Лекция: Сообщение ученика о сюжете повести «Роковые яйца». Издательство охотничьей литературы эра - милостью божьей Сказка соль земли соколов микитов

Урок литературного чтения

4 класс, УМК «Гармония»

ОУ: МАОУ «Гимназия№1 г. Орска»

Учитель: Ульянова Т.В.

Тема: И.Соколов- Микитов. Русский лес.

Представление о результатах:

- грамотное и выразительное чтение

Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике, знакомство с произведением И.Соколова- Микитова «Русский лес».

Задачи урока:

Совершенствовать навык осмысленного, правильного и выразительного чтения; умение составлять цитатный план;

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Развивать речь, мышление, внимание,

Воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать и понимать окружающую природу ; чувство сотрудничества при работе в паре, группе.

Ресурсы: -учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение»,4 класс,2 часть; ТПО, 2 часть

Презентация к уроку

Карточки для парной работы

Карточки для индивидуальной работы

Н.М.Неусыпова Толковый словарик русского языка

В.П.Жуков А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка

С. Ожегов, Толковый словарь русского языка

Этапы урока

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Формы работы.

Методы и приёмы.

1.Организационный момент.

Цель: мобилизовать учащихся на работу

Литература - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Регулятивные: формирование

Способности к организации своей деятельности

Личностные: мотивировка на достижение цели

фронтальный

2.Целеполагание. Постановка задач урока.

Цель: создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию

Слайд 1,2

Слайд 3

3.Совместное открытие знаний.

Цель: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.

Систематизация учебного материала с опорой на схему.

Слайд 4,5

Сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. Узнаем много интересного. Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Весной одевается,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

Разгадайте ребус: русский.

Мы сегодня познакомимся с произведением И. Соколова - Микитова «Русский лес».

- Кто из вас, ребята, бывал в лесу? (ответы детей).

Почему в лесу нельзя сорить? (лес помогает очищать воздух, загрязняя лес, мы загрязняем и воздух).

Где легче дышится: в лесу или в городе? (В лесу. Деревья выделяют много кислорода и поглощают углекислый газ. Лес - это лёгкие планеты).

Почему в лесу нельзя шуметь? (В лесу много жителей и каждый занят своим делом. Если очень шуметь, можно распугать животных, а ведь многие из них выводят потомство или ухаживают за детёнышами).

Сформулируем цель и задачи урока.

(знакомство с произведением И.Соколова- Микитова «Русский лес».

Расширять словарный запас;

Учиться составлять цитатный план)

1.Знакомство с биографией.

(выступление 3 учеников)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30. 05. 1892 года в Калужской губернии. Его отец - Сергей Никитич был управляющим лесными угодьями у богатых купцов.

В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Смоленской области. Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское училище

В 1910 г. Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение - сказку «Соль земли». Иван Сергеевич посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями (Грином, Шишковым, Пришвиным, Куприным).

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок» . В 1914 г. в связи с начавшейся Первой Мировой войной он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовали и за долги продали с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем перебирается в Германию. Там Соколов-Микитов знакомится с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях, в качестве корреспондента газеты «Известия».

В 1930-1931 годах выходят целые циклы произведений Ивана Сергеевича «Заморские рассказы», «На Белой Земле», повесть «Детство».

1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей.

Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года, Соколов-Микитов живёт в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений.

Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. Пришвин писал: «Его проза выразительна и наглядна, так как прежде всего он придерживается собственного опыта, передаёт услышанное».

Регулятивные: целеполагание,

планирование учебного сотрудничества на совместно с учителем

Коммуникативные:

постановка вопросов

Познавательные:

самостоятельное формулирование цели.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание

Коммуникативные:

Регулятивные: выражать свою точку зрения.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли,принятие решения

Регулятивные: выражать свою точку зрения.

