Чарли Паркер: биография, лучшие композиции, интересные факты. Чарли Паркер – история джаз-птицы Стоит родной дом чарли паркера

Паркер получил прозвище "Yardbird" в начале своей карьеры, а его сокращенную форму "Птица" продолжали использовать в течение всей его жизни. Это прозвище сам Паркер обыгрывал в названиия ряда композиций, таких как "Yardbird Suite" (Птичий двор люкс), "Ornithology" (Орнитология), "Bird Gets the Worm" (Птица получает червя) и "Bird of Paradise" (Птица в раю).

Паркер был очень влиятельным солистом в джаез и ведущей фигурой в развитии бибопа - формы джаза, характеризующнйся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизацией. Чарли развивал революционные гармонические идеи, в том числе быструю смену аккордов, новые варианты измененных аккордов и замен аккордов. Его тон варьировался от чистого и проникающего до сладкого и мрачного. Многие записи Паркера демонстрируют виртуозную технику и сложные мелодические линии, иногда сочетая джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе блюзом, латиной и классической музыкой.

Чарли Паркер был иконой субкультуры битников, а затем и превзошёл эти поколения, олицетворяя джазового музыканта, как бескомпромиссный и интеллектуальный художник, а не конферансье.

Биография

Чарльз Паркер-младший (Charles Parker, Jr.) родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас, а вырос в Канзас-Сити, штат Миссури. Он был единственным ребенком в семье Чарльза и Эдди Паркер. Паркер учился в Lincoln High School. Он поступил туда в сентябре 1934 года и выпустился в декабре 1935 года, незадолго до вступления в союз местных музыкантов.

Чарли Паркер начал играть на саксофоне в 11 лет, а в возрасте 14 лет присоединился к школьной группе, используя арендованный у школы инструмент. Его отец, Чарльз, часто отсутствовал, но всё же оказывал некоторые музыкальные влияние на сына, поскольку был пианистом, танцором и певцом. Позже он стал официантом или поваром в поездах. Мать Паркера Эдди работала по ночам в офисе местного отделения Western Union. Его самым большим влиянием в то время был молодой тромбонист, который научил его основам импровизации.

Начало карьеры

В конце 1930-х годов Паркер начал практиковаться весьма усердно. В этот период он освоил импровизацию и разработал некоторые идеи, которые привели к бибопу. В интервью >Полу Дезмонду (Paul Desmond) он сказал, что он провел 3-4 года, практикуясь до 15 часов в день.

В 1942 году Паркер оставил группу МакШенна и играл с Эрлом Хайнсом (Earl Hines) в течение одного года. Эта группа включала Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который позже играл с Паркером дуэтом. К сожалению, этот период практически не задокументирован, в связи с забастовкой 1942-1943 Американской федерации музыкантов, во время которой записи были приостановлены. Паркер присоединился к группе молодых музыкантов, которые играли после закрытия клубов в Гарлеме, таких как Uptown House Кларка Монро и Playhouse Минтона. Эти молодые бунтари включали Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk), гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian) и барабанщика Кенни Кларка (Kenny Clarke). Монк так говорил об этой группе: "Мы хотели, чтобы нашу музыку они не смогли сыграть. Они – это белые бендлидеры, которые узурпировали прибыль от свинга". Группа на 52-й улице, в том числе в Three Deuces и The Onyx. Во время пребывания в Нью-Йорке Чарли учился у своего учителя музыки, Мори Дойча.

Бибоп

Согласно интервью, которое Паркер дал в 1950 году, в одну ночь в 1939-м он играл в "Cherokee" джем-сейшн с гитаристом Уильямом "Бидди" Флитом, Чарли придумал новый метод развития соло, который считается одним из его главных музыкальных инноваций. Он понял, что двенадцать тонов хроматической гаммы можно перевести мелодически на любую клавишу, преодолев некоторые пределы простого джазового соло.

В начале своего развития этот новый тип джаза был отвергнута многими традиционными джазовыми музыкантами, которые презирали своих младших коллег. Бибоперы (beboppers) ответили на вызов этих традиционалистов "заплесневелые фиги". Тем не менее, некоторые музыканты, такие как Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins) и Бенни Гудмен (Benny Goodman) позитивно отзывались о его развитии, и участвовали в джем-сейшнпх и записях нового течения с его приверженцами.

В связи с двухлетним запретом Союзом Музыкантов всех коммерческих записей с 1942 по 1944 год, большая часть раннего развития бибопа осталась неизвестной для потомков. В результате она получила ограниченное воздействие радио. У музыкантов бибопа было трудное время, но они получили широкое признание. До 1945 года, когда запрет на запись был снят, сотрудничество Паркера с Диззи Гиллеспи, Максом Роучем (Max Roach), Бадом Пауэллом (Bud Powell) и другими оказало существенное влияние на джазовый мир. Одно из их первых выступлений в малых группах вместе было обнаружено и опубликовано в 2005 году: концерт в Town Hall в Нью-Йорке 22 июня 1945 года. Bebop вскоре приобрел широкое признание среди музыкантов и поклонников.

26 ноября 1945 года Паркер закончил сессию для лейбла Savoy, которая продается с тех пор как "величайшая джазовая сессия всех времен". Треки, записанные в ходе этой сессии включают "Ko-Ko" и "Now"s the Time".

Вскоре после этого группа Паркера / Гиллеспи отправилась для выступления в клубе Билли Берга в Лос-Анджелесе, котрое было неудачных. Большая часть группы вернулась в Нью-Йорк, но Паркер осталсяв Калифорнии, продав обратный билет и купив героин. Он испытывал большие трудности в Калифорнии и, в конце концов, попал в Государственную психиатрическую больницу Camarillo на шесть месяцев.

Наркомания

Хроническая героиновая наркомания Паркера заставляла его пропускать концерты и вскоре он потерял работу. Он часто прибегал к зарабатыванию денег на улицах, получал кредиты от коллег-музыкантов и поклонников, оставлял в залог свой саксофон, а деньги тратил на наркотики. Героин была распространен на джазовой сцене и наркотики можно было легко купить.

