Значение иов, библейский персонаж в энциклопедии брокгауза и ефрона. Большая христианская библиотека

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: "Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?" Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: "Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне ".

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: "3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?" Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью - проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в "Книге Иова".

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Благословление Иова. Иова 42:10–13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

История Иова Около того времени, когда евреи переселились в Египет, жил в Аравии муж по имени Иов. Во всей стране он славился своим богатством, но еще более он славился своей справедливостью, своим милосердием к бедным и своим благочестием. У него было семь сыновей и три

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

За что на многострадального Иова обрушились его страшные несчастья? В ветхозаветной Книге Иова рассказывается, что до начала своих тяжких испытаний Иов жил праведно и счастливо, заслуженно наслаждаясь всеми доступными человеку благами. Судьба не обошла его богатством,

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот,. приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Благословление Иова. Иова 42:10-13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Житие святого праведного и многострадального Иова Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, - местом пребывания его была земля Хус , которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына-первенца Нахора, брата Авраамова

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), - сказал Апостол Павел.Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:- «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби»

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального 31 (18) июля Он ради девства много пострадал и живым закопался в землю до груди. Со словами «учителя языков» - «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) - согласно слову возлюбленного

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Ответ Иова Жалоба Иова на собственные страдания 1 Тогда Иов ответил:2 - О если взвесить мои страдания,мою беду положить на весы!3 Они перевесили бы песок морей –мои слова оттого и бессвязны.4 Стрелы Всемогущего во мне,напоен мой дух их ядом;ужасы Божьи ополчились против

Из книги автора

Ответ Иова Обвинение Иова 1 Тогда Иов ответил:2 - Долго еще вам мучить меняи своими словами меня терзать?3 Вот уже десять раз вы меня стыдили.Вам не стыдно меня оскорблять?4 Если я и впрямь согрешил,при мне мой грех и останется.5 А если хотите передо мною кичиться,позором моим

Из книги автора

История Иова Весьма ясно раскрыта эта мысль в книге Иова. Иов терпеливо переносит свои несчастия и не отпадает от Бога не потому, что он думает о награде, а просто потому, что верует в Бога. Поэтому на искусительный совет жены Иов даже и не упоминает о будущем воздаянии, а

Из книги автора

История праведного Иова Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.Таким праведником был Иов, жизнь которого описывается в книге, известной под его именем (книга Иова). Он жил

Из книги автора

История Иова Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.2 И родились у него семь сыновей и три дочери.3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и

Книга Иова – глубокодумное произведение еврейской мысли, одно из величайших творений во всей поэзии всех народов и времен, занимает по своему содержанию совершенно одинокое положение в еврейской литературе. По форме, оно соединяет в себе все виды поэзии: начало и конец его имеют эпический характер; главная по объему средняя его часть написана в драматической форме разговора, возвышающегося в описаниях природы до лиризма, а в целом своем, Книга Иова имеет дидактическое направление.

Иов и его друзья. Картина Ильи Репина, 1869

Содержание книги. «Был человек в земле Уц; имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», – так начинается эпическое вступление Книги Иова. Земля Уц – часть юго-восточной Палестины. Иов был князь кочевого племени. За его справедливость и богобоязненность, Бог наградил его всеми благами. Сатана сказал Господу, что благочестие Иова не бескорыстно: Иов любит-де Господа только за то, что Господь дает ему богатство и счастье; если Господь отнимет у него награды за благочестие, он перестанет благословлять Господа. Господь дал сатане позволение испытать, так ли это, подвергать Иова бедствиям.

На Иова стали обрушиваться одно за другим тяжкие бедствия. Стада и рабы его погибли. Дом, в котором пировали его сыновья и дочери, упал и раздавил их своими развалинами. Но обнищавший, лишившийся детей Иов остался твёрд в своей преданности Господу. Сатана испросил позволение подвергнуть страданию и тело самого Иова, и «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Но и в этом страдании Иов сохранил преданность Господу. Он сказал жене, возбуждавшей его к ропоту: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И «не согрешил Иов устами своими».

Книга Иова. Аудиокнига

Молва о бедствиях Иова разнеслась повсюду, и трое друзей его из разных местностей «сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его», – так он переменился от болезни; – «и зарыдали, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей», не находя слов утешения. Наконец, Иов прервал тяжкое молчание, и скорбь его излилась жалобами, проклятиями мучительной жизни. Его горькие слова показались его друзьям нечестивыми; они стали доказывать Иову, что Бог справедливо награждает и наказывает людей по заслугам. Один после другого, они пытались доказать Иову, что если он подвергся бедствиям, то должен считать себя заслужившим наказание от Бога какими-нибудь грехами. Иов спорит против них, говорит, что чувствует себя невинным. Он упрекает их в безжалостности к нему, и в скорби своей резко говорит о том, что беззаконники остаются счастливы, а праведники бедствуют. Его друзья, все трое, возмущаются такими мыслями, называют их нечестивыми, опровергают их примерами. Таким образом, идет ряд речей: друзья Иова, сообразно с господствующими в стране понятиями, доказывают, что Бог всегда поступает с людьми, как заслужили того люди, и что следовательно бедствия Иова – наказание ему за какие-нибудь грехи; Иов продолжает утверждать, что он страдает невинно, и продолжает приводить примеры того, что нечестивцы остаются безнаказанными, а праведники страдают. Он говорит, что если не при жизни его, то по его смерти Бог покажет людям невинность его. Он кончает свои возражения друзьям трогательными воспоминаниями о своем прежнем счастье, о своей непорочной жизни и призывает Бога во свидетельство своей невинности.

Но раньше, нежели наступает минута решения вопроса голосом самого Господа, в спор с Иовом вступает слушатель Елиуй, молчавший, пока у трех друзей Иова находились возражения ему: «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, воспылал гнев Елиуя на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на тех трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать». Елиуй молчал, пока они говорили, «потому что они летами были старше его»; – когда они замолчали, берет на себя защиту высказанных ими мыслей он. Елиуй упрекает Иова за то, что он не видит справедливости Господа в управлении судьбами людей: «Неправда, что Бог не слышит» жалоб, воссылаемых ему праведными: «Суд пред ним, и жди его. Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным» (XXXV, 13, 14; XXXVI, 6).

После речи Елиуя, которая остается без ответа со стороны Иова, Господь отвечает на призвание Иова свидетельствовать о его невинности. «И отвечал Господь Иову из бури, и сказал: Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а Ты отвечай Мне». Господь вопрошает Иова, может ли он постичь пути Господни? Господь говорит, что Иов и друзья его слишком самонадеянно считали себя постигающими всемогущество и мудрость Господа; друзья Иова слишком узко судили о правосудии Господа, обвиняя Иова. Иов говорит, что ни он сам, ни кто иной из людей не может постичь пути Господа.

