Крайне консервативные идеи и организации. Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.

Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность - показатель этой ценности;


Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;

Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;

Неверие в возможность социального равенства между людьми; - частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка;

Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;

Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

Незыблемость устоявшегося социального порядка, неприкосновенность привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);

Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.

Основные политические идеи консерватизма:

Цель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров;

Цель политики - выработка реформаторского типа социальных изменений;

Цель политики - поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;

Идея защиты семьи, религии и национального величия;

Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм.

В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.

Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к участию в управлении предприятиями как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.

Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:

Только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

Свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

Классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

Главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;

2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая формально – юридическое равенство, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;"

4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;

5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.

2. Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

6) за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;

г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:

4. Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества

Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.

Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).

Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).

Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Социал-демократическая идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.

Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы социализма.

Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них - правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.

Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.

Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма демократии - политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа», с «гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная демократия обеспечивает преодоление неравенства в международном масштабе, устранение тоталитарных режимов и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.

Основными принципами социал-демократизма являются:

1) отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу,

который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;

2} осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;

3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

4) стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.

Характерные черты социал-демократизма:

Материалистическая трактовка общественной жизни;

Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;

Гуманистический характер текущих и конечных целей, социальный коллективизм;

Исторический оптимизм.

Основные политические идеи.

Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;

Приверженность принципу демократического парламентаризма;

Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;

Приоритет мирных, демократических средств достижения поставлен­ных целей;

Государственное регулирование экономики и развитие рыночных меха­низмов;

Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их до­статочную безопасность.

Другие политические идеологии современности.

К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.

Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.

Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.

Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.

Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.

Сторонники консервативной идеологии, родоначальником которой принято считать английского государственного деятеля XVIII в. Э. Бёрка, исходят из того, что общественная жизнь покоится на сложившихся традициях. Поэтому они выступают за бережное отношение к существующим учреждениям, институтам, поддерживают только такие изменения, которые проводятся постепенно, с оглядкой на прошлое. Осуществлять назревшие перемены должны люди, которые понимают ценность исторически сложившихся общественных устоев, обладают необходимым государственным опытом. Отсюда скептическое отношение консерваторов к любому общественному, политическому знанию, претендующему на новацию, к ученым и теоретикам, настаивающим на существовании универсально истинных абстракций, принципов, теорий. Ведь то, что разумно, что хорошо, что приемлемо, уже воплощено в традициях, в существующих законах, экономических, социальных, политических институтах и структурах. Еще одна черта консерватизма - отрицание существования универсальной природы человека. По мнению его представителей, потребности, желания, интересы людей определяются местом, временем, обстоятельствами их жизни. Следовательно, люди не могут сформироваться самостоятельно. Этот процесс происходит под воздействием социальной практики, общественных и политических институтов. Консерваторы понимают, что равенство всех людей в своих правах и свободах не подкреплено равенством их способностей, здоровья, возможностей. Поэтому демократию, претендующую на реализацию равенства во всех сферах, они не считают абсолютным благом. Справедливость, по их мнению, не есть нечто большее, чем беспристрастное и точное применение законов. Наконец, следует отметить такую черту консерватизма, как национализм. Консерваторов, в том числе современных, мировые процессы, включая глобализацию, интересуют лишь в той мере, в какой они влияют на положение дел в родной стране. Они против вмешательства в дела других государств, за исключением тех случаев, когда это диктуется национальными интересами, сдержанно относятся к любым транснациональным проектам типа «европеизации», хотя под давлением обстоятельств идут на их реализацию. 813 В российском общественном сознании с консерватизмом ассоциируются определенные политические позиции и установки, как правило, негативного характера. В основном они идут из недавнего советского прошлого. Например, принято считать, что консерватор обязательно носитель реакционных настроений, противник любых изменений прогрессивного характера, враг демократии, сторонник тоталитаризма и авторитаризма, крайний националист. Однако если внимательно взглянуть на историю, социальную и политическую практику России, зарубежных стран, то увидим, что все не так однозначно. В разных исторических условиях, в различных общественных ситуациях те или иные представители консерватизма могли занимать и занимали различные политические позиции. То, что объединяет всех представителей консерватизма, - это их тяготение к «охранительству», к осмотрительности, взвешенности в проведении общественных преобразований. Эта функция консерватизма, консерваторов исключительно важна для любой страны. Как идейное течение консерватизм в России всегда имел немало сторонников: А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, К. С. Аксаков, Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, другие мыслители XIX-XX вв. Однако их влияние на общественно-политическую жизнь страны, как правило, было невелико. Многие проблемы, невзгоды Российской империи, Советского Союза, современной России связаны именно с избытком революционности и недостатком консерватизма в политических традициях, политической истории нашей страны. Обратимся для примера к наследию такого крупного мыслителя и государственного деятеля, как профессор Московского университета, а впоследствии обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев (1827-1907). Среди своих либеральных современников, в советской исторической науке он слыл едва ли не символом политической и духовной реакционности, гонителем и душителем всего передового. На школьной скамье заучивали знаменитые строки А. Блока о «совиных крылах» Победоносцева, распростертых над Россией. Однако именно 814 Победоносцев провозглашал, что дело власти есть дело непрерывного служения благу народа, а потому это, в сущности, самопожертвование. «Велико и свято значение власти, - писал он. - Власть, достойная своего призвания, вдохновляет людей и окрыляет их деятельность: она служит для всех зерцалом правды, достоинства и энергии», Победоносцев предупреждал против идеализации демократии, указывая, что при демократическом образе правления правителями становятся «ловкие подбиратели голосов». Горький исторический опыт, отмечал он, «показывает, что демократы, как скоро получают власть в свои руки... становятся тоже властными распорядителями народной жизни, отрешенными от жизни народной, от духа его и истории, произвольными властителями жизни народной, не только не лучше, но иногда и хуже прежних чиновников». Он обращал внимание на то, что не все старое заведомо плохо, так как «в глубине старых учреждений часто лежит идея глубоко верная, прямо проистекающая из народного духа, именно это необходимо больше всего ценить». Мысли, актуальные для современной России.

  • Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
  • § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
  • Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
  • § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
  • § 3. Укрепление белорусской государственности
  • Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
  • § 2. Консервативная идеология
  • § 3. Коммунистическая идеология
  • § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
  • § 5. Идеология и демократия
  • § 6. Идеология и гражданское общество
  • Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
  • Раздел I. Основы конституционного строя
  • Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
  • § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
  • § 3. Политико-правовое значение суверенитета
  • § 4 Характеристика основ конституционного строя
  • § 5 Судебная система Республики Беларусь
  • Хозяйственные и общие суды
  • Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
  • §1. Политическая культура как духовная сфера
  • §2. Проблемы формирования политической культуры
  • §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
  • §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
  • Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
  • § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
  • § 3. Информационное поле Беларуси
  • § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
  • Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
  • §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
  • § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
  • § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
  • Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
  • § 2. Степень религиозности молодежи
  • Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
  • § 2. Виды избирательных систем
  • § 3. Стадии избирательного процесса
  • Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
  • Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
  • § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
  • Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
  • I этап - советский (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов)
  • II этап - постсоветский (1991 год – настоящее время)
  • § 2. Структура и функции белорусского парламента
  • § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
  • Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
  • § 2. Идеология экономической политики Правительства
  • § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
  • § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
  • § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
  • § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
  • Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
  • § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
  • § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
  • § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
  • Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
  • §2. Приоритеты в сфере образования
  • §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
  • §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
  • §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
  • Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
  • Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
  • Сведения об авторах
  • Литература
  • § 2. Консервативная идеология

    Консерватизм – от латинского слова – охранять, сохранять. Одно из направлений современной идеологии. Элементы консерватизма имеются в работах Аристотеля. Но до настоящего времени в западной политической мысли наблюдается стремление сформулировать принципы консерватизма. Наиболее видным идеологом консерватизма является видный английский политический деятель XVIII века Э.Берк. Член английского парламента от партии вигов он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопросам английской, европейской и мировой политики. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, явилась Великая французская революция 1789 года. Эта революция изображалась им в образе зла, которое захватывает людей, лишенных правильного понимания своей сущности и законов человеческого общежития. Основные принципы консерватизма в его трактовке были следующие. Во-первых, человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества. Во-вторых, социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков. В-третьих, человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. В-четвертых, зло заключено в самой человеческой природе, а не в социальных институтах, не в общественно-экономической системе. Общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше прав индивида. Права индивида есть лишь следствие его обязанностей. В-пятых, люди от природы неравны, а следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими. В-шестых, существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла. Это требование не отрицает необходимости общественных преобразований 19 .

