Рафаэль сикстинская мадонна сюжетная линия. Сикстинская мадонна рафаэля санти. Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру

Весна 1945 года. Части советских войск и армии союзников взяли измученный, разрушенный почти до основания Дрезден. Накануне он подвергся одной из самых страшных в истории Второй мировой войны бомбардировок. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Когда открыли ящик, где лежал один из холстов, мужчины, увидев картину, молча сняли фуражки и пилотки. Суровые советские солдаты, сталкивавшиеся за несколько военных лет лишь со смертью и горем, были потрясены изображением женщины дивной красоты и ее божественного младенца.

…1515 год. В римскую мастерскую Рафаэля постучались черные монахи. Они сообщили, что служат Богу в далеком монастыре Святого Сикста, расположенном в тихом городе Пьяченце, и проделали такой нелегкий путь, чтобы заказать известному маэстро алтарный образ для капеллы своего монастыря. В часовне же его хранятся мощи Сикста и Святой Варвары.

— Кого я должен изобразить? — спросил Рафаэль, почтительно склонив голову.

— Мадонну, — ответили монахи. - Пресвятую Деву и ее сына, Иисуса Христа.

— Хорошо, — сказал Рафаэль. — Я выполню вашу просьбу.

После того как монахи покинули мастерскую маэстро, Рафаэль натянул на подрамник громадный холст и без чьей-либо посторонней помощи начал писать картину. Кстати, в этих, казалось бы, естественных в данной ситуации действиях заключено как минимум два выходящих за рамки обыденности события. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля — именитого римского художника — ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Рафаэль просто физически не мог выполнить все работы, поэтому без учеников ему было не справиться.

НАПЕРЕГОНКИ С МИКЕЛАНДЖЕЛО

Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери; это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Художники прошлых столетий для того, чтобы о них узнали, заговорили, поняли, полюбили, должны были добиваться признания в больших городах, под покровительством сильных мира сего. И Рафаэль не изобрел ничего нового, когда прибыл ко двору папы Юлия II, воспользовавшись рекомендацией архитектора Донато Браманте, который приходился ему родственником. В этот момент ему исполнилось 25 лет — самый прекрасный возраст для того, чтобы завоевать мир. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей — святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. Никто из присутствовавших не мог даже предположить, что спустя пять лет этот урбинец, одетый во все черное, станет главой римской школы живописи, создаст фрески, которые увековечат имя папы Юлия II и станут хрестоматийными примерами для художников классического направления. При всей хрупкости творческой натуры Рафаэль обладал удивительной силой характера и упорством бесстрашного воина. Расписывая Ватикан, он поставил себе амбициозную цель — превзойти титана Возрождения Микеланджело, создать такие стенные росписи, увидев которые, зритель хотя бы на мгновение забыл бы о существовании Буонарроти. Однако Рафаэль не гонялся за похвалами, хотя они постоянно сыпались на его голову от папских гостей, предрекавших ему великое будущее. Как настоящий гений он доверял только одному критику — самому себе.

К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. Сутки его были расписаны по минутам. Он работал безмерно много, но при этом успевал дружить с папами: его искренне любили и Юлий II, и Лев Х. Художник с легкостью находил общий язык с блистательными личностями своего времени. Рафаэль был от природы награжден даром личного обаяния, его современники утверждали, что после общения с маэстро не покидало ощущение, что ты искупался в ласковых солнечных лучах. И все же он оставался чужаком в толпе знати, тонким молчаливым юношей в черных одеждах, который безмолвно присутствовал на папских приемах. Его хотели приручить, управлять его жизнью: кардинал Бибиене мечтал выдать за него племянницу, сказочно богатый меценат Агостино Кияджи рассчитывал сделать из урбинца близкого друга. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Он приехал достичь вершин искусства, и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста.

Досье DISCOVERY

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор и мыслитель. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела, и собор Святого Петра в Риме. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Выполненная его рукой роспись потолка Сикстинской капеллы, изображающая библейские сцены от сотворения мира до потопа и включающая более 300 фигур, признана одним из ценнейших экспонатов мирового культурного наследия.

СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА

Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» — от первого наброска до завершающего мазка кисти. Заказчики явились за картиной в срок, и маэстро вручил им свою непревзойденную работу, в которой была определенная заслуга и его натурщицы, уже не в первый раз дарившей свои черты мадоннам Рафаэля. Ее звали Маргаритой Лути, и была она дочерью пекаря. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище — Форнарина (Булочница). Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Ему был 31 год, ей — 17. У Форнарины был жених — пастух, и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. А она с удовольствием кружила всем головы. Рафаэль так сильно влюбился в прекрасную Маргариту, что за право быть с ней рядом щедро заплатил ее отцу. Любила ли девушка Рафаэля? Этот вопрос останется без ответа. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Многие считают Форнарину невольной виновницей ранней смерти Рафаэля - великий урбинец умер в 37 лет. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. По одним источникам, Форнарина стала самой роскошной куртизанкой Рима и неизвестно как окончила свою жизнь, по другим - через несколько лет после смерти Рафаэля ушла в монастырь и завершила свои дни скромной монашкой. Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия, изображавшего муки Христа. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса.


Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Она смотрит на каждого зрителя, и неважно, где вы стоите — в углу зала или перед самой картиной — Мадонна смотрит именно на вас. И в то же время — далеко-далеко, прямо в будущее, провидя материнским сердцем муки, которые предстоит принять ее божественному сыну. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Но на этом магия не заканчивается. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. По латыни слово «сикст» означает шесть. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле — часть ладони святого мученика. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Но если всмотреться, из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Оказывается, это вовсе и не облака, а сотни ангелов, сомкнувшиеся живой стеной за спиной у Богоматери.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ


В 1754 г. картину за 20 тыс. цехинов выкупил у монастыря король Август III Саксонский и привез в свою дрезденскую резиденцию. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. После Второй мировой войны в Москву привезли 1240 спасенных произведений Дрезденской галереи, чтобы специалисты могли их отреставрировать. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей.

Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.

Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.

Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре» . Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну» .

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил» .

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

В 1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за неё 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.

В 19 и 20 веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

Лев Толстой и Фёдор Достоевский в рабочих кабинетах имели репродукцию «Сикстинской Мадонны». Жена Ф. М. Достоевского в своём дневнике записала: «Фёдор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Эта картина служит как бы лакмусовой бумажкой в оценке характера героев Достоевского. Так в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет увидеть всю глубину его нравственного падения.

Возможно, не всем эта картина нравится. Но, как говорят, за много веков она понравилась стольким великим людям, что теперь сама выбирает, кому нравится.

В Дрезденской галерее два года назад запретили фотографировать и снимать. Но мне всё же удалось запечатлеть момент соприкосновения с шедевром.

С детских лет я любовался репродукцией этой картины, и всегда мечтал увидеть её воочию. И вот когда мечта моя сбылась, я убедился: никакая репродукция не сравнится с тем эффектом, какой происходит в душе, когда стоишь возле этого полотна!

Художник Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. «Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц, ... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится её роль».

«Один раз человеческой душе было подобное откровение, дважды случиться оно не может», - писал восхищённый Василий Жуковский.

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник!

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии в жизни людей.
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать», - писал о Рафаэле Гёте.

Когда я смотрел на эту картину, ещё не зная истории её создания, женщина с ребёнком на руках для меня была не Богоматерью, а простой женщиной, как и все, дарящая своё дитя жестокому миру.

Бросается в глаза, что Мария выглядит как простая женщина, и что младенца она держит, как обычно держат их крестьянки. Лицо её скорбное, она еле сдерживает слёзы, словно предчувствуя горькую судьбу своего сына.
На заднем плане картины, если приглядеться, в облаках проглядывают очертания ангелов. Это души, которые ждут своей очереди воплотиться, чтобы нести свет любви людям.
Внизу картины два ангела-хранителя со скучающими лицами наблюдают за восшествием новой души. По выражению их лиц, кажется, они уже знают наперёд, что произойдёт с младенцем Марии, и терпеливо ждут исполнения предначертанного.

Сможет ли новый младенец спасти мир?
И что вообще может успеть сделать воплотившаяся в человеческом теле душа за короткий срок своего пребывания на грешной земле?

Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона?

Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

По странной случайности, сразу после посещения Дрезденской галереи, я прочитал статью об истории создания «Сикстинской мадонны». Содержание статьи меня ошеломило! Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Существует несколько версий этой легендарной любви. Кто-то рассказывает о возвышенных и чистых отношениях художника и его музы, кто-то о низменной порочной страсти знаменитости и девушки из низов.

