Христианство — это вера в воскресение мертвых. Телесное воскресение: как это будет

— Воскресение по Ветхому и Новому Завету

Вера в воскресение тел существовала уже во время Ветхого Завета, как свидетельствует книга Маккавейская : "Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной (2 Макк 7,9) . ...умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит (2 Макк 7,14) ". (Ср. 992)

Но во время Иисуса Христа не все веровали в воскресение. "Фарисеи и многие другие современники Господа чаяли воскресения. Иисус этому учит твердо. Саддукеям, отрицающим воскресение, Он отвечает: "Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией"? (Мк 12,24) . Вера в воскресение основана на вере в Бога, Который "не есть Бог мертвых, но Бог живых" (Мк 12,27) . 993)

— В оскресение тела (плоти)

Воскресение состоит в том, что благодаря воскресшему Христу мы получим наше, но совсем преобразованное тело. "Воскресение плоти" означает, что "будет не только жизнь бессмертной души, но и что наши "смертные тела" (Рим 8,11) вновь оживут." (Катехизис Католической Церкви, 990)

"Смертью душа разлучается с телом, но в воскресении Бог вернет жизнь нетленной нашему преображенному телу, соединяя его с нашей душой. Так же, как Христос воскрес и живет вовеки, все мы воскреснем в последний день." (Катехизис Католической Церкви, 1016)

— Нельзя смешивать воскресение с бессмертием души

Многие верующие ошибочно смешивают бессмертие души с воскресением плоти. Думая или говоря о воскресении умерших, они часто думают или говорят о бессмертии души. По их неправильному мнению окончательной судьбой человека является вечное существование - духовным образом - одной лишь бессмертной души, отлученной навсегда от тела.

Это неправильно. Нельзя отождествлять телесное воскресение с бессмертием души. Воскресение в точном смысле относится не к души, но к плоти. "Плоть есть ось спасения". Мы веруем в Бога Творца плоти; мы веруем в Слово, ставшее плотью, чтобы искупить плоть; мы веруем в воскресение плоти, завершение творения и искупления плоти." (Катехизис Католической Церкви, 1015)

— Воскресение осужденных

Восстанут ли из мертвых осужденные?

После смерти существует только бессмертная душа спасенных или осужденных людей. Однако все умершие воскреснут: как спасенные, так и осужденные. После воскресения все спасенные и осужденные будут вечно существовать как телесно-духовные существа. По словам Спасителя, "наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин 5,28-29; ср. Деян 24,15: ср. Катехизис Католической Церкви, 998)

— Достоинство человеческого тела

В чем заключается достоинство человеческого тела?

Достоинство человека - как души, так и его тела - особенно потому, что эти два элементы призваны к вечному существованию и жизни. Душа никогда не умирает, даже и после смерти человеческого тела, оно же будет воскрешено Христом в последний день земной истории.

"В ожидании этого дня тело и душа верующего уже участвуют в достоинстве "принадлежать Христу"; отсюда следует требование уважения к своему телу, но также и к телу ближнего, в особенности когда он страдает; Тело же (...) для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (...) ...и вы не свои. (...) Посему прославляйте Бога и в телах ваших (Кор 6,13-15. 19-20) . " (Катехизис Католической Церкви, 1004)

НОВОЕ ТЕЛО ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

— Тело после воскресения

Каково будет наше тело после воскресения?

"Мы веруем в истинное воскресение той плоти, которую теперь имеем". Однако сеется в гроб тело тленное, восстает нетленное, "тело духовное" (1 Кор 15,44)". (Катехизис Католической Церкви, 1017)

Верующий человек хотели бы знать, как воскреснут мертвые. "Это "как" превосходит наше воображение и наше разумение; оно доступно только в вере." Нам невозможно точно определить, каково будет у нас тело после воскресения, но оно будут отличаться от сегодняшнего.

Св. Павел учат: "Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное иди другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое, тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человека, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное." (1 Кор 15, 35-44)

— Тело спасенных будет сообразно славному телу воскресшего Христа

"Христос воскрес в Своей плоти: "Посмотрите на руки Мои и на Ноги Мои: это Я Сам" (Лк 24,39) ; но Он не вернулся к земной жизни. Так же и в Нем "все воскреснут в той плоти, которую теперь имеют", но это "уничиженное тело (...) будет сообразно славному телу Его" (Флп 3,21) , восстанет "тело духовное" (1 Кор 15,44) " (Катехизис Католической Церкви, 999)

Св. Павел выясняет, что спасенные будут похожими на воскресшего Христа потому, что их воскресение будет участием в жизни восставшего из мертвых Господа. "Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба (Христос). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия..." (1 Кор 15, 45-50) .

— Когда люди "из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить" (Мк 20, 12)

Спаситель сказал, что жизнь после воскресения будут отличаться от нынешней. «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.» (Мк 20, 12-27)

СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТ СМЕРТИ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ

Какова судьба души до воскресения тела?

— Существование человека не прекращается после смерти до воскресения тела

Воскресение в "последний день" (ср. Ин 6,54) нельзя понимать тем образом, что существование человека прекращается после его смерти до второго пришествия Христа во славе. Это не происходит, так как у каждого человека есть бессмертная душа, которая не уничтожается, когда он умирает.

