Политический процесс. Виды политических процессов

Типы и разновидности политического процесса

Типология политических процессов. Стадии (фазы) политического процесса

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии американским политологом Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический «идеальный тип» в духе М. Вебера, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление «Запада» - «не-Западу», основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического «Запада» и были чужды бытийным основам «незападного мира».

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.

3. В политическом процессе преобладают клики.

4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.

5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.

6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы.

7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.

9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.

10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.

11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.

13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.

14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.

16. Велика роль харизматических лидеров.

17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-регионапьные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития -- легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет 6 скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры; доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

В масштабах всего жизненного цикла социальной системы политический процесс можно разделить на четыре стадии (фазы):

1. Стадия конституирования - важнейшая в политическом процессе. Пришедшие к власти политические силы создают отвечающую их интересам систему. Достигается общественное согласие по фундаментальным ценностям в обществе, принимается конституция.

2. Стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. Деятельность субъектов политики не воспроизводит сложившийся порядок.

3. Стадия развития сопровождается перегруппировкой политических сил, изменениями в структуре и полномочиях государственных органов, реформами в различных сферах жизни общества.

4. Стадия упадка характеризуется преобладанием центробежных тенденций над центростремительными. Должностные лица используют власть прежде всего в своих собственных интересах, не заботясь об общественном благе, а центральная власть не способна с этим бороться, в силу чего происходит ослабление ее легитимности. Возникают условия для радикальных изменений в обществе, которые могут привести к конституированию новой политической системы.

Также политический процесс можно условно разделить наследующие 5 стадий:

ь формирование (вызревание) политических приоритетов;

ь выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса;

ь формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений;

ь приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация);

ь оценка результатов политических решений.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов.

Развитие политических процессов демонстрирует возрастающую роль политики в качестве мощного фактора и орудия действия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике - политической власти.

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах . При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы .

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах . Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

Политический процесс

Ключевые слова: политический процесс, политическое изменение, модернизация, инициирование политики, формирование политики, реализация политики, оценка политики, стиль политики, администрирование; бюрократия, модель рационального выбора, модель последовательных ограничений, смешанно-сканирующая модель.

Основные вопросы:

1. Понятие, структура, стадии политического процесса.

2. Типы политического процесса.

3. Процесс принятия решений: стадии протекания, модели выбора эффективной альтернативы.

Понятие, структура, стадии политического процесса

Динамичность современной политической жизни, усложнение отношений и связей на различных уровнях организации общества обусловили очень активное использование понятия «политический процесс».

В современной отечественной политической науке для определения понятия политического процесса справедливо различаются его макро- и микроаспекты, широкий и узкий смысл.

В широком смысле политический процесс определяют как ход развития, воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества.

В узком смысле политический процесс может рассматриваться как совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, как процесс отправления публично-властных полномочий, как механизм, с помощью которого «делается» публичная политика, как процесс принятия политических решений и т.д. Иными словами, микроуровень представлен субпроцессами.

Первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле.

Очень важно для понимания политического процесса представлять порядок его реализации. Целостный единый процесс делится на четыре стадии или этапа:

1. формирование политической системы;

2. воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3. принятие и исполнение политико-управленческих решений;

4. контроль за функционированием политической системы.

Формирование политической системы означает сведение отдельных ее частей в единый политический процесс. Формирование происходит с учетом сложившихся закономерностей и потребностей общества, оно идет непрерывно, постоянно возобновляясь, и представляет собой воплощение воли людей, создающих систему. Чтобы можно было говорить о воспроизводстве политической системы, необходимо обеспечить поддержку и ее признание со стороны общества.

Воспроизводство системы выделяется в отдельный этап политического процесса, но надо учитывать, что элементы воспроизводства присутствуют на всех этапах. Основными характеристиками этой стадии являются преемственность и обновляемость. Преемственность означает воссоздание политических отношений и институтов, ценностей, норм, сохранение их сущностных характеристик при ставке на усовершенствование. Обновляемость предполагает зарождение новых черт и свойств системы, ее развитие.


Принятие и исполнение политических решений является одним из важнейших этапов политического процесса. Эта стадия связана с определением целей и средств их достижения, выяснением соотношения тех интересов, которые стоят за принимаемым решением.

