Главный режиссер театра на таганке сегодня. Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры. Поэзия и проза: новое видение

Тот самый театр, где когда-то работал Высоцкий, и где начинал свою большую карьеру Золотухин. Театр, начинавший свою работу не с постановок драмы, а с инсценировок поэтических произведений Пушкина и Маяковского. Театр драмы и комедии, театр на Таганке. Об истории знаменитого московского театра расскажет сегодня сайт.

Театр драмы и комедии

Театр на Таганке был создан в 1946 году, почти сразу после окончания войны. В то время главным режиссером назначили Александра Плотникова, который предложил для премьерного спектакля «Народ бессмертен» по мотивам романа Василия Гроссмана. Труппу набрали быстро — из учеников московских театральных студий и различных театров помельче.

Театр на Таганке был создан почти сразу после окончания войны


Правда, дело как-то не задалось: театр не пользовался популярностью у зрителей. К 1964 году ситуация сложилась настолько плохая, что Театр драмы и комедии имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Именно тогда главным режиссером назначили Юрия Любимова, в то время актера театра имени Вахтангова, который и сделал театр на Таганке таким, каким мы его знаем и любим.

Театр на Таганке

Дебют Любимова

Дебютной постановкой Любимова в качестве режиссера на сцене театра на Таганке был спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставший настоящим символом театра и сохранившийся в репертуаре и по сей день. Это была дипломная постановка его учеников по Щукинскому училищу, которых он и привел с собой в труппу. Следующие спектакли только подкрепили успех Любимова. Одними из самых известных были «Десять дней, что потрясли мир» по Риду, «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони» и «Мастер и Маргарита».


Юрий Любимов, знаменитый режиссер тетра на Таганке

Брехт в основе Таганки

Вообще, Любимов был поклонником идей «эпического театра» Брехта. Немецкого драматурга он ставил в один ряд с такими знаменитыми писателями как Шекспир и Мольер. Взойдя на режиссерский трон, Любимов повесил в фойе театра портреты «трех столпов театра»: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Правда, райком партии настойчиво порекомендовал ему добавить к этой троице еще и Станиславского.

Юрий Любимов был поклонником идей «эпического театра»


Кстати, именно Любимов добавил к названию «Театра драмы и комедии» знаменитое «на Таганке», которое с легкой руки московских театралов быстро превратилось в просто «Таганку». Любимов перевернул все с ног на голову не только в области репертуара, но и относительно декораций. При нем довольно консервативный театр на Таганке стал самым авангардным театром страны. Театр обходился почти без занавеса и декораций, применяли пантомиму и теневой театр. Спустя 10 лет театр стал самым посещаемым в Москве.



Выставка в фойе театра

Поэзия и проза: новое видение

Любимов привнес в работу театра новые идеи. Например, слова на сцене перестали иметь такой большой смыл, на передний план вышли музыка, пени и движение. Первым спектаклем, основанном на стихах, стали «Антимиры» по Вознесенскому. На сцене появлялись Чехов и Брехт, Пушкин и Маяковский, Булгаков, Пастернак и Достоевский, здесь встречались Серебряный век и стихи военной поры. Все это органично уживалось в авангардном театре на Таганке.

Высоцкий за «Гамлета» получил гран-при на фестивале «БИТЕФ»


На сцене работали знаменитые актеры, в том числе Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Демидова и сам Владимир Высоцкий! Он был по-настоящему скандальной личностью, например, многие критики отмечали, что знаменитый монолог Хлопуши из «Пугачева» по Есенину он исполнял за гранью физических возможностей человека. А в 1976 на театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» с Высоцким в главной роли получил гран-при. В 80-х в честь артиста был поставлен спектакль, названный его именем, но он вскоре был запрещен.



Владимир Высоцкий в знаменитой роли Гамлета

Разлука и раскол

Из-за необычного взгляда на принципы театрального искусства у Любимова не прекращались проблемы с советской властью. Закончилось все тем, что в 1984 режиссер был вынужден покинуть страну и разлучиться с любимым театром. Полоса отчуждения длилась 5 лет, и жизнь театра на Таганке разделилась на «до» и «после».