"В смерти - разлучении души и плоти - плоть человека впадает в тление, в то время как душа идет навстречу Богу, продолжая пребывать в ожидании того, что соединится со своей прославленной плотью. Бог в Своем всемогуществе окончательно вернет нашим телам нетленную жизнь, соединив их с нашими душами, силой воскресения Иисуса." (Катехизис Католической Церкви, 997) "Мы твердо верим, и в этом наше упование, что, как Христос воистину воскрес из мертвых и живет вечно, так и праведники после своей смерти будут вечно жить со Христом воскресшим и Он воскресит их в последний день. " (Катехизис Католической Церкви, 989)

Прежде чем воскреснет плоть, душа после смерти уже радуется на небе, страдает в аду или очищается в чистилище.

Как следует понимать, что человек не потеряет свое тождество ни после смерти, ни после воскресения?

— Я буду всегда собой

Ни после смерти, ни после воскресения мы не потеряем наше "я" ни нашу тождественность. После смерти, когда будет жить только наша бессмертная и нематериальная душа, мы останемся теми же самыми лицами, которыми были во время земной жизни.

Так же получить через воскресение другое тело не обозначает превратиться в какое-то иное существо. Ведь детское тело отличается от тела взрослого человека, однако и ребенок а потом взрослый есть то же самое существо. Хотя мысли и чувства ребенка другие чем у взрослого, все-таки они являются одним лицом. Мы веруем, что Пресвятая Дева на небе есть та же самая Мария, которая жила на нашем свете.

ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ В КОНЦЕ ВЕКОВ

Кто воскресит мое тело?

— Воскресение - исключительное дело Пресвятой Троицы

Спаситель сказал: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин 11,25) "Он уже теперь дает знамение и залог этого, возвращая жизнь некоторым умершим и возвещая тем самым Свое воскресение, которое, однако, будет иного порядка. Об этом уникальном событии Он говорит как о "знамении Ионы пророка" (Мф 12,39), о знамении храма: Он возвещает свое воскресение на третий день после смерти." (Катехизис Католической Церкви, 994)

Все же воскресение будет не только делом Христа, но и всей Пресвятой Троицы. "Как Христово воскресение, так и наше будет делом Пресвятой Троицы" (Катехизис Католической Церкви, 989). Это дело чрезвычайно. "нашей веры в Бога Отца, Сына и Духа Святого и в Его творческое, спасительное и освящающее действие, находит свою наивысшую точку в провозглашении воскресения мертвых в конце времени и жизни вечной." (Катехизис Католической Церкви, 988) Благодаря Всемогущей Пресвятой Троице смертная плоть, воскреснет к жизни вечной.

— День нашего телесного воскресения

Когда Бог воскресит мое тело?

Воскресение совершится "в последний день" (Ин 6,39-40.44. 54; 11,24) ; "при конце света". Второе пришествие Христа во славе, называемое «парусией», будет днем нашего воскресения. (Ср. Катехизис Католической Церкви, 1001). "Когда же явится Христос, жизнь наша - учит св. Павел - тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол 3,4; ср. 1 Фее 4,16) . "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим 8, 11) .

Св. Павел свидетельствует: "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, тая через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под, ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть. Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда ж Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем:" (1 Кор 15,20-28)

— Смерть духовная и духовное воскресение

Воскресение в точном смысле обозначает оживление Пресвятой Троицей человеческого тела новой жизнью в день пришествия Христа во славе. Все-таки существует также духовная смерть и духовное воскресение, которое осуществляется в таинстве крещения.

— Участие в смерти и воскресении Христа

"Если правда, что Христос воскресит нас "в последний день", правда и то, что в некотором смысле мы уже воскресли со Христом. Действительно, благодаря Духу Святому христианская жизнь на земле отныне есть участие в смерти и воскресении Христа: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (...)" (Катехизис Католической Церкви, 1002)

Новая жизнь и новое поведение

"Сочетавшись со Христом во крещении, верующие уже реально участвуют в небесной жизни воскресшего Христа, но эта жизнь по-прежнему "сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3,3) . "...и нас (...) воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2,6) . "

Сущностью этого духовного воскресения является участие в жизни воскресшего Христа и новое поведение, основанное на совершенной любви к Богу и ближнему. " Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 2,12; 3,1) .

ЕВХАРИСТИЯ И НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Какая связь существует между Евхаристией и нашем будущем воскресением?

— "Я воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54)

Иисус Христос воскресит в последний день тех, кто веровал в Него, кто ел Тело Его и пил Кровь Его. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54) (Ср. Катехизис Католической Церкви, 994) .

— Мы также "явимся с Ним во славе" (Кол 3,4)

Когда мы причащаемся, воскресший и живущий во славе Христос соединяет нас совершенно с Собой. Благодаря этому соединению мы становимся похожими на Него: сейчас духовно, а в последний день истории - и физически, так как явимся с Ним во славе воскресения. "Питаемые Его Телом в Евхаристии, мы уже принадлежим к Телу Христа. Когда мы воскреснем в последний день, мы также "явимся с Ним во славе" (Кол 3,4) ." (Катехизис Католической Церкви, 1003)

— Предвкушение преображения нашего тела Христом

Наше "участие в Евхаристии уже дает нам предвкушение преображения нашего тела Христом: Так же, как хлеб, исшедший от земли, благодаря призывайте Бога, перестает быть обычным хлебом, но становится Евхаристией, составленной из двух сущностей, земной и небесной, - так и тела наши, которые участвуют в Евхаристии, больше не тленны, ибо имеют надежду на воскресение." (Катехизис Католической Церкви, 1000)

Воскресение мертвых

Нет истины более ясной, более упорно отстаиваемой в Библии, чем та: что будущее существование людей полностью зависит от воскресения мертвых или от преображения, не увидев смерти. Надеждой Павла о будущем существовании было воскресение из мертвых. Говоря о своих усилиях приобрести Христа, он сказал: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:10, 11). «За чаяние воскресения мертвых» он должен был отвечать перед синедрионом (Деян. 23:6); и потом, когда он говорил в свою защиту перед Феликсом, заявил, что его единственной надеждой было воскресение из мертвых: «имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают». Снова и снова Павел выражает свою надежду на будущую жизнь.

