Историческая справка о республике хакасия. История хакасии

Стоянка Малая Сыя (30-35 тыс. л. н.) на берегу реки Белый Июс , где были найдены сверленые украшения, обработанные резцами .

Историко-культурное наследие

Традиции государственности

Первое государство на территории Южной Сибири возникло в -III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народ «динлины » (кит. 丁零 ), а государство - «Динлин-го» (丁零国).

Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 году Томского острога на земле эуштинских татар - кыштымов кыргызских беков . Затем более ста лет шёл очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Русского царства .

Российский период

Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года , когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат . Все земли, находившиеся на северной стороне Саян , отошли к России, на южной - к Китайской империи.

Фактическое закрепление территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию . Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи . На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, когда пограничную службу стали нести казаки , произошло фактическое закрепление Хакасии за Российской империей.

В XIX в. коренное население именовалось российскими властями минусинскими (абаканскими, ачинскими) татарами. Им было предоставлено самоуправление в рамках Устава об управлении инородцев : Степные думы и инородные управы .

Хакасская автономная область была образована 20 октября 1930 года , много лет входила в Красноярский край ; в 1990 году была переименована в Хакасскую АССР , в 1991 году - в Хакасскую ССР . В 1992 году Хакасская ССР вышла из состава Красноярского края, получив наименование «Республика Хакасия».

Напишите отзыв о статье "История Хакасии"

Примечания

Литература

  • История Хакасии с древнейших времен до 1917 / Под ред. Л. Р. Кызласова. - М .: Восточная литература, Наука, 1993. - 528 с. - 10 700 экз. - ISBN 5-02-017080-1 . (в пер.)
  • Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.


Отрывок, характеризующий История Хакасии

– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.

Республика Хакасия с древних веков до XVI в.

В VIII веке в средневековой Хакасии появляются крупные городские центры, сооружаются храмовые, дворцовые и административные комплексы.
Наибольшее значение имел центральный столичный город — хакасский Орду-Балык в дельте р. Уйбат.
Во второй половине VIII века в верховьях Уйбата возник храмовый город — хакасский Тигир-Балык. Древнехакасское государство подвергалось набегам каганатов тюрков и уйгуров.
С 632 г. хакасы искали союзников для борьбы с завоевателями в Китае.
В начале VIII в. наибольшую угрозу для древних хакасов представлял каганат орхонских тюрков (Орхон — река в Монголии, на которой располагалась ставка тюркского кагана).
Легендарный хакасский правитель — Барс-бег, заручившись поддержкой китайцев и тюргешей (тюркоязычного народа Средней Азии), объявил себя каганом, что означало претензию на полную самостоятельность Древнехакасского государства.
В 710-711 гг. тюрки предприняли военный поход через Саяны, одержали победу и убили Барс-кагана.
Вскоре в 40-х гг. VIII в. тюрки были разбиты уйгурами, основавшими свой каганат и ставшими с 745 г. полными хозяевами Центральной Азии.
В начале IX в. правитель Древнехакасского государства вновь объявил себя каганом, что привело к двадцатилетней войне с уйгурами.
Наконец, в 840 г. древнехакасская армия атаковала уйгурскую столицу — Орду-Балык. Уйгурский каган пал в бою, его войско было рассеяно. Этот период истории назван «кыргызским великодержавием».
В середине IX в. древнехакасское государство на западе доходило до Иртыша, на севере и востоке ограничивалось Ангарой, на юге — пустыней Гоби.
Продолжали расширяться торговые связи — в Хакасию приходили караваны из городов Восточного Туркестана, Афганистана, Средней Азии, Китая и Тибета.
К IX в. часть древнехакасской знати приняла одну из религий, возникших в Западной Азии, — манихейство. К периоду становления и укрепления Древнехакасского государства (VI-VIII вв.) относятся последние грандиозные мегалитические комплексы — чаатасы (по-хакасски — «камень войны»).
X-XI вв. — это время максимального могущества Кыргызского каганата.
В 1207 г. территория Хакасии была включена в состав монгольской кочевой империи на правах тумена. В 1293 г. было окончательно уничтожено не только древнехакасское государство, но и все достижения саяно-алтайских народов: пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие социально-экономические и культурно-бытовые достижения.
В конце XIV в. долина Среднего Енисея отошла в ведение ойратов, которых в 1399 г. возглавила кыргызская династия. В период с XV по XVII вв. XV-XVI в. различные племенные группы Минусинской котловины под эгидой кыргызов образовали этнополитическое объединение «Хонгор» или «Хонгорай».

Республика Хакасия в XVII-XVIII вв.

Монгольский период в истории Хакасии характеризуется громадными людскими потерями, упадком культуры, феодальной раздробленностью. После разрушения Хакасского государства разрозненные феодальные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз в силу внешних и внутренних причин. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.
Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным, противоречивым.
В марте 1707 года царь Петр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Этот год и является годом вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году построили еще один острог -Саянский.
Территория Хакасии интересовала царскую власть прежде всего своими богатствами. Еще при Петре I Д.Г.Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. К началу 30-х годов ХVIII века были открыты многие медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды. В 1740 году строится два завода: Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный.
Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 30-40-е годы ХVIII века разрабатываются рудники Карышский и Заступовский на р. Белый Июс, Ербинский на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей.

