Повседневная жизнь египтян. Устройство городов и домов. Тема урока: «Быт и повседневная жизнь древних египтян» - Урок

Урок истории

древнего мира

5 «А» класс

Тема урока:

«Быт и повседневная жизнь древних египтян»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Провела учитель истории

Сидоренко Галина Сергеевна

Тема урока: Быт и повседневная жизнь

древних египтян

Цель урока:

Формировать представления о труде и повседневной жизни основных категорий населения Египта;

А также подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих

Учебные задачи урока:

1. Обучающие

Заполнить таблицу «Труд крестьян, ремесленников. Занятия вельмож»;

Сделать вывод о положении всех категорий населения и доказать, что государство защищало интересы государственных служащих;

2. Развивающие

Продолжить формирование понятийного аппарата, заполнения корзины знаний;

Развивать чёткость мыслей, логическое мышление на основе формулировки выводов и обобщений;

3. Воспитательные

Создать условия для воспитания уважительного отношения к любому труду, понимания, что никакой труд не может быть унизительным для человека.

Оперируемые понятия:

ГОСУДАРСТВО

МОНАРХИЯ

Новые понятия:

КРЕСТЬЯНЕ

РЕМЕСЛЕННИКИ

ВЕЛЬМОЖИ

Оборудование доски:

Карта «Древний Египет»

Корзина знаний и понятийный аппарат

Запись темы и вводимые понятия в виде таблицы

Смысловое задание «Исключи лишнее»

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами работы с историческим документом, выстраиванием логических выводов

Ход урока

1 этап. Организационно – мотивационный

Мотивация на начало учебной деятельности

Слово учителя. Приветствие (установка на позитивную работу «Я рада вас видеть»)

Давайте вспомним, какое государство мы изучаем на уроках?

И сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте её и должны угадать, о каком древнеегипетском боге идёт речь?

Загадка классу

«… Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни»

О каком боге идёт речь? (бог Хапи – бог Нила)

2 этап. Операционно – исполнительский

Проверка д/з

1. 1 ученик выполняет смысловое задание на доске «Исключи лишнее»

Объясняет свой выбор

А) Орошаемое земледелие – гончарство – ювелирное дело – собирательство

Б) Человеческое стадо – земледельцы – ремесленники – чиновники

В) Тутмос III , Рамсес II, старейшина, Эхнатон

2. Устный ответ на вопрос

Назовите имена великих фараонов-завоевателей и страны ими завоёванные

3. На доске я сделала много ошибок и перепутала изучаемые нами понятия. Помогите мне исправить ошибки и:

Выберите только те понятия, которые мы изучили. Дайте им определения

(понятия отправляются в корзину знаний)

Слово учителю.

Спасибо ребята за работу. Оценивание знаний.

Физкультминутка

Учитель . А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Ученик – физорг. А я – ваш товарищ из 7 «А» хочу провести с вами небольшую зарядочку.

Давайте все встанем.

Руки подняли и покачали. /качают руками вверху/

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. /машут руками перед собой/

В стороны руки – плавно помашем. /руки в стороны и машем/

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем /приседают/

Крылья сложили назад. /руки отводят назад/

Учитель. Молодцы! Немного отдохнули, почувствовали прилив сил и продолжим работу.

- целеполагание

Обратите внимание на доску. Здесь расположены те понятия, которыми пополнится наша корзина знаний и которым мы должны будем дать объяснение.

А цель наша сегодня: познакомиться с трудовыми занятиями основных категорий населения Египта и подумать, был ли труд в почёте в Египте?

Учитель даёт задание учащимся.

Разбить страницу на три колонки

Крестьяне

Ремесленники

Вельможи

Работа в поле

Орошали поля

Рыхлили землю мотыгами

Строили каналы и дамбы

Платили налоги

Сеяли ячмень, пшеницу

Жали серпами

Обмолачивали зерно

Ссыпали в закрома

Крестьяне – люди, занимавшиеся возделыванием земли

Работа в мастерской

Кораблестроители

Плотники

Ремесленники – люди, владеющие ремеслом

Работа на благо фараона

Распределяли работу в каменоломнях

Вершили суд

Следили за сбором налогов

Возглавляли военные походы

Вельможи – знатные люди, военачальники

А теперь обратите внимание на исторические тексты на ваших столах.

Первый ряд получил текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

Второй ряд работает с текстом «Занятия ремесленников»

Третий ряд изучает текст «Жизнь вельмож»

Задание: прочтите свои тексты и укажите основные занятия категорий населения

Текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

«…каждый день крестьяне орошали свои поля, спасая их от невыносимой жары, рыхлили участки мотыгами. Ведь все старались собрать хороший урожай и вовремя заплатить налоги. Они строили каналы и дамбы и содержали их в постоянном порядке. Сеяли ячмень, пшеницу, жали серпами и обмолачивали зерно. Затем ссыпали зерно в закрома».

Текст «Занятия ремесленников»

«… Тяжёлым был труд египетских ремесленников. Они работали в мастерских.

Ювелиры создавали красивые украшения из золота и серебра для богатых египтянок, гончары трудились от зари до зари с глиной и создавали глиняную посуду и статуэтки богов, ткачи ткали нежнейшие полотна для одежды богатых египтян. Особенно почитались мастера- кораблестроители, плотники…»

Текст «Жизнь вельмож»

«… надписи на стенах гробниц рассказывают нам о жизни вельмож. Праздно начинался день вельможи, слуги подносили им вкусные яства, питьё. Каждое утро они плескались в бассейне и свежими и отдохнувшими шли к фараону. Фараон давал вельможе поручения распределить работу в каменоломнях, совершить суд над провинившимися крестьянами и врагами фараона, следить за сбором налогов в государственную казну. Вельможи возглавляли военные походы и получали дары от фараона».

По ходу работы с текстами создаётся новый понятийный аппарат. А новые понятия отправляются в корзину знаний.

Логические вопросы

Учитель.

Молодцы, ребята! Много нового мы с вами узнали и жизни древних египтян.

Скажите, кто всю жизнь работал?

Крестьяне

А почему они много работали?

Чтобы прокормить свои семьи

Чтобы собрать урожай и семена для нового года

Чтобы заплатить налоги

А какие люди ещё работали?

Ремесленники

Какие ремёсла существовали в Египте?

Ювелиры, плотники, кораблестроители, гончары, ткачи

Кто в Египте жил богато и праздно?

Вельможи

Благодаря кому вельможи были богатой категорией?

Благодаря фараону, который одаривал их милостью

А почему?

Потому что вельможи выполняли поручения фараона

Высказываются учащиеся

Вывод: работали все категории египтян.

Но крестьяне и ремесленники платили налоги и содержали фараона и государство, а вельможи выполняли волю фараона, налогов не платили.

Рефлексия

У вас на столах прикреплены листочки-симпатии.

Спасибо, ребята!

Домашнее задание. 12,

Древний Египет - это земля солнца, пирамид и гробниц, наполненных сверкающими сокровищами. Фараоны считались детьми богов и сами правили страной как боги, купаясь в роскоши и богатстве. Но за всем этим внешним лоском, как это часто бывает, скрывают обычные, бытовые будни. Которые в случае с Древним Египтом являются ещё и грязными и отвратительными. Вот лишь несколько фактов из жизни древних египтян, которые доказывают, что с сегодняшней точки зрения они были настоящими варварами.

Носить на голове свои волосы было уделом бедняков
Третья из десяти казней египетских - нашествие кровососущих насекомых, в том числе мошек, клопов и вшей. Доподлинно неизвестно случился ли этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет страдал от вшей - факт. Со временем люди нашли самый простой способ как избавить себя от этой напасти, они просто начали брить голову на лысо. Это касалось и мужчин, и женщин. Детям так и вовсе до 12 лет волосы на голове сбривали регулярно в принудительном порядке. Обеспеченные граждане, имевшие высокий социальный статус обычно носили парики. Те же, кто был поскромнее, так и ходили лысыми. Ну, а бедняки ходили с собственными волосами, иногда даже весьма длинными и заплетёнными в косу.