Впервые Рафаэль Санти повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсили знаменитые фрески "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль никак не мог найти подходящей модели для образа Психеи.

Однажды, прогуливаясь по берегу Тибра, Рафаэль увидел прелестную девушку, которая сумела завоевать его сердце. В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Девушка была дочерью хлебопёка, за что мастер прозвал ее Форнарина (от итальянского слова «хлебопёк»).
Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Рафаэлю шёл 31-й год, он был очень интересным мужчиной. И девушка не устояла. Она отдалась великому мастеру. Возможно, не только из-за любви, но и по корыстным соображениям.
В благодарность за посещение художник подарил Маргарите золотое ожерелье.

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать» .

Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.


9 секретов, которые таит в себе «Сикстинская Мадонна» гениального Рафаэля.

«Гений чистой красоты», — так высказался о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский.

Картину уже довольно известный в то время Рафаэль Санти писал по заказу папы Юлия II. Писать свой шедевр художник начал приблизительно в возрасте 30 лет. Ни для кого не секрет, что в «Сикстинской мадонне» таится множество символов. К примеру, недавно ученые заметили, что Рафаэль, в главных персонажах картины закодировал первую букву своего имени.

Кроме того, известно, что живописец был гностиком, а они, как известно, чтят число 6. Все 9 символов на картине формируют шестиугольник. Кстати говоря, имя святого Сикста также переводится как «шесть». И это еще не все шестерки...

Редакция «ОФИГЕННО» предлагает детальнее окунуться в символику гениального творения Рафаэля Санти.

1. Существует мнение, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал... со своей любовницы Маргериты Лути.

2. Кто стал прототипом сына Господнего доподлинно неизвестно, но, если хорошо присмотреться, можно заметить, что у малыша не по годам взрослый взгляд.

3. Святой Сикст, изображенный на картине, был покровителем папского рода Ровере (что в переводе с итальянского означает «дуб»). Именно поэтому на его мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Сикст правой рукой указывает на престольное распятие. Интересно знать, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Некоторые иследователи, считают, что у понтифика на картине изображено шесть пальцев (мол, и снова шестерка!), однако это мнение очень спорно. В знак преданности Деве Марии первосвященник прижимает левую руку к груди.

5. Тиара Сикста состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа.

6. Также на полотне Рафаэля запечатлена святая Варвара. Она была покровительницей Пьяченцы. Варвара втайне от отца-язычника приняла христианство, за что родитель обезглавил ее.

7. Искусствоведы полагают, что художник изобразил облака в форме поющих ангелов. Правда, если верить гностикам, то это вовсе не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и восхваляют Господа.

8. Внизу картины бросаются в глаза два ангела с равнодушным взглядом. Но на самом деле это бесстрастие в глазах — символ смиренности перед волей Бога. Христу предначертан крест, и он уже не в силах ничего изменить.

9. Раскрытый зеленый занавес является символом милосердия Отца, который послал своего единственного сына, чтобы спасти всех грешников.

10. Кстати говоря, сам Пушкин позаимствовал идею у великого Рафаэля. Правда, в центре его произведения — вполне себе земная женщина Анна Керн.


Рафаэль «Сикстинская мадонна»:
История картины

Рафаэль был счастливым художником Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Никогда творчество не было для него горькой мукой.

Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения.
На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости- на голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и, в сущности, это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину ветре чают, как царицу - владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок.

Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного- это божество, облеченное в человeческую форму Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое. Одни видели в ней только религиозное содержание, другие - скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство. Но три этих аспекта неотделимы друг от друга

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился, как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо - «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке - «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам

Парапет внизу картины - единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины - явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, - сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.
Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария - заступница человеческая - несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. . Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле:
«Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который "Предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны - наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден - к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.

Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.
Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение.
Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...
Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества... Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц6... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика - рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...
Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки...
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г


Когда кто-то говорит о Мадонне Рафаэля, воображение сразу рисует нежный одухотворенный образ, который будто светится изнутри. За всю свою жизнь Рафаэль Санти написал несколько десятков картин с изображениями Девы Марии. И все они разнообразны и хороши по-своему. В этом обзоре представлены 5 знаменитых «Мадонн» великого живописца Ренессанса.