Павел не единственный из писателей Библии, учащий об этом. Воскресение мертвых – это последняя надежда Иова. См. Иов 14:14, 15; 17:13-15; 19:23-27. Давид говорит: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня» (Пс. 17:20). И еще «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). И что же еще можно сказать? Не хватит времени, чтобы рассказать о надежде Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иосифа, Михея и всех пророков и апостолов, наших отцов Авраама, Исаака и Иакова. И сам Иисус заявил, что это было воскресение из мертвых, когда Бог говорил: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Более того, Христос всегда указывал ученикам на воскресение из мертвых, благодаря которому они могли получить награду, которую Он обещал. В Евангелии от Иоанна 6:39-54 мы видим, что Спаситель не менее четырех раз дает обетование в будущее тем, кто верит в Него, как завершение их веры в то, что «Я воскрешу его в последний день» . И в Евангелии от Луки 14:13, 14 мы читаем: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

Павел, однако, по этому поводу дает нам простой и логичный довод, который не оставляет учению о бессмертии души ни частицы основания, за которую можно было бы зацепиться. Пятнадцатая глава 1 послания к Коринфянам полностью посвящена доказательству воскресения из мертвых. Апостол сначала доказывает свидетельствами сотен живых свидетелей, которые видели Иисуса после Его воскресения, что Христос действительно воскрес из мертвых. Еще там говорится о тех, кто сказал «нет воскресения мертвых», и в опровержение этой идеи, он представляет три аргумента, которые полностью исключают учение о бессмертии души из любого места какого-либо христианского учения.

1. В стихе 16 его предпосылкой является: «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес». Затем, из этого вытекает логический вывод: «то вера ваша тщетна» , и далее: «вы еще во грехах ваших». «Если мертвые не воскресают» , - второй вывод из стиха 18: «Поэтому и умершие во Христе погибли» . Ничто не может быть яснее, чем то, что это утверждение и учение о бессмертии души не могут быть истинными одновременно. Если душа бессмертна, удерживается, то человек не может погибнуть. Таким образом, его существование никак не зависит от воскресения мертвых. Разве не предполагается теми, кто считают, душу бессмертной, что все, кто прожил в этом мире в вере Христовой, отправляются на небеса и наслаждаются Его блаженствами? – Без сомнений. Если следовать этому принципу, можно подумать, что все они «погибли» , если нет воскресения? Нуждаются ли они в воскресении? Разве без воскресения их небеса могут допустить? По этой теории это так и есть. Далее, это так выглядит, что никто из них не погиб, хотя воскресения никогда не будет

Против этой теории выступает Слово Божье, что «если мертвые не воскресают…поэтому и умершие во Христе погибли». Эти слова истинны. Отсюда следует, что если нет воскресения из мертвых, значит нет никакой надежды у тех, кто когда-либо умер или, кто должен умереть.

Но Бог заверяет всех людей, что они будут иметь будущую жизнь, и уверенность заключается в том, "что Он воскресил Его [Христа] из мертвых" (Евр. 9:27; Деяния 17:31) KJV. Воскресение Христа – это данное Богом обещание о том, что будет воскресение мертвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» и «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» . Поэтому, от силы воскресения из мертвых, а не бессмертия души будет зависеть дальнейшая участь, будь то праведных или неправедных.

2. Во-вторых, апостол в этой связи говорит в стихе 32: «По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза (какое мне преимущество, прим. пер.), если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» В настоящее время не может быть лучше комментария на этот отрывок, чем комментарий Адама Кларка: «Я считаю, что распространенный метод толкования этого текста является ошибочным. Я предлагаю его прочитать таким образом: «По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, а разве это преимущество для меня? Если нет воскресения, станем, есть и пить, ибо завтра умрем!» То, что апостол говорит здесь, является систематическим и закономерным выводом. Если нет воскресения, значит, не может быть и суда – нет государственных наград и наказаний. Зачем тогда нести свои кресты и постоянно дисциплинировать себя? Давайте есть, и пить и от всего этого получать удовольствие, ибо завтра мы умрем, и придет конец навсегда".

Это – суть толкования и простой комментарий к словам апостола. Как мы видим, в этом и есть смысл аргументации Павла и мнение всей Библии по этому поводу. Но, если душа бессмертна, ни комментарий д-ра Кларка, ни аргументы Павла не имеют смысла. Ибо, если душа бессмертна, как может быть, что мы умираем и не «придет конец навсегда» , не зависимо от того, есть воскресение или его нет. При этом совершенно ясно, что учение о бессмертии души сводит на нет простые утверждения Священного Писания и, следовательно, ложно.

Эта точка зрения в полной мере объясняет вопрос, который д-р Кларк представляет на обсуждение в своем замечании в завершении комментариев на 1-е Коринфянам, он говорит: «Одного замечания я не могу не сделать: учение о воскресении представляло гораздо большее значение среди первых христиан, чем сейчас! Как это? Апостолы непрестанно настаивали на учении о воскресении и наставляли последователей Бога через это учение, быть усердными, послушными и жизнерадостными. А их последователи редко упоминают это!… Нет учения Евангелия, на котором делается упор в большей степени, и нет учения в современной системе проповедования подвергающегося большему пренебрежению!»