Фронтальный

Фронтальный

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Индивидуальная практическая деятельность,

Фронтальный

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

2.Звучит музыка, двое учащихся читают стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Кто в глуши твоей таится?

Полный сказок и чудес!

Что за зверь? Какая птица?

Ты о чём шумишь листвою

Всё открой, не утаи:

Ночью тёмной, грозовою?

Ты же видишь, мы свои!

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Как вы думаете почему?

(Хоромами в старину называли большое просторное помещение)

Лес тоже похож на большое помещение, только живут в нём не люди, а различные животные и растения.

*(по времени)

О каких деревьях пойдёт речь ? Отгадайте:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна-...

(липа)

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это …

(дуб)

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой.

(Клён)

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(ель)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

2 Словарная работа.

Ютятся - располагаются, помещаются на небольшом пространстве.

Толковый словарик с.69

Лютая (стужа) - очень сильная, очень холодная, суровая, беспощадная.

Толковый словарь Ожегова –с.337

Пурпурные - ярко - красные, багряные. с.632

Берёста - верхний слой коры берёзы. с.44

Славится - пользоваться известностью в каком-то отношении. с.727

Увядать- терять жизненную энергию. с.823

3. Работа с учебником с.96-111

-первичное знакомство с текстом

(с чувством уважения и восхищения).

Докажите строками из текста

(первое предложение каждого текста).

4. Установи соответствие .

Поработай с фразеологизмами

(работа в паре).

Заблудиться в трёх соснах (Фразеологический словарь- с.161)

Проверяем.

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные:

Личностные:

Индивидуальная практическая деятельность,

Фронтальный

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Работа в паре,

группе.

Метод: анализ, обобщение.

4.Физминутка

Цель: создание условий для сохранения здоровья учащихся.

- зрительная

Аудиозапись «Звуки леса» (двигательная)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше- выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте зашагали.

Применение здоровьесберегающей технологии

5.Творческое применение и добывание знаиий в новой ситуации.

Цель: создание условий для применения на практике новых знаний

парная работа с материалом

Проверка выполненной работы

Слайды 9-12

А ) Составление цитатного плана.

ТПОс.60 №1 (работа в группах).

Проверяем.

Б) Михаил Пришвин писал:

« Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя...»

Не только писатели восхищались красотой русского леса.

Например, Иван Иванович Шишкин, знаменитый художник- пейзажист. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, берёзами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

-«Утро в сосновом лесу».

- «Хвойный лес. Солнечный день».

- «Лес перед грозой».

- «Смешанный лес».

Пейзаж - картины природы.

Толковый словарик – с.44(в паре)

(ИКТ - репродукции картин)

Б) Пересказ по опорным словам

(индивидуальная работа в паре).

Прочитай. Подчеркни в тексте опорные слова.

Сказочными великанами стоят старые сосны среди молодого порастающего леса. В сосновых борах собирали мы летом ягоды - бруснику и чернику. Крепконогие боровики и скользкие маслята нашли приют под соснами. Там и здесь виднеются хрупкие шляпки сыроежек.

На высоких соснах селятся ястребы и орлы.

Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одна к одной тесно жмутся покрытые зелёной хвоей молодые сосенки. В тени этих деревьев и весной и летом прячутся толстоногие грибы. Ранней весной здесь можно собирать сморчки, а летом – рыжики.

Перескажи статью о сосне по опорным словам.

В) Чтение « Диктор» (4 ученика)

Оценивание.

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.

Личностные: формирование творческого подхода к решению учебной задачи.

Индивидуальная практическая деятельность

Метод : частично- поисковый,анализ, обобщение

Работа в паре,

группе.

Метод: анализ, обобщение.

Работа в паре

Метод:

6.Контроль усвоения,обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (работа в паре)

Цель: создание условий для применения на практике новых знаний.

Парная работа с раздаточным материалом

Проверка выполненной работы

Выбери пословицы, которые выражают главную мысль произведения.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Растение - земли украшение.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Своя земля и в горсти мила.