Контроль за состоянием и деятельностью политической системы завершает цикл политического процесса. Он выступает как корректировка движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами участников процесса. Политическая жизнь общества представляет собой последовательную смену политических процессов: завершение одного цикла означает начало следующего.

Минимальным компонентом, «единицей измерения» политического процесса является политическое изменение. Политическое изменение это фрагмент политического процесса,отражающий появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, а также между политической системой и внешней средой. Анализ уровня, специфики политических изменений дает возможность описать динамику, состояние политического процесса, его разновидности.

Изучая политические изменения, различают три режима протекания политического процесса: режим функционирования, развития и упадка. В условиях режима функционирования в политической системе воспроизводятся сложившиеся, традиционные отношения между субъектами политики: элитой и электоратом, политическими партиями, органами местной власти и т. д.

Режим развития должен быть сопряжен с такими методами управления, используя которые политическая элита смогла бы отвечать на новые требования времени. Усложнение структуры политической системы требует поиска эффективных технологий властвования (коммуникаций, принятия решений и др.).

Режим упадка , говоря сам за себя, характеризуется разрушительными для политической системы явлениями, неспособностью найти выход из кризисного состояния, потерей легитимности власти.

Политический процесс – это динамическая характеристика политической системы. Он представляет собой цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы. Исследователь ориентирован на целостное восприятие всей системы, на изучение внутренней логики развития политических событий, цепочки политических изменений.

Типы политического процесса

Невозможно обойти проблему типологизации политического процесса. Основания для типологии могут быть самые различные, зависящие как от цели исследователя, так и от некоторых объективных параметров, например, от способа и масштабности политических изменений, политического режима и др. Очень важным основанием типологизации выступает социокультурный контекст политического процесса. Социокультурный контекст, влияющий на политическую традицию, дает основание выделить три типа политического процесса – технократический, идеократический и харизматический.

В технократическом политическом процессе политические изменения подчинены принятой законной технологии. Субъекты политических отношений придерживаются определенных функций, не превышая своих полномочий, не выходя за рамки своих политических ниш. Сменить роль или статус возможно через легитимное использование процедуры политического изменения, применяя известные и разрабатывая новые технологии. Политический лидер в таком типе процесса помещается в пространство рационально установленных норм для выполнения объективного служебного долга. Его воля функциональна в той мере, в какой он реализует интересы представляемого им института. При нарушении «правил игры» используются механизмы отрешения от должности. Такой тип политического процесса характерен странам с богатым опытом политической жизни, в процессе которой шел эволюционный отбор институтов и механизмов, которые адаптировались к потребностям общества. В качестве примера в первую очередь приводят страны англо-саксонского ареала, а также, но в меньшей степени – романо-германской традиции.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных стран, либо для стран на начальной стадии модернизации. В таком типе политического процесса приоритет имеет не технология политического изменения, а идеология, не процедура, а идея, объединяющая общество. В этом случае очень многое зависит от содержания идеологий, от заявленных базовых принципов государственного устройства. Идеократический политический процесс в большей степени свойственен восточнославянской политической традиции, странам Востока, не утратившим традиционной ориентации. Идеократический политический процесс оптимален в период структурной перестройки политической системы, но идеократия может быть опасна, когда становится радикальной, агрессивной, тотальной.

Политический процесс харизматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы, с волей которого связываются идеологические доктрины и работа институтов.

В зависимости от характера функционирования общества выделяют политические процессы в традиционном обществе – традиционные ; и процессы в обществах, переживающих модернизацию – политико-модернизационные.

Для первого типа характерны патриархальность политической жизни, отсутствие у населения ярко выраженных политических интересов, низкий уровень участия в политической жизни при скурпулезном выполнении внешних государственных ритуалов. Политический процесс в условиях модернизации отличается расширением политического участия, созданием институтов, позволяющих оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Согласно теории модернизации , политическая система зависит не от характера общественно-экономической формации, а от типа осовременивания, т.е. способа перехода от традиционных ценностей к современным рациональным структурам.