Из восклицаний доктора и его вопроса: «Как это?» кажется, что он удивлен. Так и должно быть. Это действительно удивительно, но так и должно быть. Это достаточно легко объяснить. Дело в том, что учение о бессмертии души стало настолько всепроникающим «в современной системе проповедования», что не осталось места для учения о воскресении мертвых.

Если учение о бессмертии души верно, то учение о воскресении мертвых, должно быть, не имеет значения. Если учение о бессмертии души истинно, значит вся нужда в акцентировании Евангелия на учении о воскресении мертвых уничтожено. И, хотя «Апостолы непрестанно настаивали на этом» учении о воскресении мертвых и, все же «Это – учение Евангелия, на котором делается упор в меньшей степени», посредством коварного и обманчивого влияния учения о бессмертии души, проповедники настоящего времени «редко упоминают это» и в настоящей системе проповедования действительно «нет учения, подвергающегося большему пренебрежению», больше ничего не нужно, чтобы показать более ясно, чем это делает непримиримое противоречие между истиной Божьей и учением о бессмертии души.

3. Третье утверждение находится в 36-м стихе: , чтобы «скорее оживить» . То, что Павел говорит «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» , сказано непосредственно о человеке и его воскресении и видно из стихов 42-44, «сеется в тлении» и т. д.

Сейчас учение о бессмертии души заключается в том, что тело на самом деле не имеет жизни, это не настоящий человек, но, что душа является настоящим, живым и разумным человеком, который единолично обладает жизнью. Другими словами, тело – это только дом, в котором живет настоящий человек. На самом деле, «Я», душа, обитает в теле и смерть – это просто отделение души от тела. Смерть разрушает дом и отпускает на свободу его обитателя. Согласно этому учению, нет такого понятия, как смерть, поэтому тело на самом деле не имеет жизни, следовательно, не умирает, а душа – настоящий человек – бессмертна и не может умереть, поэтому нет на самом деле такого понятия, как смерть. Если это, правда, что нет такого понятия как смерть, аналогичным образом не существует такого понятия, как воскресение мертвых.

Из утверждения апостола: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» , следует, что, раз тело не имеет жизни, то не умирает и не может быть оживлено (воскрешено из мертвых), и раз душа не умирает, значит, нет такого понятия, как воскресение мертвых.

Поэтому, оказалось, что доказательство учения о бессмертии души совершенно подрывает учение о воскресении мертвых. Но, воскресение мертвых – библейское учение и это – весьма Божья истина. Итак, ясно, что учение о бессмертии души является подрыванием истины Божьей, следовательно, ложью, обманом и разрушением.

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определённо раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и все праведном. Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мёртвых:”Истино, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут” (Иоан.5,25)

“Не дивитесь сему; ибо наступает время в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения”(Иоан.5,28-29). Спаситель подтверждал проповедь о воскресении Таинством Причащения:” Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную.

Я воскрешу его в последний день”(6,54). Апостол Павел говорит:”Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”(1Кор.15, 20, 21, 22).

После открытия врат Ада Иисусом Христом и своим Воскресением из мёртвых в первый вторник после пасхальной недели святая Церковь разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны- нетленны и бессмертны.

Апостол Павел говорит: “сеется тело душевное, восстанет тело духовное… не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся”(1Кор.15, 44, 51, 52). В этот день полагается творить поминание усопших, и этот день в христианстве называется “Радоницей”.

В церкви продолжаются пасхальные песнопения и после проведения литургии в этот день в храме совершается вселенская панихида. Издревле в этот день посещают могилы своих ближних родных, поминают их и вкушают. Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Вся тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими но мы не всегда видим. Она видимо нам представляется в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

Воскресение мёртвых последует одновременно со вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и состоит в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Пророк Исайя говорил: ”Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!

Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя-роса растений, и земля извергнет мертвецов” (Исайя 26,19.) Пророк Изекель созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, человеческими. Из этих костей, по Божьему слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались суставы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было при первобытном сотворении человека, потом оживотворит их Дух.

По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесённому Сыном человеческим, вошел в них дух жизни, – и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа (глава 37, 1-10. Изекеля).

Неверующим на их вопрос о воскресении мертвы, Иисус Христос сказал: “заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых”(Матвея.22,29,31,32). Сам Господь Иисус Христос сказал:”Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38).

О цели своего пришествия на землю Иисус Христос указывает так:”Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3, 15-16). Изменения последуют в телесном, духовном плане и весь видимый мир изменится, из тленного обратится в нетленный. О состоянии душ людей после смерти описывается в Евангелии от Луки глава 16 стих 19-31. Так, души праведных находятся в ожидании вечного блаженства, а души грешников находятся в ожидании вечных мук. Состоянии души умершего определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека.

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов земных и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже.

А некоторые могут быть избавлены от страданий при помощи молитвы Церкви, и принесения за них безкровной жертвы Тела и Крови Христовой. Для этой цели и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времён апостольских.

Святой апостол Иоан говорит:”Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь”(Иоан. 5, 16) О необходимости развития духовного пространства и молитве за грешное начальство которое нас угнетает пишет в своем послании к епископу Тимофею Святой апостол Павел:”

И так, преждевсего прошу совершать молитвы, прощения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”(Тим. 2, 1-4).

О праведниках Святой апостол Иаков говорит:”признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника”(Иак. 5, 16). О цели жизни на земле писал в своем послании христианам Святой апостол Павел:” а живём ли- для Господа живём, умираем ли – для господа умираем, и потому живём ли или умираем, всегда Господнии” (послание к Рим. 14, 8).

