Отрицательные качества катерины в грозе. Гроза характеристика образа катерины

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина - главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города - всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству». Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, - продолжает Катерина, - какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ!

Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина - Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

Тест по произведению

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить! » С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва - Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?

Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» - таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт - непринятие действительности Калинова - и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

«Эх, кабы сила!»

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.

<…>Мы можем проследить его [женского энергического характера ] развитие по личности Катерины.

Прежде всего, «вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме у матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабановых: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились... Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «да ведь и у нас то же самое». Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: «да здесь всё как будто из-под неволи!» И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении; <…> Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Бедны ее образы, потому что материалы, представляемые ей действительностью, так однообразны; но и с этими скудными средствами ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, тихий и светлый. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения, для нее служба кончается неприметно, как будто в одну секунду. Она смотрит на деревья, странно нарисованные на образах, и воображает себе целую страну садов, где всё такие деревья и всё это цветет, благоухает, всё полно райского пения. А то увидит она в солнечный день, как «из купола светлый такой столб вниз идет и в этом столбе ходит дым, точно облака», — и вот она уже видит, «будто ангелы в этом столбе летают и поют». Иногда представится ей, — отчего бы и ей не летать? и когда на горе стоит, то так ее и тянет лететь: вот так бы разбежалась, подняла руки, да и полетела. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей. Она берет от них материалы, потому что иначе взять их неоткуда; но не берет выводов, а ищет их сама и часто приходит вовсе не к тому, на чем успокаиваются они. Подобное отношение к внешним впечатлениям мы замечаем и в другой среде, в людях, по своему воспитанию привыкших к отвлеченным рассуждениям и умеющих анализировать свои чувства. Вся разница в том, что у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей развитых теоретически и сильных умом главную роль играет логика и анализ. Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая дает им возможность не поддаваться готовым воззрениям и системам, а самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений. Они ничего не отвергают сначала, но ни на чем и не останавливаются, а только всё принимают к сведению и перерабатывают по-своему. Аналогические результаты представляет нам и Катерина, хотя она и не резонирует и даже не понимает сама своих ощущений, а водится прямо натурою. В сухой, однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью. В разговорах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце. На основании их она строила себе свой идеальный мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, весь посвященный добру и наслажденью. Но в чем настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить себе; вот отчего эти внезапные порывы каких-то безотчетных, неясных стремлений, о которых она вспоминает: «Иной раз, бывало, рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, — упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно». Бедная девочка, не получившая широкого теоретического образования, не знающая всего, что на свете делается, не понимающая хорошенько даже своих собственных потребностей, не может, разумеется, дать себе отчета в том, что ей нужно. Покамест она живет у матери, на полной свободе, без всякой житейской заботы, пока еще не обозначились в ней потребности и страсти взрослого человека, она не умеет даже отличить своих собственных мечтаний, своего внутреннего мира — от внешних впечатлений. Забываясь среди богомолок в своих радужных думах и гуляя в своем светлом царстве, она все думает, что ее довольство происходит именно от этих богомолок, от лампадок, зажженных по всем углам в доме, от причитаний, раздающихся вокруг нее; своими чувствами она одушевляет мертвую обстановку, в которой живет, и сливает с ней внутренний мир души своей. <…>

В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. В порыве нежности к мужу она хочет обнять его, — старуха кричит: «что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Ей хочется остаться одной и погрустить тихонько, как бывало, а свекровь говорит: «отчего не воешь?» Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, — а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы. Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах, поющих в пыльном столбе, освещенном солнцем, не может вообразить себе райских садов с их невозмущенным видом и радостью. Все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой; и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны... Они всё те же в сущности, они нимало не изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить воздушные видения, да уж и не удовлетворяет ее то неопределенное воображение блаженства, которым она наслаждалась прежде. Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она, разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, — стремление любви и преданности. В прежнее время ее сердце было слишком полно мечтами, она не обращала внимания на молодых людей, которые на нее заглядывались, а только смеялась. Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила, она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. Ей все равно покамест, вот почему она и позволяет делать с собою что угодно. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе. У ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она не выказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им.

Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках. Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решатся дать ей полное удовлетворение, — хорошо тогда и ей и им. Но если нет, — она ни перед чем не остановится: закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия — все исчезает для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, среди которой она находится.

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

История, рассказанная Островским, печальная и трагическая одновременно. В пьесе изображается вымышленный городок Калинов и его жители. Город Калинов, как и его население, служит своеобразным символом типичных провинциальных городов и селений России 60-х годов XIX века.

В центре пьесы купеческая семья Кабанихи и Дикого. Дикой был жестоким и самым богатым в городе человеком. Невежественный самодур, который и дня не мог прожить без ругани, и считавший, что деньги дают ему полное право издеваться над более слабыми и беззащитными людьми.

Кабаниха, устанавливавшая порядки в городке, придерживалась традиционных патриархальных обычаев, на людях была благодетельной, но крайне жестокой со своей семьей. Кабаниха поклонница домостроевщины.

Ее сын Тихон был спокойным и добрым. Дочь Варвара бойкая девица, умеющая скрывать свои чувства, ее девиз: «Делай, что , но чтоб шито-крыто было». Феклуша в услужении Кабанихи.

Характеру Катерины свойственна искренность и сила чувств. «Отчего люди не летают как птицы!» - мечтательно восклицала она.

Героиня жила совсем в другом, придуманном ею мире, и не хотела жить в мире, в котором обитала Кабаниха со своими домочадцами. «Не хочу так жить и не ! В Волгу брошусь!» – часто говорила она.

Катерина была для всех чужой, и ничего кроме угнетения и обид не уготовила ей судьба в мире диких и кабаних. Великий русский критик Белинский назвал ее «лучиком света в темном царстве».

Характер Катерины поражает также своей противоречивостью, силой, энергичностью и разнообразием. Броситься в Волгу было единственным, по ее мнению, спасением от той удушливой, невыносимой, нестерпимой ханжеской атмосферы, в которой ей приходилось жить.

Этот, без сомнения, храбрый поступок был ее наивысшим протестом против жестокости, ханжества и несправедливости. Катерина пожертвовала во имя своего идеала самым дорогим, что у нее было – своей жизнью.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...