Хотя он произвел много блестящих записей в этот период, поведение Чарли Паркера становилась все более неустойчивым. Героин было трудно найти в Калифорнии, куда он переехал, и Паркер начал сильно пить, чтобы компенсировать это. Записи для лэйбла Dial от 29 июля 1946-го свидетельствует о его состоянии. Перед этой сессией Паркер выпил литр виски. При записи Charlie Parker on Dial Volume 1, Паркер пропустил большую часть первых двух тактов своего первого припева на треке "Max Making Wax". Когда он, наконец, пришел в себя, он покачнулся и развернулся в обратную сторону от микрофона. На следующей мелодии, "Lover Man", продюсер Росс Рассел фактически поддерживал Паркера. При записи "Bebop" (последний трек Паркер записал вечером) он начинает сольную импровизацию с твердых первых восьми тактов. На вторых восьми тактах, однако, Паркер начинает бороться, и трубач Говард Макги (Howard McGhee) в отчаянии кричит: "Удар!" на Паркера. Чарльз Мингус (Charles Mingus) считает эту версию "Lover Man" одной величайших записей Паркера, несмотря на его недостатки. Тем не менее, Паркер ненавидел эти записи и никогда не простил Росса Рассела, который выпустил их. Чарли вновь записал мелодию в 1951 году для Verve.

Когда Паркер был выписан из больницы, он был чистым и здоровым, и продолжил делать одни из выступлений и записей в карьере. Он принял ислам. Перед тем как покинуть Калифорнию, Чарли записал "Relaxin" at Camarillo", со ссылкой на своё пребывание в больнице. Он вернулся в Нью-Йорк, снова начал употреблять героин и сделал десятки записей для лэйблов Savoy и Dial, которые остаются одними из самых его ярких моментов. Многие из них были с его так называемым "классическим квинтетом", включая трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis) и барабанщика Макса Роуча.

Чарли Паркер и струнные

Давним желанием Паркер было выступление со струнными. Он был страстным студентом классической музыки, и современники рассказывали, что Чарли был наиболее заинтересован в музыке и нововведениях Игоря Стравинского и хотел участвовать в проекте сродни тому, что позже стало известно как Third Stream (третий поток), новый вид музыки, который объединяет джазовые и классические элементы в отличие от просто включении струнных в исполнении джазовых стандартов.

30 ноября 1949 года, Норман сделал аранжировку для Паркера, чтобы записать альбом баллад со смешанной группой джаза и музыкантов камерного оркестра. Шесть мастеров наэтой сессии составили альбом Чарли Паркер со струнными: "Just Friends", "Everything Happens to Me", "April in Paris", "Summertime", "I Didn"t Know What Time It Was" и "If I Should Lose You".

Звук этих записях редко встречается в каталоге Чарли Паркера. Импровизации Паркера, по сравнению с его обычной работой, более очищенные и экономичные. Его тон темнее и мягче, чем на записях с малой группой, и большинство из его соло являются красивыми украшениями оригинальных мелодий, а не гармоничной основой импровизаций. Это одна из немногих записей Паркера, сделанных в ходе краткого периода, когда он был в состоянии контролировать свою зависимость от героина, и его трезвость и ясность ума проявляются в этой игре. Паркер заявил, что запись Bird With Strings , была его любимой. Хотя при использовании классических инструментов в джазовой музыке было не совсем оригинальным, это была первая крупная работа, где композитор согласовал бибоп с струнным оркестром.

Джаз в Massey Hall

В 1953 году Чарли Паркер выступал в Massey Hall в Торонто, Канада, где к нему присоединились Гиллеспи, Мингус, Бад Пауэлл и Макс Роуч. К сожалению, концерт совпал с телевизионной трансляцией поединка по боксу в супертяжелом весе между Рокки Марчиано и Джерси Джо Уолкоттом, поэтому зрителей почти не было. Мингус записал концерт, в результате чего появился альбом Jazz at Massey Hall . На этом концерте Паркер сыграл на пластиковом саксофоне Grafton. В этот момент своей карьеры он экспериментировал с новыми звуками и материалами.

Паркер, как известно, играл на нескольких саксофонах, в том числе Conn 6M, The Martin Handicraft и Selmer Model 22. Паркер также выступал с саксофоном King "Super 20", который был сделан специально для него в 1947 году.

Смерть Птицы

Паркер умер 12 марта 1955 года в гостях у своего друга и покровителя баронессы де Pannonica Koenigswarter в отеле Stanhope в Нью-Йорке во время просмотра шоу Dorsey Brothers по телевидению. Официальной причиной смерти были долевая пневмония и кровоточащая язва, но Паркер также был цирроза печени и он перенес сердечный приступ. Следователь, который выполнял его вскрытие, ошибочно определил возраст 34-летнего тела Паркера приблизительно от 50 до 60 лет.

Паркер жил с 1950 года с Чан Ричардсон, матерью его сына Берда и дочериь Pree (которая умерла в младенчестве от муковисцидоза). Он считает Чан женой, однако он так формально и не женился на ней, но и не развелся со своей предыдущей женой, Дорис (на которой он женился в 1948). Это привело к сложному урегулированию вопросов наследования Паркера и в конечном итоге привело к невозможности выполнить его желание быть тихо похороненным в Нью-Йорке.

Было хорошо известно, что Паркер никогда не хотел вернуться в Канзас-Сити, даже после смерти. Паркер говорил Чан, что не хочет, чтобы его похоронили в его родном городе, что Нью-Йорк был его домом. Диззи Гиллеспи заплатил за похороны и организовал государственную церемонию прощания. Процессию в Гарлеме возглавил Адам Клейтон Пауэлл-младший (Adam Clayton Powell, Jr.),также был концерт памяти, прежде чем тело Паркера было доставлено обратно в штат Миссури, в соответствии с его пожеланиями матери. Вдова Паркера подвергла критике семью Паркера за христианские похороны, хотя они знали, что Чарли был убежденным атеистом. Паркер был похоронен на кладбище Линкольна в штате Миссури, в деревушке известный как Blue Summit.

Недвижимостью Чарли Паркера управляет компания CMG Worldwide.