Через пророка Осию Господь сказал:”От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Адъ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у меня” (ос. 13, 14). Иисус Христос в Евангелии от Иоана говорит:” Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода” (Иоан. 12, 24). Так, праведным определением Божьим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Для написания статьи использовался материал из Закона Божьего.

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

с изложением обстоятельств предшествующих всеобщему воскресению мертвых и последующих за ним, на основании учения Священного Писания, Святого Предания, толкований святых отцов и рассуждений здравого разума, с описанием случаев воскресения мертвых тел, изложенных в Священном Писании и совершившихся в более позднее время


Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви


Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».


Все права на издание и название защищены.

Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Предисловие

Тайна воскресения мертвых велика и непостижима для нас. И именно неподвластность воскресения уму человеческому делает верование в него столь затруднительным для многих. Трудно представить, что не одна какая-нибудь часть рода человеческого воскреснет, но вообще все люди. Гораздо легче верить тому, что пророк Илья воскресил мертвого или же тому, что при жизни Своей Господь наш воскресил сына Наинской вдовы, дочь начальника синагоги и брата двух сестер – Лазаря; но тяжело для разума учение о воскресении всех людей, праведных и неправедных. Подумать только: многомиллионные страны кишат народом и почва земли буквально удобряется человеческими телами в продолжение целых тысячелетий, когда люди гибли, помимо естественной смерти и от других причин – в многочисленных войнах, от наводнений и пожаров, от голода и мора, на море и на суше, от человеческих рук и от звериных зубов – и все эти множества, без исключения восстанут из могил своих, – ни один из рожденных женою не будет почивать сном смерти навеки, то невольно возникает вопрос: «возможно ли это?»

Кроме того, вспомним, в каких страшных местах могут находиться человеческие тела!.. Многие погибли в копях на глубине сотен метров; многие смыты морскими проливами и занесены в глубокие пещеры древнего океана; многие погребены под горами, павшими от вулканических переворотов и замурованы в граните скал… И где только нет остатков от человека? Они везде!.. И в земле, по которой мы ступаем, и в траве, которую мы топчем, и в деревьях, которые мы срубаем, и в источниках воды, которую мы пьем, и в злаках полевых, которые мы едим, и в воздухе, которым мы дышим. Никто не может указать хоть на одно место на земном шаре, где не было бы праха сынов Адама, или сказать хоть об одном ветре, в котором не содержалось бы неуловимых частиц того, что некогда называлось человеком, и показать хоть одну волну, которая не могла бы назваться раствором из остатков человека. Но как бы то ни было, как бы разбросаны ни были отдельные части разобранных машин в великой мастерской вселенной, всемогущий Механик соберет их и составит вновь в первобытные машины, из которых некоторые получат не только что первобытный вид, но также обновленный позлащенный вид.

«Он обновит уничиженное тело наше так, что оно сообразно будет Его славному Телу».

А значит, в воскресении мертвых нельзя видеть ничего противного природе, ничего неестественного, хотя ни одна из сил, ныне действующих на наши тела, не способна произвести в нас такого действия, это возможно лишь для силы еще не проявившейся, для силы пребывающей во власти Бога.

Предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений усопших, которые совершали Христос и его ученики (воскрешения дочери Иаира, Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе, и других). То было возвращением к жизни, после которой все-таки неизбежна смерть. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. Тогда праведники восстанут преображенными и просветленными.

Славное учение о воскресении мертвых удаляет скорбь нашу о близких нам умерших верующих. Мы знаем, что тот телесный бренный состав, который мы кладем в гроб и засыпаем могильным прахом в темной обители смерти, при возвещении архангельской трубы, в светлое утро воскресения восстанет нетленным, в чудной, неувядающей красоте, дарованной Творцом для небесной славы. То, что сеем мы в немощи, восстанет в силе; сеем в уничижении, восстанет в славе; сеем «тело душевное, восстанет тело духовное»… Вещественность тела нашего потеряет грубость свою и стремление свое к тлению и само тело наше из «душевного перейдет в духовное», т. е. будет повиноваться не низким желаниям животной души, но высшей воле свободного духа. На настоящей стадии земного существования нашего мы кругом обложены немощью: часто чего желаем, того не можем совершить, – и это подтверждает изречение Господа нашего: «дух бодр, а плоть немощна»… В воскресшем же состоянии нашем такое разногласие между телом и духом исчезнет: тело будет так же бодро и свободно, как и дух, выполняя всякое желание его безусловно во всем. Ныне тело наше, по природе своей, подпадает под различные ограничения и неспособности, от которых чистый дух изъят… Например, оно может двигаться лишь при тех же условиях, при которых движутся и все прочие животные, с той лишь разницей, что оно не может двигаться так же быстро и легко, как многие из них. Тогда же оно получит способность, без всяких препятствий, по одному только внушению духа, с неимоверной быстротой молнии переноситься чрез громадные надзвездные пространства в неизмеримой вселенной Божьей. Планеты будут служить ему лишь ступеньками лестницы, для восхождения к Престолу предвечного Отца. Это будет «тело духовное» – во всем покорное орудие духа, подобное славному Телу воскресшего Господа.

В сердце каждого религиозного человека живет уверенность увидаться снова со своими кровными родными, старыми друзьями, дорогими знакомыми и вообще добрыми ближними, – теми, которые, по неисповедимой воле Провидения, отошли в мир загробный. Приятна эта счастливая уверенность и дорога она для человека, как существа общественного. Утверждению этой уверенности и ее оживлению способствует Богооткровенное учение о воскресении мертвых.

