Жанр галантных празднеств характерен для стиля. «галантный жанр» - живопись рококо. мастера «галантного жанра» рококо («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), - презентация. Принципы градостроения в эпоху классициз

4. Живопись Галантного века

"Галантная" живопись во Франции существовала параллельно с римско-эллинистическим направлением и ранним, родом из Шотландской школы, романтизмом и доминировала вплоть до Великой Французской революции.

Художественная жизнь начала тогда складываться в области живописи в те формы, в которых она проявляется еще и теперь. Академии, выставки, художественная критика стали оказывать большое влияние на свободное художественное развитие. Наряду с Королевской академией, привлекавшей к себе лучшие силы, академия св. Луки в Париже, преобразовавшаяся из старого цеха живописцев, лишь в редких случаях могла похвастаться блестящим именем; и наряду с парижской академией провинциальные высшие художественные школы, из которых первое место заняли академии в Тулузе, Монпелье и Лионе, могли, как общее правило, удовлетворять только местным художественным потребностям. Лишь "прикомандированные" к Королевской академии в Париже имели право выставлять в "Салоне" Лувра; через несколько лет по представлении "картины на право приема" они получали звание ординарного академика. Упрека в односторонности, однако, эта академия не заслуживает. Она приняла в число своих сочленов Клода Жилло, учителя Ватто, как "живописца модных сюжетов", самого Ватто как "живописца празднеств", Грёза как "жанриста"; другие художники обозначаются в ее списках как пейзажисты, живописцы животных, цветов и т. д. Наряду с академическими выставками в "квадратном салоне" и в "большой галерее" Лувра, регулярно повторявшимися с 1737 г. и достигшими своего высшего предела в 1789, также и академия св. Луки, и союз "Молодежи" устраивали собственные выставки.

Из всех следовавших "галантным канонам" живописцев выделяют традиционно несколько наиболее значимых фигур.

5. Жан-Марк Наттье (1685-1766)

Наттье - один из самых старших "галантных" живописцев, и в его творчестве описываемое направление проявилось в меньшей степени.

Родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.

Первые уроки живописи Жан-Марк Наттье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте (!) Наттье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии.

В 1717 году Наттье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и написал портреты царя и российской императрицы Екатерины. Петр предложил Наттье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Наттье провёл практически всю свою жизнь в Париже.

Жан-Марк Наттье является создателем нового стиля живописи -- исторического портрета (фр. portrait historie), в основном изображавшего известных деятелей французского прошлого.

Для Петербурга выполнены "Князь А.Б. Куракин", "Царь Пётр I", "Екатерина I". В них, а так же в знаменитой "Мадам де Помпадур в образе Дианы-охотницы" уже появляются такие черты, как идеализация облика портретируемых, портретирование в образе античного героя или бога (костюмированный портрет), мягкость колорита. Пропадает психологическая характеристика персонажей, выраженная непосредственно или символикой. "Лицо эпохи" - человек с умиротворённым выражением лица, не отражающим его внутреннего мира (чего, правда, не получилось или не захотелось достичь художнику в "Княгине Е.Д. Голицыной", выражающей явное самолюбование девушки); в этом аспекте можно видеть негативную сторону нового стиля: воздушному "Rocaille" ни к чему глубокомысленные размышления.

6. Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства и является крупнейшим мастером "галантного жанра". Многообразие передаваемых его картинами настроений и характеров (и это не в ущерб той самой лёгкой "галантности", что ценилась его современниками!) часто противопоставляется другим, "бездумным" произведениям рококо (в особенности творчеству Ф. Буше, по мнению философов просвещения, "далёкого от жизни").

Ватто приехал в Париж в 1702 из северной Франции, из Валансьена, где когда-то родился в семье кровельщика. С 1703 по 1708 Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство -- московская картина "Сатира на врачей".

В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать опредёленных выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок -- более свежим и легким.

С 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова жил в Париже, в столь любимой им атмосфере живописи, музыки и театра. Среди его близких друзей -- литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актёры итальянской комедии, поэты и музыканты.