Проблема влияния модернизации на политику является дискуссионной. Политической модернизации характерно то, что политический авторитет воспринимается рационально, появляется большое разнообразие политических ролей. В то же время множество центров влияния, таких как религиозные, клановые, этнические, заменяются единственным национальным правительством, что усиливает национальную централизацию и интеграцию. При этом нужно отличать модернизацию как процесс, как направление перехода к политической системе современного типа от политической модернизации как результата, который не всегда соответствует идеальным моделям и не обязательно приводит к вышеперечисленным характеристикам.

Эволюционные и революционные политические процессы характеризуются таковыми в зависимости от используемых методов и характера поставленных целей. При революционном процессе преобразования имеют радикальный характер, используются силовые средства. Основу эволюционного развития составляют поступательные преобразования, осуществляемые легитимной властью.

По масштабу выделяют глобальный политический процесс, региональный и локальный.

Глобальный (мировой) политический процесс представлен множеством равноправных субъектов политических отношений, воздействующих на ситуацию в мире. Региональный процесс охватывает какой-либо геополитический ареал. Локальный политический процесс носит частный характер.

По объекту воздействия выделяют внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности, а для внутриполитического процесса определяющими являются социальная, экономическая структура, а также культурная специфика каждой конкретной страны.

С точки зрения публичности политики выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы . Открытый политический процесс характеризуется развитой коммуникацией между его участниками, государством и заинтересованной общественностью. Скрытый процесс связывают с ограниченной коммуникацией между государством и обществом, особой ролью теневых структур, возникающей масштабной коррупцией и т. д.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Первая - это стадия конституирования совпадает с революционным, переломным периодом развития общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются возникшие институты власти. Полностью пересматривается конституция.

Вторая стадиястадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по поддержанию деятельности уже созданных органов власти, политических партий, общественных организаций. Политический процесс отражает простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития . Для данной стадии характерна определенная перегруппировка в расстановке политических сил. Происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги определили цели и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене.

Четвертойстадией протекания политических процессов является стадия упадка, распада политической целостности . Разрушительные тенденции преобладают над конструктивными. распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Важнейшими являются следующие: характер исторического периода в развитии страны, степень развитости политических институтов и т. д.

Понятие, типы и виды политических действий. Политический процесс состоит из совокупности политических действий. Политическое действие – это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.


Политическое действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие , заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное , состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».

Политическое действие можно характеризовать как рациональное, означающее, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам; иррациональное, означающее, что его агент не имеет четкого представления о конечной цели, применяет на практике неадекватные окружающей обстановке формы и методы политических действий.

Политическое действие можно рассматривать как инерционное, которое воспроизводит принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняет ее; творческое, которое вно-

сит в политику перемены, новые моменты, динамику.

Политическое действие может быть организованным или стихийным . Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию

и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно.

Основными видами политических действий являются революция и реформа . Революция - это коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы. При этом происходит отстранение от власти одной правящей элиты и замена ее другой (в связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения, в обществе формируется движение, которое выступает против революции – контрреволюция – политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией; целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков). Реформа предполагает постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социально-политической структуры. Кроме основных видов политических действий, затрагивающих в целом политическую систему общества, политические действия могут осуществляться и в других видах, как правило, не приводящих к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч: восстание - это открытое выступление каких-либо социальных групп или классов против политической власти (ему присущ определённый уровень организованности, определённые цели, которые обосновываются в программах или лозунгах восставших); бунт - это массовые действия, как правило, ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия господствующих политических групп, государственных органов (бунт отличается от восстания отсутствием целенаправленности, минимумом организованности, управляемости и исчерпывает себя сопротивлением отдельным действиям правительства); мятеж - это вооружённое выступление, подготовленное определённой группой лиц с более ограниченным числом участников, чем во время бунта (обычно ядро мятежа составляют представители армии или других силовых структур, к которым присоединяются определенные слои населения); путч – это авантюристическая попытка совершить государственный переворот, инициированная небольшой группой заговорщиков (путч выражается в вооружённых действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учёт ситуации, ни на продуманную программу).

Не менее важным видом политических действий является политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей (изменение структуры власти в обществе,

перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т.д.).