Музыка

Стиль композиций Чарли Паркера включает интерполяции оригинальной мелодии по сравнению с ранее существовавшими джазовыми формами и стандарты. Эта практика все еще широко распространены в джазе сегодня. Например, "Ornithology" ("How High The Moon") и "Yardbird Suite", вокальная версия которой называется "What Price Love", на слова Паркера. Такая практика не было редкостью до бибопа, однако, стала фирменным знаком движения, когда артисты начали отходить от аранжировок популярных стандартов и писали свои собственные композиции.

В то время как мелодии, такие как "Now"s The Time", "Billie"s Bounce" и "Cool Blues" были основаны на обычных двенадцати тактах изменений блюза, Паркер также создал уникальную версию 12-блюз для дудки "Blues for Alice". Эти уникальные аккорды известны в народе как "Bird Changes" ("Птичье изменение"). Как и его соло, некоторым из его произведений характерны длинные, сложные мелодические линии и минимум повторений, хотя он и использовал повторения в некоторых мелодиях, в частности в "Now"s The Time".

Паркер внес большой вклад в современный сольный джаз, в котором триплеты и пикапы были использованы неортодоксальным способом привнесения в аккорд тонов, предоставляя солисту больше свободы в использовании проходящих тонов, которых солисты ранее избегали. Паркером восхищаются из-за его уникального стиля фразировки и инновационного использования ритма. Популярности ещё более прибавили его записи, посмертно опубликованные как Charlie Parker Omnibook, однозначно идентифицирущие стиль Паркера, который будет доминировать в джазе на протяжении многих лет в будущем.

Charlie Parker - Summertime

Charlie Parker - All the things you are

Charlie Parker - Lover man

Дискография

Savoy Records

1944
The Immortal Charlie Parker
Bird: Master Takes
Encores

1945
Dizzy Gillespie - Groovin" High
The Genius Of Charlie Parker
Charlie Parker Story
Charlie Parker Memorial, Vol. 2

1947
Charlie Parker Memorial, Vol. 1

1948
Bird At The Roost, Vol. 1
Newly Discovered Sides By Charlie Parker
The "Bird" Returns

1949
Bird At The Roost, Vol. 2
Bird At The Roost

1950
An Evening At Home With Charlie Parker Sextet

Dial Records

1945
Red Norvo "s Fabulous Jam Session

1946
Alternate Masters, Vol. 2

1947
The Bird Blows The Blues
Cool Blues c/w Bird"s Nest
Alternate Masters, Vol. 1
Crazeology c/w Crazeology, II: 3 Ways Of Playing A Chorus
Charlie Parker, Vol. 4

Verve Records

1946
Jazz At The Philharmonic, Vol. 2
Jazz At The Philharmonic, Vol. 4

1948
Various Artists - Potpourri Of Jazz
The Charlie Parker Story, #1

1949
The Genius Of Charlie Parker, #7 - Jazz Perennial
Jazz At The Philharmonic, Vol. 7
Jazz At The Philharmonic - The Ella Fitzgerald Set
The Complete Charlie Parker On Verve - Bird

1950
The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz
The Charlie Parker Story, #3

1951
The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps
The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta

1952
The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time

1953
The Quartet Of Charlie Parker

1954
The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter

Compilations

1940
Bird"s Eyes, Vol. 1 (Philology)
Charlie Parker With Jay McShann And His Orchestra - Early Bird (Stash)
Jay McShann Orchestra Featuring Charlie Parker - Early Bird (Spotlight)

1941
Jay McShann - The Early Bird Charlie Parker, 1941-1943: Jazz Heritage Series (MCA)
The Complete Birth Of The Bebop (Stash)

1943
Birth Of The Bebop: Bird On Tenor 1943 (Stash)

1945
Every Bit Of It 1945 (Spotlight)
Charlie Parker, Vol. 3 Young Bird 1945 (Masters of Jazz)
Dizzy Gillespie - In The Beginning (Prestige)
Bird"s Eyes, Vol. 17 (Philology)
Charlie Parker On Dial, Vol. 5 (Spotlight)
Red Norvo"s Fabulous Jam Session (Spotlight)
Dizzy Gillespie/Charlie Parker - Town Hall, New York City, June 22, 1945 (Uptown)
Bird"s Eyes, Vol. 4 (Philology)
Yardbird In Lotus Land (Spotlight)

1946
Rappin" With Bird (Meexa)
Jazz At The Philharmonic - How High The Moon (Mercury)
Charlie Parker On Dial, Vol. 1 (Spotlight)

1947
The Legendary Dial Masters, Vol. 2 (Stash)
Various Artists - Lullaby In Rhythm (Spotlight)
Charlie Parker On Dial, Vol. 2 (Spotlight)
Charlie Parker On Dial, Vol. 3 (Spotlight)
Charlie Parker On Dial, Vol. 4 (Spotlight)
Various Artists - Anthropology (Spotlight)
Allen Eager - In The Land Of Oo-Bla-Dee 1947-1953 (Uptown)
Charlie Parker On Dial, Vol. 6 (Spotlight)
Various Artists - The Jazz Scene (Clef)

1948
Gene Roland Band Featuring Charlie Parker - The Band That Never Was (Spotlight)
Bird"s Eyes, Vol. 6 (Philology)
Bird on 52nd St. (Jazz Workshop)
Charlie Parker (Prestige)
Charlie Parker - Live Performances (ESP)
Charlie Parker On The Air, Vol. 1 (Everest)

1949
Charlie Parker - Broadcast Performances, Vol. 2 (ESP)
The Metronome All Stars - From Swing To Be-Bop (RCA Camden)
Jazz At The Philharmonic - J.A.T.P. At Carnegie Hall 1949 (Pablo)
Rara Avis Avis, Rare Bird (Stash)
Various Artists - Alto Saxes (Norgran)
Bird On The Road (Jazz Showcase)
Charlie Parker/Dizzy Gillespie - Bird And Diz (Universal (Japan))
Charlie Parker - Bird In Paris (Bird in Paris)
Charlie Parker In France 1949 (Jazz O.P. (France))
Charlie Parker - Bird Box, Vol. 2 (Jazz Up (Italy))
Bird"s Eyes, Vol. 5 (Philology)
Charlie Parker with Strings (Clef)
Bird"s Eyes, Vol. 2 (Philology)
Bird"s Eyes, Vol. 3 (Philology)
Dance Of The Infidels (S.C.A.M.)