Сформировавшийся вне жёстко регламентированной академической системы, Ватто спокойно обдумывал и отбирал увлекавшие его сюжеты, не заботясь об иерархии жанров, свободно отдавался на волю чувства и фантазии. Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. Он писал пейзажи, маскарады в духе Жилло, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии. Влияние "галантного искусства" на него было оказано несколько позднее, чем на Наттье, а потому он приводится в данной работе позже последнего.

Тонкие, но ясные психологические характеристики прослеживаются в его портретах, таких, как "Портрет мистера Патера". Так, на нём мы наблюдаем предельно сконцентрированного, даже не смотрящего в сторону зрителя англичанина - вмеру чопорного представителя своей нации. Изображённый в правой нижней части картины женский скульптурный портрет, по всей видимости, указывает на род занятий мужчины - он скульптор.

То же, но в масштабе всеобщих, охватывающих сразу множество людей настроений мы видим в знаменитых "галантных празднествах": "Паломничестве на остров Киферу" и "Празднике любви".

Надо сказать, что Ватто изображал все французские сословия, и не менее убедительно, чем портреты знати, смотрятся и "Савояр с сурком", и "Жиль" (бродячий музыкант), и многочисленные путники, рабочие, крестьяне - персонажи путевых зарисовок - тот народ, откуда вышел Ватто.

Ватто предпочитал станковую живопись, но он был и мастером декоративного искусства, сам делал орнаментальное панно для интерьеров особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера, что оказало влияние на архитектурный декор рококо.

И декоративные работы, и крупные полотна отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная, тончайшая гамма мимолетных настроений, использование рисуночных приёмов в живописи (смотри проработку крон деревьев в "Капризнице"), виртуозное композиционное мастерство.

7. Франсуа Буше (1703-1770)

"Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость"

Франсуа Буше родился в Париже в семье художника Николя Буше, отправившего его на обучение к своему знакомому Франсуа Лемуану.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства -- с высокопоставленными клиентами своего наставника.

Получает первое звание отличия - Академическую премию - за дипломную работу. Здесь и далее Буше - приверженец сверхгладкой, несколько даже "прилизанной" манеры письма, восхищавшей его современников и отличающей его явно от Ватто. Участие в 1722--1723 годах в создании офортов для "Сборника Жюльена", в котором воспроизводились в гравюре все произведения знаменитого предшественника, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.

В 1723 году - Римская премия. В путешествии по Италии молодой художник усваивает манеру мягкой светотени Кортона, сильное рисуночное начало Ланфранко и Тьеполи, однако же, в корне не принимая глубокую контрастность и композиционную динамичность работ двух последних - всё это шло в разрез со вкусами Французского двора. Во всех произведениях Буше проявляет склонность не к колористическому многообразию, а к использованию крупных локальных пятен, но с изысканными переходами между ними. Пейзажи "Вид Тиволи" (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и "Вид садов Фарнезе" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.

Вместе с признанием и известностью к Буше приходят и многочисленные заказы на произведения декоративно-прикдадного искусства, не оставлявшие его до конца жизни.

В дальнейшем творчестве Буше необходимо отметить две вещи. Первая -дальнейшее совершенствование техники живописи, овладение приёмами стилизации под экспрессивную барочную манеру Дж. Тьеполо ("Обучение Купидона", "Леда и лебедь" и множество других произведений на мифологические темы), под фарфор ("Венера, утешающая Амура", "Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто"). И вторая - неизменность идейной составляющей его работ, та самая несколько чрезмерная "галантность", за которую ругали его стиль Вольтер и Дидро. Психологическая и эмоциональная характеристика у Буше начисто отсутствует, её место занимает собственное отношение к изображаемому посредством немногосложных характеристик. Так, в "Визите Венеры к Вулкану" художник не меньше последнего очарован героиней, и это передаётся и изяществом её походки, и кокетливым поворотом кудрявой головки (да и Венера ли это - скорее современная Буше модница). Некоторая неспособность Буше (а может быть, и нежелание, что согласовывалось со вкусами двора) к внутреннему психологизму произведений лишает драматизма такие его сцены, как "Пан и Сиринга" и "Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто", которые относятся к историям с трагическим сюжетом. Тем не менее, в большинстве случаев работы его воспринимаются скорее не в качестве красивых картинок, а как расслабляющие полотна, как образцы изящества.