У древних египтян были очень своеобразные методы контрацепции

Учёные и историки до сих пор спорят использовались ли презервативы в античности. Достоверных сведений об этом нет, хотя древнейшие презервативы вероятно существовали ещё 12–15 тысяч лет назад. В Древнем Египте, как позже и в Греции, и в Риме, ценилась малодетность, поэтому практиковались различные методы контрацепции. В основном, конечно, женские, потому как считалось, что контролировать свою беременность женщина должна сама. Чаще всего для этих целей девушки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев с крокодильим навозом. Мужчины, в качестве контрацепции окунали член в смолу или луковый сок.

Не менее странными были способы определения способности женщины иметь детей


Древнеегипетская медицина была невероятно передовой для своего времени. Но с высоты пролетевших тысячелетий мы понимаем, насколько дикими и варварскими были их методы. Особого внимания заслуживают способы определения «плодородности» женщины. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать до утра. Если на утро она выглядела «хорошо и свежо», значит женщина была в состоянии забеременеть. Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока или небольшую головку лука, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах чеснока или лука, значит всё было в порядке. А суть тут в том, что древние египтяне верили, что каждое отверстие в теле женщины связано напрямую. И если от рта и вниз «путь свободен», то и забеременеть она может без проблем.

Красивых женщин не хоронили сразу, чтобы избежать некрофилии

В Древнем Египте когда человек умирал, его бальзамировали и погребали сразу же. Но это не касалось знатных или просто красивых женщин. Их отдавали бальзамировщикам лишь на третий или четвёртый день, когда труп уже начинал разлагаться. Делалось это для того, чтобы бальзамировщики не могли совокупляться с трупами. А такие случаи бывали.

Фараоны страдали от лишнего веса
Изображения древних египтян, дошедшие до наших дней, показывают фараонов как стройных и мускулистых людей. Однако, сами мумии, найденные в гробницах говорят, что это далеко не всегда было так. Просто художникам говорили как нужно рисовать. Многие письменные источники указывают на то, что пиры в царских дворцах устраивались каждый день. Стандартный при в Древнем Египте - это килограммы мяса, вёдра вина и много-много пирогов. Не удивительно, что у мумий обнаруживали закупорку артерий, выпирающие животы и жировые складки. К слову, египтяне уже в 1500 году до нашей эры писали медицинские трактаты о вреде ожирения.

Проктологов в Древнем Египте называли «пастухами ануса»
Медицине древние египтяне уделяли достаточно большое внимание. Подобно современному миру, доктора тогда тоже имели различную специализацию: были окулисты, дантисты и, конечно же, проктологи. Правда практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм, зато их гордо называли «пастухами ануса». С клизмами у древних египтян (в особенности у фараонов) вообще были интересные отношения. Из-за постоянного переедания каждый месяц примерно три дня они «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.

У мужчин в Древнем Египте тоже была «менструация»

Косметикой пользовались и мужчины, и женщины, причём в основном в медицинских целях
Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз делался не только для красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240%. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему. В тропических и болотистых районах Нила, где свирепствовали глазные инфекции, это было очень важно. К тому же макияж защищал кожу от прямых солнечных лучей.

Древние египтяне не только не стеснялись наготы, но и старались всячески покрасоваться своим телом на публике


Особенно это касается, конечно, людей знатных и богатых. Знатные египтянки носили платья из полностью прозрачного материала, которые хорошо демонстрировали все формы тела. Люди попроще вообще не заморачивались по поводу одежды. Было время когда и мужчины, и женщины носили просто короткие набедренные повязки, позже трансформировавшиеся в юбки. Впрочем, на сельскохозяйственных работах все могли работать обнажёнными. Дети до определённого возраста вообще не носили никакой одежды.

Сандали были единственным важным, но нелюбимым атрибутом одежды у египтян
Несмотря на общее пренебрежение какими-либо правилами гардероба, к сандалиям древние египтяне относились крайне трепетно. Чаще всего для людей попроще они изготавливались из тростника, для знати и фараонов, конечно же, из кожи. Сандали входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни. А у фараонов даже существовала специальная должность - носильщик сандалий. Этот человек всюду следовал за фараоном и носил его сандали. Просто сами древние египтяне обувь очень не любили, предпочитая ходить босиком. А зайти в обуви в дом так и вовсе было страшным поступком, как плюнуть в колодец, например.

В то время как европейцы среди суровой природы жили бедно и едва поднимались над нравами дикарей, два народа, в северо-восточной Африке и в западной Азии, египтяне и вавилоняне, достигли большого богатства, искусства в работе и образованности.

Природа в этих странах совершенно иная, чем в Европе. Здесь нет дремучих лесов, через которые так трудно было пробиваться европейцам. Круглый год стоит тепло; летом оно.доходит до раскаленной жары, зимой не опускается ниже, чем в нашем апреле и мае; эту зиму проводят в Египте перелетные птицы, которые возвращаются весной к нам. Человеку нет нужды думать о тяжелой одежде для защиты от холода, заготовлять топливо для согревания дома. Он свободен от многих забот и предохранен от многих тяжких случайностей, которые так затрудняли жизнь старинному европейцу. Он скорее может добыть пропитание. Он может вообще жить легче, беспечнее, отдавать досуг на украшение жизни, на размышление об окружающем.

Большой пояс бездождных пустынь, протянувшийся по северной Африке и середине Азии, прерывается узким Аравийским заливом; по обе стороны его находятся долины двух больших рек – Нила и Евфрата. Начинаясь на высоких горах среди снегов и высоких озер, обе реки несут весной много воды и, вступая в низкие равнины, широко разливаются. Эти разливы заменяют редкие дожди; иначе долины рек стали бы похожи на окружающие их пустыни. Но, помимо того, от рек каждый год остаются наносы, из которых составился жирный плодородный слой земли. Хлебные злаки приносят здесь невероятный урожай. Зерно пшеницы дает 200–300 зерен. Поэтому на небольшом пространстве могло прокормиться несравненно больше народу, чем в лесных странах Европы.

Египет

Долина Нила и в настоящее время представляет ту же картину человеческого поселения, что 4–5 тысяч лет тому назад. Между двумя цепями возвышенностей тянется узкая ровная полоса длиной в 700, шириной от 10 до 15 верст* и только у моря, где Нил разделяется на множество рукавов, равнина расходится на 200–250 верст ширины. Это и есть весь населенный Египет, "черная земля", как говорили египтяне: его площадь меньше маленькой Бельгии, тогда как вся остальная страна, причисляемая к Египту, вдвое более Франции; но эта остальная страна – камень и песок, "красная земля": поселений в ней нет. Зато в нильской долине с ее плодородной наносной землей народа скопилось больше, чем в самой густонаселенной стране современной Европы: непрерывно тянутся по реке города и поселки.

* Верста – русская мера длины = 500 саженям (1,0668 км).

Разливы Нила

Вся эта полоса жива только от ежегодных наводнений Нила. Ко времени начала нашего лета в Египте все замирает в сухом и раскаленном воздухе; листва покрыта серой пылью, нанесенной ветром пустыни. Нил лениво течет между засохших бугров черной грязи. С июня вода начинает прибывать. Цвет ее меняется. Лазурный Нил становится кроваво-красным: эту окраску река получает от наноса, который она увлекает с собой. Могучий поток разбивает одну за другой преграды на пути, переливается через бугры, отрывает комья земли и широко раздается по всей долине: старинные египтяне звали реку в эту пору наводнения морем. Среди реки начинается яркая и шумная жизнь: Нил покрывается богатой зарослью тростников, травы и цветов; прилетает множество водяной птицы, заводи обильно наполняются рыбой. Города и деревни, выстроенные на возвышениях, стоят островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все другие сношения совершаются на лодках.

Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к ноябрю Нил – опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в течение следующих 3–4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей зимы; надо спешить, чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды гонят на поля баранов и свиней, чтобы втоптать зерна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни страны и людей. Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; это было для них чудо. Но они понимали, что Нил – источник всего их существования. Река была для них богом, к которому они возносили молитвы: "Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле".

Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы ими воспользоваться. Если оставить воде полный простор, она образует в низких местах озера и болота, застоится и не даст вовремя засеять почву; в места более высокие она не дойдет вовсе. Постепенно египтяне научились равномерно направлять и расходовать драгоценную влагу от разлива своей единственной великой реки. Под прямым углом к реке они провели широкие каналы, к которым примыкали другие, простиравшиеся вдоль реки; этим способом были устроены как бы новые русла по всей долине. Когда Нил подымался, его воды быстро вливались в поперечные широкие дороги; для того чтобы вода не переливалась через края, на поворотах и вдоль каналов берега были укреплены и приподняты плотинами. Сначала воду впускали в ближнюю к Нилу полосу земли, загораживали ей дальнейший путь плотинами и давали разлиться по полям этой первой полосы; потом, когда Нил еще прибудет, прорезывали плотины и пускали воду дальше на следующую полосу. К дальним высоким полосам воду передавали черпалами, которые опускались и поднимались на нескольких рядах длинных коромысел.

На западе от Нила, недалеко от вступления его в равнину, лежит, врезываясь в пустыню, большой оаз* Фаюм. Он ниже уровня Нила и отделен от реки скалистой стеной. Египтяне расширили узкое ущелье в этой стене и провели туда воду нильского рукава: после этого оаз стал самой богатой и хлебородной областью во всем Египте. Для того чтобы привести в ней в порядок разливы, один ее угол загородили высокими плотинами и обратили его в огромный водоем; в сильный разлив воду отводили туда, в слабый – водой из бассейна пользовались, как запасом.

Разделение богатства и труда в древнем Египте

Много веков прошло, пока народ, поселившийся в Египте, научился исполнять эти большие трудные работы. За 4000 лет до Р. X. крупные водные сооружения в долине Нила были уже в действии; жители Египта были знакомы с выделкой металла, хотя больше употребляли каменные орудия очень тонкой и искусной работы; они вычисляли годовой оборот солнца в 365 1 / 4 » дней и применяли правильный календарь. За 3000 лет до Р. X. египтяне, строили из кирпича и камня большие жилища своим богам и своим земным вождям, покрывали стены этих жилищ яркими разнообразными рисунками, изображавшими жизнь народа, и высекали из камня фигуры богов и людей; они готовили тонкие ткани из льна и раскрашивали их пестрыми узорами. В это время они умели также писать; рядом с рисунками помещаются подробные рассказы о событиях, описания стран и путешествий, хозяйственные счета, обращение к богам, молитвы об умерших и т. д.

Когда появится такой сложный и разнообразный труд, среди людей уже не может сохраниться старинное равенство. Прежде все одинаково умели ходить на охоту, копать землю, готовить незатейливые орудия. Теперь в каждом деле выступили особые мастера, которые всю жизнь отдавали одному ремеслу и искусству, отстраняясь от других занятий; каменщик и скульптор уходили навсегда от деревенской полевой работы и работали беспрерывно в городах, т. е. в крупных поселках, где около большого храма или при дворе вождя скоплялось множество людей; писец отвыкал от всякой грубой ручной работы и т. д. Занятия эти переходили от отца к сыну, и различие между людьми все более закреплялось.

Помимо разницы в занятиях, должно было еще получиться различие в состоянии людей. Когда жизнь бедна, запасов мало и всякой семье приходится добывать на завтра пропитание, достатки у людей почти одинаковы. Иное дело, когда появится излишек. Кто осмотрительнее и смелее, у кого в семье больше сильных членов, тот неизбежно захватит и сбережет себе больше; такой человек или такая семья заставят еще и других работать на себя и, обогатившись сами, удержат этих других в бедности и зависимости от себя. Если потомки такого человека сохранят или еще увеличат приобретенное им богатство, они прослывут разрядом людей особенно счастливых, взысканных благодатью богов, потом начнет казаться, что различие в достатке всегда было на земле. Так постепенно образовались два постоянных слоя в народе – богатые и бедные, владельцы и рабочие*.

* Здесь и далее автор использует термины "помещик", "крепостной", "капиталист", "рабочий", "промышленность", "фабрика" и т. д., но следует иметь в виду, что эти "помещики" и "крепостные" были совершенно не похожи на тех, кого знают учащиеся из истории нашей страны. Речь идет о землевладельцах, которые в разных обществах, на разных условиях распоряжались землей (в Египте по воле фараона, в Древнем Риме на основе частной собственности и т. д.). Всегда наряду с рабами в древних государствах было много и свободных земледельцев, крестьян, находившихся в разной степени зависимости, подвергавшихся закабалению, лишению земельных участков, отдававшихся под покровительство крупных землевладельцев. Не было и промышленного производства и капиталистов в нашем понимании. Даже если автор и применяет латинское название "фабрика", под этим он подразумевает более или менее крупное ремесленное производство.

В Египте местами поднимались знатные богатые семьи, которые имели большую силу кругом. Главы таких семей были уверены, что они сидят там же, где владели землею "их отцы, создавшие их плоть, благородные с первого дня творения". У них были большие каменные палаты в городе; они получали доход с больших поместий. На их могилах изображено, как идут крестьяне и крестьянки на главный двор, нагруженные корзинками с хлебом, плодами, овощами, вином, холстом, как они ведут ягнят и несут пищу; слуги, вооруженные палками, приводят деревенских старост, которые должны ответить за мужиков, неисправных во взносе оброка; писцы сидят за сундуками, проверяют принесенные запасы, записывают доход и недоимки; батраки и пастухи, выстроенные в отряды, проходят с флагами перед господином. Богатый помещик старался прочно обеспечить себе труд и службу бедного крестьянина или рабочего; он требовал, чтобы более слабые отдались ему в опеку, признали себя "его людьми", крепостными, постоянно обязанными отдавать ему часть своего дохода и прибыли; он уверял их, что за то будет охранять их от всякого врага и нападения, рассудит все их ссоры и тяжбы, поможет им в тяжелую годину из своих запасов. Он становился владыкой всей округи, захватывал часть нильской долины.

Помимо того, разбогатели и приобрели почет люди, служившие богам. Старинные гадатели, к которым обращались в тяжелых случаях жизни, были так же бедны, как и те, кто их звал. Иначе стало у людей, которые делали большие запасы, возводили крупные сооружения; они могли больше отдать тем, кто молился об их благополучии или узнавал для них волю и решение богов. Богатый народ мог больше подарить и самим богам своим в благодарность за их дары. Богам также отводились большие поместья с дворцами посредине, со всеми службами, полями, садами, озерами, стадами и рабочими людьми; постоянно поступали им еще особые приношения зерном, плодами, живностью, тонкими тканями, красивой утварью и т. д. Жрецы, т. е. люди, знавшие тайну обращения к богам, должны были всю жизнь служить богам: быть при них, входить в их дворцы, управлять их поместьями и держать в порядке их имущество. Жрецы пользовались при этом дарами, приносимыми богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служения богу. Гадания, предсказания будущего, служба в храме – все это стало делом очень сложным, составилась целая жреческая наука; для того чтобы усвоить ее, надо было много учиться. Жрецы были прежде колдунами и знахарями; они стали теперь учеными, исполнителями обстоятельных обрядов и многочисленных молитв, управляющими имений. Они должны были вести особый образ жизни: поститься перед гаданиями, не есть вообще "нечистого", т. е. неугодных богу животных, воздерживаться от грубой работы и т. д. Вместе с тем они пользовались полным довольством.

Картины, нарисованные египтянами на стенах домов, изображают часто тяжелую работу простого люда: как в поле люди пашут на волах или вскапывают землю заступом; как собирают виноград, давят вино и сливают его; как вертят на колесе посуду и обжигают в печи, выдувают бутылки; как женщины ткут материю на глазах надсмотрщиков, без отдыха и перерыва. Заленившегося рабочего на месте били палками.

Один писец в наставлении сыну своему советует избегнуть тяжелой ручной работы и изображает мрачными чертами участь рабочего: "Медник весь день в работе, а когда наступит ночь, он все еще сидит за ней при свете факела. Башмачник совсем погибает, ему не выйти из нищеты; остается ему только глодать кожи. Погляди на каменщика: он вечно недомогает, потому что ему надо работать на ветру, цепляясь за карнизы в виде цветков лотоса; руки его опускаются от усталости, его платье разодрано; этот бедняга шагает изо дня в день по бревнам лесов, едва заработавши себе на хлеб; он идет домой и колотит своих детей. Довольно я насмотрелся этой работы, я видел везде одну жестокость, только жестокость. Поэтому займись книгами, изучи письмо!"