Под большим деревом и гриб вольготней живёт.

Коммуникативные: работа в паре

Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.

Личностные: формирование творческого подхода к решению учебной задачи

Работа в паре

Метод: анализ, обобщение,метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности

Цель: самостоятельное

Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата

Составление синквейна

*(по времени)

(дерево по выбору)

Проверяем.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения

Познавательные: упорядочивание и обобщение информации, вносят коррективы

Личностные: ориентирование на ситуацию успеха

индивидуальная Метод: Самостоятельная работа

7.Итог урока.Рефлексия.

Самооценка.

Цель: создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

Систематизация полученных знаний

Рефлексия

Слайд 13

Рефлексия «Незаконченное предложение».

Я узнал о русском лесе……

Рефлексия «Пейзаж».

Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

- С какими задачами урока справились? Достигли ли поставленной цели?

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий

Индивидуальная

Методы: обобщение, классификация, анализ

8. Домашнее задание

Цель: создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации.

Слайд 14

Дифференцированное д/з

1группа: с.93 №4 (поработай с дополнительными источниками и составь подробный рассказ об одном из деревьев)

2группа: отрывок наизусть по выбору с.90-92

3группа: с.93№7 написать рассуждение на тему «Мы хозяева нашей природы».

Познавательные: работа с информацией

Личностные: формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности.

индивидуальная

24 февраля 2005 года Смоленской областной детской библиотеке было присвоено
имя замечательного русского писателя, нашего земляка И.С. Соколова-Микитова

Постановление Смоленской областной Думы от 24.02.2005 №56

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

1892-1975

«Самое большое счастье - делать людям добро…»
И.С. Соколов-Микитов

Есть в русской литературе писатель, от книг которого веет родниковой прохладой, свежестью весеннего луга, теплом родной, согретой солнцем земли. Имя этого писателя - Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Нам, смолянам, особенно дорого это имя, ведь мы его земляки.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30 мая (н.ст.) 1892 года в лесном урочище Осеки под Калугой в семье Сергея Никитьевича Соколова, управляющего лесным имением купцов-миллионщиков Коншиных. Спустя три года семья переехала на Смоленщину - родину отца, в село Кислово (ныне территория Угранского района). Нетронутая природа, берега полноводной, полной очарования реки Угры, старинный быт и уклад смоленских деревень, сказки, крестьянские песни впоследствии нашли свое отражение в творчестве И.С. Соколова-Микитова.

Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец. «Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир русской природы, чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками» . От матери - Марии Ивановны, происходившей из крепкого зажиточного крестьянского рода, знавшей неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. Ваня Соколов был единственным ребенком в семье и впитывал в себя все тепло и любовь заботливых родителей.

«Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни» .

В литературу И.С. Соколов-Микитов пришел много повидавшим и пережившим, умудренным жизненным опытом человеком. Безмятежные детские годы в родительском доме, учеба в Кисловской сельской школе и первое жизненное испытание - поступление в 1903 году в Смоленское Александровское реальное училище, из пятого класса которого в мае 1910 года Иван Соколов был исключен «по малоуспеваемости и за дурное поведение» (по «подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям»). В том же году - переезд в Петербург в связи с поступлением на сельскохозяйственные курсы, затем в Ревель (Таллинн), откуда на пароходах торгового флота избороздил все моря и океаны.

События I мировой войны (1914 год) застали И.С. Соколова-Микитова далеко от родины. По возвращении в Россию он вскоре ушел добровольцем на фронт. Служил в санитарном отряде, летал на первом русском тяжелом бомбардировщике «Илья Муромец» с известным летчиком, смолянином Глебом Алехновичем.

