Русская народная сказка теремок чарушина. Конспект занятия «Рассказывание сказки «Теремок. сравнивать произведения разных жанров

Урок литературного чтения в 1 классе. Учитель Коптеева Е.В.

Тема: Е. Чарушин «Теремок».

Цели урока: Познакомить детей со сказкой Е. Чарушина «Теремок».

Развивать умение работать с текстом.

Упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей.

Совершенствовать навык чтения целыми словами.

Оборудование: Иллюстрации к русской народной сказке «Теремок», книга со сказкой «Теремок», маски героев сказки, портрет Чарушина Е. И.напечатанные пословицы: «В тесноте да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.»

^ Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Сегодня мы начинаем новый раздел. А какие произведения в нём будем читать, вы узнаете, прослушав внимательно песню.

Звучит песня В. Толкуновой «Сказки»

О чём эта песня? (О сказках).

Наш новый раздел так и называется «Сказки, загадки, небылицы». Имена каких сказочных героев вы услышали в песне? (Принц, Белоснежка, Кащей, Золушка, Змей Горыныч, Сивка, Василиса Прекрасная).

В сказках происходят не только необычные приключения, в них много поучительного и мудрого. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок».

В новом разделе мы встретимся с известными вам сказками и познакомимся с новыми, будем отгадывать загадки и петь весёлые песенки.

^ Изучение нового материала.

Подготовка к чтению сказки «Теремок» в обработке Е. Чарушина.

Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Назовите её героев в том порядке, в котором они появляются в сказке. (Дети называют героев, учитель прикрепляет их изображения на доске).

Мышка- норушка

Лягушка- квакушка

Зайчик- побегайчик

Лисичка- сестричка

Волчок- серый бочок

Медведь косолапый

Почему эта сказка называется народная? (Потому что её сочинил народ).

^ Чтение сказки учителем.

Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте, с какой интонацией говорю за сказочных героев, потому что потом мы прочитаем её по ролям.

^ 3)Проверка понимания прочитанного.

Понравилась ли вам сказка?

Чем сказка Е. Чарушина похожа на русскую народную?

В чём отличие этой сказки от русской народной?

4. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, шею трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать!

^ 5. Закрепление нового материала.

1) Инсценирование сказки «Теремок». (Учитель распределяет роли, раздаёт маски и характеризует героев)

Лягушка (весёлая, громкая, квакает)

Зайка (попрыгунчик,звонким быстрый)

Лисичка (хитрая ласковая надо обмануть)

Так же и остальные герои.

^ 2)Подготовка к пересказу сказки.

А хотелось бы вам рассказать эту сказку. Вы её послушалиВыборочное чтение.

Какой теремок по размерам?

Кто первый заметил теремок?

Какой звук издавала мышка? (Пик)

А какие вопросы она задавала, когда увидела теремок?

Что стала делать мышка в теремке?

Кто был следующим героем?

Какие звуки издавала лягушка? (Ква)

А потом какие слова?(Те же, что и мышка)

Проговорить хором. (-Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?)

Какие песни распевали мышка и лягушка?

Какой зверёк поселился после лягушки?

Как кричал заяц? (Чук)

Когда заяц спросил, кто в тереме живёт, как назвались мышка и лягушка? (Мышка-норушка и лягушка-квакушка).

А зайчик как себя назвал? (Заяц – на горе увёртыш)

Как вы понимаете эти слова на горе увёртыш? (умеющий увёртываться от опасности).

Какой зверь бежал по полю после зайца?

Что закричала лиса, после того, как остановилась перед теремком?

Как назвалась лисичка? (Лисичка-сестричка).

Сколько героев теперь стало жить в теремке?

Давайте хором прочитаем, какие песни стали распевать герои.

3) Придумайте свой вариант окончания сказки.

Какие слова произнесёт волк – из-за куста хватыш?

Медведь – всем пригнётыш?

4) Внимательно посмотрите на иллюстрацию на стр. 32. Какой момент сказки на ней изображён? Как вы догадались?

А на стр. 35? Какой рисунок должен быть расположен раньше? Почему?

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к этой сказке:

В тесноте да не в обиде.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Согласие крепче каменных стен.

Почему именно эта пословица?

7. Итог урока.

С какой сказкой познакомились?

Чему учит эта сказка?

Домашнее задание. Пересказ сказки. Нарисовать рисунок.










Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик. -Иди к нам жить! Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик. -Иди к нам жить! Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.




Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто? -А я лисичка-сестричка. -Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто? -А я лисичка-сестричка. -Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.




Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка, а ты кто? -А я волчок-серый бочок. -Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка, а ты кто? -А я волчок-серый бочок. - Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют.


Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка- квакушка. -Я, зайчик- побегайчик. -Я, лисичка- сестричка. -Я волчок-серый бочок.,а ты кто? -А я медведь косолапый. -Иди к нам жить! Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: -Кто- кто в теремочке живёт, кто- кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка. -Я волчок-серый бочок.,а ты кто? -А я медведь косолапый. -Иди к нам жить!


Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: -Я лучше у вас на крыше буду жить. -Да ты нас раздавишь! -Нет, не раздавлю. -Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: -Я лучше у вас на крыше буду жить. -Да ты нас раздавишь! -Нет, не раздавлю. -Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился.




Урок литературного чтения в 1 классе. Учитель Коптеева Е.В.

Тема: Е. Чарушин «Теремок».

Цели урока: Познакомить детей со сказкой Е. Чарушина «Теремок».

Развивать умение работать с текстом.

Упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей.

Совершенствовать навык чтения целыми словами.

Оборудование: Иллюстрации к русской народной сказке «Теремок», книга со сказкой «Теремок», маски героев сказки, портрет Чарушина Е. И.напечатанные пословицы: «В тесноте да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.»