1950
Charlie Parker Live Birdland 1950 (EPM Musique (F) FDC 5710)
Charlie Parker - Bird At St. Nick"s (Jazz Workshop JWS 500)
Charlie Parker At The Apollo Theater And St. Nick"s Arena (Zim ZM 1007)
Charlie Parker - Bird"s Eyes, Vol. 15 (Philology (It) W 845-2)
Charlie Parker - Fats Navarro - Bud Powell (Ozone 4)
Charlie Parker - One Night In Birdland (Columbia JG 34808)
Charlie Parker - Bud Powell - Fats Navarro (Ozone 9)
Charlie Parker - Just Friends (S.C.A.M. JPG 4)
Charlie Parker - Apartment Jam Sessions (Zim ZM 1006)
V.A. - Our Best (Clef MGC 639)
The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz (Verve MGV 8006)
The Persuasively Coherent Miles Davis (Alto AL 701)
Charlie Parker - Ultimate Bird 1949-50 (Grotto 495)
Charlie Parker - Ballads And Birdland (Klacto (E) MG 101)
Charlie Parker Big Band (Mercury MGC 609)
Charlie Parker - Parker Plus Strings (Charlie Parker PLP 513)
Charlie Parker - Bird With Strings Live At The Apollo, Carnegie Hall And Birdland (Columbia JC 34832)
Charlie Parker - The Bird You Never Heard (Stash STCD 10)
Norman Granz Jazz Concert (Norgran MGN 3501-2)
Charlie Parker At The Pershing Ballroom Chicago 1950 (Zim ZM 1003)
The Charlie Parker Story, #3 (Verve MGV 8002)
Charlie Parker - Bird In Sweden (Spotlite (E) SPJ 124/25)
Charlie Parker - More Unissued, Vol. 2 (Royal Jazz (D) RJD 506)
Machito - Afro-Cuban Jazz (Clef MGC 689)
An Evening At Home With Charlie Parker Sextet (Savoy MG 12152)

1951
The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps (Verve MGV 8010)
The Magnificent Charlie Parker (Clef MGC 646)
The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta (Verve MGV 8008)
Charlie Parker - Summit Meeting At Birdland (Columbia JC 34831)
Charlie Parker - Bird Meets Birks (Klacto (E) MG 102)
Charlie Parker - The Happy "Bird" (Charlie Parker PLP 404)
Charlie Parker Live Boston, Philadelphia, Brooklyn 1951 (EPM Musique (F) FDC 5711)
Charlie Parker - Bird With The Herd 1951 (Alamac QSR 2442)
Charlie Parker - More Unissued, Vol. 1 (Royal Jazz (D) RJD 505)

1952
Charlie Parker - New Bird, Vol. 2 (Phoenix LP 12)
Charlie Parker/Sonny Criss/Chet Baker - Inglewood Jam 6-16-"52 (Jazz Chronicles JCS 102)
Norman Granz" Jam Session, #1 (Mercury MGC 601)
Norman Granz" Jam Session, #2 (Mercury MGC 602)
Charlie Parker Live At Rockland Palace (Charlie Parker PLP 502)
Charlie Parker - Cheers (S.C.A.M. JPG 2)
The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time (Verve MGV 8005)

1953
Miles Davis - Collector"s Items (Prestige PRLP 7044)
Charlie Parker - Montreal 1953 (Uptown UP 27.36)
Charlie Parker/Miles Davis/Dizzy Gillespie - Bird With Miles And Dizzy (Queen Disc (It) Q-002)
Charlie Parker - One Night In Washington (Elektra/Musician E1 60019)
Charlie Parker - Yardbird-DC-53 (VGM 0009)
Charlie Parker At Storyville (Blue Note BT 85108)
Charlie Parker - Star Eyes (Klacto (E) MG 100)
Charles Mingus - The Complete Debut Recordings (Debut 12DCD 4402-2)
The Quintet - Jazz At Massey Hall, Vol. 1 (Debut DLP 2)
The Quintet - Jazz At Massey Hall (Debut DEB 124)
Charlie Parker - Bird Meets Birks (Mark Gardner (E) MG 102)
Bud Powell - Summer Broadcasts 1953 (ESP-Disk" ESP 3023)
Charlie Parker - New Bird: Hi Hat Broadcasts 1953 (Phoenix LP 10)
The Quartet Of Charlie Parker (Verve 825 671-2)

1954
Hi-Hat All Stars, Guest Artists, Charlie Parker (Fresh Sound (Sp) FSR 303)
Charlie Parker - Kenton And Bird (Jazz Supreme JS 703)
The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (Verve MGV 8007)
Charlie Parker - Miles Davis - Lee Konitz (Ozone 2)
V.A. - Echoes Of An Era: The Birdland All Stars Live At Carnegie Hall (Roulette RE 127)

Live recordings
Live at Townhall w. Dizzy (1945)
Yardbird in Lotus Land (1945)
Bird and Pres (1946) (Verve)
Jazz at the Philharmonic (1946) (Polygram)
Rapping with Bird (1946-1951)
Bird and Diz at Carnegie Hall (1947) (Blue Note)
The Complete Savoy Live Performances (1947–1950)
Bird on 52nd Street (1948)
The Complete Dean Benedetti Recordings (1948–1951) (7 cds)
Jazz at the Philharmonic (1949) (Verve)
Charlie Parker and the Stars of Modern Jazz at Carnegie Hall (1949) (Jass)
Bird in Paris (1949)
Bird in France (1949)
Charlie Parker All Stars Live at the Royal Roost (1949)
One Night in Birdland (1950) (Columbia)
Bird at St. Nick"s (1950)
Bird at the Apollo Theatre and St. Nicklas Arena (1950)
Apartment Jam Sessions (1950)
Charlie Parker at the Pershing Ballroom Chicago 1950 (1950)
Bird in Sweden (1950) (Storyville)
Happy Bird (1951)
Summit Meeting at Birdland (1951) (Columbia)
Live at Rockland Palace (1952)
Jam Session (1952) (Polygram)
At Jirayr Zorthian"s Ranch, July 14, 1952 (1952) (Rare Live Recordings)
The Complete Legendary Rockland Palace Concert (1952)
Charlie Parker: Montreal 1953 (1953)
One Night in Washington (1953) (VGM)
Bird at the High Hat (1953) (Blue Note)
Charlie Parker at Storyville (1953)
Jazz at Massey Hall aka.The Greatest Jazz Concert Ever (1953).