В феврале 1918 года после всеобщей демобилизации на флоте Соколов-Микитов вернулся к родителям в Кислово. Некоторое время учительствовал в Дорогобуже, путешествовал по югу России, где невольно был втянут в события гражданской войны. Позже ходил в плавание на шхуне «Дыхтау», участвовал в экспедиции О.Ю. Шмидта на ледоколе «Георгий Седов», в трагической экспедиции по спасению ледокола «Малыгин», побывал в краю сказителей и былин - Заонежье, в Сибири, в горах Тянь-Шаня…

Во время Великой Отечественной войны Иван Сергеевич работал спецкором газеты «Известия» по Пермской области, Среднему и Южному Уралу. В 1945 году возвращается с семьей в Ленинград, а в 1952 - обосновывается в живописном месте на берегу Волги - в Карачарове Калининской области в уютном деревянном домике, куда приезжал и зимой, и летом более 20 лет, где царила особая атмосфера теплоты и творчества, где побывало множество гостей из разных уголков страны - писатели, художники, ученые, искусствоведы, журналисты, земляки…

Осенью 1967 года Соколовы переехали на постоянное место жительства в Москву.

Иван Сергеевич прожил с женой Л.И. Малофеевой 52 года, имел трех дочерей. Все они безвременно скончались: младшая Лида 3-х лет (1931), Ирина в возрасте 16 лет умерла в Крыму от туберкулеза (1940), Елена трагически погибла (утонула) в возрасте 25 лет в 1951 году, оставив родителям двухлетнего сына Сашу.

Последние годы жизни писателя омрачились тяжелым обстоятельством - потерей зрения, но, несмотря на слепоту, Иван Сергеевич продолжал работать, и до последних дней в нем не угасала потребность писать и отдавать свое творчество людям.

Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Похоронен в Гатчине на семейном кладбище, там, где могилы его матери, двух дочерей и Лидии Ивановны, пережившей мужа ровно на сто дней.

Путешественник по призванию и скиталец по обстоятельствам, И.С. Соколов-Микитов, повидавший немало далеких краев, южных и северных морей и земель, всюду нес с собой неизгладимую память о родной Смоленщине. Именно здесь истоки его первой сказки «Соль земли». Именно здесь были написаны его лучшие произведения: «Детство», «Елень», «Чижикова лавра», «Морские рассказы», «На речке Невестнице»…

«Читать и перечитывать И.С. Соколова-Микитова такое удовольствие, как дышать свежим ароматом летних полей и лесов, пить в жаркий полдень ключевую воду из родника, как в зимнее морозное утро любоваться серебристо-розовым блеском инея. И спасибо большое ему за это» .

Смоленская областная детская библиотека приобщает читателей к творчеству Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Подготовлены и изданы рекомендательный указатель литературы «Хранитель родников» и мультимедийный диск о жизни и творчестве писателя, ежегодно проводятся областные праздники «И.С. Соколов-Микитов - детям», организуются выезды читателей в дом-музей писателя в д. Полднево Угранского района.

При чтении книг нас с детства учат обращать внимание на автора, а уже в начальных классах, нужно знать краткую биографию писателя. Давайте разберем жизнь русского прозаика, знакомьтесь, Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Биография для детей будет описана мной как для школьников 2-3 классов, также и для пятиклассников.

  1. Биография в полной версии
  2. Краткая биография для 2-3 классов

Здравствуйте уважаемые читатели блога, сегодня мы с вами чуть глубже окунемся в мир литературы. Недавно мною была приобретена прекрасная книга с рассказами о зиме. Мы прочли ее с сыном за один вечер, но так как мальчик учится во 2 классе, пора заводить читательский дневник. Проштудировав информацию о том, как это правильно делать, а также вспомнив свой школьный опыт, я решила начать именно с биографии.

Еще в раннем детстве, читая сыну книги, я всегда называла кто их написал. Впоследствии, научившись читать, он стал это делать сам. Но ведь все мы понимаем, что стиль и тематика автора зависит от его судьбы, которая накладывает отпечаток на знания и предпочтения. Здесь мы постараемся понять почему Иван Сергеевич писал в основном о природе и животных.

