художника об оных в его доме детства, которые были сломаны. Кстати, виднеющиеся на горы - не что иное, как кусочек из пейзажа родины испанца.

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали изобразил несколько опустошенно. Хорошо видно, что все объекты разделены между собой пустыней и не являются самодостаточными. Искусствоведы полагают, что этим автор пытался передать свою душевную пустоту, которая тяготила его в тот период. На самом деле идея заключалась в том, чтобы передать человеческие терзания по поводу течения времени и изменений в памяти. Время, по мнению Дали, является бесконечным, относительным и пребывает в постоянном движении. Память же, напротив, недолговечна, но при этом нельзя недооценивать ее стабильность.

Тайные образы в картине

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал за пару часов и не удосужился никому дать пояснений по поводу того,что он хотел сказать этим холстом. Многие искусствоведы до сих пор выстраивают гипотезы вокруг этой знаковой работы мастера, заметив в ней лишь отдельные символы, к которым художник прибегал на протяжении всей своей

При детальном рассмотрении можно увидеть, что свисающие с ветки слева часы по форме похожи на язык. Дерево на холсте изображено засохшим, что указывает на разрушительный аспект времени. Эта работа невелика по своим габаритам, но считается самой мощной из всех, что написал Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» - безусловно, самая психологически глубокая картина, которая максимально раскрывает внутренний мир автора. Возможно, поэтому он не пожелал ее комментировать, оставив своих почитателей в догадках.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...