Господь вознаграждает Иова за его страдания и утраты. Он исцелил его от болезни, и «благословил последние дни Иова более, нежели прежние», удвоил богатство его, и дал ему столько же детей, сколько было у него прежде. «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих, и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями». Так кончается Книга Иова.

Мнение учёных о том, когда была написана Книга Иова. Очевидно, что Книга Иова написана в такое время, когда еврейский народ уже достиг высокой степени образованности. По всей вероятности справедливо мнение тех исследователей, которые полагают, что она возникла после падения царства Иудейского . Никаких фактических данных для определения времени её происхождения мы не имеем; вывод, который мы принимаем за справедливый, основан только на соображениях вероятности. Но ясно, что Книга Иова принадлежит такому периоду, когда иудейский народ ознакомился с учениями, противоречащими его привычным понятиям. В Книге Иова есть признаки знакомства евреев с вероучением персов . Борьбы против хананейского язычества в ней уж нет, еврейский народ уж не впадает в идолопоклонство. Из всего этого, кажется, следует, что Книга Иова написана не раньше пленения вавилонского . Во время ли пленения написана она, или после возвращения иудеев из плена , едва ли возможно решить.

Описания природы. Описания природы в Книге Иова превосходны. Александр Гумбольдт во втором томе «Космоса» говорит: «Книга Иова справедливо считается превосходным созданием еврейской поэзии. Картины явлений природы в ней очень живописны, а распределение их в ней сделано с художественным мастерством дидактики. На всех новых языках, на которые переведена Книга Иова, её описания восточной природы производят глубокое впечатление. «Господь ходит по хребтам воздымаемых бурею волн моря». «Заря охватывает края земли, и земля становится как разноцветная одежда». В Книге Иова описываются нравы животных: дикого осла, лошади, буйвола, гиппопотама, крокодила, орла и страуса. Мы видим, как чистый эфир расстилается при знойном южном ветре зеркальною одеждою над жаждущею землею. Где природа скупо дает свои дары, чувства человека изощряются, он внимательно следит за каждою переменою в атмосфере, на поверхности безжизненной пустыни, на волнующемся море; он зорко видит признаки приближающихся перемен. В сухой, скалистой части Палестины прозрачность воздуха очень благоприятна зорким наблюдениям».

[евр. , араб. ; греч. ᾿Ιώβ],ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах - 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII-XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви - 10 мая.

Этимология имени

В науке возобладало мнение, что - древнее западносемит., возможно аморрейское, имя (Knudsen. 1999). Это имя зафиксировано в источниках II тыс. до Р. Х., найденных в Египте (в текстах проклятий, в письмах из Амарны), Месопотамии (Мари) и Сирии (Алалах, Угарит). Реконструкция этого имени ayya-abum или ayya-abi позволяет истолковать его значение как «Где (Бог-)Отец?» (Janzen. 1985) или «Где мой (Бог-)Отец?» (Сlines. 1989). Такое имя, вероятно, понималось как обращение к Богу за помощью; менее вероятно, как считает Д. Клайнс, оно давалось детям, чей отец умер до их рождения (Ibid.). Другая этимология этого имени, впервые выдвинутая, возможно, Г. Эвальдом, основана на сопоставлении с араб. (возвращаться) и с его именным производным (кающийся) (так И. назван в Коране 38. 44). Не исключено, что древнее западносемит. имя было переосмыслено в древнееврейском; оно может быть понято как производное от евр. корня , (ненавидеть) либо с пассивным значением «ненавидимый, притесняемый» (ср. - рожденный), либо с активным значением «ненавидящий, враждебный» (ср. - сильный). Как предполагает Дж. Янзен, древнеевр. читатель видел в имени Иов игру слов, к-рая перекликается с содержанием книги: ее благочестивый герой («Где (Бог-)Отец?») терпит страдания («ненавидимый, притесняемый»). Клайнз, напротив, полагает, что в древнеевр. тексте имя утратило древнее западносемит. значение.

А. К. Лявданский

Библейский образ И.

Кроме Книги Иова и нескольких упоминаний в Книге прор. Иезекииля (Иез 14. 14, 20) и в Послании ап. Иакова (Иак 5. 11) об И. более в Библии не говорится. (Кратко И. упом. в лат. переводе Книги Товита (Тов 2. 10-13), в евр. тексте Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 9).) Многочисленные иудейские, христ. и мусульм. легенды об И. (см.: Stevenson. 1947. Chap. 6) не имеют добиблейских истоков. Судя по упоминанию в Книге прор. Иезекииля (нач. VI в. до Р. Х.), имя Иов наряду с именами Ной и Даниил было обозначением (на уровне поговорки) праведника.

В начале книги сказано, что И. был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1. 1). Называется число его сыновей, дочерей, а также количество мелкого скота и др. животных в имении, причем повторяются сакральные числа 7, 3, 5, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (Иов 1. 2-3).

При встрече с сатаной Господь спрашивает: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...» (Иов 1. 8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку Бог охраняет его благосостояние; и если Бог не будет ограждать его от неприятностей, то кончится и преданность И. Господь позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на личность И. (Иов 1. 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, и, наконец, сыновей и дочерей (Иов 1. 14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает голову в знак траура, повергается на землю и произносит: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1. 21).

Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого И., его «кость» и «плоть» (Иов 2. 4-5). Бог опять дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа).

Вера И. в справедливый Божественный миропорядок вступает в конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза - см.: Иов 24. 3-12), вплоть до сомнения в Божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «...похули Бога и умри» (Иов 2. 9). Противоположный выход предлагают 3 друга И. (Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин), к-рые, как и он, были богатыми и влиятельными людьми (их спору посвящена большая часть Книги Иова - главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое Богом наказание, то И. должен сделать вывод о своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?» (Иов 13. 8). После этого в спор с И. вступает молодой мудрец Елиуй, переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается Богом не как кара, но как средстводуховного пробуждения.

Последнее слово в споре принадлежит Богу, Который задает И. вопросы о непостижимом устройстве тварного мира, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Господа признает правоту И. перед друзьями, говорившими о Боге «не так верно» (Иов 42. 7), как он; Бог соглашается помиловать друзей только по молитве И. (Иов 42. 8). Бог возвращает И. все богатство, у И. рождаются 7 сыновей и 3 дочери (Иов 42. 13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насыщенный днями» (Иов 42. 16-17).

Неизвестно местонахождение страны Уц, названной родиной И. Современные комментаторы отождествляют ее с арамейскими областями на севере Заиорданья (Васан), с Хаураном, Идумеей.

Биографические сведения об И.