Наставление объясняет дальше, как это благородное занятие сберегает здоровье, дает большую выгоду, ведет во дворец. Обученный письму человек, "писец", мог в древнем Египте добиться любой должности, смотря по своим способностям: стать жрецом, генералом, инженером, архитектором, губернатором, податным чиновником.

Государство в Египте, 3300 г. до Рождества Xристова

Сильный владыка, распоряжавшийся большим количеством подчиненных людей, мог их хорошо вооружить и покорить с ними несколько областей по течению Нила; он становился царем. Долгое время Египет был разделен между двумя повелителями, царем в белом шлеме на юге и царем в красной шапке на севере, в Дельте, т. е. стране нильских рукавов. Около 3300 г. до Р. X. царь Менее* соединил под своей властью всю страну, начиная с порогов, отделяющих Египет на юге от Нубии, и до моря. Владыки, которые господствовали в областях, подчинились ему. Из соединения всех областей составилось большое государство. Вождь, выбранный дикарями, может вести несколько тысяч человек. У царя Египта было от семи до девяти миллионов подданных.

* Греческий историк Геродот (V в. до н. э.) передал имена египетских царей (фараонов) в греческом произношении – Менее, Хеопс, Хефрен и т. д. Египтяне произносили эти имена – Мина, Хуфу, Хафра. Ныне ученые считают, что объединение Египта произошло около 3100–3000 г. до н. э. Египетский жрец Манефон, живший в III веке до н. э., изложил на греческом языке историю Египта и привел имена египетских фараонов, назвав первым Менеса.

Власть царя в Египте

Царями были большею частью владыки или Мемфиса* на севере Египта, недалеко от выхода Нила в равнину, или Фив** на юге, в возвышенной части страны. Царь, фараон (слово это собственно значит "высокий дом"), соединял в своих руках огромные богатства и мог раздать много подарков и милостей. В его распоряжение пригоняли множество рабочих со всего Египта, и он заставлял их исполнять крупнейшие сооружения: например, один из фараонов выкопал водоем в Фаюме, многие выстроили себе огромные каменные гробницы. Самая большая гробница выстроена царем Хеопсом*** около 2800 г. до Р. X. Царь держал в страхе массу народа; он повелевал множеством хорошо вооруженных воинов и требовал военной помощи от других владык. Крупные помещики в областях вступили к нему на службу, стали его чиновниками. Они звались его "друзьями", "тайными советниками царских приказов или тайных слов царя" и т. п.

* Мемфис (греческое название) находился близ Каира.

** На месте древних Фив (греческое название) ныне находится город Луксор.

*** Фараон Хуфу (Хеопс) приказал построить гробницу (пирамиду). Ее высота – 146,5 м.

Царь точно поднимался над всеми, как высшее существо. В знак своего величия он опоясывался львиной шкурой с привешенным сзади хвостом или надевал особую длинную развевающуюся одежду, обвешивал шею ожерельями, руки украшал браслетами, голову покрывал высокой бело-красной шапкой. Он принимал людей, сидя на высоком кресле под навесом, обратившись лицом к восходу солнца. Приходившие пред лицо его должны были падать на землю, стоять на коленях, протягивать к нему с мольбою руки, как к богу; они должны были называть его разными почетными и возвышенными именами: избранником солнца, могучим золотым орлом, сильным правдой и т. д. Когда надо было нарисовать царя, его изображали втрое, вчетверо выше, чем остальных людей; и не только его самого, но и колесницу, и коней его.

Пастухи и их стада в древнем Египте

Казалось, что такой сильный человек, как царь, должен быть особенно близок к богам. В Египте верили, что в царе живет двойник бога, что царь – сын главного бога, а после смерти присоединяется к богам. Думали, что царь может наедине беседовать с богами: царь заходил в святилище и, обращаясь к изображению бога, спрашивал совета, напр. идти ли в поход. Если ему казалось, что статуя кивает головой, это означало "да", если она оставалась неподвижной, это означало "нет". Во имя бога, своего родоначальника или покровителя, царь совершал походы; ему он посвящал добычу; когда царь в ожесточении приказывал убивать пленных врагов, это считалось жертвой богу. Проезжая по улицам, выходя на балкон к народу, царь бросал в толпу хлеб, фрукты или золотые колечки в знак того, что от него, как от бога, сыплются на людей все милости.

После смерти царя двойник его должен был получить великое вечное жилище. Старинные египетские цари обыкновенно сами строили себе заблаговременно пирамиду.

Пирамида имеет вид каменной горы с 4 сходящимися наверху сторонами; она выложена из огромных тесаных камней; окон нет, узкий и темный проход ведет в темный же зал. Это – то же, что старинная каменная могила, только несравненно крупнее. Большие пирамиды сохранились до нашего времени; они все почти находятся около Мемфиса. Самая большая в 70 сажен высоты и состоит почти из 2 1 / 2 миллиона крупных камней. Царь должен был собрать вместе десятки тысяч рабочих, чтобы построить себе такую могилу; подъемных машин не знали, вся работа была от руки, и люди тащили или переносили на спине все тяжести.

Управление в Египетском государстве

Царь требовал для своей семьи, своего двора и имений не только работы, но и доставки разных припасов и товаров.

Он налагал на области определенную дань, подать. Собирать товары, служившие податью, заведовать складами, призывать на службу воинов и смотреть за порядком он поручал своим наместникам и приказчикам. При них состояли, как в больших имениях, многочисленные писцы, которые вели подробный отчет и проверку получению и расходам. Своих придворных слуг и чиновников царь вознаграждал припасами, одеждой, посудой, мебелью, украшениями и т. д. Огромные количества различных предметов свозились в царские склады и магазины; из них выдавалось все нужное его подчиненным.

Они считались "людьми царя", состоящими под его опекой, как и сам царь был под опекой бога. Всякий низший по чину или положению должен был подчиняться высшему; всякий должен был приписаться к какому-либо опекуну, хозяину или владыке. Тот, кто никому не был подчинен, кто не имел над собой владыки, оставался совершенно беззащитен. Иногда владыки отказывали в подчинении царю, отделялись от него, и страна снова раздроблялась на мелкие области.

Завоевания египтян в 1600–1100 гг. до н. э.

Египтяне, как земледельцы, были крайне миролюбивы; к тому же страна отовсюду замкнута; она большей частью может быть спокойна от нападений; жителей ее не тянет воевать и выселяться. На юге от Египта, где Нил прорывается через пороги, его долина становится совсем узкой, с запада подходит совершенно безлюдная пустыня, на севере море, которого египтяне суеверно боялись. Только на востоке узкая полоса Суэцкого перешейка соединяет Египет с Сирией, находящейся в Передней Азии. Отсюда по временам врывались разбойничьи пастушеские племена. Раз случилось, что они покорили Египет (за 1700 лет до Р. X.); их вожди, гиксы*, более ста лет царствовали в нильской долине.

* Племенной союз гиксосов напал на Египет, воспользовавшись народным восстанием, о котором сохранились письменные источники – "Речение Ипувера" и "Речение Неферти". Господство гиксосов над Египтом продолжалось около 130 лет.

Египтянам удалось прогнать гиксов, и после этого египетские цари сами ходили войной в Сирию; дальше других, до реки Евфрата, заходил Тутмес III* (за 1500 лет до Р. X.). Ему принадлежала также вся нильская долина вверх по огромной излучине реки вплоть до слияния Белого и Голубого Нила, нынешняя Нубия. Фараоны заставляли побежденных платить себе дань товарами и писали на стенах дворцов и храмов о "великом страхе", в котором склоняются перед ними чужие вожди и их посольства. В своей столице Фивах они изображали без конца азиатские победы, особенно вновь введенные бои на колесницах, с которых стрелки, впереди всех царь, разили пеших врагов. Чаще других встречается имя фараона Рамсеса II**, который приказывал стирать имена своих предшественников и приписывал себе их завоевания. Воины, с которыми фараоны совершали походы, были большею частью иноплеменники: чернокожие из Нубии, полудикие ливийцы с запада и др. Этих солдат держали на большом жалованье; им выдавались участки земли, которые переходили по наследству к их детям, причем старший сын должен был идти в солдаты. Они знали свою силу и нередко своевольно поднимались против самих царей или возводили на царство своих вождей.