Восстановить в памяти учение Иисуса Христа и апостолов о воскресении мертвых, провести его сквозь призму сознания может и должно быть достаточным оправданием настоящего издания.

Глава 1
Непостижимая тайна воскресения

«Тело будущее»

Есть одна дума в душе человеческой, которая залегла в ней глубже всех других дум – это мысль о своей смерти и смерти близких. «Смерть, – говорил один французский историк, – была первой тайной, представшей пред человеком; она поставила его на путь других тайн». Но, если по отношению ко всякой иной тайне допустим скептический вопрос: к чему тебе знать ее? Живи, не мудрствуя, и бери от жизни что можешь и хочешь взять; то перед лицом этой первой тайны такой совет неуместен.

– Живи, – учит философия земного благополучия.

– Но именно этого я и хочу, – отвечает душа. – Я хочу жизни, а получаю смерть.

– Хорошо, хорошо, я не буду думать о своей смерти, но вот еще при моей жизни умирает близкий мне человек: его смерть лишает меня лучшей радости жизни, неужели и на ней мне не нужно останавливаться?

– Да, старайся не думать и об этом.

Но для этого душе нужно перестать быть тем, что она есть – душой человеческой. Это, значит, сказать душе: умри, умри прежде смерти тела, чтобы дать возможность этому телу жить безмятежной, «естественной» жизнью, пока и ему не пробьет урочный час. Здесь безумие совета достигает своего апогея, и душа вырывается из когтей этой смерти, второй, а смерть первая и первая тайна снова становится перед ней неподвижным призраком. Вырваться из этого круга невозможно, и человек давно это понял. Как же он жил все эти долгие тысячелетия, чем жил, и что заслоняло от него этот призрак, мешавший ему жить?

Существует чудный рассказ у многих диких племен Африки и островов Великого Океана. Месяц посылает к человеку гонца (по одним версиям – зайца, по другим – хамелеона) и велит ему сказать человеку: как я (месяц) умираю и вновь возрождаюсь, так и ты (человек) умрешь и снова возродишься. Но эта весть не дошла до места назначения, – хамелеон полз слишком медленно, а заяц исказил ее, передав: как умирает месяц, так умрет и человек и больше уже не воскреснет. Вместе с тем и сам месяц, пославший первое радостное известие, не захотел уже больше подтвердить его. Так человек и остался с дурным известием в руках и со смутной надеждой в сердце на новое, лучшее посольство.

Кажется, трудно в образной форме передать лучше те чувства, какими жила и в массе живет еще и ныне человеческая душа. Смерть и рождение проходят перед ней как звенья бесконечной цепи. «Ты вернулся», – говорят дикари при виде сына, родившегося по смерти отца, но мысль рано подсказывает, что этот потомок – не воскресший родитель, а другая, самостоятельная, личность, претендующая на личное же бессмертие. Бессмертие рода, как ни высоко стоит оно в культовом отношении, все же не способно утолить жажду бессмертия индивидуального, не приносит вести о том, что не умрет человек. Один лишь месяц сполна владеет этой тайной личного бессмертия. Его пепельная душа недолго парит без своего световидного тела, – проходит немного времени и он снова облекается в него, вновь и вновь воскресает для жизни, воскресает не в сыне, не в потомке, а в собственной обновленной плоти. Вот весть о личном воскресении, непрерывно струящаяся с небесной высоты, но по лицу земли она ползет холодным, обманчивым сиянием, точно ленивый хамелеон, на земных предметах она играет неверными беглыми зайчиками, и не жизнь, а смерть глядит отовсюду впадинами черных, глубоких теней. Посланцы дурно передали завет месяца.

Но напрасно они со всех сторон кричат человеку: ты умрешь. Взором полным надежды смотрит он прямо в лицо пославшему, ловит лучи его прежде, чем они разбились о землю, и чует, что они несут ему иную весть, она не доходит до его сердца в ясном виде, она заглушена враждебным шумом, раздающимся вокруг, но он знает, что если этот шум смолкнет, голос истины скажет ему правду, он знает даже, что скажет ему этот голос.

Смерть, между тем, ясно торжествовала: проходили века и тысячелетия, люди рождались и умирали, но каждая новая могила не только не вливала в душу новые капли отчаяния, грозившие переполнить меру ее терпения и веры, напротив, чем дальше, тем все пышнее справлялись погребальные обряды, тем больше забот прилагалось к тому, чтобы обеспечить телу загробный покой. Тризны сменялись тризнами, дни поминовения включались в годовой круг праздников, ширились и украшались гробницы, искусство сохраняло для потомства черты дорогих покойников; уже в самом конце древнего периода и в самых скептически настроенных шумных центрах просвещения возникли знаменитые «collegia funeratica», товарищества гробокопателей, обеспечивавшие достойное погребение всем, даже самым бедным. Даже когда люди гибли массами, как, например, на войне. И тогда было святотатством оставить тела не погребенными, и мы помним историю с победителями при Аргенузских островах, которых соотечественники едва не казнили за то, что в пылу битвы оставили в море тела павших братьев. Земное благосостояние, обеспеченное победой, было оставшимся родным менее необходимо, чем загробный покой мертвых, неразлучный с покоем их тел. Эти тела тлели и распадались в прах еще на глазах живых, – люди пошли на помощь смерти и тлению, они стали сжигать тела или давали их на съедение птицам, но пепел и кости, собранные в урны, хранились так же заботливо, как и набальзамированные трупы. Если тело пропадало на чужбине, и его невозможно было достать, – родные на родной стороне хоронили призрак, ставили гробницы без праха и знали, что и это доставляло почившему вечный покой. Нужна была вечная память, она обеспечивала реальность за гробом, но для этого нужна была хотя бы крупица осязаемого, хотя бы одно имя, написанное или благоговейно передаваемое из рода в род. Это было семя, из которого вырастала вся посмертная жизнь души, эта крупинка праха облекала плотью эту душу. Но как же тонка должна была быть эта плоть! В самом деле, душа по смерти и была только тенью, и лишь пища приносимая на могилу, на время оживляла и оплотяняла ее. Одиссей в преисподней нашел душу матери, но бледная тень сидит немая и в забытьи. Голос прорицателя учит Одиссея, как пробудить ее:


«Легкое средство на это в немногих словах я открою:
Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови
Дашь ты, разумно с тобою начнет говорить; но безмолвно
Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь…
К крови приблизилась мать, напилась и сына узнала»1
Одиссея 11, 146–149, 153.

Тайна неба теперь достигла земли: как я (месяц) умираю и вновь возрождаюсь, так и ты (человек) умрешь и вновь возродишься, воскреснешь в том же лице и в прежней плоти, только преображенной, облагоуханной, царственной, подобной световидному телу месяца.

Когда небо увидело, что многие сердца уже готовы принять весть о ценности и бессмертии тела, и только гордость перед этим телом мешает принять ее и остальным, оно оставило гордых бродить по распутьям и послало нового верного вестника к тем, кто готов был благоговейно приблизиться к плоти и праху, с чистым сердцем стать на утренней страже их воскресения… Месяц и солнце приготовили эти сердца к принятию радостной вести, и теперь их поучала маленькая звезда.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели младенца с Мариею Матерью Его и, падши, поклонились Ему, и открыв сокровища свои. Принесли Ему дары, золото, ладан и смирну», – дары, которыми и при жизни и по смерти украшались, цвели и благоухали царственные тела.

Но младенец этот был и великий избранник, он был отобран из четырнадцати тысяч новорожденных жизней: такого отбора никогда не видало и римское озеро. Египет укрыл его от смерти под сень своих гробниц и хранил его живое юное тело так же заботливо, как и своих тысячелетних мертвецов. Это тело было сосудом благодатных даров: оно чудотворило своим брением, дыханием, одеждами, его голос будил усопших, от него исходил ослепительный свет. Его лицо дышало любовью ко всем скорбящим и уничиженным, но, когда любовь уничиженных омывала Его ноги драгоценным миром, Он ставил эту трату мира выше других дел любви. Это было начало его погребения. Но сперва это тело еще долго страдало, было изъязвлено, лишено вида и величия. В те дни полный, воскресший месяц стоял над землей, весеннее солнце становилось все ярче, но и оно померкло в предчувствии славы грядущего воскресения. Смерть его была бессловесна, но его гроб был с богатыми, – чистая плащаница и сто литров смирны и алоя, – это было только преддверием его погребения: по миновании субботнего покоя новые благовония готовы были излиться на него… Оно могло долго оставаться нетленным и благоуханным, – оно стало таким навсегда. Напрасно в то памятное утро людская любовь искала его «между мертвыми» – там оставались лишь пелены и сударь. Само оно стояло пред учениками живое, как прежде, они осязали его кости и плоть, которых «дух не имеет», вкладывали персты свои в раны, которых боится гордая языческая красота; оно принимало пищу, его язык учил тайнам Царствия Божия, но все это – и кости и плоть – проходили сквозь запертые двери, исчезали и вновь появлялись и, наконец, поднялись на небо, чтобы тем же образом явиться снова в конце дней… Это было также новое, славное тело, и, свободное над пространством и временем, оно и вознесшись на небо не покидало земли. Земной хлеб и вино – пища и жизнь человеческого тела – силою Его победного Имени, становились истинной плотью и кровью Его и питая тела веривших Его воскресению, делали их причастными Его вечной славе… Это было тело Церкви, которого главой был Первенец из мертвых, а членами – сыны воскресения.

Кончилась борьба весен и зим: вечная весна цветет в сердце верующих в воскресение первое и чающих воскресения грядущего. Печатью этой веры и этой надежды запечатлена вся жизнь Церкви за все долгие века ее земного существования.

Эта весть о вечной весне достигает и до нас и достигает новым, дивным путем. В Риме, в том самом Риме, где некогда люди так строго отбирали тела, достойные жизни, теперь открываются другие тела, избранные для новой лучшей жизни. Из глубины катакомб, из подземных могил, куда много веков не заглядывал человеческий глаз, выходит на дневной свет наших будней вечно-праздничная Церковь апостольских дней. Изумленно смотрит на нее протестантство: религия чистого духа и непосредственного богообщения, считающая себя прямой наследницей апостольских заветов, она видит перед собою не протестантский приход, объединенный общностью веры в Распятого и чуждый всяких следов религиозного «материализма», – перед нею Церковь икон, мощей, святых, Церковь Божией Матери Заступницы, как называет Ее св. Ириней, царственной Оранты катакомб. Церковь пресущественного тела и крови, – Божественных членов («coelestia membra»), Церковь молитв за усопших, живая Церковь живых… Но взором дочери смотрит на нее соборная вселенская Церковь. Ведь она – плоть от плоти и кость от костей этой катакомбной апостольской Церкви, она только приподнялась над землей, из земли, когда кончились дни гонений. Как остроконечная травка из посеянных семян, пробуравившая землю, поднялись ее купола и колокольни золотистой Божией пшеницей; теплым ветром, волнующим нивы, стелется по ней праздничный благовест, но корни ее неподвижно крепнут в земле…

Ее алтари стоят над мощами, лики святых глядят отовсюду, храм полон ладана, ликует в песнопениях… Водою крещения омывает Церковь своих чад, мажет тела их миром и елеем, благодатным таинством зовет их брачный союз, подводит их к святой чаше, питает истинным телом и истинною кровью Господа, – продолжает и на земле то же делание, которое некогда совершала в подземельях, над гробами мучеников, чему научилась у первого, благоуханного гроба, где лишь на недолгое время забылся сном смерти Начальник ее жизни и ее Глава.