В апокрифическом «Завещании Иова»

(о проблемах датировки (I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) см. в ст. Завещания апокрифические) отражены иудейские традиции, связанные с образом И. Апокриф начинается с того, что И. обращается к 7 сыновьям и 3 дочерям (все они названы искаженными греч. именами) и объявляет, что он происходит от Исава, а жену его зовут Дина. Прежде его имя было Иовав, но Господь открылся ему и переименовал его в Иова (Test. Job. 2. 1). Т. о., в апокрифе И. предстает прозелитом, кроме того, здесь же он назван «царем всего Египта», что, по мнению исследователей, может указывать на егип. происхождение апокрифа, возможно из общины терапевтов (Test. Job. 28. 7; Philonenko. 1958). И. изображен языческим царем, к-рому ангел сообщает о сатанинской сущности почитаемых в его царстве идолов, после чего И. повелевает разрушить языческий храм, что вызывает гнев сатаны. И. стойко переносит несчастье, посланное сатаной, и противостоит всем искушениям со стороны жены и друзей, попавших под влияние сатаны (Schaller. 1980. P. 303).

В иудаизме

существует неск. традиций датировки жизни И. Как и LXX, иудейский эллинистический писатель Аристей Экзегет возводит родословие И. к Исаву, а И. отождествляет с Иовавом. Родина И. у него также Авситида (Уц), где И. правил как царь; его друзья также названы царями (или правителями) (ср.: Иов 2. 11 LXX; о др. совпадениях см.: Schaller. 1980. P. 402). Спорным остается вопрос, восходит ли к Аристею добавление в LXX Иов 42. 17b/e (ср.: Gerleman G. Studies in the Septuagint. 1946. Vol. 1. P. 74-75; против: Schaller. 1980. P. 402).

Нек-рые раввины считали, что И. не историческая фигура, но персонаж притчи, подобный богатому человеку из притчи о Нафане из 2 Цар 12; повествование об И., т. о., можно назвать притчей («машал») (имена раввинов см.: Wiernikowski. 1902. S. 28; Hanson. 1969/1970. P. 150).

В талмудической лит-ре содержатся противоречивые суждения об И. (Glatzer. The God of Job. 1974. P. 42-43), хотя преобладают позитивные оценки и стремление оправдать его негодование (Idem. 1966). Большая часть материала об И. находится в трактатах (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a - 16b; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20cd), есть и упоминания И. в др. трактатах Талмуда и в мидрашах. В антологии мидрашей Ялкут Шимони, а также в комментарии «Маттенот Кехуна» (впервые опубл. в изд. Мидраш Рабба (К-поль, 1512); см.: Glatzer. The God of Job. 1974. P. 41, 46, 57; Jernensky. 1931. S. 74; фрагмент мидраша И. см.: Wertheimer S. A. Batei Midrashot: 25 Мidrashim Published for the First Time from Genizoth of Jerusalem and Egipt. Jerusalem, 19682. P. 151-186) отмечен мидраш об И., но его текст не сохранился.

Нек-рые законоучители (таннаи) I-II вв. считают И. современником ветхозаветного патриарха Авраама , т. к. родина И. Уц (Иов 1. 1) упоминается уже в Быт 22. 21 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Wiernikowski. 1902. S. 7. Anm. 1). Согласно др. толкователям (школа Ишмаэля), И. был одним из слуг или советников фараона, о к-рых говорится в Исх 9. 20 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106a; Baskin. 1983. P. 11). Нек-рые раввины считают, что И. жил во время судей (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d) или (со ссылкой на Иов 1. 15, где сообщается о нападении «Савеян») во время царицы Савской и царя Соломона (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b). Время жизни И. относили также ко времени правления персид. царя Ахашвероша (Артаксеркса), приказавшего искать «молодых красивых девиц» (Есф 2. 2), в которых толкователи видели указание на дочерей И. (ср.: Иов 42. 15 («...не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова») и Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b).

Большинство раввинов считали, что И. принадлежал к народу Израиля, другие, напр. раввин Хия,- что он был благочестивым язычником (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Baskin. 1983. P. 11-13). То, что раввины подчеркивают иудейское происхождение И., по мнению исследователей, могло быть связано с усиливавшейся антихрист. полемикой (ср.: Dani é lou. 1957. P. 102-106; Baskin. 1983. P. 10).

Иногда И. отрицательно оценивается раввинами, ибо он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог наказал его (Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; Wiernikowski. 1902. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149). По другому мнению (противоречащему тексту книги), И. был врагом Израиля - языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, за что якобы и был наказан (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106а; ср.: Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; такая роль сближает И. с Валаамом).

В период амораев (III-V вв.) считали, что И. жил во времена сыновей ветхозаветного патриарха Иакова , сестра к-рого Дина отождествляется с женой И. Раввин Леви относит историю И. ко «дням колен» (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c), другие датировали ее послепленным временем, когда (по мнению нек-рых раввинов) он основал школу в Тивериаде (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d). В талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. Однако законоучитель Ханина бен Хама утверждал, что И. был язычником. Продолжительность испытания И. определяется Мишной в год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» - в 7 лет; всего И. прожил 210 лет.

В христианской экзегетической литературе

Влияние раннеиудейской традиции заметно и у некоторых раннехрист. авторов. Так, Ориген пишет, что И.- потомок Исава (Orig. Comm. in Rom. 3. 6), а топографические указания соответствуют указаниям паломницы Эгерии (Idem. Hom. in Job. 1).

Согласно блж. Августину, И. «жил на три поколения позже Израиля» и «не был ни туземцем, ни даже прозелитом… а происходил от народа Идумейского, в среде которого родился и умер»; его праведности и благочестию не было равных среди современников (Aug. De civ. Dei. XVIII 47). Традиц. упоминание о царском достоинстве И. можно видеть и в указании блж. Августина на то, что И. был низвержен с трона и сидел на гноище (Idem. Serm. 13. 11).

Блж. Иероним в отличие от большинства христ. авторов, следующих за текстом LXX и Test. Job., принимает раввинистическую традицию толкования образа И. Он считает И. потомком брата Авраама Нахора (ср.: Быт 22. 20), к-рый остался язычником (Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 22. 20-22). Уц, по мнению толкователя, расположен между Палестиной и Келе-Сирией и тождествен Авситиде из текста LXX (Ibid. 10. 23; ср.: Иер 25. 20b). Блж. Иероним близок к раввинам и в сопоставлении Елиуя с Валаамом, потомком сына Нахора Вуза (ср.: Быт 22. 21). Позднее этот пророк, непокорный Богу, потерял дар пророчества (Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 22. 20-22). Однако блж. Иероним опять сближается с принятой раннехристианскими авторами традицией (Baskin. 1983. P. 39), утверждая, что И. произошел не из колена Левия, а из языческого священнического рода (Hieron. Ep. 73. 2 // CSEL. 55. P. 15).

Почитание

На греческом Востоке.