Соколов-Микитов: биография для детей

Соколов-Микитов это русский писатель, родившийся в мае 1892 г. Он прожил 82 года и умер в феврале 1975. Сначала его семья проживала в Калужской губернии (сейчас Калужская область), где его отец Сергей Никитич, работал управляющим лесными угодьями у купцов Коншиных. Когда Иван был трехлетним мальчишкой, семья переехала в село Кислово (Смоленская область), откуда родом и был его отец. Но уже через семь лет, в десятилетнем возрасте, он поступил в Смоленское Александровское училище, где учился всего до 5 класса, так как был выгнан за участие в подпольных революционных кружках.


Автор фото: Сергей Семенов

В 1910 Иван Сергеевич продолжил обучение, но уже в Санкт-Петербурге, где поступил на курсы сельского хозяйства. Именно в это время была написана его первая сказка “Соль земли”, которая известна сегодня всем русским людям. С этого момента Соколов-Микитов начинает всерьез думать о писательской деятельности, посещать литературные кружки, знакомиться с коллегами того времени. Будущий писатель устраивается секретарем газеты “Ревельский листок” в городе Ревеле (сейчас Таллин), затем, продолжая искать себя, уходит на торговое судно, с которым путешествует по миру.

Началась Первая Мировая война и нужно было вернуться в Россию, шел 1915 год. Во время войны он совершал полеты на бомбардировщике Илья Муромец. А после ее окончания, в 1919 вернулся матросом на торговое судно, на этот раз “Омск”. Но через 12 месяцев случилось непредвиденное: в Англии корабль арестовывают за долги. Вынужденно писатель проживает в течение года на территории чужой страны. А в 1921 находит возможность добраться до Берлина (Германия), где ему посчастливилось встретиться с Максимом Горьким. Тот и помог сделать документы, которые требовались для возвращения в Россию.

Вернувшись в Россию Соколов-Микитов ходит в экспедиции по Северному Ледовитому океану на ледоколе “Георгий Седов”. Затем он путешествует на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю и даже участвует в спасении ледокола “Малыгин”. Об увиденном он пишет для газеты “Известия”, в которой работает корреспондентом.

Всего за два года (1930-1931) прозаик публикует свои работы: “Заморские рассказы”, “На Белой Земле” повесть “Детство”. Проживая и работая в Гатчине к нему приезжают такие известные личности как Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В 1934 году Соколова-Микитова приняли в члены Союза советских писателей, а в последствии трижды наградили Орденом Трудового Красного Знамени.

Во время Второй Мировой войны продолжает работать для газеты “Известия” в Перми (тогда Молотово). И после наступления победы возвращается в Ленинград.

Личная жизнь Ивана Сергеевича достаточно трагична. В 1952 году он начинает жить в собственном домике, в селе Карачарово со своей женой Лидией Ивановной Соколовой. У них было трое детей: Ирина, Елена и Лидия. Все девочки умерли еще во время жизни родителей. У писателя остался только внук – профессор Александр Сергеевич Соколов.

Краткая биография для детей 2-3 классов

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель, который написал много рассказов о природе, птицах и зверях. И это не удивительно, потому что его отец был управляющим лесными угодьями. Мальчик рано узнал лес, полюбил его. В юности он обучался сельскому хозяйству, что также пополнило знания о нашей Земле. Но поняв, что ему нравится литература, отправился работать матросом на кораблях. Он побывал в разных странах, ходил в экспедиции на север нашей страны.

Писателю удалось пережить две войны: Первую мировую и Вторую мировую. Во время первой, он летал на бомбардировщике. Во вторую, остался в тылу и работал корреспондентом газеты.

Свою первую сказку “Соль земли” Соколов-Микитов написал в возрасте 18 лет. В 1951 году он поселился с семьей в сельском домике, который построил сам. Там у него было достаточно времени, чтобы заниматься литературной деятельностью. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, дожив до 82 лет.