Чарли «Птица» Паркер (Charlie «Bird» Parker) (род. 29 августа, 1920 Канзас, США - ум. 12 марта, 1955 Нью-Йорк, США) - гениальный альт-саксофонист, стоявший у истоков жанра «бибоп», впоследствие легшего в основу всего современного джаза.

Паркер - один из немногих артистов, которого при жизни называли гением, имя которого было и остается легендарным. Он оставил необычайно яркий след в воображении современников, что отразилось не только в джазе, но и в других искусствах, в частности в литературе. Сегодня трудно представить себе подлинно джазового музыканта, который в той или иной мере и форме не испытал бы не только покоряющего влияния Паркера, но и его конкретного воздействия на свой исполнительский язык.

Чарлз Паркер родился в 1920 году в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец был водевильным артистом, мать - медсестрой. Чарли учился в школе, где, конечно, был большой оркестр, и первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт - саксофоне. Мать купила ему инструмент, и в пятнадцать лет он оставил школу, чтобы стать профессиональным музыкантом.

Подрабатывать можно было только в танцевальных заведениях. Новичку платили доллар с четвертью и учили всему на свете. Многие безжалостно смеялись, когда у Чарли что-то не получалось, но он только закусывал губу. Видимо, тогда и дали ему кличку «Ярдберд» - дворовая пташка, салажонок. Но, словно по предсказанию сказочника, гадкий «ярдберд» превратился в прекрасную птицу. «Бёрд» - «Пташка» - так стали звать Паркера джазмены, что приобрело совсем иной смысл и породило небольшую, но яркую джазовую идиоматику: тут и темы «Орнитология», «Птичье гнездо» и «Опавшие листья», тут и знаменитый нью-йоркский клуб «Бёрдлэнд» (Страна птиц) с его колыбельной Ширинга и маршем Завинула.

«Музыка - это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство границ не имеет…» -
Чарлз Паркер

Покинув дом, Чарли стал кочующим из бэнда в бэнд и из города в город джазменом, пока в 1940 году не попал в Нью-Йорк, уже познав жизнь «до самого черного дна». В ту пору среди джазменов были популярны так называемые «after hours» - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. На таких «сессиях» Паркер искал музыку, которая уже вертелась в голове, но никак не давалась в руки. Он сам потом рассказывал, как однажды в первые месяцы нью-йоркской жизни, импровизируя на тему «Чероки» под аккомпанемент одного гитариста, он обнаружил, что, особым образом акцентирует верхние тона (ноны и ундецимы) сопровождающих аккордов, он получает то, что он слышал внутри себя. Такова легенда стиля, который стали называть то бибопом, то рибопом, то бопом. На самом деле новый стиль джаза, как любого искусства ансамблевой импровизации, мог родиться в практике совместного музицирования многих музыкантов. Начало процессу рождения стиля было положено на джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, где помимо Паркера регулярно собирались трубачи Диззи Гиллеспи и Фэтс Наварро, гитарист Чарли Крисчен, пианисты Теллониус Монк и Бад Пауэлл, барабанщики Макс Роуч и Кенни Кларк. Сам термин «бибоп» скорее всего звукоподражательный. Паркер с самого начала усвоивший манеру многих музыкантов Канзас-Сити, имел привычку как бы «захлопывать» звук в конце фразы, что давало ей большее ритмическое насыщение. Вообще создатели джаза никогда не расчитывали на теоретиков. Бибоп не принес с собой радикально нового тематического материала. Наоборот, музыканты с особой охотой импровизировали на обычные двенадцатитактовые блюзы или тридцатидвухтактовые периоды типа ААВА, которые у всех на слуху. Но на гармонические сетки этих тем они сочиняли свои мелодии, становящиеся новыми темами. С непривычки даже тонкому слуху было непросто узнать источник. При этом новые гармонические сетки насыщались секвенционными оборотами, хроматизмами, функциональными заменами, а новые мелодии дробились причудливо разбросанными препинаниями, поражали ассиметричностью, перестали быть песенными и становились чисто инструментальными.

В бибопе классическая форма строгих вариаций достигла своей высшей ступени. Новаторство гармонического языка заключалось в очень широком использовании тональных отклонений, но зато в пределах каждого тонального сдвига гармонические цепочки содержали толко основные функции и, как правило, не были длинными. На этой стадии полностью оформилась речевая музыкальная логика мышления и языка импровизаторов -джазменов - результат широкого, буквально массового процесса практического ансамблевого музицирования. Наибольший вклад в этот процесс внес Чарли Паркер. Его пальцы порхали над клапанами. Лицо его становилось похожим на летящую птицу. В звуке, ритме, гармонии, технике, в любой тональности он был свободен как птица. Поражала его интуиция, музыкальная фантазия и фантастическая память. Поражала и беспорядочность его жизни, сочетание в нем высокого и низкого, его медленное самосжигание. И тем не менее, каким бы ни было его состояние, на каком бы инструменте он не играл (а у него часто не оказывалось своего), ему легко удавалось сыграть то, что других ставило в тупик. Послушайте его концерт в Масси Холле, это хороший пример, когда он играл на дешевом прокатном пластиковом инструменте.

Главные вехи жизни Паркера после его опытов у Минтона в 1941 году немногочисленны. Стоит упомянуть его работу в симфоджазе Нобла Сисла на кларнете (1942), в оркестре Билли Экстайна (1944), собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Блейки. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Пташку. 52-я улица, законодательница в джазе, становится улицей боперов, Боп-Стрит. Там царит Паркер, который открывает 19-летнего трубача Майлза Дэвиса. В 1946 году в Лос-Анжелесе Паркер «сорвался», попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент. В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз-фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб «Birdland». На следующий год - Скандинавия, Париж, Лондон и снова больница. Затем - череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства. На этом фоне яркой жемчужиной сияет концерт в Масси-Холле в Торонто, который случайно оказался записанным. Смерть настигла Чарлза Паркера 12 марта 1955 года. Он был основоположником современного джаза, одной из главнейших фигур в джазе ХХ века.