В 333 г. составитель Бурдигальского итинерария посетил Вифлеем , где недалеко от базилики имп. Константина видел «памятник Иезекииля, Асафа, Иова, Иессея, Давида, Соломона», на к-ром «и при спуске в пещеру, сбоку надписаны вышеупомянутые имена еврейскими буквами» (Itiner. Burdigal. 568). Три первых, по мнению мн. исследователей,- имена оруженосцев царя Давида Асахела, Ависея и Иоава (2 Цар 2. 18, 32), к-рые паломник понял неверно (Donner. 1979. S. 62-63. Anm. 110; Stemberger. 1987. S. 84).

Имение И. паломник видел в Азере, по дороге из Скифополя (ныне Бет-Шеан) в Неаполь (ныне Наблус) (Itiner. Burdigal. 472; др. источники, однако, не упом. здесь традиц. представлений об И.; возможно, в данном случае зафиксирован отголосок древних иудейских преданий об И.- Donner. 1979. S. 52. Anm. 69; Stemberger. 1987. S. 80).

Уже Евсевий Кесарийский (Euseb. Onomast. 112. 3) сообщает, что дом И. был в араб. деревне (κώμη) Карнеи (Καρναία), на середине пути между Дамаском и Амманом (Donner. 1979. S. 112-113), в др. источниках это Сава - «город (πόλις) блаженного Иова» (Procop. Gaz. Commentarii in Genesim. 14. 5 // PG. 87a. Col. 332).

Паломница Эгерия (до 400) пишет, что из Иерусалима она добралась за «восемь ночлегов» до Карней, а «Карнеями зовется теперь город Иова, который прежде назывался Деннава в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии» (Eger. Itiner. 13. 2; ср.: Иов 42. 17b LXX). Эгерия связывает древние традиции, согласно к-рым город И. Уц или Авситида был в Идумее, с более поздней традицией почитания И. в Карнеях (Donner. 1979. S. 112-113. Anm. 108). Описание того, что Эгерия видела в Карнеях, сохранилось в мадридских фрагментах ее итинерария: «В том месте, где Иов сидел на гноище, теперь яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. Источник, где он скоблил себя куском горшка (Иов 2. 8), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи и, наконец, он снова становится чистым» (Eger. Itiner. 16. 4b; ср.: Donner. 1979. S. 118. Anm. 122).

Паломница также сообщает о находке гробницы И., место к-рой было открыто в видении некоему монаху. В одной пещере нашли камень с «вырезанным на его крышке: Иов». «В честь этого Иова была в этом месте выстроена церковь… и притом выстроена так, что камень с телом не был передвинут на другое место, но тело лежало там, где было найдено, и было прикрыто престолом». Строительство церкви над этим местом ко времени Эгерии еще не было завершено (Eger. Itiner. 16. 5-6; см. также: Erman. 1892). О паломничестве к местам, связанным с И., в 397 г. пишет свт. Иоанн Златоуст: «...многие ныне предпринимают дальний и морской путь и с концов земли отправляются в Аравию, чтобы увидеть это гноище и, увидев, облобызать землю, которая была поприщем подвигов этого венценосца» (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 5. 1). Феодор Мопсуестийский , хотя и считал Книгу Иова притчей, не имеющей исторического ядра, не возражал против паломничества в Аравию, где можно увидеть дом, могилу И. и места, связанные с ним (мнение Феодора приводит несторианский автор Ишодад Мервский (ок. 850) (Isodad Meruens. In Job comm. Prol. // CSCO. Vol. 230. Syr. T. 97. P. 277-278)). (О существующей традиции, связанной с И. в Шайх-Сааде, см.: Donner. 1979. S. 119.)

Недалеко от места паломничества был мон-рь, построенный в VI в. и получивший название Дейр-Айюб. О др. раннехрист. храмах, посвященных И., известно мало. В надписи из Босры сообщается, что местный архиепископ при имп. Юстиниане и его жене Феодоре построил «дом святого и победившего Иова» (Le Bas P., Waddington W. H. Voyage archéologique en Grèce et en Asie Mineure: Fait pendant les années 1834 et 1844. P., 1870. Vol. 3. Pt. 1. N 1916a). При этом речь могла идти о построенном при Юстиниане доме нищих (Leclercq. 1927. Сol. 2568). И. становится покровителем больниц, прежде всего лепрозориев. В V в. в Эдессе возле юж. городских ворот, около «источника Иова», воды к-рого исцеляли проказу, был лепрозорий (ср.: Dols M. W. The Leper in Medieval Islamic Society // Speculum. 1983. Vol. 58. P. 904-905). Той же цели служила названная в честь И. постройка (ὁ ναός τοῦ δικαῖου ᾿Ιὼβ) за пределами Антиохии, «нищие» из к-рой были изгнаны подальше от города патриархом Домном III «из отвращения к ним» (см. в приписанном визант. агиографу X в. Никифору Урану Житии прп. Симеона Столпника (Дивногорца) - PG. 86. Col. 3057).

И. посвящено неск. произведений визант. писателей и отцов Церкви: 4 Похвальных слова, приписываемые свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 939d - 939g), гомилия и 2 речи свт. Иоанна Златоуста (BHG, N 939n - 939t), 3 речи Леонтия, пресв. к-польского (BHG, N 939h - 939k).

На Западе

В средние века почитание И. получило распространение в Венеции, в Вероне, в местности Брианца (пров. Ломбардия, Италия) и в герц-стве Люксембург (до 1354 графство). В частности, И. посвящена ц. Сан-Джоббе в Венеции (XV в.). К И. обращались за исцелением от кожных заболеваний, проказы и чумы, в кон. XV в.- также от сифилиса. Кроме того, в XV-XVI вв. И. почитался как покровитель музыки и музыкантов, возможно из-за содержащейся в Книге Иова фразы: «И цитра моя сделалась унылою, и свирель моя - голосом плачевным» (Иов 30. 31), а также в связи с упоминанием музыкантов в апокрифическом «Завещании Иова». С кон. XIV в. в Венеции и др. городах Сев. Италии возникали братства, посвященные И., к-рые в основном занимались раздачей милостыни, но также могли объединять гильдии музыкантов, избравших И. своим св. покровителем (Denis. 1952; Idem. 1957; Brennecke. 1954).

У славян

не сохранилось достоверных сведений о почитании И., но известно, что на Руси в честь библейского праотца при пострижении в монашество были наименованы святые XVI-XVIII вв.: свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси, прп. Иов Почаевский , прмч. Иов Ущельский и прп. Иов Анзерский . Над могилой прмч. Иова Ущельского в 70-х гг. XVII в. во имя И. была установлена часовня, затем перестроенная в церковь. Во имя И. были также освящены: придел Казанской ц. в с. Горбове близ г. Рузы (1644), церкви в Тихвине (1856) и на Волковом кладбище в С.-Петербурге (1887).