Примерами специфических политических действий служат также митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являют-

ся выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры и т.д.

Таким образом, политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп, которые облекаются в теоретическую, идеологическую форму.

Политическая модернизация как разновидность социального процесса.

Модернизация – это переход (пути перехода) от традиционного общества к индустриальному. Политическая модернизация – это процесс изменения качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного к современному обществу.

Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:

1) 50-60 е годы ХХ века, когда модернизация понималась как копирование западных устоев во всех областях жизни;

2) 70-90-е гг. ХХ века, когда приоритетной целью модернизации было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели демократической модели.

Политическая модернизация означает (по С.Н. Эйзенштадту):

· создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов.

· территориальное и функциональное расширении области центрального законодательства и администрации.

· постоянное расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и личностей

· возникновение и быстрое увеличение рациональной политической бюрократии.

· ослабление традиционных элит и их замена.

Особенности политической модернизации в Беларуси. В Республике Беларусь складывается социально ориентированная рыночная экономика, которая обеспечит устойчивое развитие страны. Структура власти ориентирована на доминирующую роль президента, что отражается в форме правления. Экспорт определен приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности государства. Основная черта внешнеполитической деятельности - многовекторность.

Государственное управление (ГУ) можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление - это осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления.

В узком смысле государственное управление - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов ГУ, которая направлена на регулирование процессов, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества и осуществляющаяся на профессиональной основе. Государственное управление воплощается в государственной политике , в выработке конкретного политического курса.

Субъект управления - государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Кроме термина государственное управление используется также термин политическое управление. Политическое управление это процесс постановки общенациональных задач развития, разработки политического курса, принятия решений на общегосударственном уровне.

В политическом управлении есть специфические черты, не присущие государственному управлению. Одни и те же вопросы в государственном и политическом управлении рассматриваются по-разному: государственное - с точки зрения государства, политическое - с точки зрения гражданина и гражданского общества. Соотношение государственного и политического управления, таким образом, определяется соотношением государственной и политической власти и зависит от типа политической системы.

В управленческой деятельности государства применяются следующие средства :

1. Нормативно -правовые средства: конституция, конституционные законы и акты, законы, международные договоры, указы главы государства, постановления правительства, акты министерств, руководителей центральных органов государственной власти, положения, регламентирующие работу центральных органов государственной власти; государственные и отраслевые стандарты.

2. Программно -целевые средства: национальные, государственные, региональные, отраслевые и межведомственные концепции, программы, проекты. Программно-целевые методы ориентированы на подготовку технологических аспектов решений.

3. Организационно- распорядительные средства: поручения и организационно-координационные решения высших и центральных органов государственной власти.

Функцииуправления - это основные виды управленческой деятельности.

1. Целеполагание - определяющая функция управления. Цель - это идеальный образ будущего результата деятельности. Ее формирование предполагает наличие знания тенденций общественного развития, общественных потребностей и интересов социальных групп и граждан, а также выработку с учетом их и принятие нормативных правовых актов. Важно, что субъект не сможет сформулировать и достичь реальных целей, если он не будет опираться на знание конкретной ситуации, в которой он и управляемые живут и действуют в данное время. Поэтому целеполагание предполагает конкретный анализ конкретной ситуации - комплекса условий, складывающихся в данный момент времени.

2. Прогнозирование (отгреческого prognosis - предвидение, пред-сказание) - это объяснение возможных состояний и изменений социальной системы, политических институтов.

3. Прогнозирование и разработанная на основе составленного прогноза стратегия служат базой планирования - неотъемлемой функции государственного управления. В процедуре планирования намеченные цели приобретают практическую форму: они конкретизируются в задачах. .

4. Информирование - одна из ведущих функций в государственном управлении. Управляющий субъект не может обойтись без информирования объекта о содержании целей, стратегии, намеченной программы действий.

5. Функция организации - совокупность действий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющего субъекта. Это - способ упорядочения действий групп и индивидов на основе общепринятых норм и ценностей - политических, правовых, нравственных, религиозных и др.

6. Функции координации и регулирования -логическое продолжение организующей деятельности. Координация - действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов. Регулирование -это форма согласования интересов различных общественных групп с общими, государственными интересами, смягчение и разрешение противоречий и конфликтов в обществе.