Дополнительная информация:

Леонид Аускерн. Charlie Parker. Рабство и свобода джазового саксофониста

За свои 34 года, прожитые на Земле, Чарли Паркер по прозвищу «Птица» сделал для музыки XX века столько – от сочинения до блестящего исполнения – что мы по сей день ощущаем его присутствие с нами. В честь 96-летия этого выдающегося джазового саксофониста мы приводим 6 фактов о музыканте, который, по мнению Los Angeles Times, «играл так, как будто его коснулась рука самого бога музыки … и который, без сомнения, был источником неисчерпаемого вдохновения для сотни музыкантов».

1 Ребенком он играл на саксофоне по 15 часов в день

Большая часть успеха Паркера – упорный труд

Наряду с получением среднего образования, Паркер был участником школьного бэнда. Впервые мальчик взял в руки саксофон в 10 лет, позаимствовав его у школьной группы. Мать видела, насколько сильно мальчик влюбился в свое новое занятие, поэтому, когда ему исполнилось 11 лет, на сэкономленные 45 долларов она купила сыну его первый инструмент – он был очень старым, и выдувать из него воздух было крайне сложно. Однако это не умалило стремлений мальчика продолжать играть красивую музыку. В одном из интервью на радио в 1954 году Паркер рассказывал, что «однажды соседи даже пригрозили матери переездом, если я не прекращу играть. Она ответила, что без ума от моей игры, и тогда, как в понимаете, я стал упражняться еще больше – от 11 до 15 часов в день».

2 Паркер работал в том же ресторане, что и Редд Фокс


История восхождения Паркера необыкновенно сложная

К концу 1930-х годов Чарли Паркер стремился найти музыкальную среду, более приближенную к джазу, чем мог предложить ему его родной город Канзас-Сити. В 1939 году после того, как его выгнали из дома, он продал саксофон и отправился в Нью-Йорк. Он устроился мойщиком посуды в известном местечке в Гарлеме Jimmy’s Chicken Shack. Паркеру довелось увидеть несколько выступлений пианиста Арта Тейтума, а спустя пару лет он уже наблюдал за концертами Редда Фокса.

3 Он стал одним из основателей жанра «бибоп»


Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи придумал новый стиль джаза – бибоп

Впервые в печати термин «бибоп» появился в поздние 30-е, хотя популяризовали его , Чарли Паркер и другие музыканты на заре 40-х. Этот жанр представлял собой совершенно новую форму музыки, которая по тем временам нарушала каноны звучания джаза в биг-бэнде и шла вразрез с джазовыми хитами, допуская мелодические и ритмические отклонения. Бибоп служил символом обновления джазовой эпохи и наметил новые направления для импровизации.

Критик и исследователь Эрик Лотт (Eric Lott) объяснял это явление так:

«Бибоп был чем-то вроде мерила живого воображения и давал ответы на внешние изменения в социуме своего времени».

4 Паркер был настоящей иконой джаза


Прозвище Птица получил из-за страсти к поеданию цыплят

Когда слушаешь музыку, невозможно не думать о ее исполнителе. Птица пользовался признанием у поклонников и друзей. Тромбонист Клайд Бернардт (Clyde Bernhardt) вспоминал в своей автобиографии, как Паркер однажды рассказал ему, что «свое прозвище получил из-за того, что он ни дня не мог прожить без курицы на своем столе: жареной, тушеной, копченой, да любой! Он обожал ее. А здесь, на юге, все курицы назывались yardbirds».

29/08/2010

Американский джазовый саксофонист и композитор Чарльз Кристофер Паркер (Charles Christopher Jr. Charlie Parker) родился 29 августа 1920 года в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец его был водевильным артистом, мать медсестрой. Чарли учился в школе, где был большой оркестр, и его первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт саксофоне. Мать купила ему инструмент и с тех пор страсть к музыке не покидала его.

Он учился музыке самостоятельно. Вечерами слушал игру городских музыкантов, а днями учился сам. В 14 лет Чарли бросил школу и все свое время посвятил освоению саксофона. Играл с местными группами, пытался попасть в оркестр Каунта Бэйси, однако его затейливые импровизации не были поняты музыкантами оркестра. Он перебрал целый ряд составов, побывал в Чикаго и Нью-Йорке.

В конце 1938 года, вернувшись в Канзас-Сити, Чарли Паркер поступил в оркестр пианиста Джея Макшенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные его записи были сделаны также с этим оркестром.

В начале карьеры у Паркера него было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers).

Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц).

В начале 1942 года он ушел из оркестра Джея Макшенна и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью йоркских клубах. В основном Паркер работал в клубе Uptown House Кларка Монро.

В ту пору среди джазменов были популярны так называемые after hours - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. Паркер постоянно появлялся на джем-сейшнз в клубе Минтона (Mintons Playhouse), приобретя репутацию одного из самых сильных инструменталистов. На джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, по легенде, Паркер создал свой стиль новой музыки, которую стали называть то бибоп, то рибопом, то бопом (термин "бибоп" скорее всего звукоподражательный).

В 1943 году, когда освободилось место тенор-саксофониста, Паркер перешел в оркестр Эрла Хайнза. В 1944 году он играл на альт-саксофоне в квинтете бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна, собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Art Blakey.

В феврале-марте 1945 года Чарли Паркер и Диззи Гиллепси записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме Dial.

В 1945 году Паркер собрал собственный квинтет. К концу года он стал выступать в одном из клубов на 52 улице, которая становится улицей боперов, Боп Стрит. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Паркера.

В 1946 году он уехал на Западное побережье с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic и играл в ансамбле Хауарда МакГи. Огромный успех принесли записи квинтета с Майлзом Дэвисом, Дюком Джорданом, Томми Поттером и Максом Роучем (1947), записи со струнной группой (1950) и оригинальные композиции (Billies Bounce, Nows The Time, K.C.Blues, Confirmation, Ornithology, Scrapple From The Apple, Donna Lee, Ko Ko).