* Тутмос III. Он правил 54 года и скончался в середине XV века до н. э. При нем египетское государство достигло пределов, за которые в дальнейшем фактически не выходило: от четвертых нильских порогов до Северной Сирии. Подвластные народы – эфиопы, ливийцы, сирийцы – платили Тутмосу III ежегодную дань. Огромное количество золота и слоновой кости поступало в Египет из Эфиопии, серебро, свинец и олово, ткани, красители, ценный камень лазурит – из Палестины и Сирии, строевой корабельный лес и ценившийся в древности кедр – из Ливана.

** Рамсес II (XIII в. до н. э.) процарствовал 67 лет и умер в глубокой старости (его мумия прекрасно сохранилась). Он вел войны в Сирии и Палестине с царем Хеттской державы, находившейся на территории Малой Азии. От времен Рамсеса II сохранились огромный пещерный храм в Абу-Симбеле (у вторых порогов Нила) и исполинские изваяния фараона высотой 20 м.

Большие города в Египте

В нынешней Европе крупный город образует обыкновенно скопление высоких домов на тесном пространстве. В нильской долине города были скорее похожи на обширные деревни или соединения нескольких деревень и больших усадеб, между которыми более всего выдавались царские и божие поместья. Внутри городских стен были, кроме домов, большие огороды, фруктовые сады, поля, луга, пастбища, пруды. Простой народ жил в низких тесных мазанках; жилища служили почти только ночлегом: вся жизнь проходила на улице, на базарах. Простой человек едва покрывал свое тело рубашкой без рукавов или даже только фартуком, на ноги надевал привязные подошвы. Но он охотно разрисовывал лицо и тело татуировкой, как современный темнокожий. Быстро проносились по улицам легкие двухколесные экипажи, развозя людей царской фамилии, знатных и богатых владельцев, жрецов и чиновников; их пестрый, узорчатый костюм служил также не защите от холода и непогоды, а главным образом украшению; они обвешивали себя безделушками, царскими подарками и предохранительными средствами от злых духов; на голову часто надевали парик, а к бритому подбородку подвязывали бороду.

Выезд египетского фараона. Направо первые два ряда наверху – его гвардия, внизу – служители, расчищающие палками дорогу, и народ, приветствующий царя

Жилища богов выдавались своею обширностью и украшением. В настоящее время на месте старинных Фив находятся две деревни; дорога между ними, около двух верст расстояния, состоит из аллеи, образованной двумя рядами сфинксов, т. е. лежащих львиных фигур с человеческими головами. Это – остаток огромного святого места, в пределах которого стояли храмы, священные столбы (обелиски) и изваяния. Самым большим был храм, бога солнца; его окружала стена в 2 версты длины; остались развалины огромной колонной залы в 50 сажен длины; крыша ее поддерживалась почти 150 столбами, которые были пестро разрисованы, имел верх в виде ярких раскрашенных цветов.

Представления о египетских богах

В мысли египтян о богах соединялись остатки старинных верований и новые догадки и упования людей. В каждом городе или округе чтился свой бог или богиня покровители, были свои обряды для их почитания и свой способ изображать их. Одну черту старины египтяне особенно сохранили: именно – представление, что бог может принимать вид животного, что душа его может вселяться в зверя, птицу и т. д. Вследствие этого в различных областях считали священными, животными крокодилов, кошек, ибисов, змей и т. д. Наибольшим почетом пользовался в Египте черный бык с белым пятном на лбу, содержавшийся в Мемфисе в особом святилище. Боги изображались большей частью в виде животных или людей с головами животных: ястреба, коровы, барана, шакала и др.

Когда области соединились в большие государства, боги главных городов получили особенную силу. Бог юга, Горус* (в виде ястреба), долго был на войне с богом севера, Сетом (чудовище с головой жирафа). Мрачный Сет вырывает у светлого Горуса глаз (солнце), но Горус все-таки побеждает его. Царь объединенного Египта считался воплощением победившего бога. Еще другие боги получили признание во всей стране: напр. могучий водяной дух, принимающий вид крокодила; лунный бог, Тоут, который установил времена года и порядок вещей на земле, изобрел язык и письмо, обладает всеми тайнами мира, мудро указывает всем богам и людям их дело; Озирис, бог подземный, дающий произрастанье травам и деревьям, через которые выходит из-под земли его дуновение.

* Ныне принято следующее написание имен египетских богов: Хор (Гор), Сет, Тот, Осирис, Исида, Ра.

В разных местах показывали останки бога Озириса, убитого и растерзанного злым Сетом: богиня Изида (изображаемая с головою коровы или в короне, украшенной рогами), жена Озириса, похоронила его; сын Озириса, Горус, волшебством снова оживил своего отца, но теперь он уже царит над мертвыми. Так и другие боги страдают, умирают, имеют могилы, но также возрождаются, живут и царствуют вечно. Солнце рождается каждый день утром, к полудню достигает зрелости, а к вечеру старится, умирает. В году были большие праздники рождения бога, высшего расцвета его силы и смерти бога. Во время праздников служители храма и люди особенно святой жизни несли в священной процессии изображения бога или катили их по реке в изукрашенной барке. Жрецы и отшельники принимали участие в доле божества, потрясали дубинами в знак готовности отогнать угрожающих ему врагов: плакали о его страданиях, вылечивали жертвами глаз Горуса. Изображения, которые в будни хранились в ковчегах, стоявших внутри храмов, были в старину деревянными или каменными столбиками, перевитыми лентой; впоследствии стали делать статуи из гранита и других крепких пород камня.

Жрецы старались примирить веру в местных богов с верой в богов общих, великих; они говорили: "Наш бог – тот же, что и у других, лишь иначе называется". Везде соединяли они вместе трех богов: бога-отца, под которым разумели землю, богиню-мать, означавшую небо, и их сына, означавшего солнце. После построения больших пирамид на первое место над всеми богами поднялся бог солнца, Ре*. Его изображали в торжественном царском облачении; перед ним преклоняется земной фараон. Высоко чтили бога Ре фиванские цари, завладевшие Сирией и Нубией. Один из них, Аменофис IV** (изображенный на рисунке стр. 43), хотел провозгласить Ре единым богом всего мира и упразднить всех других богов Египта, обратив их святилища в храмы солнечного бога; всюду он повелел изображать великий светлый круг, испускающий во все стороны благодетельные лучи, которые на концах своих переходят в протянутые, благословляющие людей руки. Жители нильской долины думали, что их страна находится в середине мира; земля плавает в большом океане; небо – плоская крыша, краями покоящаяся на высоких горах и укрепленная четырьмя столбами; с потолка в виде светильников свешиваются звезды.

** Речь идет об Аменхотепе IV (XIV в. до н. э.), фараоне-реформаторе, пытавшемся ввести единобожие – поклонение Солнцу. Он принял имя Эхнатон, что означало Полезный Солнцу, покинул Фивы и основал новую столицу Египта – Ахетатон (Небосклон Солнца). Теперь на этом месте находится Эль-Амарна. Женой Эхнатона была красавица Нефертити, чьи скульптурные изображения сохранились до нашего времени.

Фараон Рамсес II на боевой колеснице в битве с хеттами при Кадеше. 1288 г. до н. э. Поле битвы осталось за Рамсесом, но потери египтян оказались столь велики, что фараон согласился на перемирие с хеттами

Рабочие перевозят на себе огромную статую (ряды рабочих, нарисованные один над другим, надо представить себе один позади другого)

Вера в загробную жизнь в Египте

По картинам и постройкам египтян видно, что особенно их занимала мысль о продолжении жизни после смерти. Целая половина Фив, все, что лежит на левой западной стороне Нила, состоит из "города мертвых". Это кладбище, в котором могилы – просторные, крепкие жилища, более прочные, чем дома живых. Они полны предметов: изображений, надписей и молитвенных листков, по которым мы узнаем о верованиях египтян. В этих верованиях смешивался страх живых перед покойниками, боязнь за собственную судьбу и надежды на лучшую участь в другом мире.