7. Функция контроля и надзора за исполнением управленческих решений, принятых нормативных правовых актов, правил поведения, регламентов.

Критерии эффективности государственного управления представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления (управленческой системы), при анализе которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Критерии социальной эффективности государственного управления раскрывают и характеризуют качество всей системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Выделяют 5 таких критериев:

1. Целеориентированность (целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, которая определяется через степень соответствия управляющего воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Причем речь идет не только о целях, зафиксированных в политических документах или законодательных актах, а также и о тех целях, которые практически, на самом деле реализуются в жизни.

2. Ко второму критерию специальной социальной эффективности государственного управления относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий . Это время, которое тратится на внутреннюю управленческую деятельность, т.е. на обработку и прохождение управленческой информации. Учитывая многоуровневость государственного управления, параметры затрат времени на собственно управленческую жизнедеятельность имеют для общества исключительное значение. Любое управленческое решение свою актуальность и рациональность сохраняет лишь в течение весьма короткого времени. В государственном аппарате должны быть установлены жесткие нормативы затрат времени на выработку и прохождение любой управленческой информации, основанные на современных технических средствах и строго соблюдаемые.

3. Третьим критерием является стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. От того, какие и как используются формы, методы, средства и ресурсы для достижения поставленных целей, напрямую зависят результаты их практической реализации. На данный критерий очень сильно влияют возможности личности (государственных деятелей, руководителей, государственных служащих и т.д.). Одновременно он зависит от уровня организации и функционирования соответствующей управляющей структуры..

4. Четвертый критерий эффективности государственного управления отражает сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньев . Сложность той или иной организационной структуры непосредственно влияет на ее внутреннюю жизнедеятельность (реализацию внутренних функций) и формирование управляющих воздействий (осуществление внешних функций). Сложность продолжает подавлять инициативу и творчество в управленческих процессах.

Важное общественное значение принадлежит пятому критерию, отражающему общие - экономические, социальные, технические, кадровые и др. - издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и иных организационных структур. При их анализе и оценке следует учитывать взаимозависимость между стоимостью управления и социальными результатами деятельности управляемых объектов, затраты на протяженность коммуникаций, объективное усложнение управленческих проблем и иные моменты, определяющие управленческие издержки. Сюда входят расходы на содержание персонала управления, командировочные расходы, расходы на оргтехнику и компьютеры и т.д.

Виды государственной политики в Республике Беларусь . Главные принципы государственной политики Республики Беларусь : планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

1. Экономическая политика в Республике Беларусь . Белорусская модель экономического развития начала формироваться со второй половины 90-х годов ХХ века. В ее основе лежали ряд факторов: структура и потенциал экономики, доставшиеся нам в наследство от СССР, отсутствие значительных природных ресурсов, негативный опыт экономических преобразований в других постсоветских республиках, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках.

К характерным чертам белорусской модели экономического развития относиться:

· Сильная и эффективная государственная власть способная обеспечить экономический правопорядок в обществе. При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем и порождает ряд противоречий. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Государственное регулирование включает следующие специфические функции:

Приоритетная поддержка науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

Проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики;

Обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализация ее недобросовестных форм, злоупотреблений монопольным положением, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности;

Формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики, введение и обеспечение норм защиты прав собственности;

· Равноправное функционирование частного и государственного секторов производства . В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство предоставляет равные права для хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Осуществляя один и тот же вид экономической деятельности и государственные и частные предприятия должны конкурировать на равных условиях. В последние годы государство активно проводит политику либерализации общих условий создания и ведения бизнеса и развития деловой инициативы. В частности, существенно упрощен порядок и сокращены сроки государственной регистрации субъектов хозяйствования, упрощены процедуры выдачи специальных разрешений на осуществление видов предпринимательской деятельности, отменен ряд налогов, снижены ставки обязательных платежей.

Так, для стимулирования развития регионального бизнеса создаваемым в малых городах производственным предприятиям (производствам) предоставлен целый «пакет» мер государственной поддержки. Такие предприятия (государственные и частные) освобождены на пять лет от ряда налогов и сборов самостоятельно устанавливают цены на выпускаемую продукцию и определяют уровень заработной платы своих работников, свободно приобретают необходимые для производства сырье и материалы.