В жанровом многообразии мира Буше следует отметить несколько моментов.

Во-первых, что является непременной чертой его творчества, идеализация облика портретируемых, в основном женщин (серия портретов мадам де Помпадур, "Портрет мадам Бержере"). Во-вторых, осовременивание ликов античных богинь в мифологических произведениях (наиболее показателено в этом плане полотно "Туалет Венеры" 1751 года: тёмно-пепельные кудри, модные во времена художника, миндалевидные, слегка прищуренные глазки, рот-сердечко, маленькое тельце - и уже не верится, что пред нами персонаж античной мифологии). Всё это говорит о влиянии на автора распространённого в то время жанра портрета-состояния, одним и основных деятелей которого он сам, по сути, являлся. Вместе с серией "одалисок" (портретов молодых девушек в обнажённом состоянии), из коих выделяются "Темноволосая одалиска" 1745 г. и "Светловолосая одалиска" 1752 г., всё это говорит о том, какое значение женской красоте и сексуальности уделялось в творчестве Буше (никогда, однако, даже близко не подходившем к пошлости).

И третий момент заключался в несколько плоском и "театральном", по мнению многих последующих живописцев, подходе Буше к пейзажу (что, в прочем, для большинства тогдашних художников было общо). Сравнительно чётко выделяются у него "сцена" и "занавес"; в меньшей степени это проявляется только в его ранних "итальянских" пейзажах. Несмотря на степень проработки растительности и архитектуры (смотри "Пейзаж в окрестностях Бове", "Мельница", "Переправа по мосту"), пейзажи Буше населены совершенно нереальными стаффажами, "его "крестьяне" - дворяне, его быки - что Зевс перед похищением Европы", а погода - безмятежный, слегка облачный день, причём вне зависимости от изображаемого места. Несмотря на то, что основная работа над пейзажем у Буше, как и у всех прочих живописцев своего времени, велась в мастерской, тот самый "галантно-театральный подход" никогда не позволяет мастеру добиться ощущения реальности места (коей задачи он перед собой, по всей видимости, и не ставил). "Его Франция - "маленькая Аркадия", бесконечно далёкая от реальности и всё же прекрасная".

Почти ничего в работе не сказано о жанровых сценах художника.

Т. о., Франсуа Буше вошёл в мировую историю искусства как художник "галантной", слащавой живописи, абсолютно реалистичной по манере изображения и настолько же нереалистичной - по выбору изображаемого; как прекрасный стилизатор и мастер декоративно-прикладного искусства.

Его самый талантливый ученик Ж. О. Фрагонар унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов; чаще используются приёмы явного цветового контраста, почти отсутствующие у Буше, больше внимания уделяется контрасту светотеневому. Мазок намного крупнее, чем у Буше, но ощущается это только при ближайшем рассмотрении, эффект сравнительной гладкости унаследован от учителя. Но на его творчестве мы не будем заострять внимания, т. к. за исключения вышеперечисленного, а также преобладания жанровой сцены над мифологической, его искусство следовало проложенной Буше "тропе" по расслаблению и увлечению зрителя.

Современное французское искусствоведение оценивает искусство Буше невысоко. Признавая превосходную технику художника, критики отмечают "слащавость" его работ, его зачастую неидеальный художественный вкус (работы позднего периода, в основном малоизвестные, содержат сопоставление сходных цветов чрезмерной контрастности), а также общую "буржуазность" его стиля.

8. Морис Кантен де Латур (1704--1788)

Де Латур - "Король пастели"

На "Портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине"

Де Латур родился в незнатной семье. Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кантен, и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников.

Первые два публично выставленных произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств; в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город.