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Сегодня мы начинаем новый раздел. А какие произведения в нём будем читать, вы узнаете, прослушав внимательно песню.

Звучит песня В. Толкуновой «Сказки»

О чём эта песня? (О сказках).

Наш новый раздел так и называется «Сказки, загадки, небылицы». Имена каких сказочных героев вы услышали в песне? (Принц, Белоснежка, Кащей, Золушка, Змей Горыныч, Сивка, Василиса Прекрасная).

В сказках происходят не только необычные приключения, в них много поучительного и мудрого. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок».

В новом разделе мы встретимся с известными вам сказками и познакомимся с новыми, будем отгадывать загадки и петь весёлые песенки.

    Изучение нового материала.

    Подготовка к чтению сказки «Теремок» в обработке Е. Чарушина.

Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Назовите её героев в том порядке, в котором они появляются в сказке. (Дети называют героев, учитель прикрепляет их изображения на доске).

Мышка- норушка

Лягушка- квакушка

Зайчик- побегайчик

Лисичка- сестричка

Волчок- серый бочок

Медведь косолапый

Почему эта сказка называется народная? (Потому что её сочинил народ).

    Чтение сказки учителем.

Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте, с какой интонацией говорю за сказочных героев, потому что потом мы прочитаем её по ролям.

3)Проверка понимания прочитанного.

Понравилась ли вам сказка?

Чем сказка Е. Чарушина похожа на русскую народную?

В чём отличие этой сказки от русской народной?

4. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, шею трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать!

5. Закрепление нового материала.

1) Инсценирование сказки «Теремок». (Учитель распределяет роли, раздаёт маски и характеризует героев)

Лягушка (весёлая, громкая, квакает)

Зайка (попрыгунчик,звонким быстрый)

Лисичка (хитрая ласковая надо обмануть)

Так же и остальные герои.

2)Подготовка к пересказу сказки.

А хотелось бы вам рассказать эту сказку. Вы её послушалиВыборочное чтение.

Какой теремок по размерам?

Кто первый заметил теремок?

Какой звук издавала мышка? (Пик)

А какие вопросы она задавала, когда увидела теремок?

Что стала делать мышка в теремке?

Кто был следующим героем?

Какие звуки издавала лягушка? (Ква)

А потом какие слова?(Те же, что и мышка)

Проговорить хором. (-Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?)

Какие песни распевали мышка и лягушка?

Какой зверёк поселился после лягушки?

Как кричал заяц? (Чук)

Когда заяц спросил, кто в тереме живёт, как назвались мышка и лягушка? (Мышка-норушка и лягушка-квакушка).

А зайчик как себя назвал? (Заяц – на горе увёртыш)

Как вы понимаете эти слова на горе увёртыш? (умеющий увёртываться от опасности).

Какой зверь бежал по полю после зайца?

Что закричала лиса, после того, как остановилась перед теремком?

Как назвалась лисичка? (Лисичка-сестричка).

Сколько героев теперь стало жить в теремке?

Давайте хором прочитаем, какие песни стали распевать герои.

3) Придумайте свой вариант окончания сказки.

Какие слова произнесёт волк – из-за куста хватыш?

Медведь – всем пригнётыш?

4) Внимательно посмотрите на иллюстрацию на стр. 32. Какой момент сказки на ней изображён? Как вы догадались?

А на стр. 35? Какой рисунок должен быть расположен раньше? Почему?

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к этой сказке:

В тесноте да не в обиде.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Согласие крепче каменных стен.

Почему именно эта пословица?

7. Итог урока.

С какой сказкой познакомились?

Чему учит эта сказка?

Домашнее задание. Пересказ сказки. Нарисовать рисунок.

Планируемые результаты образования:

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Беляева Ирина Владимировна, 13.03.2017

3842 269

Содержимое разработки


МКОУ СОШ с. Кремово


Настрой на урок

Прозвенел уже звонок -

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзьям

И садитесь по местам.


Проверка домашнего задания

Конкурс проектов «Город букв».


Постановка цели урока

Расставьте книги по порядку и прочтите слово

сказка




Речевая разминка

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.


Работаем с книгой


Прочтите пословицу

Почему говорят

Сказка – мудрость народа,

его мечты и желания

– Какие буквы закрыты карточками?


Отгадайте сказку

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.


Е. И. Чарушин

« Посмотрел картинки?

Прочёл эту книжку?

Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек-хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.»

Рассказчик- анималист

(художник, изображающий животных.)


Действующие лица:


Словарная работа.

ос-та-но-ви-лась

в те-ре-моч-ке

не-вы-со-ком

не от-ве-ча-ет

у-вёр-тыш?


Чтение сказки

с. 33 - 36



Действующие лица:

квакушка

сестричка


Кому принадлежат?

Чук! Чук!

Тяф! Тяф!

Пик! Пик!

Ква! Ква!




Отгадайте загадки

имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Мала, а никому не мила.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

На овчарку он похож.

Зимой белый, летом серый

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.



Какая пословица?

  • В тесноте, да не в обиде.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Знает сорока, где зиму зимовать.
  • Согласие крепче каменных стен.

Игра «Чье это прозвище?»

кумушка, сестричка;

бирюк, хватыш, «зубами щёлк»;

толстопятый, косолапый, «давай реветь»;

норушка;

квакушка;

побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста;

серый лоб, бестолковый боб, мурлыка;

дереза;

ряба, татарушка, пеструшка.

Где так называют животных?


речь размеренная, простая, твёрдая, без затей;


Итог урока. Рефлексия.

Чему учит нас эта сказка?

С какой сказкой мы сегодня познакомились?


Домашнее задание

с. 32 – 36

  • Рисунок
  • Чтение по ролям

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...