Государство и далее намерено содействовать развитию в нашей стране созидательного предпринимательства, которое укрепляет национальную экономику, создает конкурентоспособный продукт, содействует повышению уровня жизни населения.

· Проведение приватизации, с целью повышения эффективности производства и поиска заинтересованных инвесторов . Процесс реформирования отношений собственности рассматривается в республике как условие для решения важнейших социально-экономических проблем. Именно такой подход не позволил распродать за бесценок государственную собственность, превратить ее в источник обогащения отдельных семейных кланов и криминальных группировок. За период приватизации (с 1991 года) в республике реформировано более 4100 объектов государственной собственности. При этом в промышленности форму собственности поменяли более 40% государственных субъектов хозяйствования, в аграрном комплексе - около 50%, в строительстве - свыше 30%. Наиболее значительные преобразования проведены в сфере торговле, общественного питания, бытового обслуживания населения, деревообработки ипереработки сельскохозяйственной продукции, где реформировано более 70% объектов. Преобразование крупных отечественных предприятий имеет свою специфику и проводится на основе индивидуального подхода к каждому с учетом его особенностей и значимости в масштабе отрасли, региона и страны в целом. Обязательным условием продажи таких предприятий является привлечение инвестиций, а при их акционировании - сохранение в собственности государства контрольного пакета акций. Сохранение на первом этапе контрольного пакета акций за государством необходимо, чтобы убедиться в заинтересованности инвестора в долгосрочном развитии предприятия. Следует отметить, что в республике не все объекты государственной собственности могут быть приватизированы. Специальным законом определены объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность.

· Развитие интеграционных экономических процессов с Россией . Как Беларуси, так и России интеграция обеспечивает ряд серьезнейших экономических выгод, связанных с повышением эффективности и конкурентоспособности национальных экономик за счет максимального использования их взаимозависимого и взаимодополняющего характера. В рамках Союзного государства Республика Беларусь получает гарантированный доступ к природным ресурсам, имеет возможность сохранять и укреплять свои позиции на восточном рынке, целенаправленно развивать специализацию и кооперацию производства. В свою очередь Беларусь для России поставщик качественных и недорогих высокотехнологичных товаров, сельскохозяйственной продукции, а также транспортный и транзитный коридор. Результативность объединительного процесса убедительно подтверждается высокими темпами роста объемов взаимной торговли. За период с начала создание: Союза Беларуси и России товарооборот между двумя странами увеличился более чем в 5 раз.

В рамках союза Беларуси и России проводиться последовательная работа по созданию единого экономического и единого таможенного пространства. Начиная с 1997 года разрабатываются и реализуются совместные балансы топливно – энергетических ресурсов, что позволяет полнее удовлетворять потребности экономик двух государств в энергоресурсах. Реализуются совместные экономические программы, финансируемые из бюджета Союзного государства.

2. Система социального обеспечения в Республике Беларусь. Главная цельсоциальной политики Беларуси заключается в последовательном повышении благосостояния населения на основе роста и совершенствования экономики. Социальная политика в республике направлена на то, чтобы предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения. Поэтому система государственной социальной помощи в Беларуси выстраивается в соответствии с принципами нуждаемости и адресности.

Разработана стратегия реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований. Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

В Республике Беларусь законодательно установлена и обеспечивается система конкретных государственных гарантий. Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

Гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

Гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

Гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

3. Государственная молодежная политика: цели и задачи. Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально- экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация – одно из важных направлений развития белорусского общества. Молодежь является стратегическим социальным ресурсом страны. Главная идея, лежащая воснове концепции молодежной политики - обеспечение полноценного правового и социального статуса молодых граждан республики защита их прави свобод, создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в нормативно-правовых актах.

Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый 24 апреля 1992 г. В этом документе установлены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

С 1996 года основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами «Молодежь Беларуси»

В настоящее время действует Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг., которая призвана продолжить реализацию мер по формированию эффективной молодежной политики, разработанной в предшествующие годы, и направлена на развитие инновационного потенциала молодых граждан.