Египтяне думали, что между добрыми и злыми духами идет непрерывно борьба за жизнь человека. Болезнь и смерть – это победа злых духов. Но демоны не окончательно берут верх; за гробом продолжается еще спор добрых и злых сил. Первые охраняют, вторые стараются истребить ту часть человеческого существа, которая покинула тело при смерти. В этой борьбе родственники и близкие умершего могут помочь ему так же, как помогают живому при болезни, посредством волшебных слов и молитв, обладающих таинственной силой. Тексты этих молитв лежат во множестве в египетских могилах.

Очень живо представляли себе и загробный мир, в котором странствует умерший. Этот небесный мир похож на земной. Посредине его протекает великий небесный Нил, а по реке ежедневно проплывает бог солнца, сидя в крытой беседке наверху корабля; в темноте он возвращается по ночной реке опять к востоку, откуда снова начинается его дневной путь. Путешествие солнца казалось египтянину похожим на человеческую жизнь: в нем также сменяется рождение, жизнь и смерть. Солнце, скрывшееся ночью, это – умерший бог, который спустился в ад в подземное царство. Корабль его едет среди мрачных берегов, где поджидают злые духи; страшнее всех огромная змея, готовящая гибель солнцу; но в последнюю минуту друзья солнца бросаются на врага и заковывают его в цепи.

Умерший человек может с помощью молитв и обрядов, исполняемых живыми, разделить участь солнца; душа его может счастливо проскользнуть с солнечным кораблем сквозь ночь и возродиться к новому утру; она может также улететь в виде птицы в небесную страну. Для того чтобы облегчить этот переход, умерших хоронили на западном берегу Нила и клали лицом к закату солнца: так они должны были скорее увидеть тот свет. Далекий запад, куда уходит солнце, считался блаженной страной душ, перешедших к другой жизни. Но это верование перебивалось и смешивалось со старыми понятиями о продолжении жизни умершего на земле.

Египтяне поэтому различали в существе человека три доли: 1) тело, 2) дух, или "двойник", изображаемый в виде повторения человеческой фигуры рядом с живым человеком, и 3) душу, изображаемую в виде птицы. Тело умершего предается земле и около него должен остаться недалеко "двойник" человека. Жизнь двойника будет продолжаться тут же. Надо обеспечить ему прочный дом со всем убранством комнат, одежду и утварь, свежую пищу и особенно питье; иначе он будет страдать от голода и жажды, начнет тревожить живых людей. Поэтому кто мог, строил для двойника умершего родственника большую четырехугольную палату, "вечный дом". Чем богаче был покойник, чем знатнее, тем крупнее, лучше был его дворец; царю выкладывали целую каменную гору, пирамиду.

Чтобы привлечь двойника, ставили каменное изображение умершего, с особым искусством исполняли на нем портрет лица. В то же время старались сохранить тело, в котором двойник должен был найти свою прежнюю обитель. Это повело к обычаю приготовлять из трупов мумии, т. е. вынимать внутренности из тела умершего, заливать асфальтом, обвязывать тканями и класть в раскрашенный деревянный ящик, изображавший завернутого человека. Мумии совершенно высыхали; в таком виде дошли до нас тела некоторых египетских царей. Простой человек, конечно, не имел средств сделать все это: он засыпал тело умершего солью и просто зарывал в землю. На том свете, казалось, родственник его по-прежнему должен будет отставать в благополучии от более богатых.

Сначала в могилу приносили настоящую пищу и другие предметы. Но это стоило больших трат. Тогда явилась мысль заменить их изображениями. В "вечный дом" ставили каменные плиты, на которых были представлены съестные припасы, платье и т. п. Вещи эти заключали еще ту выгоду, что они тоже были вечными, не портились. Богатому человеку клали еще деревянные или каменные фигурки "работников" с орудиями в руках; они должны были на него пахать, возить, варить и т. п. На стенах для услады умершего рисовали картины жизни: тут была изображена охота в нильских болотах, нагружение корабля, сельские работы под надзором старосты, приготовление вина, игры и танцы и т. д. Мало-помалу ослабело и само рвение к постройке каменных громад для покойников.

Придумали еще более простой способ удовлетворять умершего. Все, что желали ему доставить, выражали словами в волшебной молитве: "Да будет богу Озирису принесена царская жертва, чтобы он даровал покойному 1000 быков, 1000 гусей, 1000 хлебов, и т. д." Длинные записи с подробными пожеланиями клались также в могилы.

Благополучие умершего таким образом зависело от щедрости его близких или от искусства жреца, который читал молитву. Но наряду с этим у египтян стала пробиваться и более возвышенная мысль: умершему будет воздано на том свете по его делам. Отправляясь вслед за солнцем, душа подвергается суду в подземном царстве. Там сидит справедливый судья Озирис, бог, который сам пострадал и умер. Он разбирает всю жизнь души, предстающей перед лицо его, и произносит приговор. Поэтому в могилу, как бы в напутствие умершему, клали особый молитвенник, где подробно было записано, что должна отвечать душа на суде. "Я не обманывал никого, я не пребывал в праздности, я не отнимал раба у господина его, не мучил вдов, не грабил могил, не охотился на священных животных, я чист, я давал хлеб и воду нищему, одежду нагому, я приносил жертвы богам и кормил умерших". Из этих ответов видно, какие заповеди у египтян считались особенно важными.

Письменность в Египте

Рисунки на стенах большей частью снабжены объяснительными надписями. Позднее путешественники-греки, посещавшие Египет, называли их иероглифами*, т. е. священным письмом, думая, что это какие-то таинственные знаки, вроде загадок, скрывающие мысль. Но в действительности это была обыкновенная азбука египтян, лишь гораздо более сложная сравнительно с нашей. Ею исписаны бесчисленные листки папируса (бумаги, сплетенной из волокон египетского тростника).

* Египетские письмена – иероглифы – расшифровал французский ученый Франсуа Шампольон в 1822 г. Шампольон доказал, что в письме древних египтян одни знаки выражали звуки, другие – понятия. Шампольон, по справедливости, считается отцом египтологии.

Письмо началось с того, что люди старались нарисовать вещи, о которых говорили. У дикарей нередко целый рисунок должен передать какой-нибудь уговор: напр. изображение озера с плавающими в нем рыбами и людей по обе стороны означает, что две деревни уговорились сообща пользоваться ловлей в таком-то месте. Можно набросать немногими чертами изображения различных вещей и существ, напр. человека, птицы, льва, лопаты, звезды. Слова "день", "молитва", "сила" нельзя нарисовать; их придется только напомнить рисунком: день – кружком, означающим солнце, молитву – изображением человека с поднятыми к богам руками, силу – фигурой быка и т. д. С такой азбуки слов начали египтяне. Ходьбу они изображали двумя шагающими ногами; сокол, посвященный Горусу, означал вообще бога или царя (на прилагаемом рисунке на стр. 46 сокол в царской высокой шапке); плодородная земля изображалась в виде полоски и точек под нею (кора земли и семена), бесплодная – в виде зубчатой стенки (каменистые бугры). Это был очень несовершенный способ письма. Приходилось придумывать очень много знаков – столько, сколько было слов. Притом, когда эти фигуры и знаки ставили рядом друг с другом, чтобы выразить целую мысль, связь между ними оставалась неясной; нельзя было обозначить то, что мы выражаем падежами, окончаниями глаголов, согласованием слов.