Республика Хакасия в XIX в.

Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла золотодобыча, где с 30 - 40-х годов Х1Х века в Сибири началась «золотая лихорадка». К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков. Основными районами добычи золота были рудники Сарала, Богомдарованный (ныне рудник Коммунар) и Балахчино. В 1852 году в Минусинском округе на золотых приисках и рудниках работало 3800 рабочих. Началось формирование рабочего класса.
За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, ее территория была заселена и освоена русским населением. уже в 1822 году на территории Хакасско- Минусинского края насчитывалось 90 русских поселений.
В ХVIII веке в хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Чисто скотоводческие хозяйства земледелием не занимались, разводили скот в больших количествах. А земледельческие хозяйства наряду с хлебопашеством имели скот в умеренных размерах. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших количествах сеяли хлеб.
Во всех скотоводческих хозяйствах табунное коневодство в структуре стада занимало первое место.
В ХIХ веке хакасы переходят от полукочевого скотоводческого хозяйства к полуоседлому с двумя перекочевками в год.
Пушной промысел в ХIХ веке становится товарным. По переписи 1890-1891 годов охотников-промысловиков в Хакасии насчитывалось 1714 человек, из них 67% приходилось на Аскизское ведомство.

Республика Хакасия в XX в.

Накануне Октября 1917 года характерной особенностью Хакасии была многоукладная экономика, она включала в себя патриархально-феодальный, патриархально-родовой, мелкотоварный и частнокапиталистический уклады, которые переплелись между собой и в «чистом» виде не существовали.
Абсолютное большинство хакасского населения в то время занималось единоличным сельскохозяйственным производством, причем 93,7% не использовали наемный труд. Баи составляли только 2,5%.
ХХ век был переломным в истории Хакасии. Советская власть изменила структуру народного хозяйства Хакасии. Она из аграрной, преимущественно скотоводческой, превратилась в индустриальный регион. Здесь были построены крупные предприятия: Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Сорский молибденовый комбинат, Абаканский и Тейский железные рудники и многие другие. Энергетическим сердцем Хакасии стала Саяно-Шушенская ГЭС.
Национально-государственное строительство хакасского народа в советский период можно условно разделить на четыре этапа.
Первый из них охватывает 1917-1923 годы. Он характеризуется советизацией хакасского улуса, приобщением хакасов к социалистическому строительству в рамках Минусинского и Ачинского уездов. Этот этап консолидации Хакасии в особую административную единицу.
Объединением хакасской народности в уезд, а затем и в округ начинается второй этап (1924-1930) годы. В рамках административных образований хакасский народ проходит школу государственного управления и развития политической активности трудящихся масс.
С предоставлением (20 октября 1930 года) хакасскому народу государственности в форме автономной области начинается третий этап, когда автономным областям предоставлялись некоторые права и самостоятельность в решении вопросов, связанных с национальными особенностями и бытом народностей, образовавших их, и определением конкретных форм осуществления общегосударственных задач.
В годы Великой Отечественной войны многие жители Хакасии сражались на фронтах, 20 из них присвоено звание Героя Советского Союза.
В послевоенные годы происходило дальнейшее социально-экономическое развитие области, достигшее наивысших показателей к началу 1980-х гг.
В июле 1991 г. Хакасская автономная области Красноярского края была преобразована в Республику Хакасия. В мае 1995 г. была принята Конституция Республики Хакасия.

Предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угрофинских, иранских, древнетюркских народов, определенное влияние оказывали древнекитайские государства. В конце XIII в. Кыргызское (Хакасское) государство пало. Лишь к началу ХVII в. на территории Хакасии сформировались 4 феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский.

В марте 1707г. Петр I подписал Указ о сооружении в Хакасии острога – дата вхождения Хакасии в состав России. За последующих два столетия территория Хакассии была заселена и освоена русским населением. ХХ век стал переломным в истории Хакасии. 20 октября 1930г. хакасскому народу предоставлена государственность в форме автономной области. В послевоенный период область наполнилась современными индустриальными предприятиями. В июле 1991г. область была преобразована в Республику Хакасия.

Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.

Территория Республики Хакасия - 61900 км2.Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тыва, на юго-западе – с Республикой Алтай, на западе – с Кемеровской областью.

Хакасия отличается от других регионов России особым климатом, совершенно своеобразным рельефом, уникальным растительным и животным миром, которые придают этим местам неповторимый колорит.

Самые крупные реки Хакасии – Енисей, Абакан, Чулым и Томь. В республике более 500 озер, рек и мелких речушек.