Из-за проблем с советской властью Любимов покинул страну на 5 лет


Все это время на посту режиссера находился Эфрос, чье творческое видение в корне расходилось с точкой зрения Любимова. В начале перестройки Любимову позволили вернуться, и он с новыми силами принялся возрождать свое любимое детище. Именно благодаря нему на сцене Таганки появились знаменитые спектакли «Живой», Владимир Высоцкий" и «Борис Годунов», которые были запрещены. Поставил он и новые спектакли: «Самоубийца», «Электра», «Евгений Онегин».



Спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра на Таганке

В 1992 труппа театра раскололась надвое, и от Таганки отделилась группа, назвавшая себя «Содружество театров Таганки», которая под руководством Николая Губенко заняла новое здание театра на Таганке. Но это не сломило железную волю Любимова: он продолжил творческую работу, взялся за «Фауста» и даже поэзию обэриутов.

Юрий Любимов покинул пост руководителя театра на Таганке в 2011 году


В 2011 Юрий Любимов все-таки покинул пост руководителя театра, и бразды правления перешли к Валерию Золотухину. Но из-за плохого здоровья Золотухин тоже был вынужден отказаться, и через полтора года новым директором был назначен Владимир Флейшер.

"Мы хотим, чтобы Кибовский или кто-то из его заместителей выслушал нас и согласился с нашими аргументами против назначения сейчас какого бы то ни было художественного руководителя театра . Сейчас для этого не время", – сообщил председатель худсовета Феликс Антипов.

ПО ТЕМЕ

Свое решение труппа мотивирует тем, что театру предстоит капитальный ремонт и спектакли играются на чужих площадках. "Никаких премьер сейчас все равно не будет. Главное – сделать ремонт, а там можно подумать о художественной стороне дела ", – пояснил Антипов.

Отметим, в начале марта новым директором Театра на Таганке была назначена актриса Ирина Апексимова , сменившая на этом посту Владимира Флейшера. После этого стало известно, что несколько сотрудников театра написали в Департамент культуры письмо с просьбой назначить худруком председателя комиссии по культуре Мосгордумы Евгения Герасимова. Однако большая часть труппы эту кандидатуру не поддержала, из-за чего в театре возник конфликт.

По словам Антипова, в ближайшее время Апексимова пойдет на прием к Кибовскому с просьбой повременить с назначением худрука. Добавим, после ухода Юрия Любимова из театра в 2011 году директором и худруком был Валерий Золотухин, который скончался в 2013 году. С тех пор худрука у театра нет.

Создан 23 апреля 1964 года на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946-м).
В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего - Театр на Таганке, в обиходе - просто Таганка.

Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Следующие спектакли закрепили успех. В «Десяти днях, что потрясли мир» по Д. Риду - «народном представлении в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой» - зрители попадали в накаленный и праздничный мир революции. Праздником театра здесь становилось все. Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, живое дыхание дня - все это делало Таганку не просто популярной, но жизненно важной. С публикой говорили прямо и не скрывая лица. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актеров Таганки первой ее поры - Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову - и стали традицией, обязательной до сих пор.

Другая традиция - владение всей палитрой искусств. Слово и действие - основа драмы - были так же важны, как музыка, движение, пение. Со спектакля «Антимиры» по стихам Вознесенского начался на Таганке театр поэзии; со спектакля «Живой» по повести Можаева - театр прозы. Театр давал своим зрителям уроки литературы, пройдя с ними за 40 лет путь мировой классики с античных времен до Чехова и Брехта. Здесь царили Пушкин и Маяковский, поэты Серебряного века и военной поры; по произведениям Достоевского, Булгакова и Пастернака, «деревенской», «городской» и военной прозы создавался сценический эпос.

Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления; дарила максимум того, на что способен был театр в условиях несвободы, служа кафедрой и трибуной, царством искусств - и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее - из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

Судьба Таганки никогда не была легкой. Постоянный конфликт с властью разрешился трагично и резко: отъездом Любимова за границу, отлучением его от страны, от театра, разлукой. Полоса отчуждения длиною в пять лет (1984-1989) рассекла историю Таганки на две неравные части. Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр; добился выхода в свет запрещенных спектаклей: «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Пришлось пережить и нередкий в те годы раскол театра, от которого отделилась группа, назвавшаяся «Содружеством актеров Таганки». Но сломить волю создателя Таганки, погасить творческий запал коллектива никому еще не удалось, и вряд ли это возможно. Неутомимый Любимов, патриарх российской режиссуры, уже перешагнувший рубеж 80-летия, ставит «Фауста» и поэзию обериутов, окружает себя молодежью и ловит ритмы нового дня.