Заключение

Уважаемые читатели, согласитесь, что поняв жизнь автора, детям будет легче проникнуться в прочитанные произведения. Надеюсь, что вам понравилась наша с сыном работа над биографией. Вы можете поддержать проект, это очень легко сделать, просто поделитесь статьей в соц. сетях, нажав на кнопочки ниже. А я прощаюсь с вами, в следующей статье поговорим о рассказах этого великого русского прозаика.

И. Соколов-Микитов

« Соль Земли»

Было это так давно, что не помнят серые валуны и сам седой месяц забыл. Земля была черной, плодоносной, не то что теперь, а на земле росли такие деревья, ну такие цветы. И был вечный день. Раздолье было тогда всякой нечисти. Тешилась, скакала она на воле, и не мешал ей человек веселиться, темную свою исподь показывать. В лесу жил Лесовик - Дубовик, а кожа его, как кора у дуба. Водой Водяной распоряжался. В лесу жили и девушки лесные - лесавки, а в воде - русалки. Сходились они на берегу при месяце в игры играть, пели песни.

Было так до тех пор, пока Лесовик у Водяного дочку не украл. Вот как случилось это.

Играли однажды девушки, лесные лесавки и русалки, а была с ними дочь Водяного - красавица из красавиц. Побежала она в лес, а там Лесовик – цап, цап. Загудело, зашумело - и нету девушки! Схохонулись русалки, а девушки лесные по кустам рассыпались, Водяного боялись, что на них подумает. А Водяной в эту пору сладко похрапывал, по воде пузыри пускал. Разбудили его, горе поведали. Рассердился Водяной – посинел весь, и пошла тут сумятится. Расплескалось озеро, волна, что гора идет, а другая ещё больше догоняет волну.

Лезет Водяной на берег с Лесовиком управиться. Рожа у него синяя - пресиняя, на голове шапка торчит, сплетена из водорослей. Лезет, тростник ломит, за собой дорогу оставляет.

Не видал лес такой бури, много деревьев жизни положили.

Спорил Водяной с Лесовиком старым:

Отдай дочь, не то весь лес размечу!

Горяч, рыло водное, не совладаешь. Я те ткну суком, вода потечет – конец тебе!

Видит Водяной – не совладать ему с лесным дедом, просить принялся.

- Отдай, товарищ старинный, дочушку, пожалей меня, и заплакал. Любил поплакать Водяной.

Ладно, отдам, тока ты мне наперед Соль Земли добудь! Сказал – как не был, только шишки оземь стрекочут.

Созвал Водяной помощников своих – старых и малых, усадил в кружок и рассказал, какую задачу загнул ему Лесовик:

Достань Соль Земли!

А где она есть, кто ж его знает. Один болотяник – Яшкой звать, сидел, сидел, как крикнет:

А я, дядька, знаю, я щас.

И только его и видели, ускакал Соль Земли доставать. Ждут его час, ждут два – нету Яшки, пропал. Заперся водяной, не пьет, не ест, и никого к себе не пускает. Синяя стала в озере вода, а над озером тучи висят. Грустит водяной.

Есть Земля на земле – верстами не измерена, шагами не меряна – ни длины, ни ширины, а стоит на той Земле дуб, на дубу том вороны сидят. У них то и есть Соль Земли.

Прытко бежал болотяник Яшка и прямо к этому самому дубу. И уж совсем близко, уж видит дуб, а никак к дубу не подойти – там земля, верстами не меряна, шагами не измерена – ни длины, ни ширины. Лететь к дубу нужно, а у Яшки крылья - какие ж крылья, а без крыльев не полетишь. Да Яшка не таков. Присмотрел он гнездо ястребиное, да к гнезду ястребиному припал на брюхо, и долго ждать не пришлось – прилетел в гнездо ястреб. Много-ль надо Яшке. Размахнулся палкой – вот тебе и крылья. Крылья задрал, привязал к спине лыком и очутился на дубу.