Новая программа предполагает решение следующих задач:

Патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них политической культуры, стимулирование ответственного и активного участия в общественно-политической жизни Республики Беларусь;

Формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения;

Создание условий для более активного и эффективного включения молодежи в социально-экономическую жизнь общества;

Развитие позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития государства;

Совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодых семей;

Развитие международного молодежного сотрудничества;

Информационное обеспечение системы работы с молодежью.

Молодежь - одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда, поскольку отсутствие необходимого практического опыта иногда становится серьезным препятствием для молодых людей, начинающих трудов жизнь. Это подтверждают данные по возрастной структуре безработицы: в настоящее время около 37% безработных в Беларуси - юноши и девушки в возрасте от 16 до 29 .

Основными направлениями государственной политики по обеспечению экономической самостоятельности молодежи являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; поддержка молодежного предпринимательства; финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в том числе для несовершеннолетних

В настоящее время в республике насчитывав 162 молодежных общественных объединения, среди которых 23 детских. Наиболее массовой молодежной организацией является Белорусский республиканский союз молодежи, насчитывающий в своих рядах почти 476 тыс. юношей и девушек. Белорусская республиканская пионерская организация объединяет более 500 тыс. детей.

4. Религиозно-конфессиональная политика в Республике Беларусь. Республика Беларусь- многоконфессиональное государство, в котором зарегистрировано 2829 религиозных общин, 25 конфессий и религиозных направлений, 142 религиозные организации общеконфессионального значения.

Государственно-церковные отношения в стране строятся на принципах уважения к чувствам верующих и неукоснительного соблюдения законодательства о религии и церкви. Большинство религиозных организаций Беларуси осуществляют свою деятельность в духе межконфессионального взаимопонимания, что способствует гражданской стабильности белорусского общества. Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, объединяющая более 80% верующих республики. В ее распоряжении находятся 1 248 православных храмов, 1 431 приход. Православное духовенство и представители государственной власти плодотворно взаимодействуют в наиболее важных для общества сферах. Государство оказывает Православной церкви содействие в решении вопросов, возникающих при осуществлении ее деятельности. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, что полностью соответствует Конституции Республики Беларусь и иным актам действующего законодательства. Приоритетными направлениями взаимодействия являются совместное развитие нравственности, воспитания, образования, культурная и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия государства. Имеется опыт сотрудничества Православной церкви с системой образования: это Свято-Евфросиниевские и Кирилло-Мефодиевские чтения, открытие в составе Белорусского государственного университета Института теологии святых Кирилла и Мефодия.

В Беларуси укрепились позиции Римско-католической церкви. Католицизм в Беларуси является одной из самых активных в республике конфессий. Он объединяет 457 общин, в распоряжении которых находятся 450 культовых зданий. Конфессия имеет прочную материальную базу, проводит значительную социальную и благотворительную работу непосредственно в общинах и через благотворительные организации. В республике хорошо известна деятельность благотворительного общества «Каритас», имеющего свои отделения во всех епархиях. Они активно занимаются оздоровлением детей, оказывают помощь домам престарелых, интернатам.

Возросло количество протестантских религиозных организаций (986 общин), которые представлены в республике 14 направлениями. Наиболее многочисленными среди протестантских являются объединения христиан веры евангельской (494 общины) и евангельских христиан-баптистов (268 общин. Взаимоотношения местных органов власти с ними отличаются корректностью и уважением. Религиозные организации оказывают благотворительную помощь верующим, нуждающимся прихожанам и социальным учреждениям.

В Беларуси насчитывается 46 иудейских религиозных общин, располагающих 8 синагогами.

Мусульманская конфессия представлена 24 общинами, имеющими в своем распоряжений 7 культовых зданий.

Кроме того, в Республике Беларусь в начале 90-х годов возникли и осуществляют свою деятельность в установленном порядке некоторые новые для нашей страны протестантские религиозные организации: христиане полного Евангелия (неопятидесятники), новоапостольская церковь. С середины 90-х годов также действуют немногочисленные общины мормонов, кришнаитов, бахай и др.