Испытав влияние идеологии Просвещения, оказанное Ж. Б. С. Шарденом и английскими художниками, у которых де Латур проходил обучение с 1725 года в течение нескольких лет, де Латур никогда не принимал слащавость и приторность большей части "галантного" искусства, однако как сам испытывал некоторое его влияние, так и оказал на него не меньшее.

М. К. де Латур - человек, перенявший от венецианской художницы Розальбы Каррьеры эстафету в важном для изобразительном искусстве деле - в деле расширения изобразительных возможностей пастельных карандашей, распространения рисования одновременно пастелью разной степени мягкости, популяризации пастельной живописи как рода изобразительного искусства, позволяющего выразить трудновыразимое масляными красками. Что же так трудно выразить масляной техникой? К примеру, абсолютная гладкопись в масляной живописи зачастую ведёт к "полированности", некоторой "мёртвости" изображаемого, чего не всегда удавалось избежать голландским "гладкописцам" XVII столетия. Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (!) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица - кукольным. "Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то [де Латур] достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть, из следовавших за ним пастелистов.

Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе". В этом (и не только) состоит его весомый вклад в изобразительное искусство, его влияние на живопись "галантных живописцев". Начиная с де Латура, пастель воспринималась французскими, в частности, придворными художниками уже не только как подсобная, но и как самостоятельная техника.

В свою очередь, и де Латур испытал прямое влияние рококо: мягкость колорита его картин, изображение портретируемых пусть и не идеализированное, но в приподнятом расположении духа нравились французской знати не меньше, чем дух Просвещения и психологизм в его работах - деятелям литературы и философам его времени.

"По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство; с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Наибольшее число их находится в сен-кентенском музее; их собрано также немало в луврском музее, в Париже. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени". И хотя де Латур традиционно не характеризуется как художник "галантного" стиля, его "взаимное пересечение" с рококо позволяет нам упомянуть об этом замечательном художнике.

Виды и техники изобразительного искусства

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника...

Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

В истории русской культуры начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается символизмом. "Мир искусства" - это организация, возникшая в 1898 г...

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж...

Влияние запросов Версальского двора ощущалось прежде всего в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Кроме станковой живописи, фарфора, веера и моды, "галантный" стиль проник в интерьеры особняков...

К.А. Сомов. Культивирование галантного жанра

2.1 Зарождение «галантного» жанра в эпоху рококо Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике рококо, к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе...

Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том...

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств...

Русская портретная живопись и графика первой половины XIX века

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений...

Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах

Объективное отражение окружающего мира

Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте

Формирование эстетического вкуса

Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств

Рационализм и логичность в поступках

Рококо – это..

стиль в искусстве 18 века, характерной чертой которого были пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины.

43. Рокайл – это…… главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины и диковинных растений.

44. Маскаро́н -это…. вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас

45. Сентиментализм – это… это направление в литературе и искусстве второй половины 18 века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру, где любовь к человеку и природе лежит на первом месте.

Какое из выдающихся архитектурных сооружений классицизма именуют «Сказочным сном»

Резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.

47. Принципы градостроения в эпоху классицизма:

Создание идеального города с постройками выполненными по единому плану. Городской ансамбль проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре.

48. Почему творчество Н.Пуссена называют вершиной классицизма в живописи?

Н.Пуссен- основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Н.Пуссен

49. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А.Ватто и Ф.Буше

Мир сложных любовных интриг и жизнь на фоне первозданной природы.

Назовите композиторов Венского классицизма.

А – Йозиф Гайдн, Б – Вольфганг Моцарт, С – Людвиг ванн Бетховен

А Б С

51. Симфония – это… (созвучие) произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей, где первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной , которой и определяется












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в., как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

РОКОКО (“причудливый”, “капризный”; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин “рококо” возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины “пастушеской” жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить “счастливый миг”, спешить жить и чувствовать. “Дух мелочей прелестных и воздушных” становится лейтмотивом творчества многих художников “королевского стиля.

Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его “художником граций”, “Анакреоном живописи”, “королевским живописцем”. Другие видели в нем художника - “лицемера”, “у которого есть все, кроме правды”. Третьи скептически замечали: “Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы”. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине “Госпожа де Помпадур” героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул “первого живописца короля.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.

Антуана Ватто – современники называли “поэтом беспечного досуга” и “галантных празднеств”, “певцом изящества и красоты”. В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.

Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая, прежде всего, создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.

Федор Степанович Рокотов - знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.). Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.
Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)". На формирование личности Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. Лишь XX век вернул имя Ф.С.Рокотова русскому искусству. Но и сейчас многие знают о нём, как об авторе одной-двух картин.

Уильям Хогарт - английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр “Модный брак”, “Карьера проститутки”, “Карьера мота”, “Выборы в парламент”, гравюры “Улица пива”, “Переулок джина”, “Характеры и карикатуры”, картины “Автопортрет”, “Портрет капитана Корема”, “Девушка с креветками”.

ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР

ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР галантные празднества (фр. fetes galantes) — разновидность бытового жанра, имеющая древние корни. Предшественниками Г. ж. являются возникшие в Европе в 14 — 16 вв. изображения "Сада любви", сюжеты миниатюр, шпалер, гравюр, стенной и станковой живописи: дамы и кавалеры, гуляющие, музицирующие, обменивающиеся любезностями в цветущем саду: миниатюра в "Роскошном часослове герцога Беррийского" братьев Лимбург (ок. 1411 — 1416, Музей Конде, Шантийи), "Месяц апрель", фреска Франческо дель Косса (1469 — 1470, замок Скифаноя в Ферраре), картина Джорджоне "Сельский концерт" (ок. 1506 — 1510, Лувр). В картине Питера Пауля Рубенса "Сад любви" (ок. 1632 — 1635, Прадо) предвосхищены основные особенности Г. ж. Но собственно стиль Г. ж. сформировался в нач. 18 в. в творчестве Антуана Ватто и его школы во Франции, откуда рас пространился во многие страны Европы ("Паломничество на Киферу", 1717, Лувр, и любовные сцены в парковых пейзажах Ватто). Стилизованные, подчас гротескные реминисцен ции Г. ж. характерны для живописи и графики "Мира искусства" (К. А. Сомов, Д. И. Митрохин).

Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике рококо, к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе. Это было связано с естественным желанием человека (и прежде всего - художника) найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.

В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Особенно сильно веяния рококо распространились в середине XVIII века. В России же данное направление приобрело главным образом узконаправленный характер и коснулось исключительно Петербурга. Свое наиболее полное выражение рококо получит немного позже: в раннем творчестве Рокотова, в «смольнянках» Левицкого. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», мир сложных любовных интриг. Сюжеты живописи - только любовные, эротические, культ чувственности, легкой влюбленности (Никаких серьезных страстей).

Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически - пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

Эстетика рококо - эстетика нюансов и намеков. В изображении человека гораздо труднее, чем прежде, уловить переход от психологической трезвости взгляда на модель к выгодному для нее сокрытию некоторых черт, от подлинного лица - к светской маске, от жизни - к роли и наоборот. Некая интригующая двойственность образа составляет принципиальную черту многих портретов эпохи. И еще один важный момент, опять - таки связанный с игровым началом. Герои портретной галереи XVIII века расположены к общению со зрителем и побуждают его к ответной реакции. Свойственные портрету по самой природе жанра, это качество обретает теперь новую, тонкую специфику. Полуоборот, легкий жест, чуть заметное мимическое движение, полуулыбка, как бы затуманенный взгляд или влажный блеск в глазах - из подобных градаций сотканы образы представителей «галантного» века.

Галантный век - именно так называется эпоха рококо. Вообще слово «галантный», согласно старой куртуазной традиции, адресовалось человеку учтивому, обходительному, любезному, связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений (в разговорной практике - ухажер, волокита). К концу XVIII века вырабатывается своеобразное понятие галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченного поведения, но, шире, стиль и образ жизни, основанный на искусстве быть приятным.