Как Я умер и воскрес, так и ты, человек, умрешь и вновь возродишься, – этим новым заветом Солнца и правды живет ныне человек, некогда веривший месяцу.

(из книги Ф. Андреева «Тело будущее». Сергиев Посад, 1914)

Представление древнего мира о воскресении тел

История представляет нам человека везде и всегда в заботах, в беспокойстве о своем будущем. Человечество всегда задумывалось и над колыбелью дитяти и над гробом старца и всегда устремляло свой взор за пределы этого тесного пространства.

Везде ставился и ставится вопрос о будущем, везде слышался и слышится ответ на него; только ответ этот бывает различным в зависимости от степени развития мысли и образованности.

Из всех предметов, которые познает человек, нет ничего сокровеннее для его ума, как будущая жизнь; из всех вопросов о будущей жизни никакой не смущает человеческого разума настолько, как вопрос о воскресении тела.

Как же решал и решает человек этот трудный вопрос?

Вот что представляет нам на этот раз древний языческий мир.

В поэтических представлениях народной фантазии Греции мы видим мрачный взгляд на тело человеческое. Улисс – герой поэм Гомера, желает беседовать с умершими.

Своим мечом копает он ров и наполняет его жертвенною кровью. Повинуясь силе таинственного заклинания, приходят одни с другими бледные тени и, отведавши черной крови, начинают говорить. Между ними Улисс узнает свою мать.


«Увлеченный (говорит герой) сердцем, обнять захотел
Я отшедшую матери душу;
Три раза руки свои к ней, любовью стремимый, простер я,
Три раза между руками моими она проскользнула
Тенью или сонной мечтой, из меня вырывая стенанье».
И потом на вопрос Улисса тень отвечает:
«Милый мой сын, злополучнейший между людьми…
Такова уж судьбина всех мертвых, расставшихся с жизнью.
Крепкие жилы уже не связуют ни мышц, ни костей их;
Вдруг истребляет пронзительной силой огонь погребальный
Все, лишь горячая жизнь охладелые кости покинет:
Вовсе тогда, улетевши как сон, их душа исчезает».

В поэмах Гомера, в мысли древних греков есть будущее для человека; но это будущее состоит в том, что тело истребляется огнем, а душа, делаясь тенью, блуждает в вечном мраке. Впрочем, такой мрачный взгляд на будущее мало-помалу скрашивается греческим воображением, но и у самых лучших философов греческих мы находим самый мрачный взгляд на человеческое тело.

Так, например, Сократ, определяя, что такое смерть, согласно с общим убеждением, почитает ее лишь отрешением души от тела, на которое смотрит, как на преходящую оболочку души.

Показывая отличительные черты истинного философа, он говорит, что «достойный своего имени мудрец, стараясь понять истину, во всю свою жизнь более и более отрешается от тела, потому что тело своими чувствами закрывает от него истину и, требуя заботливости о себе, отвлекает его от понимания. Не это ли отрешение души от тела называется смертью?.. Занятие философа в том и состоит, чтобы отрешать душу от тела; поэтому ему понятно, что такое смерть».

Если перенесемся мыслью в обширные пространства Индии, Тибета, Китая, прислушаемся к голосу браминов, ученых буддистов и ученых китайцев, отсюда мы вынесем еще более грустные впечатления. «Жизнь есть долгая ткань скорбей и бедствий, учили там; спасение состоит в том, чтобы не жить; глубокий, непробудный сон лучше всякого здешнего счастья. Самое лучшее желание – как можно скорее прекратить отправления человеческого тела, уничтожиться, заснуть, потерять чувство своих бедствий, лишившись самопознания».

11 . Чаю воскресения мертвых

В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака (), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога » (); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (, и9).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез.гл. 37).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут " (). "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения » (). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (6, 54).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть мертвых, но живых » ().

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в все умирают, так во Христе все оживут » ().

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны – нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» ().

Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1, 23).

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. ап. Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей ее.

Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и даст ему жизнь " ().

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: »И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины « (Тим. 2, 1–4).

Св. апостол Иаков говорит: »признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная праведника " ().

Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь сказал: «Бог же не есть мертвых, но живых, ибо у Него все живы " ().

Св. апостол Павел писал христианам: »а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни " ().

Еще в Ветхом Завете совершалась за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших » ().

Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ().

Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании , так особенно на Священном Предании.

Беседа о всеобщем воскресении мертвых

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании . Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном.

Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2Мак.7и др.).

И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ().

Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ().

Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " ().

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову ап. Павла, первенцем из мертвых ().

Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: »Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ().

Кроме того, ап. Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное » ().

Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода " ().

Да, дивное подлинное явление представляет нам сама видимая природа.

Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет; – и, что же? Тем и кончается? Нет, никак! Оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Не чудо ли это, достойное всего нашего внимания? Не очевидное ли это свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие?

Так, тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими . Она видимо представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: «как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются»?

Допустим и это, хотя в самой сущности этого не бывает. Как воскреснут мертвые? Так же точно, как начали жить ныне.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...