Знаками можно еще иначе пользоваться. Можно не только видеть в знаке фигуру предмета или замену понятия, можно также, произнося обозначенное знаком слово, слышать в нем определенное созвучие. Если привыкнуть связывать с таким-то знаком такое-то созвучие, можно будет употреблять тот же знак везде, где это созвучие встретится, хотя бы смысл слова был другой. Так, напр., фигура вола может служить для обозначения первого слога слова волна; знак слова "ум" и знак слова "нож" годятся для первых слогов слова умножить и т. п. При выговаривании слов легко заметить схожие слоги: если каждому слогу дать особое обозначение, можно будет выразить все оборотыречи. У египтян "гусь" ставился вместо "сын", потому что оба слова звучали одинаково сэ; "лютня" (нофре) годилась для слова "добрый" и т. д. На этом способе основан наш ребус. Но то, что осталось теперь в виде игры, было прежде общим приемом письма. Эту азбуку слогов египтяне начали также применять помимо старой азбуки слов. Число знаков в ней было гораздо меньше, чем в первой. Еще позднее они разделили и слоги на звуки и начали обозначать каждый звук особым знаком.

Но беда была в том, что у них остались знаки из всех трех азбук: рядом с последней азбукой, похожей на нашу, они продолжали применять и прежние приемы письма. Искусство письма было и осталось у них очень сложным.

В судьбе этого искусства заметно выразилась одна черта египетского народа. Среди новых изобретений, замечательного искусства в постройках, живописи и ваянии, среди возвышенных понятий у египтян оставались в силе старые полудикие обычаи и взгляды: они татуировались, применяли частью каменные орудия, сберегали тела умерших и кормили их, представляли себе богов в виде животных, применяли детскую азбуку. Все это воспроизводилось в течение сотен лет, старательно и точно, хотя смысл многих старых обычаев исчез и забылся. Причина этой верности старине заключалась в том, что египтяне жили долгие века замкнуто в своей долине, без сношений с другими народами, не получая новых впечатлений, не зная чужого, не испытывая нужды менять свои порядки.

Современная египетская деревня сохранила многие элементы общины. Деревня для феллаха, писал египетский этнограф Г. Айрут, это маленький замкнутый мирок. Именно в нем на открытом воздухе и на людях, а не в своем доме проводит он большую часть жизни: женщины ходят за водой группами, дети играют все вместе, повседневная жизнь здесь протекает всегда в коллективе. Деревня, а не дом образуют в здешних условиях настоящую цельную единицу. Кофейни играют особую роль в жизни не только сельского, но и городского населения, наподобие чайханы в старой Сред ней Азии.

Семья

Как и у других арабских народов, у современных египтян, прежде всего у феллахов, сохранилась и такая форма общинной организации, как линиджная община, или (по терминологии: М. О. Косвена) «патронимия». Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по муж ской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его же на. Эта группа включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы, но и так называемая асабия - «кодекс чести», социальные связи и обязанности большой семьи. Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что «асабия» - одно из важных средств в установлении и регулировании общественных отношений.

Сплоченность большой семьи поддерживается обязанностью кровной мести. На мужчин - членов большой семьи - распространяются как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собираются средства для того, чтобы откупиться от мстителей.

Как и у других арабских народов, у египтян распространен брак с двоюродными сестрами по отцовской и материнской линии, способствующий укреплению связей между родственными семьями. Родные и двоюродные братья должны помогать друг другу во всех случаях жизни. Если этого не происходит, с ними стараются не иметь дела все, считающие себя порядочными людьми. Египетская деревенская семья строго патриархальна. Послушание жены мужу, сыновей - отцу, младших братьев старшему- нравственный закон. Молодого человека уважают не столько за его личные качества, сколько за репутацию его отца.

Супружеская неверность сурово осуждается общественным мнением деревни и нередко наказывается смертью. Девственность - обязательное условие для невесты, и если оно не соблюдено, молодой муж с позором ее прогонит. Но разводы в египетской деревне - редкость. Феллах, заплативший за жену брачный выкуп (махр), деньги на который он должен зарабатывать в течение многих лет, теряет все при разводе (если только причиной развода не является прелюбодеяние или бесплодие жены) и знает, что на второй брак средств ему не накопить до старости. При этом нередко родственники помогают собрать нужную для махра сумму, и с ними уже поэтому нужно считаться при выборе невесты и при намерении развестись. Невес ту молодому человеку обычно выбирают родители или заменяющие их старшие родственники. Закон запрещает слишком ран ние браки (девушек до 16 лет, юношей до 18 лет), но в деревне они нередки. По обычаю, невеста вносит в дом приданое - постельные принадлежности, свои наряды, а жених делает ей подарок-какое-нибудь украшение, например браслет.

На свадьбе мужчины пируют и веселятся отдельно от женщин. Обилие и роскошь угощения, число и квалификация приглашенных музыкантов зависят от достатка семей жениха и не весты. На деревенскую свадьбу в состоятельных семьях собираются сотни людей. Звучит музыка, выступают местный оркестр на родных инструментов, исполнительница восточного танца (ар-ракс аш-шаркий, или «танец живота»), местный рассказчик-декламатор из крестьян, являющийся одновременно поэтом и певцом, аккомпанирующим себе на ребабе, фокусники, дрессировщики обезьян, укротители змей, фехтовальщики на дубинах (из крестьян), наездники (из бедуинов), актеры традиционного народного театра.

Праздники и похороны

В праздничные дни (например, в дни общегосударственных, общемусульманских праздников, в день рождения местного святого, в дни древних египетских праздников и т. д.) толпы народа собираются у могилы святого либо на деревенском гумне смотрят увеселительные представления, покупают сладости, обсуждают деревенские новости.

Общинным делом являются и похороны феллаха. На них собираются сотни и тысячи соседей. Женщины-плакальщицы, рас красив лицо синей или черной краской, сопровождают похоронную процессию воплями и ритуальными причитаниями.

Еще одним общинным событием является базарный день. На деревенских базарах можно увидеть те же развлечения, что и на праздниках, выставлены на продажу изделия ремесленников: гончаров, ткачей, медников, кулинаров, кондитеров, изготавливающих местные сладости; здесь же на заказ работают портные, цирюльники, звучит музыка.

Народный египетский оркестр по своему составу напоминает народный оркестр других арабских стран, но имеет ряд особенностей. В его составе ударные инструменты: плоский барабан (табль), тамбурин (дарабука) из кожи, натянутой на глин ную основу, духовые: кларнет, двойной кларнет (зуммара), носовая дудка (мизмар) и струнные щипковые инструменты ур-гуль, саламия, а также ребаб, на котором играет поэт-декламатор (шаир).

Египетская народная музыка (так же как и танцы) оригинальная. В ней можно выделить общеарабские и древние, автохтонные элементы.
Это относится и ко всем другим сторонам субкультуры фел лахов, их утвари, одежде, украшениям, пище и пр.

Одежда

Традиционная одежда феллаха состоит из белой нижней сорочки, которая шьется из бумажной ткани, жилета, надеваемо го поверх сорочки, и широких коротких штанов. Поверх всего этого надевается тунико-образная длинная (ниже колен) верх няя рубаха (галабея) из шерсти белого и синего цветов, Голова покрыта фетровой шапочкой (лебда) обычно коричневого цвета (у детей-белого, из пикейной ткани). Поверх лебды по праздникам иногда наматывается кусок белой ткани. Обычно феллах ходит босым, но по праздникам или после омовения - в туфлях без задников. У деревенских мальчиков галабея - единственная одежда. Она короче, чем у взрослых. Женская одежда состоит из платья (черного или цветного) приталенного, с длинными свободными рукавами. Платье под грудью подвязывается поясом. Под платье надеваются широкие штаны. Выходя из дома, женщина покрывает голову платком (мелая, мегандела), которым при встрече с мужчиной она может прикрыть лицо. Маленькие девочки носят юбку и корсаж.

Помещики, деревенская буржуазия, отходники все чаще оде ваются по-европейски (или по-городскому), но традиционный мужской и женский костюм все еще господствует в египетском селе.