Господство «галантного» века приходится примерно на 1715 по 1750- е годы, в некоторых источниках этот период продлевается до начала Великой Французской Революции. Основной чертой галантного века является культивирование наслаждения, как основного жизненного принципа. Галантность была основой взаимоотношений между мужчиной и женщиной из аристократической среды. Также в тот период женщину провозглашали «богиней», «властительницей дум», исполняли ее капризы, давались праздники в ее честь и одновременно ей пользовались в качестве объекта для получения удовольствий. Так называем культ Прекрасной Дамы без совершения каких - либо подвигов в ее честь. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады. Основа галантных отношений -- изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша -- «превращается» в девушку.

На основе этого времени в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве формируется такой жанр, как галантная сцена.

Родина галантного жанра - Франция, где он зародился в первой четверти XVIII века (1710 - 1720 гг.). Причиной его возникновения послужило изменением светской жизни после смерти Людовика XIV и воцарение Филиппа II Орлеанского, регента Людовика XV. Последние годы царствования Людовика XIV были отмечены отказом от разного рода удовольствий, ханжеством, строгостью и приличием, сдержанностью в моде. С приходом герцога Орлеанского придворная жизнь резко изменилась, ничего не осталось от времен прежнего короля: французскую аристократию окунула волна легкомыслия, безумства и роскоши.

Кардинальное изменение в сознании королевского двора и способствовало формированию нового жанра - галантной сцены, где отображается легкомыслие и бесцельное времяпрепровождение людей из высшего общества.

Особенности галантного стиля

Галантная сцена всегда изображает непринуждённое общение двух или нескольких лиц на фоне живописного и фантастически красивого пейзажа. Это может быть беседа, флирт, игра, прогулка, танец. Герои картин, как и природа, на фоне которой разворачивается неспешное действие, всегда красивы и гармоничны (с точки зрения заказчиков «галантных сцен» -- аристократов).

Для этих целей, как нельзя лучше, подходил появившийся именно в эпоху Регентства стиль рококо -- манерный, причудливый и воздушно-лёгкий.

У героев картин, как правило, нет реальных прототипов: это не портреты конкретных лиц, а всего лишь привлекательные статисты «галантного празднества». У галантной сцены нет и конкретного сюжета, то есть действия в его развитии. Основной принцип мастеров галантной сцены -- изображение идеально-красивых людей в обстановке безмятежного и абсолютного счастья. Даже тревога или лёгкое неудовольствие в галантных сценах выглядят наигранными и ненастоящими. Иногда к галантным сценам относят и так называемые пасторали -- тема «пастушеской любви»: нарядные пастушки принимают ухаживания от таких же утончённых пастухов.

Эта бессюжетность, как и приукрашивание натуры, подвергались резкой критике со стороны философов Просвещения.

Дени Дидро писал, что «галантные» картины Франсуа Буше -- изящны, однако, лживы и лишены вкуса, а Мармонтель полагал, что «Буше не видел подлинной грации».

Ещё одна особенность галантной сцены -- фривольность, эротизм, которые были присущи не только искусству, но и аристократическому мироощущению Галантного Века.

К художникам, работавшим в данном жанре, можно отнести Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Морис Кантен де Латур.

Что касается русских художников, то сюда входят «мирискуссники» - Константин Сомов, Евгений Лансере и Александр Бенуа, создающие сказочный, и, вместе с тем, печальный образ Галантного Века. В их картинах ощущается грусть людей, знающих судьбу Марии-Антуанетты и её утончённых придворных. «Версальская» серия Бенуа, «Книга Маркизы» Сомова, ретроспективно-стилизаторские работы Лансере не преследовали задачи реконструировать прошлое -- это был взгляд человека XX столетия на яркий и беспечный мир балов и любовных картин «мирискуссников» выдают крайне идеализированное представление об эпохе, но от этого не становятся менее значимыми для искусства.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...