На дубу два ворона смирнёхонько сидят, не ворохнуться. Сцапал Яшка одного, другого, попробовал слезть, а руки заняты, ухватиться нечем. Пробовал одного в зубы брать – да птица большая, глаза заслоняет. Бился, бился болотяник – ничего у него не выхолит, а день к концу идет. Скоро срок, а нужно ещё до озера бежать. Яшка - чертячья порода хитрая, изворотливая. И придумал Яшка, как из беды выкрутиться.

Одного ворона он пустил, а вместо него поймал на дороге черную птицу – грача и понес к Водяному.

Прибежал Яшка к Водяному, стучится. Обрадовался Водяной - двух воронов принес ему Яшка. Целоваться лезет и сует Яшке в копыто янтарю кусочек. Уж очень доволен и неприметно ему, что надул его Яшка.

Посадил Водяной чудесных птиц в клетку и понес к Лесовику.

Жил Лесовик в хоромах из пней вывороченных, срубленных громом. Богато жил лесовик. Стучится Водяной к Лесовику

Получай Соль Земли!

Глядит Водяной и глазам не верит – выбежала на крыльцо дочь и в ноги, а за ней сам Лесовик.

Батюшка Водяной, не сердись, не пыхти, хорош был Лесовик со мной, пообвыкла я и хочу жить у него.

У Водяного и клетка из рук – ничего сказать не может, давно хотелось ему в мире с Лесовиком жить – и заплакал. Любил Водяной поплакать, - и потекли слезы ручьями весёлыми, говорливыми, и до сей поры текут они под корнями древесными, радостные лесные ручьи.

Велика была в лесу радость, весело шумели могучие сосны, заговорили высокие осины, и сама берёза подняла на этот раз свои плакучие ветви.

На радостях чуть было, про птиц не забыли, да вспомнила дочь - русалка.

Нынче всем праздник! И выпустила на волю ворона и черную птицу грача.

И тут великое приключилось чудо: земля побелела. Побелела земля наполовину и перестала родить, как прежде.

И никто не знал, откуда беда такая. Один знал – плут Яшка. Соль то Земли в двух воронах заключалась, а как одного не стало – побелела земля наполовину, упали высокие деревья, приувяли цветы и не стало вечного дня. Впервые сошла на землю темная ночь.

Это одинокий печальный ворон вылетает искать своего брата, и его печаль темная закрывает солнце, и сходит тогда на землю мрак.

Раньше то люди не знали ночи и ничего не боялись. Не было страха, не было преступлений, а как стала ночь, под её темным покровом начались злые дела.

Летает одинокий ворон, ищет брата – и не находит. Земля, где на дубу живет брат, верстами не измерена, шагами не меряна - ни длины, ни ширины. А если, когда нибудь найдет ворон своего брата, опять засияет над землей яркое солнце, и придет вечный день.

Когда это будет - кто знает, кто скажет. Это не сказать, а вот про то, как Лесовик на Водяного дочке женился - я могу.

Долго тогда веселилось Лесное и Водяное. И такое было веселье, и такая была радость, что самое горе земли всей нипочём показалось. И живут теперь Водяной и Лесовик в превеликой дружбе, и даже один без другого жить не может.

Где вода – там и лес, а где лес повырубят, - там и вода усыхает.

Литература:

  1. Драгоценный ларец. Сказки: Ленинград, «Лениздат», 1985, - 384с.

Сценарий литературного вечера,

посвященный писателю Ивану Сергеевичу

Соколову-Микитову

(подготовительная группа)

Подготовила: Селютина Я. Л.