    Консервативная идеология в изложении Э.Берка во многом была реакцией английского правящего класса не только на революционные события во Франции в конце XVIII века, но и своеобразной попыткой сформулировать идеологию английского общества, совершившего свою революцию в XVII веке и приступившего к реализации масштабной колониальной политики. Англия в то время стала на путь широких территориальных захватов в Индии, Америке, Австралии. Колониализм и консерватизм в английской политике всегда шли рядом, подпитывая друг друга. Колониализм являлся материальной основой консерватизма, а консерватизм идеологически оправдывал необходимость колониальной экспансии. Консерватизм был идеологией крупного капитала, раздобревшего на эксплуатации колониальных стран. В дальнейшем консерватизм стал идеологической основой империалистической политики западных стран. Страсть к богатству в среде консерваторов всегда облачалась в религиозные одежды, апелляция к традиции, к мудрости предков должны были доказать превосходство английского джентльмена над «дикими», как они говорили, народами. Отсюда известное оппозиционирование консерватизма и либерализма. Консерватизм всегда скептически относился к прославлению индивидуализма, рыночной стихии, конкуренции, считая эти принципы либерализма демагогией полуобразованных выскочек из бюргерской среды. Но поскольку и консерватизм, и либерализм являются идеологией охраны прав меньшинства как в геополитическом, так и в социально-классовом плане, то между ними какой-то принципиальной разницы не существует. Для консерватора важна не истинность его идеологической конструкции, а ее институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Известный идеолог консерватизма М.Оукшотт отмечал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны» 20 .

    Такое понимание природы консерватизма ведет к тому, что консервативная идеология лишается исторического и гносеологического обоснования своей доктрины, не имеет собственной почвы развития. Как подчеркивал С.Хантингтон, «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм – этот призыв к истории, сам без истории» 21 .

    Консерватизм является необходимым утилитарным дополнением к системе взглядов той части политической элиты западных стран, которая ведет свою родословную от аристократических фамилий феодальной эпохи. Отсюда заигрывание с религией, традицией, предками как теми элементами, которые должны консолидировать общество, удержать его в границах неизменной парадигмы развития. Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-политического порядка западных стран.

    На Западе стремятся придать консервативной идеологии новое дыхание, очистить ее от либерализма. Хотя многие исследователи считают, что история европейского консерватизма закончилась, тем не менее существуют и оптимистические мнения. Так подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе политическое пристанище и передачи политической функции консерватизма от правых партий к левым силам с целью сохранения демократической цивилизации на Западе. При таком развитии событий, подчеркивает Дж.Грей, консерватизму принадлежат лишь три принципа. Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры. Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам 22 .

    Такая интерпретация консерватизма обусловлена кризисом западной парадигмы развития. В результате возникает желание сконструировать некую антропологическую метафизику, которая неподвластна историческому процессу и тем самым способна увековечить социальные порядки западной цивилизации.

    Все это обусловило попытки западных идеологов сформулировать современную консервативную идеологию – неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающего традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом 23 .

    Возникновение неоконсерватизма относится к 60-70-м годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности и возник серьезный кризис в смысле жизни человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоотвественности гражданина и государства.

    Неоконсерватизм способствовал значительному теоретическому обновлению традиционного консерватизма. Так из противника научно-технического прогресса неоконсерватизм превратился в убежденного его сторонника. В отличие от традиционного консерватизма, манкировавшего идеологией, неоконсерватизм жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика – это безоружная политика». Еще отличие неокнсерватизма от традиционного консерватизма. Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна прежде всего рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.

    Неоконсерватизм выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.

    В этнокультурной сфере неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым глобализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.

    Неоконсерватизм представляет собой сложное и противоречивое образование, порой конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал Л.Аллисон, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми» 24 . В этой связи выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов. Разнородность неоконсерватизма и разнобой в его оценках обусловлены объективным отсутствием действительного потенциала прогрессивного развития западной цивилизации.

    В 1983 году был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М.Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа» 25

    И здесь возникает вопрос: в каком плане консервативная идеология может войти в состав идеологии белорусского народа? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не как идеология охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев. Именно в этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и говорил, что хотя «наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма» 26 . Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией социализма и коммунизма. Такова диалектика переживаемого исторического момента.

    Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди - разные мнения.

    Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

    Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

    Что такое консерватизм - определение

    Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

    • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

    Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве , но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

    Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

    Причина появления консерватизма

    Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы. Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

    Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод , а социализм - социального равенства. Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс. Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

    • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

    Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

    Консервативные партии мира

    На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

    Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

    На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

    Психологический тип консерватор

    Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

    Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор. Радикал - это человек , который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка. Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

    Консерватор - человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

    Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

    Консерватизм (Conservatism), от лат. Conservo - сохраняю, идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, система воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства.

    Эта «охранительная» тенденция общественно- политического мышления коренится в так называемом тради­ционализме -обычной психологической склонности людей дер­жаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно оп­ределенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требова­ниями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Бёрка (1729-1797), Жозефа де Местра (1753 -1821), Луи де Бональда (1754-1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848) и других мыслителей этой эпохи.

    По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общест­венного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремле­ниям. И нашел ее в конце концов в естественном традициона­лизме, в идеях непрерывности, преемственности и органично­сти общественного развития.

    Основополагающие (классические) консервативные ценности были сформулированы англичанином Э. Берком в его работе «Размышления о революции во Франции». В общем виде они могут быть представлены следующим образом:

    1) Религия составляет основу гражданского общества. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность.

    2) Общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах воплощена мудрость предшествующих поколений, накопленная столетиями. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно.

    3) Инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общественная и государственная жизнь в значительной мере основана на предубеждениях, опыте и привычках.



    4) Общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека.

    5) Всякое общество - это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Неравенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осуществляется управляемость и упорядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обусловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

    6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не существует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного.

    Выбор таких исходных консервативных ценностей предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему .

    «Исторический органицизм» означает истолкование общественных про­цессов по аналогии с развитием любого живого организма, кото­рое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в лю­бом организме ничего «лишнего» или «неразумного».) Кроме то­го, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя так­же переделывать, перестраивать общественный организм по сво­ему разумению - будет только хуже.

    Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии идея естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципи­ально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отме­ченности Богом наконец.

    Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определен­ную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требовани­ем всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «ор­ганическую целостность» государства, нации и т.д.

    Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и полити­ческих институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в исто­рическом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надеж­нее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защи­щать самыми решительными средствами.

    Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на со­хранении существующего положения вещей, все же не может от­вергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются с суще­ствующими порядками и развиваются подконтрольно . Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции разви­ваются по рациональным планам, на самом же деле они пред­ставляют собой хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно.

    Кроме того, по­степенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррек­ции, исправления возникающих нежелательных последствий. По­сле революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

    Консервативная идеология, возникшая как антипод либера­лизма, нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего . И поскольку потреб­ность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со свои­ми собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения.

    В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отно­шения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т.д. Этому, правда, в немалой сте­пени способствовало то, что на протяжении длительного време­ни консерваторы и либералы вынужденно держали «единый фронт» против идеологии социализма.

    Подлинный ренессанс консерватизма наступил в 70-80-е годы прошлого столетия. К этому моменту либеральные и соци­ал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей государства всеобщего благо­состояния, нагруженного неподъемными социальными про­граммами. Не добавили им популярности и первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техноген­ных кризисов, справляться с которыми действовавшим в тот период политическим элитам явно не удавалось.

    В таких сложных условиях инициаторами перемен выступи­ли именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципа­ми» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, предложили обществу обшир­ную программу антикризисных мер, во многом сумев ее реали­зовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высво­бождение предпринимательской инициативы, снижение нало­гов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

    По меткому ироничному выражению одного из западных политологов, неоконсерватор – это «либерал, схваченный за горло реальностью».

    В рамках новой неоконсервативной стратегии были сущест­венно урезаны многие социальные программы, несколько со­кращен госаппарат, сужены функции государства и т.д. Это дало свои плоды - в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение.

    Вместе с тем современные неоконсерваторы не забы­ли и ценностей доиндустриальной эпохи - прочная семья, вы­сокая нравственность, культура, духовность и пр. Все это, вме­сте взятое, и обеспечило в 70 -80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии . В 90-е, правда, маятник «либе­рализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторо­ну, но несильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени они укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияния социалистической идеологии. Неоконсерватизм сегодня зачастую опасно близко соседствует с национализмом.

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...