Карьера Паркера была неровной, он обладал неуживчивым характером, часто подводил партнеров и много времени проводил в клиниках. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя. В 1946 году в Лос-Анджелесе Паркер "сорвался" и попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент.

К активной деятельности он вернулся лишь в начале 1947 года. В сентябре 1947 года Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб Birdland.

На следующий год он гастролировал в Скандинавии, Париже, Лондоне, состоялся его концерт в Масси-Холле в Торонто. Затем была череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства.

В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При. Все попытки Паркера вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Серия его выступлений в нью-йоркском клубе, названном в его честь Birdland, закончилась скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки.

12 марта 1955 года Чарли Паркер скончался. Смерть застигла его в Нью-Йорке в доме его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер, когда он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Причиной смерти врачи назвали цирроз печени и язву желудка.

Музыкальным миром альт-саксофонист Чарли Паркер признан одной из главнейших фигур в джазе ХХ века. Он был виртуозом, величайшим джазовым новатором, одним из родоначальников бибопа.

Клинт Иствуд снял о нем кинофильм "Птица" (1988), а Хулио Кортасар сделал его героем повести "Преследователь". В 2006 году в издательстве Скифия вышла книга Роберта Джорджа Рейзнера "Пташка. Легенда о Чарли Паркере".

Непревзойденный исполнитель, Чарли Паркер является не просто культовым музыкантом. Он был одним из родоначальников совершенно нового музыкального направления – бибопа. Как говорил он сам: «Бибоп не имеет к джазу никакого отношения, это что угодно, но не джаз. В нем нет свинга». Тем не менее джазовые музыкальные заслуги Паркера нельзя недооценивать, ведь его учителями были известнейшие джазмены, у которых он перенял манеру игры, некоторые исполнительские приемы и чувство стиля. Паркер – величайший импровизатор, выходящий далеко за пределы классических общепринятых джазовых традиций. Недаром бибоп называли «прогрессивным джазом». Яркий новатор, Паркер был одним из тех молодых исполнителей, которые искали собственный путь к славе – и в итоге нашли его.

Краткая биография

Чарльз Кристофер Паркер, как его назвали родители, появился на свет 29 августа 1920 года в городе Канзас Сити, штате Канзас. Отец мальчика – Чарльз Паркер, был достаточно музыкальным человеком. Он подрабатывал в нескольких амплуа: играл на фортепиано, танцевал и пел. А вот мать – Эдди Паркер, не имела музыкальных талантов и работала уборщицей. Несмотря на то, что Чарльз был единственным ребенком в семье, отец не баловал его вниманием, а всю заботу о воспитании взяла на себя мать.


Через 7 лет после рождения Паркера семья переезжает в штат Миссури, в город с аналогичным названием – Канзас Сити. В нем маленький Чарли и провел все свое детство и юношество, в этом же городе он пошел в общеобразовательную школу.

В начале 1930-х годов отец Паркера бросает семью, что очень сильно отразилось на душевном равновесии мальчика. Чтобы отвлечься, он начинает играть в школьном ансамбле на разновидности медного духового инструмента – эйфониуме, а его мать покупает ему саксофон-альт , чтобы поднять сыну настроение.


Когда Паркеру исполнилось 14 лет, Эдди Паркер зачисляет сына в Высшую школу Линкольна. Но обучение абсолютно не давалось Чарльзу, так как все его мысли всецело начала поглощать музыка. Пользуясь тем, что мать отсутствовала по вечерам, работая уборщицей, Паркер сбегал из дома и отправлялся в ночные клубы. В одном из них он услышал альтового саксофониста Лестера Янга, который стал для мальчика кумиром. Через год, когда ему исполнилось 15 лет, Чарли бросает школу и присоединяется к выступающим городским музыкантам. В этом же возрасте подросток начинает употреблять наркотики.

В скором времени Паркер начинает выступать в ночных клубах, не имея никакого музыкального образования. Отчасти, его спасала наглость, ведь как исполнитель он был все еще очень слабым. Пальцы не поспевали за стремительными идеями, рождавшимися у него в голове, поэтому он мог сбиться с ритма или вовсе остановиться посреди произведения. За это он зачастую бывал осмеянным, что очень сильно его задевало. Например, в 1937 году посреди джем-сессии в клубе «Reno» Паркер потерял чувство гармонии и прекратил играть, замерев в растерянности, за что был осмеян публикой и с позором выгнан из зала.


Чтобы доказать всем свое превосходство, Чарли стал заниматься по 15 часов в день, абсолютно не жалея себя. Он вступает в группу «Buster Smith » и перенимает у них многие приемы игры.

Поворотным для Паркера стал 1938 год, когда он присоединился к биг-бенду Джея МакШенна. В 1939 он отправляется с ними в турне в Нью-Йорк и решает остаться в этом городе. Чтобы заработать денег на еду, он моет посуду, одновременно с этим участвуя в джем-сессиях в ночных клубах. На одной из них к Паркеру внезапно приходит осознание того, что если использовать верхние ноты сложных аккордов в качестве мелодической линии, можно модулировать в любую тональность, не ограничивая себя ничем. Это открытие позволило ему наконец-то выразить то, что он не мог передать с помощью обычной музыки.

В 1941 году вместе с оркестром Джея МакШенна Паркер записывает композицию «Honeysuckle Rose» и к нему приходит известность. В это время он и заработал свою кличку «Yardbird». В 1942 году Чарльз вместе с группой единомышленником, среди которых был Диззи Гиллеспи, начинает экспериментировать с джазом в ночных клубах Гарлема. Уже через 3 года Чарли создает собственную группу, играющую бибоп. Доведя новый стиль до совершенства, коллектив Паркера совершает революцию в джазовой музыке. Десятки оркестров начинают пытаться играть в той же манере, что и коллектив Паркера. В 1947 Чарли создает квинтет, с которым записывает свои известнейшие произведения. С этого момента он начинает вести активную гастрольную и творческую деятельность.

В 1949 году Чарли Паркер делает запись шести произведений совместно со струнным оркестром. Его звук в этих записях гораздо чище и мягче, а импровизации более продуманные и гармоничные. В это время Паркер не принимал наркотиков, и это ясно слышно по более изящным и естественным сольным вставкам.