Цель:

-развивать интерес к творчеству И.С. Соколова-Микитова

-способствовать приобщению детей к книге

-прививать умение эмоционально воспринимать произведение русской литературы

-получать радость от занятий чтением, испытывать потребность в нем

Задачи:

-познакомить детей с жизнью и творчеством писателя

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них

-воспитывать нравственные качества

Предварительная работа:

-знакомство с биографией писателя

-чтение рассказов и сказок И. С. Соколова-Микитова

-рассматривание иллюстраций

-отгадывание загадок о животных

Оборудование:

-портрет И.С. Соколова-Микитова

-книги писателя

-картинки со следами диких животных

-загадки о диких животных

-карточки(путаницы) с дикими животными

-жетоны

-шоколадные медали

Ход:

Дети входят в зал под музыку « В мире животных»

(рассаживаются по стульчикам, делятся на две команды, выбирают капитанов команды)

Первая команда «Знайки»

Девиз: Чтоб незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить

Вторая команда «Почемучки»

Девиз: Где! Зачем! И Почему! - тайну разгадаю, в руки книгу я возьму и ответ узнаю.

Воспитатель: Ребята в мире много разных рассказов и сказок, но сегодня мы будем разговаривать не обо всех сказках и рассказах, а одного автора И. С. Соколова-Микитова. (показать портрет)

Давайте вспомним рассказы И. С. Соколова-Микитова. (Кукушонок, Бобры, Ежи, Русский лес, Лисицы)

А сказку? (Соль земли)

А чем отличаются рассказы от сказки?

(ответы детей)

Молодцы, я думаю вы очень хорошо знаете И. С. Соколова-Микитова, и сейчас мы это проверим. А у нас первый конкурс, за каждый правильный ответ команда получает жетон.

  1. « Ответь на вопрос»
  2. Какие животные строят двух этажные дома для жилья? (Бобры)
  3. Из какого рассказа вы это узнали? (Бобры)
  4. Какую самую первую сказку написал И. С. Соколов-Микитов? (Соль Земли)
  5. Каких героев этой сказки вы запомнили? (ответы детей)
  6. Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  7. Как называется рассказ, в котором это описано? (Кукушонок)
  8. Чем питаются ежи? (вредные насекомые, молоко, змеи, мыши…)
  9. Кто написал рассказ «Ежи»? (И. С. Соколов-Микитов)

Молодцы, с первым заданием. Команды справились отлично, а теперь настало время поиграть.

  1. П / и « Замри»

Дети действуют согласно тексту игры.

Разбежались по лужайки (бег в рассыпную)

Мишки, лисоньки и зайки

Стали весело кружится(кружатся на носочках)

Стали звери веселиться

Раз-прыжок, два-прыжок (прыжки на двух ногах)

Замирай скорей дружок (замереть пока не будет команды отомри)

Игру можно повторить несколько раз.

А теперь посмотрим, какие вы сообразительные и заработаете жетон для своей команды.

  1. «Угадай, чьи следы?»

На двух столах раскладываются картинки животных и их следы, дети должны правильно подобрать следы к животным.

От каждой команды выбираются три человека, которые подбирают следы. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет следы.

Выигравшая команда получает жетон.

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и получаете жетон. А следующий конкурс у нас «Загадки»

  1. «Загадки»
  2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора

  1. Косолапый и большой,

Спит в берлоги он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

  1. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

И с деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины

  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

  1. Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кар перечла

И с собой унесла

  1. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

  1. Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой,

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Воспитатель: Все загадки вы отгадали правильно и получили жетоны. А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Каждой команде я дам карточку-путаницу, а вы должны увидеть на этой карточке одно дикое животное и назвать его, после этого передать карточку соседу. Сначала одна команда называет животных, потом другая. Какая команда назовет больше животных, та и выиграет.

  1. Конкурс «Путаница»

Дети поочерёдно ищут на карточки-путанице одно дикое животное, называют его и передают карточку соседу.

На этом наша викторина подходит к концу. Обе команды справились со всеми конкурсами отлично. Капитаны команд посчитайте жетоны. А теперь я предлагаю обменять ваши жетоны на сладкие монеты.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...