В ХХ в. развитию почитания И. способствовало прославление в лике святых страстотерпца российского имп. Николая II Александровича , к-рый род. в день памяти И. В память о российской царской семье были освящены храмы во имя И. в Брюсселе (освящен в 1936) и в Царственных страстотерпцев муж. монастыре в урочище Ганина Яма (освящен в 2003). Также во имя И. освящены храм при Доме милосердия в Минске (освящен в 2002), в г. Ургенч (Узбекистан, освящен в 2008), часовня в СИЗО-1 в Красноярске (освящена в 1998).

В исламе

В Коране И. (Айюб) упомянут в 4 отрывках: дважды его имя стоит в чреде доислам. пророков (4. 163; 6. 84) и дважды он приводится как пример терпения и упования на Бога, за к-рыми следует избавление (21. 83-84; 38. 41-44),- эти фрагменты содержат аллюзии на библейское повествование. Новым по отношению к ВЗ является указание на источник воды (38. 42), послуживший, согласно позднейшему толкованию, исцелению И. (возможно, сюжет заимствован из 4 Цар 5), и на пучок ветвей (38. 44), к-рым И. наказал свою жену.

Впосл. в мусульм. традиции сложилось пространное жизнеописание И., вобравшее различные элементы из ВЗ, «Завещания Иова» и др. апокрифов, из Вавилонского Талмуда, Корана и раннехрист. экзегезы. И. считается потомком Авраама, его мать - дочерью Лота. Он почитается как пророк, проповедовавший соотечественникам в Хауране, причем в отличие от других пророков его никогда не считали ложным. Средневековые толкователи советовали обращаться за помощью к И. при различных заболеваниях кожи.

Получил развитие и образ жены И. Различные экзегеты отождествляют ее с Рахмой, дочерью Ефрема, с Лией, дочерью Иакова, с Диной (как в раввинистической традиции толкования) и с Махкир, дочерью Манассии. Она поддерживала И. до тех пор, пока диавол не предложил ей поклониться ему и принести в жертву ребенка в обмен на возвращение имущества И. Когда она сказала об этом мужу, он поклялся, если выздоровеет, наказать ее 100 ударами плетью. Однако Бог впосл. облегчил это наказание, повелев И. ударить ее ветвью со 100 листьями (так толкуется коранический отрывок 38. 44).

Особую популярность получил источник (или колодец) И. В текстах встречается более 10 вариантов определения его местонахождения в Хауране и Трансиордании, а также в дер. Эль-Джура недалеко от совр. Ашкелона, в к-рой проводились ежегодные традиц. народные празднества с омовением в источнике. По сведениям аль-Масуди (ум. в 956), гробница И., скала, на к-рой он сидел прокаженным, и источник находились в мест. Нава недалеко от Дамаска; к этому месту совершались паломничества. Наряду с этим уже в VIII в. Ибн Исхак высказал версию о происхождении И. из Эдома, ставшую господствующей. В наст. время наиболее почитаемым местом паломничества, связанным с гробницей И., является Джабаль-Гаду, пригород Салалы (Оман); известны и др. места: вблизи г. Эс-Салт (Иордания), в дер. Эюпнеби близ г. Вираншехир (иль Шанлыурфа, Турция). Друзы считают местом погребения И. г. Ниха в р-не Шуф (Ливан).

В мусульм. рукописях XI-XVI вв. (Дублин. Б-ка Честер-Битти. Ms. 414. Fol. 82; Нью-Йорк. Публичная б-ка. Ms. 456. Fol. 109) И. изображается исцеленным от проказы; рядом с ним стоит арх. Гавриил (Джабраил), вручающий ему цветок, а между ними течет источник, от к-рого совершилось исцеление.

Ист.: BHG, N 938-939t; SynCP. Col. 659; MartHieron. P. 246; MartRom. P. 182; ActaSS. Mai. T. 2. Col. 492-495.

Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 1854. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный. М., 1864; Novakovi ć S. Apokrifna priča o Jovu // Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 157-170; Polivka G. Apokrifna priča o Jovu // Ibid. 1891. Knj. 24. S. 135-155; Erman A. Der Hiobsstein // ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 205-211; James M. R., ed. Apocrypha Anecdota. Camb., 1897. P. 104-137; Kohler K. The Testament of Job // Semitic Studies in Memory of A. Kohut / Ed. G. A. Kohut. B., 1897. P. 264-338; Wiernikowski I. Das Buch Hiob nach der Auffassung des Talmud und Midrasch: Diss. Breslau, 1902; Spitta F. Das Testament Hiobs und das Neue Testament // Idem. Zur Geschichte und Literatur des Urchristentums. Gött., 1907. Bd. 3. Tl. 2. S. 139-206; Leclercq H. Job // DACL. 1927. Vol. 7. Pt. 2. Col. 2554-2570; Jernensky M. E. Hiob in der Agada // EncJud. 1931. Bd. 8. S. 73-74; Stevenson W. В. The Poem of Job. L., 1947; Denis V. Saint Job, patron des musiciens // Revue belge d"archéologie et d"histoire de l"art. 1952. Vol. 21. Fasc. 4. P. 253-298; idem. Hiob // MGG. 1957. Bd. 6. S. 458-460; Brennecke W. Hiob als Musikheiliger // Musik und Kirche. 1954. Bd. 24. S. 257-261; Meyer K. St. Job as a Patron of Music // The Art Bull. N. Y., 1954. Vol. 36. N 1. P. 21-31; Dani é lou J. Holy Pagans of the OT. L.; N. Y., 1957; Jeremias J. Heiligengräber in Jesu Umwelt. Gött., 1958; Philonenko M. Le Testament de Job et les Thérapeutes // Semitica. P., 1958. Vol. 8. P. 41-53; Sisti A. Giobbe // BiblSS. Vol. 6. Col. 484-485; Glatzer N. N. The Book of Job and its Interpreters // Biblical Motifs: Origins and Transformations / Ed. A. Altmann. Camb. (Mass.), 1966. P. 197-220; idem. The God of Job and the God of Abraham // Bull. of the Inst. of Jewish Studies. L., 1974. Vol. 2. P. 41-57; idem. Jüdische Ijob-Deutungen in den ersten christlichen Jahrhunderten // Freiburger Rundbrief. 1974. Bd. 26. N 97/100. S. 31-34; Brock S. P., ed. Testamentum Iobi. Picard J.-C., ed. Apocalypsis Baruchi graece. Leiden, 1967; Hanson A. T. Job in Early Christianity and Rabbinic Judaism // Church Quarterly. 1969/1970. Vol. 2. P. 147-151; Müller H.-P. Hiob und seine Freunde: Traditionsgeschichtliches zum Verständnis des Hiobbuches. Zürich, 1970; idem. Das Hiobproblem: Seine Stellung u. Entstehung im Alten Orient Darmstadt, 1978; Dassmann E. Sündenvergebung durch Taufe, Busse u. Martyrerfürbitte in den Zeugnissen frühchristlicher Frömmigkeit u. Kunst. Münster, 1973; idem. Akzente frühchristlicher Hiobsdeutung // JAC. 1988. Bd. 31. S. 40-56; Kannengiesser Ch. Job (Livre de). 2: Job chez les Pères // DSAMDH. Vol. 8. Col. 1218-1225; Besserman L. L. The Legend of Job in the Middle Ages. Camb. (Mass.), 1979; Donner H. Pilgerfahrt ins Heilige Land. Stuttg., 1979; Schaller B. Das Testament Hiobs u. die LXX-Übersetzung des Buches Hiobs // Biblica. 1980. Vol. 61. P. 377-406; Geerlings W. Hiob und Paulus: Theodizee u. Paulinismus in der lateinischen Theologie am Ausgang des 4. Jh. // JAC. 1981. Bd. 24. S. 56-66; Baskin J. R. Pharaoh"s Counselors: Job, Jethro, and Balaam in Rabbinic and Patristic Tradition. Chico, 1983; Janzen J. G. Job. Atlanta, 1985; Gorringe T. J. Job and the Pharisees // Interpretation. Richmond, 1986. Vol. 40. N 1. P. 17-28; Vermeylen J. Job, ses amis et son Dieu: La légende de Job et ses relectures postexiliques. Leiden, 1986; Jeffery A. Ayyu b // FEI. 1987. Vol. 1. P. 795-796; Kretzenbacher L. Hiobs-Erinnerungen zwischen Donau u. Adria: Kulträume, Patronate, Sondermotive der Volksüberlieferung um Job u. sein biblisches u. apokryphes Schicksal in den Südost-Alpenländern. Münch., 1987; Stemberger G. Juden und Christen im Heiligen Land. Münch., 1987; Clines D. J. A. Job 1-20. Dallas, 1989. (WBC; 17); idem. Job 21-37. Nashville, 2006. (WBC; 18A); Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 128-130; Astell A. W. Job, Boethius, and Epic Truth. Ithaca; L., 1994. P. 70-96; CAVT. P. 163-164. N 207; Aubert R. Job // DHGE. T. 27. Col. 1395-1396; Knudsen E. E. Amorite Names and OT Onomastics // Scandinavian J. of the Old Testament. 1999. Vol. 31. N 2. P. 202-224; Johns A. H. Job // Encycl. of the Qumran. Leiden, 2002. Vol. 3. P. 50-51.