В 1954 году, из-за смерти своего ребенка, Паркер окончательно теряет волю к жизни. Последний его концерт был дан в клубе «Birdland», названного в честь музыканта. Выступление окончилось скандалом и от Паркера отвернулись все владельцы клубов. Ни одно заведение не хотело больше пускать к себя человека, впадающего в ярость от любых мелочей.

Паркер уехал от всех и стал жить у своей поклонницы – баронессы де Кенигсвартер. В один из дней, смотря телевизор, Чарли Паркер скончался. Произошло это 12 марта 1955 года.



Интересные факты

  • Насчет появления прозвища «Птаха» есть несколько разных мнений. Самое распространенное – это имя пошло от его друзей, из-за чрезмерного пристрастия Паркера к жареным цыплятам. Еще одно гласит, что во время путешествия со своей группой Паркер случайно въехал в курятник. Поэтому его в шутку прозвали «Yardbird» (Птичий двор), а затем сократили до простого «Bird» (птаха). Ну и последнее гласит, что так его прозвали из-за неимоверно легких, «порхающих» пальцев.
  • Названия многих произведений, записанных им, имеют отсылки к птицам.
  • Паркер просто обожал музыку скрипача Яши Хейфеца и мог часами слушать его пластинки.
  • Его любимые записи со струнным оркестром оттолкнули от него многочисленных поклонников. Они утверждали, что Паркер продался за деньги, чем сильно ранили музыканта.
  • Величайший джазмен – Луи Армстронг , сравнивал звучание бибопа с разучиванием упражнений.
  • По свидетельствам его друзей, Паркер прекрасно разбирался в музыке: от классической европейской до латиноамериканской и кантри.
  • Всю жизнь он пытался избавиться от героиновой зависимости, заменяя ее пристрастием к алкоголю.
  • Его композиция «Night and Day» звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV.
  • В 1948 году он заслужил титул «музыкант года» по версии авторитетного журнала «Метроном».


  • Он очень интересовался музыкой Игоря Стравинского , находя в нем своего единомышленника в некоторых моментах использования музыкальной фактуры.
  • В классический квинтет Паркера входил известнейший впоследствии трубач Майлс Дэвис.
  • В 1953 году Паркер использовал пластиковый саксофон фирмы Grafton на одном из своих концертов.
  • Он играл на 5 саксофонах , в том числе на одном, изготовленном специально для него на заказ фирмой «King».
  • Под конец жизни Паркер принял ислам, став членом ахмадийского движения в США.
  • Врач, делавший посмертное вскрытие, оценил возраст Паркера от 50 до 60 лет , хотя ему было всего 34 года.
  • Похороны Паркера были оплачены Диззи Гиллеспи.

Личная жизнь


Чарли Паркер был очень популярен у женского пола, настолько, что некоторые поклонницы преследовали его из штата в штат. Неудивительно, что с таким отношением к себе он был женат несколько раз, причем женитьба абсолютно не мешала его разгульным похождениям. Первая его жена – Ребекка Раффин, вышла за него в 1936 году, когда Паркеру было всего 15 лет. От этого брака у Чарльза появилось двое детей – Леон и Фрэнсис. Брак был недолгим и распался уже через 3 года.

В 1943 году он женился на танцовщице Джеральдине Скотт, но вместе они прожили совсем недолго. Из-за постоянных ссор пара быстро разошлась. Натура Паркера не терпела одиночества и вскоре он женится снова, на этот раз на Дорис Снайдор. Из-за пристрастия Паркера к наркотикам брак продержался всего 2 года, хотя официально они так и не развелись. В 1950 году он начинает жить с моделью Чан Ричардсон и ее дочерью Ким. Официально расписаться они не могли, так как Паркер не хотел разводиться с прежней женой – Дорис. Чан родила ему двоих детей, но в 1954 году маленькая дочка При умирает, что окончательно погружает великого джазмена в пучину наркозависимости.

Лучшие композиции

«Ornithology» – чуть ли не самое известное произведение в стиле бибоп, впервые записанное ансамблем Паркера в 1946 году. Название намекает на прозвище Паркера – Птаха.

«Parker"s Mood» – прекрасный блюз, записанный и исполненный Паркером в 1948 году вместе с Джоном Льюисом, Керли Расселлом и Максом Роучем.

«Yardbird Suite» – очередная отсылка к прозвищу Чарли, джазовый стандарт, записанный в 1946 году. Эта композиция стала своеобразным гимном бибопа.

«Confirmation» – чрезвычайно сложная композиция со рваным ритмом и очень сложной гармонией, записанная в 1946 году. Как и почти каждая вещь Паркера, стала джазовым стандартом.

«Lover man» – эта вещь считается одной из лучших, записанных Паркером. Во время записи музыкант находился под действием героина, так что его продюсеру Россу Расселлу пришлось поддерживать его перед микрофоном, пока произведение не было записано.

«Moose the Mooche» – записана Чарли вскоре после ухода из его ансамбляДиззи Гиллеспи. Есть предположение, что вещь названа в честь прозвища дилера, который снабжал Паркера наркотиками в течение нескольких лет.

«Billie"s Bounce» – отличный блюз, записанный Паркером в 1945 году. В 2002 году включен в Зал славы премии «Грэмми».

Фильмы с участием Чарли Паркера и его музыкой


  • «Jivin" in Be-Bop» (1946)
  • «The Cool of the Evening» (1967)
  • «Sven Klangs kvintett» (1976)
  • «Птица» (1988)
  • «The Last Days of Chez Nous» (1992)
  • «Куда бы ветер не дул» (2003)
  • «Professor Norman Cornett» (2009)
  • «Совсем низко» (2014)

К сожалению, жизнь талантливого музыканта оборвалась чересчур рано. Неизвестно, сколько еще он мог бы сказать миру, и сколько нереализованных идей оставалось у него в запасе. Признанный при жизни гений, не терпящий ничьих советов и живущий по своим правилам, Чарли Паркер навсегда вошел в историю как бунтарь, чью манеру игры не под силу повторить практически ни одному человеку. Смело и решительно отвергавший классические правила и традиции, он создавал новую музыку, настолько объемную по содержанию, что ее практически невозможно измерить.

Видео: слушать Чарли Паркера

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...