Хакасия разделена на 8 районов. Города республиканского подчинения – Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск.Всего на территории республики - 271населенный пункт. Площадь Республики Хакасия составляет 0,4% от территории Российской Федерации. Расстояние от столицы Республики Хакасия – г. Абакана - до г. Москвы составляет 4218км.Численность постоянного населения Республики Хакасия составляет 546тыс. человек. На территории республики проживает около 70 национальностей.

Хакасия едва не единственный регион в Сибири, где ландшафты сформированы археологическими памятниками. Степные пейзажи дополнены могильными курганами и менгирами (одиноко стоящими каменными стелами), а многие горные вершины и скальные хребты хранят на себе следы многовековой деятельности человека.

Во всех районах Хакасии есть скалы с петроглифами. Традиция общения человека с камнем сформировалась еще в эпоху палеолита и продолжилась практически до наших дней. Сведения о деятельности человека, его представления о мире дошли до нас через рисунки на камнях. Наскальное искусство посвящено изображениям духов, предков, культовых животных, обрядов, магических символов и предметов. Петроглифы составляют сокровищницу культурного наследия Хакасии.

Особое место в историко-культурном фонде республики занимают курганы. На сегодня выявлено и учтено более 30 тысяч курганов, что составляет около 30% всех видимых памятников археологии.Аналогов большинству из этих памятников нет нигде в мире.

В Хакасии возрождены многие традиции проведения народных праздников, дошедшие до нас из глубокой древности, продолжают свою жизнь многочисленные элементы живой культуры:национального хакасского фольклора, традиционные технологии изготовления товаров и национальных блюд.

Любознательный читатель найдёт много интересного для себя о Хакасии и о его людях. Кто изучает, исследует историю своей малой родины, всегда полон творческих планов, заманчивых идей!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт истории и права

Кафедра всеобщей истории

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Института истории и права

В. В. Наумкина___________________

«___» ____________________ 2013 г.

Б1.В1. "История Хакасии"

Рабочая программа дисциплины для направления для направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Учебный план набора 2013 года

Форма обучения заочная

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: 72 часа

2 зачетных единицы

Абакан, 2013

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) _030500.62

2. Разработчик

Доцент кафедры всеобщей истории ________________ Торбостаев К.М.

(подпись)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры государственного права

02.09.2013__________________ протокол № ___1___

Зав. кафедрой_Лубенникова С.А.________________________________________

(подпись)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой __________________ ____________________

______________________

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ________________________________ протокол №____ дата____________________

(подпись) (ФИО)

Зав. кафедрой________________________________ _________________________________

(подпись) (ФИО)

Пояснительная записка.

Изучение курса "История Хакасии" - призвано сформировать у студентов целостную систему знаний об истории родного края. В ходе изучения курса студенты должны усвоить не только определенную сумму знаний об историческом прошлом человечества, но и определенную систему целостных суждений для ориентации в настоящем. Изучение предмета признано способствовать пониманию национальной культуры и психологии коренного населения Хакасии; экологическому и нравственному воспитанию студентов, формированию современного научного понятия о триединстве системы "природа-человек-общество". В связи с этим представляется необходимым дать толкование тем базовым понятиям, которые являются концептуальными, встречаются на протяжении всего курса и без усвоения которых невозможны реализация указанных в программе целей и задач курса.

Современное административное деление региона не соответствует исторической территории, на которой развертывались местные историко-этнические события и процессы.

Поэтому, оставив общее название предмета - "История Хакасии" - в дальнейшем на всем протяжении курса употребляется более точный термин "Хакасско-Минусинский край". Он включает в себя как территорию современной Республики Хакасия, так и территории прилегающих к ней правобережных южных районов Красноярского края. Данный термин является историческим преемником понятия "Минусинский край", употреблявшегося в историко-краеведческой литературе 19 века.

Географическим аналогом указанного выше понятия "Хакасско-Минусинский край" является термин "Минусинская котловина", отражающей, однако, только степную часть ХМК, куда не входят и близлежащие районы г. Красноярска.

Историко-географическими аналогами понятия "Хакасско-Минусинский край" являются термины: "юг Средней Сибири", "Долина Среднего Енисея".

Более широким историческим понятием, отражающим единство исторического процесса, как в регионе, так и в прилегающих к нему территориях, является понятие "Южная Сибирь". В общем виде термин включает в себя Хакасско-Минусинский край, Алтай и Туву, Кемеровскую область.

Другим более узким аналогом понятия является термин "Саяно-Алтайское нагорье", отражающий специфику историко-культурной области.

В языке народов Саяно-Алтая Хакасско-Минусинский край носил название Хонгорай (Конгурай, Хоорай), возникший в эпоху позднего средневековья. Поэтому название Хонгорай применяется в данной программе при рассмотрении истории Хакасии в постмонгольское время и в период присоединения ХМК к России.

Цели учебной дисциплины определяются на основании требований к знаниям, умениям, компетенциям выпускника в соответствии с общими целями ООП. Устанавливается перечень компетенций, формируемых при освоении дисциплины (модуля): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); стремлением к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10).

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...