К. В. Неклюдов, Ф. М. Панфилов, М. М. Розинская, С. А. Моисеева

Гимнография

Память И. отмечается 6 мая в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 282) без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, И. не упоминается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 60; РНБ. Соф. № 202, XI в. Л. 21 об.- 25 об.- см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина Минея): Текст, исслед., указатели / Изд. подгот.: В. А. Баранов; ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 320-324) 6 мая помещено последование И., содержащее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , последование И. 6 мая включает: канон авторства Иоанна Монаха, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 150), представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, И. назначается отпустительный тропарь 2-го гласа Τοῦ δικαίου σου Κύριε̇ (Праведного Твоего, Господи...), подробно служба не описана.

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 213),- 6 мая И. назначается отпустительный тропарь 1-го гласа Τὸν πλοῦτον θεωρήσας τῶν ἀρετῶν τοῦ ᾿Ιώβ̇ (). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. указаны также иной отпустительный тропарь (тот же, что и в Мессинском Типиконе) и кондак И. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки» ῞Ως ἀληθὴς κα δίκαιος̇ () - этим указания 6 мая ограничиваются.

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. содержится подробное описание совершения службы 6 мая; последование И. соединяется со службой Триоди и включает: отпустительный тропарь 6-го гласа кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ищя» канон, цикл стихир-подобнов, седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6 со стихом, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Мф 11. 27-30, причастен Пс 111. 6b. В Типиконе издания 1633 г. 6 мая помещены только отпустительный тропарь и кондак И. В Типиконе издания 1641 г. указания 6 мая в целом те же, что и в первопечатном. В исправленном издании Типикона 1682 г., на основе к-рого составлены совр. рус. богослужебные книги, помещены тот же отпустительный тропарь и кондак И., что и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., остальные указания заимствованы из Типикона 1610 г.

Последование И., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Τοῦ δικαίου σου ᾿Ιὼβ̇ (Праведного Твоего, Господи, Иова...; только в греч.), 4-го гласа Κατεπλάγη ἀληθῶς ἅπας ἀγγέλων ὁ χορός̇ (Удивился воистину весь ангельский лик...; см.: Μηναῖον. Μάϊος. Σ. 48), 1-го гласа (только в рус.), 2-го гласа «Память праведнаго Твоего Иова, Господи...» (см.: Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 191); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки» ῞Ως ἀληθὴς κα δίκαιος̇ ( этот кондак в греч. и рус. Минее несколько отличается, в греч. Минее также указан икос); канон авторства Иоанна Монаха (упом. уже в Евергетидском Типиконе и содержится в слав. рукописных Минеях студийской традиции) с акростихом (без богородичнов) Τὸν μυρίαθλον ἄξιον μέλπειν ᾿Ιώβ (Тмострадального достойно пети Иова) 4-го гласа, ирмос: Χορο ᾿Ισραήλ̇ (), нач.: Τὸν καρτερικόν ἀδάμαντα (); цикл стихир-подобнов; стихира-самогласен (только в греч.); седален. В совр. рус. Минее (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 186-198) помещено полиелейное последование И., содержащее ряд дополнительных песнопений, к-рые были заимствованы из службы И., изданной в С.-Петербурге в 1893 г.

По рукописям известен вариант кондака И. ῞Ως ἀθλητὴς πραότατος̇ (Как подвижник кротчайший...) c дополнительными икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 115, 183).

Е. Е. Макаров

Иконография

Самые ранние из дошедших до нас образов И. восходят к III-IV вв. По мнению одних ученых (Terrien. 1996), И. был изображен на фреске синагоги в Дура-Европос (249-250); другие (Bernab ò . 2004) полагают, что в Дура-Европос изображений И. нет, и считают самыми ранними образы ветхозаветного патриарха на фресках рим. катакомб: Домитиллы (3 изображения, кон. III - сер. IV в.), святых Петра и Марцеллина (6 изображений, 1-я пол. IV в.), Новых катакомб на Виа Латина (2 изображения, ок. 350), в кубикуле C катакомб на Виа Дино Компаньи (ок. сер. IV в.), крипты св. Сусанны на Большом кладбище (Coemeterium Majus) (2-я пол. IV в.). На самой ранней фреске из катакомб Домитиллы И. представлен одетым в короткий хитон, он сидит на низком деревянном (?) стуле, правой рукой упирается в бок, левую положил на бедро. В др. случаях И. может быть показан сидящим на скале, но неизменно одетым в короткий хитон. Источником такой иконографии являются изображения античных философов. Иногда, как на фресках катакомб святых Петра и Марцеллина и Новых катакомб на Виа Латина, рядом с И. представлена его жена, протягивающая ему на палке хлеб или др. еду.