Уход за телом

Уход за телом включает ряд эстетических, гигиенических и ритуальных процедур. Будучи мусульманами, феллахи совершают предписанные шариатом омовения (вудув) рук, ног, лица и гениталий. В возрасте шести-десяти лет мальчиков (как мусульманских, так и христианских) подвергают обрезанию, а девочек - эксцизии. Девочкам прокалывают мочки уха для сережек (в прошлом прокалывали и перегородку носа девочкам, а также мочку правого уха мальчикам). Молодые крестьяне и крестьянки татуируют лица, кисти рук, грудь, спину. На тыльной стороне руки у коптов бывает вытатуирован крест и дата паломничества в Иерусалим. Женщины красят руки хной, а веки- сурьмой (кохл). Волосы они заплетают в косички, в которые вплетают шнур желтого или черного цвета. Волосы на теле удаляют бритвой, щипчиками или квасцами. Мужчины стригутся коротко, оставляют усы, а пожилые и бороду.

Стрижку, бритье, а также обрезание производят деревенские цирюльники, татуировку производит особый специалист, чаще всего бедуин.

Пища

Пища феллахов - преимущественно растительная. Это, прежде всего лепешки. Они выпекаются из теста, основу которого составляет кукурузная или пшеничная мука с примесью просяной, бобовой муки, а также растения хильба (хельба). Та кие пшеничные лепешки - самая распространенная пища в го родах. Еще в середине XX в. кукурузные лепешки составляли до 80% дневного рациона феллахов. К этому добавлялись разно образные сырые овощи, зелень, фрукты, вареные бобы с при правами (фуль). В вареном виде едят и другие бобовые: чече вицу, горох, бамию, мулухию, а также тыкву. Из чечевицы в смеси с рисом (одна часть чечевицы на две части риса) готовят блюдо кошри. На сладкое едят финики, сосут сахарный тростник, изредка - восточные лакомства.

Мясная и молочная пища для феллаха - праздничная еда. Мясо варят мусульмане обычно в праздники, на свадьбу либо в базарный день (раз в одну-две недели). Чаще едят кур и голу бей, иногда гусей. Молочная пища - это козье и буйволиное, реже - коровье молоко, творог, соленый сыр, но большую часть молока (нередко весь удой) феллахи продают. Пищу феллахи принимают три раза в день: немного утром, перед уходом на работу в поле (завтрак), в полдень - легкий полдник, но главный прием пищи вечером (аша). Едят руками, сидя на корточках вокруг посуды с едой.

Излюбленным напитком издавна был черный кофе, после первой мировой войны его начал вытеснять очень крепкий чай, а с середины XX в. наряду с кофе и чаем распространилась пепси-кола.

Праздничная еда - всегда обильная и на ее приготов ление уходит много времени и средств. Она подается на торжествах, которые в деревне всегда носят общинный характер, да же если поводом для них послужили такие, казалось бы, сугубо личные или семейные события, как вступление в брак, рождение ребенка и т. п.

Коренные перемены в социально-экономическом строе египетской деревни (рост неземледельческого населения в сельских поселениях, развитие капиталистических отношений и урбанистических форм быта, массовое отходничество феллахов в города Египта и в другие арабские страны) вызвали существенные изменения и в культурно-этнографической сфере. В домах богатых феллахов, деревенских торговцев и отходников появляется современная мебель, утварь, бытовая тех ника, сами дома начинают строить из кирпича или цемента как многокомнатные жилища различных типов. Современная город ская одежда, купленная в магазине готового платья или в лавочке на базаре, начинает вытеснять традиционный народный костюм. Меняется и питание феллаха. Покупная пшеничная мука, мороженые мясо и рыба, импортные мясные и рыбные консервы - все это теперь обычные продукты питания. Хотя питание феллахов становится разнообразнее и богаче протеинами, их национальная кухня существенно не меняется, и из импорт ных продуктов готовят традиционные национальные кушанья.

Традиционная самобытность египтян (близкая к субкультуре феллахов) сохранилась главным образом в домнах бедного на селения на окраинах небольших городов, меньше всего - в виллах каирских богачей на берегу Нила. Но и здесь мы находим народный египетский костюм у слуг, выделение в доме женской половины, большую (сравнительно с европейскими странами) власть отца семейства и другие характерные для старого египетского города особенности семейных отношений и домашнего бы та. Новым явлением в жизни египетского города стали трущобы, населенные недавними выходцами из деревень, беженцами и пр. В Каире старинное кладбище превратилось в район трущоб. Весьма знаменательно сочетание на этом кладбище действующих культовых сооружений (мечети, гробницы), временных или трущобных жилищ, торговых и других заведений. Порой семейная усыпальница состоятельных людей служит жильем для семьи бедняков, которые становятся как бы сторожами гробницы и клиентами ее владельцев. Владельцы гробницы рассматривают материальную и другую помощь, оказываемую по селившимся здесь беднякам, как религиозную обязанность мусульман.

Сохранившиеся до наших дней памятники искусства и исторические источники могут рассказать о том, какая была одежда Древнего Египта, кратко о которой пойдет речь в этой статье.

Основным материалом для изготовления одежды египтян был лен. Это обусловлено тем, что именно для выращивания льна были самые благоприятные климатические условия. Древнеегипетские мастера владели особыми техниками ткаческого искусства - материал изо льна был очень тонким и легким, и по этим параметрам ничуть не уступал шелковым тканям. В эпоху Нового царства появились новые технологии изготовления тканей - они стали сеткообразными. Одежду, сшитую из такого материала, украшали с помощью вышивки, бисера, стразов и пряжек. Помимо льна египтяне использовали хлопок, а также кожу. Сохранились сведения и об использовании меха - им расшивали жреческую одежду, предназначенную для религиозных обрядов и ритуалов. Египтяне умели раскрашивать ткани в различные цвета - сначала это были красный, голубой и зеленый цвета. Впоследствии мастера научились получать и другие расцветки и оттенки, например, желтый или коричневый. Для украшения использовали орнаменты, имеющие определенное сакральное значение.

Мужская одежда у древних египтян несет свое происхождение от простой набедренной повязки. Изначально это была рабочая одежда, напоминающая фартук, но по мере своего развития повязка видоизменялась. Например, у более знатных людей и у вельмож повязка украшалась складками и крепилась с помощью пояса, расшитого золотом. Со временем набедренная повязка, именуемая также «схенти» превратилась в элемент нижнего белья, поверх которого надевали трапецевидную, прозрачную повязку.Она также крепилась с помощью пояса и украшалась различными орнаментами. На древнеегипетских рисунках, сохранившихся до наших дней, мужчины изображались в набедренных повязках белого цвета, отсюда можно сделать вывод, что именно этот цвет имел преимущество.

Женская одежда представляла собой кусок ткани, обмотанный вокруг тела. Чтобы платье не спадало, к нему пришивались бретельки. Такое платье называлось «калазирис», и его носили женщины, независимо от социального статуса. Отличие платья госпожи от платья рабыни было лишь в качестве ткани и наличии украшений. Во времена Среднего царства женское платье дополнялось накладным воротником, расшитым драгоценностями. В более поздние времена платье разделилось на юбку и жилет. Юбка доходила до середины икры, сверху украшалась широким поясом, подчеркивающим стройность фигуры. Жилет представлял собой две широкие бретели, их завязывали на плечах. При этом грудь была приоткрыта, но не выставлялась напоказ.

При раскопках гробниц фараонов, исследователи обнаружили там манекены, которые повторяли силуэт правителя. Это говорит о том, что портные тех времен использовали манекены для пошива одежды фараону, не отвлекая его при этом от важных дел.

Что касается обуви, то сначала все египтяне ходили босиком. Даже жены фараонов не носили обуви. Но со временем ситуация изменилась, в эпоху Нового царства стали популярными сандалии, сделанные из пальмовых листьев и скрепленные кожаными ремешками.

Головные уборы в Древнем Египте были не столько практическим элементом одежды, сколько признаком принадлежности к тому или иному сословию. Были распространены парики. Египтяне стриглись наголо из-за жаркого климата, и с помощью париков прикрывали отсутствие волос. Намного позже знатные женщины тоже стали сбривать волосы на голове, а простолюдинки и дамы из средних слоев населения носили длинные, натуральные волосы. В эпоху Нового царства у мужчин появилась традиция носить шапку круглой формы, прилегающую к голове. Придворные фараона носили на голове повязку, спускающуюся к плечам.

Следует отметить, что одежда Древнего Египта - тема, которая изучается не только историками, но и стилистами и модельерами.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...