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

Московский театр на Таганке может лишиться значительной части репертуара. Основатель и бывший художественный руководитель Юрий Любимов намерен запретить играть свои авторские спектакли. И это - не единственный конфликт. Часть актёров Таганки считает - спасти театр может только возвращение Любимова. Но с такой перспективой категорически не согласна другая часть труппы.

Эксперимент без Юрия Любимова провалился. Так начали пресс-конференцию пятеро ведущих актеров театра на Таганке. Они организовали эту встречу с журналистами, чтобы сказать: по их мнению, бывший бессменный худрук должен вернуться в родной театр.

"После многих месяцев тоски, лжи, передергивания фактов хотелось бы сказать: без Любимого этот театр развиваться не может", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

Личность Юрия Любимова не впервые дает повод собрать пресс-конференцию. Сегодня здесь и те, кто назад высказывали совсем противоположные мнения. Тогда актеры боролись за уход худрука из театра.

"Что возмутило Юрия Петровича и его жену - каким-то образом эти "отвратительные твари", "жалкие клопы" и "быдло" вдруг заговорили, да еще мало того, предъявляют претензии", - сказал тогда актер Феликс Антипов.

Сегодня актер Феликс Антипов говорит, что горячо сожалеет о сказанном: "Оказалась не по Сеньке шапка. Полтора года театр искал что-то свое, но эти пути оказались тупиковыми. Я не очень доволен спектаклями, которые у нас идут после Юрия Петровича".

К новому руководству театра актеры относятся критически. Впрочем, они несколько раз подчеркнули, что выражают не мнение труппы, а свое собственное. И кому пофамильно адресуют критику говорить отказались. Только уточнили - это не касается бывшего директора театра Валерия Золотухина.

"К великому сожалению, к руководству театра прорвалась некая группа самозваных управленцев. Лозунги, под которыми они пришли, нас смутили: чтобы духу Юрия Петровича не было, мы будем строить наш театр, поэтому наш театр начал ветшать", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

В труппе театра случился раскол. В то время как часть актеров хочет вернуть Юрия Любимова, другие - собрали подписи против возвращения бывшего худрука. Уверяют: в последнее время театр начал расцветать.

"Большая часть коллектива не хочет больше работать, у меня здесь есть письма, - говорит заведующий труппой, заслуженный артист Иван Рыжиков. - За последние два года театр выпустил 6 премьер, у нас достаточно сил и возможностей поддержать репертуар и жизнь театра".

Сам же Юрий Любимов несколько дней назад заявил, что вынужден запретить показ своих авторских спектаклей на Таганке в связи с ухудшением их качества. А в афише театра только на март несколько легендарных спектаклей режиссера, которые он поставил десятилетия назад: "Добрый человек из Сезуана", "Мастер и Маргарита", "Тартюф". Тогда в них играли Высоцкий, Демидова, Смехов, Золотухин.

Основатель "Таганки" Юрий Петрович Любимов принял решение уйти из театра в июле 2011 после конфликта с труппой. Новым директором и худруком стал Валерий Золотухин, но недавно из-за состояния здоровья был вынужден подать заявление об уходе. Директором стал Владимир Флейшер, вопрос же о назначении худрука Театра на Таганке пока не рассматривался.

"Ежели вы хотите строить свой театр, то он должен называться по-другому. Это уже не должен быть Театр на Таганке. А если мы остаемся Театром на Таганке при живом создателе и этот создатель даже не может войти в этот театр - это кощунство", - сказал актер Дмитрий Высоцкий.

В завершение пресс-конференции организаторы связались с самим Юрием Любимовым, чтобы узнать его мнение о возможном возвращении.

"Этот вопрос будет решаться 29-го. И видимо, министр Москвы примет это во внимание, я надеюсь. Это же официальное заявление ваше", - сказал он.

Встреча Юрия Любимова с главой Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым возможно, поставит точку в этом вопросе.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...