Изображения И. часто появляются в рельефах саркофагов. Среди них: утраченный фрагмент саркофага из Арля (325-350; известен по рис. антиквара XVII в. Н. К. Фабри де Пейреска) - И. сидит на складном стуле, жена протягивает ему на палке хлеб, прикрывая нос краем одежды; частично сохранившийся саркофаг из мон-ря св. Джулии в Брешии (ок. 350-360) - И., жена и 2 друга, одеты в вост. костюмы; утраченный фрагмент саркофага из базилики св. Иовиниана в Реймсе, композиция к-рого в целом повторяла композицию на саркофаге из Арля, но была дополнена изображением друга И.; 2 саркофага из катакомб Сан-Себастьяно в Риме - 1-й (ок. 225-250) сохранился фрагментарно, включал изображение И. и его жены, протягивающей ему на палке хлеб, на 2-м (ок. 350-375) были представлены И. и 2 его друга; саркофаг из Исторического музея в Латеранском дворце в Риме - И. сидит на складном стуле, рядом жена и один из друзей; саркофаг из музея Пио-Кристиано (ок. 325-350) - И., жена и друг; саркофаг из музея при катакомбах св. Каллиста - у ног сидящего И. голова быка (часть совершенного им жертвоприношения?), рядом 3 друга, там же - фрагмент с сидящим И.; саркофаг Юния Басса из собора св. Петра в Риме (ок. 359) - И. сидит на уступе, перед ним стоят друг и жена, прикрывающая нос. Изображение И. с женой сохранилось на стеклянной бляшке, обнаруженной в 1847 г. в Нойсе близ Дюссельдорфа. По свидетельству свт. Павлина Ноланского (PL. 61. Сol. 663), в ц. Сан-Феличе в Ноле рядом с изображениями подвигов Товита, Юдифи и Есфири была фреска с образом пораженного проказой И.

Иов и его друг Елифаз Феманитянин. Миниатюра из Книги Иова. Кон. IX - нач. X в. (Patm. 171. Fol. 448)


Иов и его друг Елифаз Феманитянин. Миниатюра из Книги Иова. Кон. IX - нач. X в. (Patm. 171. Fol. 448)

Т. о., на большинстве ранних изображений И. представлен в контексте библейского повествования. Его образ является символом справедливости, веры, терпения и воскресения. И. предстает как прообраз Иисуса Христа. Так, изображение И., сидящего на куче пепла или на скалистом уступе (в рус. традиции на гноище), напоминает о Страстях Христовых. Такой тип образа можно условно назвать «историческим», поскольку его истоки в истории И.

Иногда И. изображали как философа, мудреца, пророка с седыми волосами и округлой бородой, в белых одеждах, сидящим или стоящим, без др. персонажей из Книги Иова. Такой образ появился одновременно с «историческими», но был менее популярен, возможно, из-за того, что, напоминая образы др. пророков, он утратил прообразовательный контекст. Наиболее многочисленны изображения И. в рукописях, как в западных, так и в византийских. Самое раннее из дошедших до нас находится на полях одной из таблиц канонов (Fol. 7) в Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.): И., как древний автор, представлен фронтально стоящим, со свитком в руке.

Следующий по времени появления образ И. сохранился во фрагменте (8 листов) копт. рукописи VIII в. (Neap. 487. Borgia 25; содержит завершающую часть Книги Иова (с Иов 40. 1) и фрагмент из Книги Притчей Соломоновых), происходящей из мон-ря св. Шенуды (т. н. Белого мон-ря) близ Сохага (Египет),- И. изображен в короне и с нимбом в окружении членов своей 2-й семьи.

Сохранились 15 греч. иллюстрированных списков Книги Иова с комментариями, относящихся к IX-XVI вв. Среди них можно выделить 2 группы: с кратким (неск. десятков) и с подробным (до 200 и более изображений) циклами миниатюр. К 1-й группе относятся самые древние сохранившиеся рукописи, датируемые IX-XI вв.: Patm. 171; Vat. gr. 749; Marc. gr. 538 (=540) и Sinait. gr. 3. Ко 2-й - манускрипты, созданные не ранее XII в.: Athen. Bibl. Nat. 62; Ath. Laur. Β῾ 100; Hieros. Taphou. 5; Bodl. Baroc. 201; Bodl. Laud. 86; Paris. gr. 134; Paris. gr. 135; Vat. gr. 751; Vat. gr. 1231; Vat. Palat. gr. 230. При этом иконография сцен в рукописях с подробным циклом миниатюр та же, что и в рукописях с кратким циклом; особенность подробных циклов - в наличии многочисленных миниатюр к текстам диалогов. Среди сцен, входящих в эти циклы, представлены: И. с женой и детьми; стада И.; И., приносящий жертву по числу своих детей; ангелы, предстоящие перед Господом, и вопрошающий об И. сатана; пир в доме первородного сына И.; гибель стад и пастухов И.; разрушение дома И. и гибель его детей; И. рвет на себе одежды, остригает волосы и посыпает голову пеплом; дракон, изрыгающий на И. яд, отчего тело И. покрывается язвами; друзья И., покидающие город; жена, просящая И. возвести хулу на Господа; И., беседующий с друзьями; речь Господа, обращенная к И.; морское чудовище левиафан; принесение искупительной жертвы; новая семья И. и др.

Изображения И. встречаются в рукописях иллюстрированных Библий: сирийской (Paris. syr. 341, кон. VI - нач. VII в.), греческой (Библия сакеллария Льва. Vat. Reg. gr. 1, ок. сер. X в.). В сир. рукописи И. показан с покрытым язвами телом, в набедренной повязке, полулежащим на фоне горы; слева - друзья обращаются к нему, экспрессивными жестами привлекая внимание, справа сидит жена, которая принесла пищу в 3 глиняных сосудах. В греч. рукописи И. с изможденным, покрытым язвами телом представлен сидящим на уступе скалы; перед ним - 3 его друга в богатых одеждах, с диадемами на головах, за ними - толпа людей, судя по шлемам, воинов, за спиной И.- жена, закрывающая нос платком и протягивающая ему на палке еду.

Неск. изображений И., вероятно скопированных с иллюстрированной Книги Иова, есть в рукописи «Sacra Parallela» (Paris. gr. 923, IX в.), среди них: сцена гибели детей И. (Fol. 204); изображение жены, к-рая разговаривает с И., сидящим на куче пепла; И. слушает второе обращение к нему Господа и «препоясывает чресла» (Fol. 257); И. указывает на свою могилу (Fol. 30v).