Мадонна Конестабиле


«Мадонна Конестабиле» - одно из ранних полотен кисти Рафаэля, созданное им в 20-летнем возрасте. Оно было написано в Перуджи еще до переезда во Флоренцию. На юного художника еще не оказала влияние техника исполнения таких мастеров, как Леонардо да Винчи или Микеланджело Буонарроти, поэтому переданный образ Девы Марии с младенцем на руках еще слишком прост.


«Мадонна Конестабиле» - это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. В 1870 году его приобрел император Александр II в качестве подарка для своей супруги Марии Федоровны. Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей.

Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17,5х18 см никто не купил, и оно осталось в экспозиции музея.

Мадонна Грандука


Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука».

Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Красный означает жертвенную кровь Христа, а синий плащ – это непорочность Царицы Небесной.

Любопытно, что первоначальным фоном картины был пейзаж и окно с балюстрадой, но сейчас Мадонна изображена на черном фоне. До недавнего времени считалось, что сам Рафаэль решил закрасить пейзаж, однако последние исследования показали, что черная краска была нанесена не раньше, чем через сто лет после написания картины.

Мадонна Альба


«Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Тогда же там трудился Микеланджело над знаменитой Сикстинской капеллой.

Рафаэлю посчастливилось увидеть фрески мастера. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина, изображенная в раскованной позе.

До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату.

Мадонна в кресле


«Мадонна в кресле» отличается от предыдущих работ Рафаэля. На этой картине Дева Мария более «земная». Если все предыдущие образы рождались у художника в голове, то для этой Мадонны ему позировала реальная девушка. Необычно и одеяние Девы Марии. Традиционное красное платье и синий плащ заменила одежда простой горожанки.

Сикстинская мадонна


«Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.

«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно.

Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне»

Кто сегодня самый популярный художник эпохи Возрождения?

Конечно же, Леонардо да Винчи , – ответите Вы, и будете абсолютно правы. Однако так было не всегда. Долгое время им считался Рафаэль Санти из Урбино .

Все Художественные Академии Европы и всего мира после принятия классицизма в искусстве как главной идеологии на многие столетия взяли произведения Рафаэля как образец. Все мастера живописи вплоть до середины XIX века были уверены, что творчество Рафаэля – это венец совершенства в искусстве, пик гениальности человека-творца, который, в принципе, превзойти невозможно. И если это так, то надлежит идти путем мастера и, насколько позволяет собственный талант, принимать его манеру.

Для немецких романтиков в творчестве Рафаэля заключалась божественная воля и столпы мироздания. И только с помощью божественной воли автору удалось взглянуть на первоосновы существования и запечатлеть их в своих гениальных творениях.

Лучшее творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» , хранящаяся ныне в Галерее Дрездена , в Германии. Это суть всех идеалов и мечтаний Ренессанса. Это совершенное совершенство законченных форм, контуров и цветов. В ней нет таинственной напряженности и интриги, спрятанной в дымке «сфумато» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» – это бесконечная прекрасная божественная простота.

Написание «Сикстинской Мадонны» относится к 1512 году , когда Папа Юлий II, известный своей любовью к живописи, заказал молодому мастеру изображение Пресвятой Девы для главного алтаря церкви Святого Сикста в Пьяченце. Это был поразительный успех для автора – ему еще не было и 30, а успех и признание уже повсюду сопровождали его.

В отличие от всех последующих работ, «Сикстинская мадонна» работа исключительно самого Рафаэля, которую не коснулась кисть ни одного их его учеников. Особенным делает эту картину и то, что здесь использована техника написания на холсте, тогда как большинство произведений эпохи Рафаэля выполнены на дереве. Более того, не сохранилось ни одного эскиза к этому полотну, что как будто подтверждает версию о божественном озарении Рафаэля.

Сиктинская мадонна

… Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. На ее руках младенец Христос, лицо его охвачено болью и ужасом, но Мария задумчива и грустна. Печальное будущее открывается их взору – картины смертной казни Божьего Сына во искупление всех грехов человечества. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. В течение многих столетий, находясь на алтаре церкви Святого Сикста , Мария и младенец взирали на алтарное распятие. На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара , которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира.«Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года , курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...