Государством проводится соответствующая работа по предупреждению деятельности так называемые деструктивных религиозных организаций, нарушающих действующее законодательство, а также права и интересы граждан. Органами власти, основными конфессиями и СМИ ведется необходимая разъяснительная работа среди населения.

Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Феномен представительства существует на протяжении всех этапов развития человеческого общества, имеет место во всех сферах социальной жизни и на всех уровнях ее организации. Особое место в общественной организации принадлежит политическому представительству. Как показывает социальный опыт, прямое политическое участие людей возможно в небольших общинах, где решения принимаются на собраниях большинством голосов. Самоуправление не может осуществляться отсутствующими и требует физического присутствия участников – плебисцита. Плебисцит как форма выражения и осуществления власти сохранялся во все времена в небольших социальных образованиях. Политические решения на них принимаются непосредственно участниками плебисцита. В современных государствах получили распространение многие формы плебисцита: собрания, сходы, митинги, манифестации и т.д. Развитие средств коммуникации привело к рождению такого института непосредственного участия в принятии важнейших политических решений как референдум.

Однако в современном государстве и его политических институтах наибольшее распространение получили опосредованные формы реализации властных полномочий, при которых один политический субъект, играет роль представителя другого политического субъекта. История политических отношений показывает, что властвующий субъект крайне редко выступает от своего имени («Государство это – я», – Людовик ХIV). Как правило, он считает себя или является фактически представителем других политических сил (государства или его института, нации, класса, сословия, политической партии, населения определенной территории т. д.). Отношения, возникающие между этими субъектами, позволяющие выступать одному из них в качестве представителя другого (других), т.е. осуществлять от имени первого властные полномочия и иную политическую деятельность, являются отношениями политического представительства.

История развития политических отношений знает различные способы возникновения отношений политического представительства:

– в результате узурпации, насильственного захвата власти (например, при установлении любых типов диктатур);

– путем традиции (например, при передаче властных полномочий в наследной монархии);

– посредством делегирования властных полномочий, которое может осуществляться в авторитарной форме (как, например, наместничество) и в демократической форме (выборы президента, парламента);

– нетрадиционным путем, при определенных обстоятельствах (например, назначение регента, осуществляющего высшие властные полномочия до совершеннолетия монарха или фаворитизм, когда высшие властные полномочия в государстве осуществляет человек, не имеющий на то формальных оснований).

Но наиболее распространенным в современных государствах способом формирования политического представительства является делегирование власти.

В современных демократических государствах различают два направления процесса делегирования власти: «снизу – вверх» и «сверху вниз». Первый случай характерен при передаче полномочий народа его представителям (президенту, депутатам парламента) посредствам процедуры демократических выборов, второй – при последующем распределении властных полномочий (президент или парламент делегируют исполнительные полномочия премьер-министру, который далее делегирует их министрам и т.д.).

Известно, что политика начинается там, где затрагиваются интересы больших групп людей, «где миллионы». Но политические отношения возникают там, где из миллионов выделяется политик, принимающий решения, касающиеся судеб этих миллионов, при условии признания его права на такого рода решения. Т.е. этот политик должен являться легитимным представителем социальной общности.

В политической системе существует ряд институтов, выполняющих схожую функцию представительства интересов. К ним можно отнести парламент, политические партии, лоббизм, корпоративизм и неокорпоративизм, средства массовой информации.

Понятие и происхождение политических партий. Слово "партия" происходит от латинского слова "pars" , "partis" , что в переводе означает «часть». Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе.

Первые упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира. Так Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э. В средние века партиями называли группировки феодалов, носившие чаще всего временный характер, например, «партии» Алой и Белой Розы в средневековой Англии.

Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права , что открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни. Политические партии формировались в результате слияния в единые организации избирательных комитетов, обеспечивавших поддержку своих кандидатов в депутаты парламента. Так были созданы Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.

2. становление и развитие массового рабочего движения , в основу которого легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против эксплуатации, капиталистических отношений и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии.

К концу XIX в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать одним из важнейших социально-политических институтов, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Политическая партия это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

Основные признаки, структура, функции политических партий. Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций :

Наличие организационной структуры;

Наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

Наличие программы совместной деятельности;

Выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

Особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;

Наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.

Структуру политической партии можно представить следующим образом.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...