Иов на гноище. Роспись зап. стены нартекса Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде. Ок. 1118 г.

Изображения И. есть в Лондонской (Lond. Brit. Lib. Add. 19352, 1066 г.) и Балтиморской (Baltim. W. 733, кон. XI - нач. XII в.) Псалтирях. В 1-й, на иллюстрации к Пс 112. 7, на поле рукописи изображены обнаженный И., к-рый сидит на куче пепла, его тело покрыто язвами, и жена, дающая ему еду (Fol. 154). Во 2-й - 2 миниатюры с И.: жена, протягивающая ему на палке хлеб и отворачивающаяся от него (Fol. 87), и сцена разговора И. с 3 друзьями (Fol. 12). Те же 2 сцены повторяются в Киевской Псалтири (РНБ. F 6. Л. 52, 161, 1397 г.), скопированной с Балтиморской.

В Гомилиях свт. Иоанна Златоуста (Ath. Pantokr. 22. Fol. 216, XI в.) И. изображен на поле рукописи, предположительно это иллюстрация ко 2-му обращению к нему Господа. И., «препоясывающий чресла», смотрит вверх - туда, где, вероятно, находилось погрудное изображение Иисуса Христа, впосл. вырезанное. В ватиканском списке «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (Vat. gr. 394, кон. XI в.) И. изображен на иллюстрации к Слову 17 «О нестяжании»: он сидит на «гноище», справа к нему слетает ангел и протягивает ему мученический венец. В рукописи (Bodl. Laud. 30A, нач. или сер. XIII в.), содержащей учительные книги, книги больших пророков и др. тексты, есть 2 изображения И.: сидящего с женой и детьми (Fol. 113v) и разговаривающего с 3 друзьями (Fol. 142). В Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 38v, 30-40-е гг. XIV в.) И. изображен на гноище вместе с женой, протягивающей ему на палке хлеб.

В памятниках монументального искусства изображения И. встречаются гораздо реже. Одно из них, сохранившееся фрагментарно (И. на «гноище», жена, отворачиваясь от него, протягивает на палке еду), можно видеть на фреске Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде (ок. 1118). И. на «гноище» представлен также на фресках в сев. притворе ц. Св. Софии в Трапезунде (предположительно после 1263), в нартексе ц. Успения мон-ря Грачаница в Косове (ок. 1320). На мозаике в сев. куполе нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) И. изображен как пророк, благословляющий десницей свернутый свиток в левой руке; у него седые волосы и слегка курчавая борода, богатые одежды и корона на голове. В медальоне на сев. склоне зап. подпружной арки ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363) И. изображен в высокой шапке с волютообразным загибом, с посохом, увенчанным цветком.

Лит.: Weitzmann K. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jh. B., 1935. W., 1996r. S. 49-53, 77-82; Underwood P. A. The Kariye Djami. N. Y., 1966. Vol. 2. P. 84; Repertorium der christlich-antiken Sarkophage. Wiesbaden, 1967. : Rom und Ostia; Mainz am Rein, 1998. : Italien mit einem Nachtrag Rom und Ostia, Dalmatien, Museen der Welt; 2003. : Frankreich, Algerien, Tunesien; Leroy J. Les manuscrits coptes et coptes-arabes illustrés. P., 1974. P. 181-184, 208. fig. 111; LCI. Bd. 2. Sp. 407-414; Bd. 7. Sp. 70; The Poems of St. Paulinus of Nola / Transl.: P. G. Walsh. N. Y., 1975. P. 294-295; Huber P. Hiob: Dulder oder Rebell?: Byzantinische Miniaturen zum Buch Hiob in Patmos, Rom, Venedig, Sinai, Jerusalem und Athos. Düsseldorf, 1986; Вздорнов Г. И. Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 39, 82, 83. Ил. 38; Terrien S. L. The Iconography of Job Through the Centuries: Artists as Biblical Interpreters. Univ. Park (Penn.), 1996; Луковникова Е. А. Иконографическая программа декорации нартекса и притворов ц. Софии в Трапезунде // ВВ. 2003. Т. 62(87). С. 147, 148; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XIII в. СПб., 2004. С. 507-508, 524; Bernab ò M. Le miniature per i manoscritti greci del Libro di Giobbe. Firenze, 2004.

И. А. Орецкая

Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние а общественные дела… Почему же этот святой человек подвергся столь жестоким страданиям?

Уильям Блейк, Иов обвиняемый

В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу.

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?»

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел.

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?»

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью - проказой.

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями.

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально - оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, - самому Богу…

Иов жил в местности под наз­ванием Уц. Он был богат и богобоязнен, непорочен, справедлив и удалялся от зла (Иов 1 :1). Десять детей было у Иова: семеро сыновей и три дочери.

Однажды сатана пришел к Богу и стал утверждать, что Иов богобоязнен, потому что Бог даровал ему благополучие. Но будет ли Иов так же любить Бога, если у него все это отнять?

Бог разрешил сатане отнять у Иова все, что тот имел: и богатство, и детей. Иов принял это испытание и ни слова не сказал против Бога: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1 :21).

Тогда сатана наслал на Иова проказу. Иова выгнали из города, он был вынужден сидеть в пыли у дороги и соскребать черепком струпья со своего тела. Видя мучения мужа, жена Иова предлагала ему похулить Бога и немедленно умереть. Но Иов оставался непреклонен: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? (Иов 2 :10).

К Иову пришли его друзья. Семь дней они молча сидели рядом с ним и оплакивали его страдания. Они утешали его, пытались ему помочь: ведь не мог Бог зря наказать Иова, значит, Иову надо вспомнить, в чем он согрешил перед Богом. Но Иов твердо знал, что перед Богом он чист: он страдает безвинно.

Иов обратился к Богу с молитвой. Скорбя, он просил, чтобы Сам Бог засвидетельствовал его невиновность. И Господь ответил ему. Это был, как сказали бы сейчас, ассиметричный ответ. Он показал ему красоту сотворенного мира, и это — само явление Господа, Его слова — и стали ответом для Иова.

Праведник раскаялся в своих мыслях: Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42 :6). Иов был прощен, благополучие его было восстановлено: проказа прошла, родились новые дети, вернулось богатство. Он прожил еще 140 лет и умер в глубокой старости.

Тем не менее, нельзя считать, что Книга Иова дает универсальный, логически непротиворечивый ответ на вопрос, поставленный тем же Лейбницем. Скорее, она дает ключ к ответу. Настоящий ответ невозможен без Спасителя Христа, без Благой Вести. И может быть, смысл присутствия Книги Иова в Ветхом Завете — показать, что Ветхий Завет не самодостаточен. Что это — приготовление к тем откровениям, которые получит человечество через Пришествие Христа и будут запечатлены в Новом Завете и церковном Предании.

Рисунки Наталии Кондратовой

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...